Научная статья на тему 'Арабская весна: демографические аспекты'

Арабская весна: демографические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1037
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ / АРАБСКАЯ ВЕСНА / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ARAB REVOLUTIONS / ARAB SPRING / SOCIAL PROTEST / DEMOGRAPHIC CHANGES / EDUCATION / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Желтов Виктор Васильевич, Желтов Максим Викторович

Дается анализ демографической составляющей революций, имевших место в последнее время в арабском мире. Раскрываются некоторые аспекты реального социального положения арабской молодежи, лежащего в основе ее политической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The demographic aspects of the Arab Spring

The article examines the demographic component of revolution, that took place not so long ago in Arab World. Author also discusses the theoretical aspects of real social situation of Arab youth, which stimulates his political activities.

Текст научной работы на тему «Арабская весна: демографические аспекты»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 314

Желтов Виктор Васильевич, Желтов Максим Викторович

Кемеровский государственный университет Кемерово, Россия

Арабская весна: демографические аспекты

Дается анализ демографической составляющей революций, имевших место в последнее время в арабском мире. Раскрываются некоторые аспекты реального социального положения арабской молодежи, лежащего в основе ее политической активности.

Ключевые слова и словосочетания: арабские революции, арабская весна, социальный протест, демографические изменения, образование, безработица, занятость.

Арабские революции, охватившие с конца 2010 г. большинство мусульманских стран на Севере Африки и Ближнем Востоке, во всем мире получили наименование «арабская весна». Весна, как известно, является для многих символом обновления и надежд, которые вдохновили вступление народов арабского мира на путь глубоких перемен.

Весна арабского мира - исторически не первая весна в политическом смысле. Как тут не вспомнить о «весне народов» 1848 г.,1 знаменовавшей события в Париже и Варшаве; пражской весне 1968 г.,2 Дамасской весне 2001 г.3 или весне в Бейруте в 2005 г.4 Правда, данные события лишь только «подтвердили тот факт, что цветы не всегда приносят плоды» [1].

1 Европейские революции 1848 - 1849 гг. - общее наименование революционных движений, выразившихся в форме неповиновения, открытых вооруженных восстаний, декларирования новой государственности в европейских странах в середине XIX в. В публицистике эти события получили наименование «Весны народов».

2 Пражская весна - период политической и культурной либерализации в Чехословакии. Началась 5 января 1968 г., когда реформатор Александр Дубчек был избран первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии, и продолжалась до 21 августа, когда СССР и остальные члены Варшавского договора, кроме Румынии, вторглись в страну и тем самым остановили процесс реформирования ЧССР.

3 Термином «Дамасская весна» обозначали попытку Башара Асада преобразовать сирийское общество после вступления в 2000 г. на пост президента страны.

4 Весной в Бейруте называли массовые действия протеста населения Ливана, требовавшего вывода сирийских войск с территории страны.

Арабские революции стали, как известно, выражением демографической и культурной трансформации, осуществленной в арабском мире. И эта трансформация в арабских обществах особенно сильно сказалась на молодежи. Молодежь арабского мира, в частности, подошла к принятию либеральной и западной модели образа жизни и стала, в силу этого, «со-циобиологическим» актором осуществленных трансформаций. Как пишет TimeMagazine:

«Всеми восстаниями руководили молодые мужчины и женщины... И все они (и мужчины, и женщины) выражали одни и те же требования: право выбирать и заменять своих руководителей, покончить с эндемиче-ской1 коррупцией, обеспечить занятость и улучшить условия жизни. «Где бы вы не оказались, в Тунисе, Каире или Манаме (Бахрейн), - утверждает Ала’а Шебаби, молодой 30-летний бахрейнский активист, читающий курс экономики в университете, - молодые арабы находятся на одной и той же длине волны» [2].

