Научная статья на тему 'Арабские рукописи из каталога А. К. Казем-бека 1852 г. В восточном отделе научной библиотеки СПбГУ1'

Арабские рукописи из каталога А. К. Казем-бека 1852 г. В восточном отделе научной библиотеки СПбГУ1 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
791
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ РУКОПИСИ / А. К. КАЗЕМ-БЕК / A. K. KAZEM-BEK / ARABIC MANUSCRIPTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Илюшина Милана Юрьевна

В восточном отделе Научной библиотеки СПбГУ хранится ценная коллекция рукописей, собранных А. К. Казем-беком (1802-1870). В статье дан краткий обзор арабских рукописей, вошедших в каталог, составленный А. К. Казем-беком в 1852 г. для Департамента народного просвещения. Публикуется полный текст каталога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Arabic manuscripts of A. K. Kazem-beks catalogue (1852) in the Oriental Section of St. Petersburg University Scientific Library

A valuable collection of manuscripts compiled by A. K. Kazem-bek (1802-1870) can be found in the Oriental Section of St. Petersburg University Scientific Library. The article presents a brief review of the Arabic manuscripts mentioned in the catalogue made by A. K. Kazem-bek for the Department of Public Education in 1852. Moreover the complete text of the catalogue is also available as a printed version.

Текст научной работы на тему «Арабские рукописи из каталога А. К. Казем-бека 1852 г. В восточном отделе научной библиотеки СПбГУ1»

М. Ю. Илюшина

АРАБСКИЕ РУКОПИСИ ИЗ КАТАЛОГА А. К. КАЗЕМ-БЕКА 1852 г. В ВОСТОЧНОМ ОТДЕЛЕ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ СПбГУ1

10 апреля 1852 г. в Департамент народного просвещения Российской империи был представлен «Каталог восточных манускриптов». Большая часть названных в данном документе рукописей находится в настоящее время в восточном отделе Научной библиотеки СПбГУ. «Каталог...» был составлен профессором Санкт-Петербургского университета А. К. Казем-беком, который многие годы занимался собиранием и изучением восточных рукописей.

А. К. Казем-бек родился 22 июля 1802 г. в Персии, в г. Реште; образование получил в Дербенте, в доме своего отца, куда переехал в 1811 г. [1, с. 23-28]. В 1826 г. начал работу в Казани, а через 20 лет, в 1846 г., возглавил кафедру арабо-персидской словесности в Казанском университете. В 1835 г. А. К. Казем-бек был избран членом-корреспондентом Российской академии наук [2, с. 221-222], в 1849 г. был переведен в Санкт-Петербургский университет. На международной научной конференции в Казани, посвященной А. К. Казем-беку, было отмечено, что в его деятельности наряду со знанием и использованием классических и живых восточных языков наиболее заметны «комплексные исследования памятников традиционной восточной письменности и материальной культуры» [3, с. 58]. Именно А. К. Казем-бек был назначен председателем Комиссии по доставке и приему «азиатских» библиотечных и рукописных фондов из Казанского университета и Одесского Ришельевского лицея в библиотеку открытого в Санкт-Петербургском университете в 1854 г. Восточного факультета, первым деканом которого он стал.

В «Каталоге восточных манускриптов» А. К. Казем-бек дает краткую характеристику 96 манускриптов, среди которых имеются подлинники, уникальные экземпляры, редкие образцы арабской каллиграфии [2, с. 121, 160, 165; 1, с. 44]. На первом листе каталога, датированном 10 апреля 1852 г., рукой самого А. К. Казем-бека написано: «В сем каталоге число рукописей 96. Число названий разных сочинений сто одиннадцать, потому что №№ 5, 14, 29, 38, 53, 72, 92 и 96 содержат в себе 24 названий, №№ 33, 34 суть дуплеты» [4, л. 139].

В разделе «По Богословию и Юриспруденции», которым А. К. Казем-бек открывает свой каталог, в числе других рукописей представлен датирующийся 1619-1620 гг. список одного из наиболее популярных в мусульманском мире толкований Корана «Светы откровения и тайны истолкования» аль-Байдави (ум. в 1286 г.). Имеется комментарий и к самому сочинению аль-Байдави. Примечателен кожаный переплет этой рукописи (№ 9 по каталогу А. К. Казем-бека, М8.0. № 506) и особенно внутренняя сторона крышки, обтянутая красной кожей и украшенная резными вставками из бумаги черного и

1 Материал подготовлен при финансовой поддержке проекта «Геокультурные пространства и коды культур Азии и Африки» по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» на 2009 г.

© М. Ю. Илюшина, 2011

золотистого цветов очень тонкой работы. Столь искусное оформление внутренней части переплета арабской рукописи встречается довольно редко. Обычно эту часть переплета заклеивали бумагой, а если использовалась кожа, то орнамент был значительно скромнее, чем снаружи [5, с. 180]. Очень важным «для исследования Хадиса» сочинением назвал А. К. Казем-бек весьма удобный для пользования алфавитный «Малый сборник» хадисов ас-Суйути (1445-1505) [4, л. 142]. В манускрипте (№ 8 по каталогу А. К. Казем-бека, Ms.O. № 519), заключенном в картонный переплет, хадисы помещены без иснадов, написаны разборчивым прямым почерком насх.

Весьма ценной рукописью (№ 6 по каталогу А. К. Казем-бека, Ms.O. № 625) представлен арабский фольклор. Это сочинение ’Абу ‘Убайды аль-Касима б. Саляма аль-Люгави (773-837) — по-видимому, самый ранний из сборников арабских пословиц в коллекции восточного отдела библиотеки Санкт-Петербургского университета. А. К. Казем-бек сообщает об этом манускрипте следующее: «...почерк древний Несх; где и когда писано, неизвестно. Если справедливо показание на заглавном листе, что книга эта поступила во владение Аль-Бекри в 780 г. Гиджры, то она, надо полагать, писана по крайней мере 500 лет тому назад» [4, л. 142]. Действительно, соответствующая надпись имеется на первой странице рукописи2. Аль-Люгави расположил собранные им пословицы по алфавиту, каждая начинается с новой строки. Текст частично огласован. Название книги и заголовки выделены красным цветом.

В разделе сочинений «По Словесности» упомянута наиболее ранняя из трех имеющихся в настоящее время в библиотеке Восточного факультета СПбГУ копий (№ 43 по каталогу А. К. Казем-бека, Ms.O. № 562) толкового словаря аль-Джаухари (ум. в 393/1002 г.). Список датируется 1258-1259 гг. (657 г. х.)3, рукописная книга имеет большой формат (20,5x31 см), толщина ее достигает 11 см. Старый переплет коричневой кожи с тисненым медальоном и оформление текста выполнены в магрибинском стиле, редком для коллекции А. К. Казем-бека. Сам автор каталога отмечает, что «этот экземпляр в своем роде единственный» [4, л. 147].

