Научная статья на тему 'Архангелы в стенописи фасада собора Ферапонтова монастыря. К вопросу о становлении изобразительной традиции'

Архангелы в стенописи фасада собора Ферапонтова монастыря. К вопросу о становлении изобразительной традиции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
396
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРЕСКИ ДИОНИСИЯ / АРХАНГЕЛЫ МИХАИЛ И ГАВРИИЛ / ЦАРСКИЕ ВРАТА / БОГОСЛУЖЕНИЕ / МАЛЫЙ ВХОД / СТЕНОПИСЬ ФАСАДА / DIONISY'S FRESCOES / ARCHANGELS MICHAEL AND GABRIEL / HOLY GATES / LITURGY / SMALL ENTRANCE / MURAL PAINTING ON FAçADE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Силина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются образы архангелов в стенописи западного фасада 1502 года собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Автор выдвигает гипотезу о влиянии на сложение данной изобразительной традиции византийских богослужебных практик и доказывает ее, впервые обнаруживая связь архангелов при вратах с молитвой малого Входа. В плане иконографии проверяется принцип перенесения декораций внутренних храмовых пространств на фасады, вследствие чего выявляются иконографические параллели с изображениями архангелов, связанных с алтарными пространствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHANGELS IN MURAL PAINTING ON THE FAÇADE OF FERAPONTOV CONVENT’S CATHEDRAL. ON THE PROBLEM OF DEVELOPING PICTORIAL TRADITION

The article examines archangel images in mural painting on the west façade of 1502 of Ferapontov convent’s Nativity of the Blessed Virgin Mary Cathedral. The author proposes a hypothesis on the influence of byzantine liturgical practices on the formation of this pictorial tradition and proves it, for the first time discovering the relation of archangels at the gates to Small Entrance prayer. In the aspect of iconography the researcher verifies the principle of transferring the decorations of church internal space to façades, thus identifying iconographic parallels with archangel images associated with altar spaces.

Текст научной работы на тему «Архангелы в стенописи фасада собора Ферапонтова монастыря. К вопросу о становлении изобразительной традиции»

Силина Ольга Владимировна

АРХАНГЕЛЫ В СТЕНОПИСИ ФАСАДА СОБОРА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТРАДИЦИИ

В статье рассматриваются образы архангелов в стенописи западного фасада 1502 года собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Автор выдвигает гипотезу о влиянии на сложение данной изобразительной традиции византийских богослужебных практик и доказывает ее, впервые обнаруживая связь архангелов при вратах с молитвой малого Входа. В плане иконографии проверяется принцип перенесения декораций внутренних храмовых пространств на фасады, вследствие чего выявляются иконографические параллели с изображениями архангелов, связанных с алтарными пространствами. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-2737.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 148-152. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

13. Евдокимова С. В. Социально-экономическое развитие городов Забайкалья в XVIII-XIX вв. Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2007. 248 с.

14. Евецкий О. Поездка из Иркутска в Кяхту чрез Байкал или Святое море // Очерки России: в 5-ти кн. СПб., 1838. Кн. 1. С. 110-117.

15. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: в 12-ти т. СПб. - М., 1895. Т. 12. Ч. 1. Восточные окраины России. Восточная Сибирь. 350 с.

16. История Бурятии: в 3-х т. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. II. XVII - начало ХХ в. 461 с.

17. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5-ти т. Л.: Наука, 1968. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. 540 с.

18. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5-ти т. Л.: Наука, 1968. Т. 3. Сибирь в эпоху капитализма. 532 с.

19. Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. Путевые заметки (1885-1886 гг.): в 2-х т. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. Т. II. 398 с.

20. Куйтунов. Верхнеудинск (из путевых заметок) // Иркутские губернские ведомости. 1865. № 52. С. 4-8.

21. О облегчении торгующего класса и в особенности мелочных промышленников в платеже податей: Именный указ, данный Сенату № 30.468, 31 августа 1825 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XL. С. 441-442.

22. Об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний: дополнительное постановление № 30.115, 14 ноября 1824 г. // ПСЗРИ. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Собрание I. Т. XXXIX. С. 588-612.

23. Паликова Т. В. Развитие культуры городов Забайкальской области (вторая половина XIX - начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во Бур. гос. ун-та, 2008. 260 с.

24. Романов Н. С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993. 544 с.

25. С-н. Из Селенгинска (окончание) // Сибирский Вестник. 1865. № 27. C. 253-256.