Социальный протест молодежи сопровождается освобождением ее от инерции прежних социальных и семейных отношений, которая особенно сильна в арабском мире. Судя по характеру социальных сдвигов в большинстве стран арабского мира, молодежь проявляет готовность приобщиться к ценностям либеральных демократий, утвердившихся в продвинутых капиталистических обществах.

Обращает на себя внимание тот факт, что в арабском мире изменяется демографическое поведение молодых людей. Сказывается влияние ряда факторов, среди которых демографы называют массовидно выраженный рост уровня образования молодых людей, увеличение возраста вступления в брак, а также все более широкое использование в интимных отношениях контрацептивов.

Подобный процесс, как известно, получил развитие в 1960-е гг. в странах Западной Европы и Северной Америки. Правда, эти трансформации происходили там в ином экономическом контексте, чем тот, что сложился к началу 2000-х гг. в мусульманских странах Северной Африки и Ближнего Востока. В большинстве стран арабского мира первостепенную роль в поведении молодежи играет не столько «прогресс нравов», сколько безработица и нищета, сказывающиеся на реальном положении молодых людей в обществе.

Большинство молодых людей, которые продвигали дело арабских революций, по мнению некоторых обозревателей, не созрело до признания полностью либеральных демократических идеалов. Они, скорее, напоминают людей, которых мотивирует потребность вести достойную и приемлемую жизнь, но это в контексте поколенного обновления, отличающего

1 Эндемический - местный, свойственный данной местности.

их от старших поколений, которые вовсе не собираются уступать, кому бы то ни было, свое место в обществе [3].

При всей привлекательности попыток объяснения политических феноменов арабского мира на основе демографических переменных, такой подход неприемлем в случае арабской весны. Ибо в рамках демографического подхода дает о себе знать опасность недоучета влияния комплексности социальных, культурных и политических измерений в арабских революциях.

Однако не меньшую опасность для научного анализа несет с собой пренебрежение демографическими измерениями. Начнем с того, что в своей совокупности арабский мир молод. Молодежь в возрасте до 20 лет в арабском мире составляет половину населения. Лица от 15 до 24 лет составляют четверть населения. Средний возраст в арабском мире составляет 25 лет, тогда как в европейских нациях - 38 лет [4]. По отдельными странам этот показатель выглядит следующим образом: средний возраст в Тунисе составляет 29 лет, а в Египте - 24. Для сравнения: во Франции этот показатель составляет 40 лет, в Германии - 44 года [5].

Только 6% населения арабского мира имеют возраст свыше 60 лет. При этом в арабских странах обозначилась тенденция падения рождаемости. По сравнению с показателями 1960-х гг. она сократилась наполовину, перейдя с 5 - 7 детей в среднем на семью, до 2 - 3. В Тунисе этот показатель составляет 1,71, что меньше, чем у французов (1,91) и не обеспечивает обновления поколений.

В настоящее время козырем экономического развития является наличие многочисленного и динамичного молодого поколения в составе населения, а также невысокое влияние «отношения зависимости1» и отставания в политическом плане. Фактически, в большинстве арабских стран численность молодежи превышает способности государственной власти вовлечь ее в активную экономическую деятельность. Не хватает мест занятости, что ведет к безработице и социальным напряжениям [6].

Как отмечал еще 25 лет назад демограф Филипп Фарг, в продолжение демографического перехода «20 - 30-летние не представляли и не будут представлять никогда в населении 20-летних в такую же пропорцию, как сегодня» [7]. И нужно сказать, что в арабских странах массивное прибытие молодежи на рынок труда представляет собой часть прошлого.

Тематика демографического взрыва как фактора арабских революций значительно уменьшает влияние социальных и экономических объяснений. Уменьшается и оценка влияния уровня безработицы. На переднем плане оказывается идея опасной молодежи: не имея возможности полу-

1 В демографии к числу так называемых «зависимых» относят население в возрасте до 15 лет и свыше 65 лет.

чить работу, молодежь становится добычей экстремистских идеологий и даже бунтов.

