http://www.zabvektor.com
ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853
АРХЕОЛОГИЯ ARCHEOLOGY
УДК 902:903.7(571.55)
DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-4-128-136
Александр Васильевич Константинов,
доктор исторических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: konstant1956@mail.ru
Археологические работы на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Забайкальского края
В статье освещены предварительные результаты археологических исследований территории прилегающей к Успенской церкви в с. Калинино (Монастырское) Нерчинского района Забайкальского края. Церковь, построенная в 1712 году по указу Петра I, является уникальным памятником истории и культуры, самым древним каменным сооружением на территории от Байкала до Тихого океана. Данная территория представляет собой значительный интерес, поскольку предположительно на этом месте казаками П. Бекетова в 1653 году был построен первый Нерчинский острог, а затем здесь было поселение и Нерчинский Успенский монастырь. В монастыре нашли приют первые землепроходцы Забайкалья, одновременно монастырь использовался для заточения особо опасных государственных преступников. Здесь «под строгим караулом» в 1730-х годах содержался опальный иерарх Русской Православной Церкви Гедеон (Г. Дашков). Археологические работы позволили установить характер культурного слоя, получить разнообразные артефакты, выявить захоронения и предварительно наметить границы некрополя. К северу от храма ведутся целенаправленные поиски могилы Гедеона. Дальнейшее проведение археологических работ накануне предстоящей реконструкции церкви представляется крайне необходимым. Это позволит составить более полное представление о храме, который является одним из символов Забайкальского края, а также о характере одного из первых в крае русских поселений, определить границы охранной зоны.
Ключевые слова: село Калинино (Монастырское), Нерчинский Успенский монастырь, церковь Успения Пресвятой Богородицы, Гедеон (Г Дашков), культурный слой, артефакты, некрополь
Вводная часть. В 2016, 2017 годах волонтёрским археологическим отрядом Забайкальского государственного университета под руководством автора статьи при поддержке Забайкальского регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» проводились разведывательные работы на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Нерчинского района Забайкальского края.
В настоящее время церковь хорошо известна. Она расположена на правом берегу Шилки в селе Калинино. Её можно видеть и с поезда, который идёт по левому берегу в районе ст. Приисковая, и с автомобиль-
ной трассы, идущей от станции на г. Балей. Церковь уже издалека привлекает людей архитектурными формами, а вблизи своими разрушениями - наклонившимися куполами, обвалившимся сводом, трещинами по стенам и т. д. Церковь отражает все сложные перипетии нашей истории.
Широкую известность церковь получила в 1980-х годах благодаря исследованиям, проведённым известным специалистом по историко-архитектурному наследию Н. П. Крадиным. Он первый собрал сведения по истории церкви, обратил внимание на её уникальность как памятника архитектуры начала XVIII века, а также оценил масштаб раз-
128
© Константинов А. В., 2017
рушений и поставил вопрос о необходимости срочной реконструкции здания. Оценивая значение церкви, построенной в 1712 году по указу Петра I, он особо подчёркивал, что она является единственным примером каменного церковного зодчества на территории к востоку от Байкала того времени [10, с. 53-54]. Однако в практическую плоскость вопрос, к сожалению, так и не перешёл. Автор впервые посетил церковь в 1984 году. В это время она не имела никакого ограждения, скот свободно заходил в храм и он в буквальном смысле напоминал «авгиевы конюшни».
Интерес к церкви резко возрос в начале 2000-х годов. Усилиями волонтёров церковь была освобождена от мусора, а вокруг церкви на расстоянии 5-8 м установлена ограда. Об её истории, архитектуре, необходимости реконструкции в это время были написаны десятки статей в различных периодических изданиях. Подчёркивая значимость памятника для Забайкалья, её изображение помещали на обложках ряда научных изданий, посвя-щённых истории и охране историко-культурного наследия в крае.
