Научная статья на тему 'Архаичность представлений об устройстве мира у народности лимбу (попытка реконструкции)'

Архаичность представлений об устройстве мира у народности лимбу (попытка реконструкции) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИМБУ / КАРТИНА МИРА / ТРЕХЧАСТНОЕ СТРОЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ / ОСЬ МИРА / ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ / ЧИСЛОВЫЕ ПОВТОРЫ / МИФ / THE LIMBU PEOPLE / WORLDVIEW / THREE-PART STRUCTURE OF THE UNIVERSE / CELESTIAL AXIS / TRADITIONAL DWELLING / NUMERICAL REPETITIONS / MYTH.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрельцова Лилия Александровна

В данной статье представлена попытка реконструкции архаических представлений об устройстве мира у народности лимбу. На основе местного мифологического материала, религиозных представлений, особенностей устройства традиционного жилища и других косвенных данных восстанавливаются формирующие традиционную картину мира архаические элементы: трехчастное строение Вселенной, Ось мира, деление пространства по сторонам света. В некоторых районах проживания лимбу сохраняется и другое древнее представление о многоуровневом характере верхнего и нижнего миров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAIC NATURE OF IDEAS ABOUT THE WORLD STRUCTURE AMONG THE LIMBU PEOPLE (RECONSTRUCTION ATTEMPT)

In the article, an attempt to reconstruct archaic ideas about the world structure among the Limbu people is presented. On the basis of local mythological material, religious ideas, peculiarities of traditional dwelling and other indirect data, the archaic elements that form the traditional worldview are reconstructed: the three-part structure of the universe, the celestial axis, and the division of space into cardinal directions. In some areas of the Limbu’s residence, another ancient idea of the multilevel character of the upper and lower worlds is preserved.

Текст научной работы на тему «Архаичность представлений об устройстве мира у народности лимбу (попытка реконструкции)»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-12-2.17

Стрельцова Лилия Александровна

АРХАИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА У НАРОДНОСТИ ЛИМБУ (ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ)

В данной статье представлена попытка реконструкции архаических представлений об устройстве мира у народности лимбу. На основе местного мифологического материала, религиозных представлений, особенностей устройства традиционного жилища и других косвенных данных восстанавливаются формирующие традиционную картину мира архаические элементы: трехчастное строение Вселенной, Ось мира, деление пространства по сторонам света. В некоторых районах проживания лимбу сохраняется и другое древнее представление о многоуровневом характере верхнего и нижнего миров. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2018/12-2/17.1^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 12(98). Ч. 2. C. 271-274. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/12-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6983. Оп. 23.

2. Дампилон И. Д. Культурное строительство БМАССР // Социалистическое строительство Бурят-Монголии. 1935. № 1-2.

3. Женщины в борьбе за грамотность // Бурят-Монгольская правда. 1928. 11 сентября.

4. Женщины Советской Бурятии: сборник воспоминаний. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1969. 178 с.

5. За коровой тоже уход с умом нужен // Бурят-Монгольская правда. 1928. 29 апреля.

6. Киселев Т. К. Женщина в семье в послеоктябрьский период: опыт исторического анализа: лекция / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1995. 160 с.

7. Культура и быт народов Бурятии. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1965. 172 с.

8. Марксистский феминизм. Коллекция текстов А. М. Коллонтай / сост., общ. ред. В. И. Успенской. Тверь: Феминист Пресс - Россия, 2003. 298 с.

9. Нухрат А. Юрты-кочевки: к работе женских Красных юрт. М.: Центриздат, 1929. 56 с.

10. О ликвидации неграмотности в Красных юртах // Молодежь Бурятии. 1971. 1 октября.

11. Санитарная гигиена // Бурят-Монгольская правда. 1928. 29 апреля.

12. Хоринская Красная юрта // Коммунистка. 1929. № 6.

13. Шишуева И. В начале пути // Молодежь Бурятии. 1978. 28 сентября.

