Научная статья на тему 'Аренда как предпосылка для интеграции собственников земель сельскохозяйственного назначения'

Аренда как предпосылка для интеграции собственников земель сельскохозяйственного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аренда как предпосылка для интеграции собственников земель сельскохозяйственного назначения»

АРЕНДА КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А.Х. Шагиев, глава Гафурийского админ. муницип. р-на Республики Башкортостан, А.А. Хисамова, А.Т. Абдрашитова, асп. Башкирского НИИ сельского хозяйства

Основной причиной возникновения земельной аренды становятся встречные экономические интересы двух типов землепользователей - собственника земли (арендодателя) и предпринимателя (арендатора). В аграрной сфере собственность на землю является одной из самых надежных форм землепользования, а аренда земли - наиболее актуальным механизмом реализации собственности и одной из предпосылок для интеграции собственников земель сельскохозяйственного назначения.

Арендное землепользование имеет несколько положительных аспектов: во-первых, земля как фактор производства вовлекается в сельскохозяйственный оборот, благодаря чему поддерживается ее культурное состояние, а также производится продукция; во-вторых, аренда в значительной мере обеспечивает доступ к земле тем, кто может ее эффективно обработать; в-третьих, аренда способствует укрупнению и интеграции сельского хозяйства, чего можно достичь только при совместном функционировании отдельных собственников земли; в-четвертых, сдача в аренду государственных и муниципальных земель позволяет пополнить соответствующие бюджеты, за счет которых затем решаются проблемы обустройства территорий.

Вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот на основе арендных отношений - распространенная форма землепользования во многих странах мира. В Российской Федерации правовые стороны арендных отношений регулируются земельным законодательством, а также нормами Гражданского кодекса РФ.

В процессе земельного реформирования в Республике Башкортостан был принят закон «О регулировании земельных отношений в РБ» от 05.01.2004 г. № 59-з, в котором было предусмотрено однократное бесплатное предоставление земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую собственность граждан. Если до принятия закона в частной собственности находилось 0,02% земель сельскохозяйственного назначения, а в государственной - 99,9% и долгое время арендодателем этих земель выступало государство, то с 2006 г. ситуация коренным образом изменилась. В 2008 г. в частной собственности находилось уже 29,7% земель сельскохозяйственного назначения, а в государственной - 70,3%.

По итогам 2008 г. в 54 районах республики полностью завершены работы по утверждению списков граждан, имеющих право на получение земельной доли. В 981 сельскохозяйственной организации выделено 2321 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, количество граждан получивших земельную долю достигло 348 тыс. чел. Практически завершены мероприятия по описанию границ земельных участков и постановке их на кадастровый учет. Свое право собственности на земельные доли зарегистрировали более 152 тыс. человек, площадь их земельных участков составляет более 1010 тыс. га земли.

В настоящее время в республике продолжается проведение мероприятий по завершению государственной регистрации права собственности граждан на земельные участки. В среднем в месяц ре-

гистрируют соответствующее право около 15-16 тыс. граждан.

В настоящее время в арендные отношения аграрной сферы экономики России из 193,8 млн га земель, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, вовлечены только 104 млн га или 54% сельскохозяйственных угодий. Данные об аренде земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан представлены в табл. 1.

Таблица 1. Удельный вес арендованной земли в общей площади земель сельскохозяйственного назначения в РБ (1999-2008 гг.)

Го- ды Общая площадь, тыс. га В том числе в государственной и муниципальной собственности

всего, тыс. га из них предоставлено гражданам и юридическим лицам в аренду

тыс. га %

1999 7858,7 7851,2 987,3 12,5

2000 7851,4 7851,5 1028,4 13,1

2001 7831,3 7830,8 1030,6 13,2

2002 7747,5 7741,7 1155,1 14,9

2003 7738,4 7738,0 1466,9 18,9

2004 7727,9 7727,4 1898,7 24,6

2005 7739,2 7738,4 2278,7 29,4

2006 7737,6 7736,2 2552,3 32,9

2007 7735,2 5656,5 2749,3 48,6

2008 7733,6 5517,1 3006,5 54,5

2008 г. в % к 1999 г. 98,4 70,3 в 3 раза х

По данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан вплоть до 2008 г. доля арендуемой земли в общей площади земель сельскохозяйственного назначения, несмотря на переход права собственности на землю от государства к отдельным гражданам, увеличивалась и достигла 54,5%.

Согласно главе 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения признаются налогоплательщиками земельного налога. На практике, сельскохозяйственные организации, арендующие земельный участок у граждан, переносят обязательства собственника по оплате земельного налога на себя. Данные условия определяются в договоре аренды земельного участка.

Арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, и ее базовые размеры устанавливаются органами исполнительной власти на основе действующих ставок земельного налога и поправочных коэффициентов, учитывающих ценность территории, целевое использование земель и категорию арендаторов.

Динамика поступления арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения по Республике Башкортостан представлена в табл. 2.

Таблица 2. Поступление арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения ____________в РБ (1999-2008 гг.)__________

Годы Количество арендаторов, ед. Арендная плата

всего, млн руб. за 1 га земли, руб.

1999 1642 54 54

2000 2062 132 128

2001 2735 392 380

2002 4045 692 599

2003 3619 1120 764

2004 3305 1568 826

2005 4775 2024 888

2006 3069 2380 932

2007 4835 2335 849

2008 99335 3553 1182

2008 г. в % к 1999 г. в 60 раз в 66 раз в 22 раза

В 2008 г. в республике действовало 99335 договоров аренды земельных участков, заключенных органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами, что составило 75,6% от всех сделок с земельными участками. Общее количество действовавших договоров аренды за пользование государственными и муниципальными землями в 2008 г. по сравнению с 1999 г. увеличилось в 60 раз. Увеличение площади земли, сданной в аренду, сопровождалось изменением ставок арендной платы (повысилась в 22 раза) и объемов арендных платежей в бюджет (увеличились в 66 раз).

Несмотря на благоприятную тенденцию развития арендных отношений в сельском хозяйстве Республики Башкортостан, до сих пор остается нерешенным вопрос установления размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения,

находящиеся в собственности граждан. Основной принцип, который должен лежать в основе исчисления арендной платы - это соблюдение обоюдных интересов арендодателя и арендатора в эффективном использовании сельскохозяйственных земель.

Арендные отношения в земледелии должны быть построены таким образом, чтобы были созданы экономические предпосылки для неуклонного роста плодородия земельных участков. Это особенно важно в условиях современного состояния аграрного сектора экономики. Поэтому при исчислении размера арендной платы за землю надо учитывать уровень плодородия земельного участка, его местоположение, экологическое состояние и некоторые другие факторы.

Необходимость агропромышленной интеграции определяется требованиями рационального использования ограниченных экономических ресурсов в сельском хозяйстве, одним из которых выступают земельные ресурсы. В настоящее время Республика Башкортостан не располагает возможностями для вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель без дополнительных вложений. Поэтому более рациональное использование уже имеющихся резервов и возможностей с учетом требований рыночной экономики, должно стать главным направлением в развитии сельскохозяйственного производства и обеспечении населения продовольствием. Этого можно достичь путем сосредоточения земельных ресурсов у основных производителей сельскохозяйственной продукции, сдавая им в аренду земельные паи граждан на долгосрочной основе. Только долгосрочная аренда может создать стимулы для вложения капитала в землю. Чем дольше срок аренды, тем больше вероятность более эффективного и рационального использования земли, и соответственно повышения уровня сельскохозяйственного производства.

2.3. Межотраслевая интеграция в агропродовольственном секторе:

состояние и перспективы в РФ

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ С СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

В.Д. Гончаров, д.э.н., проф., гл. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова

До перехода к рынку в стране вопросу агропромышленной интеграции уделялось большое внимание. Это объясняется тем, что развитие интеграцио-нальных процессов в продовольственном комплексе обусловлено целесообразностью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, хранения и переработки скоропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Объединение производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, наряду с более рациональным использованием трудовых ресурсов в течение года способствовало повышению концентрации, специализации, а также товарности сельскохозяйственного производства. Приближение промышленной переработки скоропортящейся и малотранспортабельной продукции к ее производству улучшало качество продукции. Процесс агропромышленной интеграции в сферах производства и переработки плодов, овощей и винограда в 80-е гг. прошлого столетия получил значительное развитие.

Проблеме совершенствования взаимоотношений уделялось раньше внимание также и при переработке транспортабельных сельскохозяйственных продуктов. Проводилась большая работа по рационализации сырьевых зон сахарных заводов, мясокомбинатов, предприятий по переработке подсолнечника, картофеля и других продуктов.

Однако при переходе к рынку производственно-экономические связи сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью были разрушены. В результате произошло резкое сокращение объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Объясняется это рядом причин. Среди них можно выделить следующие: потеря управляемости АПК, непродуманная система приватизации; неплатежи потребителей; постоянный рост цен на энергоносители; уровень налогообложения.

Главная же причина среди приведенных заключается в непродуманной стратегии вхождения в рынок таких жизненно важных отраслей, как сель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.