Научная статья на тему '«Арабская весна» как попытка демократизации Ближнего Востока по западному образцу'

«Арабская весна» как попытка демократизации Ближнего Востока по западному образцу Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1236
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Арабская весна» / Египет / общенациональные протесты / «марш миллионов» / «Братья-мусульмане» / Аль-Азхар / смена режима / США / третья волна демократизации / “Arab Spring” / Egypt / national protests / “march of millions” / Muslim Brotherhood / Al-Azhar / change of the regime / USA / the third wave of democratization

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кадирова Гузаль Шухратовна

Статья посвящена феномену так называемой «Арабской весны», которая происходила в форме серии антиправительственных выступлений в странах Ближнего Востока и Магриба 2010-е годы. Она была направлена, как представлялась западным политикам, на установление более демократического и справедливого общества. Массовые протесты в государствах региона были вызваны целым комплексом экономических, социальных и политических причин. В отдельных случаях они были спровоцированы внутриполитическим кризисом и одиозными случаями противостояния с властями. В работе описывается данный процесс в Египте, начавшийся в виде единичных протестов во второй половине 2010 года, однако в последствие переросший в массовые выступления в январе 2011 года. Смена режима в Египте происходила при активной позиции США как главного в то время внешнеполитического актора на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Несмотря на достижение первоначальной цели оппозиционных сил — отставки Х. Мубарака — и поддержку со стороны Запада, в Египте «Арабская весна» не принесла ожидаемой демократизации и либеральных реформ в политической и экономической жизни. Применяя концепцию «демократизации общества» в Египте, оппозиционеры-реформаторы требовали на первом этапе перехода от автократического или военного режима к демократическому правительству. Протесты постепенно вовлекли все более широкие круги общественности, что затем повлекло за собой революцию, которая в Египте привела к свержению президента, правившего страной почти 30 лет, и развалу экономики. На втором этапе «Арабской весны» в Египте произошла вторая смена власти в следствие давления военных сил. Анализ позволил заключить, что события в Египте привели к «парадоксу демократии», когда усиление демократических процессов приводит к власти недемократические, в данном случае исламистские, силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arab Spring as an Attempt to Westernly Democratize the Middle East

The article is devoted to the phenomenon of the so-called Arab Spring, which took place in the form of a series of anti-government protests in the countries of the Middle East and Maghreb in the 2010s. It was aimed, as Western politicians saw it, at establishing a more democratic and just society. Mass protests in the states of the region were caused by a whole range of economic, social and political reasons. In some cases, they were provoked by an internal political crisis and odious incidents of confrontation with the authorities. The article describes the beginning of this process in Egypt, which started in the form of isolated protests in the second half of 2010, but subsequently escalated into mass demonstrations in January 2011. Regime change in Egypt took place with the active position of the United States as the main foreign policy actor at that time in the Middle East and North Africa. Despite the achievement of the initial goal of the opposition forces — the resignation of H. Mubarak and support from the West, in Egypt the Arab Spring did not bring the expected democratization and liberal reforms in political and economic life. The author of the article notes that applying the concept of “democratization of society” in Egypt, the opposition reformers demanded at the first stage of the transition from an autocratic or military regime to a democratic government. The protests gradually drew wider and wider circles of the public, which then led to a revolution that in Egypt led to the overthrow of the president, who ruled the country for almost 30 years, and the collapse of the economy. The second stage of Arab Spring in Egypt saw a second change of power as a result of pressure from the military. H. Mubarak was forced to resign. Thus, the author comes to the conclusion that the events in Egypt led to the so-called paradox of democracy, when the strengthening of democratic processes leads to power by undemocratic, in this case, Islamist forces.

Текст научной работы на тему ««Арабская весна» как попытка демократизации Ближнего Востока по западному образцу»

Правовые и политические аспекты управления

Кадирова Г.Ш.

«Арабская весна» как попытка демократизации Ближнего Востока по западному образцу

Кадирова Гузаль Шухратовна — докторант, кафедра мировой политики и международных отношений, факультет экономики и политики зарубежных стран, Ташкентский государственный университет востоковедения, г. Ташкент, Узбекистан. E-mail: guzal.kadirova.1986@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 6805-1085 ORCID ID: 0000-0001-6551-270X

Аннотация

Статья посвящена феномену так называемой «Арабской весны», которая происходила в форме серии антиправительственных выступлений в странах Ближнего Востока и Магриба 2010-е годы. Она была направлена, как представлялась западным политикам, на установление более демократического и справедливого общества. Массовые протесты в государствах региона были вызваны целым комплексом экономических, социальных и политических причин. В отдельных случаях они были спровоцированы внутриполитическим кризисом и одиозными случаями противостояния с властями. В работе описывается данный процесс в Египте, начавшийся в виде единичных протестов во второй половине 2010 года, однако в последствие переросший в массовые выступления в январе 2011 года. Смена режима в Египте происходила при активной позиции США как главного в то время внешнеполитического актора на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Несмотря на достижение первоначальной цели оппозиционных сил — отставки Х. Мубарака — и поддержку со стороны Запада, в Египте «Арабская весна» не принесла ожидаемой демократизации и либеральных реформ в политической и экономической жизни. Применяя концепцию «демократизации общества» в Египте, оппозиционеры-реформаторы требовали на первом этапе перехода от автократического или военного режима к демократическому правительству. Протесты постепенно вовлекли все более широкие круги общественности, что затем повлекло за собой революцию, которая в Египте привела к свержению президента, правившего страной почти 30 лет, и развалу экономики. На втором этапе «Арабской весны» в Египте произошла вторая смена власти в следствие давления военных сил. Анализ позволил заключить, что события в Египте привели к «парадоксу демократии», когда усиление демократических процессов приводит к власти недемократические, в данном случае исламистские, силы.