"LIBERATION OF AN ABORIGINAL WOMAN": WORK WITH FEMALE POPULATION OF BURYAT-MONGOLIA IN THE 1920S

Soboleva Anastasiya Nikolaevna, Ph. D. in History Khomyakov Sergei Vasil'evich, Ph. D. in History Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude

soboleva03_88@mail. ru; khomyakov777@yandex. ru

The article analyses the Bolsheviks' policy of the 1920s to involve women into the social and political life of the country. The study aims to identify the peculiarities and contradictions when implementing this policy under the conditions of a national region. By the materials of the Buryat-Mongol ASSR the authors analyse the activity of local women's organizations (Red Yurts and Buryat Women's Centres), discover their role in the building of a new socialist society. The sources containing the fragments of the women's memoirs of those years are introduced into scientific use. The paper concludes that the gender policy of the Soviet state resulted in improving women's life quality.

Key words and phrases: cultural revolution; women's issue; Red Yurts; Buryat Women's Centres; women's departments; ideology; elimination of illiteracy.

УДК 93/94; 2:29; 39:397 Дата поступления рукописи: 29.10.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.17

В данной статье представлена попытка реконструкции архаических представлений об устройстве мира у народности лимбу. На основе местного мифологического материала, религиозных представлений, особенностей устройства традиционного жилища и других косвенных данных восстанавливаются формирующие традиционную картину мира архаические элементы: трехчастное строение Вселенной, Ось мира, деление пространства по сторонам света. В некоторых районах проживания лимбу сохраняется и другое древнее представление о многоуровневом характере верхнего и нижнего миров.

Ключевые слова и фразы: лимбу; картина мира; трехчастное строение Вселенной; Ось мира; традиционное жилище; числовые повторы; миф.

Стрельцова Лилия Александровна

Санкт-Петербургский государственный университет liliboridko@gmail. com

АРХАИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСТРОЙСТВЕ МИРА У НАРОДНОСТИ ЛИМБУ (ПОПЫТКА РЕКОНСТРУКЦИИ)

Народность лимбу проживает на территории Восточного Непала между реками Арун и Мечи, а также в некоторых восточных штатах Индии. Лимбу в значительной степени сохраняют традиционные верования, несмотря на то, что населяют регион с сильным влиянием буддизма и индуизма. Исследователи относят их верования к шаманским, а ритуальных специалистов лимбу характеризуют как шаманов, поскольку одной из их главных функций является посредничество между людьми и сверхъестественными существами (богами и духами). Традиционная религия лимбу отражена в работах современных зарубежных востоковедов, однако до настоящего момента не было сделано попыток описать представления лимбу об устройстве мира. Лимбу отмечают наличие у Вселенной сложной структуры, но часто затрудняются ее воспроизвести [4, p. 65]. Подобная размытость представлений является следствием вытеснения древней модели мира из общественного сознания. Актуальность восстановления архаических взглядов на устройство мира обуславливается тем, что они формируют мировоззрение определенной народности. Целью данной статьи является попытка реконструкции некоторых древних космологических представлений народности лимбу.

В картине мира современных лимбу сохраняются архаические идеи о трехчастном строении Вселенной. Из-за наслоения более поздних представлений из других религий их можно восстановить лишь фрагментарно, основываясь на местном мифологическом материале, особенностях устройства традиционного жилища и других косвенных данных. Так, миф о домашнем божестве начинается со слов, что как лунный свет соответствует ночи, солнечный - дню, так небеса - подземному миру. Между этими мирами расположен мир людей [8]. Представления о верхнем мире у лимбу видятся более детальными и проработанными, нежели о нижнем мире. Вместе с тем в разных регионах отражается местная специфика деления небесного пространства: где-то оно организовано по горизонтали, где-то разделено на уровни по вертикали.

