Научная статья на тему 'Археоастрономический анализ сарматских погребальных комплексов со рвами могильника Журавка'

Археоастрономический анализ сарматских погребальных комплексов со рвами могильника Журавка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археоастрономия / погребальные комплексы / рвы / перемычки / гробы-колоды / лодки / сарматы / меоты / archaeoastronomy / funeral complexes / ditches / crossing points / coffins - wooden packs / boats / Sarmatians / Maeotians

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Л Н. Водолажская, М Ю. Невский

В данной статье описывается результаты археоастрономического анализа погребальных комплексов с прикурганными рвами из могильника Журавка Тацинского района – памятника финала позднесарматской эпохи Правобережного Подонья. В нем были обнаружены погребальные комплексы, как с прямоугольными, так и круглыми рвами, датируемые III-IV вв. н.э. Для проверки предположения, что планиграфия сарматских прикурганных рвов и меотских погребальных ровиков имеет сходные астрономические закономерности, был проведен их сравнительный археоастрономический анализ. В результате, действительно, был выявлен ряд сходных черт. Так, в случае погребального комплекса с квадратным рвом кургана 16 наблюдается, аналогичная кобяковским комплексам, видимость реки в восточном направлении и аномальная дальность видимости в направлении точно на Восток. В случае рва неправильной формы из комплекса кургана 3, отмечается приблизительная ориентация рва вдоль оси восток-запад (восход/заход Солнца в день равноденствия). Перемычка в северной части рва, соответствующая направлению на заход Солнца в день летнего солнцестояния, располагается аналогично северной перемычке в прямоугольном ровике погребения 21 на кобяковском некрополе, также связанной с летним солнцестоянием (восходом Солнца в этот день). Также в обоих случаях наблюдается расположение фрагментов керамики по краям перемычки, расположенной с южной стороны. В направлениях близких к восходу и заходу Солнца в день зимнего солнцестояния, а также вблизи перемычки квадратного рва кургана 16, как и в случае ровиков с перемычками в кобяковских погребальных комплексах, были обнаружены камни. При сопоставлении расположения перемычек с топографией окрестностей могильника Журавка и кобяковского некрополя, было выявлено, что они располагаются в ровиках/рвах со стороны ближайшей реки (река Дон и ручей балки Журавка, соответственно). Скорее всего, такое расположение перемычек было связано с представлением о путешествии души умершего по реке в загробный мир, что подтверждается фактами обнаружения в некоторых погребениях кобяковского некрополя деревянных гробов-колод в виде лодок. В статье предлагается рассматривать ровики/рвы погребальных комплексов, ограничивающие пространство вокруг захоронений, как структуры символизирующие аналогичную реке водную преграду-границу, отделяющую "мертвое" пространство погребения от окружающего мира живых. При этом фрагменты керамических сосудов в ровике/рве усиливали его символику, как водного русла. Таким образом, обнаруженное сходство в планиграфии квадратных и прямоугольных рвов/ровиков с перемычками меотских и сарматских погребений свидетельствует о преемственности их традиций, в том числе, в области археоастрономических представлений об особенностях годового движения Солнца и расположения "мира мертвых" относительно сторон света.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeoastronomical Analysis of Sarmatian Funeral Complexes with Ditches of Zhuravka Burial Ground

This article describes the results of archaeoastronomical analysis of funerary complexes with pinnacle ditches from the burial ground of Zhuravka of the Tatsinsky district a monument to the finale of the late Sarmatian era of the Right Bank Podonya. In it were found the funerary complexes, both with rectangular and round moats, dating from the III-IV centuries AD. To verify the assumption that the planning of the Sarmatian kurgan ditches and the Meotian funerary horns has similar astronomical patterns, their comparative archaeoastronomical analysis was carried out. As a result, indeed, a number of similar features were revealed. So, in case of a funeral complex with a square ditch of a barrow 16 it is observed, similar to kobyakovsky complexes, visibility of the river in east direction and abnormal visibility range in the direction precisely on the East. In case of a ditch of irregular shape from a complex of a barrow 3, approximate orientation of a ditch along an axis the East-West is noted (rising/sunset in day of an equinox). The crossing point in a northern part of a ditch corresponding to the direction for the sunset in day of a summer solstice settles down to similarly northern crossing point in a rectangular rovik of burial 21 on a kobyakovsky necropolis, also connected with a summer solstice (sunrise this day). Also in both cases the arrangement of fragments of ceramics at the edges of the crossing point located from South side is observed. In the directions close to rising and sunset in day of a winter solstice, and also near a crossing point of a square ditch of a barrow 16, as well as in case of rovik with crossing points in kobyakovsky funeral complexes, stones were found. By comparison of an arrangement of crossing points to topography of vicinities of a burial ground of Zhuravk and a kobyakovsky necropolis, it was revealed that they settle down in ровиках / ditches from the next river (the river Don and a stream of a beam of Zhuravk, respectively). Most likely, such arrangement of crossing points was connected with idea of a travel of soul of the dead down the river in a next world that is confirmed by the detection facts in some burials of a kobyakovsky necropolis of wooden coffins packs in the form of boats. In article it is offered to consider ровики / the ditches of funeral complexes limiting space around burials as the structures symbolizing the water barrier border similar to the river separating "dead" space of burial from the world around of live. At the same time fragments of ceramic vessels in ровике / a ditch strengthened its symbolics as water course. Thus, the found similarity in a planigrafiya of square and rectangular ditches / ровиков with crossing points of meotsky and Sarmatian burials testifies to continuity of their traditions, including, in the field of archaeoastronomical ideas of features of the annual movement of the Sun and an arrangement of "the world of the dead" concerning parts of the world.

