ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2012. № 4. С. 141-145.
О.М. Давудов
АРХЕОЛОГ, ИСКУССТВОВЕД, ИСТОРИК (К 75-летию М.М. Маммаева)
Исполнилось 75 лет со дня рождения замечательного ученого, известного искусствоведа, археолога и историка, доктора искусствоведения, главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, заслуженного деятеля науки РД Мисрихана Маммаевича Маммаева. М.М. Маммаев - ученый с широким диапазоном научных интересов. Вопросы истории искусства Дагестана в его работах освещаются в контексте художественных культур Востока и Запада, определяется место дагестанского искусства в мировом художественном наследии. С его именем связано решение ряда сложных проблем древней и средневековой истории, археологии и искусствоведения Дагестана.
М.М. Маммаев родился 28 ноября 1937 г. в с. Кубачи Дахадаевского района Дагестанской АССР. В 1955 г. окончил Кубачинскую среднюю школу. С 1953 г., учась в школе, в свободное от уроков время обучался ювелирному искусству в Кубачинской ювелирной артели «Художник» (ныне Кубачинский художественный комбинат) сначала у своего отца Мамма Маммаева, а затем у известного мастера, заслуженного деятеля искусств ДАССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Г.-Г. Чабкаева (1929-2002).
После окончания средней школы с 1955 по 1957 г. работал мастером в той же артели. За участие в создании высокохудожественных изделий из серебра в 1956 г. был награжден Почетной
грамотой Дагестанского обкома ВЛКСМ. Работа в художественной артели наложила отпечаток на характер и почерк работы Мисрихана. Все, к чему касаются его руки, Мисрихан Маммаевич доводит до совершенства. Это же качество характера и отношения к делу определили направление его научно-исследовательской деятельности. Одновременно он хранит любовь к родному с. Кубачи, к высокому искусству его замечательных земляков.
В 1957 г. М. Маммаев поступил учиться на исторический факультет Дагестанского государственного университета и окончил его с отличием в 1962 г. С этого времени он работает в Институте истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН), прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего Отделом археологии и главного научного сотрудника, стал крупным ученым, высококвалифицированным специалистом по археологи и истории искусства Дагестана и Северного Кавказа, чьи труды получили известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. На должности зав. отделом археологии раскрылись лучшие организаторские способности Мисрихана Маммаевича, его эрудиция и талант руководителя. С его помощью в институте разрабатывались планы исследования археологических памятников с целью освещения наиболее слабо изученных периодов древней истории Дагестана.
М.М. Маммаев - участник многочисленных археологических экспедиций Института ИЯЛ ДагФАН СССР - Института ИАЭ ДНЦ РАН по изучению памятников различных исторических эпох. Еще, будучи студентом ДГУ, он во время каникул ежегодно принимал участие сначала в работе Горного отряда Дагестанской археологической экспедиции, проводившем раскопки Верхнегунибского поселения эпохи бронзы, а затем Приморского отряда ДАЭ, исследовавшем Урцекское городище и могильник албано-сарматского и раннесредневекового времени. В последующие годы работал в составе ДАЭ, проводившей раскопки и разведки в различных районах Дагестана: в 1962 г. в раскопках Ботлихского поселения и могильника эпохи раннего средневековья и разведках в Хунзахском районе, в 1965-1966 гг. в зоне строительства Чиркейской ГЭС, где проводились широкомасштабные археологические исследования. Раскопками Чиркейского курганного могильника бронзового века руководил М.М. Маммаев. В 1967 г. он проводил раскопки Андрейаульского городища албано-сарматского и раннесредневекового времени под руководством Д.М. Атаева. На городище М.М. Маммаевым был выявлен и исследован комплекс раннесредневековых гончарных печей, позволивших осветить важные вопросы, касающиеся характера организации ремесленного производства в плоскостном Дагестане в эпоху раннего средневековья. В 1968 г. в высокогорном Кулинском районе Дагестана проводились исследования Цыйшинского поселения и могильника албано-сарматского времени. Раскопки могильника проводил М.М. Маммаев, в результате которых были добыты важные артефакты для характеристики материальной и духовной культуры местного населения в далеком прошлом.
В последующие годы М.М. Маммаев участвовал в исследовании Верхнечирюртовского курганного могильника эпохи раннего средневековья. Нижнечуглинского городища албаносарматского и средневекового времени в Левашинском районе, поселений бронзового века Геметюбе I и Геметюбе II в Каякентском районе, поселения Великент I в Дербентском районе. Более 10 лет он занимался изучением средневековых памятников искусства в сс. Кубачи, Амузги, Кумух и других населенных пунктах Дахадаевского и Лакского районов. В 1971 г. он руководил Южным отрядом ДАЭ по изучению памятников камнерезного искусства, а также разведочными работами по выявлению археологических памятников в Дахадаевском и Магарамкентском районах Дагестана. Эти работы позволили Мисрихану Маммаевичу Маммаеву решить ряд сложнейших проблем древней и средневековой истории, археологии и искусствоведения.
