А. Г. Марочкин
к.и.н., научный сотрудник лаборатории археологии Института экологии человека
СО РАН,
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Кемеровского государственного университета
Л. В. Панкратова
к.и.н., доцент кафедры археологии и этнологии Томского государственного педагогического университета
К. В. Конончук
старший научный сотрудник музея-заповедника «Томская Писаница»
А. Ю. Юракова
научный сотрудник лаборатории археологии Института экологии человека
СО РАН,
научный сотрудник научно-исследовательского отдела Кемеровского государственного университета, аспирант лаборатории археологии Института экологии человека СО РАН
археологические исследования музея-заповедника «томская писаница»
I. Пополнение археологической коллекции музея-заповедника «Томская Писаница»
В фондах музея-заповедника «Томская Писаница» имеется уникальная коллекция нижнетомских древностей, всего 140 единиц хранения. В ней представлены материалы памятников: Брусвянка-2,3, Долгая-1, Заимка-1, Ивановка-1, Новороманово-2, Пача-1, Писаная-1, Подъяково-2 (рис. 1). Нижнетомские артефакты составляют более 30% от общего числа всех предметов коллекции «Археология» основного фонда (рис. 2).
Коллекция древностей юга Нижнего Притомья «Томской Писаницы» в основном формировалась по результатам экспедиционных исследований музея-заповедника. В истории этого процесса можно выделить 3 больших этапа: 1. Первое массовое поступление археологических материалов микрорайона в фонды музея-заповедника приходится на 1990—1991 гг. В этот период в регионе работала археологическая экспедиция «Томской Писаницы», возглавляемая И. В. Ковтуном (Ковтун, 1993, с. 9; Ковтун, 2001, с. 46). Однако, начиная с 1991 г. и вплоть до середины 2000-х гг. археологические изыскания в регионе не проводились. В этот период времени коллекция «Археология» пополнилась
материалами с памятников Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, изученных А. М. Илюшиным в 1993—1994 гг. - Сапогово-1 и Мусохраново-3.
2. В середине 2000-х годов в основной фонд были приняты материалы, обнаруженные сотрудниками музея-заповедника П. В. Германом и С. Н. Леонтьевым
в результате разведочных изысканий (Леонтьев, Герман, 2006, с. 136—137). Также продолжился прием в основной фонд артефактов, обнаруженных в начале 1990-х гг.
3. Современный этап формирования основного фонда связан с описываемыми в нашей работе экспедиционными исследованиями 2013—2014 гг.
В результате работ 2013 года основной фонд музея-заповедника «Томская Писаница» пополнился 7 единицами хранения. Это набор предметов каменной индустрии с памятников Ивановка-1: тесло, сердечник, пест, лощило, абразивы (ОФ №№ 9873—9879). Фрагменты 20 керамических сосудов поступили на временное хранение. Это обусловлено тем, что раскопки на данном памятнике еще продолжаются и велика вероятность нахождения новых фрагментов, принадлежащих данной посуде (прием одного сосуда под разными номерами в основной фонд противоречит логике). На временное хранение приняты многочисленные отходы производства каменных орудий: отщепы (51), пластины (19), желваки (4), нуклеусы (4), а также технологическая (30) и неорнаментированная керамика (65) (Марочкин, 2014). Эти артефакты планируется принять в основной и научно-вспомогательный фонды музея-заповедника.
С 2014 года поступающая на хранение коллекция артефактов с памятника распределяется по трем фондам: основному, научно-вспомогательному и сырьевому (ранее практиковался сплошной прием археологических предметов в основной фонд). Основной фонд формируется из артефактов, имеющих ключевое значение для датировки и культурной атрибуции памятника, а также из предметов, важных для определения характера производственной деятельности древнейших обществ. Подобные материалы чаще всего являются наиболее ценными в экспозиционном плане. Массовый материал, не отвечающий перечисленным выше критериям, но несомненно значимый с научной точки зрения, распределяется между научно-вспомогательным и сырьевым фондом.
Таким образом, по результатам всего одного полевого сезона 2013 года коллекция нижнетомских древностей в фондах музея-заповедника «Томская Писаница» увеличилась почти на треть. В настоящие время готовятся к передаче материалы раскопок и разведок 2014 года.