Один из ценнейших источников по истории раннего суфизма, «Дары познаний» («UijU* ^jljc.») ’Абу Хафса Шихаб ад-Дина ас-Сухраварди (1144-1234), представлен в рукописи (№ 44 по каталогу А.К. Казем-бека, Ms.O. № 547), которая датируется, возможно, 1397 г. На последней странице манускрипта имеется запись о покупке этого списка в 818 г.х. (1415 г.) за 29 туманов [6, с. 33; 4, л. 148]. Манускрипт очень ветхий, бумага изъедена, потемнела, текст написан черными чернилами.

В третий раздел каталога А. К. Казем-бек поместил сочинения по истории. Обращает на себя внимание рукопись под номером 56 (Ms.O. № 576). Она датируется 1388 г. и содержит последнюю часть «Полного свода по истории» («J*l£ £jj!j») ‘Изз-ад-дина Ибн аль-Асира (1160-1233) — о событиях с 441 по 621 г. х., т. е. с 1049 по 1224 г., в том числе много сведений о Крестовых походах. Рукопись № 64 (Ms.O. № 584) — список одного из важнейших сочинений по истории Сирии «Отборный жемчуг по истории Алеппо» («i^k. £jjti ijWu'l jail») Мухаммада Ибн аш-Шихны (1402-1485). Манускрипт датиру-

ется 1750-1751 гг., переписчик Хаджи Хасан Шахиндар-Задэ. Истории Египта посвящена «Отрада смотрящих» («Otu^l ^jj») Мур‘и б. Йусуфа б. ’Абу Бакра аль-Карами (ум. в

2 .иа — Настал черед [владеть этой рукописью] бедного аль-Бакри в 780 го-

ду (М8.0. 625. Л. 1/а).

3 В «Каталоге ...» ошибочно, вероятно из-за небрежности переписчика, указан 957 г. (Л. 147, № 43).

1624 г.), охватывающая события от первых лет хиджры до периода правления султана Османа II (№ 68 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 590). [7, с. 192; 6, с. 27-28; 4, л. 151, 152].

В разделе «По части прикладных наук, как то: Грамматики, Логики, Реторики и т. п.» под номером 82 (М8.О. № 559) упомянуты «Наставления Дыйа’-ад-дину» аль-Джами (ум. в 1492 г.). Это сочинение представляет собой комментарий на широко распространенную «Достаточную» грамматику Ибн аль-Хаджиба (1174/75-1249). Рукопись датируется 1551 г. и является самым старым из четырнадцати имеющихся в восточном отделе Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета списком труда аль-Джами.

«Ключ к наукам» («^^І ^Шл») Хорезма Сирадж-ад-дина ас-Саккаки (1160-1228) — одно из наиболее популярных сочинений компилятивного характера, которые создавались после того, как период формирования арабской науки об изящной словесности был завершен [8, с. 447-448]. В каталоге представлена третья часть «Ключа...», посвященная риторике. Рукопись (№ 85 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 567) датируется 1596 г., выполнена четким крупным почерком насх, на полях имеются примечания.

Значительный интерес представляют рукописи «По части разных математических и естественных наук», перечисленные в последнем разделе каталога. Первым упомянуто сочинение одного из величайших ученых мусульманского Востока Насир-ад-дина ат-Туси (1201-1273) — изложение «Начал» Евклида (№ 86 по каталогу А. К. Казем-бека, М8.О. № 672). В этой работе ученый впервые в истории математики сформулировал то, что в настоящее время называют «аксиомами существования» и «аксиомами выбора», и внес существенный вклад в расширение понятия числа и распространение этого понятия на отношения непрерывных величин. Рукопись содержит первую и вторую части «Книги “Начала” геометрии и арифметики, приписываемой Евклиду из Тира, в изложении Насир-ад-дина Мухаммада ат-Туси». Список выполнен хорошим почерком насх на тонкой пергаментообразной среднеазиатской бумаге, имеет на полях пометы и 124 чертежа. Рукопись реставрировалась в XIX в., тогда же для нее был сделан и новый переплет [4, л. 155; 9, с. 32-34, 47-49]. В этом же разделе упомянуто и сочинение Кутб-ад-дина аш-Ширази (ум. в 1312 г.), ученика ат-Туси, сотрудника обсерватории в Мараге, основанной в 1259 г. — «Шахский подарок по астрономии» («А%Л ^ Аіаі^і Аі^іІІ») (№ 87 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 670). Еще одно сочинение по астрономии представляет собой комментарий к трактату аль-Джагмини (ум. в 1221 г.). Его автор — учитель Улугбека и один из основателей самаркандской научной школы Муса Кади-Заде ар-Руми (1360-1437). К числу трудов по математике относится трактат (№ 89 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 671) энциклопедического характера, пользовавшийся большой популярностью в ХУП-ХІХ вв., «Сущность арифметики» (<«^1^1 а^Л^.») известного законоведа, математика и астронома Баха ад-Дина аль-‘Амили (1547-1622) [10, с. 40, 45]. 1615 г. датируется медицинское сочинение «Сто книг по врачебному искусству» (<«^Ы1 АЛйіі і_іі£») учителя Ибн Сины ’Абу Сахля аль-Масихи аль-Джурджани (ум. ок. 1000 г.) (№ 93 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 667). Зоология представлена трудом Мухаммада б. Муссы ад-Дамири (1344-1405) «Жизнь животных» («оІ^^^^І '^») (№ 88 по каталогу А. К. Казем-бека, Мз.О. № 665). Примечательно, что работа над рукописью была закончена при жизни автора, в начале 1372 г.

Ниже публикуется полный текст каталога. В тех случаях, когда идентичность арабской рукописи, находящейся в настоящее время в восточном отделе Научной библио-

теки Санкт-Петербургского университета и указанной в каталоге А. К. Казем-бека, не вызывает сомнений, в скобках за порядковым номером стоит номер по университетскому каталогу. Сокращения, использование заглавных букв, написание имен собственных и названий сочинений соответствуют оригиналу. Рукой А. К. Казем-бека написана только первая страница документа. На этой же странице вверху имеется резолюция, сделанная карандашом: «Передать Б. А. Дорну для соображений и предоставления его заключения. 20 апр. 1852». Текст каталога переписан, вероятно, чиновником Департамента (в Деле имеются другие документы, написанные той же рукой), чем и объясняются некоторые погрешности в арабских именах и терминах.

Л. 139

NB. 1. В сем Каталоге число рукописей 964. Число названий разных сочинений сто одиннадцать, потому что №№ 5, 14, 29, 38, 53, 72, 92 и 96 содержат в себе 24 названий, №№ 33, 34 суть дуплеты.

2. Цена всех назначена 4840 серебром.

