Научная статья на тему '«Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий'

«Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1747
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ МИР / «АРАБСКАЯ ВЕСНА» / МЕЖАРАБСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИСЛАМ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Игорь Валерьевич, Бородина Мария Юрьевна

Арабский мир всегда воспринимался как зона нестабильности из-за большого количества конфликтов, войн, а также ряда социальных и экономических проблем. В этом плане «арабская весна» вполне вписывается в историю бурных событий этого региона. Рассматривая ситуацию в арабском мире, автор предпринимает попытку определить степень влияния межарабских противоречий, которые всегда существовали в регионе, на события, происходящие на Ближнем Востоке в течение двух последних лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Arab Spring» as the quintessence of inter-Arab contradictions

The Arab world has always been regarded as a zone of instability, because of the large number of conflicts, wars, as well as numerous social and economic problems. In this regard, the «Arab Spring», fits into the history of the tumultuous events of the region. Considering the situation in the Arab world, the authors attempt to determine the extent of the influence of inter-Arab contradictions that have always existed in the region on the events in the Middle East over the last two years.

Текст научной работы на тему ««Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИЯ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

УДК 327 (5-15)

«АРАБСКАЯ ВЕСНА» КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ МЕЖАРАБСКИХ

ПРОТИВОРЕЧИЙ

© 2012 г. И.В. Рыжов, М.Ю. Бородина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 15.10.2012

Арабский мир всегда воспринимался как зона нестабильности из-за большого количества конфликтов, войн, а также ряда социальных и экономических проблем. В этом плане «арабская весна» вполне вписывается в историю бурных событий этого региона. Рассматривая ситуацию в арабском мире, автор предпринимает попытку определить степень влияния межарабских противоречий, которые всегда существовали в регионе, на события, происходящие на Ближнем Востоке в течение двух последних лет.

Ключевые слова: арабский мир, «арабская весна», межарабские противоречия, Ближний Восток, ислам, региональное лидерство.

Арабские страны, представляющие собой общее геополитическое, лингвистическое, культурное и религиозное пространство, занимают территорию Северной Африки и Западной Азии площадью 14 млн км2. К арабскому миру принято относить 22 страны - члена Лиги арабских государств, то есть Алжир, Бахрейн, Джибути, Египет, Иорданию, Ирак, Йемен, Катар, Коморские Острова, Кувейт, Ливан, Ливию, Мавританию, Марокко, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию, Сомали, Судан, Тунис и Палестинскую национальную администрацию, хотя палестинцы не добились создания суверенного государства, а в ряде стран (Джибути, Коморские Острова, Мавритания, Сомали, Судан) арабы составляют меньшинство населения [1].

Представления об Арабском Востоке связаны с многочисленными вооруженными конфликтами, терроризмом, религиозным экстремизмом, социально-экономической отсталостью, коррупцией, проблемами с демократией, несоблюдением гражданских свобод. Соперничество между крупнейшими арабскими государствами также имеет огромный конфликтный потенциал. Сложность урегулирования возникающих здесь кризисов в немалой степени связана с наслоением друг на друга интересов го-

сударств этого региона, соперничества внере-гиональных держав, межнациональных и меж-религиозных конфликтов.

Во многом причины, осложняющие взаимоотношения между арабскими государствами, связаны с последствием колониализма, поскольку большинство арабских стран в свое время являлись колониями либо подмандатными территориями европейских государств (в основном Великобритании и Франции). Пренебрегая интересами местного коренного населения, европейцы устанавливали границы своих колониальных владений, нарушая и разрушая при этом сложившиеся между арабскими народами экономические, социально-культурные, этнические связи и, соответственно, сложившиеся между ними веками границы.

Дополнительные трудности также создаёт глубоко укоренившееся взаимное недоверие арабских государств, что порождает еще одну особенность арабского мира, а именно отсутствие четко определенной страны-лидера, играющей роль полюса в регионе. Как пишет отечественный арабист Г.Г. Косач, арабское геополитическое пространство «многослойно и многоуровнево, с нечетко различимым центральным звеном и его столь же многослойной «периферией». Более того, это пространство условно и

нестабильно. Оно способно создавать многочисленность конкурирующих «центров силы», вовсе не принадлежащих только к государствам -создателям ЛАГ, но и к их ближайшей периферии». На роль центров силы претендуют Саудовская Аравия и Египет. Однако и многие другие страны, в том числе и небольшие по населению, например Катар и ОАЭ, время от времени выдвигаются на первый план при решении тех или иных проблем [2].