Текст научной работы на тему «Археоастрономический анализ сарматских погребальных комплексов со рвами могильника Журавка»

Archaeoastronomy and Ancient Technologies

www.aaatec.org ISSN 2310-2144

Археоастрономический анализ сарматских

погребальных комплексов со рвами могильника

Журавка

1 2 Л.Н. Водолажская '*, М.Ю. Невский

1,*Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация; E-mails: [email protected], [email protected] 2Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация; E-mails: [email protected], [email protected]

Аннотация

В данной статье описывается результаты археоастрономического анализа погребальных комплексов с прикурганными рвами из могильника Журавка Тацинского района - памятника финала позднесарматской эпохи Правобережного Подонья. В нем были обнаружены погребальные комплексы, как с прямоугольными, так и круглыми рвами, датируемые ГГГ-ГУ вв. н.э. Для проверки предположения, что планиграфия сарматских прикурганных рвов и меотских погребальных ровиков имеет сходные астрономические закономерности, был проведен их сравнительный археоастрономический анализ. В результате, действительно, был выявлен ряд сходных черт. Так, в случае погребального комплекса с квадратным рвом кургана 16 наблюдается, аналогичная кобяковским комплексам, видимость реки в восточном направлении и аномальная дальность видимости в направлении точно на Восток. В случае рва неправильной формы из комплекса кургана 3, отмечается приблизительная ориентация рва вдоль оси восток-запад (восход/заход Солнца в день равноденствия). Перемычка в северной части рва, соответствующая направлению на заход Солнца в день летнего солнцестояния, располагается аналогично северной перемычке в прямоугольном ровике погребения 21 на кобяковском некрополе, также связанной с летним солнцестоянием (восходом Солнца в этот день). Также в обоих случаях наблюдается расположение фрагментов керамики по краям перемычки, расположенной с южной стороны. В направлениях близких к восходу и заходу Солнца в день зимнего солнцестояния, а также вблизи перемычки квадратного рва кургана 16, как и в случае ровиков с перемычками в кобяковских погребальных комплексах, были обнаружены камни. При сопоставлении расположения перемычек с топографией окрестностей могильника Журавка и кобяковского некрополя, было выявлено, что они располагаются в ровиках/рвах со стороны ближайшей реки (река Дон и ручей балки Журавка, соответственно). Скорее всего, такое расположение перемычек было связано с представлением о путешествии души умершего по реке в загробный мир, что подтверждается фактами обнаружения в некоторых погребениях кобяковского некрополя деревянных гробов-колод в виде лодок. В статье предлагается рассматривать ровики/рвы погребальных комплексов, ограничивающие пространство вокруг захоронений, как структуры символизирующие аналогичную реке водную преграду-границу, отделяющую "мертвое" пространство погребения от окружающего мира живых. При этом фрагменты керамических сосудов в ровике/рве усиливали его символику, как

водного русла. Таким образом, обнаруженное сходство в планиграфии квадратных и прямоугольных рвов/ровиков с перемычками меотских и сарматских погребений свидетельствует о преемственности их традиций, в том числе, в области археоастрономических представлений об особенностях годового движения Солнца и расположения "мира мертвых" относительно сторон света.

Ключевые слова: археоастрономия, погребальные комплексы, рвы, перемычки, гробы-колоды, лодки, сарматы, меоты.

Archaeoastronomical Analysis of Sarmatian Funeral Complexes with Ditches of Zhuravka Burial Ground

1 2 Larisa N. Vodolazhskaya '*, Mikhail Yu. Nevsky

\*Southern Federal University (SFU), Rostov-on-Don, Russian Federation; E-mails: [email protected], [email protected] Southern Federal University (SFU), Rostov-on-Don, Russian Federation;

E-mails: [email protected], [email protected]

Abstract

This article describes the results of archaeoastronomical analysis of funerary complexes with pinnacle ditches from the burial ground of Zhuravka of the Tatsinsky district - a monument to the finale of the late Sarmatian era of the Right Bank Podonya. In it were found the funerary complexes, both with rectangular and round moats, dating from the III-IV centuries AD. To verify the assumption that the planning of the Sarmatian kurgan ditches and the Meotian funerary horns has similar astronomical patterns, their comparative archaeoastronomical analysis was carried out. As a result, indeed, a number of similar features were revealed. So, in case of a funeral complex with a square ditch of a barrow 16 it is observed, similar to kobyakovsky complexes, visibility of the river in east direction and abnormal visibility range in the direction precisely on the East.

