Научная статья на тему 'Архаичные технологии Алтая в содержании подготовки учителя'

Архаичные технологии Алтая в содержании подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ARCHAIC TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL DISCIPLINE / PREPARATION OF FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчук Т. А., Харченко В. В.

В работе обоснованы условия подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя по реализации образовательных стандартов средствами архаичных технологий Алтая. Описана структура технологических дисциплин в учебном плане бакалавров педагогического образования профиля «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAIC TECHNOLOGIES OF ALTAI IN THE CONTENT TRAINING TEACHERS

The paper substantiates the preparation of students for professional careers teachers to implement educational standards by means of archaic technology of the Altai. Describes the structure of technological disciplines in the curriculum of Bachelor of Teacher Education Profile «Technology».

Текст научной работы на тему «Архаичные технологии Алтая в содержании подготовки учителя»

УДК 378.141.4

Panchuk T.A., Harchenko V.V. ARCHAIC TECHNOLOGIES OF ALTAI IN THE CONTENT TRAINING TEACHERS.

The paper substantiates the preparation of students for professional careers teachers to implement educational standards by means of archaic technology of the Altai. Describes the structure of technological disciplines in the curriculum of Bachelor of Teacher Education Profile «Technology».

Key words: archaic technology, technological discipline, preparation of future teacher.

Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: panchuk_biysk@mail.ru; В.В. Харченко, д-р техн. наук, проф. Алтайской гос. академии

образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: Vladimirh1942@yandex.ru

АРХАИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛТАЯ В СОДЕРЖАНИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

В работе обоснованы условия подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя по реализации образовательных стандартов средствами архаичных технологий Алтая. Описана структура технологических дисциплин в учебном плане бакалавров педагогического образования профиля «Технология».

Ключевые слова: архаичные технологии, технологические дисциплины, подготовка будущего учителя.

Статья является первой из цикла работ авторов по исследованию технологий Алтайского региона. В данной статье будет рассмотрено содержание только одного из направлений технологических дисциплин - архаичные технологии.

Примерная программа, составленная на основе ФГОС основного общего образования, определяет основную цель изучения учебного предмета «Технология» - формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Изучение технологии призвано обеспечить становление у школьников целостного представления о современном мире, роли техники и технологии в нем, понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности. Поэтому, при разработке авторской программы по технологии педагогу необходимо учитывать интересы и склонности учащихся, возможности образовательного учреждения, а также местные социально-экономические условия и региональный компонент образования. Обязательный минимум содержания (75% всего учебного времени) основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» или при различных их сочетаниях.

Эффективность преподавания предмета «Технология», а также организации педагогом внеурочной деятельности обучающихся (кружковые занятия, олимпиады, конкурсы, выставки, поисковые и научные исследования, экскурсии, общественно полезные практики и т.д.) зависят от создания условий реализации ФГОС общего образования, главным из которых является кадровое обеспечение.

В рекомендациях международной научно-практической конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» указывается, что у педагогов должны быть сформированы «компетентности, которые определяются не объемом имеющихся в их арсенале знаний, а умениями владеть ими; творчески и эффективно использовать их для самостоятельного приобретения новых знаний и для воплощения тех или иных идей в теории и практике» [1].

Поэтому, студент в процессе обучения в вузе, должен овладеть технологическими процессами преобразования в различных сферах человеческого бытия и производства для использования полученных практических навыков в профессиональной деятельности учителя технологии. Региональный компонент является составной частью школьного и вузовского образования, в его задачи входит формирование у обучающихся системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями и технологиями на фоне сведений о культуре и технологиях других народов.

В работе И.Б. Соловьевой намечены условия для решения проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии в рамках преподаваемых дисциплин через познание этнической культуры, как своего народа, так и народов проживающих в Алтайском регионе [2]. Необходимым

условием по созданию кадрового обеспечения образовательного процесса предметной области «Технология» является формирование готовности будущих учителей технологии к профессиональной деятельности поликультурного воспитания обучающихся.

Еще одним фактором, определившим содержание поликуль-турной составляющей технологической подготовки студентов, является приоритетное развитие индустрии туризма в Алтайском крае. Природные ландшафты, географические особенности, культурное наследие, а также индустрия производства сувенирной продукции, выполненной с соблюдением традиций народного творчества, позволят занять достойное место среди стран с благоприятным туристским имиджем. Поэтому, в процессе знакомства с современными и перспективными технологиями и основываясь на принципе историзма, обучающиеся должны изучать и архаичные технологии.