3. Условия продажи состоят в следующем:

а) Розно ничего не продается. б) Плата может быть произведена в продолжение трех лет без процентов. в) Свыше трех лет, сколько начальство может заплатить в продолжение этого времени, в уплате остальной, как по счету придется, полагается по 6ти процентов в год, с условием только что эта остальная сумма была уплачена в течение трех лет непременно. г) Согласен уплату продолжить и на 10 лет: в таком случае полагается с первого же года по 6ти процентов в год по расчету. И д) В случае платы всей суммы при покупке уступка предлагается 540 р. серебром.

Профессор М. А. Казем-бек

10 Апреля

1852 г.

Л. 140

Каталог Восточных Манускриптов Из библиотеки Профессора Мирзы А. Казем-Бека.

Л. 141

I. По Богословию и Юриспруденции.

1. Большой свиток из пергамена, содержащий в себе список Пятикнижия Моисея.

Письмо без титл; очень ясное, год письма не означен. По-видимому, свиток сей не много новее известного в том же роде свитка из кожи, тоже содержащего Пятикнижие Моисея, поступившего в библиотеку Казанского Университета из Библиотеки Князя Потемкина, оцененного в 9000 рублей серебром.____________________________ 1000 р. сер.

2. Алкоран, in 4- minim, писан древним почерком несх, напоминающим Куфический почерк. Он отличается чрезвычайною верностию и содержит варианты Коранов школ первых двух веков ислама. Эти варианты писаны на полях красными чернилами, с означением знаками, принятыми в ильмюль Гкара’эт, имен первых чтецов, между которыми происхо-

4 Т. е. 6-ю больше прежнего Каталога: эти 6 рукописей получены мною в начале сего года из Бухары; все

они важны и драгоценны как в библиографическом, так и в каллиграфическом отношении.

дили разногласия. Рукопись сия очень древняя, так что в начале и в некоторых местах в середине, листы приходили в совершенную ветхость: недостатки в них дополнены новейшим почерком. Все заглавныя фразы и титулы писаны золотом и красками. Джюзви, полу-джюзви, хизбы и десятистишия обозначены на полях особыми украшениями, и наконец слово Аллах везде без исключения писано золотом, окаймленным чернилами. Года письма не видно; но, кажется, этот Коран должен быть писан не позже исхода V-го века Гиджры, или начала XI по Р.Х. Рукопись приобретена из Бухары.__________________________200 р. сер.

ЛіаІІ ^І jVw /ЛІ ^j' ^І jlj"^ і

3. (Ms.O. № 537) Ихтияр. Сочинение знаменитого Юрисконсула Меджюддина. Ма-

нускрипт in 4-, хорошо выполненный, заключающий в себе 721 страницу; старого Ма-ло-Азийского почерка. Рукопись писана в 963 г. Гиджры, каллиграфом Абдюль-Кадиром._____________________________________________________________________________36 р.

4. (Ms.O. № 534) Исляхуль-Изам. Юридическое сочинение Ибни Кемаль-Паши

lula Jl/S ojlj j&^l jj ЛллІ j^Sl умершего в 940 Гиджры. Рукопись in 4ій

Л. 142

на Арабском языке, писана довольно хорошим Турецким почерком. Где и когда писана, не означено. Она содержит 1014 страниц.___________________________________39 р. сер.

^jl^Vl ^j'j w^"''i jj^Sl Jj^l

5. Два сочинения: 1) Список Усулюддина. Сочинение Имама Аннесефи, на Арабском языке; 2) другой список: толкование Атали ал— ^j^ Сочинение известного

на Арабском языке. ___________________________________________________________________2 р.

SjUl Ji»Vl

6. (Ms.O. № 625) Сборник Арабских пословиц. Сочинение Аллегеви f^l ^ jjl

^jiill jj умершего в 224 г. Гиджры. Рукопись in 8—; почерк древний Несх; где и когда писано, неизвестно. Если справедливо показание на заглавном листе, что книга эта поступила во владение Аль-Бекри в 780 г. Гиджры, то она, надо полагать, писана по крайней мере 500 лет тому назад._________________________________________________________38 р.

^jj\"j| jlj^lj jljjl

7. (Ms.O. № 505) Анварют-танзиль. Манускрипт in folio, писан хорошим почерком

Та’лик в 1029 г. Сочинение принадлежит знаменитому Аль-Бейзави, умершему в 685 или не позже 692 года._________________________________________________________40 р. сер.

jjiiil jjun'l ‘!'\;^

8. (Ms.O. № 519) Джамиуссагир. Сборник преданий, на Арабском языке, по лекси-

графическому порядку. Сочинение известного Ассююти (+911). Манускрипт в большом 4ій; писан в 1262 г. Это сочинение очень важно для исследования Хадиса.______________55 р.

Ц;^^"іІ jljjl Aj .'.'-1^

9. (Ms.O. № 506) Пояснение Анварюттеизиля. Сочинение Хетиба ... fbVl

jl^ij Манускрипт этот в большую четвертушку, на Арабском языке, отличается прекрасным почерком и полнотою. Он писан в 1032 г. Гиджры, и до сих пор сбережен очень хорошо.________________________________________________________________________52 р.

10. Пояснение на Тельвих, в основах Юриспруденции, сочинение на Арабском языке, Хесен-Аль-Фенари ^jljsJl jj j"^. Jj/Sl (+836). Манускрипт в большую четвер-

тушку

Л. 143

примечателен тем, что очень хорошо сохранен. Писан в 888 г., т. е.: спустя три года, как кончено это сочинение автором — в 885 году.______________________________24 р. сер.

-^£j| ^І JJjAjSl ^JU Aj'-іл

11. (Ms.O. № 509) Пояснение на толкование Теджрида в схоластическом богословии.

Сочинение Мирзы-Джана-Ширазского i^jljj^Sl ^l jU ljj^ Jj/Sl Рукопись на Араб-

ском языке, in 4ій min; писана старым Турецким почерком, в 1004 г. Гиджры. _________________________________________________________________________________13 р.

- ч’.і ^ ^jl jj ^Іс ^

12. Хессаис. Сочинение на Арабском языке Аннисан ^jl"Sl i.mU jj j^jJl ліс ^UVl

умершего в 307 г. Гиджры. Манускрипт весьма ветхий, писан древним почерком насх, in 4ій; содержит многие изречения Али. Нет немногих листов с начала и конца._____16 р.

jjiJl jjj

13. (Ms.O. № 538) Дюрерюль-Гюрер текст и толкование составлены в Джамади 2-й

883 года, Мюнля-Хосровым, Муфтием Константинопольским, который начал сие сочинение в 10 день месяца Зюль-када 877 года и трудился над ним 6 лет, 6 месяцев и 8 дней. Рукопись писана очень красивым та’ликом Каллиграфом Ахмед-Альгаузи. Она полна, без ошибок и хорошо сохранена._______________________________________________75 р. сер.