Ключевые слова

«Арабская весна», Египет, общенациональные протесты, «марш миллионов», «Братья-мусульмане», Аль-Азхар, смена режима, США, третья волна демократизации.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10083 Введение

Термин «Арабская весна» обозначает череду протестных выступлений, произошедших в 2010-е годы на Ближнем Востоке и Магрибе, приведших к смене режимов в ряде стран региона и дестабилизации в некоторых других.

При оценке события «Арабской весны» на Западе принято подчеркивать ее демократические настроения, указывать на «общенародный» характер протестов против авторитарных правительств. Так, энциклопедия Британника приводит следующее определение «Арабской весны»: это волна демократических протестов и восстаний,

которые произошли на Ближнем Востоке и в Северной Африке начиная с 2010 и 2011 годов и бросили вызов некоторым укоренившимся авторитарным режимам в регионе. Демонстранты, выражавшие протест против политической и экономической несправедливости, столкнулись с жестокими репрессиями со стороны сил безопасности своих стран1. Словарь Коллинза предлагает следующее определение: «Арабская весна — это период 2011-2012 годов, во время которого люди на Ближнем Востоке и в Северной Африке пытались добиться демократических реформ»2.

Ученые стран СНГ не столь однозначны в оценке событий, подчеркивая более сложный, чем представляется на первый взгляд, характер происходивших процессов. Так, известный российский востоковед и государственный деятель Е.Примаков считал «поверхностным» подход, при котором все события «Арабской весны» можно было свести к революционной волне против авторитарных режимов [Примаков 2012]. Другой известный российский востоковед В. Наумкин указывает на то, что «арабское пробуждение» носило цикличный характер, и обозначает периоды, когда накопившееся недовольство выплескивалось наружу. Особенностью же «Арабской весны» 2011 года стала резко возросшая роль «арабской улицы», не связанной с государством и направленной против него, а не против колониализма или Израиля. Изменился и панарабизм, который утратил светские черты и стал исламистским в большей степени, чем националистическим или демократическим [Наумкин 2012]. Хотя подчеркивалась роль социальных сетей, которые использовались в протестах преимущественно молодежью, не меньшее значение имели традиционные средства мобилизации, такие как мечети [Наумкин 2011].

Ряд российских экспертов высказывают мнения о том, что «Арабская весна» — новая форма «цветных революций», которая сталa технологией контроля над энергоресурсами Ближнего Востока и Северной Африки и посредством этого контроля над энергетической безопасностью основных конкурентов Запада — Китая и Индии [Комлева 2013; Ланда 2012; Манойло 2012].

Схожей точки зрения придерживаются узбекистанские исследователи Ш. Ёвкочев [Ёвкочев 2011] и К. Азимов [Азимов 2013], отмечающие единый сценарий происходивших событий, их одновременность и, как следствие, вероятное наличие скоординированного плана.

1 Arab Spring. Pro-Democracy Protests // Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/event/Arab-Spring (дата обращения: 17.06.2020).

2 Arab Spring // Collins Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/arab-spring (дата обращения: 17.06.2020).

Между тем исследователи отмечают комплексный характер факторов, приведших к «Арабской весне». В частности, эксперт британского центра Governance and Social Development Resource Centre И. Идрис выделяет следующие структурные, или фундаментальные, факторы, которые формировались постепенно и стали глубинными причинами недовольства и протестов [Idris 2016]:

- разрыв «авторитарной сделки», или социального договора, согласно которому государство предоставляло услуги, рабочие места и субсидии на продовольствие и энергию в обмен на политическую поддержку;

- демографический взрыв в арабском мире в сочетании с неспособностью правительства провести структурные реформы и создать рабочие места, что привело к росту безработицы, особенно среди молодежи, которая затем в первую очередь вышла на протесты. Повышение уровня образования во всем регионе способствовало повышению ожиданий среди молодежи и разочарованию, когда рабочие места в государственном секторе фактически перестали быть доступными, а занятые в частном секторе были низкооплачиваемыми или не подходили для их навыков;

- меры жесткой экономии, введенные в результате программ структурной перестройки и воздействия мирового финансового кризиса, привели к росту цен (особенно на продукты питания), экономическим трудностям и ухудшению уровня жизни большинства людей;

- коррупция со стороны правящих элит возрастала как в открытой, так и в скрытой формах, что еще больше увеличивало неравенство в доходах.

Пакистанские эксперты А.К. Муштак и М. Афзал выделяют следующие причины «Арабской весны»3:

- экономические, которые, в свою очередь, включают в себя глобальный кризис, продовольственный кризис, безработицу;

- социальные, к которым относятся проблемы молодежи, образования, демократии, политических свобод и экономического неравенства, роль социальных медиа, дискриминация этнических и религиозных меньшинств;

3 Abdul Qadir Mushtaq, MuhammadAfzal. Arab Spring: Its Causes and Consequences // University of Punjab, Pakistan [Электронный ресурс]. URL: http://pu.edu.pk/images/iournal/HistoryPStudies/PDF Files/01 V-30-No1-Jun17.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

- наконец, «внезапные», случайные причины, которые являются скорее поводами, такие как самосожжение Мухаммеда Буазизи в Тунисе.

«Арабская весна» в Египте: причины и хроника событий

В случае Египта (Арабская Республика Египет, АРЕ) следует отметить, что в начале XXI века президент Х. Мубарак инициировал экономические реформы, которые привели к росту экономики до 7% в год в период с 2006 по 2008 годы. Но, несмотря на экономический подъем, эти реформы не привели к росту уровня жизни простых людей. В этот период число египтян, проживающих за чертой бедности, увеличилось с 16,7% до 20% от всего населения. В 2009 году число тех, кто проживал на сумму менее 2 долл. США в день, увеличилось на 44%; уровень инфляции вырос до 11,49%, а уровень безработицы превысил 20%. С другой стороны, уровень неграмотности составил 27%, и уровень неполной занятости молодежи в возрасте от 15 до 24 лет составлял 24,8%. Это свидетельствует о том, что реформы не носили структурного характера и приносили пользу только политической и экономической элите страны, что способствовало усилению недовольства4.

