Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ АФИШИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ В СОБРАНИИ ИИМК РАН'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ АФИШИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ В СОБРАНИИ ИИМК РАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАКАТ / ГРАФИКА / ИСТОРИЯ НАУКИ / ИИМК РАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Мария Владимировна

В статье рассматриваются архивные документы Академии истории материальной культуры, созданной в 1919 г. в Петрограде на базе Императорской археологической комиссии. Основным профилем учреждения являлись археологические исследования, одновременно сотрудники занимались изучением искусства различных эпох как неотъемлемой части материальной культуры. В Академии работали выдающиеся историки искусства, архитекторы и художники. Одним из важных направлений работы учреждения стала просветительская деятельность. В Мраморном дворце ведущие учёные России регулярно читали доклады по самой разнообразной исторической тематике для всех желающих. Для лекций изготавливались плакаты-анонсы, где объявлялось время, место, автор и тема сообщения. В архиве ИИМК РАН сохранилось более семидесяти таких изобразительных документов. Каждая афиша является оригинальным авторским произведением, исполненным в разной технике. Большинство авторов удалось идентифицировать. Среди них - художник-реставратор М. В. Фармаковский, архитектор К. К. Романов и историк искусства Н. П. Сычев, художники В. В. Воинов, Г. С. Верейский, Д. Д. Бушен и др. Введение этого ранее неизвестного комплекса даёт возможность историкам искусства установить их художественную ценность, а также определить их место в общей канве сложения жанра рекламного изобразительного плаката в начале XX в. и в творческом наследии перечисленных художников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL POSTERS FROM THE EARLY 1920S IN THE COLLECTION OF THE IHMC RAS

The article analyzes the archival documents of the Academy for the History of Material Culture, which was founded in 1919 in Petrograd on the basis of the Imperial Archaeological Commission. The main profile of the institution was archaeology, but the studies also focused on art as part of material culture. A number of outstanding art historians, architects, and artists worked at the Academy. Educational activity has become one of the important directions of the Academy’s work. In the Marble Palace, leading Russian scientists regularly lectured on various historical subjects for everyone. Special posters were produced for these lectures that announced the time, place, author, and subject. The archives of the IHMC RAS have preserved more than seventy such posters created in different techniques. Every placard now can be recognized as a piece of art. Most of the authors were identified. Among them we know the artist-restorer M. V. Farmakovsky, architect K. K. Romanov, art historian N. P. Sychev, artists V. V. Voinov, G. S. Vereisky, D. D. Bushen, and others. The introduction of this previously unknown complex will provide art historians with the opportunity to clarify the artistic value and determine the place of those works of art in the history of the early 20th century poster art and in the creative legacy of the artists listed.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ АФИШИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ В СОБРАНИИ ИИМК РАН»

УДК: 7.036»192»:76.03/09 ББК: 85.101+85.153(2) БО!: 10.18688/аа2212-05-32

М. В. Медведева

Археологические афиши начала 1920-х годов в собрании ИИМК РАН1

В Научном архиве Института истории материальной культуры РАН хранятся уникальные документы по самой разнообразной тематике. Основу собрания составляет документальное наследие ведущих археологических организаций России начиная с середины XIX в., с момента учреждения Императорской археологической комиссии [24]. В 1919 г. на базе Комиссии была создана Академия истории материальной культуры. С этого времени началось формирование документального архива РАИМК-ГАИМК2, сконцентрировавшего в своих фондах ценнейшие архивные коллекции дореволюционных организаций и учёных наравне с материалами собственных исследований [3].

Новое академическое учреждение обладало значительными функциями и разветвлённой организационной структурой. Археология по-прежнему оставалась главным профилем научной деятельности Академии, однако предмет исследований определялся значительно шире, чем в наши дни. Изучение материальной культуры подразумевало совокупность всех знаний о вещественных древностях, а интересы сотрудников Академии фокусировались не только на артефактах, добытых в результате раскопок: изучались архитектура, фресковые росписи, древние надписи, оружие, народный быт и многие другие объекты. В том числе в работе многочисленных разрядов Академии был представлен весь спектр тем по истории искусства от древнейших времен до XIX в. [10, с. 24-36; 11, с. 1-26, 339-371; 25, с. 16]. Члены Академии занимались изучением искусства Древнего Востока, Греции и Рима, Армении и Грузии, Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, раннехристианским, византийским, западноевропейским средневековым искусством, а также русской живописью и архитектурой. В штате Академии состояли выдающиеся историки искусства, архитекторы и художники.

За время существования этого учреждения накоплен огромный архивный фонд3, однако описание материалов в учетных документах часто сделано очень формально и кратко, заголовки дел в описи весьма лаконично отражают содержание дел. Многие

1 Исследование проведено в рамках выполнения программы ФНИ РАН по теме государственной работы.

2 Академия истории материальной культуры существовала с 1919 по 1937 гг., до 1926 г. носила название Российская Академия истории материальной культуры (РАИМК), после этого была переименована в Государственную Академию истории материальной культуры (ГАИМК).

3 В рукописном отделе Научного архива ИИМК РАН фонд РАИМК-ГАИМК включает 6827 дел (РО НА ИИМК РАН. Ф. 2), в фотографическом отделе фонд Академии насчитывает 63410 фотодокументов (РО НА ИИМК РАН. Ф. 46).