Поэтому не удивительно, что по итогам конкурса «7 чудес Забайкалья», проведённом в Забайкальском крае в 2010 году, наибольшее количество голосов получила именно Успенская церковь. В целях организации её реконструкции был создан попечительский совет, председателем которого стал губернатор края Р. Ф. Гениатулин. В 2011 году была разработана проектно-сметная документация - «Проект консервации объекта культурного наследия» и «Реконструкция церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Кали-нино, Нерчинского района». В крае начался сбор средств на реконструкцию, работы планировалось начать к 300-летию церкви в 2012 году. Однако осуществить задуманное из-за нехватки средств так и не удалось. Заметим, что вопрос о проведении археологических исследований на территории, прилегающей к церкви, в принятых документах даже не был обозначен. Церковь внесена в реестр Забайкальского края как памятник архитектуры.
Результаты исследования. Само местоположение и история церкви примечательны. Церковь расположена в с. Калинино (бывшее Монастырское) на правом берегу Шилки напротив устья Нерчи в непосредственной близости от старинного сибирского города Нерчинска - административного центра «земли Даурской». Как известно Нерчин-ский (Нелюдский) острог был основан в 1953 году М. Урасовым - казачьим десятником в
отряде П. Бекетова. Построенный им «малый осторожек» был поставлен на правом берегу Шилки, и вполне вероятно, на месте современного села Калинино. Это подтверждает анализ карты окрестностей. Выше по течению по правобережью широкая пойма и нет удобных мест для поселения. В районе села южная протока Шилки выходит к террасе, удобной для поселения. Острог просуществовал совсем недолго и был сожжён тунгусами в 1656 году. В 1658 году острог был заново отстроен А. Пашковым, но уже в 6 км выше прежнего на левом берегу Шилки при впадении в неё Нерчи. Таким образом, церковь и острог в течение XVIII века находились в пределах видимости в нескольких километрах друг от друга (в начале XIX в. Нерчинск из-за наводнений вновь был перенесён выше по Нерче). Заметим, что оба отряда землепроходцев и П. Бекетова - казачьего сотника, и А. Пашкова - енисейского воеводы, формировались в Енисейске, откуда и отправились за Байкал в таинственную Даурию. В отряде А. Пашкова находился с семьёй опальный протопоп Аввакум. В плане нашей темы важно добавить, что на территории Нерчинского острога, отстроенного А. Пашковым, или как он именуется местными жителями - Старый город (ныне с. Михайловское) под руководством А. Р. Артемьева проводились археологические раскопки [1]. Так что проведение археологических работ в селе Калинино может приоткрыть страницы истории не только связанные с Успенской церковью, но и с первым Нерчинским острогом.
Строительство церкви связано с созданием Нерчинского мужского монастыря. По просьбе первых забайкальских землепроходцев на имя Петра I была подана челобитная. В ней они молили государя об устроении обители: «И те престарелые отставленные служилые люди желают постричься. А в Нерчинске де монастыря не бывало, и по се время нет» [4; 5]. В 1706 году Петром I был издан указ о начале строительства Успенской церкви, получено благословление тобольского митрополита Иоанна Максимовича и уже в 1712 году храм был построен. Мы не будем останавливаться на архитектуре церкви, которая представляет несомненный интерес. Эта работа проведена другими исследователями1 [2; 10]. Заметим только, что церковь по своему типу относится к бесстолпным храмам, с традиционной осевой композицией:
1 Бушуева Е. С. Нерчинская Успенская церковь: архитектура и внутреннее убранство начала XVIII века (к 300-летию со дня окончания строительства и освящения): учеб. пособие. - Чита: ЗабГУ, 2012. - 169 с.
алтарь, четверик храма, трапезная и трёхъярусная колокольня. Основной объём завершен пятью главами. Композиция колокольни традиционна: восьмерик на четверике, с шатровым завершением (рис. 1).
Отметим также, что каменный храм сам по себе уже уникален, поскольку указом Петра I сооружение каменных зданий было запрещено в связи со строительством новой
столицы - Петербурга. Как уже говорилось, Н. П. Крадин отмечал, что она является древнейшей каменной церковью от Байкала до Тихого океана. По поводу строительства Успенской церкви Иркутские епархиальные ведомости ещё за 1883 год (№ 44) отмечали, что Спасская церковь в Иркутске была освящена на год позже - в 1713 году. Всё это ещё раз подчёркивает значимость церкви.