II. Экспедиционные археологические исследования на юге нижнего притомья в 2013—2014 гг.
в 2013—2014 гг. в окрестностях музея-заповедника «Томская Писаница» были проведены совместные экспедиционные исследования Института экологии человека СО РАН, Музея-заповедника «Томская Писаница», Кемеровского государственного университета и Томского государственного педагогического университета. Цель изысканий заключалась в получении нового научного знания о слабоизученных периодах древней истории юга Нижнего Притомья. В задачи работ входили следующие позиции:
1. Получение данных о планиграфии, стратиграфии и культурно-хронологической атрибуции разновременного поселения Ивановка-1.
2. Выявление новых археологических памятников и уточнение археологической карты Нижнетомского очага наскального искусства.
3. Пополнение археологической коллекции Музея-заповедника «Томская Писаница».
На базе экспедиции проведена археологическая практика студентов Томского государственного педагогического университета (2013—2014 гг.) и Кемеровского государственного университета культуры и искусств (2014 г.).
Научные результаты экспедиционных исследований
Результаты исследований на поселении Ивановка 1
В указанный период проведены раскопки поселения Ивановка-1, расположенного на правом берегу р. Томь в 4,8 км ниже по течению от музея-заповедника «Томская Писаница». Заложены два раскопа общей площадью 217 м2 на останцах третьей надпойменной террасы. Стратиграфия террасы характеризуется визуальной однородностью темно-серого гумусированного суглинка мощностью до 0,6 м, подстилаемого желтым «материковым суглинком. Памятник не стратифицирован, но зафиксированные в слое гумуса разновременные находки залегали в хроностратиграфическом порядке. На памятнике выявлено несколько культурно-хронологических комплексов: Комплекс конца XIX- первой половины XX вв.: остатки русской деревни Ивановка. Представлен многочисленными скобяными изделиями (гвозди, скобы и т. д.), осколками стекла, фрагментами глазурованной и фарфоровой посуды, многочисленными фрагментами костей животных. Примечательны находки монет СССР номиналом 1 копейка и 20 копеек 1930 и 1932 года выпуска соответственно; петлевой пуговицы круглой формы с тисненной надписью «TREBLE», гильзы от патрона винтовки системы Мосина 1946 года выпуска (судя по маркировке на гильзе). Одна из бутылок, зеленого стекла, декорирована сетчатым рельефным узором, по сохранившимся фрагментам ее днища можно восстановить фабричную надпись: «Н. К. Л. П. (Конс) тантиновка. (Гл) австекло». К этому же времени следует отнести остатки ящика из каменных сланцевых плит с галечной забутовкой
Комплекс раннего средневековья (V—IX вв. н.э.): релкинская культура. Представлен разрозненными фрагментами одного керамического сосуда с декорированием внешней стороны рельефными налепными и формованными бордюрами, рассеченными вертикальными изогнутыми бороздками.
Комплекс раннего железного века (конец I тыс. до н.э.): кулайская культура. Представлен остатками одного керамического сосуда с характерной штамповой орнаментацией, остатками погребальной кремации и несколькими галечными выкладками подпрямоугольной формы. В совокупности данные материалы интерпретированы как остатки культового памятника кулайской культуры нового типа, единственного подобного комплекса в Кузнецком Притомье [Панкратова, Марочкин, Юракова, 2014].
Комплекс поздней бронзы (начало I тыс. до н.э.): ирменская культура. Единственный фрагмент венчика керамического сосуда с характерным «жемчужником» и ямочным орнаментом под срезом.
Комплекс начала развитой бронзы (первая половина - середина II тыс. до н.э.). Представлен остатками пяти керамических банок с характерной гребенчато-ямочной
орнаментацией и фрагментами одного плоскодонного сосуда самусьской культуры с прочерченным зигзагообразным узором.
Комплекс ранней-начала развитой бронзы (конец III - начало II тыс. до н.э.): кро-халевская культура. Наличие данного комплекса удостоверяется остатками десяти плоскодонных керамических банок с псевдотекстильной орнаментацией.
Периодом ранней и развитой бронзы, по всей видимости, следует датировать многочисленные предметы каменной индустрии: желваки, пренуклеусы и нуклеусы, отщепы и ножевидные пластины, скребки, топоры-тесла, наконечники стрел, ножи-бифасы. Отсутствие на памятнике неолитической керамики связывает перечисленные изделия именно с комплексами крохалевского и самусьского времени, определяя их в качестве источника по хозяйственной деятельности населения Кузнецкой котловины в период ранней и начала развитой бронзы.