уникальные вещи остаются абсолютно неизвестны. Актуализация этого документального богатства, накопленного в процессе раскопок, архитектурно-археологических работ и деятельности в сфере охраны памятников, а также опыта предшествующих поколений исследователей является первоочередной задачей современной науки. Прежде всего требуется раскрытие и полноценное издание всех материалов, которые в силу разных причин так и не были введены в научный оборот. К таким малоизвестным архивным источникам можно отнести комплекс документов, характеризующий работы Академии истории материальной культуры в 1920-1921 гг. и выявленный недавно в процессе научно-технической переработки архивного фонда учреждения. Среди архивных дел РАИМК были обнаружены папки, которые значились в описи как объявления к научным докладам сотрудников ГАИМК4. Внутри оказались крупноформатные афиши-плакаты, каждая из которых является оригинальным авторским художественным произведением. Изображения и тексты воспроизведены не типографским способом, а выполнены рукотворно в разной манере и технике. Научная атрибуция документов отсутствовала. Работа по определению их авторов и установлению обстоятельств появления никогда ранее не проводилась.

Документы появились в результате просветительской деятельности Академии, которую сотрудники учреждения считали одной из главных целей своей работы. В начале 1920-х гг. в стенах Мраморного дворца, где располагалась тогда Академия, устраивались регулярные публичные научные собрания, на которых ведущие ученые России читали доклады по самой разнообразной исторической тематике. Лекции затрагивали вопросы искусства от древнего до нового времени, от Египта, Древней Греции и Рима до древнерусского зодчества и архитектуры Петербурга. Прослушать такие сообщения на реальных научных собраниях Академии могли прийти все желающие. После лекций велась свободная дискуссия. В архиве ИИМК РАН частично сохранились записи протоколов и тексты некоторых докладов. Например, в документах Академии представлены конспекты сообщений О. Ф. Вальдгауэра о статуарном типе Афродиты с черепахой, сделанного в октябре 1920 г.5, и М. В. Фармаковского о римских стекловаренных печах, прочитанного в декабре того же года6. Материалы ряда докладов были впоследствии опубликованы в виде статей в изданиях Академии истории материальной культуры, Академии наук, либо вошли в монографические работы авторов [2; 5; 9; 12; 22; 30; 31; 33 и др.].

Для лекций изготавливались плакаты-анонсы, где объявлялось время, место, автор и тема сообщения. Стилистика, сюжет, шрифт и композиция всегда строго подчинялись тематике доклада и прекрасно отражали специфику ожидаемого выступления. Тема и эпоха изящно акцентировалась создателями афиш при помощи использования декоративных орнаментов, заимствованных из древней живописи, архитектуры, палеографии, этнографии и археологических предметов соответствующего хронологического периода.

4 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 72-73; 1921, Д. 123.

5 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 40. Л. 1-36.

6 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 32. Л. 53-79.

Часть афиш выполнялась сотрудниками Академии самостоятельно, ведь в тот момент в составе учреждения работало множество талантливых специалистов, получивших высшее художественное образование в лучших учебных заведениях страны. Среди них следует назвать блестящего специалиста в области исследования и сохранения древнерусской архитектуры К. К. Романова. Выпускник Академии художеств, он начинал свою карьеру ещё в Императорской археологической комиссии, а затем стал одним из основателей Академии истории материальной культуры. В составе комплекса представлена афиша к докладу К. К. Романова «Задачи археологических исследований в г. Пскове», выполненная в стиле древнерусской миниатюры (Илл. 50). Античные орнаментальные мотивы и архитектурные детали прослеживаются на объявлениях к лекциям «Варианты коринфских капителей» и «Древне-римский орнамент» архитектора К. И. Рончевского. Он лишь краткий период состоял в Академии также, как и Н. С. Анерт, исполнившая рекламный плакат к своей лекции о работах по реставрации храма Спаса на Нередице под Новгородом в 1920 г.

Член Академии историк искусства Н. П. Сычев на афише к своей лекции «Художественное прошлое Великого Новгорода» изобразил главный символ монументальной архитектуры средневекового города Софийский собор (Илл. 51). Помимо склонности к научно-исследовательской деятельности, Н. П. Сычев обладал художественным талантом и прекрасно рисовал [19, с. 211-273]. Об этом свидетельствуют и его изобразительные работы дореволюционного периода, представленные в его документальном рукописном фонде в архиве ИИМК РАН7. На афише к упомянутому докладу Н. П. Сычева о Новгороде сохранился его автограф.

Среди материалов есть и плакаты, изготовленные археологами и этнографами. Так, известный ученый член Академии А. А. Миллер сам исполнил афиши к своим докладам «Генезис материальной культуры» и «Изображение собаки в древностях Кавказа», а археолог Г. И. Боровка — к своим лекциям «К вопросу о происхождении скифского звериного стиля», «Два святилища классической Греции и их связь с Микенской культурой». Одна из афиш, судя по подписи, нарисована этнографом Г. Н. Прокофьевым, который в 1920 г. поступил на службу в Институт археологической технологии РАИМК. Известно, что он делал прекрасные акварели во время своих этнографических поездок [17, с. 258]. Афишу 1920 г. к докладу А. Ф. Котлера «Методы определения драгоценных камней в изделиях» можно идентифицировать как его работу.

Особое место среди тех, кто самостоятельно исполнял плакаты-объявления к собственным лекциям, несомненно принадлежит талантливому художнику-реставратору М. В. Фармаковскому [16] — брату известного археолога-антиковеда Б. В. Фар-маковского. Им оставлено богатейшее художественное наследие ещё в рамках его работы в Императорской археологической комиссии, когда по поручениям учреждения М. В. Фармаковский занимался копированием античных декоративных росписей Боспора8, создавал высококачественные иллюстрации древностей для печатных из-

7 См. РО НА ИИМК РАН. Ф. 51. Оп. 1. Личный рукописный фонд Н. П. Сычева.