Рис. 1. Нерчинская Успенская церковь (1902 г.). Вид с севера Fig. 1. Nerchink Church of Dormition (1902). Northern view
Из кирпича был построен не только храм, но и ограда, которая огораживала территорию монастыря (8*57 саженей), а также кельи монахов. Внутри ограды помимо каменной церкви располагалась и деревянная во имя Богоявления Господня (строилась в 1707-1710 гг.). Здесь же были амбары, кладовые, «магазейны», погреб, монастырская кухня-поварня [4, с. 31]. К востоку от ограды за ключом (в настоящее время он пересох) располагались несколько изб, кожевня, дубня, конный двор, поварня, баня, гумно, два овина (сейчас на этом месте территория школы). Известно, что деревянная церковь сгорела в 1729 году, а уже в 1731 году была восстановлена [9, с. 564].
Монастырь был обителью не только монахов. Здесь содержали особо опасных государственных преступников. Среди монастырских узников самым известным был Гедеон (Георгий Дашков) - один из иерархов Русской
Православной Церкви начала XVIII века, вице-президент Св. Синода, архиепископ Ростовский и Ярославский, обвинённый в государственной измене и сосланный в 1735 году в Нерчинский монастырь с наказом «содержать его там до смерти не исходно под крепким караулом и никого к нему не допускать» [3, с. 15-24; 6, с. 260]. В 1738 году монастырь посетил епископ Иркутский преосвященный Иннокентий Нерунович, прибывший незадолго до этого из Петербурга. Одна из целей посещения - «навестить горького узника-собрата, томившегося в Нерчинском монастыре, Георгия Дашкова» [8, с. 568].
Монастырский период в истории церкви закончился в 1773 году, когда Нерчинский Успенский монастырь был упразднён. Утварь и имущество перевезли в Иркутск, оставшихся трёх монахов перевели в Киренский монастырь, а монастырские земли передали крестьянам. Спустя два года крестьяне селений
Монастырское, Закаменное, Матусово и Ки-рочинское просили открыть приход и дать им священника. Просьба была удовлетворена, и в 1775 году приход был учреждён, его первым настоятелем стал Иосиф Титов. В 1781 году было получено разрешение на разборку каменных келий и стен. В 1798 году вновь горела деревянная церковь.
При священниках Солнцеве и Знаменском в 1880-х годах церковь на средства прихожан была отремонтирована. Крыша была покрыта листовым железом, окрашенным в зелёный цвет, полы перестелены, обновлены иконостасы, престолы с жертвенниками вновь освящены, вокруг церкви появилась металлическая ограда. От старых вещей времени монастыря в церкви в конце XIX века мало что осталось. Сохранилась фотография церкви 1902 года (рис. 1). В церкви в это время долго служил священник Иоанн Знаменский, положивший начало династии священнослужителей. За годы существования церкви рядом с ней образовался православный некрополь. По воспоминаниям местных жителей могилы располагались с восточной (алтарной) и южной сторон храма. За алтарём располагалась могила упомянутого И. Знаменского и его жены.
В 1923 году село Монастырское посетил один из руководителей партии и советского государства или как его называли «всесоюзный староста» - М. И. Калинин. В селе перед церковью в честь приезда высокого гостя была построена трибуна, с которой М. И. Калинин выступил перед крестьянами окрестных сёл. После этого село и было переименовано в его честь. В 1930 году после ареста настоятеля Успенской церкви Н. И. Знаменского храм был закрыт и использовался под разные нужды, а с 1970-х годов стал полностью бесхозным и в результате стал быстро разрушаться.
Разведывательные археологические работы на территории Успенской церкви решено было провести, чтобы ещё раз привлечь внимание властей и общественности к необходимости проведения срочной реконструкции церкви и организации целенаправленных археологических изысканий. В настоящее время территория вокруг церкви свободна от застроек, что создаёт благоприятные возможности для проведения археологических работ. За современной церковной оградой из штакетника валяются, давно утратив своё первоначальное положение, несколько надгробий, напоминая о существовании православного некрополя. В результате осмотра церкви на колокольне в слое мусора была обнаружена
медная прямоугольная накладка, видимо, от церковной книги. Она украшена сферическим выступом, от которого в разные стороны расходятся лучи.