Интересны обнаруженные под поселенческим слоем две овальные ямы (3х0,6 м) с прокаленным заполнением, но их интерпретация (могилы, остатки очагов и т. д.), а также датировка требуют дальнейшего накопления данных.
Таким образом, в результате двухлетних исследований получены источники, открывающие новые перспективы для археологического изучения южных районов Нижнего Притомья. Раскопки поселения Ивановка-1 продолжатся в 2015 г., но уже сейчас этот памятник принадлежит к числу наиболее изученных в регионе, наряду с поселениями Новороманово-2 и Писаная-1 [Бобров, Ковтун, Марочкин, 2009], а также стоянкой Долгая 1 [Бобров, Марочкин, Юракова, 2012]. Находки русско-советского времени имеют значение для русской археологии Нового времени. Это направление пока отсутствует в Кузбассе (за исключением работ Ю. В. Ширина), но успешно развивается в других регионах Западной Сибири. К сожалению, единичность сосудов поздней бронзы и Средневековья снижает информативность соответствующих комплексов поселения, но ситуация может измениться в ходе дальнейших раскопок. Комплексы ранней и начала развитой бронзы, основные для рассматриваемого памятника, имеют важнейшее значение для понимания специфики историко-культурных процессов на юге Нижнего Приобья в III—II тыс. до н.э. Значение зафиксированного культового комплекса кулайской культуры, уникального для Кузнецкого Притомья, также трудно переоценить.
Результаты археологических разведок
В июне 2014 года проведена археологическая разведка на участке д. Писаная -с. Пача, выявлены четыре ранее неизвестных памятника: поселение Синеречка 1 (ранняя бронза - переходное время от бронзового века к раннему железному времени); поселение Синеречка 2 (ранний железный век?); Синеречка 3 (культурно-хронологическая атрибуция не определена); Ивановка 2 (ранняя - начало развитой бронзы).
Таким образом, поставленная задача по большому счету выполнена. В тоже время малое число известных археологических местонахождений и неизменно положительный результат разведок говорят о перспективности дальнейшего поиска.
III. Научно-образовательные и просветительские результаты экспедиционных исследований
Два полевых сезона, прошедших в активном сотрудничестве академического института (ИЭЧ СО РАН), высших учебных заведений и музея-заповедника «Томская Писаница», стали уникальным опытом для современной археологии Кузбасса. В течение 2013—2014 гг. на базе Нижнетомского отряда Кузбасской археологической экспедиции осуществлялась учебно-выездная практика студентов историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета и студентов кафедры музейного дела Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
В ходе практики студенты приняли непосредственное участие в основной работе экспедиции по исследованию разновременных культурных комплексов памятника Ивановка 1, приобретя необходимые знания о методике раскопок и конкретные навыки полевой работы археолога - разметки изучаемой площади, выборки куль-туросодержащих слоев, расчистки объектов (остатков ям, развалов сосудов и др.), документирования источников. Разъяснение научных задач экспедиции сопровождалось чтением кратких лекций о состоянии археологической изученности региона, об отдельных аспектах научной проблематики неолита и палеометалла, о результатах исследований Нижнетомского отряда.
В выходные дни для студентов были организованы экскурсионные программы в музей-заповедник «Томская Писаница» и в район локализации археологических памятников близ Новоромановской писаницы, изучаемых экспедицией на протяжении 2008—2014 гг. (стоянки Долгая 1, Долгая 2, городище Долгая 4, курганные могильники Долгая 3, 5, 7). Таким образом, в полной мере был задействован комплекс возможностей экспедиционной среды для всесторонней научно-практической подготовки педагогических кадров Сибири.
Большая информационная поддержка деятельности экспедиции была оказана административными структурами Яшкинского муниципального района, Акациев-ского и Пачинского сельских территорий. Благодаря их вниманию был организован ряд экскурсий для школьников на место проведения исследований, намечены перспективы аналогичного взаимодействия на будущее. Место базирования экспедиции включено в туристический краеведческий маршрут детско-юношеского общества «Смальта» (г. Кемерово), действующего под эгидой Русского географического общества. Неизменный интерес раскопки Ивановки 1 вызывают у отдыхающих детского лагеря «Колосок», расположенного неподалеку, а дирекция лагеря не только просвещает своих посетителей организацией экскурсий на памятник, но и не раз оказывала помощь экспедиции в решении насущных бытовых проблем.
