УДК 903м16:58(470.53)м653" DOI: 10.24411/2658-7637-2019-11503
С.С. Трофимова,1Н.Б. Крыласова, 2,3 А.Н. Сарапулов 3 АРХЕОБОТАНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТНИКА РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ГОРОДИЩЕ*
1 Институт Экологии Растений и Животных УрО РАН, Екатеринбург, Российская Федерация
2 Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь, Российская Федерация
3 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская
Федерация
В статье представлены результаты многолетних археоботанических исследований, проведенных с целью изучения хозяйственной деятельности средневекового населения Рождественского городища. Установлено, что основными зерновыми культурами на городище были ячмень, полба-двузернянка, мягкая пшеница, рожь и овес. Из технических культур выращивалась конопля. На поселении впервые зафиксирована находка хмеля.
Ключевые слова: археоботаника, культурные растения, зерновые культуры, средневековье, Рождественское городище, Пермский край.
S.S. Trofimova,1 N.B.Krylasova, 2,3 A.N.Sarapulov 3
ARCHAEOBOTANICAL STUDIES AT THE SITE ROZHDESTVENSKOYE
GORODISHCHE
1 Institute of Plant and Animal Ecology, Ural branch of the Russian Academy of Sciences,
Yekaterinburg, Russia
2 Perm Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia 3 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia
Abstract. The paper presents the results of multiannual archaeobotanical studies aimed at investigating the economic activities of the medieval population of the settlement Rozdestvenskoye Gorodishche. It is shown that the main cereals used in the settlement included barley, spelled (Triticum dicoccum), soft wheat (Triticum. aestivum), rye and oat. Analysis of non-food crop remains suggests that industrial hemp was cultivated. The finding of hop at the settlement is presentedfor the first time.
Keywords: archaeobotany, cultivated plants, cereals, Medieval, Rozhdestvenskoye Settlement, Perm Region.
Рождественское городище расположено на коренном левом берегу р. Обва, правого притока р. Кама, в 1300-1900 м к юго-западу от центральной части с. Рождественск Карагайского района Пермского края. Это одно из крупнейших в Пермском крае городищ, площадь его территории с учетом вала составляет 3,8 га. Высота площадки городища над р. Обва - 25 м, от края обрыва до вала площадка повышается еще на 6 м. Река Обва имеет типичный равнинный характер. Рельеф ее берегов представлен Иньинско-Обвинской низменностью (левый берег) и Верещагинско-Васильевскими увалами (правый берег). Почвы, слагающие округу Рождественского городища, относятся к аллювиальным
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ - проекты № 17-46-590780 «Хозяйственно-культурный облик средневекового Предуралья (комплексное исследование)» и № 27-46-590037 «Ландшафты речных бассейнов и древний человек: освоение Верхней Камы в голоцене», а также в рамках госзадания Института экологии растений и животных УрО РАН
дерново-кислым (в пойме р. Обва) и дерново-среднеподзолистым (на возвышенностях).
Первые упоминания об этом средневековом городище представлены в источниках XVII в., научный интерес к памятнику начал проявляться со второй половины XIX в., первые раскопки были проведены в 1897 г. Н.Н. Новокрещенных [Белавин, Крыласова, 2008]. Наиболее масштабные раскопки памятника осуществил в 1981 г. Ю.А. Поляков, с 1985 г. по настоящее время с небольшими перерывами исследования городища проводятся Камской археолого-этнографической экспедицией ПГГПУ под руководством А.М. Белавина (1985, 1990-1993 гг.) и Н.Б. Крыласовой (1997, 2008-2012, 20142019 гг.). Общая вскрытая площадь памятника 4736 м2.
Для изучения хозяйственной деятельности средневекового населения Рождественского городища были привлечены данные археоботанического исследования. За период полевых сезонов с 2015 по 2018 гг. было отобрано 14 проб с растительными остатками из культурного слоя поселения и заполнения хозяйственных ям разного назначения (см. табл. 1).