Раскопки проводились у северной, обра-щённой к Шилке, стены храма внутри современной ограды. С этой стороны в стене имеется окно, а ближе к алтарю двухстворчатая дверь, перед которой расположены плиты песчаника. Раскоп шириной в четыре метра и площадью около 100 м2 вытянулся вдоль всей стены от главного входа в храм с западной стороны до алтаря. Раскопки позволили выявить стратиграфию памятника, получить набор артефактов, понять характер их распространения, выявить неизвестные прихра-мовые структуры. Все находки связаны с верхней частью отложений (почвенно-дер-новый слой) и залегают в нём до глубины в 15-20 см. Ниже идёт другой литологический слой - тёмный (до черноты) почвенный слой времени атлантического оптимума (8-4 тыс. л. н.), который не содержит находок.
В ходе раскопок найдено 326 предмета. Среди них 124 фрагмента керамики, 13 обломков фаянсовых и 8 фрагментов стеклянных сосудов, 174 кованых железных гвоздей и их частей, 5 фрагментов слюды. Особый интерес представляет медный нательный крестик размером 3,5*5,3 см и скорняжная черешковая провёртка. Керамика преимущественно лепная, неорнаментированная, средняя толщина фрагментов 0,5-0,7 см. Цвет от светло- до тёмно-коричневого. Тесто пористое, обожжено неравномерно, отощено мелкозернистым песком и дресвой. Обнаружено 15 фрагментов венчиков, из которых 3 прямых гладко срезанных и 12 слегка отогнутых наружу.
Фрагменты фаянсовой посуды преимущественно белого и голубого цвета имеют среднюю толщину 0,3-0,5 см. Толщина осколков стеклянных сосудов от 0,5 до 1,2 см, стекло полупрозрачное зелёного цвета. Обнаружено донышко из стекла зелёного цвета толщиной 1 см. Все кованые железные гвозди в сечении четырёхгранные или круглые, длиной от 4 до 10 см при диаметре шляпки от 0,7 до 1 см. Находки в целом распространены по площади равномерно. Обнаруженный материал датируется XVIII - началом XX века.
Раскопом по всей линии стены был вскрыт и фундамент церкви, который расположен ниже линии современной дневной поверхности. Установлено, что первоначально под фундамент рылись траншеи, в которые укладывались массивные гранитные блоки.
Наиболее крупный блок размерами 0,56 * 2,5 м был выявлен ближе к алтарной части. Ниже его обозначился другой такой же мощный блок, однако сезонная мерзлота не позволила полностью изучить фундамент (рис. 2).
В 3 м от входа и в 2 м от стены на глубине в несколько сантиметров была выявлена хорошо сохранившаяся выкладка из небольших плиток алевролита толщиной в 1-3 см. Выкладка ориентирована вдоль стены и име-
ет длину 1,85 м при ширине 0,5 м (с западной стороны) и 0,35 м (с восточной). Внешне по форме она напоминала крышку гроба и, казалось, свидетельствовала о наличии в этом месте захоронения. Однако такового не оказалась, что подтвердила небольшая траншея, прорытая параллельно выкладке (сама выкладка не разбиралась). Можно предположить, что выкладка играла роль своеобразного кенотафа (рис. 3).
