Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА: ЛОКАЛИЗАЦИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА: ЛОКАЛИЗАЦИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА: ЛОКАЛИЗАЦИЯ И СВОЕОБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

А.Г. Ситдиков

Археологические памятники Казанского ханства: локализация и своеобразие материальной культуры

Территория слияния Волги и Камы, крупнейших рек Восточной Европы, создавало уникальную возможность для активного освоения их благодатной поймы во все периоды. Здесь, в регионе с богатыми природными ресурсами и на стыке различных климатических зон, формировались многие яркие археологические культуры и государства, происходило взаимопроникновение элементов их материальной культуры друг в друга. Большое количество известных памятников с выраженным культурным слоем позволяет использовать их материалы в историко-археологических реконструкциях и помогает представить основные археологические процессы, происходившие в регионе с древнейших времен до XV XVI вв.

Исследование археологических памятников Татарстана по регионам и периодам проведено не равномерно. На большей территории республики осуществлены сплошные обследования, но имеются и мало изученные районы, в силу объективных и субъективных обстоятельств оставшиеся вне внимания археологов. При этом почти по каждому периоду имеются отдельные памятники или комплексы памятников, подвергнутые широким раскопкам.

Памятники периода Казанского ханства (вторая половина XV - первая половина XVI в.) представлены культурными остатками ряда городов, особенно Казани, но в большей степени - остатками кладбищ с надгробиями XV-XVI вв. Это естественно, ибо большинство сел этого периода затем переросло в татарские и русские селения ХУ1-ХУ11 вв. (Чернышев, 1971).

Впервые материалы археологических исследований Казанского ханства начинают использоваться в работах Н.Ф.Калинина с 20-х годов XX в. (Ситдиков, 1999 б). Им была собрана обширная информация о культурном слое Казани и Иске-Казанского комплекса в результате многочисленных наблюдений, проводимых при строительных работах (Калинин, 1923). Н.Ф.Калининым совместно с Г.В.Юсуповым, А.Х.Халиковым организуются разведки и раскопки на памятниках эпохи Казанского

ханства, изучается эпиграфический материал некрополей (Калинин, 1954; Юсупов, 1960).

Во второй половине XX в. планомерным археологическим исследованиям подвергаются многие памятники болгаро-татарского времени, что позволило получить новые сведения о материальной культуре Казанского ханства. Одна из первых попыток обозначить задачи приоритетных направлений изучения археологии Казанского ханства была предпринята в начале 1970-х годов Р.Г.Фахрутдиновым (Фахрутдинов, 1973). Многие высказанные им проблемы нашли свою реализацию в последующих исследования, некоторые вопросы в свете новых данных получили иное звучание, ряд поставленных задач остались нерешенными и сохраняют свою актуальность и сейчас.

Принципиальное значение в решении проблем, связанных с развитием материальной культуры поселений ханского времени, имеет археологическое изучение Казани. Исследования ее культурных напластований предпринимались казанскими археологами Казанского университета в 70-ые годы XX в. (Халиков, 1983). Значительные результаты были достигнуты в изучении Казанского кремля в 20-70-ые годы XX в. Огромный вклад в его исследование внесли Н.Ф.Калинин, А.Х.Хали-ков (Ситдиков, 1999а, в, 2006; Халиков, 1983). Благодаря их работам были выявлены слои болгаро-татарского времени, установлено домонгольское время возникновения Казани, открыты крупные архитектурные объекты дорусской Казани (Мавзолеи, 1997).

Новый уровень в изучении кремля связан с археологическими исследованиями, проводимыми в период его реконструкции в 90-ые годы XX в. В этот период группа исследователей под руководством Ф.Ш.Хузина разработала программу изучения Казанского кремля (Хузин, 1995). В рамках ее реализации раскопами было изучено более 20 тыс. кв. м.