Многие исследователи относят роль социальных медиа к числу основных причин «Арабской весны». В СМИ революции даже получали названия «Твиттерная» или «Фейсбуковая»5. Однако, по нашему мнению, роль социальных медиа можно отнести только к второстепенным факторам.

Социальные сети и медиа сыграли решающую роль в повышении осведомленности о событиях, в частности о самосожжении Мухаммеда Буазизи, что послужило поводом для массовых выступлений в Тунисе. Они стали также важным инструментом мобилизации протестующих и последующей координации их действий. Был определенный демонстрационный эффект, стимулирующий «Арабскую весну», что видно из скорости, с которой восстания следовали друг за другом по всему региону, когда люди видели, что происходит в других странах, и следовали их примеру.

Кроме того, в ходе протестов значимым фактором послужили промахи в ответной реакции государства, что приводило к обратному эффекту, побуждая все большее количество людей присоединяться к протестам.

4 Muthukumar J. Arab Spring and Third Wave of Democratisation: The case of Egypt // Modern Diplomacy [Электронный ресурс]. URL: https://moderndiplomacy.eu/2019/12/06/arab-spring-and-third-wave-of-democratisation-the-case-of-egypt/ (дата обращения: 17.06.2020).

5 Твиттерная революция // Lenta [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/articles/2011/01/27/twrewolt/ (дата обращения: 17.06.2020).

Отдельно следует отметить роль вооруженных сил. Так, в Египте армия в конечном итоге приняла сторону протестующих, заставив Х. Мубарака уйти в отставку. В то же время в Сирии ядро армии оставалось верным режиму Б. Асада, что позволило ему удержаться у власти.

Непосредственно «Арабская весна» пришла в Египет сразу после событий в Тунисе, приведших в этой стране к смене режима. Считается, что тунисская «Жасминовая революция» вдохновила недовольных в Египте и других странах по всему арабскому миру6.

По мнению эксперта Исследовательской службы Конгресса США Дж. Шарпа7, социально-экономический кризис, несогласие с результатами парламентских выборов, проблема правопреемства, вызванная желанием Х. Мубарака баллотироваться на очередной президентский срок и выдвижением сына как преемника на посту президента, вывели протестующих на улицы.

Поводом для начала протестов послужила смерть Халеда Саида, блогера-активиста, наступившая вследствие применения насилия со стороны полицейских в июне 2010 года8. Однако первоначально протестующие не имели перевеса, и лишь с конца января 2011 года, после того как протесты получили развитие в других городах, а Х. Мубарак не предложил устраивающего демонстрантов ответа, баланс сил стал меняться.

В период с 25 по 28 января 2011 года было отмечено широкое использование социальных сетей для координации протестов, и уже 28 января произошли масштабные общенациональные протесты по всей стране, сопровождавшиеся столкновениями с полицией и силами безопасности. Насилие стало все более распространенным в ходе протестов, сжигались символы правления Х. Мубарака.

Введенные правительством ограничения египетского правительства на работу средств массовой информации и интернета затруднили составление общей картины, к тому же мировые СМИ были сосредоточены в основном только на событиях в центре Каира, оставляя за кадром события в других городах и в сельской местности. Тем не менее очевидно, что протесты охватили всю страну и проходили под требованием перемен и демократизации.

6 Sharp J. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U.S. P. 18 // Refworld [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/4d6f4dc5c.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

7 Там же. P. 18.

8 В Египте осудили убивших вдохновителя революции полицейских // Lenta [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2011/10/26/khaleed/ (дата обращения: 17.06.2020).

Сведения о первых днях масштабного противостояния свидетельствовали о том, что в протестах в крупных египетских городах участвовали широкие слои общества. Хотя большинство протестующих были молодыми мужчинами, в СМИ демонстрировали значительное число женщин, детей и пожилых людей, которые, по-видимому, представляли различные социальные классы, объединившиеся в требовании демократических перемен и отставки Х. Мубарака9.

29 января 2011 года Х. Мубарак предпринял попытку успокоить оппозицию, объявив об отставке правительства и назначении главы национальной разведки О. Сулеймана своим вице-президентом. Это, наряду с предоставлением должности премьер-министра А. Шафику, связанному с военными кругами, свидетельствовало об усилении армии и сил безопасности в органах управления.

Вместе с тем, Х. Мубарак отклонил требование оппозиции уйти в отставку, заявив о своей обязанности как президента «защитить нацию». Данный шаг не мог помочь справиться с протестами, и массовые беспорядки 29-30 января 2011 года привели к потере управления и хаосу, вынудив Х. Мубарака принять решение о развертывании армии для защиты важнейших стратегических объектов страны. Тем самым вооруженные силы стали фактически единственными, кто мог обеспечить порядок и безопасность.

Неспособность полиции справиться с наведением порядка, вывод ее из городских районов, а также массовое освобождение заключенных расценивались наблюдателями как тактика правительства, призванная напомнить о важности безопасности и свести протестное движение до групп мародеров и вооруженных банд10.

30 января 2011 года на фоне продолжавшихся протестов прошли переговоры между сторонами конфликта с участием армейского руководства, в ходе которых обсуждался вопрос отставки президента Х. Мубарака как средства стабилизации страны и восстановления экономической жизни, поскольку фондовый рынок Египта снизился по крайней мере на 18% в 2011 году, сократилась торговля, был нанесен ущерб туристической индустрии — главному источнику валютных поступлений в страну. В ходе переговоров были сформулированы цели оппозиции:

9 Sharp J. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U.S. P. 4 // Refworld [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/4d6f4dc5c.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

10 Там же.

- немедленная отставка президента;

- формирование представительного временного правительства национального единства;

- изменение конституции в сторону большей демократизации;

- отстранение коррумпированных лидеров, ответственных за репрессии против протестующих;

- роспуск парламента и проведение свободных и справедливых парламентских и президентских выборов11.