В 2014-2017 гг. исследования Рождественского городища проводились на раскопе IX в восточной части площадки. Здесь полностью или частично было изучено 7 жилищ, образующих два ряда вдоль лога, ограничивающего городище с востока. Жилища 3-1-2-5 располагались в ряд у борта лога, к которому были обращены короткой торцевой стеной, жилища 6-4-7 образовывали ряд в 8 м к западу [Крыласова, 2018]. Во время раскопок 2015 г. получены две пробы из культурного слоя с разных участков раскопа IX и три - из заполнений хозяйственных ям: ямы 2-б, которая располагалась в хозяйственном пристрое жилища УК; ямы 11, которая представляла собой яму-подпечье в жилище 2/К; ямы 8 многофункционального назначения, находившейся в пределах жилища 4/К [Крыласова, 2017, с.307-310]. В 2017 г. пробы были отобраны только из заполнения хозяйственных ям: ямы 10, которая располагалась под небольшой печью в районе нар жилища 4/К; ямы 17, представлявшей собой яму-подпечье в жилище 6/К; ямы 18 многофункционального назначения в жилище 6/К. Три ямы (2-б, 8 и 18) представляли собой долговременные сооружения, многократно переоборудовавшиеся и менявшие функциональное назначение от погреба до ямы-подпечья, ямы 10, 11 и 17 связаны с традиционными для Рождественского городища ямами-подпечьями [Крыласова, 2015].
В 2018 г. исследования проводились на раскопе VIII в северной части площадки городища неподалеку от вала. Здесь были частично исследованы два жилища и мастерская медника. На раскопе отобраны проба из культурного слоя и три пробы из заполнений ям: ямы 2, служившей в качестве погреба в жилище 1/УШ; ямы 5, использованной в качестве погреба в жилище 2/УШ; ямы 6 многофункционального назначения, располагавшихся в пределах мастерской медника [Крыласова, 2019, с.150-160].
Результаты по изучению хозяйственных ям Рождественского городища ранее уже были частично опубликованы [Трофимова и др., 2018]. В настоящей статье приведены обобщенные результаты исследований за период с 2015 по 2018 гг.
Археоботанические пробы обрабатывались методом водной флотации непосредственно в полевых условиях. В начале исследовательских работ при предварительной промывке проб 2015 года их насыщенность остатками
оказалась низкой, поэтому, чтобы получить репрезентативную выборку остатков, объем каждого почвенного образца был увеличен до 20 л. Пробы 2017 и 2018 гг. обрабатывались в 10-ти литровом объеме по стандартной методике, принятой в лаборатории естественнонаучных методов ИА РАН [Лебедева, 2009].
При анализе структуры археоботанического материала принимались во внимание в основном карбонизированные остатки растений. Исключение составляют остатки из верхней пробы культурного слоя с глубины 0,32 м, содержащий слабо минерализованные семена конопли и фоссилизированные остатки дикорастущих и сорных растений.
Обсуждение результатов
Все изученные нами пробы, отобранные с разных участков поселения, содержали остатки культурных растений, которые относятся как минимум к семи видам. Археоботаническую коллекцию Рождественского городища на настоящий момент составляют более 2000 растительных остатков, из них к культурным растениям относится около 1400 остатков.
Доля зерновых культур в пробах варьирует в широком интервале от 1,2% (культурный слой) до 99,6% (яма-кладовка) от общего числа остатков (см. табл.1). Практически во всех пробах содержатся зерна пленчатого многорядного ячменя Hordeum vulgare и пшениц Triticum. Особенностью всех изученных проб является незначительное присутствие колосковых остатков, что затруднило идентификацию пшениц до вида. Определены наиболее типовые зерна полбы-двузернянки Triticum dicoccum и мягкой пшеницы T. aestivum. К группе хлебных злаков Cerealia отнесены спорные для идентификации зерна из-за плохой сохранности. Сколы на зернах злаков не имеют следов выраженной окатанности и, вероятно, образованы после захоронения или же в процессе обработки материала. В семи пробах были найдены зерна ржи Secale cereale. Интересно совпадение наиболее значительных по количеству находок зерен ржи в пробах из ямы и культурного слоя с одной глубины 0,5-0,55 м. Единичные находки зерен овса Avena sativa относятся только к пробам из ям разного назначения, в культурном слое они не были встречены.