Jjl^j

14. Ресаиль. Семь разнородных сочинений по предметам входящим в схоластическое Богословие; на Арабск. языке, составлено знаменитым Ибни-Кемаль-Пашею ajlj lub JUS л/лІ Jj/Sl скончав. в 940 г. Г. Рукопись in 8—, очень хорошего почерка. 12 р.

jli/ll j—"^ л ^ju ^i jlj^Vl &^j

15. (Ms.O. № 522) Зюбдэ. Сочинение Аззейли ^lSjjSl ^jl л/^л jj л/лІ *U"Sl jjl на

Арабском языке. Рукопись in 8ой, довольно хорошо писана в 1261 г.________________8 р.

AjlijSl ^ju ^ju

16. (Ms.O. № 539) Толкование на Шерхюль-Викгает, на Арабск. языке. Сочинение

Шейх-Задэ <^лііІ sjlj Jj/Sl Манускрипт сохранен весьма хорошо, состоит из двух час-

тей в одном переплете.

Л. 144

Год письма не означен.____________________________________________________27 р. сер.

AjlijSl j—"^ л ^ju

17. (Ms.O. № 525) Шерхи-Мюхтесерюль-Викгает. Толкование на Мюхтесерюль-

Вигкает известно Абюль-Мекарима ^jjlj^l jili/Sl ^jl jj л/^л ^jlS^l jjl Манускрипт весьма старый. Rogal 4ій и очень хорошо сохранен; заключает в себе 1090 страниц. В конце немногих листов нет.______________________________________________________52 р.

jjj^jSi л^л-л ^ju

18. (Ms.O. №№ 523, 524) Шерхю-Меджмеуль-Бахрейн, на Араб. языке. Сочинение Адул-

летифа. Рукопись in folio, в 2 томах, писана довольно хорошим почерком. Год письма не известен, но рукопись исправлена и проверена в 1118 г. Гиджры, т.е. 1768.________18 р.

л^ІJлSІJ ^alj/Sl ^ju

19. (Ms.O. № 510) Шерхюль-Мевагкиф. Сочинение на Араб. языке знаменитого

Сейд-Шерифа ^W-j^l ^Іс ^jj^Sl л" умершего в 912 г. Манускрипт in folio, писан очень хорошим почерком. Года письма неизвестно.________________________________________49 р.

AS^^Sl ^jlijS AjIj^JI

20. Шемлль-Хидает. Сочинение на Персидск. языке Хиратского Муфтия Шемсюдди-

на Альмусеви fj^jSl jjuSI jj ^j^jSI ^juj*3l ^'ju^'I jjjSl Это сочинение содержит опровержение поверия Шиитов и принадлежит к новейшим временам. Рукопись писана «по приказанию автора». Почерк письма очень хорош.___________________________33 р. сер.

^Іил ~!^ ■ ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Манускрипт древнего почерка in folio в законоведении под этим заглавием. Автор

его не известен; по содержанию книги, как и по предисловию ея видно, что она заключает в себе подробное исследование Хадисова «преданий» в изъяснении и дополнении Талхи-са Сираджид Дина Омара, ученого VIII века Гиджры. С начала и конца Манускрипта письмо новое, а главная часть весьма старое принадлежащее 9-му веку Гиджры.__________100 р.

^jtii Jjl лІ.

22. (Ms.O. № 333) Казихан. 1 часть славного в ханафидском законоведении сочине-

ния. Манускрипт в лист, очень хорошего почерка, не известно когда написано. Сбережено очень хорошо.___________________________________________________________________60 р.

Л. 145

4j»il ,г’,І ^jji

23. Фюруи Шафийя. Сочинение о Законоведении, на Арабском языке. Имя автора неизвестно. В конце манускрипта упомянуто слово Аль-Мюхилли, быть может имя автора. Манускрипт писан очень хорошим Дагистанским почерком, в 908 году. 29 р. сер.

jjlajSl J'S

24. (Ms.O. № 333) Кензюддагкаик /Юридическое/ на Арабск. языке. Сочинение Анне-

сефи. (j^ui'SI Лл^л jj Ллл.І jj ЛІ Jjc ^ISjjSl jjI 11 р.

23. Неизвестная книга, на Арабск. языке о законах Ханафидской школы, in 4ій почерк

татарский.____________________________________________________________________________2 р.

^jbjSl л jл 4-»Ui

26. 1 Часть. Мектубати-Шериф, на Персид. языке. Сочинение Шейх-Ма’сума, сына

Имам-Реббани fl^Vl jj fj.^»*3l ^_________________________________________8 р.

j^jSI ^3"Іл

27. (Ms.O. № 330) Мюльтеки. Сочинение Альхелеби ^Ml fJ*JJ jj ^jaIjjI на Арабск. языке.

Писано в 1032 г. Гиджры, in 4- min. Сочинение весьма важное в законоведении._________10 р.

^ilj*^i3l jlJ^

28. (Ms.O. № 332) Мизанюши’рани, на Арабск. языке. Сочинение ученого Абдюль-

Веххаба <^jlj*^3l ^lAjSl ^j-^Sl ^jl*3l (+923). Эта книга очень важна в критическом об-

зоре Юриспруденции четырех школ. Рукопись очень красиво написана, in 4ій. Списана в 1263 г. с манускрипта писанного в 1032 году.________________________62 р. сер.

29. 1 часть Хидает вместе с Кифастом. Старый редкий манускрипт /писан в 840 г./;

отличный во всех отношениях, in 4ій.________________________________________________120 р.

Всего на 2193 р. сер.

2. По Словесности.

30. Рукопись содержащая в себе нравоучительные рассказы и анекдоты на Персидск. языке Автор неизвестен мне. По содержанию он должен быть из Шиитов. Рукопись т

4-, писано хорошим почерком Талик; года письма не видать, потому что из конца несколько недостает.______________________________________________________________________14 р.

^)l^.j"3l ^)1л.

31. (Ms.O. № б2б) Джюмманюттерджиман, на Араб. языке, содержит стихотворения

Мехеммеда, сына Абу-Бекрова ^jj^>3I i^j^jSI jj лл^л ^jl^i UVj^ Этот древний

Л. 146

манускрипт, in 8—, весьма важен в отношении: а) содержания; б) своего автора и в) своей древности. Он писан весьма примечательным почерком на разноцветных листах; и хотя года письма невидно, но во всяком случае он должен быть писан ранее 718 г: ибо в числе владевших им в разные времена, обозначенных на первой странице заглавного листа сказано, что книга эта поступила во владение Абдюр-Рауфа в 718 году. ____________________________________________________________________________120 р. сер.

Jl liO/Лі 4a.jj

32. Терджюмэи Муфеззал. Толкование на слово Имама Джафара jpl^Sl ji*. fb>Vl составлено в начале сего столетия, на персидском языке______________________________3 р.

33 и 34 JjLs jljp

Два списка Дивана Фузили по б р._____________________________________________12 р.

33. Диван Анвари <^jjjl l^LSl ^Sl jljjj Стихотворение, на Персид. языке, славного Анвари, умершего в 678 г., in 4ій. Писано хорошим почерком насталик в 1039 году 19 р.