In case of a ditch of irregular shape from a complex of a barrow 3, approximate orientation of a ditch along an axis the East-West is noted (rising/sunset in day of an equinox). The crossing point in a northern part of a ditch corresponding to the direction for the sunset in day of a summer solstice settles down to similarly northern crossing point in a rectangular rovik of burial 21 on a kobyakovsky necropolis, also connected with a summer solstice (sunrise this day). Also in both cases the arrangement of fragments of ceramics at the edges of the crossing point located from South side is observed. In the directions close to rising and sunset in day of a winter solstice, and also near a crossing point of a square ditch of a barrow 16, as well as in case of rovik with crossing points in kobyakovsky funeral complexes, stones were found. By comparison of an arrangement of crossing points to topography of vicinities of a burial ground of Zhuravk and a kobyakovsky necropolis, it was revealed that they settle down in ровиках / ditches from the next river (the river Don and a stream of a beam of Zhuravk, respectively). Most likely, such arrangement of crossing points was connected with idea of a travel of soul of the dead down the river in a next world that is confirmed by the detection facts in some burials of a kobyakovsky necropolis of wooden coffins packs in the form of boats. In article it is offered to consider ровики / the ditches of funeral complexes limiting space around burials as the structures symbolizing the water barrier border similar to the river separating "dead" space of burial from the world around of live. At the same time fragments of ceramic vessels in ровике / a ditch strengthened its symbolics as water course. Thus, the found similarity in a planigrafiya of square and rectangular ditches / ровиков with crossing points of meotsky and Sarmatian burials testifies to continuity of their traditions, including, in the field of

archaeoastronomical ideas of features of the annual movement of the Sun and an arrangement of "the world of the dead" concerning parts of the world.

Keywords: archaeoastronomy, funeral complexes, ditches, crossing points, coffins - wooden packs, boats, Sarmatians, Maeotians.

При исследовании кобяковского некрополя было обнаружено несколько погребений с ровиками и перемычками, принадлежащие меотской культуре (Гугуев, 1986; Прохорова, 2000; Косяненко, Прохорова, 2000, Ларенок, 2016; Ьагепок, 2016). В их планиграфии были обнаружены астрономические закономерности (Уоёо^Ьвкауа, Ьагепок, №уБку, 2016; Уоёо^Ьвкауа, №уБку, 2016). Однако, для большей достоверности выводов необходимо проведение археоастрономического анализа большего числа подобных комплексов. Полностью сохранившихся меотских погребальных комплексов с ровиками и перемычками сохранилось не так уж много. Сходные погребальные комплексы с прикурганными рвами встречаются у сармат, которые поддерживали тесные контакты с меотским населением, и чья культура была во многом родственна меотской.

Для археоастрономического анализа сарматских комплексов со рвами нами был выбран могильник Журавка Тацинского района - компактный памятник финала позднесарматской эпохи Правобережного Подонья (рис. 1), в котором были обнаружены погребальные комплексы, как с прямоугольными, так и круглыми прикурганными рвами (рис. 2). Сарматские комплексы со рвами и перемычками были датированы Ш-ГУ вв. н.э. (Безуглов, Захаров, 1988, с. 26).

ч г

■ v " •"

Карпово-СНэрывский

"^Потапов

--V3.

*

Екш

Комиссаров'

сГремучий

-'Л'г* +~'-f"> *

Ж

©2016 Google "

^ Image© 2016Jj|igjtalGlobe > ¡^¿¿Г . / ! ^ I Дата съемки: 7.31.2015 48°16'01.24" С 41°09'17.7Г В Высота над уро

Рисунок 1. Курганный могильник Журавка. Курганы 3, 6, 16 с прикурганными рвами1.

В 1984 и 1986 гг. Тацинским отрядом Азово-Донецкой экспедиции проводились работы на курганном могильнике, расположенном примерно в 1 км от х. Комиссарова Тацинского района Ростовской области. Могильник находится на высоком участке коренной террасы

1 Местоположение курганов указано С.И. Безугловым

р. Быстрой, ограниченном в северном направлении излучиной поймы реки Быстрой, а с южной - большой балкой Журавка, давшей название памятнику. Исследованные курганы были вытянуты цепочкой по гребню останца террасы. Ядро могильника сформировалось в эпоху бронзы по всей его протяженности, а впоследствии на него "наслоился" могильник сарматского времени (Безуглов, Захаров, 1988, с. 5).

Рисунок 2. Курганный могильник Журавка: 1 - план кургана 3, 2 - план курган 6, 3 -план кургана 16, 4 - погребение в кургане 3, 5 - погребение в кургане 6, 6 - погребение в кургане 16; а - камни, б - керамика, в - тлен.

В погребальных комплексах с прикурганными рвами курганов 3 и 6 обнаруженные погребения являлись катакомбными. В обоих курганах они были ограблены в древности. Конструкции могил различны, но сходны меридиональной ориентацией входных ям. Камера катакомбы в кургане 3 была вырыта в северо-западном углу небольшой входной ямы (рис. 2, 4) и отделялась от нее ступенькой высотой 0.46 см. В плане камера имела форму трапеции с округленным углами, длинные оси входной ямы и камеры параллельны. Западную часть камеры занимало погребальное ложе, углубленное ниже ее дна у входа на 0.11 м. Непотревоженными на дне камеры остались лишь берцовые кости одной ноги, по которым была установлена северная ориентировка погребенного (Безуглов, Захаров, 1988, с. 10).

В погребальном комплексе с прикурганным рвом в кургане 6 была исследована Т-образная катакомба, вход в которую был заложен камнями, встреченными в заполнении входной ямы. На дне ямы найдены кости ног погребенного, судя по положению которых, он был уложен вытянуто на спине, головой на восток (рис. 2, 5). В обеих катакомбах найдены кости задних ног овцы. Сохранившийся инвентарь очень скромен - лепной сосуд и кремневый отщеп из кургана 3 (Безуглов, Захаров, 1988, с. 11).