В это же время военное командование заявило об отказе от применения силы против протестующих и праве египтян на свободу выражения позиции мирными средствами. Как представляется, данное заявление свидетельствовало об отказе в поддержке Х. Мубарака, поскольку оно появилось в то время, когда применение силы армией против гражданского населения было бы единственным методом для подавления демонстраций и восстановления порядка в стране.

На этом фоне 31 января президент Х. Мубарак объявил о новом составе кабинета министров, в котором была усилена роль военных, что можно расценить как попытку договориться с армейским руководством со стороны действующего президента и как дополнительное свидетельство увеличения роли вооруженных сил. Кроме того, правительство согласилось с проведением новых парламентских выборов в районах, где апелляции были поданы до начала протестов, и призвало к началу диалога со всеми политическими группировками по всем имеющимся вопросам, в том числе конституционным и законодательным реформам.

1 февраля 2011 года масштаб демонстраций стал уже беспрецедентным в современной истории Египта. В ходе так называемого «марша миллионов» только в центре Каира собралось около четверти миллиона протестующих. Вечером 1 февраля Х. Мубарак объявил, что не станет баллотироваться на следующих президентских выборах осенью 2011 года и будет содействовать «мирной передаче власти» после истечения своего нынешнего срока. В ответ лидеры оппозиции заявили, что сроки ухода неприемлемы, а отставка должна быть немедленной.

Со 2 февраля 2011 года противостояние перешло в новую фазу, после того как начались столкновения между сторонниками Х. Мубарака и анправительственными силами, повлекшие за собой жертвы с обеих сторон. Новое правительство АРЕ обещало

11 Sharp J. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U.S. P. 4 // Refworld [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/4d6f4dc5c.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

«разобраться» со всеми, кто провоцирует насилие, и одновременно вице-президент О. Сулейман заявил, что сын президента Х. Мубарака Гамаль Мубарак не будет баллотироваться на президентских выборах и что интернет не будет блокироваться.

Попытки правительства начать диалог с оппозицией увенчались частичным успехом, когда отдельные представители оппозиционных групп и партий согласились встретиться с вице-президентом АРЕ для обсуждения деталей переходного периода.

По итогам встречи с оппозицией вице-президент АРЕ О. Сулейман заявил о консенсусе, — что было оспорено оппозицией, — и договоренности для Х. Мубарака завершить свой президентский срок без досрочной отставки, а также о поправках в конституцию и последующей отмене чрезвычайного положения. Одна из наиболее известных фигур оппозиции М. Эль-Барадеи осудил идеи и уступки правительства как недостаточные.

В то же время большая часть оппозиции настаивала на немедленной отставке Х. Мубарака как главном условии начала переговорного процесса. Крупнейшая оппозиционная партия «Братья-мусульмане» также оказалась разделена по вопросу переговоров. В то время как Мохаммед Саад аль-Кататни, член Исполнительного бюро «Братьев-мусульман», поддержал переговоры как «более безопасный выбор», лидер партии Мухаммед Мурси настаивал на немедленной отставке Х. Мубарака12.

Вероятно, правительство стремилось любой ценой пережить протесты и, сочетая переговоры и насилие, внося раскол в оппозицию, существенно ее ослабить и остаться у власти. На фоне протестов 7 февраля 2011 года правительство попыталось создать видимость возврата к нормальной жизни. Новый кабинет министров провел первое заседание, на котором было объявлено о повышении государственных зарплат и пенсий, заработали финансовые учреждения страны.

Тем временем протесты не ослабевали, а после освобождения Ваэля Гонима, создателя группы Facebook «Мы все Халед Саид», задержанного в самом начале массовых выступлений, оппозиции удалось расширить размах демонстраций. Сам В. Гоним получил в распоряжение телеэфир, в котором призывал продолжать протесты до самого конца, и назвал Х. Мубарака преступником, который немедленно должен уйти13. Подобные выступления на национальном телевидении стали беспрецедентным явлением для Египта.

12 Sharp J. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U.S. P. 9 // Refworld [Электронный ресурс]. URL: https://www.refworld.org/pdfid/4d6f4dc5c.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

13 Там же.

Начало общенациональной забастовки стало очередным тяжелым ударом для правительства. Показателем эффективности забастовочного движения стало обращение оппозиции к железнодорожникам с просьбой возобновить работу для того, чтобы в протестах в Каире могли принять участие люди с самых отдаленных провинций.

10 февраля 2011 года Х. Мубарак обратился с речью, в которой он объявил, что делегировал часть своих полномочий вице-президенту О. Сулейману, но не уйдет в отставку до сентября 2011 года. Однако уже 11 февраля О. Сулейман выступил с обращением, что президент Х. Мубарак подал в отставку, а власть переходит к Высшему совету Вооруженных сил Египта во главе с маршалом Хуссейном Тантави.

Египет после Хосни Мубарака: внутренние и внешние акторы

Как отмечает эксперт МГИМО(У) И. Чайко, армия всегда занимала особое место в политической системе Египта, однако в ходе «Арабской весны» она стала единственным институтом, способным стабилизировать ситуацию в стране. Военные занимали нейтральную позицию в ходе противостояния президента Х. Мубарака и оппозиции, но в решающий момент именно они взяли власть в свои руки [Чайко 2013].

Вслед за отставкой Х. Мубарака последовала отставка всего кабинета министров, роспуск парламента и отмена конституции. Военное руководство пообещало отмену чрезвычайного положения, проведение президентских и парламентских выборов и последующую передачу власти демократически избранному правительству. Военным удалось провести ряд реформ, прежде всего, содействовать составлению проекта новой конституции, которая была принята на референдуме в марте 2012 года.

Одной из наиболее активных политических сил в ходе протестов в Египте были «Братья-мусульмане», крупнейшая исламистская организация страны, которая на протяжении десятилетий претендовала на власть. «Братья-мусульмане» не были активны в первые дни протестов. Но они присоединились к протестующим в январе 2011 года и в последующем поддержали кандидатуру М. Эль-Барадеи на пост президента переходного периода. Они применяли ту же ненасильственную тактику, которую использовали и светские активисты.