Г'ЬК^'І

36. Джамиуль-Хикаят. Собрание повестей, на Персид. языке; составлено Аль-Ауфи

^ij*3l лл^л jjjjl JU. в половине VII столетия Гиджры. M.S. в большой лист, весьма старого почерка насх. Это сочинение очень редкое, и совсем другое чем сочинение под этим же заглавием, хранящееся в Императорской Публичной Библиотеке См. _____________________________________________________________________________32 р. сер.

, WU’.’.l £л1.

37. Стихотворение на Персид. языке, под заглавием Джамиуллетаиф — «Собрание

изящных». Сочинение Мухтетема Каштанского, умершего в 983 г. Это сочинение носит

обыкновенно название jljp Манускрипт писан самым изящным почерком та’лик

и повсюду украшен золотом. Каллиграфическое достоинство его придает ему большую ценность________________________________________________________________________100 р.

JjUj

38. Два сочинения: 1) Рисале l^jSl jj AjU^ ASl^j на Персид. языке. Этот

ученый и полезный труд принадлежит знаменитому Меджлиси лл^л jj jab лл^л ^ЛІ^лЗ! автору многих сочинений. Он заключает в себе речь Имама Ризы в Багдаде, на

Араб. яз., с переводом и толкованием. — 2)

Л. 147

Опровержение учения Суфийского A^j^SI Аліл ^i AJl^j Сочинение Мюхеммед-Мюгкима, сына Мехеммед Багкыра ^V^Vl jalj лл^л jj ^ лл^л Это весьма интересное сочинение содержит историю появления Суфиев и опровержение их школы. Писано очень хорошим почерком насх, in 4-, в 1111 г.________________________________32 р. сер.

39. Стихотворение на Турецком языке. Сочинение Наф’и ^jjil ^*ij jljp поэта Ар-

зрумского, жившего в первой половине Х столетия Гиджры. Рукопись, in 8—, писана хорошим Персидским почерком. Год письма неизвестен._____________________________17 р.

sJjJp А-Sl^j

40. Рисалеи-Азизе. Толкование на Сюбатюль-Аджизин jjJ.l*3l на Татарском язы-

ке. Сочинение Татжид-дина Болгарского ^jl^l J*^3b jj jjjSl умершего 1211 г. Гиджры ________________________________________________________________________18 р.

^У'"'л'І jljjJ ^j^1

41. (Ms.O. № б24) Шерхи-Дивани-Мютенебби — толкование на Араб. языке на поэму

Мютенебби. Сочинение Аль-Вахиди ^jjjlujjSl ^j^IjJI JjKJI fUVl умершего в Нисабуре 468 г. Гиджры. Рукопись in folio; превосходно сохраненная; писана в 1069 г. Гиджры /т. е. назад тому 200 лет/ каллиграфом Мюгаммедом, сыном Исмаила, в Дамаске, находившимся при соборе Аль-Амеви. Текст везде писан красными чернилами. ____________________________________________________________________________69 р. сер.

jlujVl ^J^

42. Шерефюль-Инсан. Сочинение Ламий ^*-л^3Ь j$"'^*'I <^Ш3І Jc jj jUSc jjj лл^лумер-шего 939 г. Нравоучительное сочинение, на Турецком языке; содержит весьма интересные меджлисы или беседы, в виде мекамата Хариры. Рукопись in 4ій min; почерк очень щегольской, Константинопольский, подходящий к Дивани. Года письма не видно. __________________________________________________________________________70 р.

<^jAjoJl

43. (Ms.O. № 362) Сыхахи Джаугери. Древний Арабский, полный лексикон, на Араб-

ском языке весьма уважаемый на востоке. Автор его был Исмаил сын Гимада ^j^JI (jjIjliSl ^jAj^JI jUa. jj JycUuil Ал^*31 fl^Vl умерший в 393 г. Гиджры. Манускрипт, in folio, писан древним Африканским почерком, каллиграфом Мюхеммед Бен Ахмед в б37 г. Гиджры, т.е. слишком 600 лет тому назад. Манускрипт сбережен превосходно. Этот экземпляр в своем роде единственный.______________________________________190 р.

Л. 148

^jl*^Sl ^jljc

44. (Ms.O. № 347) Аварифюль-Маариф. Мистическое сочинение на Арабск. языке,

знаменитого Шеха Шихабу-дина, прозванного Ибн Шейхом ^j*3l jjl jjjSl ■l^1 A^j^JI jjlj ^jj*.^SI Он родился в 339 г., жил 93 года, умер в 632 г., как писано на первой странице заглавного листа; но Гаджи-Халифа относит его кончину к 799 году. Рукопись очень ветха, in 4ій min; года письма нет, но она была в руках одного в 818 году и куплена была за 29 тюманов, т.е. за 116 р. сер., как это видно в самом конце последней страницы: следственно манускрипт писан до этой эпохи, т. е.: в начале IX века Гиджры /около 300 лет назад тому/_________________________________________________________122 р.

si jjjj ^ІлЗі jyc

43. (Ms.O. № б28) Айнюль-Ильм. Нравоучительное сочинение на Араб. языке, о значении и пользе просвещения и проч. Автор неизвестен. Думают, что это сочинение известного Балхского ученого Мюхеммеда бин Османа <>^УІ ^f^Sl jl^Sc jj лл^л автора Вафия. В

конце рукописи сказано, что это сочинение кончено /вероятно автором/ в 947 году.__7 р.

■ Л^уі J^ajj < ^u^si Jl l

4б. Фаслюль-Хитаб. Мистическое сочинение на Персид. языке известного Мюхемме-да, прозванного Парсо l^jljj jj^I лл^л jj лл^л ученика Багуд-дина Накшбенда

jlijlc jjjjl умершего в VIII столетии Гиджры. Рукопись in folio, сбережена

хорошо; года письма неизвестно, но по почерку относится к Х-му столетию Гиджры. ____________________________________________________________________________________32 р.

t ■j^ у л'і £

47. Кешефюль-Мехджуб. Мистическое сочинение на Персидск. Языке Аль-Джелаби

^jjJliSl ^jjij^Jl ^j^Sl Jc jj jUSc jj Jc flлVl Рукопись в большую четвертушку; почерк хороший — Та’лик; писана в 1011 году Гиджры, т.е. слишком 230 лет тому назад. Сбережена очень хорошо_________________________________________________________________28 р.

^jlaUSl ^j^

48. Шерхи-Хакани. Толкование, на Персид. яз., на поэму Хакани, знаменитого поэта

Персов VI столетия Гиджры; толкователя Ахмед-Алхеза’и ^SlUjVl ^clJp.31 ллул jj лл^І Рукопись, in 4-, писана весьма красивым почерком — полушекесте. Текст обозначен красными чернилами._________________________________________________________________44 р.

л'І ^jлli

49. (Ms.O. № 364) Рукопись хорошо сбереженная in folio, писана почерком полталика

в 943 году._________________________________________________________________________42 р.