В курганах 3, 6 и 16 были обнаружены прикурганные рвы. Трапецевидный ров у кургана 3 был вытянут примерно по оси восток - запад (рис. 2,1). Он имел три несимметричные перемычки. В заполнении рва, по краям юго-восточной перемычки найдены фрагменты лепного сосуда. В западной части рва обнаружено несколько небольших обломков песчаника. Ров у кургана 6 (рис. 2, 2) не содержал находок. Ров у кургана 16 имел одну перемычку в центре южной части, к западу от перемычки, у дна прослежено пятно сажи. По периметру рва у его дна обнаружено большое количество лепной и гончарной фрагментированной керамики. В западной части рва было обнаружено большое количество фрагментов керамики, как минимум, от пяти сосудов (Безуглов, Захаров, 1988, с. 11).

Во рвах сарматских погребальных комплексов ГГГ-ГУ вв. н.э., как правило, обнаруживается битая керамическая посуда, считающаяся остатками поминальных пиршеств, а перемычки во рвах находятся с южной стороны, как и в случае меотских погребений с ровиками и перемычками.

Как круглые, так и прямоугольные рвы у позднесарматских курганов не принято рассматривать в качестве характерного культурно-этнографического признака. Считается, что они связаны с инструментальной стороной культово-обрядной практики и отражают какие-то самые общие стороны идеологии степных народов (Безуглов, Захаров, 1988, с. 17). Так квадратные рвы с перемычкой в южной части известны в курганах эпохи поздней бронзы Западной Сибири (Мошкова, Генинг, 1972, с. 92). Они встречаются в Средней Азии (Рапопорт, Трудновская, 1979, с. 158-159, 163-164), в низовьях Дона и Молдавии (Гудкова, Фокеев, 1984, рис. 1; Дергачев, 1982, рис. 34, рис. 43). В среднеазиатских ровиках погребений обнаружено не было, но на огражденной площади прослеживались следы огня. Предполагается, что они были распространены в первой половине Г тыс. н.э., т.к. на одном из них была обнаружена пряжка первой половины V в. н.э.

С.И. Безуглов и А.В. Захаров сопоставляют круглые рвы с перемычкой на юге у донских курганов середины ГГГ - IV вв. н.э. с аналогичными конструкциями первой половины ГГГ в. в курганах Танаиса (Гугуев, 1983, с. 78; Чалый, 1979, рис. 4, рис. 20) и предполагают их семантическую связь с южноуральскими поминальными оградами, имеющими проход на юге (Мошкова, 1984, с. 198, рис. 1, II).

Предположив, что планиграфии сарматских прикурганных рвов и меотских погребальных ровиков могут иметь сходные астрономические закономерности, мы провели их сравнительный анализ. Расчеты азимутов были сделаны по тем же формулам, что и в случае с погребальными комплексами из кобяковского некрополя (Vodolazhskaya, Larenok, Nevsky, 2016).

Географические координаты кургана 3 из могильника Журавка были определены по топографической карте: 48°16'7.84" N, 41° 711.22" E, кургана 6: 48°15'56.44" N, 41° 7'31.89" E, кургана 16: 48°15'37.85" N, 41° 7'59.48" E. Высота расположения курганов ~97 м над уровнем моря. Магнитное склонение для 1984-1986 гг. D~6.4° E.

Результаты расчетов азимутов восхода/захода светил для кургана 16 представлены в таблице 1. Т.к. курганы располагались компактно, то различия в рассчитанных азимутах для курганов 3, 6 и 16 были достаточно малы, поэтому для всех курганов могильника Журавка мы использовали, в первом приближении, результаты расчетов для кургана 16. Также при расчетах не учитывались возвышения горизонта менее 1° и дальность видимости менее 15 км.

Таблица 1. Азимуты Солнца в моменты восхода/захода в дни равноденствий и солнцестояний и азимуты Высокой и Низкой Луны в моменты восхода/захода ("major/minor standstill moon rise/set") с учетом высоты горизонта относительно кургана 16; l - дальность видимого горизонта, A0 - азимут светила в момент восхода/захода при hhor=0, Ai - азимут светила в момент восхода/захода при hhor^0 на i шаге итерации, hhor— высота горизонта в точке видимого восхода/захода

светила, Atot — азимут светила с учетом высоты горизонта.

явление восход/заход l , км Ao, ° hhor Ai, ° hhor i Atot i

летнее солнцестояние восход Солнца - 52.1 - - - -

равноденствие восход Солнца 0/28 89.4/ 89.2 0.2 89.5 0.2 89.5

зимнее солнцестояние восход Солнца - 126.3 - - - -

летнее солнцестояние заход Солнца - 307.9 - - - -

равноденствие заход Солнца - 270.6 - - - -

зимнее солнцестояние заход Солнца - 233.7 - - - -

высокая восход (самый северный) 0/29 44.2/ 44.0 -0.1 43.8 -0.1 43.8

высокая восход (самый южный) - 137.0 - - - -

низкая восход (самый северный) - 62.0 - - - -

низкая восход (самый южный) - 119.0 - - - -

высокая заход (самый северный) - 315.8 - - - -

высокая заход (самый южный) - 223.0

2 Магнитное склонение рассчитывалось с помощью программы: http://www.ngdc.noaa.gov/geomag-web/

низкая заход (самый северный) - 298.0 - - - -

низкая заход (самый южный) - 241.0 - - - -

высокая восход (вблизи точки восхода Солнца в равноденствие) - 82.7 - - - -

низкая восход (вблизи точки восхода Солнца в равноденствие ) - 98.2 - - - -

высокая заход (вблизи точки захода Солнца в равноденствие) - 277.3 - - - -

низкая заход ( вблизи точки захода Солнца в равноденствие ) - 261.8 - - - -

Профиль горизонта для курганов строился с помощью программы HeyWhatsThat для высоты точки наблюдения 2 м над поверхностью земли для кургана 33 (рис. 3), кургана 64 (рис. 4) и 165 (рис. 5).