Согласно представлениям лимбу из района Тапледжунга, расположенного на востоке Непала, в верхнем мире обитают и боги, и духи, и души предков. Он оказывается разделенным по горизонтали - по сторонам света. Центр верхнего мира - перекресток восьми дорог. Основная ориентация связана с востоком, где восходит Солнце, и западом, где оно садится. С этими сторонами ассоциируются жизнь и смерть соответственно. К востоку от перекрестка восьми дорог лежат Чо лунг (лимб. - земли живых), подчиненные богине-воительнице Наханг-ме, откуда она управляет душами живущих, как шаманов, так и обычных лимбу [6, p. 371]. Имя Нахангмы состоит из двух корней: -na (лимб. - загробный мир) и -hang (лимб. - власть) [Ibidem, p. 12]. В Тапледжунге сохранился древний культ богини-воительницы Нахангмы, которая живет на вершине горы Пхоктанглунгмы (лимб. -гора с плечами), известной как Джанну или Кумбхакарна. У подножия горы простираются поля с цветами, символизирующими человеческие души. Там же расположены перекресток трех дорог и три источника с чистой водой, сливающиеся в один [Ibidem, p. 13-14]. Подобный числовой символизм неслучаен и косвенно подтверждает архаическое восприятие Вселенной как состоящей из трех частей. Лимбу верят, что каждая дорога и каждый источник соотносятся с определенным типом людей: левые для шаманов-биджува, центральные для простых людей, а правые для шаманов-федангма [Ibidem, p. 114]. Биджува или йеба - шаманы, которые имеют дело с потенциально опасными духами. Федангма связаны с интимной стороной жизни, с сельскохозяйственными и домашними ритуалами, выполняемыми во внутренней части дома, куда не допускаются посторонние. К западу от перекрестка восьми дорог лежат земли, куда уходят мертвые души. Там же расположено озеро, на другом берегу которого в «Деревне мертвых» обитают души умерших предков [Ibidem, p. 109].

В картине мира лимбу находит отражение и другая древняя космологическая концепция, согласно которой верхний и нижний миры являются многоуровневыми. Миф о творении мира у лимбу из Калимпонга повествует о создании восьми планет (не уточняется, каких) и девяти уровней неба, «протянувшегося, словно мост» [8]. Далее в мифе подробно описываются эти миры (лимб. den - мир), но их становится меньше: восемь верхних, один средний и семь нижних. Над землей находится мир предков, мир небес (там обитают боги смеха и плача, встречи и разлуки), мир справедливости (там вершится воздаяние душам умерших), мир истины (там обитают праведные души), мир света (там Луна светит так сильно, что подобна Солнцу, этот мир - обитель четырнадцати богов), мир жара (там обитают другие четырнадцать богов, славящих Всевышнего), мир чистоты (там обитает бог-демиург, поклоняющийся Всевышнему) и Вайкунтха (в индуизме это обитель бога Вишну), где в лучах света и блеске молний обитает сам Всевышний.

Из всех вышеперечисленных миров для лимбу наиболее значимыми оказываются мир предков и Вай-кунтха, где обитают боги. Лимбу, не верящие в перерождение душ, считают, что души предков живут вечно. В мире предков плодородная земля, обильные урожаи, и всем хватает еды. Лимбу верят, что они никогда не будут страдать от голода, потому что предки всегда поделятся с ними пищей. Обитатели мира предков могут просить богов, чтобы те послали дождь и обеспечили плодородие почв на земле. Предки также защищают лимбу от болезней, бед и несчастий. Но для того, чтобы попросить о помощи, нужен человек, который бы являлся лимбу по происхождению, знал язык и систему традиционных верований (т.е. был бы шаманом); только этот человек может попасть в мир предков. Считается, что после смерти страдают те, кто отказывается покидать мир людей и становится духом. В такую категорию попадают умершие неестественной смертью. Таким образом, лимбу как бы перекладывают ответственность за подобную гибель на самого погибшего (как это происходит в случае с самоубийцами) [5, p. 44].

Географическое описание мира людей, где есть четыре океана и три моря, представлено в мифе о творении мира лимбу из Калимпонга. В серединном мире расположено девять больших частей суши, семь больших островов, восемь стран (Верхний Китай, Китай, Тахэ, Тибет, Индия, Куш, Таиланд и страна Темен) и восемь высоких вершин (высокая гора, которой поклоняются; гора Джомолунгма с синими склонами; гора с белыми склонами; гора Пхоктанглунгма; гора, которую почитают; гора, которая будто бы разговаривает; гора с высокими пиками и гора Конгконглунгма) [8].