Межарабские противоречия усугубляются высокой степенью дифференциации уровней экономического развития государств, а также борьбой за распределение и использование ресурсов углеводородного сырья. В высокодоходных странах - экспортерах нефти Катаре, Кувейте, ОАЭ доход на душу населения составляет в среднем около 20000 долл. По данному показателю они приближаются, а нередко и обходят высокоразвитые страны Европы. Наряду с ними существуют такие государства, как Алжир и Египет, вынужденные тратить значительную часть своих нефтяных доходов на импорт продовольствия и предметов первой необходимости, не говоря уже о Судане, Йемене и Ираке, значительная часть жителей которых хронически страдает от голода и нищеты [3].

С экономическим фактором тесно связан демографический фактор. Темпы роста населения арабских стран, зачастую превышающие показатели роста ВВП, создают угрозу продовольственных кризисов, обостряют социальные проблемы.

Необходимо отметить, что остаются неурегулированными территориальные проблемы (притязания Ирана на Бахрейн, разногласия по поводу принадлежности трёх островов в Персидском заливе, а также Сеуты и Мелильи) и пограничные споры (между Египтом и Суданом, Йеменом и Эритреей, Ливией и Алжиром). Не проведена делимитация значительных участков границ (в частности, между Йеменом и Саудовской Аравией, а также Алжирской Народной Демократической Республикой и Марокко). Формируются очаги трений по поводу распределения водных ресурсов (между Сирией, Ираком и Турцией; Суданом, Эфиопией и Арабской Республикой Египет; Сирией, Палестинской национальной администрацией и Израилем) [4].

К многочисленным межгосударственным противоречиям приводит разновекторность и нескоординированность внешней политики арабских государств, а также вмешательство внерегиональных акторов в различные внутренние процессы. Во внешней политике основные разногласия возникают по вопросам подхода к достижению арабского единства, по вопросам

отношений с Израилем, а также по вопросам иранской ядерной программы.

Безусловно, многочисленные затянувшиеся региональные кризисы и противоречия, проблема бедности населения, скудность внутренних ресурсов для экономического роста, ограниченная возможность получения помощи извне, сохранение во многих странах архаичных хозяйственных структур и систем в конечном итоге привели к осложнению внутриполитической обстановки во многих странах Арабского Востока, что получило название «арабская весна».

Необходимо отметить, что в последние годы непрекращающиеся региональные проблемы вызвали ностальгию по идее панарабизма среди арабского населения, а также породили в современном арабском обществе настроения пессимизма и безысходности, создавая питательную среду для экстремизма левого и правого толка.

Более того, неудачи, постигшие многих арабских лидеров, пытавшихся перенести на местную почву, часто без учета национальной специфики, заимствованные за рубежом политические и социально-экономические модели развития, привели к усилению в обществе тяги к традиционалистским ценностям, к поискам своего, особенного исламского пути в современной быстро меняющейся среде, к национальной самоизоляции и отчуждению от внешнего мира, а в крайних формах - к прямому вызову общечеловеческим морально-этическим и нравственным ценностям, которые рассматриваются экстремистами как порождение враждебного исламу Запада [5].

Несмотря на то что требования, провозглашённые на каирской площади Ат-Тахрир, а также в других арабских странах и городах, имели общечеловеческий характер - честные выборы, свобода слова и демонстраций, отказ от авторитаризма, внедряющего коррупцию во все поры социально-экономической жизни, тем не менее, можно сделать вывод, что за всем этим кроется именно религиозная подоплека [6].

Это можно подтвердить тем, что в большинстве стран в ходе событий «арабской весны» правящие режимы были заменены исламистскими партиями. На парламентских выборах в Египте партия «Братья-мусульмане» получила 47% голосов, еще 24% досталось радикальной исламской партии «Ан-нур». Похожими оказались результаты в Тунисе, где с 38.9% голосов победила радикальная исламская партия «Ан-Нахда». Активизировались исламисты в Мавритании и Алжире, в Ливии вводятся нормы шариата [7].