При анализе профиля горизонта для курганов могильника Журавка и при сравнении с профилем горизонта кобяковских погребений с ровиками можно отметить, что как те, так и другие профили характерны для равнинной местности. В случае кобяковского некрополя наблюдаемое возвышение горизонта не превышает 1° во всех направлениях кроме юго-западного, в котором его высота достигает примерно 2°^2.5°. В случае курганов мог. Журавка, возвышение горизонта не превышает 1 ° во всех направлениях (рис. 3, 4, 5). И если в случае кобяковского некрополя еще можно предполагать использование особенностей рельефа склонов реки и балки, как маркеров восхода / захода светил, то в случае курганов Журавки такая возможность маловероятна. Хотя нельзя не отметить, что в случае кургана 16 мы наблюдаем аналогичную кобяковским комплексам видимости реки в восточном направлении и аномальную дальность видимости в направлении точно на Восток (при ^=90°±0.5°) (рис. 5). Возможно, этот факт свидетельствует о преемственности традиций или меотском (связанном с населением Кобякова городища) влиянии. Для других курганов могильника Журавка река видна на горизонте в более южном направлении, чем в случае кобяковского некрополя, и аномальной видимости в восточном направлении уже не наблюдается.

Прикурганный ров в кургане 16 имеет, в отличие ото рвов других курганов, квадратную форму, а квадратные/прямоугольные погребальные ровики у меотов, скорее всего, были связаны с небесным миром (Уоёо^Ьвкауа, №уБку, 1916) и, соответственно, были сакрально наиболее значимы. Возможно, что в сарматской традиции квадратные прикурганные рвы также имели максимальную сакральность и должны были сооружаться в местах с сакральным ландшафтом. В случае кургана 16 могильника Журавка и погребальных комплексов с ровиками и перемычками кобяковского некрополя -сакральность ландшафта, вероятнее всего, заключалась в расположении реки с восточной стороны от погребений и аномальной дальности видимости в направлении на Восток - в направлении на восход Солнца в дни равноденствия.

3 http://www.heywhatsthat.com/?view=GO4V1GOP

4 http://www.heywhatsthat.com/?view=S7C7FI1D

5http://www.heywhatsthat.com/?view=ILL3CGQD

b

Рисунок 3. Могильник Журавка, курган 3: а - профиль горизонта, построенный относительно направления на истинный север N (горизонтальными линиями коричневого цвета отмечены высоты 0° и 1° над уровнем моря); Ь - график высоты рельефа на горизонте; по горизонтальной оси отложены значения азимута А (по вертикальной оси -значения высоты горизонта ^ог в градусах; точки на профиле горизонта, соответствующие азимутам восхода/захода Солнца, отмечены стрелками оранжевого цвета, а Луны - синего цвета); с - видимый горизонт (обозначен голубой линией).

a

Ь

Рисунок 4. Могильник Журавка, курган 6: а - профиль горизонта, построенный относительно направления на истинный север N (горизонтальными линиями коричневого цвета отмечены высоты 0° и 1° над уровнем моря); Ь - график высоты рельефа на горизонте; по горизонтальной оси отложены значения азимута А (по вертикальной оси -значения высоты горизонта hhor в градусах; точки на профиле горизонта, соответствующие азимутам восхода/захода Солнца, отмечены стрелками оранжевого цвета, а Луны - синего цвета); с - видимый горизонт (обозначен голубой линией).

а

Ь

Рисунок 5. Могильник Журавка, курган 16: а - профиль горизонта, построенный относительно направления на истинный север N (горизонтальными линиями коричневого цвета отмечены высоты 0° и 1° над уровнем моря); Ь - график высоты рельефа на горизонте; по горизонтальной оси отложены значения азимута А (по вертикальной оси -значения высоты горизонта hhor в градусах; точки на профиле горизонта, соответствующие азимутам восхода/захода Солнца, отмечены стрелками оранжевого цвета, а Луны - синего цвета); с - видимый горизонт (обозначен голубой линией).

Прикурганный ров кургана 3 могильника Журавка имеет неправильную форму, хотя и отдаленно похожую на прямоугольную, в отличие от кургана 16, прикурганный ров которого имел квадратную форму, возможно связанную, как у меотов с небесным миром. Река Быстрая находится с восточной стороны кургана 3, но аномальная дальность видимости в направлении на Восток, в отличие от кургана 16, отсутствует (рис. 3). По

а

перечисленным выше признакам сакральность погребального сооружения кургана 3 была ниже, чем у погребального комплекса кургана 16.