Л. 149

jl j j—S

30. Стихотворение под заглавием Гюльшеню раз — «цветник тайн». Сочинение

славного Шебистери ^jiun—Sl Jj^^ Рукопись, in 8ой, писана отличным почерком шекестэ. Год письма неизвестен._________________________________________________________21 р. сер.

А-ІуІ£

31. Келилэ ви Деменэ, составленный Обуль-Фазлем бин Мубарек, который сократил

его по повелению Джелалид-Дина, Акбер-Шаха из Анвари-Сюгейли. Рукопись in 8ой, писана хорошим почерком та’лик в 1203 году Гиджры.___________________________________9 р.

ilj*Jl Jl^aJЛ

32. Мирсадюль-Ибад. На Персид. яз. весьма важное сочинение у мистиков, в схола-

стическом Богословии, Абу-бекра Эррази ^jljSl ^j^VI л^^л jj j^jSl jjc jSj jjI jjjJl ^j Sl ЛІ AjIjj ^jj*.^SI ученика знаменитого Неджмаддина Алькюбра. M.S. in 4ой, писан в 793 г. Гиджры, почерка насх; хорошо сбережен.____________________________________________140 р.

Всего на 1203 р.

3. Исторические.

53. (М8.0. № 593) Собрание трех сочинений биографических, состав: 1) Хенаи ЛІ ^1 ц? ^с. 2-е ассевиних, сочинение Аль-Амилия £ІІ^І 2-е Описание

Бухарского кладбища. Почерк насх._____________________________________________9 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. Астрономические или астрологические таблицы, писанные по случаю рождения

Шаг Тагмасба. Сочинеие Али-Аль-Кашани ^1^!І ці^І ц? ^ на Персид. яз. Оно составлено по приказанию великого Амира Сейд-Шерифа 2-го. Рукопись подлинная, поднесенная сказанному Амиру. В ней истощена вся роскошь восточной Каллиграфии. Первая половина, заключающая таблицы и историю рождения Шах-Тагмасба, писана превосходным почерком несх; вторая, заключая в себе приложение об Астрологии — почерком, столь же прекрасным, та’лик. Рукопись іп 8Ш._____________________121 р.

(^jjU ^JjU

33. История Надир-Шаха, на Персид. яз. почерка полшескестэ, довольно старого, в

начале и конце немного недостает________________________________________________б р. сер.

cUS ^jjU

36. (Ms.O. № 37б) Всеобщая история Мусульманской Империи, на Араб. яз., содер-

жащая происшествия с начала появления Сельджукидов до б21 г. Гиджры. Эта история очень много говорит о крестовых Походах. Рукопись сия составляет последнее отделение истории знаменитого Ибнюль-Асира j^VI jjb ^jj*^SI ^jj^Jl л^іл jj ^Іс jjjJl Jc Манускрипт весьма ветх; in Rogal in 4-, писан Каллиграфом в 790 г. Гиджры /около 300 лет тому назад/.____________________________________________________________________70 р.

jjl^Sl

37. Таджюль Маасир. История покорения Индии Гуридами и образования там Дех-

лийского Государства Ибек-Ханом, бывшим рабом, потом Губернатором там, со стороны Гиасюд-дина Мюхеммеда бин Сама Гуридского. Это сочинение заключает в себе происшествия с 387 по 624 г. Гиджры. Слог этого сочинения чрезвычайно труден. Автор прославился на Востоке изящностью своих произведений. Незнающему отлично Арабского языка его трудно понимать. Манускрипт сей писан для Байсангкара сына Шах-Рюха, внука Тимур-Ленга, что показывает печать этого Князя, на первой странице манускрипта. Почерк рукописи изящен и отделка превосходная. Писана почерком Та’лик и Насх in 4і1, в 829 г. Гиджры, т. е.: 10-ю годами ранее кончины Байсаигкара, бывшего тогда Наместником Кермана.______________________________________________140 р. сер.

UjVl SJSjj t"S

38. Китаби-Тезкирэ. Биографии 79 шейхов, начиная с Имама Джафара до Дегкака; на Персид. языке; очень старого почерка талик; в конце недостает одной страницы; in 4 11 р.

UjVl SJSjj

39. Тезкиретюль-Авлия. Воспоминания о благочестивых. Биографии 70ти мистиков, на Персид. языке; сочинение Мюхеммеда Аль Аттара, jj лліл jjjJl jjji ЗІ <jj|j*$Jl jlL*Jb ^jj*^3l fjAljjl умершего в 627 г. Гиджры. Рукопись in 4-, писана

Л. 151

старым почерком Та’лик. В конце нет немногих листов._________________________12 р. сер.

^лУ l Cilaj^ ^i r<j'l SjSjj

60. Тезкиретюль-Хекем. Воспоминания о Философах: описание успеха наук на Вос-

токе, на Турецком языке. Рукопись, in folio, нового почерка насхталик. Книга эта состоит из 33 глав. Сочинение Аль-Ашрефа.________________________________________________13 р.

^ijSSl ^jcl jjl ^j"i A^^jj

61. Терджюмеи фютухи-ибнуль-аасем. На Персидск. языке. Манускрипт сей состав-

ляет 1-ю часть целого сочинения и содержит в себе историю побед первых трех Халифов; in 4і1, весьма хорошего почерка Та’лик и сбережен хорошо; писан в 1002 г. Гиджры каллиграфом Хусейном Бен Музаффером, прозванным Хатуни-бади.________________________60 р.

Л. 151

.SU-'Slj . .Sl. .-л’.| ^л.л3| ЛІ jLi jjl ^JjU jл ^"^л Аау'Уі

62. Сокращенная История Ибню-Федялуллаха. Историко-географическое сочинение

на Арабском языке; в уважении на Востоке. M.S., 4—оригинального почерка Насх, писан в 973 г. Гиджры, т. е. 300 лет тому назад___________________________________________23 р.

^ІлЗі ^jjljj

63. Очерки всеобщей Истории Азии на Турецк. яз. сочинение Гезар-фенна. Это со-

чинение содержит краткую историю каждого Государства и каждой династии на Востоке с начала сотворения до исхода XI века Гиджры. Рукопись очень хорошо писана почерком Та’лик in folio.______________________________________________________70 р. сер.

t 'l^ А^Ілл ^JjU ^i ^У"'~'л’1 jjjl

64. (Ms.O. № 384) Дюррюль-Мюнтехеб. История г. Алеппо; на Араб. яз.; сочинение

Кадия Аля-уддина Али, прозванного Ибнюль-Хетиб jj лліл jj Jc j.iSl jjl jjjJl ^^laSl tjh^Sl jjl ^ijjj^Jl jjx^ скончавшегося в 843 г. Гид. M.S., in 4ій, писан почерком Насх в 1164 г. Гиджры каллиграфом Хаджи Хасаном, прозванным Шехиндера Задэ_______________13 р.