В 1971 г. в Институте археологии АН СССР М.М. Маммаев защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Ремесло Дагестана албаносарматского и раннесредневекового времени». В ее основу легли материалы раскопок 1960-1964 гг. Урцекского городища и могильника, осуществленные Приморской археологической экспедицией Института ИЯЛ Дагфилиала АН СССР под руководством В.Г. Котовича.
С июня 1973 г. по 16 января 1992 г. Мисрихан Маммаевич работал в Отделе истории искусств Института ИЯЛ ДагФАН СССР (позже Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН). В начале 1975 г. был избран на должность старшего научного сотрудника этого отдела по специальности «история искусства».
За время работы в Институте им опубликовано в республиканских, центральных и зарубежных издательствах более 170 научных работ, в том числе, 8 монографий по актуальным
проблемам археологии, древней и средневековой истории, а также по истории искусства СевероВосточного Кавказа. Десятки статей им изданы в республиканской периодической печати. Узловые вопросы многовековой истории декоративно-прикладного искусства Дагестана рассматриваются М.М. Маммаевым на широком историческом фоне развития художественных культур Кавказа и сопредельных с ними областей.
В 1992 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова М.М. Маммаев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Она была представлена к защите в виде опубликованной монографии «Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление» (Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989. - 31 п.л.). Работа эта - первая докторская диссертация по истории искусства Дагестана, она же является первой докторской диссертацией по дагестанскому декоративно-прикладному искусству. Это фундаментальное исследование, посвященное истории декоративно-прикладного искусства Дагестана с древнейших времен (У-ГУ тыс. до н.э.) до ХУ-ХУ! вв. н.э. Ее ценность, научная значимость и новизна определяется тем, что в ней путем систематизации и подробного анализа многочисленных произведений древнего и средневекового искусства из археологических раскопок, музейных собраний и частных коллекций, а также материалов, собранных самим автором во время многолетних экспедиционных поездок в различные районы Дагестана, впервые прослежены главные вехи развития таких важнейших и наиболее значимых видов декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка металла, керамическое искусство, резьба по камню и дереву, обработка кости, развитые традиции которых восходят к глубокой древности, сохранившись в творчестве современных мастеров народных художественных промыслов.
Большое внимание уделено автором таким общетеоретическим вопросам народного искусства, как проблема преемственности художественных традиций; особенности генезиса художественного ремесла в феодальную эпоху; взаимосвязи фольклора и декоративноприкладного искусства как составных частей народного искусства; критерии использования традиций народного искусства прошлого в развитии и обогащении современного декоративноприкладного искусства и др.
Написанный на высоком профессиональном уровне крупный обобщающий труд М.М. Маммаева восполняет наиболее существенные пробелы в знаниях о многовековой истории искусства дагестанских народов. Монография эта вносит большой вклад в искусствоведческую науку.
В научных исследованиях М.М. Маммаева важное место занимает проблема изобразительности и орнаментализма в средневековом искусстве Дагестана. Она нашла обстоятельное решение в разделе «Исламское искусство Дагестана: Формирование и характерные черты» коллективной монографии «Ислам и исламская культура в Дагестане» (М.: Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 2001. С. 86-107. Соавторы: А.Р. Шихсаидов, М.С. Гаджиев, М.А. Абдуллаев и др.). В этом разделе автор показал, что вместе с исламом в Дагестан проникла высокая и передовая в условиях средневековья арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя важнейшие достижения в области науки, философии, медицины, художественной литературы стран Ближнего и Среднего Востока. Одновременно с этим распространились специфические формы искусства, присущие художественной культуре мусульманских стран Востока. Запреты ортодоксального ислама изображать живые существа и жесткие рамки религиозных канонов направили творчество дагестанских мастеров на разработку орнамента, который еще в эпоху средневековья становится необычайно богатым по своим видам и многообразным по композиционным решениям.
Вместе с тем сохранившиеся до наших дней в большом количестве памятники резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья ХШ-ХУ вв. с сюжетно-изобразительными композициями свидетельствуют о том, что в то время в Дагестане высокого уровня достигло народное изобразительное творчество, нашедшее свое яркое проявление в различных видах декоративно-прикладного искусства. Даже на мусульманских культовых зданиях (мечети), стенах духовных учебных заведений (медресе) и на памятниках культового искусства (надгробия) встречаются различные изображения живых существ, подвергнутых выразительной декоративной трактовке. Мастера, творившие в средние века, включали изображения людей, животных, птиц и фантастических существ в узорно-эпиграфические композиции. Орнаментализм сюжетноизобразительных форм был особенно характерен для монументально-декоративного искусства, связанного с архитектурой. В средневековой художественной культуре Дагестана, как и в мусульманских странах Востока, изобразительное и орнаментальное искусство развивалось в
сложном взаимопроникновении. Начиная с ХУ! в. под влиянием идеологии ислама развитие искусства Дагестана шло по линии усиления орнаментализма и постепенного вытеснения изобразительных сюжетов.