Прикурганный ров кургана 6 имеет круглую форму, которая, как и у меотов, может быть связана с земным миром, в отличие от квадратной, связанной с небесным миром (Уоёо^Ьвкауа, №уБку, 1916). Поэтому ров кургана 6 можно рассматривать, как менее сакральный по сравнению со рвами курганов 16 и 3. В случае кургана 6 река находится с восточной стороны, но аномальная дальность видимости в направлении на Восток отсутствует (рис. 4). Следует также отметить, что в круглом прикурганном рве кургана 6 не было обнаружено никаких находок. Во рве неправильной формы, близкой к прямоугольной, кургана 3 были обнаружены единичные находки: несколько фрагментов керамики по краям юго-восточной перемычки и несколько небольших обломков песчаника, а в квадратном рве кургана 16 было обнаружено достаточно большое количество, как камней, так и фрагментов керамики (рис. 2). Таким образом, обнаруживается корреляция между количеством находок во рвах и сакральностью погребальных комплексов.

Для археоастрономического анализа погребений с ровиками могильника Журавка нами были рассчитаны азимуты восходов/заходов Солнца и Луны, которые, в свою очередь, были нанесены на чертежи погребальных комплексов с прикурганными рвами (рис. 6). Археоастрономический анализ производился относительно центров погребений, как самых сакральных мест комплексов (аналогично комплексам с ровиками из кобяковского некрополя).

В случае с круглым рвом кургана 6 никаких астрономических корреляций ни с планиграфией (круглая форма), ни с находками (отсутствуют) не наблюдается. В случае со рвом неправильной формы из кургана 3, можно лишь еще раз отметить приблизительную ориентацию рва вдоль оси восток-запад (восток и запад соответствуют направлениям на восход и заход Солнца в день равноденствия). Перемычка в северной части рва соответствует направлению на заход Солнца в день летнего солнцестояния. Северная перемычка в прямоугольном ровике погребения 21 на кобяковском некрополе тоже была связана с астрономически значимым направлением, связанным с летним солнцестоянием, но не заходом, а восходом Солнца в этот день (Уоёо^Ьвкауа, Ьагеиок, №уБку, 2016). Также в обоих случаях наблюдается расположение фрагментов керамики по краям перемычки, расположенной с южной стороны.

Корреляции углов квадратного рва кургана 16 с астрономически значимыми направлениями не наблюдается, но в направлении на заход Солнца в день зимнего солнцестояния на дне рва прослеживается пятно сажи, возможно след от какого-то ритуального действия. В направлениях близких к восходу и заходу Солнца в день зимнего солнцестояния, а также вблизи перемычки, были обнаружены камни, как и в случае ровиков с перемычками в кобяковских погребальных комплексах (Уоёо^Ьвкауа, Ьагеиок, КеуБку, 2016; Уоёо^Ьвкауа, №уБку, 2016). Несмотря на обнаруживаемое сходство в расположении фрагментов керамики и камней, необходимо отметить, что в северозападных углах во рвах и кургана 3, и кургана 16 были обнаружены камни, а в кобяковских ровиках их не было. Отличие наблюдается и в расположении перемычек. В ровиках кобяковских погребальных комплексов они располагались в юго-восточном секторе относительно центров погребений, а во рвах курганов могильника Журавка такое расположение встретилось лишь в одном случае из трех - в прямоугольном рве с двумя

перемычками кургана 3. Вторая перемычка этого рва и перемычки рвов остальных курганов располагались в юго-западном секторе.

798 0 307.9 315.8 0.0

\ \ х

Рисунок 6. Могильник Журавка, чертежи погребальных комплексов с прикурганными рвами с нанесенными азимутами: а - из кургана 3; Ь - из кургана 6; с - из кургана 16.

с

Азимуты Солнца отмечают пунктирные линии, а азимуты Луны - непрерывные линии. N - направление на истинный север, Nmag - направление на магнитный север.

Если сопоставить расположение перемычек с топографией окрестностей могильника и некрополя, то можно заметить, что по соседству с погребальными комплексами кобяковского некрополя находится русло Дона, а рядом с погребальными комплексами могильника Журавка - речка, протекающая по дну балки Журавка, которая находится даже ближе к погребальным комплексам, чем река Быстрая.

Перемычки в ровиках и погребений, и погребальных комплексов "смотрят" в сторону соответствующей ближайшей реки (рис. 7a, 7b). Юго-восточное направление, задаваемое перемычками в ровиках кобяковского некрополя, и юго-западное направление, задаваемое перемычками в погребальных комплексах могильника Журавка, соответствуют некоторым средним направлениям между кратчайшим путем к ближайшей реке и направлением течения этой реки.

Таким образом, направления, в которых располагались перемычки в ровиках/рвах, как меотских погребений, так и сарматских погребальных комплексов, скорее всего было связано с реками, протекающими по соседству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вторая перемычка в ровике погребального комплекса с погребением 21 кобяковского некрополя располагается в северо-восточном секторе и ориентирована на русло небольшой речки, протекающей по Кобяковой балке. В случае кургана 3 могильника Журавка, вторая перемычка располагается в юго-восточном секторе и может быть также связана с руслом второй реки, находящейся поблизости - реки Быстрой.