Сходный состав культурных злаков ранее был выявлен при исследованиях на Рождественском городище, проведенных В.В. Туганаевым (раскопки А.М. Белавина). Проба, полученная из ямы-кладовки, где зерна хранились в сосудах, содержала ячмень обыкновенный (34,4%), овес посевной (23,6%), полбу-двузернянку (22,1%), мягкую пшеницу (18,5%) и рожь (1,4%) [Сарапулов, 2015, с. 38].
Единичные карбонизированные семена гороха Pisum sp. найдены как в заполнении ям 2 и 8, так и в самой верхней пробе культурного слоя.
Остатки конопли Сannabis sativa содержатся в 11 пробах. Очевидно, что количественное участие конопли в археоботанических комплексах преувеличено из-за неизбежной фрагментации хрупких семян в процессе обработки проб. Это имеет отношение ко всем исследованным пробам с карбонизированными семенами конопли.
Среди сорных растений преобладают остатки широко распространенных мари белой Chenopodium album и гречишки вьюнковой Fallopia convolvulus. Оба вида относятся к сорнякам, засоряющим зерновые, пропашные и огородные культуры, но также часто встречаются около жилья с хорошо удобренными
почвами. Из пищевых растений лесного собирательства найдены косточки малины Rubus idaeus и черемухи Padus racemosa.
Археоботанический материал из ям с глубины 1,0 м и 1,07-1,10 м был получен методом флотации из разного объема грунта (10 и 20 л), но процентное соотношение культурных злаков (26 и 25,8%) и дикорастущих растений (51,9 и 71%) в них сопоставимы. Исключение составляет разница в доле конопли (22 и 3,2%), но необходимо учитывать, что она неадекватно преувеличена из-за фрагментации семян.
При сравнении археоботанического материала из культурного слоя поселения, было выяснено, что для двух проб с глубины 0,39-0,43 и 0,5-0,55 м характерно высокое содержание зерен злаков (56 и 77%). Самая верхняя проба из культурного слоя с глубины 0,35 м резко отличается по структуре и содержит всего 1,4% остатков культурных злаков, при доминировании остатков дикорастущих растений (95,6%). Также интересна сохранность (см. выше по тексту) и состав макроостатков этой пробы. Здесь найдены целые семена конопли, хмеля, белены, фрагменты коры ели и березы. Белена Hyoscydmus niger встречается на сорных местах у жилья, вдоль дорог, на залежах, посевах и огородах, а также около рек [Овеснов, 2009]. Растение ядовитое, с медицинской целью с древних времен использовалось людьми. Разнообразны остатки сорных растений - мари, горцы, крапива, чертополох (до 25,9%). Остатки вахты, осоки, болотницы, лабазника, веточки мхов, скорее всего, были случайно принесены людьми как сопутствующие чему-то с переувлажненных участков (заболоченный берег реки, болото). Из данной пробы на поселении зафиксирована единичная находка хмеля Humulus lupus, растущего в ольховниках и ивняках в речной пойме и влажных смешанных лесах. Этот дикорастущий вид мог быть использован человеком как техническое, лекарственное или пищевое растение, в частности для приготовления закваски хлеба, кваса или браги.
Заключение
Проведенные археоботанические исследования культурного слоя и заполнений хозяйственных ям Рождественского городища за период исследований с 2015 по 2018 гг. показали, что среди культурных злаков в основном преобладают зерна ячменя, пшениц, ржи, редко встречаются зерна овса. Установлено, что зерна разных культур хранились хорошо очищенными от колосковых чешуй, уже готовые к употреблению в пищу. Собирательство плодов лесных растений у населения не было развито, скорее всего, в этом не было необходимости. Из технических культур встречена конопля.
Полученный нами археоботанический материал по Рождественскому городищу имеет сходный состав и структуру с данными по Запосельскому селищу I (исследования, проведенные Е.Ю. Лебедевой, раскопки 2007 г. Н.Б. Крыласовой). Хорошо очищенные зерна ячменя, пшеницы и овса из ямы-кладовки селища датируются тем же временем, что и остатки из ямы-кладовки 2-б Рождественского городища. В культурном слое Запосельского селища I содержались зерна ячменя (48,9%), пленчатых пшениц (26,8%), мягкой пшеницы (16,6%), овса (5,9%), гороха (0,6%) и ржи (0,4%). Были встречены также семена конопли (0,8%) [Лебедева, 2014].