Вследствие этого, при формировании цикла дисциплин учебного плана по направлению бакалаврской подготовки профиля «Технология» в АГАО им. В.М. Шукшина предложена структура дисциплин, включающих изучение архаичных, современных и перспективных технологий. Определяющим в этой структуре дисциплин является региональный аспект технологической культуры, в основе которого лежит изучение архаичных технологий Алтая.

Архаичные технологии - это древние технологии, используемые человеком для обработки природных материалов, основанные на народных традициях и обычаях. Вначале ремесло (мелкое ручное производство изделий), затем народные художественные промыслы (производство фольклорных художественных изделий), а теперь декоративно-прикладное искусство (создание художественных изделий из различных материалов, имеющих практическое назначение в быту) - это этапы развития архаичных технологий. К наиболее значимым архаичным технологиям Алтая следует отнести: горное дело и металлургию, обработку камня, кости, кожи, дерева, шерсти и растительного сырья, гончарное дело и другие народные ремесла.

Одной из древнейших технологий является технология обработки камня. В период древнего каменного века вся жизнедеятельность людей базировалась на охоте и была всецело связана с камнем. При раскопках в Денисовой пещере, которая расположена в самом начале алтайских гор, ученые нашли часть каменного браслета, которым женщины украшали себя 40-50 тысяч лет назад. На Алтае хорошо сохранились памятники древних технологий обработки камня, такие как орудия труда, наскальные рисунки, каменные изваяния, украшения и другие.

Сегодня, как и прежде, на Алтае широко развито камнерезное дело. Колыванский камнерезный завод известен с 1786 г. и по настоящее время. Здесь обрабатываются камни с трёх крупнейших алтайских месторождений поделочных камней: Коргон-ского, Ревневского и Белорецкого. Камни каждого из перечисленных месторождений отличаются разнообразием цветовой гаммы и структуры. Высокое качество и художественная ценность колыванских изделий определялась высокой технической оснащённостью фабрики, хотя и ручной труд рабочих использо-

Таблица 1

Структура технологических дисциплин подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология» в АГАО им. В.М. Шукшина

Наименование дисциплины

Специализация «Технология агропромышленного производства» Специализация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

Основы технологической культуры

История развития техники и технологии

Материаловедение

Основы обработки конструкционных материалов

Этническая культура Алтая

Основы декоративно -прикладного творчества

Информационные технологии

Электротехника

Автоматика

Резание материалов. Станки и инструменты

Основы художественного проектирования

Основы творческо-конструкторской деятельности

Предпринимательство

Учебно-технологическая практика

Деревообработка Текстильное материаловедение

Металлообработка Обработка ткани

Агротехника Технология и техника швейного производства

Сельхозмашины Дизайн и художественное конструирование

Т рактор Декоративно-прикладное творчество

История развития отечественного автомобилестроения Народная вышивка Алтая

Автомобиль Обработка кожи и меха

Ремонт автопарка Кулинария

Особенности эксплуатации автомобилей Технология и техника приготовления питания

вался довольно широко. Изделия из камня - продукт творчества художников-проектировщиков и мастеров-исполнителей, во главе которых, в начале становления камнерезного дела находились известные механики, в том числе К.Д. Фролов и И.И. Ползунов.

В эпоху камня человек одевался исключительно в шкуры и меха. Исследование археологами «замерзших» могил пазы-рыкской культуры Горного Алтая (1У-Ш вв. до н.э.) позволили получить уникальную информацию о высокохудожественных предметах, выполненных из кожи и меха. Около 2,5 тыс. лет назад скифы Алтая владели технологиями по выделке и окраске шкур и кожи, украшали меховую одежду стёжкой, аппликацией из кожи покрытой золотой фольгой. На кожаной обуви и поясах выполняли вышивку сухожильными нитями, бисером и кристаллами пирита. Конские маски с «рогами» оленя, седельные покрышки изготавливали из войлока, кожи и отделывали кожаными и меховыми аппликациями, золотом, серебром и сердоликом.

Алтайские племена также широко использовали мех и кожу для изготовления одежды, обуви, головных уборов, поясов, сумок, посуды, седел и др. предметов быта. Для их отделки применяли технологии отделки аппликацией, вышивкой, тиснением, шнуром и тесьмой, металлическими накладками с гравировкой. Сегодня, кроме натурального меха и кожи, применяются и искусственные, а для их обработки мастерами Алтая наряду с архаичными технологиями применяются и современные.