Рис. 2. Фрагмент фундамента церкви (северная сторона, приалтарная часть) Fig. 2. Church foundation fragment (northern side, altar area)
Рис. 3. Каменная выкладка (кенотаф) у северного входа Fig. 3. Stone plates (cenotaph) by the northern gate
Известно, что рядом с церковью в апреле 1739 года был похоронен упомянутый выше опальный церковный иерарх Гедеон. Его похоронили не за алтарём, как это было принято, а с северной стороны храма, недалеко от входа без какого-либо обозначения могилы (он был государственный преступник). Высочайший указ от 23 октября 1740 года «О помиловании невиннососланных в предшествующее царствование» уже не застал схимонаха Гедеона в живых. О возведении после указа какого-либо надгробного сооружения на его могиле сведений нет. Возьмем на себя смелость высказать предположение, что могила Гедеона была потеряна, а затем возникла идея её символически отметить. В результате
и появилась выявленная нами выкладка. Известно только, что в XIX веке нерчинцы (в то время они именовались нерчугане) хорошо помнили, что у северной стены храма похоронен Гедеон, о нахождении его могилы напоминал разросшийся куст бузины, по преданию, посаженный им самим [3, с. 24]. В пределах вскрытой площади вдоль северной стены храма никаких могильных пятен не выявлено. Заметим, что ширина раскопа составляет 4 м и не доходит до современной церковной ограды. На фотографиях церкви начала XX века видна церковная ограда и разросшиеся кусты бузины. При этом ограда находится на несколько большем удалении от церкви по сравнению с современной (рис. 4).
Рис. 4. Нерчинская Успенская церковь. Современный вид с северо-востока Fig. 4. Nerchinsk Church of Dormition. Modern view from north-east
По свидетельству местных жителей, ещё в 1970-е годы у храма с восточной и южной сторон сохранялись могильные сооружения некрополя. В 2014 году с южной стороны храма за церковной оградой построили часовню, которая попала на захоронения. Это подтверждают человеческие кости, оказавшиеся на поверхности при заложении фундамента часовни. С целью изучения некрополя с восточной стороны, за алтарём и сразу за пределами современной церковной ограды перпендикулярно раскопу была заложена разведывательная траншея, которая вписывалась в общую разметку. Траншеей выявлено семь плотно расположенных захоронений. При этом мы не ставили цель их вскрытия (проводилась только их зачистка по поверхности).
Это позволило выявить контуры шести могильных ям. Рядом с ними на глубине в несколько сантиметров обнаружена массивная погребальная плита из песчаника размерами 0,6*1,5 м и толщиной до 30 см. При зачистке поверхности могильных ям выявлены отдельные человеческие кости. Вероятно, они оказывались на поверхности при заложении очередной могилы. Можно предположить, что хронологически все захоронения относятся к XVIII - началу XX века (рис. 5).
По инициативе академика М. И. Эпова к археологическим поискам были подключены геофизические исследования методами электротомографии и георадиолокации. Последние выполнялись сотрудниками Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН
(Новосибирск), Института природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН (Чита) и студентами-геофизиками ЗабГУ. Целью геофизических исследований было обнаружение церковного некрополя и выявление особенности геофизических полей при поисках подобных объектов. Исследования проводились методами электротомографии - ЭТ (сплошные электрические зондирования) и георадиолокации. На первом этапе для выявления могил и контуров некрополя была проведена площадная георадарная съёмка на
четырёх участках, прилегающих к церкви общей площадью больше 300 м2. Однако обработка этих данных не дала желаемого результата, хотя аномалии проявлялись, но они не носили какого-либо упорядоченного характера. Разделить аномалии от искомых объектов (могилы) от ложных аномалий, обусловленных литологическим неоднородностями верхней части разреза, не представлялось возможным. Одновременно с георадиолокацией проводилась площадная съёмка методом ЭТ на участке к северу и востоку от церкви.
Рис. 5. Изучение монастырского некрополя Fig. 5. Monastery necropolis research
Другой задачей была оценка инженерно-геокриологических условий на территории и в основании церкви. Для этого были проведены измерения методом ЭТ через здание церкви в направлениях юг - север и запад -восток. На рис. 6 приведён геоэлектрический разрез, полученный в результате инверсии данных ЭТ по одному из таких профилей. На разрезе в основании церкви с глубины 1,5 м выделяется область очень высокого электро-
сопротивления. Эта аномалия интерпретируется как линза многолетнемёрзлых пород, сформированная в результате многолетнего воздействия среднегодовых отрицательных температур в затенённом здании. Очевидно, что в разрушении церкви большую роль сыграло морозное пучение грунтов. В связи с этим обнаруженные особенности геокриологического строения основания церкви должны учитывать при восстановительных работах [8].