Библиографический список
1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. - Пермь: ПФ ИИиА УрО РАН, 2008. - 603 с.: илл.218+ прил.(36 с.), табл.
2. Крыласова Н.Б. Особенности средневековых печей (по материалам городищ Карагайского района Пермского края) // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. - 2015. - № 10. - С.125-137.
3. Крыласова Н.Б. Раскопки Рождественского археологического комплекса // Археологические открытия. Т.2015. - М.: ИА РАН, 2017. - С.307-310
4. Крыласова Н.Б. Планировка внутреннего пространства Рождественского городища // Древние и средневековые общества Евразии: перекресток культур. Международный научный симпозиум, посвященный памяти видного ученого-археолога, профессора, академика Академии наук Республики Башкортостан, доктора исторических наук Н.А. Мажитова. г.Уфа, 6-7 декабря 2018 года. Сборник материалов/ под общ. ред. А.И.Уразовой. - Уфа: Мир печати, 2018. -С.125-135
5. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Рождественского городища в Карагайском районе Пермского края в 2018 г. / Рукопись. - Пермь: ПГГПУ, 2019. - 181 с., прил, илл. Архив МАЭ ПГГПУ
6. Лебедева Е.Ю. Археботаническая коллекция из селища ломоватовской культуры Запоселья I в Пермском крае // Археологические памятники Чашкинского озера. - Пермь: ПГГПУ, 2014. - С. 513-523.
7. Лебедева Е.Ю. Рекомендации по сбору образцов для археоботанического анализа // Аналитические исследования лаборатории естественнонаучных методов / ред. Е.Н. Черных. - М.: ИА РАН, изд-во «Таус», 2009. - Вып.1. -С. 258-266.
8. Овеснов С.А. Местная флора. Флора Пермского края и ее анализ: Учеб. пособие по спецкурсу. - Пермь: ПГГПУ, 2009. - 171 с.
9. Сарапулов А.Н. Средневековое земледелие Пермского Предуралья по археологическим данным. - Пермь: ПГГПУ, 2015. - 170 с.
10. Трофимова С.С., Крыласова Н.Б., Сарапулов А.Н. Палеоботанические исследования культурного слоя Рождественского городища, Северное Предуралье // Археология и естественные науки в изучении культурного слоя объектов археологического наследия / Мат-лы междисциплинарной научной конференции. - М.: Товарищество научных изданий КМК 2018. - С. 181-185.
Таблица 1. Таксономический состав растительных макроостатков в пробах с __Рождественского _ городища__
Глубина отбора пробы, м 2015 г. 2017 г. 2018 г.
0.35 0.390.43 0.50.55 0.50.55 1.071.10 1.701.75 0.3 0.31 0.52 1.0 1.0 1.0 0.95 0.32
Место отбора пробы яма 8 КС яма 11 КС яма 2-б яма 2-б яма 10 яма 17 яма 18 яма 8 яма 6 яма 5 яма 2 КС
всего 214 50 52 83 124 676 54 63 15 181 85 175 83 340
макроостатков:
Таксоны Количество макроостатков растений
Культивируемые растения
Hordeum vulgare L. 11 4 2 11 4 172 2 - 1 14 - 5fr 8 -
/ ячмень
Triticum dicoccum Schrank / полба- - 3 - - - 28; 6k - - - 5 - - 2 -
двузернянка
Глубина отбора пробы, м 2015 г. 2017 г. 2018 г.