Гончарное дело. Примерно в У11-У1 тыс. до н.э. на территории Алтая человек изобрел технологию изготовления керамической посуды, которая не только позволяла варить пищу, но и стала ярким культурно-этническим атрибутом. Процесс изготовления посуды состоял из формирования стенки сосуда из глиняного жгута, уложенного по спирали и обжига на костре. По форме сосуды были невысокими, широкими, остро и круглодонными, украшенными рядами простых гребенчатых, зубчатых орнаментов. В эпоху раннего железа скифы Алтая изготавливали керамику не только способом, описанным выше, но и используя технологию формовки глиняных сосудов на кожаную болванку, наполненную песком [3]. Появление в VI в. н. э. гончарного круга изменило не только технологию, но и форму сосудов, и их отделку.

В настоящее время на Алтае повсеместно появляются мастера, которые возрождают гончарное ремесло. Также в Барнауле успешно работает предприятие народного художественного промысла «Турина гора», занимающегося изготовлени-

ем художественного фаянса, авторской керамики и алтайского сувенира.

Древнюю историю и современное развитие получила одна из архаичных технологий - обработка дерева. Художественная обработка древесины у многих народов - самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Неоценимо всемирное культурно-историческое значение находок в Пазырыкских и других древних курганах Алтая. Нигде в мире больше не сохранились ткани, ковры, изделия из дерева и другие предметы, относящиеся к I тыс. до н. э. В древних курганах археологи обнаружили множество артефактов выполненных с использованием технологии резьбы по дереву и относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» [3]. Искусные резчики реалистично воспроизводили животных и птиц, а также изготавливали посуду, мебель, бревенчатые срубы, саркофаги и т.д.

Обилие лесов на Алтае способствовали развитию ремесла у алтайских племен. Такие свойства как легкость и прочность определили использование алтайцами древесины для изготовления посуды, мебели, курительных трубок, предметов быта, музыкальных инструментов, аилов и т.п. Многие предметы, (например сундуки, ступы и ведра) выполнялись с отделкой резьбой [4].

В XVIII веке, с появлением на территории Алтая русских переселенцев, произошло взаимодействие русской и алтайской культуры. Рукотворные изделия мастеров художественной обработки древесины украшали быт русских людей. Это были надежные, теплые и удобные крестьянские рубленые дома с деревянными полами и окнами, домовой резьбой, надворные постройки. Из древесины изготавливались сани и телеги, хомуты и дуги, мебель, прялки, ткацкие станки и различная домашняя утварь. Большинство изделий украшались росписью, геометрической и рельефной резьбой.

В настоящее время обработка древесины на Алтае - это одно из ведущих направлений, как в промышленности, так и в народных промыслах.

Основным производством на Алтае было горное дело и металлургия. Алтай издавна был известен как район добычи металлов. Археологами установлен факт добычи на Алтае меди ещё в 3 тысячелетии до н.э., из которой холодной ковкой изготавливали наконечники копий, ножи и украшения. В эпоху раннего металла племена Алтая освоили технологию сплава меди и олова (бронзу), из которой отливали боевое оружие и орудия труда. Также освоили обработку меди, бронзы и золо-

та, которые использовали для изготовления украшений. Древнее население Алтая скифской эпохи владело многими приемами металлургии, литейщики получали различные медные сплавы, легированное олово, золото. Применяли технологические приемы: литьё, ковка, протяжка, лужение оловом, амальгирова-ние ртутью. Археологами установлена технология изготовления скифами фольги, когда золото растворялось в ртути, быстро выливалось в воду и полученной при этом тончайшей пленкой оклеивали (костным клеем) деревянные резные украшения.

В I тыс. н.э. кузнецы и литейщики древних тюрков Алтая достигли высокого мастерства не только в изготовлении предметов вооружения: копий, сабель, лат, наконечников стрел, орудий труда, металлических частей сбруи, но и украшений. Древнетюркские ювелиры великолепно оформляли из золота, серебра и бронзы сбрую, серьги, кольца, поясные бляхи и другие изделия. Наивысшее развитие получили технологии ковки, штамповки, литья, чеканки, гравировки. Получает широкое распространение не известное здесь ранее горячее золочение.

Освоение рудных богатств Алтая первыми русскими связано с деятельностью горнозаводчика А. Демидова. В 1729 году Колывано-Воскресенское медеплавильное предприятие на реке Локтевке выдало первый металл, а в 1744 году оно стало выпускать серебро и золото. В том же году был построен Барнаульский медеплавильный завод, хорошо оборудованный для того времени. С декабря 1771 г. из алтайской руды на Томском железоделательном заводе начали выплавлять чугун и сталь. К концу XVIII века действовало уже 22 рудника и восемь заводов.