Представления о нижнем мире у лимбу являются менее проработанными и несущими следы индуистского влияния. В полевых исследованиях, проводившихся в районе Терхатхума американским антропологом Рексом Л. Джонсом, показана убежденность лимбу в том, что под землей расположен мир предков и охраняет его ужасный бог Яморадж, который также является богом смерти в индуизме [5, p. 43]. Он настолько страшен, что либо его нельзя вообразить, либо он предстает в образе безглазого, со свалявшимися волосами, огненно-красного прожорливого существа. Считается, что в подземном мире у него есть место, куда он складывает головы людей, которых он поглотил. После смерти души отправляются в царство мертвых по извилистой дороге, и проводником им служит шаман [Ibidem].

В мифе о творении лимбу из Калимпонга также говорится о разных уровнях нижнего мира: под землей расположены два мира камней, потом мир, где находится черепаха, защищающая землю от землетрясений, потом два мира с водой, где живут гигантские рыбы, потом мир с грязной водой, потом подземный мир с негасимым огнем. В подземный мир попадают души умерших, и правит там тот же Яморадж [8].

Более поздний вариант многоуровневых миров представлен в работах сиккимского лимбу-индигиниста Дж. Р. Суббы. Он описывает восемнадцать миров: восемь верхних, человеческий мир и девять нижних. Над землей находятся мир предков, потом мир неба, мир суждения, мир истины, яркий мир, мир медитации, священный мир и Вайкунтха, под землей - мир почвы, мир камней, мир металлов, мир подземных существ, мир воды, мир подземных богов, мир океана, мир болот и ад [7, p. 180]. После смерти шаман провожает душу сначала в мир предков, откуда она отправляется в мир суждения, а после - либо в Вайкунтху, либо в ад. Через некоторое время душа снова перерождается на земле [Ibidem, p. 181]. В этом случае можно говорить, что на подобную картину мира сильное влияние оказал индуизм, поскольку в нее проникли такие понятия, как «карма» и «перерождение».

Устройство мира находит свое отражение не только в мифах и религиозных представлениях, но и в материальных объектах. Трехчастное строение Вселенной косвенно подтверждается и через внутреннее устройство традиционного жилища лимбу. Элементом архаического мышления являются числовые повторы. Так, в структуре дома лимбу можно увидеть определенное количество трехчастных элементов: это количество этажей, опорных столбов и камней, из которых сложен традиционный очаг. Главной как в бытовом, так и в символическом плане является комната первого этажа. В ней расположены кувшины с водой и очаг. Ориентацию в пространстве и внутреннее устройство традиционного дома лимбу следует понимать с учетом следующих бинарных оппозиций: восток - запад, по течению - против течения реки, верх - низ, право -лево. Принимая во внимание вышеуказанные оппозиции, дом лимбу можно поделить на переднюю и заднюю части, а также на верхнюю и нижнюю. Верхняя часть расположена в той части дома, что находится ближе к горному хребту и верхнему течению реки. Передняя часть дома связана с ориентацией главного фасада. Несмотря на реальное положение дома в пространстве, лимбу считают, что главный фасад дома выходит на восток. Задняя часть дома выходит на запад. Верхняя часть дома связана с севером, нижняя - с югом. Центром дома является главный столб. Традиционный очаг лимбу всегда расположен на возвышении в верхней задней части дома. Кувшины с водой всегда стоят в нижней передней части дома. Обе входные двери сделаны в передней части дома, однако большая - в верхней части, а меньшая - в нижней части [6, p. 94-96, 111].

Многие ритуалы лимбу проводят внутри дома: ритуалы жизненного цикла, ритуалы, связанные с восстановлением жизненных сил как одного главы, так и семьи или клана в целом. Перемещение шамана по дому, использование различных элементов из числа домашней утвари представляет его передвижение в верхнем мире. Если в ритуалах, связанных с благополучием живых, шаман совершает символическое путешествие по центральному столбу, то в ритуалах, связанных с почитанием духов предков, оно начинается у очага, расположение которого ассоциируется со смертью, затем продолжается через огонь, дым, крюк над очагом. Единственное место в доме, где оба этих пути символически пересекаются, - горизонтальная балка [Ibidem, p. 109-110].