В плане образования неравенство особенно велико. В зоне Северной Африки и Ближнего Востока треть молодых людей безграмотна. При этом население Ливии, например, более грамотно, чем население Туниса, а показатели по образованности населения Алжира выше, чем в Египте и Марокко1 [8]. Велики различия по этому показателю между мужчинами и женщинами, а также между городскими и сельскими жителями.

Революционная решимость арабской молодежи в определенной мере напугала стареющие европейские общества, хотя не изменила сути подъема движения протеста, связанного с принятием ценностей модерна, ценностей, которые являются одновременно причиной и следствием трансформации демографического поведения. Можно утверждать, что пробуждение сознания и принятие ценностей модерна позволило привести многих представителей молодежи к арабской весне [3].

Это так потому, что прогресс арабских стран в экономическом плане (как показывает рост ВВП) и в интериоризации ценностей модерна (о чем свидетельствуют демографические и культурные показатели), с неизбежностью поднимали в последние годы вопрос о судьбах авторитарных и патриархальных режимов. На этом фоне особенно сильным раздражителем для молодежи стал тот факт, что некоторые успехи арабских стран в экономическом развитии не давали удовлетворения многим молодым людям с точки зрения их материального благополучия. Выявилось противоречие. С одной стороны, в обществе нарастали настроения необходимости дальнейшего движения в направлении продвинутого «капиталистического Эльдорадо», а с другой - этому противодействовала сложившаяся политика антиимпериалистической борьбы против Израиля за возвращение арабского «золотого века», сохранения своей этнической идентичности на основе ограниченных экономических возможностей для решения многих жизненных проблем.

Новые настроения в обществах стран арабского мира во многом были связаны с теми надеждами, которые возлагались на дальнейшее развитие системы образования как носителя идеалов свободомыслия и особенно равенства прав и уважения человеческого достоинства. Нужно сказать, что увеличение продолжительности обучения воспринималось большинством арабов как гарантия получения занятости в публичной службе. Обучение уменьшало к тому же социальную дистанцию и вносило свой вклад в создание предпосылок к преодолению социального неравенства, в том числе и между классами.

1 По данным Всемирного банка, грамотные в Бахрейне составляет 91%.

Правда, в конце 1970-х гг. арабские страны, за исключением госу-дарств-рантье, связанных с нефтью, были вынуждены сокращать свою роль как работодателя. Во имя демократизации доступа к системе высшего образования государства ограничивали масштабы своей экономической деятельности. Всемерное содействие развитию гуманитарных и социальных наук, изучению иностранных языков и информатики способствовало снижению ценности образования на рынке труда и занятости, что провоцировало сильное чувство разочарования среди молодежи [3].

Факты показывают, что наличие образования не является гарантией от безработицы, хотя и может открывать перспективы для жизненного успеха. Вероятность успеха определяет настроения не только молодых людей, но и их родителей. Одна из матерей в Тунисе 27 декабря 2010 г. перед камерой, видимо мобильного телефона, заявила: «Я никогда не соглашусь с тем, чтобы мой дипломированный сын стал бы торговцем бараньего гороха, мы не для того жертвовали всем, чтобы оплачивать его учебу».

И в целом ряде арабских стран, где система высшего образования получила существенное развитие в последние десятилетия, вовсе не вопросы обучения в университете обретали политическое измерение. Куда большее влияние на политические настроения молодых людей и многих представителей старших поколений оказывала невозможность реализовать то, что высшее образование обещает в отношении социального статуса.

Таким образом, более высокий уровень образования порождает вторичные эффекты в демографическом поведении. Уменьшение государственных ресурсов и неспособность университетского образования отвечать на новые потребности капитала порождали глубокое недовольство среди арабской молодежи, подталкивая ее на путь восстания [3].

Освободиться от социального и семейного давления, чтобы стать демократом?