Возможно расположение перемычек в направлении реки было связано с представлением о путешествии души умершего по реке в загробный мир. Эту гипотезу подтверждают факты обнаружения в некоторых погребениях кобяковского некрополя, могильника Крепостного городища и некрополя Танаиса деревянных гробов-колод, напоминающих лодки (Косяненко, 2004, с. 248-272). Д.Б. Шелов связывает происхождение танаисских гробов-колод с сарматскими памятниками Нижнего Поволжья (Шелов, 1972, с. 235). В раннесарматское время, в IV-III вв. до н.э., в Поволжье и Оренбуржье практиковались погребения в долбленых дубовых колодах (Синицын, 1947, с. 88, рис. 60). Обнаружены погребения в колодах и в Калиновском курганном могильнике (Шилов, 1959, с. 456). Использовались колоды для захоронений и в могильниках Средней Азии (Литвинский, 1972, с. 58, 81). Открыты захоронения в колодах и в курганах Нижнего Дона: в Сладковском могильнике (Тацинский район) (Максименко, 1998, с. 93), у х. Новый (Мартыновский район) (Ильюков, Власкин, 1992, с. 99, 230). Известны погребения в колодах и далеко от Нижнего Дона. На территории скифского государства, в юго-западном Крыму, погребения в колодах зафиксированы со II в. до н.э. в Неаполе скифском (Высотская, 1972, с. 93), а с I в. до н.э. - и в могильниках Скалистое II и III, Бельбек и Чернореченское, принадлежавших сельскому населению (Богданова, 1982, с. 34). На могильнике Заветное (Алма-Кермен) было открыто 32 колоды, из них 6 относились к I-II вв. н.э., а 26 - к II-III вв. н.э. (Богданова, 1982, с. 34; 1989, с. 24). Колоду как деталь погребального обряда авторы раскопок связывают с появлением в Крыму сарматских племен и их влиянием на идеологические представления местного оседлого, достаточно смешанного, но в основном скифского населения.

/ ]У<°

ч - -¿Г

>06пь,вс«и '-ЗГГгЧ

'■-у > ГЯ < Потапов

' ^■У- > •■••■ 44.0

315;8.

223.0

180.«

137.«

1263

119.0

а

Рисунок 7. Пространственная ориентировка погребений и погребальных комплексов: а -могильника Журавка; Ь - некрополя Кобякова городища. Контуры рвов нанесены на топографическую карту схематично, масштаб не учитывался.

В индоиранской мифологии, как и в мифологии многих других народов, между миром мертвых и миром живых существует преграда: граница, река, пропасть. Обойти ее нельзя, надо преодолеть по узкому мосту (Петрухин, 1992, с. 453). По этнографическим данным, мост, например, и по сей день считается опасным местом, пересечение которого сопровождается ритуальными действиями (Щепанская, 2003, с. 247-249). В осетинских представлениях о посмертном путешествии души умершего в качестве средства преодоления реки смерти фигурирует бревно, которое обладает способностью изменять свою ширину, превращаясь в мост, в зависимости от степени праведности покойного (Дюмезиль, 1990, с. 197, 198). Некоторые исследователи предлагают рассматривать гробы-колоды, как часть кузова повозки (Ильюков, Власкин, 1992, с. 99, с. 230). Независимо от того, что лежало в основе обряда помещения умершего в колоду -восприятие колоды как лодки, части повозки или бревна, главным в этом было отождествление ее с транспортным средством, при помощи которого преодолевался путь из мира живых в мир мертвых.

Так как ровики в погребениях и рвы в погребальных комплексах ограничивали пространство вокруг захоронения, то, скорее всего, они могли символизировать аналогичную преграду - границу-реку, отделяющую "мертвое" пространство погребения от окружающего мира живых (ср. Подобед, Усачук, Цимиданов, 2010, с. 24; 2013, с. 3334). В таком случае фрагменты керамических сосудов в ровиках могли усиливать их водную символику.

Таким образом, проведенный в рамках данного исследования археоастрономический анализ меотских и сарматских погребальных комплексов с перемычками выявил общие астрономические закономерности в пространственной организации квадратных и прямоугольных рвов/ровиков с перемычками меотских и сарматских погребений, которые свидетельствуют о преемственности их традиций, в том числе, в области археоастрономических представлений об особенностях годового движения Солнца и расположения "мира мертвых" относительно сторон света.

Авторы выражают искреннюю благодарность В.А. Ларенок и С.И. Безуглову за консультации и поддержку исследований.

Литература

Безуглов, Захаров, 1988 - Безуглов С.И., Захаров А.В. Могильник Журавка и финал позднесарматской эпохи в Правобережном Подонье // Известия Ростовского областного музея краеведения. - Ростов-на-Дону, 1988. - Вып. 5. - С. 5-28.

Богданова, 1982 - Богданова Н.А. Погребальный обряд сельского населения позднескифского государства в Крыму // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Ч. II. Труды ГИМ. Вып. 54. - М., 1982. - С. 31-39.

Богданова, 1989. - Богданова Н.А. Могильник первых веков нашей эры у с. Заветное // Археологические исследования на юге Восточной Европы. Труды ГИМ. Вып. 70. -М., 1989. - С. 17-70.

Высотская, 1972 - Высотская Т.Н. Поздние скифы в Юго-Западном Крыму. - К.: Наукова думка, 1972.

Гугуев, 1983 - Гугуев В.К. Новые подкурганные захоронения в Танаисе и их этническая принадлежность // Проблемы хронологии археологических памятников

степной зоны Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - С. 77-79.

Гугуев, 1986 - Гугуев В.К. Новые данные о Кобяковском грунтовом могильнике // Проблемы охраны и исследования памятников археологии в Донбассе. Тезисы докладов. - Донецк, 1986. - С. 52-53.

Гудкова, Фокеев, 1984 - Гудкова А.В., Фокеев М.М. Земледельцы и кочевники в низовьях Дуная Г-ГУ вв. н. э. - К.: Наукова думка, 1984.