После отстранения Х. Мубарака исламистские группировки получили право легально формировать политические партии. Появилось множество партий,

представляющих широкий спектр исламистских политических мыслей: от «Братьев-мусульман» до радикальных салафитских групп14.

Позиция руководства комплекса Аль-Азхар также сыграла существенную роль в рассматриваемых процессах. Первоначально оно заняло осторожную позицию в отношении протестов «Арабской весны»: великий имам Ахмад Тайиб подтвердил легитимность президента Х. Мубарака, а великий муфтий Али Гомаа призвал протестующих вернуться домой.

Тем не менее некоторые сотрудники университета и студенты приняли участие в демонстрациях. По мере эскалации конфликта в кампусах Аль-Азхар также происходили акции протеста.

Революционные события привели к возрождению оппозиционных научных сообществ, в том числе сторонников «Братьев-мусульман» и салафитов, которые впервые смогли открыто взаимодействовать с руководством комплекса и университета Аль-Азхар. «Арабская весна» принесла изменения в Аль-Азхар. С 1961 года университет находился под полным контролем правительства. В течение недель и месяцев, последовавших за «Арабской весной», преподаватели и египетское общество в целом поддерживали большую независимость Аль-Азхар от правительства и связанных с ним институтов, например, выступая за избрание на должность великого имама, а не назначение правительством.

20 июня 2011 года в Аль-Азхар была издана программа из 11 пунктов, в которой рекомендовались изменения египетского общества в сторону конституционной демократии, одновременно предлагалось расширить собственную институциональную независимость и его роль как высшего исламского авторитета в Египте.

Несмотря на общественную поддержку институциональной независимости, Аль-Азхар остался под контролем правительства. Тем не менее эти обсуждения и инициативы выявили различные точки зрения внутри сообщества, в том числе обусловленные разницей между поколениями, отношениями с предыдущим режимом, поддержкой суфизма или салафизма, которые в целом отражали общее состояние египетского общества15.

14 The Arab Spring in Egypt // Harvard Divinity School [Электронный ресурс]. URL: https://rlp.hds.harvard.edu/faq/arab-spring-egypt (дата обращения: 17.06.2020).

15 Там же.

Смена режима в Египте происходила при активной позиции США как главного в то время актора на Ближнем Востоке и в Магрибе. Хотя большинство исследователей разделяют мнение, что для политических элит Запада «Арабская весна» и ее масштабы стали неожиданностью, тем не менее почти сразу после ее начала США и лидеры стран Европейского союза (ЕС) заявили о своем намерении сделать больший акцент, чем в прошлом, на поощрении демократических реформ и экономического развития как основных факторов сотрудничества16.

В ходе кризиса администрация Б. Обамы воздерживалась как от прямой поддержки президента Х. Мубарака, так и от требований оппозиции о немедленном переходе власти. Вместо этого подчеркивалось, что народ Египта вправе самостоятельно выбирать свое правительство. Демонстративный отказ от вмешательства тем не менее сопровождался позицией, направленной на поддержку демократических реформ, что выражалось в поддержке переговоров между правительством и оппозицией, в призыве к сдержанности к египетской армии и выражаемых опасениях относительно возможности захвата власти исламистами «Братьев-мусульман».

После отставки Х. Мубарака Вашингтон выдвинул инициативы, направленные на содействие политической и экономической либерализации в Египте17, что символизировало отказ от традиционной американской политики на Ближнем Востоке и в Магрибе, которая была в основном сосредоточена на обеспечении стабильности и безопасности.

Поддержка демократизации и требование перехода к инклюзивной демократии озвучивались президентом США Б. Обамой, который называл Египет в качестве одного из приоритетов в отношениях со странами региона.

В своей программной речи 19 мая 2011 года, которую назвали «доктриной Обамы», он объявил о содействии реформам и интеграции рынков друг с другом и мировой экономикой. Б. Обама отметил, что «эти усилия начинаются в Египте и Тунисе, где ставки высоки, — поскольку Тунис был в авангарде этой демократической волны, а Египет является давним партнером и крупнейшей страной арабского мира. Обе страны могут подать сильный пример посредством свободных и справедливых выборов,

16 Archick K., Mix D. The United States and Europe: Responding to Change in the Middle East and North Africa. P. 15 // Federation of American Scientists [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R43105.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

17 Erin A. Snider, DavidM. Faris. The Arab Spring: U.S. Democracy Promotion in Egypt // Middle East Policy Council (USA) [Электронный ресурс]. URL: https://mepc.org/arab-spring-us-democracy-promotion-egypt (дата обращения: 17.06.2020).

активного гражданского общества, подотчетных и эффективных демократических институтов и ответственного регионального руководства. Но наша поддержка должна также распространяться на страны, где переход еще не произошел»18.

Политику США поддерживал Европейский союз, чья активная позиция была основана на нескольких факторах. Во-первых, географическая близость Европы к региону делает ее местом назначения для беженцев и мигрантов. Во-вторых, ряд европейских стран (включая Францию, Бельгию, Данию, Испанию и Нидерланды) имеют большие диаспоры с корнями в различных государствах Ближнего Востока и Северной Африки. В-третьих, зависимость ЕС от природных ресурсов региона, особенно нефти, и ее обширные торговые связи порождают значительные европейские экономические интересы. ЕС является крупнейшим торговым партнером для большинства стран южного Средиземноморья.

После свержения президента Х. Мубарака Брюссель стал оказывать масштабную поддержку процессу демократических реформ, однако медленные темпы преобразований побудили к пересмотру экономической помощи, а предоставление основного объема в 5 млрд евро было поставлено в зависимость от проведения экономических реформ, согласованных с Международным валютным фондом (МВФ)19.