26. Сперанский М. М. Путешествие в Сибирь с 31 марта 1819 по 8 февраля 1821 года // В память графа Михаила Михайловича Сперанского. 1772-1872. СПб., 1872. С. 42-51.

27. Танский М. В. Странички из прошлого Улан-Удэ (Верхнеудинск в 70-80 гг. XIX века). Улан-Удэ, 1966. 30 с.

28. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область: в 4-х т. Новосибирск: Наука, 2002. Т. 1. Общий очерк. 302 с.

29. Talko-Hryncewicz J. Z przezytych dm (1850-1908). Warszawa, 1930. 315 s.

PARTICIPATION OF THE POLISH POLITICAL EXILED IN DEVELOPMENT OF HOTEL BUSINESS IN THE WESTERN TRANSBAIKALIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Semenov Evgenii Vladimirovich, Ph. D. in History East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude [email protected]

This article deals with the development of hotel business in the Western Transbaikalia in the XIX century. On the basis of a wide range of historical sources the author illustrates the activity of the Polish exiled in the major cities of the Western Transbaikalia related to the maintenance of inns and hotels. The author notes the contribution made by the Polish exiled to the development of hotel service in the Western Transbaikalia. On the basis of the conducted research the author comes to the conclusion that the Polish exiled were actively involved in the creation of inns and hotels.

Key words and phrases: the Polish political exiled; Western Transbaikalia; hotel business; hotels; Verkhneudinsk; Kyakhta.

УДК 7.04

Искусствоведение

В статье рассматриваются образы архангелов в стенописи западного фасада 1502 года собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Автор выдвигает гипотезу о влиянии на сложение данной изобразительной традиции византийских богослужебных практик и доказывает ее, впервые обнаруживая связь архангелов при вратах с молитвой малого Входа. В плане иконографии проверяется принцип перенесения декораций внутренних храмовых пространств на фасады, вследствие чего выявляются иконографические параллели с изображениями архангелов, связанных с алтарными пространствами.

Ключевые слова и фразы: фрески Дионисия; архангелы Михаил и Гавриил; Царские врата; богослужение; малый Вход; стенопись фасада.

Силина Ольга Владимировна

Музей фресок Дионисия - филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово SШna. mfd@gmail. сот

АРХАНГЕЛЫ В СТЕНОПИСИ ФАСАДА СОБОРА ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ

Роспись западного фасада собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, исполненная артелью Дионисия в 1502 году, не раз становилась объектом искусствоведческого исследования [6, с. 6-7; 7; 9, с. 174-179;

11, с. 42; 12, с. 231; 14, с. 90-91; 16, с. 172; 17, с. 35-48]. В верхней части композиции фрески расположены обведенные общей охристой опушью ярусы Деисуса и сцены Рождества Богородицы. Ниже представлены стоящие при вратах со свитками архангелы Михаил и Гавриил (Илл. 1). Их изображения упоминались, как правило, в общем контексте росписи и не становились предметом отдельного исследования. Подобные примеры фасадной декорации берут свое начало в памятниках византийского (преимущественно балканского) искусства, воспринятого древним Новгородом и продолженным в отечественной монументальной традиции в последующие века. Актуальность рассматриваемого вопроса связана с интересом научного сообщества и любителей искусства к наследию Дионисия - единственному дошедшему до наших дней комплексу соборной росписи, ставшему общедоступным после завершившихся в 2012 году реставрационных работ. О популярности памятника свидетельствует ряд публикаций последних лет [2; 13, с. 252-270; 15; 18, с. 161-165; 23, с. 260-265; 24, с. 156-162].

Илл. 1. Архангелы Михаил и Гавриил. Фреска западного фасада собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Дионисий