Другими архаичными технологиями, значимыми для индустрии Алтая, являются ткачество и ковроделие. Основным занятием скифских племен в I тыс. до н. э. было скотоводство. Из шерсти овец изготавливали ткани и орнаментированные вор-

совые ковры, а из цветного войлока с отделкой аппликацией и вышивкой ковры, обувь, головные уборы, одежду, седла и другие предметы. Алтайские племена кроме шерсти (для изготовления тканей и войлока) использовали для ткачества растительное сырье (конопля и крапива), а после переселения русских и лён [4]. Ткацкие станки у русских и алтайцев отличались по конструкции и по технологии ткачества. Русские переселенцы использовали также технологии ткачества поясов без станка, бытовавшие до начала 20 века, такие как ткачество «на дощечках», «на ниту» и «на бердышке».

Для изготовления изделий и их отделки использовались архаичные технологии плетения и вышивки. Для плетения и вышивки применяли материалы животного (сухожильная нить, рыбья кожа, конский волос, шерсть) и растительного происхождения (конопля, крапива, лен, лыко, рогоз, корни растений). Сегодня уже не используются традиционные технологии вязания иглой, характерного для русских и алтайцев, а также некоторые приемы декорирования традиционной вышивкой.

Анализ научной литературы и практического опыта показал, что на сегодняшнем этапе наиболее перспективной образовательной стратегией является сочетание технологического и поликультурного образования, которые мы рассматриваем как часть современного образования, способствующего формированию технологической и этнокультурной компетентности обучающихся. Изучение и реконструкция архаичных технологий служат материалом для развития современного декоративно-прикладного искусства и творчества студентов - будущих учителей технологии. А возрождение региональных художественных промыслов основанных на архаичных технологиях окажет влияние на развивающуюся экономическую отрасль Алтая - туризм.

Библиографический список

1. Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования: рекомендации международной научно-практич. конф.

- Горно-Алтайск, 2010.

2. Соловьева, И.Б. Этнокультура в подготовке учителя технологии // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2.

3. Молодин, В.И. Феномен алтайских мумий / В.И. Молодин, Н.В. Полосьмак, Т.А. Чикишева [и др.]. - Новосибирск, 2000.

4. Эдоков, Л.В. Декоративно-прикладное искусство Алтая. С древнейших времен до наших дней. - Горно-Алтайск, 2006.

Bibliography

1. Kompetentnostno-deyateljnostnihyj podkhod v sisteme sovremennogo obrazovaniya: rekomendacii mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.

- Gorno-Altayjsk, 2010.

2. Solovjeva, I.B. Ehtnokuljtura v podgotovke uchitelya tekhnologii II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 201З. - № 2.

3. Molodin, V.I. Fenomen altayjskikh mumiyj I V.I. Molodin, N.V. Polosjmak, T.A. Chikisheva [i dr.]. - Novosibirsk, 2000.

4. Ehdokov, L.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Altaya. S drevneyjshikh vremen do nashikh dneyj. - Gorno-Altayjsk, 2006.

Статья поступила в редакцию 31.08.13

УДК 378.141.4 Harchenko V. V., Panchuk Т.А. MODERN AND PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF THE ALTAI REGION. In work the analysis of, synthesis and defined the structure of modern and advanced technologies of the Altai region needed when generating technological culture students within the framework of the regional component.

Key words: modern and perspective technologies, regional component, Altai region.

В.В. Харченко, д-р техн. наук, проф. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: Vladimirh1942@yandex.ru; Т.А. Панчук, канд. пед. наук, доц. Алтайской гос. академии образования им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: panchuk_ biysk@mail.ru

ШРЕМЕННЫЕ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА

В работе проведен анализ, обобщение и определена структура современных и перспективных технологий Алтайского региона, знание которых необходимо при формировании технологической культуры обучающихся в рамках регионального компонента.

Ключевые слова: современные и перспективные технологии, региональный компонент, Алтайский регион.

В первой из цикла статей о результатах исследования технологий Алтайского региона - «Архаичные технологии Алтая в содержании подготовки учителя», авторами обоснованы условия подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя по реализации образовательных стандартов средствами архаичных технологий Алтая. Также описана структура тех-

нологических дисциплин в учебном плане подготовки бакалавров педагогического образования профиля «Технология».

Настоящая статья содержит анализ, обобщение и структуризацию современных и перспективных технологий Алтайского региона, позволяющих наполнить содержанием региональный компонент технологического образования обучающихся. К этим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.