Политика более активной поддержки демократии со стороны США и ЕС опиралась на общие для них ценности и была направлена на то, чтобы переходные периоды в странах Ближнего Востока и Магриба завершались формированием «более открытых и демократических правительств», которые создавали бы больше экономических возможностей и долгосрочной стабильности по аналогии с тем, как США и Западная Европа содействовали процессам демократизации в Центральной и Восточной Европе после окончания холодной войны20. Данный акцент на демократизацию и ее основы нам представляется ключевым для понимания политики Запада на Ближнем Востоке и в Магрибе после начала «Арабской весны».

Вместе с тем, как отметили эксперты Исследовательской службы Конгресса США, аналитические круги Запада высказывали опасения, что попытки продвигать демократию в регионе потерпят неудачу из-за особенностей его политической истории

18 Remarks by the President on the Middle East and North Africa // The White House. Office of the Press Secretary [Электронный ресурс]. URL: https ://obamawhitehouse. archives. gov/the-press-office/2011/05/19/remarks-president-middle-east-and-north-africa (дата обращения: 17.06.2020).

19 Archick K., Mix D. The United States and Europe: Responding to Change in the Middle East and North Africa. P. 15 // Federation of American Scientists [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R43105.pdf (дата дата обращения: 17.06.2020).

20 Там же. P. 15.

и отсутствия гражданского общества. Более того, демократические реформы могут привести к власти антизападные и антидемократические силы, в первую очередь исламистские организации21.

Несмотря на достижение первоначальной цели — отставки Х. Мубарака — и поддержку со стороны Запада, в Египте, как и в других государствах региона, «Арабская весна» не принесла ожидаемой демократизации и либеральных реформ в политической и экономической жизни.

С точки зрения концепции третьей волны демократизации, под которой подразумевалось расширение круга демократических государств начиная с 1974 года (падение диктатуры в Португалии) по 1991 год (распада СССР), «Арабская весна» могла бы подойти под определение и стадии глобальной демократизации. Один из идеологов этой концепции, С. Хантингтон, представил концепцию третьей волны демократизации в виде нескольких последовательных этапов. К первым двум относятся появление реформаторов и их приход к власти. Третья волна демократизации происходит с появлением оппозиционных групп, протестующих против принуждения со стороны местной власти, особенно когда существует военный режим, однопартийная система или автократия [Хантингтон 2003].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применяя эту концепцию в Египте периода «Арабской весны», можно отметить, что на первом этапе оппозиционеры-реформаторы требуют перехода от автократического или военного режима к демократическому правительству. Протесты постепенно вовлекают все более широкие круги общественности, и затем происходит революция, которая в Египте, в частности, привела к свержению президента, правившего страной почти 30 лет.

На втором этапе произошла смена власти вследствие давления со стороны реформаторов на главу государства. Х. Мубарак был вынужден уйти в отставку через восемнадцать дней массовых протестов. Однако руководство вооруженных сил не осуществило в полной мере ожидаемых реформ. Кроме того, неопределенность в отношении роли военных, особенно после выборов, привела к новым проблемам в процессе демократизации в Египте. Это означает, что переход не завершился вторым этапом демократизации, захватом власти реформистами. Были проведены незначительные, временные, поверхностные реформы в направлении либерализации,

21 Archick K., Mix D. The United States and Europe: Responding to Change in the Middle East and North Africa. P. 15 // Federation of American Scientists [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R43105.pdf (дата дата обращения: 17.06.2020).

чтобы удовлетворить требования международных и внутренних субъектов против экономической стагнации или политической автономии22.

Эксперт Chatham House Дж. Фахми указывает на несколько уроков «Арабской весны»23. Во-первых, в случае «Арабской весны» свержение главы государства не означает падения политического режима и фундаментальных изменений политической системы. Протестующие на площади Тахрир 11 февраля 2011 года праздновали решение Х. Мубарака уйти в отставку и покинули площадь, полагая, что отставка была достаточной для осуществления перехода к демократии.

Во-вторых, оружие и насилие способны быстро завершить начавшийся процесс перехода к демократии и покончить с любой надеждой на демократические перемены. В случае с Египтом переход власти к армии не мог привести к демократическим изменениям. В Ливии и Сирии протестующие, которые решили взяться за оружие, вынудили правящую элиту пересмотреть свои оценки событий от мирных протестов к гражданской войне. В Ливии свержение правительства вооруженной оппозицией не привело к демократизации, в то время как в Сирии правящий режим сумел удержаться у власти.

В-третьих, после падения старого режима переходный период должен стать коллективным процессом принятия решений, при котором оппозиция по крайней мере имеет право вето.

В-четвертых, в переходный период необходимо достичь согласия по правилам игры еще до начала избирательной кампании. В Египте после 2011 года экстренное проведение выборов послужило расколу в рядах политической оппозиции и резкому усилению поляризации в обществе. В результате выборы обычно становятся ловушкой, в которой побеждают старые элиты или иные антидемократические силы.

В-пятых, призыв к переменам должен выходить за рамки избирательной демократии и распространяться на осуществление глубоких социально-экономических реформ. В то время как в Египте были проведены относительно свободные выборы, отсутствие экономических реформ только усилило элементы прежних политических систем.

22 Muthukumar J. Arab Spring and Third Wave of Democratisation: The case of Egypt // Modern Diplomacy. [Электронный ресурс]. URL: https://moderndiplomacy.eu/2019/12/06/arab-spring-and-third-wave-of-democratisation-the-case-of-egypt/ (дата обращения: 17.06.2020).

23 Fahmi G. Five Lessons from the New Arab Uprisings // Chatham House [Электронный ресурс]. URL: https://www.chathamhouse.org/expert/comment/five-lessons-new-arab-uprisings (дата обращения: 17.06.2020).

Парадокс демократии, или недемократичность власти

События в Египте привели к так называемому парадоксу демократии, когда усиление демократических процессов приводит к власти недемократические, в данном случае исламистские, силы.