Сложение иконографии стоящих при вратах ангелов было рассмотрено Г. Геровым и связано, по мнению автора, с описанием горнего Иерусалима, у которого «двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов» (Откр. 21:12). Одним из ранних примеров считается рельеф из собора Мрен VII века, где два ангела держат сферы и скипетры. Ангелы присутствуют на западной стене наоса Софии Охридской XI века. К XIII веку облик архангелов постепенно меняется. Так, в росписи церкви в Хе (Сванетия) вместо атрибутов власти архангелы держат копья. В храме Св. Троицы монастыря Сопочаны образ Михаила представляет собой переходный вариант к «воинской» иконографии: облаченный в традиционные одежды, он держит в руке меч. Изображения Михаила и Гавриила украшают западный фасад церкви Св. Архангелов в Костур, где первый представлен в воинских доспехах, а второй по-прежнему в лоратных. С XIII века за образом архангела Михаила закрепляется функция воина, охраняющего врата с мечом в руках. Роль архангела Гавриила все еще оставалась непрояв-ленной. И вот в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295) Гавриил предстает с писчим инструментом и свитком в руке. В росписи Дечан XIV века представлена окончательно оформившаяся иконография: Михаил - воин, Гавриил - писарь [5, с. 435-442]. В русской традиции наиболее ранним сохранившимся памятником с изображением архангела Михаила, охраняющего вход, является фреска церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (1363 год). По замечанию Н. Введенской, истоки подобной иконографии, возможно, следует искать в композиции Страшный Суд, так как херувим, страж Райских врат, отожествлялся с архангелом Михаилом [3]. В церкви Симеона Богоприимца новгородского Зверина монастыря архангелы у входа размещены не снаружи, а внутри храма. Запись XVII века с большой долей вероятности повторяет более ранние образы 1468 года. Следующими по времени создания являются привратники собора Ферапонтова монастыря.

Несмотря на устойчивую изобразительную традицию, вопрос о причинах ее появления и дальнейшей трансформации исследователями не ставился. На сегодняшний день он остается открытым. На наш взгляд, должны были существовать определенные предпосылки для возникновения подобных композиций. Можно предположить, что рождение иконографического прототипа лежит в литургической и символической плоскости, нельзя исключить и параллели между тематическими программами наружных и внутренних храмовых убранств. Проблема заключается в том, что в процессе формирования иконографии не было резких скачков, все шло постепенно и с учетом местных особенностей, соответственно, временные рамки могут определяться только как приблизительные. Однако это не повлияет на образно-символическую составляющую вопроса, для которой необходимо простое наличие иконографических примеров. Основные задачи будут состоять в рассмотрении византийских богослужебных практик, касающихся, в частности, малого Входа, и в проведении параллелей с традицией отражений внутренних декораций, в основном алтарей, на главные фасады.

На фреске портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря архангел Михаил облачен в воинские доспехи, обнаженный меч в его деснице поднят вверх. Накинутый на плечо охристо-розовый гима-тий и такого же цвета подножие проявляют силуэт стройной фигуры архистратига. Торс Михаила динамично

смещен вправо, в сторону врат, лик - в легком наклоне. Расположенный справа от входа Гавриил представлен вполоборота. Склонившись над свитком, он записывает имена всех входящих в храм. Тексты свитков приводит в своем исследовании Л. Рудницкая [14, с. 90-91]. Монументальная фигура Гавриила в голубой далматике и охристом гиматии ритмически перекликается с архивольтами перспективного портала.

Обратимся к литургической составляющей вопроса. Известно, что в древности малый Вход назывался первым Входом и был реальным входом клира и прихожан в пространство храма: атриумы и нартексы церквей являлись местом сбора и началом торжественных процессий с последующим служением литургии. От этого времени в современной церкви сохранился обычай благословения священником диакона перед входом в алтарь, которое раньше было обращено к прихожанам, готовящимся войти в храм из нартекса [8, с. 44-48]. В Софии Константинопольской местом начала службы была крытая галерея, примыкающая к церкви. Описание патриаршего богослужения, начинавшегося в нартексе Великой церкви, у главных входных Царских дверей, встречаем у Р. Тафта [20]. Именно для богослужения в этом храме и была составлена молитва малого Входа, начинающаяся строками: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужа-щих нам и сославословящих Твою благость...». Это был вход всех собравшихся на литургию, а потому и слова молитвы об ангелах, «сослужащих с нами», относились ко всему собранию Церкви [22]. Св. Симеон Солунский (|1429) сравнивал малый Вход, сопровождаемый открытием врат после молитвословий, со входом на Небо - к свету, к престолу Господнему [19]. Предварял начало службы энарксис, который начал складываться еще во времена Иоанна Златоуста и имел своей целью создание молитвенного настроя у народа, приходящего в храм к литургии. В рамках энарксиса сформировалась служба трех антифонов и появился описываемый выше священный Вход с Евангелием, которое первоначально приносили для богослужения из пастофория, а впоследствии оно стало храниться на престоле [21]. Подобная практика малого Входа как входа в церковь в обычных службах постепенно прекратила свое существование, оставшись только при служении литургии архиереем. Этот процесс был длительным, и окончательное закрепление евхаристического чина произошло к XIV веку [1].