Другой важной частью представлений о трехчастной Вселенной, свойственных картине мира в шаманских обществах, является вера в существование Оси мира, которая пронизывает все уровни. В макрокосми-ческом плане Ось мира изображается в виде Дерева, Горы, мирового столпа и т.д.; в микрокосмическом -в виде центрального столба жилища; это означает, что каждое человеческое жилище находится в символическом Центре Мира или что каждый жертвенник, шатер или дом делает возможным прорыв уровня и восхождение на Небо [2, с. 145-146].

Изучение верований лимбу позволяет предположить, что Ось мира играет значительную роль в их представлениях о мироустройстве. В макрокосмическом плане центром мира для лимбу является гора Пхоктан-глунгма [6, p. 91]. В антропогоническом мифе клана Тиллинг из района Кхотанг на востоке Непала рассказывается о появлении человека у подножия именно этой горы: на одной поляне находился камень, словно крыша, укрывавший вход в две пещеры. В этих пещерах и появилась первая девушка. Когда она выросла, то стала играть на свирели, чтобы развеять свою грусть. Ветер стал заигрывать с ней, и девушка от ветра понесла. От этого ребенка клан Тиллинг и ведет свой род [9]. Согласно некоторым мифам, на вершине Пхоктанглунгмы расположен мир предков, куда отправляются души умерших лимбу [4, p. 77]. Вверх по этой горе шаманы сопровождают их в последнее прибежище, к ней же они сопровождают и души живых, которым необходимо восстановить жизненную силу.

В микрокосмическом плане Ось мира у лимбу символизирует главный столб дома (murumsitlang/ hangsitlang - главный столб дома). Этот столб связан с богиней Окванамой (лимб. - богиня главного дома), имеющей две ипостаси: богиня земли и домашнее божество, обитающее в центральном столбе дома или в очаге [6, p. 436]. Главный столб дома используется шаманом в ритуалах, связанных с благополучием живых. Он выступает в качестве вспомогательного объекта, на котором шаман отмечает остановки в своем экстатическом путешествии. Ось мира, проходя через главный столб, пронзает верхний мир в месте перекрестка восьми дорог [Ibidem, p. 109-111]. Таким образом, внутреннее устройство дома оказывается организовано в соответствии с представлениями лимбу о пространстве верхнего мира.

Установление центрального столба - важнейший этап при строительстве дома. У многих народов строительство является одним из главнейших культурных действий, направленных на установление порядка и организации. Поэтому строительство оказывается очень тесно связанным с ритуально-мифологическими схемами, обосновывавшими и воспроизводившими идеи глобального, космического порядка [1, с. 55]. Центральный столб дома символизирует точку развертывания мира из жертвы. Как мир в мифологическое время был развернут из жертвы, так и дом символически разворачивается из нее. Жертва становится исходным сакральным материалом, из которого строятся мир и дом. Поэтому изначально жертва или была человеческой, или мыслилась таковой [Там же, с. 60].

У лимбу есть несколько мифов, через которые проходит общий мотив: при постройке дома сестра уронила гребень в яму, куда должны были ставить центральный столб дома. Когда она попыталась его достать, то ее придавило. В версии, имеющей хождение у лимбу Сиккима, братьев - семеро [4, p. 61], у лимбу Терхатхума - один брат и сестра [10]. В этих мифах сохраняется объяснение архаического обычая о необходимости принесения человеческой жертвы при постройке нового дома, также устанавливается связь с женским божеством. У лимбу из района Терхатхума первый построенный дом оказался неудачным, потому что горевавший о гибели сестры герой-первопредок Тентумянг Баджаиба отказался бить в барабан, чтобы отогнать термитов, и они разрушили этот дом [Ibidem]. В этом же мифе объясняется и возникновение богини-покровительницы Окванамы: Тентумянг Баджаиба женился на девушке с южной стороны, которая попросила его построить жилище. После строительства нового дома девушка пришла в него вместе с младшей сестрой, отказавшейся потом возвращаться к родителям. Тентумянг Баджаиба сказал, что свояченица останется дома как богиня Окванама, и ей будут приносить каждый год подношения и он сам, и его потомки. С тех пор ее почитают в форме центрального столба [Ibidem].