Популяризация исследований, проводимых отрядом Кузбасской экспедиции на памятниках Нижнетомского очага наскального искусства, осуществляется посредством местных печатных изданий («Яшкинский вестник», газета «Яшкино») и региональных СМИ (ВГТРК Кузбасс, газета «Кузбасс», интернет-портал «SmarШews» и др.).
Район деятельности экспедиции, без исключений, интересен населению окрестных населенных пунктов, местным рыбакам, туристам, случайным проезжим. Потому разъяснительная работа для граждан сотрудниками экспедиции велась ежедневно. Вопросы, затрагиваемые в этих беседах, касались конкретных результатов кузбасской археологии, сведений о ранее не известных памятниках, общих тем по истории края и человека в целом. Неизменно в ответ на обозначенный интерес к археолого-исто-
рической тематике ведется просвещение населения в сфере законодательных основ охраны объектов культурного наследия.
Взаимосвязь организационных составляющих деятельности экспедиции в Нижнем Притомье и повсеместного стихийного внимания к ней создает атмосферу, благоприятную для формирования в обществе сознания ценности исторического наследия и слаженного взаимовыгодного сотрудничества гражданских и государственных институтов, направленного на его изучение.
Литература
1. Бобров, В. В., Ковтун, И. В., Марочкин, А. Г. Археологические комплексы в Нижнетомском очаге наскального искусства / В. В. Бобров, И. В. Ковтун, А. Г. Марочкин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2009. - Т. XV. - С. 214—219.
2. Бобров, В. В., Марочкин, А. Г., Юракова, А. Ю. Исследования стоянки Долгая-1 на юге Нижнего Притомья (предварительные итоги) / В. В. Бобров, А. Г. Марочкин, А. Ю. Юракова // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2012. -XVIII. - С. 170—174.
3. Ковтун, И. В. Петроглифы Висящего Камня и хронология томских писаниц / И. В. Ковтун. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. - 140 с.
4. Ковтун, И. В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии / И. В. Ковтун. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. - 184 с.
5. Леонтьев, С. Н. Полевые исследования музея-заповедника «Томская Писаница» / С. Н. Леонтьев, П. В. Герман // Музееведение и историко-кульутрное наследие: сб. статей. - Кемерово, 2006. - С. 136—138.
6. Панкратова, Л. В., Марочкин, А. Г., Юракова, А. Ю. Культовый комплекс ку-лайской культуры в Кузнецком Притомье / Л. В. Панкратова, А. Г. Марочкин,
А. Ю. Юракова // Вестник Томского государственного университета. История. -2014. - № 3 (29). - С. 108—115.
Рис 1. Соотношение археологических коллекций по административным районам Кемеровской области и территориальным единицам Российской Федерации.
Рис 2. Соотношение материалов памятников юга Нижнего Притомья в основном
фонде коллекции «Археология».
Рис. 3. Материалы из раскопок поселения Ивановка-1. I - комплекс русско-советского времени: 1,2 - монеты; 3 - пуговица; 4 - гильза винтовочного патрона; 5 - сосуд-крынка; каменная конструкция. II - культовый комплекс кулайской культуры: 1 - керамический сосуд (а, б - виды внутренней и внешней стороны); 2 - объекты комплекса (а - остатки погребальной кремации; б-г - остатки галечных выкладок). II - комплекс ранней-начала развитой бронзы: 1- вид расчищенного скопления фрагментов керамического сосуда; 2 - фрагмент сосуда крохалевской культуры; 3, 8 - нуклеусы; 4, 5 - пластины; 6 - сердечник для отлива втульчатых орудий; 7 - наконечник стрелы; 9 - скребок; 10 - отщеп; 11 - абразив.
Рис. 4. Состав Нижнетомского отряда Кузбасской археологической экспедиции в 2013 г.
Рис. 5. Работы на памятнике Ивановка-1 в 2013 г.
Рис. 6. Состав экспедиции в 2014 г.
Рис. 7. Вид лагеря. 2013 г.
Рис. 8. Экскурсия студентов ТГПУ в Музей-заповедник «Томская Писаница».
2013 г.
Рис. 9. Беседа руководителя отряда А. Г. Мароч-кина с представителями администрации Яшкин-ского района и журналистами «Яшкинско-го вестника».
2014 г.