Более того, большинство египтян, пришедших на центральную каирскую площадь после полуденной молитвы, громкими криками поддерживают провозглашаемые имамом слова против «светского характера египетского общества, против либерализма и социализма». «Выбор Египта - ислам!» - главная идея надписей на сотнях плакатов и транспарантов, которые развевались над площадью Тахрир.

Эта акция была организована основными исламскими течениями страны - движением «Братья-мусульмане», организацией «Аль-Гамаа аль-Исламия» и радикальными исламистскими группировками салафитов. Все они до свержения режима бывшего президента страны Хосни Мубарака в феврале нынешнего года были в Египте запрещены по причине религиозного радикализма и экстремизма [8].

Борьба за победу ислама может также служить одной из скрытых причин войны в Сирии. Стоит отметить, что в Сирии - один из последних светских режимов, сохранившихся в регионе после событий «арабской весны». Необходимо обратиться к истории, а именно к 50-м годам прошлого века, когда существовал проект договора о создании Объединенной Арабской Республики, которая объединяла бы Сирию и Египет; правда, тогда это было под светскими националистическими лозунгами. Можно предположить, что если удастся свергнуть режим Б. Асада в Сирии, то будет открыт путь к возрождению этой идеи, но на радикально иных, религиозных основах. Ведь и с той и с другой стороны, в случае успешности планов по свержению власти в Сирии, у власти страны окажутся радикальные религиозные силы со схожей идеологией [9].

Однако в сирийском конфликте кроются и другие причины, а именно борьба за региональное лидерство. Необходимо заметить, что ослабление Сирии - это ослабление Ирана. В этом больше всех заинтересована Саудовская Аравия, т.к. Эр-Рияд и Тегеран в настоящее время являются одним из главных узлов противостояния на Ближнем Востоке [10]. Саудовская Аравия на протяжении многих лет стремится к лидерству в регионе, что делает ее наиболее заинтересованной в свержении как шиитского режима в Иране, так и ярких суннитских вождей, претендующих на главенствующую роль в арабском мире. Протестные движения в самой Саудовской Аравии, возможно, представляли собой события для «отвода глаз», особенно учитывая их незначительность и быстрое подавление. Саудовская Аравия, стремящаяся к формированию «халифата» под своим началом, не только является основной силой, продви-

гающей радикальный ислам в регионе, но и финансирует деятельность исламистских движений, в том числе тунисской партии «Ан-Нахда» и организации «Братья-мусульмане». Впрочем, Эр-Рияд уже не одно десятилетие выступает в качестве проводника американской внешней политики в регионе. Поэтому жесткое подавление протестных выступлений в Саудовской Аравии было поддержано Вашингтоном, т.к. при уходе королевской династии присутствию США на Ближнем Востоке будет нанесен сильнейший урон [11].

Израиль также заинтересован в ослаблении Сирии, но не хочет, чтобы там произошла полная дестабилизация. Израиль готов содействовать ослаблению Сирии, но до определённых пределов. Слабая Сирия - закрытие вопросов по Голанским высотам, однако распад Сирии создаст Израилю дополнительные проблемы в этом вопросе. Более того, Израиль рассматривает арабские восстания с пессимистической и консервативной точки зрения. Израиль столкнулся с серьезными проблемами в отношениях с Египтом, Сирией, Ираном и Турцией, четырьмя столпами стабильности на Ближнем Востоке. Безопасность еврейского государства зиждется на Кэмп-Дэвидских соглашениях - мирном договоре Израиля и Египта, позволявшем поддерживать приемлемые отношения с ключевыми арабскими государствами, чтобы затем добиться так называемого устойчивого мира. Эта стратегия, по сути, неприменима после падения режима Хосни Мубарака [12].