Итак, произнося текст молитвы Входа, священник призывал Господа сотворить «со входом нашим входу святых ангелов быти», т.е. чтобы ангелы вошли в храм вместе (или одновременно) с людьми и участвовали в литургии. В этой связи можно допустить, что ангелы (невидимо или изображаемо) должны были находиться снаружи, так как, по св. Симеону Солунскому, врата отверзаются только по окончании песнопений, и за этим сразу же следует вход в церковь. Традиционный христианский храм являлся тем местом, где невидимый мир воплощался в видимых образах. Изображение архангелов в преддверии храма могло символизировать: 1) присутствие всех ангельских и архангельских чинов, вместе с молящимися ожидающих начала литургии; 2) свидетельствовать о буквальном понимании текста молитвы, т.к. речь идет о входе ангелов, находящихся, соответственно, вне храма. Вошедшие в церковь верующие после прочтения молитвы Входа созерцали вокруг себя изображения ангелов и архангелов, как бы сопроводивших верных в процессии Входа для соучастия в богослужении.

Возможно, что на программы стенописи фасадов оказала влияние богословская концепция Церкви как земного Неба, отраженная в сочинении «Сказание о церкви и рассмотрение таинств» св. Германа, патриарха Константинопольского (вторая половина VII в. - 750 г.). Во времена святителя существовал александрийский подход к литургии, основанный на толкованиях Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника, где земное богослужение понималось как образ небесного и где ведущую роль играло его эсхатологическое содержание. Св. Герман привнес в толкование историзирующий и заостренный на земном служении Христа антио-хийский подход, соотнеся богослужение с историей спасения и сделав верующих ее прямыми соучастниками. Появление сочинения связывалось исследователями с первыми иконоборческими спорами, где отрицалась возможность изображения Господа. В сочинении святителя, напротив, усиливаются моменты, указывающие на человеческую, а соответственно, изображаемую природу Спасителя. Трактат был очень популярен, особенно после победы иконопочитателей, о чем свидетельствуют десятки рукописей X-XV веков [10, с. 32-40]. Святитель трактует малый Вход как послание Богом Отцом Сына на землю - вхождение Спасителя в мир и ссылается на слова апостола Павла: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6). Примечательно, что при этом вновь есть упоминание ангелов, что вызывает параллели с молитвой малого Входа. Соответственно, при приходе Христа на землю, которого олицетворяет священник, входящий в храмовые врата, должны были появиться изображения ангелов (архангелов), сопровождающих этот приход (и этот Вход). Кроме того, их фигуры, расположенные на наружной стене, являлись дополнительным маркером церкви, показывая ее домом Божиим и сил бесплотных. Двери же становились символическим входом на Небо, что соответствовало главной идее известного сочинения св. Германа, писавшего: «Церковь есть земное небо, в котором живет и обрящется небесный Бог» [4, с. 43].

Эти литургические моменты не вступали в противоречие с традицией отражения на фасадах внутренних храмовых программ, напротив, концепция церкви как «Неба на Земле» могла способствовать ее усилению. Наглядные примеры таких решений встречаем в оформлении фасадов Сан Миниато аль Монте (Флоренция, Италия, XII век), Санта Мария Маджоре (Рим, Италия, начало XIV века) и других памятниках, когда деи-сусные композиции, представленные в конхах алтарных апсид (символическом Небе), выносятся на западную стену, маркируя тело храма как Небо земное. В контексте рассматриваемой темы речь может идти о более ранних решениях, а конкретно об изображениях архангелов Михаила и Гавриила, размещавшихся на своде вимы - пространстве между наосом и алтарем, появившемся в византийской архитектуре к VII веку. Фигуры небесных посланников находились напротив друг друга на склонах свода, сослужа в Святая святых и паря над стоящим внизу престолом. При восприятии из наоса Царские врата оказывались под фигурами

архангелов и одновременно между ними. Подобные примеры встречаем в Церкви Успения в Никее VII века, в мозаиках Софии Константинопольской IX века, Осиос Лукас в Фокиде XI века, Паллатинской капелле и Марторане в Палермо XII века, иных памятниках. Иконографический повтор алтарных архангелов и врат между ними, возможно, и будет воспроизведен на фасадах. Еще более точным примером являются Царские врата конца X - начала XI века из Сванетии, где плоскости створок занимают изображения стоящих архангелов Михаила и Гавриила, облаченных в лоратные одежды (Илл. 2).