В Казанском кремле с эпохой ханства связан 111 стратиграфический слой памятника (Археологические открытия, 2001; Археологические открытия, 2002). Он сильно переработан более поздними отложениями. Во

многом культура татар ханского времени была преемственна с предшествующей булгарской -в формах и строительных приемах оборонного и культового (мавзолеи, мечети) зодчества, жилых, преимущественно деревянных и кирпичных построек, в гончарной керамике, сохраняющем наряду с типичными булгар-скими формами не менее типичное полосчатое, правда разреженное, лощение, волнисто-полосчатую ориентацию и т. п. Наряду с этим отмечаются определенные новации -проникновение характерных культурных традиций городов Московской Руси (распространение белоглиняной керамики, серо-мореной лощеной посуды, замена квадратного маломерного кирпича прямоугольным и т. п.). Показательно прекращение чекана собственной монеты булгаро-татар и переход их на русскую денежно-весовую систему.

Относительно слабо изученными является материалы раскопок гончарной мастерской XV в. на Русско-Урматском селище (Кокорина, 1995; Кокорина, 1999; Кокорина, Фахрутди-нов, 1999). По мнению Н.А.Кокориной, в период Казанского ханства на основе предшествующих традиций идет формирование новых черт, а среди керамических изделий мастерской присутствуют и горшковидная посуда бурого обжига, имитирующая ее белоглинянные образцы. Имеющиеся данные об неполивной керамике ханского времени ставит перед нами задачи продолжения исследований и проведение более полного сопоставительного морфологического анализа имеющихся находок, что позволит более точно определять хронологию находок и выделять памятники Казанского ханства.

Преемственное развитие этноса и культуры населения Казанского ханства на основе предшествующего булгарского населения хорошо видно как на материалах таких многослойных поселений, где наблюдается непрерывность в развитии культуры от периода домонгольской Булгарии (V слой) до середины XVI столетия (111 слой), Русско-Урматское селище (Ички Казань), Арское городище, Свияжск, так и в наличии булгаро-татарских кладбищ, сохранивших надгробия, а, следовательно и захоронения по мусульманскому обряду, X111-X1V, XV-XV1 и последующих веков: Ямашурминское, Старо- Ашитс кое, Измянское, Старо-Кишитское и др. Об этом свидетельствует и размещение кладбищ с надгробиями XV-XV1 вв. в основном в бассейне р. Казанка, являющемся в период ханства

политическим и экономическим центром страны.

Сосредоточение в Заказанье XI 11-ХIV вв. значительного числа булгарского населения впоследствии определило то, что Казань, бывшая центром княжества в период расцвета булгарского государства, в ХУ-ХУ1 вв. стала столицей Казанского ханства. Население ханства в Предкамье сосредоточилось главным образом по рекам, как это было принято у булгар и в Закамье.

В части этнической принадлежности надо указать, что археологические и другие данные свидетельствуют о смешанном характере населения Ханского времени. Помимо булгаро-татарских памятников, встречаются памятники древнемарийские, мордовские, удмуртские.

Одновременно проявляется дальнейшая тенденция освоения новых районов еще более к северу. Так, именно в этот период заканчивается массовое заселение левобережного низовья Свияги, о чем свидетельствуют новые точки эпиграфики казанских татар первой половины XVI в., выявленные именно в этом районе. Селищ периода Казанского ханства, по сравнению с таковыми позднебулгарского времени, в Предволжье и Закамье становится меньше. Это объясняется тем, что основная масса населения Казанского ханства продолжает существование и в настоящее время (современные селения).

Решение широкого круга задач по археологии Казанского ханства предполагает осуществление исследований, направленных на выявление археологических объектов эпохи Казанского ханства. Благодаря анализу письменных источников Е.И.Чернышеву удалось локализовать около 700 селений этого времени (Чернышев, 1971). Многие из населенных пунктов существуют и поныне. Археологически выявлено около 130 объектов, значительная часть из которых это некрополи (Археологическая карта, 1981; Фахрутдинов, 1975). Отсутствие целенаправленных исследований по их изучению сохраняет актуальность данной проблемы и сейчас.