Иран - государство, которое стало лидером арабского сопротивления и, как известно, стремится к тому, чтобы установить гегемонию в регионе Ближнего Востока и занять доминирующие позиции. Казалось бы, «арабская весна» лишь способствовала усилению иранских позиций в регионе. В частности, потому, что ее жертвами пали два оставшихся региональных соперника Ирана. Сначала в отставку был вынужден уйти президент Египта Хосни Мубарак, при котором Египет всячески боролся с усилением иранского влияния на палестиноизраильские дела и не собирался делиться с Ираном статусом лидера арабского мира. После революции Египет настолько ослаб и погряз в своих внутренних делах, что еще долго не сможет реально претендовать на роль регионального лидера. Более того, есть некоторая вероятность того, что в ближайшее время Кэмп-Дэвидский договор будет денонсирован, а Каир и Тель-Авив снова окажутся в состоянии войны -что опять же на руку Исламской Республике [13].

Вскоре пал и второй конкурент Ирана в борьбе за доминирование в регионе - лидер Ли-

вии Муаммар Каддафи. Но когда «арабская весна» докатилась до Сирии, то положение Ирана несколько изменилось. И главная проблема тут даже не в том, что Сирия - ключевой союзник Ирана и единственный коридор, через который Тегеран манипулирует палестиноизраильскими делами. И даже не в том, что приход к власти в Сирии враждебных Ирану сил - исламистов, финансируемых Саудовской Аравией и Катаром, - замкнет санитарный кордон по всей западной границе Ирана. А в том, что, начав кампанию в Сирии, Иран лишился права стратегической инициативы [13].

Турция взяла на вооружение «максималистский» подход, используя любую возможность, чтобы посредством поддержки арабских восстаний повысить свою региональную и международную роль [12]. Будучи изначально резкой противницей внешнего вмешательства в дела ближневосточных государств, она столь же резко изменила свою позицию и ныне, невзирая на все прежние резкие заявления на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, участвует во всех интервенционистских акциях. Дело в том, что события «арабской весны» привели к провалу всей внешнеполитической программы Турции и нанесли сильный удар по репутации умеренно-исламистской проправительственной Партии справедливости и развития и премьер-министра Реджепа Эрдогана. Помимо этого, выступления сирийской оппозиции против Башара Асада привели и к обострению курдской проблемы на Ближнем Востоке. Турция никогда не забывала о том, что Сирия является основной базой сторонников Курдской рабочей партии. Все эти факторы напрямую определяют позицию Турции в отношении к событиям в странах Магриба и ее взаимоотношениям с Саудовской Аравией и Катаром, - странами, которые принято относить к так называемой «ваххабитской оси» [14].

Оценивая ситуацию по шкале потерь и приобретений, ХАМАС можно отнести скорее к тем, кому «арабская весна» пошла на пользу, а не во вред. Наиболее очевидный результат «арабской весны» для палестинского дела заключается в том, что теперь его воспринимают как комплексную политическую проблему и вопрос справедливости, требующий немедленного решения. «Арабская весна» наделяет палестинское дело моральной и стратегической глубиной, особенно в новом географическом пространстве, где ХАМАС может исправить свою судьбу, обнаружив политическую решимость в коридорах власти, населенных теперь проис-ламскими силами. Однако ХАМАС теперь должен поддержать развитие нового контекста, в котором может возникнуть палестинская «араб-

ская весна». В конце концов, именно интифада и палестинские восстания долгое время служили источником вдохновения для угнетенной арабской молодежи. Неотъемлемой частью этого процесса должно стать преодоление существующих разногласий и взаимодействие с Фат-хом в духе истинного примирения [15].

В заключение необходимо отметить, что внутренний фактор, безусловно, сыграл важную роль в «арабской весне». Социальные и политические предпосылки для взрыва негодования существовали там давно. Это и массовое обнищание населения, и непотизм, и подавление демократических свобод, и коррупция авторитарных режимов, по нескольку десятков лет управлявших этими государствами. Однако, не стоит исключать, что межарабские противоречия также могли послужить косвенной предпосылкой к событиям «арабской весны». Ведь проблема борьбы за региональное лидерство, религиозное противостояние между суннитами и шиитами, а также вопросы, связанные с арабоизраильским противостоянием, очень остро стоят в регионе уже не одно десятилетие.