Лимбу подчеркивают символизм чисел восемь и девять, при этом они часто оказываются взаимозаменяемыми: перекресток восьми дорог, восемь или девять верхних миров, восемь или девять ступеней у платформы, которая воздвигается над могилой умершего лимбу [3, p. 28]. Во время ритуала Тонгсинг, проводящегося для придания процветания клану, который его устраивает, возводится алтарь из одного или двух бамбуковых шестов. Эти шесты формируют символическую лестницу из восьми или девяти ступеней, где уровни соответствуют верхним мирам, по которым шаман отправляется в экстатическое путешествие. Подобные числовые повторы отражают архаический способ организации пространства по горизонтали в соответствии с восьмью сторонами света. В некоторых случаях в систему отсчета включается и центр, таким образом, пространство делится на девять частей.

Представления о Вселенной у лимбу требуют дальнейшего исследования, однако сейчас можно сделать предварительные выводы. Формирующие традиционную картину мира архаические элементы: трехчастное строение Вселенной, наличие Оси мира, деление пространства по сторонам света, - до некоторой степени восстанавливаются на материале мифов и материальной культуры лимбу. Отголоски архаического мировоззрения проникают через числовые повторы: троичность сохраняется и в описании верхнего мира, и в структуре традиционного жилища. Более отчетливо прослеживается символическая связь центрального столба дома с Осью мира. Также явно выражено горизонтальное деление пространства по сторонам света: через главный столб дом оказывается символически связанным с верхним миром и ориентирован в соответствии с перекрестком восьми дорог. В мифах и ритуальных объектах лимбу находит отражение другое древнее верование в существование уровней у верхнего и нижнего миров. Вместе с тем следует отметить, что образ верхнего мира у лимбу сформирован более четко, нежели образ нижнего. Более распространенными являются представления о том, что души предков отправляются в верхний мир (или в один из его уровней).

Список источников

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука (Ленингр. отд-е), 1983. 191 с.

2. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 2000. 480 с.

3. Chemjong I. S. History and Culture of the Kirat People. Kathmandu: Kirat Yakthung Chumlung, 2003. 269 p.

4. Gustavsson L. Religion and Identity Politics in the Indian Himalayas: Religious Change and Identity Construction among the Limboos of Sikkim: M.A. Thesis / Department of Culture Studies and Oriental Languages; University of Oslo. Oslo, 2013. 160 р.

5. Jones R. L. Limbu Spirit Possession and Shamanism // Spirit Possession in the Nepal Himalayas. Warminster: Aris and Phillips, Ltd., 1976. Р. 29-56.

6. Sagant P. The Dozing Shaman. The Limbus of Eastern Nepal. New Delhi: Oxford University Press, 2008. 461 p.

7. Subba J. R. Mythology of the People of Sikkim. Sikkim: Gyan Publishing House, 2009. 453 p.

<H<rt|<H (Чемджонг И. Мундхум киратов) [Электронный ресурс]. URL: http://kiratmundhum. blogspot.com (дата обращения: 28.10.2018).

(Лимбу Бх. Описание происхождения человека в мундхуме) [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/groups/103303693099715/permalink/1573420382754698 (дата обращения: 28.10.2018). 10. н. Н^НГ (Йактхумба М. Мундхум Окванамы) [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/

groups/103303693099715/permalink/1446174952145909 (дата обращения: 28.10.2018).

ARCHAIC NATURE OF IDEAS ABOUT THE WORLD STRUCTURE AMONG THE LIMBU PEOPLE (RECONSTRUCTION ATTEMPT)

Strel'tsova Liliya Aleksandrovna

Saint Petersburg University liliboridko@gmail. com

In the article, an attempt to reconstruct archaic ideas about the world structure among the Limbu people is presented. On the basis of local mythological material, religious ideas, peculiarities of traditional dwelling and other indirect data, the archaic elements that form the traditional worldview are reconstructed: the three-part structure of the universe, the celestial axis, and the division of space into cardinal directions. In some areas of the Limbu's residence, another ancient idea of the multilevel character of the upper and lower worlds is preserved.

Key words and phrases: the Limbu people; worldview; three-part structure of the universe; celestial axis; traditional dwelling; numerical repetitions, myth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.