Как отметил французский исламовед О. Руа24, в XXI веке сформировались три основных взгляда на ислам и демократию. Сторонники наиболее радикальной точки зрения отвергают и демократию, и секуляризм как западные концепции, которые даже не стоит опровергать. Участие в легальных политических процессах, таких как вступление в политическую партию или голосование, является недопустимым. В Египте этот взгляд представлен некоторыми салафитскими группами.

Согласно второй точке зрения, возвращение к «истинным принципам» ислама создаст лучший образец демократии. Необходимо следовать истинному исламу, чтобы прийти к истинной демократии. Здесь проводятся параллели между современными институтами демократии и сложившимися исламскими практиками. Например, говорится, что шура является эквивалентом парламента.

Наконец, сторонники иджтихада25, или переосмысления ислама, высказывают идеи о том, чтобы сделать его совместимым с универсальной концепцией демократии. Исламистские реформаторы часто имеют большую аудиторию на Западе, чем в своих собственных странах, не только из-за внутренней цензуры и преследований. Некоторые реформаторы считаются слишком интеллектуальными, слишком абстрактными или слишком привязанными к теоретическому богословию. Их философский подход не связан с практикой, популярными религиозными обрядами и учениями в большинстве медресе или религиозных школах.

Традиционные дебаты о совместимости ислама и демократии с начала «Арабской весны», возможно, устарели. Все чаще отмечают, что политический ислам и демократия становятся более взаимозависимыми26.

24 Roy Olivier. Islam: The Democracy Dilemma // Wilson Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsoncenter.org/islam-the-democracy-dilemma-0 (дата обращения: 17.06.2020).

25 Иджтихад представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шариата). Это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции. Источник: Что такое иджтихад, и кто такие муджтахиды? // IslamToday [Электронный ресурс]. URL: https://islam-today.ru/blogi/rafik-muhametsin/cto-takoe-idztihad-i-kto-takie-mudztahidy/ (дата обращения: 17.06.2020).

26 Roy Olivier. Islam: The Democracy Dilemma // Wilson Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsoncenter.org/islam-the-democracy-dilemma-0 (дата обращения: 17.06.2020).

С одной стороны, в странах, переживавших переходный период, единственный путь для исламистов сохранить свою легитимность — это демократические выборы. Хотя их собственная политическая культура все еще может быть не демократической, новый политический ландшафт вынуждает рассматривать демократические институты как приемлемые. И даже если многие исламисты не разделяют демократическую культуру демонстрантов, исламисты должны учитывать новое игровое поле. С другой стороны, события «Арабской весны» показали, что институционализация демократии для арабских стран с переходной экономикой трудно представима без включения основных исламистских групп, таких как «Братья-мусульмане» в Египте27.

При этом «Братья-мусульмане» исторически были строго централизованы и подчинялись высшему лидеру. И ислам, безусловно, не был учтен в продвижении светской демократии. Протестующие на площади Тахрир в Каире называли демократию универсальной концепцией, а не исламской демократией. Новая политическая сцена может трансформировать исламистов так же, как исламисты трансформируют политическую сцену.

В Египте «Братья-мусульмане» не могут отказаться от своей убежденности в том, что ислам охватывает все. Тем не менее они рискуют потерять общественную поддержку, если не смогут примирить ислам с либеральной демократией и правами человека на практике.

В то же время, как представляется, согласие с либеральной демократией потребует от исламистов отказа от понимания ислама как всеобъемлющей системы, которая может решить любую политическую, экономическую или социальную проблему, возникшую в результате модернизации. В этой связи «союз» исламистов и либеральной демократии может рассматриваться как исключительно временное явление.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы.

«Арабская весна» представляет собой серию антиправительственных выступлений в странах Ближнего Востока и Магриба, направленных на установление более демократического и справедливого общества. Массовые протесты в ряде государств региона были вызваны целым комплексом экономических, социальных и

27 Roy Olivier. Islam: The Democracy Dilemma // Wilson Center [Электронный ресурс]. URL: https://www.wilsoncenter.org/islam-the-democracy-dilemma-0 (дата обращения: 17.06.2020).

политических причин и спровоцированы внутриполитическим кризисом и одиозными случаями противостояния с властями.

В Египте протесты начались во второй половине 2010 года, однако переросли в массовые выступления только с 25 января 2011 года. В ходе 18-дневного противостояния основное требование протестующих — отставка президента Х. Мубарака — было удовлетворено. В соответствии с требованиями, оппозиции были также обещаны демократические реформы, в том числе внесение соответствующих изменений в Основной закон страны.

США и Европейский союз поддержали демократические требования оппозиции и содействовали мирному переходу власти, что свидетельствовало о пересмотре традиционного приоритета сохранения региональной стабильности и безопасности.

В то же время в Египте руководство страной перешло к военным, которые не смогли или не захотели провести в полном объеме требуемые реформы, прежде всего в экономической сфере. Кроме того, революция в Египте вывела на политическую авансцену исламистов во главе с «Братьями-мусульманами», что вызвало традиционные дискуссии о дилемме демократии и совместимости ислама и либеральной демократии.

Список литературы:

Азимов К. Технологии управления хаосом и события в арабском мире // Россия и мусульманский мир. 2013. № 4. С. 163-174.

Ёвкочев Ш.А. Трансформация внешнеполитической стратегии США в свете «твиттерных революций» на Ближнем Востоке // Сборник второй традиционной научно-практической конференции МинВУЗ Республики Узбекистан. Ташкент: ТашГИВ, 2011. С. 11-14. Комлева Н.А. Арабская весна как технологический элемент структуры мирового господств // Пространство и время. 2013. № 1. С. 18-23.

Ланда Р. Политические волнения в арабском мире: видимость и суть // Россия и мусульманский мир. 2012. № 6. С. 154-169.