ejjlj SjJ

63. Дюрреи-Надири. История Надир-Шаха, отдельно от ^j^lj £jjl3 Эта история, сочиненная на Персидском языке Мирзою Мегди-Ханом, по трудности или высоте слога и красноречию занимает первое местно в Персидской литературе. M.S. in folio, красивого почерка Та’лик, с надстрочными во многих листах комментариями

Л. 152

писанными красными чернилами. Год письма неизвестен.______________________29 р. сер.

sIja aJjjw - ^ji ^i " ~'^ Si "l^bjj

66. Ревезатюх-Дженнат — Райские сады. История г. Герата, на персид. яз., сочинение

Муин-уддина Мухеммеда, конченное автором в 897 году. M.S. писан почерком Насх; год письма не известен._______________________________________________________________43 р.

jjijlxSl ^ІПл

67. Менагкебюль-Арифин. Биографии 10-ти главных шейхов, частию из общества

Румийского и частию из современных им мистиков; на Персид. яз. Книга эта содержит 10 отделений, по числу имен Шейхов, в ней описываемых, неизвестным автором. M.S. в больш. 1/7, писан старым почерком насх в 861 г. Мюхеммедом-бин-Мюхеммед, Шир-ванским, по приказанию Халиль-Бека сына Ростем-Бека.______________________________33 р.

jjj^ljSl AaJp

68. (Ms.O. № 390) Нюзгетюн-назирин. История Египта, на Араб. яз., с начала появле-

ния Ислама до конца царствования Османа II из династии Оттоманской, т. е.: до начала XI столетия Гиджры. M.S., in 4і1 старого египетского почерка; в начале недостает двух листов____________________________________________________________________________19 р.

(^ijSSl "Ijl jл ^jVl t'"l^aj

69. Нефехат; на Персид. яз., сочинение известного Абдур-Вихмана Джамия ^jVJл

^лЦЛ j^^jSl jjc Содержит жизнеописание мистиков; составлено автором по просьбе славного Амир-Алишира, в 881 году. M.S. in 4-, очень старый. Несколько страниц в конце писано новым Персид. почерком, в 1191 г. Гиджры.____________________________30 р.

Всего на 710 р.

4. По части прикладных наук, как то: Грамматики, Логики, Реторики и т. п.

^jl^Jjl A-^^jj

70. Терджими-тесрифи-зенджани. Перевод этимологии Зенджани, на Персид. яз. с примечаниями; сочинение Ибрагима, прозванного Ал’иззи Jjc jj ^jaIjjI Jlx*3l jjI jjjJl Jc ^J»Sl jjlj —jjx^Sl —Si ^lc jj tlAjSl

Л. 153

кончившего в 839 г. Гид. Книга in 4ій, почерк Татарский; год письма неизвестен. 4 р. сер.

^ІіллЗі j^"w л Ау

71. Хашиеи-Мюхтессерюль-маан; риторическое сочинение на Араб. яз. Абдуллаха

Аль-Езди ^JySl jjjSl tU-Z jj ЛІ jjc кончившего в Ширазе, в 972 г. Г. Почерк очень старый; год письма неизвестен, рукопись in 8ой писана почер. Та’лик_________________________8 р.

j^'l'',' tbl ajZU.

72. Два сочинения: 1) Хашиеи Адаб Мюназиря; схоластико-философское сочинение Мас’уди ^Jjx-.л на Араб. яз. 2) рассуждение неизвестного автора в философии; нескольких страниц в конце не достает. Почерк очень старый насх и талик; in 8ой

--------------------------------------------------—---------------------------------9 р.

JjU'l ^lc Г,!<У'1 jjc Aj

73. (Ms.O. № 370) Хашиеи-Абдуль-Хеким. Реторическое сочинение, на Араб. языке,

ученого Маулуеви-Абдюль-Хекима, известного на Востоке с примечаниями на Мютев-век. M.S. в больш. четвертушку, хорошего старого почерка насх; год письма неизвестен._______________________________________________________________________________17 р.

^лі^Зі ^jZ ^lc jjjSl • ^r- ljVJл AjZU.

74. Хашиети-исамюдин. Примечания к пространной грамматике Джамия. Это сочи-

нение весьма уважается на Востоке и отличается между прочими сочинениями сего рода особенным критическим изложением. Писано на Арабском яз. Ученым Ибрагимом Аль-Асферани, прозванным Исамюддин, (in 4ій) in 8ой , в 1033 г.___________22 р. сер.

ПіЦл'і ^jz Ау

73. (Ms.O. № б7б) Хашиеи Шерхи-Маталий. Сочинение Логическое, на Араб. яз. Да-вуда JjlJ хорошего почерка в малую четвертушку.____________________________________10 р.

^Зііл Ау

76. Хашиеи-металии; логическое сочинение, на Араб. яз. Знаменитого Сейид Али.

Книга in 4ій min. Писано почерком употребительным в местечке Берки._______________14 р.

Jj^л Ау

77. Хашиеи Мютеввель. Риторическ. Сочинение, на Араб. яз. Насана, прозванного

Иззи-челеби jjjSl jJj Ai^Jl SJj^ jj si/ лліл jj j.^ ^jk ^Jic скончавшегося в первой половине X века Г. Рукопись писана в 1099 г. Г.________________________________________22 р.

Л. 154

Jj^л Ау

78. Такое же сочинение, на Араб. яз. Ас-самеркеди j^j ^jI jj f^laSl jjI A^Ij^ ^UVl £y—Si

^jjfljA.Sl ^JylSl уважаемого на Востоке____________________________________________27 р.

jjlajJl jjljia.

79. (Ms.O. № 338) Хедаикюд-Дескин. Толкование на Анмузедэн; грамматич. сочинение на Араб. яз.____________________________________________________________________3 р.

jjiiiSl jjlaJ

80. Дакаикуль-хекаик. Персидские синонимы на Турец. яз., сочинение Ибни-Кемаль-

Ришан. Старая рукопись, in 4-.________________________________________________________22 р.

l'Sl ^jZ

81. Шерхи-Телхис. Реторич. Сочинение, ан Араб. яз. Алламетю Тафтазани

^iljfifJl j^c jj jj*^ jjjJlj АІлЗі скончавшегося в 722 г. Г. известное во всей Азии. Книга в большую %; почерк новотатарский, довольно хороший.____________________________________10 р.

Ау'Іу.^.І JiljaSlj ^л.л'І АуіК'І ^j/

82. (Ms.O. № 339) Шерхюль-Кафие. Грамматич. Сочинение на Араб. яз. ученого Мау-

ляна-Джами ^лі^Зі jj^jJl jjc ljVJл скончав. 898 г. Это есть толкование на Кафие Османа Ибнюль Хаджиба м^ііЗі jj jUSc AyilS преподаваемое во всех школах Азии. Рукопись in 4ій почерк старый; писана в 938 г. Гид.________________________________________________9 р.

jljjVl ^Зііл ^jZ

83. (Ms.O. № 673) Шерхи Метали-иль анвар. Логическое сочинение на Араб. яз. уче-

ного Эррази i^jljSl лліл jjjJl tLa Ал^*Л скончав. В 766 г. Г. M.S. in 8—, старого Малоазий-ского почерка; писана в 812 г. Г.__________________________________________________13 р.