Дергачев, 1982 - Дергачев В.А. Материалы раскопок археологической экспедиции на Среднем Пруте (1975-1976). - Кишинев: Штиинца, 1982.

Дюмезиль, 1990 - Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. - М.: Наука, 1990.

Ильюков, Власкин, 1992 - Ильюков Л.С, Власкин М.В. Сарматы междуречья Сала и Маныча. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.

Косяненко, 2004 - Косяненко В.М. Погребения в деревянных колодах из некрополя Кобякова городища (раскопки 1956-1962 гг.) // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2009 г. - Азов: Азовский музей-заповедник, 2004. - Вып. 19. - С. 248-269.

Косяненко, Прохорова, 2011 - Косяненко В.М., Прохорова Т.А. Исследование могильника Кобяковского городища в 2000 году // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 2009 г. - Азов: Изд-во Азовского музея-заповедника, 2011. - Вып. 25. - С. 256-288.

Ларенок, 2016 - Ларенок В.А. Меотские древности. Каталог погребальных комплексов Кобякова городища из раскопок 2000-2001, 2002, 2004 годов. Ч. II. - Ростов-на-Дону: ООО "Донской Издательский Дом", 2016.

Литвинский, 1972 - Литвинский Б.А. Курганы и курумы западной Ферганы. Раскопки. Погребальный обряд в свете этнографии. - М.: Наука, 1972.

Максименко, 1998 - Максименко В.Е. Сарматы на Дону / Донские древности. Вып. 6. -Азов: Изд-во: Азовского краеведческого музея, 1998.

Мошкова, 1963 - Мошкова М.Г. Памятники прохоровской культуры // САИ. - Д 1-10. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

Мошкова, Генинг, 1972 - Мошкова М.Г., Генинг В.Ф. Абатские курганы и их место среди лесостепных культур Зауралья и Западной Сибири // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. МИА. № 153. - М.: 1972.

Мошкова, 1984 - Мошкова М.Г. Культовые сооружения Лебедевского могильника // Древности Евразии в скифо-сарматское время. - М.: Наука, 1984. - С. 196-201.

Петрухин, 1991 - Петрухин В.Я. Загробный мир // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. А - К. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - С. 452-456.

Подобед, Усачук, Цимиданов, 2010 - Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Псалии, "забытые" в оставленном доме (по материалам поселений Азии и Восточной Европы эпохи бронзы) // Древности Сибири и Центральной Азии. № 3 (15). - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2010. - С. 14-33.

Подобед, Усачук, Цимиданов, 2013 - Подобед В.А., Усачук А.Н., Цимиданов В.В. Конская узда - атрибут инициаций? (По материалам культур степной и лесостепной Евразии финала поздней бронзы и начала раннего железа) // Древности Сибири и Центральной Азии. № 5 (17). - Горно-Алтайск: ГАГУ, 2013. - С. 23-44.

Прохорова, 2001 - Прохорова Т.А. Работы археологической лаборатории РГУ на Кобяковом некрополе в 2000 г. // Историко-археологические исследования в г. Азове

и на Нижнем Дону в 1999-2000 гг. - Азов: Азовский краеведческий музей, 2001. -Вып. 17. - С. 168-169.

Рапопорт, Трудновская, 1979 - Рапопорт Ю.А., Трудновская С.А. Курганы на возвышенности Чаш-тепе // Кочевники на границах Хорезма / Труды ХАЭЭ. Т. XI. -М.: Наука, 1979. - С. 151-166.

Синицын, 1947 - Синицын И.В. Археологические раскопки на территории Нижнего Поволжья. - Саратов: Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, 1947.

Чалый В.В. Отчет об археологических раскопках курганного некрополя Танаиса в 1979 г. // Архив ИА АН СССР, р-1, № 7726.

Шелов, 1972 - Шелов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. - М.: Наука, 1972.

Шилов, 1959 - Шилов В.П. Калиновский курганный могильник // Памятники Нижнего Поволжья. т. I. / МИА. № 60. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - С. 323-523.

Щепанская, 2003 - Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX - XX вв. - М.: "Индрик", 2003.

Vodolazhskaya, Larenok, Nevsky, 2016 - Vodolazhskaya L.N., Larenok V.A., Nevsky M.Yu. Archaeoastronomical analysis of the burial assemblage with rectangular small ditch and joining banks (Kobyakovo necropolis). In: Archaeoastronomy and Ancient Technologies. 2016. 4(2). - P. 27-42.

Vodolazhskaya, Nevsky, 1916 - Vodolazhskaya L.N., Nevsky M.Yu. Archaeoastronomical analysis of the burial assemblage with circular small ditches and joining banks (Kobyakovo necropolis). In: Archaeoastronomy and Ancient Technologies. 2016. 4(2). -P. 43-58.

Larenok, 2016 - Larenok V.A. Burial assemblages with small ditches (necropolis of Kobyakovo hillfort). In: Archaeoastronomy and Ancient Technologies. 2016. 4(2). - Р. 126.

Список сокращений

САИ - Свод археологических источников

МИА - Материалы и исследования по археологии СССР

ИАИАНД - Историко-археологические исследования в Азове и на Нижнем Дону

ИА АН СССР - Институт археологии Академии Наук Союза Советских

Социалистических Республик

© This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons by Attribution (CC-BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.