Рис. 6. Геоэлектрический разрез через церковь по данным электротомографии (пунктиром показана граница мёрзлых пород)
Fig. 6. Geoelectric profile of the church based on electrical tomography data (dotted lines show the outlines of frozen rock)
Заключение. Археологические работы на территории Успенской церкви только начаты и предстоит сделать ещё очень многое. Тем не менее уже сейчас можно сделать ряд выводов и рекомендаций. Несомненно, что археологические работы необходимо провести на значительной площади, которую занимал Нерчинский Успенский монастырь. Это позволит выявить особенности сооружения церкви, различные монастырские структуры, а также, возможно, обнаружить более ранние находки, связанные со строительством Нер-чинского острога.
Предстоит обосновать границы охранной зоны. Как уже упоминалось, в настоящее время церковь обнесена оградой. Однако в результате большая часть некрополя оказалась за её пределами. Также представляется, что охранная зона должна обеспечить пространственное восприятие памятника. За пределами охранной зоны должна быть стоянка для транспорта и т. д.
Уже сейчас можно говорить о различиях культуросодержащих остатков. За алтарём и с южной стороны выявляются следы мно-
гочисленных захоронений. Значительное количество артефактов с северной стороны храма (прежде всего кованых гвоздей), подтверждает сведения о ремонте храма в конце XIX века. Следов могильных ям на этой территории при ширине раскопа в 4 м не выявлено.
При реконструкции следует учесть необходимость установки памятных знаков. За алтарём необходимо поставить знак о том, что в этом месте находится православный некрополь, где упокоились, в том числе, первые землепроходцы Забайкалья. Стоило бы отдельно обозначить место захоронения священника И. Знаменского и его супруги. И, конечно, с северной стороны храма следует обозначить хотя бы примерно место захоронения Гедеона - крупнейшего деятеля Русской Православной Церкви, похороненного в Сибири. Представляется, что археологическое изучение территории Успенской церкви позволит существенно дополнить её историю, предоставить важные сведения для реконструкции и приданию церкви статуса памятника федерального значения.
Список литературы
1. Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине ХУП-ХУШ вв. Владивосток: Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, 1999. 336 с.
2. Бушуева Е. С. История строительства Нерчинской Успенской церкви в материалах архива Забайкальского края // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 7. С. 160-162.
3. Георгий Дашков в ссылке в Нерчинске // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1867. № 2. 14 янв. С. 15-24.
4. Казакова Т. П. Нерчинский Успенский монастырь (1706-1764) // Нерчинское Забайкалье. Архивный вестник. 2003. № 6. С. 82-87.
5. Казакова Т. П., Литвинцев С. Ю. Успенский монастырь // Нерчинск. Альбомная сер. Энциклопедии Забайкалья. Чита: ЗабГУ 2013. С. 31-39.
6. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. Патриарший период. М.: Харвест, 2007. 370 с.
7. Константинов А. В., Оленченко В. В., Шеин А. Н. Археогеофизические исследования на территории Успенской церкви в селе Калинино (Забайкальский край) // Регион в историческом развитии: приграничный формат: материалы междунар. конф. (г. Чита, 23-25 сент. 2017 г.). Чита: ЗабГУ, 2017.
8. Корелин И. Нерчинский Успенский монастырь // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1883. № 44. 29 окт. С. 557-569.
9. Корелин И. Нерчинский Успенский монастырь // Иркутские епархиальные ведомости. Прибавления. 1883. № 45. 5 нояб. С. 571-579.
10. Крадин Н. П. Нерчинск // Памятники Отечества. Альманах ВООПиК. 1984. № 1. С. 50-53.
Статья поступила в редакцию 11.05.2017; принята к публикации 30.05.2017
Библиографическое описание статьи
Константинов А. В. Археологические работы на территории церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино Забайкальского края // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 4. С. 125-136. DOI: 10.21209/1996-7853-2017-12-4-125-136.