8 М. В. Фармаковский в 1908-1912 гг. несколько раз был специально командирован в Керчь и на Таманский полуостров для подготовки изображений к фундаментальному труду М. И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на юге России» [28; 1, с. 12, 13, 28, 39, 67 и др.]

даний и отчетов ИАК. В Академии он продолжил свою плодотворную научную и творческую деятельность: М. В. Фармаковский стал одним из основоположников школы научной реставрации музейных предметов и археологических коллекций в России. Среди материалов 1920-1921 гг. сохранились два подготовленных им художественных плаката с объявлениями о докладах — «Римские стекловаренные печи» (Илл. 52), сделанный в подражание средневековой книжной западноевропейской графике, и «О целях и задачах Института археологической технологии», выполненный в античной стилистике.

Целая серия плакатов выполнена молодой сотрудницей Академии истории материальной культуры Н. А. Энман [6]. Она закончила историко-филологическое отделение Университета, где занималась изучением античности. Её учителями были знаменитые антиковеды Б. В. Фармаковский и Ф. Ф. Зелинский. Уже тогда Н. А. Энман увлекалась археологией, много работала с археологическими коллекциями в музеях, ездила на археологические раскопки, писала о греческой художественной керамике [6, с. 394-395]. После окончания учёбы она в 1919 г. поступила на работу в РАИМК, где проработала до 1922 г. Дальше её жизнь длительный период была связана с творчеством и студией свободного пластического танца «Гептахор» [6, с. 397-398], где параллельно преподавали рисование, историю искусств и античную историю. Художественные способности Н. А. Энман проявились ещё в детстве, какое-то время она брала уроки в студии профессора Академии художеств Д. Н. Кардовского [34]. Таланты Н. А. Энман как превосходного книжного графика можно оценить на страницах «Аттических сказок», изданных издательством Сабашниковых в начале ХХ в. По просьбе автора, её наставника профессора Ф. Ф. Зелинского, она проиллюстрировала три выпуска сказок [13].

Сочетание художественных способностей и великолепное знание истории и материальной культуры древнего мира с блеском выразилось в самых красочных афишах, оформленных Н. А. Энман для РАИМК. В тематике выполненных ею плакатов превалировали близкие ей античные сюжеты и история Древнего Востока. Естественно, прежде всего Н. А. Энман создала афиши для лекций своих любимых учителей Ф. Ф. Зелинского («Археологические впечатления из путешествия по Северной Африке и Италии в 1919-1920 гг.») и Б. В. Фармаковского («Значение росписей саркофага из Агиа-Триада на Крите», «Новейшее освещение проблемы происхождения христианского искусства (по поводу книги Стржиговского)»), а также для ведущих специалистов РАИМК и Эрмитажа В. В. Латышева («Римский быт I в. по Р. X. в изображениях поэта Марциала»), С. А. Жебелева («Афина и Афины»), О. Ф. Вальдгауэра («Статуарный тип Афродиты с черепахой»), В. В. Струве («Израиль в Египте», «Социальная революция в Египте»), Р. Р. Фасмера («О пометке 'Бах' на куфических монетах»), Н. П. Бауэра («Ефимки с признаками»), Н. Б. Бакланова («Церковные постройки Трапезунда»), Е. О. Прушевской («Две древне-восточные бронзовые статуэтки»). Авторство художницы удалось определить по автографам. В 1920 г. она подписывалась «Н. Энман», а в 1921 г. стала ставить начальные буквы своего имени и фамилии в немецком написании «МБ». Всего в коллекции Научного архива ИИМК РАН насчитывается двенадцать её работ (Илл. 53-54).

Вместе с сотрудниками Академии истории материальной культуры оформлением афиш для научно-просветительских лекций в 1920-1921 гг. занимались известные художники и деятели искусства Серебряного века: В. Г. Верейский, В. В. Воинов и Д. Д. Бушен,

предположительно, А. Н. Бенуа и П. И. Нерадовский. Почему так случилось, что они трудились для РАИМК? Все художники-авторы афиш, имена которых точно определены к настоящему времени, принадлежали к одному кругу. Их объединяли общие цели и задачи в работе, и в творчестве. Они принимали активное участие в деятельности Общества поощрения художеств, объединения «Мир искусства», Комитета популяризации художественных изданий, работали вместе в Эрмитаже и именно таким образом могли быть тесно связаны и с Академией истории материальной культуры, которая в 1920-е гг. занимала ведущее место в изучении различных аспектов искусства. Общество поощрения Художеств и Община Св. Евгении Красного креста, которая была преобразована в Комитет популяризации художественных изданий9, почти сразу после создания РАИМК поступили в её ведение. Обе эти организации создавались для просветительских целей и к этому моменту уже были широко известны своими большими успехами в распространении знаний об искусстве [21; 26]. Несомненно, советская действительность внесла значительные коррективы в их существование, но они продолжали свою просветительскую и благотворительную работу после революции, и для большей результативности объединились с РАИМК. КПХИ постепенно перешел от публикации открытых писем к изданию великолепно оформленных книг по искусству, которые иллюстрировались художниками «мирискусниками». Фирменный знак изданий КПХИ разработал один из лидеров объединения художник М. В. Добужинский. Он же по заказу Академии истории материальной культуры в 1920 г. выполнил книжный знак для её собственных публикаций10 (Илл. 55).