0.35 0.390.43 0.50.55 0.50.55 1.071.10 1.701.75 0.3 0.31 0.52 1.0 1.0 1.0 0.95 0.32
Место отбора пробы яма 8 КС яма 11 КС яма 2-б яма 2-б яма 10 яма 17 яма 18 яма 8 яма 6 яма 5 яма 2 КС
Triticum cf. dicoccum 3, 1k 3 - 2, 3k - - - - - - 2 3k - -
Triticum aestivum L. / пшеница мягкая 10
Triticum cf. aestivum - - - - - - - - - 7 - - 1 -
Triticum sp.sp. / пшеницы 2 3 - 10v 3;13k 43 - 1; 2k 3 10 1 2v 3v 1
Secale cereale L. / рожь - 2 41 23 - 12 - - - - - 4 7 3
Avena sativa L. / овес - - - - - 2fr - - - 1fr 2 - 1 -
Сerealia / хлебные злаки 20fr 7, 7fr 7 15 12fr 100; 300fr 6 4; 13fr 10 10 6 2, 12fr 8, 27fr -
Pisum sp. / горох 1 - - - - - - - - - - - 1, 2fr %
Сannabis sativa L. / конопля 1, 30%, 70fr 3%, 8fr 4fr 2% 21%; 20fr 1fr 6%; 34fr 2fr 28%, 80fr 2, 2fr 9
всего: 129 28 50 75 36 675 49 21 14 87 13 136 64 14
из них злаков: 27 28 50 64 32 673 8 20 14 47 11 28 57 4
Сорные растения
Hyoscydmus niger L. / белена черная - - - - - - - 7
Сhenopodium album L. / марь белая 80 22 2 1 3 3 40 60 70 6 4
Ohenopodium cf. glaucum L. / марь сизая 4
Chenopodium rubrum L. / марь красная 1
Ohenopodium sp. / марь 56 - - - - - - 28 9 40
Urtica dioica L. / крапива двудомная 1 18
Fallopia convolvulus (L.) Love / гречишка вьюнковая 1 1 2 1, 2fr 9
Rumex acetosella L. / щавелек обыкновенный 1
Rumex sp. / щевель - - - - - - - - - 2 - - - -
Polygonum lapathifolium L. / горец развесистый 1% 1
Polygonum aviculare L. / спорыш птичий 2
Polygonaceae 2 4 - - - - - - - - 8
Carduus sp. / чертополох - - - - - - - - - - - - - 2
Дикорастущие растения
Picea sp. / ель - - - кора 3v 1v - - - 2 - 1v 3v кора, 65v,
Глубина отбора пробы, м 2015 г. 2017 г. 2018 г.
0.35 0.390.43 0.50.55 0.50.55 1.071.10 1.701.75 0.3 0.31 0.52 1.0 1.0 1.0 0.95 0.32
Место отбора пробы яма 8 КС яма 11 КС яма 2-б яма 2-б яма 10 яма 17 яма 18 яма 8 яма 6 яма 5 яма 2 КС
1
Abies sibirica Ledeb. / пихта сибирская 1v 16v
Padus cf. racemosa L. / черемуха - - - 2fr - - - - 1fr 2fr - - - 2fr
Betula sect. Albae / береза - - - - - - - - - - - - - кора, 1
Sambucus sp. / бузина 1 - - 1 - - - - - - - 1 1
Humulus lupus L. / хмель - - - - - - - - - - - - - 1
Rubus idaeus L. / малина 1 - - 3 12; 5fr - - 1 - 8; 1 - - 101
cf. Rosa sp. / шиповник - - - - - - - 1 - 3 - - - -
Filipendula ulmaria (L.) Maxim. / лабазник вязолистный 2
Potentilla sp. / лапчатка - - - - - - - - - - - - - 1
Thalictrum sp. / василистник - - - - - - - - - - - - 2 -
Ranunculus cf. repens L. / лютик ползучий 6 2
Achillea sp. / манжетка - - - - - - - - - - - - - 15
Melandrum sp. / смолёвка - - - - - - - - - 2 - - - -
Caryophyllaceae - - - - - - - - - - - - - 7
Carex sp. sp. / осоки - - - 1 1 - - - - 2 - 2 - 10
Heleocharis sp. / болотница - - - - - - - - - - - - - 2
Menyanthes trifoliata L. / вахта трехлистная 1
Bryales / зеленые мхи - - - - - - - - - - - - - 10v
всего: 85 22 2 8 88 1 5 42 1 94 72 39 19 326
пищевые 1 - - 5 17 0 0 2 1 14 1 - - 103
сорные 83 22 2 1 67 0 5 40 0 69 71 36 12 88
% от общего числа остатков
Культурные злаки 12.6 56.0 96.2 77.1 25.8 99.6 14.8 31.8 93.3 26 12.9 16.0 68.7 1.2
Технические культуры (конопля) 47.2 13.3 3.2 0.3 75.9 1.6 22 2.4 61.7 4.8 2.6
Дикорастущие растения 39.7 44.0 3.84 9.6 71 0.1 9.3 66.6 6.7 51.9 84.7 22.3 22.9 95.6