Манойло А.В. Технологии управления политическими конфликтами в революциях на Ближнем Востоке и в Северной Африке // ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8. № 1. С. 131-154. Наумкин В. Вместо предисловия: круговорот Арабского пробуждения // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? / Отв. ред-ры: В.В. Наумкин, В В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВ РАН, 2012. С. 3-20.

Наумкин В. Снизу вверх и обратно // Россия в глобальной политике. 2011. № 4. URL: https://globalaffairs.ru/articles/snizu-vverh-i-obratno/ (дата обращения: 17.06.2020).

Примаков Е. Ближневосточный курс России: исторические этапы // Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? / Отв. ред-ры: В.В. Наумкин, В.В. Попов, В.А. Кузнецов. М.: ИВРАН, 2012. С. 21-31.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003.

Чайко И. Роль вооруженных сил в политической системе Египта // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 3. С. 50-56.

Idris I. Analysis of the Arab Spring. 2016 // Governance and Social Development Resource Centre [Электронный ресурс]. URL: https://gsdrc.org/wp-

content/uploads/2016/04/HDQ 1350.pdf (дата обращения: 17.06.2020).

Дата поступления: 01.07.2020

Kadirova G.Sh.

Arab Spring as an Attempt to Westernly Democratize the Middle East

Guzal Sh. Kadirova — DSc applicant, Department of World Politics and International Relations, Faculty of Economics and Politics of Foreign Countries, Tashkent State University of Oriental studies, Tashkent, Uzbekistan. E-mail: guzal.kadirova.1986@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-6551-270X

Abstract

The article is devoted to the phenomenon of the so-called Arab Spring, which took place in the form of a series of anti-government protests in the countries of the Middle East and Maghreb in the 2010s. It was aimed, as Western politicians saw it, at establishing a more democratic and just society. Mass protests in the states of the region were caused by a whole range of economic, social and political reasons. In some cases, they were provoked by an internal political crisis and odious incidents of confrontation with the authorities. The article describes the beginning of this process in Egypt, which started in the form of isolated protests in the second half of 2010, but subsequently escalated into mass demonstrations in January 2011. Regime change in Egypt took place with the active position of the United States as the main foreign policy actor at that time in the Middle East and North Africa. Despite the achievement of the initial goal of the opposition forces — the resignation of H. Mubarak and support from the West, in Egypt the Arab Spring did not bring the expected democratization and liberal reforms in political and economic life. The author of the article notes that applying the concept of "democratization of society" in Egypt, the opposition reformers demanded at the first stage of the transition from an autocratic or military regime to a democratic government. The protests gradually drew wider and wider circles of the public, which then led to a revolution that in Egypt led to the overthrow of the president, who ruled the country for almost 30 years, and the collapse of the economy. The second stage of Arab Spring in Egypt saw a second change of power as a result of pressure from the military. H. Mubarak was forced to resign. Thus, the author comes to the conclusion that the events in Egypt led to the so-called paradox of democracy, when the strengthening of democratic processes leads to power by undemocratic, in this case, Islamist forces.

Keywords

"Arab Spring", Egypt, national protests, "march of millions", Muslim Brotherhood, Al-Azhar, change of the regime, USA, the third wave of democratization.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10083

References:

Azimov K. (2013) Tekhnologii upravleniya khaosom i sobytiya v arabskom mire [Technologies of chaos control and events in the Arab world]. Rossiya i musul'manskiy mir. No. 4. P. 163-174.

Chayko I. (2013) The Role of the Armed Forces in Egypt's Political System. VestnikMGIMO Universiteta. No. 3. P. 50-56.

Huntington S. (2003) The Third Wave. Democratization in the Late Twentieth Century. Moscow: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN).

Idris I. (2016) Analysis of the Arab Spring. Governance and Social Development Resource Centre. Available: https://gsdrc.org/wp-content/uploads/2016/04/HDQ1350.pdf (accessed 17.06.2020).

Komlyova N.A. (2013) Arab Spring as a Technological Structure Element of the Global Dominance. Prostranstvo i vremya. No. 1. P. 18-23.

Landa R. (2012) Politicheskiye volneniya v arabskom mire: vidimost' i sut' [Political unrest in the Arab world: visibility and essence]. Rossiya i musul'manskiy mir. No. 6. P. 154-169. Manoylo A.V. (2012) Technology Management of Political Conflicts in the Revolutions in the Middle East and North Africa. POLITEKS. Vol. 8. No. 1. P. 131-154.

Naumkin V. (2011) Moving from the Bottom Up and Back Down Again. Rossiya vglobal'noy politike. No. 4. Available: https://globalaffairs.ru/articles/snizu-vverh-i-obratno/ (accessed: 17.06.2020).

Naumkin V. (2012) Vmesto predisloviya: krugovorot Arabskogo probujdeniya [Instead of a preface: the cycle of the Arab awakening]. In: V.V. Naumkin, V.V. Popov, V.A. Kuznetsov (eds.) Blizhniy Vostok, Arabskoye probuzhdeniye i Rossiya: chto dal'she? [Middle East, Arab Revival and Russia. What Comes Next?]. Moscow: IVRAN. P. 3-20.

Primakov E. (2012) Blizhnevostochnyy kurs Rossii: istoricheskiye etapy [Russia's middle east course: historical stages]. In: V.V. Naumkin, V.V. Popov, V.A. Kuznetsov (eds.) Blizhniy Vostok, Arabskoye probuzhdeniye i Rossiya: chto dal'she? [Middle East, Arab Revival and Russia. What Comes Next?]. Moscow: IVRAN. P. 21-31.

Yovkochev Sh.A (2011) Transformatsiya vneshnepoliticheskoy strategii SSHA v svete «tvitternykh revolyutsiy» na Blizhnem Vostoke [Transformation of the US foreign policy strategy in the light of the "twitter revolutions" in the Middle East ]. Sbornik vtoroy traditsionnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii MinVUZ Respubliki Uzbekistan. Tashkent: TashGIV. P. 11 -14.

Received: 01.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.