84. (Ms.O. № 3б8) Мютевваль, т.е.: подробное толкование Телль-хиса, на Араб. яз.,

ученого Тафтазани ( см. № 69). M.S. in 8—, писан в Меданэ 1239 г. Г. красивым почерком Насх_______________________________________________________________________________29 р.

^jl*Jl ^І"іл

83. (Ms.O. № 3б7) Мюфтахюль-Улюм. Реторическое сочинение знаменитого Секкаки Ал^а Рукопись in 4і1 бол. Почерка насх; писана в 104 г. Гиджры Каллиграфом Ме-хеммед-Селисом.____________________________________________________________________18 р.

Всего на 239 р.

Л. 155

По части разных математических и естественных наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a.ij"y si Jj^al

86. (Ms.O. № 672) Усули-Гиндися; на Араб. яз.; математическое сочинение знамени-

того Ат-тусия ^j^Sl лліл jj лліл ji*^ jjI jjjJl jy^j сконч. В 672 г. Г. M.S. in 8ой, хорошего почерка, двух страниц в конце недостает____________________________________________3 р. сер.

АуДІ—Зі Аіі"Зі

87. (Ms.O. № б70) Атюхфе. Астрономическое сочинение Мас’уди Ширазского

^jljy—Si Jj*^ jj лліл jjjJl i_iLa кончавш. В 720 г. Гиджры. M.S. на Араб. яз. in 8—,весьма хорошего почерка; в конце недостает нескольких страниц.________________________________20 р.

jljjiJ! Sjya.

88. (Ms.O. № 663) Хеиатюль-Хейван. Сочинение на Араб. яз. по части Зоологии Ад-

демира ^*il—Si ^j^I лліл jjjJl JUS ^y—Si скончав. в 808 г. Г., изящного почерка Насх,

писана назад тому 300 лет______________________________________________________________73 р.

Si

89. (Ms.O. № 671) Хюласетуль-Хисаб, на Араб. яз. /Содержит Арифметику и Геомет-

рию/. Сочинение Бегауд-дин Аль Амили ^Ілі*-!і jjjJl jy.iJl jj jy.iJl jj лліл Ал^*3і £y—Si Рукопись in 8ой____________________________________________________________________3 р. сер.

^4!л“- cjz

90. (Ms.O. № бб8) Шерхи-Чегкмини. Толкование на Чагмини в Астрономии, сочинении Кази-Задо <^л3! sjlj ^^la составлено для Султана Улуг-Бека, внука Тимура. 8 р.

i_lLSi ti"s

91. Китабют-тиб. Медицинск. Сочинение на Турецк. яз. Ибню-Шерифа jjjJl ^yi

^jj—Si jjij jcja3I лліл составл. В 796 г. Г._______________________________________29 р.

92. (Ms.O. № 332) Собрание трех сочинений, на Араб. яз.,: 1) ^Ь^лЗ! из слов Имама

Джафара Ас-садыка jjl^Sl ji*?. ^ІлУІ заключ. Схоластическое Богословие. Рукопись писана в 1184 году. 2) Предания Муфеззеля, ученика того же Имама. Рукопись писана в 183 г. 3) Ответы того же Имама богоотступникам; рукопись писана в том же году. Почерк книги очень хороший, Насх_____________________________________________________13 р.

Л. 156

^іу.л ААл tl"S

93. (Ms.O. № 667) Миэи-Месихи. Решение ста медицинских задач, ученого Аль-

Месихи ^і)»л'і ^.yc jj ^уіл J^i jjI M.S. in 8ой, на Араб. яз., отличного почерка талик-шекесте-амиз кончена в 1024 г. Гиджры._________________________________________14 р.

^j^jSl fS

94. Рукопись на Араб. яз. по астрономии с рисунками. Это сочинение в подробности

трактует о южном звездном небе. Автор не известен._________________________________32 р.

jy*Jl AjIja

93. (Ms.O. № б73) Гидаетль-Айн. Весьма важное сочинение по части Философии, на Араб. яз., Аль-Муббиди ^лшлЗ! jjjJl цу*л jj jy.^ ^ІлУІ £у—Зі Подробное толкование на сочинении Асирюддина Аль Абгери ^j^VI Jлc jj J^i^Sl jjjJl jySl Ал^*Л M.S. in 4°°, писан Даги-станским почерком каллиграфом Гаджи Джибраимом в 1098 г. Гиджры. 12 р.

9б. Древне мистическое сочинение, по коему учился Шерфюд-диран Аль-Феримура ^/j/jiJl i^ljjSl -jZ лліл jj jcl^ jj лліл A^j^JI у Ибрагима Алхемави одного из славнейших мистиков Востока, рукою которого в конце сего M.S. написан: т. е. «что писано сие Ибрагимом бин Мюхеммед-Алхемеви, то правда». M.S., как надо полагать, писан за б00 слишком лет до сего времени. К концу приложены две брошюры, писанные тою же рукою, того же предмета: 1) Рисали Хуруфут-тесриф и 2) Рисалетюль-киз мемзуджюн бирремз. Рукопись во всех отношениях примечательна и хорошо сбережена. 266 р.

Всего на 493

Всего на 4840 р. сер.

1. Рзаев А. К. Мухаммед Али Мирза Казем-Бек. Баку, 1981.

2. Мазитова Н. А. Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском университете. (Первая половина XIX века). Казань, 1972. 225 с.

3. Валеев Р. М. Мирза Казем-Бек и востоковедение в России в XIX в. // Мирза Казем-Бек и отечественное востоковедение: Доклады и сообщения международной научной конференции, 23-25 мая 2000 г. Казань, 2001. 324 с.

4. РГИА. Ф. 733. Департамент народного просвещения. Оп. 193. Д. 674. Л. 139-159.

5. Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. М., 1985.

6. Беляев В. И., Булгаков П. Г. Арабские рукописи собрания Ленинградского государственного университета // Памяти академика И. Ю. Крачковского. Л., 1958.

7. Арабские рукописи восточного отдела научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета: Краткий каталог / Сост. О. Б. Фролова и Т. П. Дерягина; под ред. О. Б. Фроловой. СПб., 1996. 272 с.

8. Фильштинский И. М. История арабской литературы. X-XVШ века. М., 1991. 726 с.

9. Рожанская М. М., Матвиевская Г. П., Лютер И. О. Насир ад-Дин ат-Туси и его труды по математике и астрономии в библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Ташкента и Душанбе. М., 1999. 142 с.

10. Матвиевская Г. П., Тллашев Х. Математические и астрономические рукописи ученых Средней Азии X-XVШ вв. Ташкент, 1981.

Статья поступила в редакцию 23 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.