Общество поощрения художеств ставило своей главной целью содействие процветанию художественного творчества в России посредством устройства выставок и чтением публичных лекций по различным аспектам искусства, организацией конкурсов и аукционов, приобретением выдающихся художественных предметов для музейных коллекций, а также при помощи издательской деятельности [21; 32, с. 3]. Процесс присоединения Общества к РАИМК начался в конце 1919 г. В это время Общество возглавлял П. И. Нерадовский, в состав входили С. Н. Тройницкий, П. П. Вейнер, А. Н. Бенуа, В. А. Щавинский, С. П. Яремич, С. Р. Эрнст, В. В. Воинов и другие известные деятели искусства11. Важной частью пропаганды художественных знаний среди широких слоёв населения стала обширная лекционная деятельность Общества поощрения художеств. Кроме лекций непосредственно в здании Общества на Большой Морской ул., в 19201921 гг. для публичных лекций использовались и помещения Академии в Мраморном Дворце по средам и по понедельникам, также проводились выездные лекции в Новгороде. Доклады читались как членами Общества, так и научными сотрудниками РАИМК. Видимо, в рамках этого объединения в процессе совместной научно-просветительской деятельности к оформлению афиш и были привлечены вышеупомянутые художники-графики. Их имена удалось установить по автографам на афишах.

9 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 9, 46, 84.

10 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 9. Л. 20.

11 Список сотрудников Комитета Общества и перечни тем прочитанных в 1920 г. лекций см. в РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1920. Д. 46, 84.

Больше всего афиш к лекциям принадлежит художнику В. В. Воинову. Автографы его разнятся: на документах 1920 — начала 1921 гг. он подписывался «Всеволод Воинов» или «Вс. Воинов», позже стал ставить две заостренные буквы «ВВ». В эти годы художник состоял в Обществе поощрения художеств, находившемся в ведении Академии истории материальной культуры, и работал в отделе гравюр в Эрмитаже [29, с. 41-42], затем — в отделении рисунков и гравюр Русского музея [14]. Произведения В. В. Воинова хранятся в Русском музее, Пушкинском доме, Академии художеств, Пушкинском музее и Третьяковке [8]. Как оказалось, в Научном архиве ИИМК РАН тоже есть его работы. В архивном наследии РАИМК творчество В. В. Воинова выразилось в четырнадцати изобразительных плакатах, рекламирующих происходившие в Мраморном дворце публичные лекции. В биографических статьях указывается, что В. В. Воинов прослушал двухгодичный курс в Археологическом институте [29, с. 41], уже работая в Эрмитаже. Таким образом он должен был хорошо представлять процесс изучения древних материальных культур и специфику археологической науки. В его уверенной манере исполнения афиш чувствуется близкое знакомство с сюжетами и темами лекций. Им подготовлены объявления к докладам И. А. Орбели «О раскопках Ани» и «К вопросу о времени строительства Анийского собора», С. А. Жебелёва «К столетнему юбилею Венеры Милосской», В. В. Бартольда «Предположения археологических работ в Туркестане», С. А. Гамалова-Чураева «О фальсификации античных монет», Н. Д. Флиттнер «Ювелиры древнего Египта», Б. А. Куфтина «Народные костюмы Московской и Рязанской губерний», А. Н. Максимова «Опахивание и другие народные средства борьбы с опасностью», О. А. Добиаш-Рождественской «Свет и лампады в средневековом западно-европейском предании», А. А. Спицына «Три расы», А. Н. Кубе «Эрмитажный складень из дома Борджиа...», М. Т. Преображенского «Исаакиевский собор. История постройки и обследование состояния здания в настоящее время» (Илл. 56), А. А. Васильева «Из истории крымского средневековья. Мангуп-Кале-Феодоро и готы в Крыму» (Илл. 57), И. И. Толстого «К вопросу о сказочных сюжетах в храмовой античной легенде. Исцеление Аристагора в надписи эпидаврской стелы».

Только одна афиша оформлена известным советским графиком Г. С. Верейским [7]. Он был учеником М. В. Добужинского, сотрудничавшего с РАИМК, состоял в «Мире искусства», с 1918 г. работал и затем возглавлял отдел гравюр в Эрмитаже. Все эти факторы, видимо, и привели к тому, что Г. С. Верейский сделал афишу к лекции Б. В. Фарма-ковского «О важности изучения материальной культуры».

Ещё несколько афиш были подписаны «Д. Б.». За подписью скрывается художник Д. Д. Бушен, также входивший в круг «мирискусников». В период петербургской жизни его учителем и покровителем стал А. Н. Бенуа12, он же устроил его работать в Эрмитаж в 1918 г. [27, с. 23, 31]. В 1925 г. Д. Д. Бушен навсегда эмигрировал в Париж вместе со своим близким другом историком искусства С. Р. Эрнстом [15, с. 211; 18, с. 120]. За рубежом Д. Д. Бушен создавал декорации для постановок европейских театров, делал эскизы театральных костюмов, в том числе для Анны Павловой, работал на французские модные

12 Имя Д. Д. Бушена неоднократно встречается на страницах дневника А. Л. Бенуа, в том числе упоминается его работа в Эрмитаже [4].