Подводя итоги, стоит отметить, что процесс «арабской весны» еще не завершен и будущее данного региона во многом зависит от позиции международного сообщества и его совместных усилий. Нельзя сделать однозначный вывод ни о судьбе стран, сменивших лидеров, ни о тех, где народные недовольства не вылились в революции и гражданские войны. Однако нельзя не отметить, что важным результатом практически во всех странах, затронутых «арабской весной», стало усиление роли ислама и движений, исповедующих политический ислам. Наконец, арабские восстания породили новую форму противостояния, в котором задача поддержания баланса сил переплетается со столкновением региональных идеологических моделей. В игру вовлечены, с одной стороны, региональные акторы - Иран, Турция, Саудовская Аравия и Израиль, а с другой - международные силы и великие державы, включая Соединенные Штаты, Россию, Китай и Евросоюз.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке в XXI веке: тенденции, проблемы и перспективы развития», проект № 12-03-00399.

Список литературы

1. Демченко А.В. Внутренние факторы формирования внешней политики стран Арабского Востока // Вестник МГИМО. № 1 (10). 2010. С. 55-65.

2. Косач Г.Г. Арабский мир: идентичность и структура геополитического региона. Институт Ближ-

него Востока: Электронный документ. 2009. ЦКЬ: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/19-04-09b.htm

3. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. М.: Юристъ, 2003. С. 60.

4. Подцероб А.Б. Место арабских стран в системе международных отношений. Институт Ближнего Востока. Электронный документ. 2009. URL:http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/09-04-09a.htm

5. Савичева Е.М. Политическое лидерство на Арабском Востоке: проблема смены поколений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». № 1. 2001. С. 27-30.

6. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (2-е издание). М.: Российская газета. 2006. 414 с.

7. Шелкова О. Магриб: год после «арабской весны». Общественно-политический еженедельник Между строк. Электронный документ. 2012. URL: http://mezdustrok.com.ua/content/magrib-god-posle-arabs-koy-vesny

8. Демонстранты вышли на улицы Каира с призывами к исламизации Египта. Информационное агентство. Электронный документ. 2011. ЦКЬЬйр://^'^глгЛ^ news. ^^1/0/демонстранты_вышли_на_улицы_каира_с_ призывами_к_исламизации_египта

9. Палий И. Два сценария для Сирии. Деловая газета Взгляд. Электронный документ. 2012. ЦКЬ: http: //та .ru/politics/2012/7/18/588732.html

10. Самсонов А. Противостояние Ирана и Саудовской Аравии. Электронный документ. 2012. ЦКЬ: http://topwar.ru/8419-protivostoyame-irana-i-saudovskoy-aravii.html

11. Кабасакалова М. «Управляемый хаос» на

Ближнем Востоке. Центр стратегических оценок и прогнозов. Электронный документ. 2012. ЦКЬ:

http://csef.ru/studies/politics/projects/nonviolentmethods/art іс^/3423/

12. Барзегар К. Поворот в ближневосточной гео-

политике. Россия в глобальной политике: Электронный документ. 2012. ЦКЬ: http://globalaffairs.ru

/number/Povorot-v-blizhnevostochnoi-geopolitike-15542

13. Долмов С. «Арабская весна» нивелирует все 10-летние достижения Ирана на Ближнем Востоке // Эксперт. № 30-31. 2012. С. 65-66.

14. Торин А. «Арабская весна»: прогнозы экспертов, внешнеполитические реалии. Журнал Международная жизнь. Электронный документ. 2012. ЦКЬ: http://interaffairs.ru/read.php?item=8510

15. Ларби Садики. ХАМАС и «арабская весна». Ислам для всех: Электронный документ. 2012. ЦКЬ: http://islam.com.ua/articles/actuality/analytic/896/

«ARAB SPRING» AS THE QUINTESSENCE OF INTER-ARAB CONTRADICTIONS

I. V. Ryzhov, M. Yu. Borodina

The Arab world has always been regarded as a zone of instability, because of the large number of conflicts, wars, as well as numerous social and economic problems. In this regard, the «Arab Spring», fits into the history of the tumultuous events of the region. Considering the situation in the Arab world, the authors attempt to determine the extent of the influence of inter-Arab contradictions that have always existed in the region on the events in the Middle East over the last two years.

Keywords: Arab world, «Arab Spring», inter-Arab contradictions, Middle East, Islam, regional leadership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.