В этом случае видим достаточно ясное выражение идеи существующей связи между вратами и архангелами. Напомним, что описанные примеры имеют отношение к убранству алтарей. При перемещении архангелов (по прямой оси) из алтарной зоны на фасад к входным вратам сакральная символика алтаря (Неба) переходила на весь храм, а его главные двери становились входом в стоящее на земле Небо. По всей вероятности, первоначально архангелы имели функции сослужителей («входу святых ангелов быти сослужащих нам»). Их образы символизировали служение всех невидимых сил, что подтверждается их облачением и атрибутами. Появление свитков в руках и дальнейшее разделение функций на записывающего всех входящих (Гавриил) и охранителя врат (Михаил) могло быть связано с перенесением малого Входа из нартекса в церковь. В этом случае роль присутствующих у входа сослужащих архангелов теряла логику. Но древняя традиция изображения не могла прерваться из-за этого, и образы были наделены новыми, понятными и актуальными для верующих функциями. Одновременно с изменением облика исчезала и визуальная связь архангелов с алтарем, а фасад церкви в этой части уже не отражал ее внутреннее убранство, в связи с чем оказалось возможным размещать архангелов внутри храма (церковь Симеона Богоприимца, фресковые комплексы XVII века), так как традиционное место уже не имело первоначального значения. Примечательно, что эти новые качества архангелов не вошли в противоречие входной молитве, так как в ее тексте: «уставивый на небесах чины и воинства ангел и архангел» говорится о «чинах» (Гавриил) и «воинствах» (Михаил). Соответственно, первоначальная связь молитвы с изображениями не была окончательно утрачена, но трансформировалась в сторону большей адаптации к насущным вопросам духовной жизни верующих.

В композиционно-художественном отношении архангелы при вратах собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря являют пример сложившегося позднего варианта иконографии, когда их разделившиеся функции уже стали каноном. Фигуры, расположенные над подвесными пеленами, не ограничивает, как остальные композиции портала, рамка опуши. Это создает иллюзию свободного архангельского явления-присутствия и одновременно готовность Гавриила, «на ходу» записывающего имена пришедших, совершить Вход вместе с молящимися. Архангелы связывают внешний, дольний мир с внутренним, горним пространством церкви, так как в интерьере на соборных столбах в одном ярусе с ними изображены воины-великомученики в аналогичных архистратигу доспехах и с оружием в руках, что усиливает роль архангела Михаила как выступившего вперед предводителя Христова воинства. На гранях алтарных столбов Гавриил четырежды повторен в акафистных сценах Благовещения.

Итак, появление изображений архангелов при вратах могло быть связано с молитвой малого Входа (первоначальный вход в церковь), текст которой содержал призыв к Господу о входе ангелов вместе с молящимися для служения литургии. Можно констатировать идейное совпадение изобразительной традиции с концепцией св. Германа о Церкви как земном Небе. В иконографическом отношении аналогии изображений архангелов при вратах встречаются в декорационных программах алтарных пространств. По всей вероятности, в этом случае имело место отражение алтарных композиций церкви на ее фасад. Постепенное изменение облика архангелов с сослужителей на охранителя врат (Михаил) и писца (Гавриил) могло быть связано с перемещением начала богослужений из нартекса в храм. Образы ферапонтовского портала, имеющие параллели с внутренними соборными росписями, являются самым ранним сохранившимся примером среди памятников

Илл. 2. Царские врата. Конец X - начало XI века. Сванетия, Грузия

московского круга. Они представляют собой распространенный композиционный вариант, окончательно сложившийся к XIII веку в стенописи фасадов византийских храмов.

Результаты исследования могут быть использованы в экскурсионной, лекционной работе и образовательных программах Музея фресок Дионисия. Они будут небесполезны для искусствоведов при рассмотрении и анализе фасадных росписей поздних периодов, так как иконография архангелов больше не изменялась.

Список источников

1. Александр Шмеман, протопресвитер. Евхаристия. Таинство Царства [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/ otechmkAleksandr_Shmeman/evharistija-tainstvo-tsarstva/3 (дата обращения: 06.08.2017).

2. Археология искусства: сборник статей и материалов памяти О. В. Лелековой 1932-2015 / отв. ред. Г. И. Вздорнов. М.: Индрик, 2016. 272 с.

3. Введенская Н. Церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде. Фресковый ансамбль [Электронный ресурс]. URL: https://churchsimeon.wordpress.com/ (дата обращения: 29.07.2017).

4. Герман Константинопольский, святитель. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. М.: Мартис, 1995. 90 с.

5. Геров Г. Ангелите - пазители на входа // Зборник радова Византолошкого института XLVI. Београд, 2009. С. 435-442.

6. Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М.: Искусство, 1970. 122 с.

7. Лившиц Л. И. Тема «Вход в дом Премудрости» в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря [Электронный ресурс]. URL: http://www.kreml.ru/research/library000xh/muzei-moskovskogo-kremlya-materialy-i-issledovaniya/ (дата обращения: 17.01.2016).

8. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / отв. ред. А. М. Лидов. М.: Мартис, 1996. С. 44-75.

9. Малкин М. Г. Некоторые элементы наружной росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря и их связь с интерьером // Ферапонтовский сборник. М.: Советский художник, 1985. Вып. I. С. 174-186.

10. Мейендорф П. Введение // Герман Константинопольский, святитель. Сказание о церкви и рассмотрение таинств. М.: Мартис, 1995. С. 7-41.

11. Нерсесян Л. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М.: Северный паломник, 2006. 168 с.

12. Орлова М. А. Наружные росписи средневековых храмов. Византия, Балканы, Древняя Русь. М.: Северный паломник, 2002. 286 с.

13. Пуцко В. Г. Феномен творчества Дионисия // Макариевские чтения. Можайск, 2016. Вып. XXIII. Преподобный Иосиф Волоцкий и Московская Русь. С. 252-270.

14. Рудницкая Л. Фрески портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Зборник за ликовне умет-ности. Нови Сад, 1974. Кн. 10. С. 71-101.

15. Сарабьянов В. Д. История архитектурных памятников Ферапонтова монастыря. М.: Индрик, 2014. 152 с.

16. Серебрякова М. С. О взаимосвязи наружных и внутренних росписей собора Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. М.: Советский художник, 1985. Вып. I. С. 169-173.

17. Силина О. В. Программа портальной росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. К вопросу о литературном источнике // XXI Научные чтения памяти И. П. Болотцевой. Ярославль: Аверс Плюс, 2017. С. 35-48.

18. Силина О. В. Цикл композиций на столбах собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря как пространственный церковный календарь // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7 (57): в 2-х ч. Ч. 1. С. 161-165.

19. Симеон Солунский, святитель. Разговор о святых священнодействиях и Таинствах церковных [Электронный ресурс]. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/ (дата обращения: 10.08.2016).

20. Тафт Р. Византийский церковный обряд [Электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/taft-robert-robert-francis-taft/book/216245-vizantiyskiy-cerkovnyy-obryad-kratkiy-ocherk/ (дата обращения: 10.07.2016).

21. Успенский Н. Д. Византийская литургия: историко-литургическое исследование [Электронный ресурс]. URL: http://predanie.ru/lib/book/read/129815/#toc22 (дата обращения: 06.08.2016).

22. Феогност (Пушков), игумен. Царские врата [Электронный ресурс] // Церковь и время: научно-богословский и цер-ковно-общественный журнал. 2010. № 52. URL: https://mospat.ru/church-and-time/511 (дата обращения: 03.08.2016).

23. Хоботов И. С. Разработка и освоение методики фотомониторинга стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Ферапонтовские чтения 2014. История и культура монастырей Русского Севера. Ферапонтово, 2015. Вып. 7. С. 260-265.

24. Шелкова Е. Н. Страшный суд в Ферапонтовском соборе. Традиция и иконография // Ферапонтовские чтения 2015. История и культура монастырей Русского Севера. Ферапонтово, 2016. Вып. 7. С. 156-162.

ARCHANGELS IN MURAL PAINTING ON THE FAÇADE OF FERAPONTOV CONVENT'S CATHEDRAL.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPING PICTORIAL TRADITION

Silina Ol'ga Vladimirovna

Kirillo-Belozersky Historical-Architectural Art Museum-Reserve, Branch of the Museum of Dionisy's frescoes, Vologda region, Kirillovsky district, Ferapontovo Silina. mfd@gmail. com

The article examines archangel images in mural painting on the west façade of 1502 of Ferapontov convent's Nativity of the Blessed Virgin Mary Cathedral. The author proposes a hypothesis on the influence of byzantine liturgical practices on the formation of this pictorial tradition and proves it, for the first time discovering the relation of archangels at the gates to Small Entrance prayer. In the aspect of iconography the researcher verifies the principle of transferring the decorations of church internal space to façades, thus identifying iconographic parallels with archangel images associated with altar spaces.

Key words and phrases: Dionisy's frescoes; archangels Michael and Gabriel; Holy Gates; liturgy; Small Entrance; mural painting on façade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.