дома [27, с. 25, 33-37; 18, с. 121]. Сейчас он считается одним из известнейших художников русского зарубежья. Его произведения хранятся в музеях Оксфорда, Брюсселя, Парижа и Нью-Йорка. В России представлено не очень много его работ [27, с. 22; 18, с. 119-120; 23, с. 25, 85, 106]. Поэтому вдвойне ценно, что ещё семь неизвестных ранее плакатов, выполненных художником Д. Д. Бушеном, обнаружились в российском архиве. Афиши служат объявлениями к лекциям Ю. Г. Ван Орена о западноевропейских старинных инструментах (Илл. 58), И. А. Орбели об архитектуре Ани, С. Н. Тройницкого о табакерках, А. Н. Макарова о первоочередных задачах архивного дела в России и др.

Кроме вышеперечисленных, в состав комплекса входят ещё работы, но принадлежность их пока можно только предполагать. Всего в Научном архиве ИИМК РАН в настоящее время выявлено семьдесят шесть изобразительных плакатов 1920-1921 гг. Из документов о деятельности Общества поощрения художеств в составе Академии известно, что лекций было прочитано в разы больше. По всей видимости, и количество плакатов было значительно больше, но место их хранения неизвестно, если они вообще сохранились...

Все афиши к лекциям датируются только 1920-1921 гг. Возможно, это отчасти объясняется возникшими у Общества в 1921 г. проблемами финансового характера. После революции его капитал был аннулирован государством [21]. Общество поощрения художеств продолжало работать на условиях самофинансирования — зарплаты сотрудникам, содержание имущества, покупка художественных предметов полностью зависели от доходов от выставочной и аукционной деятельности. В 1921 г. ситуация ухудшилась. В отчете о работе за 1921 г. П. И. Нерадовский сообщал в РАИМК, что на «Общество наравне с комиссионными конторами возложены налоги, причем весь доход. без остатка должен идти на покрытие этих налогов и наём служащих. Таким образом. Общество поощрения художеств было лишено возможности приобретать художественные произведения для государственных музеев и вообще продолжать культурно-просветительскую деятельность, заботясь лишь о вознаграждении служащих и поддержании зданий Общества.

По этим же причинам Комитет был вынужден прекратить помощь школе б. Общества поощрения художеств и организацию чтения лекций по вопросам искусства»13. И хотя открытые собрания Академии с публичными лекциями продолжались в последующие годы [10, с. 19, 327-328; 11, с. 26, 365-366, 371], но уже не в таком интенсивном режиме и с более специализированной по археологии и этнографии тематикой, а выпуск афиш, по всей видимости, завершился.

Рассмотренный комплекс изобразительных плакатов имеет многогранное культурно-историческое значение. С одной стороны, как документальный источник, они открывают совершенно новый пласт информации о просветительской работе известных учёных и художников в начале 1920-х гг., Общества поощрения художеств, а также ведущего в России археологического учреждения Академии истории материальной культуры, деятельность которого до сих пор во многом остается недооцененной.

13 РО НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1921. Д. 66. Л. 33-37.

С другой стороны, эти прекрасные афиши являются совершенно неизвестной для специалистов частью истории искусства начала ХХ в. Скорее всего, сами авторы не воспринимали эти плакаты как что-то высокохудожественное и не придавали им значения произведений искусства. Для них они имели сугубо практическую значимость и создавались для весьма узконаправленной задачи — реклама деятельности научного учреждения. Творческое содружество одарённых учёных и художников, а также организационные особенности сосуществования научного учреждения и художественного объединения обусловили возникновение такой уникальной формы взаимодействия в первые советские годы, длившегося очень недолго, хотя плодотворное сотрудничество археологов и художников в деле подготовки к публикации специализированных научных изданий Академии истории материальной культуры продолжалось ещё до начала 1930-х гг. Введение в научный оборот этого нового документального комплекса спустя сто лет с установленной атрибуцией принадлежности к определённым авторам и историей их создания даёт возможность историкам искусства установить их подлинную художественную ценность, а также определить их место в общей канве сложения жанра рекламного изобразительного плаката в начале XX в. и в творческом наследии перечисленных художников.

Литература

1. Античная декоративная живопись Боспора Киммерийского: от графической фиксации к фотографии / Под ред. Виноградова Ю. А., Медведевой М. В. — СПб.: ИИМК РАН, Лема, 2017. — 248 с.

2. Бакланов Н. Б. Эволюция архитектурных форм в русском провинциальном церковном зодчестве XVIII в. — Известия РАИМК. — Т. II. — Пг., 1922. — С. 241-265.

3. Белова Н. А., Медведева М. В. Архив Академии истории материальной культуры в 1920-1930-е годы и документальные собрания археологических учреждений двух столиц // Очерки истории отечественной археологии. Вып. V. — М.: ИА РАН, 2019. — С. 46-65.

4. Бенуа А. Н. Дневник. 1918—1924. — М.: «Захаров», 2016. — 816 с.

5. Васильев А. А. Готы в Крыму. I. // Известия РАИМК. — Т. I. — Пг., 1921. — С. 265-341.

6. Вахтина М. Ю. Блокадный дневник Натальи Александровны Энман // Археологические Вести. — 2020. — № 27. — С. 392-417.

7. Верейский // Большая Российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/1908542 (дата обращения: 20.09.2020).

8. Всеволод Владимирович Воинов // Артхив. URL: https://artchive.ru/artists/17011~Vsevolod_ Vladimirovich_Voinov/biography (дата обращения: 20.09.2020).

9. Гесс Ф. Ф. Композиция человеческой фигуры в египетском рисунке и рельефе // Известия РАИМК. — Т. I. — Пг., 1921. — С. 73-94.