Развитие Казанского ханства как любого государства было связано с четкой структурой управления, в которой важное место, несомненно, занимали города. В отечественной историографии данный вопрос всегда имел неоднозначное решение, доходя до полного отрицания их существования (Шавохин, 1988.). Исследования последних десятилетий

позволили выявить наличие культурных напластований ханского времени в Лаишево, Свияжске, Алабуге, Русско-Ураматском селище и др. Благодаря раскопкам далось установить и преемственный характер развития этих поселений с домонгольского времени в том числе и Арска. Данные наблюдения позволяют говорить о формировании городской культуры ханского времени на основе традиций булгарского и зол отоорды некого времени. Несмотря на значительные политические, экономические и социальные потрясения поселения продолжали свое существование. Это свидетельствует об устойчивой социально-экономической структуре и системе расселения, сложившейся еще в домонгольское время. Можно предположить, что и система управления Казанским ханством сохраняла отдельные элементы домонгольского времени. Именно городские центры являлись военно-административным и экономическим сосредоточением государственной власти, а преемственность их размещения указывает на сохранение традиционных форм управления. Изучение ранее выявленных поселений Казанского ханства и позднезолотоордынского времени позволит внести изменения в понимание системы управления этим государством.

Вероятно, необходимо вновь обратиться к Писцовым книгам XVI—XVII вв., где населенные пункты описаны с указанием их принадлежности к административной единице - сотням, учитывая, что порядок управления в Казанском крае до начала XVIII в. был неизменным (Ермолаев, 1982; Мухамедьяров, 1957). Источниковедческие и этно-архео-логические исследования поселений позволят проследить особенности формирования современных татарских селений. Одним из направлений подобных исследований должно стать археологическое выявление и локализация этих населенных пунктов.

Расположение поселений Казанского ханства для этого времени по имеющимся данным письменных источников была неравномерной. Преобладающее число поселений и археологических памятников этого времени фиксируется в Заказанье (более 500), тогда как в Закамье всего 20 поселений (Чернышев, 1971). Подобное положение было обусловлено социально-политической ситуацией вокруг южной территории ханства в Закамье. Район, вероятно, оказался и в сфере влияния Ногайской орды, вытеснявшей осед-

лое население, которое уходило в более спокойные северные области. Одним из наиболее хорошо изученных памятников этого времени является крупное поселение около Биляра - Торецкое селище, погибшее, вероятно, в середине XV в. (Валиулина, 2004). Вопрос о причинах резкого уменьшения населения в традиционных районах земледелия остается открытым.

Разведочные работы, проводимые на территории Республики Татарстан еще с 40-х годов XX в. по изучению эпиграфических памятников, дали уникальные материалы о письменной культуре и высоком профессиональном уровне развития ремесла камнетесов (Юсупов, 1960). К сожалению, в современных условиях усилился процесс их разрушения. Возникла острая необходимость рассмотреть возможность обеспечения сохранности этих уникальных письменных свидетельств ханского времени и не допущения их утраты. Для этого важно также выделить и обозначить места старых некрополей и включить их в число земель историко-культурного назначения. Информация надгробий и некрополей является важным источником и в изучении особенностей мусульманской культуры татар.

Археологически в последние годы изучены несколько некрополей ханского времени. В их числе ханский мавзолей и прилегающие к нему погребения, мусульманский некрополь в южной оконечности кремля и могильник в районе Гостиного двора (Мавзолеи, 1997, Ситдиков, 2006). Во всех захоронениях имеются мусульманские погребения с деревянными гробами-табутами окованные железом, а также встречаются обломки надгробных камней. Выявленный материал требует более тщательного антропологического изучения, что позволит получить более полную информацию о населении средневековой Казани.