В 2001 г. М.М. Маммаевым было издано в Махачкале информационно-справочное пособие «Народные художественные промыслы и декоративно-прикладное искусство Дагестана» (23,8 п.л.). Оно включает литературу о художественных промыслах и декоративно-прикладном искусстве Дагестана на русском и иностранных языках, а также на языках народов Дагестана и СНГ, вышедшую с Х в. н.э. по 1994 г. включительно. Учтено свыше двух тысяч названий более 900 авторов. Это ценное и полезное пособие рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами сохранения и возрождения традиционных народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства как составной и неотъемлемой части национального культурного наследия народов Дагестана.
В последние годы направление научной деятельности М.М. Маммаева связано с изучением истории и искусства с. Кубачи. В коллективной монографии «Кубачи: История и искусство» (Махачкала, 2003. - 19 п.л. Соавторы Г.-.М. Гусейнов, А. Магомедов, С. Исрапилов) М.М. Маммаев прослеживает истоки и основные вехи развития кубачинского искусства, выясняет причины и обстоятельства необычайно высокого уровня развития различных видов декоративноприкладного искусства (резьба по камню и дереву, художественное бронзовое литье, оружейное дело) еще в ХШ-ХУ вв., определяет роль и значение художественных и историко-культурных связей Дагестана со странами Ближнего и Среднего Востока в развитии средневекового искусства Кубачи.
В монографии «Зирихгеран-Кубачи: Очерки по истории и культуре» (Махачкала, 2005. - 20,3 п.л.) на основе археологических материалов, сведений восточных письменных источников и с использованием специальной литературы по теме, произведений искусства, памятников эпиграфики, а также топонимического, лингвистического и фольклорного материала освещаются узловые проблемы древней и средневековой истории и культуры одного из ранних государственных (политических) образований Дагестана - Зирихгерана и его центра Кубачи, сыгравших важную роль в экономической, политической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. В ней раскрываются вопросы, касающиеся общественного строя, идеологических представлений, искусства и культуры жителей Зирихгерана-Кубачи периода средневековья. Подробно исследована проблема происхождения кубачинцев и истоков их художественной культуры в отечественной и зарубежной историко-этнографической литературе ХУШ-ХХ вв. Специальный раздел отведен освещению вопросов формирования этнической специфики искусства кубачинцев в процессе их этногенеза как малого этноса.
В довольно многочисленных статьях, опубликованных М.М. Маммаевым, нашли глубокое освещение вопросы общественного строя, производственной деятельности, идеологических представлений, культуры и искусства населения Дагестана в древности и в эпоху средневековья. В них автор совершенствовал и развил принципы научной периодизации истории искусства древнего и средневекового Дагестана, а также методы датировки произведений средневекового искусства на основе их сравнительно-типологического и системного анализов. К числу важных разработок автора, представляющих новое направление в исторических исследованиях, относится методология изучения проблемы формирования этнической специфики искусства малого этноса в процессе его этногенеза.
Вопросы истории искусства Дагестана в работах М.М. Маммаева освещаются в контексте художественных культур Востока и Запада, определяется место дагестанского искусства в мировом художественном наследии.
М.М. Маммаев - ученый с широким диапазоном научных интересов. Его статьи по искусству и этнографии вошли в энциклопедические справочники России и зарубежных стран: «Народы России. Энциклопедия» (М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994); «Народы и расы мира. Энциклопедия» (М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1997); «Энциклопедия культур народов Юга России. Т. 1. Народы Юга России» (Ростов-на-Дону, 2005); «Энциклопедия мировой культуры» (Том УГ Бостон. США, 1994. - Статья «Кубачинцы» на англ. яз.).
М.М. Маммаев - один из авторов таких важных академических изданий, как «Ислам и исламская культура в Дагестане» (М., 2001), «Народы Дагестана» (М., 2002) большой серии под названием «Народы и культуры». Он является составителем и ответственным редактором ряда сборников научных статей (один из последних - «Древности Кавказа и Ближнего Востока». Махачкала, 2005. - 30 п.л.), изданных Институтом ИАЭ ДНЦ РАН.
М.М. Маммаев - участник многих международных, всероссийских, региональных и республиканских научных конференций, где он выступал с докладами по различным проблемам археологии и истории искусства.
М.М. Мамаев принимает активное участие в подготовке кадров высшей квалификации. Руководит аспирантами и соискателями, является зам. председателя диссертационного совета по защите докторских диссертаций по отечественной истории, археологии и этнографии Института ИАЭ ДНЦ РАН, членом ученого совета Института ИАЭ ДНЦ РАН.
За заслуги в научной деятельности М.М. Маммаев награжден Почетной грамотой Президиума АН СССР (1974 г.). Ему присвоено Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Дагестан» (1999 г.). Он является членом редколлегии журнала «Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН», членом художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам при Правительстве Республики Дагестан.