10. Государственная академия истории материальной культуры. Сообщения. I. — Л.: ГАИМК, 1926. — 332 с.

11. Государственная академия истории материальной культуры. Сообщения. II. — Л.: ГАИМК, 1929. — 490 с.

12. Жебелев С. А. Афина и Афины // Записки Коллегии Востоковедов при Азиатском Музее Российской Академии Наук. — Т. I. — Л.: РАН, Главнаука, Госиздат, 1925. — С. 257-280.

13. Зелинский Ф. Ф. Аттические сказки. I-III части. — Пг.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1921. — 128 с.

14. Золотинкина И. А. Выставка «Русская литография за последние 25 лет» в Русском музее 1923-1924. Читая дневник В. В. Воинова // Страницы истории отечественного искусства XVI-ХХ века. — Вып. XIV. — СПб.: Palace Editions, 2007. — С. 208-217.

15. Золотинкина И. А. Историк искусства Сергей Эрнст (1894-1980). Опыт творческой биографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. — 2008. Сер. 2. Вып. 2. — С. 203-214.

16. Иессен А. А. Мстислав Владимирович Фармаковский [1873-1946. Некролог] // Краткие сообщения ИИМК. — 1947. — Вып. 16. — С. 165-167.

17. Казакевич О. А. Архив Е. Д. и Г. Н. Прокофьевых: самодийские языковые материалы // Finnisch-Ugrische Mitteilungen. — Bd 32/33. — Hamburg: Helmut Buske Verlag, 2010. — S. 257-278.

18. Кантор-Гуковская А. Последний из «Мира искусства» // Наше наследие. — 1992. — № 25. — С. 119121.

19. Кызласова И.Л. Николай Петрович Сычев (1883-1964). Отечественная реставрация: Personalia. Вып. 1. — М.: Сканрус, 2006. — 328 с.

20. Лейкинд О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Бушен Дмитрий Дмитриевич // Искусство и архитектура Русского Зарубежья. 2012. URL: https://artrz.ru/menu/1804657343/1804782788.html (дата обращения: 25.09.2020)

21. Лейкинд О. Л., Северюхин Д. Я. Императорское общество поощрения художеств (ОПХ) // Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург. URL: http://encblago.lfond.spb.ru/showObject. do?object=2815897645 (дата обращения: 27.01.2021)

22. Лихачев Н. П. Датированные печати Византии // Известия РАИМК. — Т. III. — Л., 1924. — С. 153-224.

23. «Мир искусства». Живопись. Рисунок. Гравюра. Скульптура. Издания. К 115-летию объединения. Каталог выставки. — Казань: Заман, 2013. — 120 с.

24. Мусин А. Е., Медведева М. В., Длужневская Г. В., Белова Н. А. История формирования архива Императорской археологической комиссии и обзор её фондов в Научном архиве Института истории материальной культуры РАН // Императорская археологическая комиссия (1859-1917): история первого государственного учреждения российской археологии от основания до реформы: Коллективная монография / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин, М. В. Медведева. В 2 т. Т. 1. — СПб.: ИИМК РАН, 2019. — С. 29-40.

25. Пряхин А. Д. История советской археологии (1917 — середина 30-х гг.). — Воронеж: Воронежский Университет, 1986. — 287 с.

26. Романенкова О. А. Комитет Популяризации Художественных Изданий как тип специализированного издательства по изобразительному искусству: автореферат дис. канд. пед. наук. — СПб., 2000. — 18 с.

27. Романова Е. «Живописец-поэт» Дмитрий Бушен. Наследие художника в книжном собрании Ренэ Герра — Иные берега. — 2013. — 3(31). — С. 22-41.

28. Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге России. Атлас. — СПб.: Изд-во Императорской археологической комиссии, 1913. — 112 с.

29. Сотрудники Императорского Эрмитажа, 1852-1917: биобиблиографический справочник. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. — С. 41-42.

30. Тройницкий С. Н. О гербе Смоленском // Известия РАИМК. — Т. I. — Пг., 1921. — С. 345-355.

31. Тройницкий С. Н. Исаак Брукнер и его универсальные солнечные часы // Известия РАИМК. — Т. III. — Л., 1924. — С. 33-48.

32. Устав Всероссийского общества поощрения художеств. — Пг.: 4-я Гос. тип.-я, 1920. — 15 с.

33. Фармаковский М. В. Римские стекловаренные печи // Известия Института Археологической Технологии. — Вып. I. — Пг., 1922. — С. 73-176.

34. Энман, Наталия Александровна. URL: http://allpetrischule-spb. org/index. php?title_Энман (дата обращения: 25.09.2020).

Название статьи. Археологические афиши начала 1920-х годов в собрании ИИМК РАН Сведения об авторе. Медведева, Мария Владимировна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Научным архивом. Институт истории материальной культуры РАН, Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. pharc@mail.ru ORCID: 0000-0003-4852-7146

Аннотация. В статье рассматриваются архивные документы Академии истории материальной культуры, созданной в 1919 г. в Петрограде на базе Императорской археологической комиссии. Основным профилем учреждения являлись археологические исследования, одновременно сотрудники занимались изучением искусства различных эпох как неотъемлемой части материальной культуры. В Академии работали выдающиеся историки искусства, архитекторы и художники. Одним из важных направлений работы учреждения стала просветительская деятельность. В Мраморном дворце ведущие учёные России регулярно читали доклады по самой разнообразной исторической тематике для всех желающих. Для лекций изготавливались плакаты-анонсы, где объявлялось время, место, автор и тема сообщения.