Значительное место в исследованиях должно занять изучение так называемых «черемисских кладбищ». Необходимость подобных исследований отмечалась и в работе Р.Г.Фахрутдинова (Фахрутдинов, 1973). В 8090-ые годы XX в. раскопки проводились Г.И.Дроздовой в Арском районе. Ею был прослежен мусульманский обряд захоронения, что, вероятно, указывает на активное проникновение ислама среди местного населения и процесс их тюркизации. К сожалению, в опубликованной археологи-

ческой карте Заказанья отсутствует описание расположения подобных могильников (Археологическая карта, 1981; Фахрутдинов, 1975). Картографирование некрополей отразит степень освоенности этих территорий и поможет в изучении расселения казанских татар в этом районе.

Примечания

Археологическая карта Татарской АССР. Предкамье. - М., 1981.

Археологические открытия в Татарстане:

2000 год. - Казань, 2001. Археологические открытия в Татарстане:

2001 год.-Казань, 2002. Археологическое изучение булгарских

городов. - Казань, 1999.

Валиулина С.И. Исследования Балын-гузского (Торецкого) 111 селища // А0-2003. -М, 2004. - С.304-306.

Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй XVI-XV11 вв. (Управление Казанским краем). -Казань: Изд-во КГУ, 1982.

Калинин Н.Ф. Где был дворец казанских ханов? // ВНОТ. - 1927. - № 6. - С. 81 -96.

Кокорина H.A. Керамика Камаевского городища (культурно-хронологическое соотношение) // Заказанье: проблемы истории и культуры. - Казань, 1995.-С.28-32.

Кокорина H.A. Керамика усадьбы гончара из Иски Казани // ТА. - 1999. - № 1-2. - С.77-102.

Кокорина H.A., Фахрутдинов Р.Г. Гончарный комплекс золотоордынского периода из Иски Казани // ТА. - 1999. - № 1 -2. - С. 103134.

Мавзолеи Казанского Кремля (опыт историко-антропологического анализа). -Казань, 1997.

Мухамедьяров Ш.Ф. Малоизвестная писцовая книга Казанского узда 1602-1603 гг. // Изв. КФАН СССР. - Сер. гуманит. наук. - Вып. 2. -Казань, 1957.-С. 191-196.

Набиуллин Н.Г. Охранно-спасательные работы на территории бывшего Ханского двора (раскоп ХЬУШ) // АОТ: 2001 год. - Казань, 2002.-С. 21-26.

Ситдиков А.Г. А.Х.Халиков - исследователь средневековой Казани (материалы к творческой биографии ученого) // Проблемы древней и средневековой археологии Волго-Камья. - Казань, 1999. - С.35-46. (1999а)

Ситдиков А.Г. Калинин Н.Ф. -исследователь средневековой Казани // Археологическое изучение булгарских городов. - Казань, 1999. - С. 41 -62. (19996)

Ситдиков А.Г. Казанский кремль: историко-археологическое исследование. - Казань, 2006.

Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. - Казань: Таткнигоиздат, 1975.

Фахрутдинов Р.Г. Задачи археологического изучения Казанского ханства // СА. - 1973. -№4.-С. 113-122.

Халиков А.Х. История археологического изучения г. Казани // Средневековые археологические памятники Татарии. - Казань, 1983.-С. 111-138.

Хузин Ф.Ш., Шарифуллин Р.Ф., Хлебникова Т.А., Набиуллин Н.Г., Ситдиков А.Г. Древняя Казань: некоторые итоги и перспективы археологических исследований. -Казань, 1995.

Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г. Средневековая Казань. Краткий библиографический указатель. Казань, 2002.

Чернышев Е. Селения Казанского ханства // Вопросы этногенеза тюркоязычных Среднего Поволжья. - Казань, 1971.- С.360-381.

Шавохин Л.С. Средневековая Казань дорус-ского времени в историко-археологическом отношении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань, 1988. На правах рукописи //НБ МГУ, 8158.

Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. - М.,Л.: Изд-во АН СССР, 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.