Aleksandr V. Konstantinov,
Doctor of History, Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: konstant1956@mail.ru
Archaeological Excavations in the Territory of the Church of Dormition of the Mother of God in Kalinino village, Transbaikalia
The paper presents preliminary results of archaeological excavations conducted on the territory near the Church of Dormition in Kalinino village (Monastyrskoye), Nerchinsk region, Transbaikalia. The church built in 1712 by the order of Peter I is a unique historical and cultural monument and the oldest stone construction on the territory from Lake Baikal to the very Pacific Ocean. This territory is of great interest as it is presumed that P. Beketov's Cossacks built the first Nerchinsk ostrog (military outpost) in 1653 here. The territory then had a settlement and Nerchinsk Dormition monastery. The monastery was a safe haven to the pioneers of Transbaikalia. At the same time, it was used as a prison for incarcerating dangerous state criminals. In 1730, a disgraced hierarch of the Russian Orthodox Church Gedeon (G. Dashkov) was kept here under strict supervision. Archaeological excavations allowed us to establish the character of the cultural horizon, obtain various archaeological artifacts, uncover burials and draw initial borders of the necropolis. To the north of the church there are archaeological excavations which search for Gedeon's grave. Further archaeological excavations are of great necessity. They will allow us to create a fuller image of the church which is one of the symbols of Transbaikalia, as well as of the character of one of the first Russian settlements in the region and outline preservation borders of the historical site.
Keywords: Kalinino village (Monastyrskoye), Nerchisnk Monastery of Dormition, Church of Dormition of the Mother of God, Gedeon (G. Dashkov), cultural horizon, artifacts, necropolis
References
1. Artem'ev A. R. Goroda i ostrogi Zabaikal'ya i Priamur'ya vo vtoroi polovine XVII-XVIII vv. Vladivostok: In-t istorii, arkheologii i etnografii narodov Dal'nego Vostoka, 1999. 336 s.
2. Bushueva E. S. Istoriya stroitel'stva Nerchinskoi Uspenskoi tserkvi v materialakh arkhiva Zabaikal'skogo kraya // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 7. S. 160-162.
3. Georgii Dashkov v ssylke v Nerchinske // Irkutskie eparkhial'nye vedomosti. Pribavleniya. 1867. № 2. 14 yanv. S. 15-24.
4. Kazakova T. P. Nerchinskii Uspenskii monastyr' (1706-1764) // Nerchinskoe Zabaikal'e. Arkhivnyi vestnik. 2003. № 6. S. 82-87.
5. Kazakova T. P., Litvintsev S. Yu. Uspenskii monastyr' // Nerchinsk. Al'bomnaya ser. Entsiklopedii Zabaikal'ya. Chita: ZabGU, 2013. S. 31-39.
6. Kartashev A. V. Ocherki po istorii russkoi tserkvi. T. 2. Patriarshii period. M.: Kharvest, 2007. 370 s.
7. Konstantinov A. V., Olenchenko V. V., Shein A. N. Arkheogeofizicheskie issledovaniya na territorii Uspenskoi tserkvi v sele Kalinino (Zabaikal'skii krai) // Region v istoricheskom razvitii: prigranichnyi format: materialy mezh-dunar. konf. (g. Chita, 23-25 sent. 2017 g.). Chita: ZabGU, 2017 (v pechati).
8. Korelin I. Nerchinskii Uspenskii monastyr' // Irkutskie eparkhial'nye vedomosti. Pribavleniya. 1883. № 44. 29 okt. S. 557-569.
9. Korelin I. Nerchinskii Uspenskii monastyr' // Irkutskie eparkhial'nye vedomosti. Pribavleniya. 1883. № 45. 5 noyab. S. 571-579.
10. Kradin N. P. Nerchinsk // Pamyatniki Otechestva. Al'manakh VOOPiK. 1984. № 1. S. 50-53.
Received: May 11, 2017; accepted for publication May 30, 2017
Reference to the article
Konstantinov A. V. Archaeological Excavations in the Territory of the Church of Dormition of the Mother of God in Kalinino village, Transbaikalia // Humanitarian Vector. 2017. Vol. 12, No. 4. PP. 125-136. DOI: 10.21209/19967853-2017-12-4-125-136.