В архиве ИИМК РАН сохранилось более семидесяти таких изобразительных документов. Каждая афиша является оригинальным авторским произведением, исполненным в разной технике. Большинство авторов удалось идентифицировать. Среди них — художник-реставратор М. В. Фармаковский, архитектор К. К. Романов и историк искусства Н. П. Сычев, художники В. В. Воинов, Г. С. Верейский, Д. Д. Бушен и др. Введение этого ранее неизвестного комплекса даёт возможность историкам искусства установить их художественную ценность, а также определить их место в общей канве сложения жанра рекламного изобразительного плаката в начале XX в. и в творческом наследии перечисленных художников.

Ключевые слова: Академия истории материальной культуры, архивные документы, художественный плакат, графика, история науки, ИИМК РАН

Title. Archaeological Posters from the Early 1920s in the Collection of the IHMC RAS14 Author. Medvedeva, Maria V. — Ph. D., head of archive. Institute for the History of Material Culture of Russian Academy of Sciences. Dvortsovaia nab., 18, 191186 St Petersburg, Russian Federation. pharc@mail.ru ORCID: 0000-0003-4852-7146

Abstract. The article analyzes the archival documents of the Academy for the History of Material Culture, which was founded in 1919 in Petrograd on the basis of the Imperial Archaeological Commission. The main profile of the institution was archaeology, but the studies also focused on art as part of material culture. A number of outstanding art historians, architects, and artists worked at the Academy. Educational activity has become one of the important directions of the Academy's work. In the Marble Palace, leading Russian scientists regularly lectured on various historical subjects for everyone. Special posters were produced for these lectures that announced the time, place, author, and subject. The archives of the IHMC RAS have preserved more than seventy such posters created in different techniques. Every placard now can be recognized as a piece of art. Most of the authors were identified. Among them we know the artist-restorer M. V. Farmakovsky, architect K. K. Romanov, art historian N. P. Sychev, artists V. V. Voinov, G. S. Vereisky, D. D. Bushen, and others. The introduction of this previously unknown complex will provide art historians with the opportunity to clarify the artistic value and determine the place of those works of art in the history of the early 20th century poster art and in the creative legacy of the artists listed.

Keywords: Academy for the History of Material Culture, archival documents, art poster, graphics, history of science, IHMC RAS

References

Baklanov N. B. The Evolution of Architectural Forms in the Russian Provincial Church Architecture of the 18th Century. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii materialnoi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1922, vol. 2, pp. 241-265 (in Russian).

Belova N. A.; Medvedeva M. V. Archive of the Academy for the History of Material Culture in the 1920s — 1930s and Documentary Collections of Archaeological Institutions of the Two Capitals. Ocherki istorii otechestvennoi arkheologii (Essays on the History of Russian Archeology), vol. 5. Moscow, Institute of Archaeology RAS Publ., 2019, pp. 46-65 (in Russian).

Benua A. N. Dnevnik. 1918-1924. (A Diary. 1918-1924). Moscow, Zakharov Publ., 2016, 816 p. (in Russian).

Enman Nataliia Aleksandrovna. 2020. Available at: http://allpetrischule-spb.org/index. php?title_Энман (accessed 25 September 2020).

Farmakovskii M. V. Roman Glass Furnaces. Izvestiia Instituta Arkheologicheskoi Tekhnologii (Bulletin of the Institute of Archaeological Technology), 1922, vol. 1, pp. 73-176 (in Russian).

Gess F. F. Composition of a Human Figure in Egyptian Drawing and Relief. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii materialnoi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1921, vol. 1, pp. 73-94 (in Russian).

Gosudarstvennaia akademiia istorii material'noi kul'tury. Soobshcheniia (State Academy for the History of Material Culture. Reports), vols. 1, 2. Leningrad, Gosudarstvennaia akademiia istorii material'noi kul'tury Publ., 1926, 1929. 332, 490 p. (in Russian).

14 The research was carried out within the state assignment of the program of Fundamental Scientific Research of the Russian Academy of Sciences.

lessen A. A. Mstislav Vladimirovich Farmakovsky. 1873-1946. Obituary. Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material'noi kul'tury (Brief News of the Institute for the History of Material Culture), 1947, vol. 16, pp. 165167 (in Russian).

Kantor-Gukovskaia A. The Last of the "World of Art". Nashe nasledie (Our Heritage), 1992, no. 25, pp. 119121 (in Russian).

Kazakevich O. A. Archive of E. D. and G. N. Prokofiev: Samoyed Language Materials. Finnisch-Ugrische Mitteilungen, vol. 32-33. Hamburg, Helmut Buske Verlag Publ., 2010, pp. 257-278 (in Russian).

Kyzlasova I. L. Nikolai Petrovich Sychev (1883-1964). Moscow, Scanrus Publ., 2006. 328 p. (in Russian).

Leikind O. L.; Makhrov K. V.; Severiukhin D. I a. Bushen Dmitry Dmitrievich. Iskusstvo i arkhitektura russkogo zarubezh'ia (Art and Architecture of the Russian Diaspora), 2012. Available at: https://artrz.ru/ menu/1804657343/1804782788.html (accessed 25 September 2020).

Leikind O. L.; Severiukhin D. Ia. Imperial Society for the Encouragement of the Arts. Entsiklopediia blagotvoritelnosti. Sankt-Peterburg (Encyclopedia of Charity. St. Petersburg). Available at: http://encblago.lfond. spb.ru/showObject.do?object=2815897645 (accessed 27 January 2021).

Likhachev N. P. Dated Seals of Byzantium. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii material'noi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1924, vol. 3, pp. 153-224 (in Russian).

Mir iskusstva. Zhivopis'. Risunok. Graviura. Skul'ptura. Izdaniia. K 115-letiiu ob"edineniia. ("World of Art". Painting. Drawing. Engraving. Sculpture. Editions. To the 115th Anniversary of the Association. Exhibition Catalogue). Kazan', Zaman Publ., 2013. 120 p. (in Russian).

Musin A. E.; Medvedeva M. V.; Dluzhnevskaia G. V.; Belova N. A. The History of the Formation of the Archive of the Imperial Archaeological Commission and a Review of Its Funds in the Scientific Archive of the Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences. Imperatorskaia arkheologicheskaia komissiia (1859-1917): istoriia pervogo gosudarstvennogo uchrezhdeniia rossiiskoi arkheologii ot osnovaniia do reformy (The Imperial Archaeological Commission (1859-1917): The History of the First State Institution of Russian Archeology from Foundation to Reform), vol. 1. St. Petersburg, IIMK RAN Publ., 2019, pp. 29-40 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Priakhin A. D. Istoriia sovetskoi arkheologii (1917 — seredina 30-kh gg.) (History of Soviet Archaeology (1917 — mid-1930s)). Voronezh, Voronezh University Publ., 1986. 287 p. (in Russian).

Romanenkova O. A. Komitet Populiarizatsii Khudozhestvennykh Izdanii kak tip spetsializirovannogo izdatel'stva po izobrazitel'nomu iskusstvu (Committee for the Promotion of Art Publishing as a Type of Specialized Publishing House for Fine Arts): Dissertation Author's Abstract. St. Petersburg, 2000. 18 p. (in Russian).

Romanova E. "Painter-poet" Dmitry Bushen. The Artist's Legacy in the Book Collection of Rene Guerra. Inye berega (Other Shores), 2013, no. 3(31), pp. 22-41 (in Russian).

Rostovtsev M. I. Antichnaia dekorativnaia zhivopis' na Iuge Rossii. Atlas (Antique Decorative Painting in the South of Russia. Atlas). St. Petersburg, Imperatorskaia arkheologicheskaia komissia Publ., 1913. 112 p.

Sotrudniki Imperatorskogo Ermitazha, 1852-1917: biobibliograficheskii spravochnik (Employees of the Imperial Hermitage, 1852-1917: A Bibliographic Reference). St. Petersburg, The State Hermitage Publ., 2004, pp. 41-42 (in Russian).

Troinitskii S. N. About the Coat of Arms of Smolensk. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii material'noi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1921, vol. 1, pp. 345-355 (in Russian).

Troinitskii S. N. Isaac Bruckner and His Universal Sundial. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii material'noi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1924, vol. 3, pp. 33-48 (in Russian).

Ustav Vserossiiskogo obshchestva pooshchreniia khudozhestv (Charter of the All-Russian Society for the Encouragement of Arts). Petrograd, Gosudarstvennaia tipografiia 4 Publ., 1920. 15 p. (in Russian).

Vakhtina M. Iu. The Blockade Diary of Natalya Alexandrovna Enman. Arkheologicheskie Vesti (Archaeological News), 2020, no. 27, pp. 392-417 (in Russian).

Vasil'ev A. A. Goths in the Crimea. I. Izvestiia Rossiiskoi Akademii istorii material'noi kul'tury (Bulletin of the Russian Academy for the History of Material Culture), 1921, vol. 1, pp. 265-341 (in Russian).

Vereisky. Bolshaia Rossiiskaia entsiklopediia (Great Russian Encyclopedia). Available at: https://bigenc.ru/ fine_art/text/1908542 (accessed 20 September 2020).

Vinogradov Iu. A.; Medvedeva M. V. (eds.). Antichnaia dekorativnaia zhivopis' Bospora Kimmeriiskogo: ot graficheskoi fiksatsii k fotografii (Antique Decorative Painting of the Cimmerian Bosporus: From Drawing To Photography), St. Petersburg, IIMK RAN, Lema Publ., 2017. 248 p. (in Russian).

Vsevolod Vladimirovich Voinov. Artkhiv (Arthive). Available at: https://artchive.ru/artists/17011 ~ Vsevolod_ Vladimirovich_Voinov/biography (accessed 20 September 2020).

Zelinskii F. F. Atticheskie skazki (Attic Tales. 1 -3 parts), Petrograd, M. i S. Sabashnikovy Publ., 1921. 128 p.

Zhebelev S. A. Athena and Athens. Zapiski Kollegii Vostokovedov pri Aziatskom Muzee Rossiiskoi Akademii Nauk (Notes of the College of Orientalists at the Asian Museum of the Russian Academy of Sciences), vol. 1. Leningrad, 1925, pp. 257-280 (in Russian).

Zolotinkina I. A. Exhibition "Russian Lithography over the Past 25 Years" in the Russian Museum 19231924. Reading The Diary of V. V. Voinova. Stranitsy istorii otechestvennogo iskusstva XVI-XX veka (Pages of the History of Russian Art of the 16th-20th Centuries), vol. 14. St. Petersburg, Palace Editions Publ., 2007, pp. 208217 (in Russian).

Zolotinkina I. A. Art Historian Sergei Ernst (1894-1980). Experience of Creative Biography. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoriia (Bulletin of St. Petersburg University. History), 2008, series 2, vol. 2, pp. 203214 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.