Другая общая черта эволюции арабского мира заключается в связи между безграмотностью и понижением отношений авторитета в семейной и в публичной сферах. Как заявляет Юсеф Курбаж : «Дети, более грамотные, чем их родители, ставят под вопрос патриархальный авторитет. Когда семьи являются авторитарными и патриархальными, когда ваша семья отличается более эгалитарными взаимодействиями между родителями и детьми, между братьями и сестрами, само общество имеет тенденцию становиться более эгалитарным, и оно более не приемлет абсолютную власть» [9].

Действительно, отношения авторитета претерпели глубокие изменения в арабских странах. Преодоление безграмотности в какой-то мере объясняет это изменение. Однако постановка под вопрос родительского авторитета не могла осуществиться столь же легко, как, например во

Франции конца 1960-х гг. Об этом писал в начале 1990-х гг. демограф Поль Фарг: «Быстрое падение смертности (в арабском мире) значительно увеличила продолжительность сосуществования поколений, так же как размеры фратрий. Ранее, старший сын был наследником своего отца; соперничающие с ним братья не были многочисленными, т. к. смертность делала свое дело. Сегодня наследнику нужно жить со своим отцом в условиях конкуренции со своими братьями. В условиях кризиса урбанизации молодым людям приходится проживать совместно не только со своим отцом, но и под его крышей, т. е. под родительским авторитетом живут многие молодые горожане в возрасте, когда уже создаются семьи, и в условиях отсутствия собственных материальных средств» [7].

Модель расширенной, или коммунитарной1, семьи разрушается или начинает разрушаться в арабских странах. Сказывается динамика процесса индивидуализации. Нуклеарная семья утверждается среди образованной части населения как модель в урбанизированной среде. Этот процесс развивает желание автономии и освобождения от социального и семейного давления, которое рассматривается все более как неприемлемое. Все большее распространение получает формула: «Я хочу быть тем, кто я есть». Это яркое свидетельство процесса индивидуализации. Однако данная динамика в основном сконцентрирована в столицах. И она не получает пока более широкого распространения в силу материальных оснований.

Как показано в фильме «Tanguy», молодые люди севера Средиземного моря остаются у родителей до 30 лет. Другие вынуждены к ним возвращаться в силу утраты работы. Большинство молодых людей южного берега Средиземного моря ощущают остро потребность бегства от родительского авторитета и даже противостояния ему в то время, как возможность иметь работу, жилище и накопить на «потлач2» в своей женитьбе удаляется как мираж.

Данный фильм, получивший широкую известность, средствами искусства адекватно отражает реальную ситуацию во многих арабских странах. Согласно официально опубликованным данным, сейчас в афро-арабском мире на одну женщину-мать в среднем приходится 6,5 детей, из которых «на ноги» удается поставить лишь одного, занимающего место отца в лавке или в поле. Самые бедные мужчины не имеют возможности жениться, так как не могут собрать - даже при помощи родственников -средства для уплаты выкупа за невесту. В результате огромная часть людей вливается в безликую массу маргиналов, люмпенов и попрошаек. Их

1 Коммунитарная семья по-прежнему остается «нуклеарной», но стержневой в ней становится идея социальной ответственности родителей за воспитание детей.

2 Потлач - традиционная церемония индейцев Тихоокеанского побережья. Он представлял своего рода войну за максимальное влияние и авторитет, в которой вместо обычного оружия использовались имущество и материальные ценности, принадлежавшие племени.

удельный вес в среде молодежи, по опубликованным данным, достигает 70%. В случае возникновения каких-либо кризисных ситуаций и социальных взрывов именно маргинальная молодежь выходит на улицу и составляет основную массу бунтующих и зачастую бесчинствующих [6].

В психологическом плане это вызывает очень большое беспокойство. Большая часть семей, способных дать образование своим детям, твердо верят в успех своих детей, благодаря институту образования. Эти же семьи обвиняют своих сыновей и дочерей в неспособности получить работу, что ведет к усилению социального и семейного давления. Нередко для некоторых молодых людей выходом из такой ситуации становится самоубийство. Другие же молодые арабы не имеют иного выбора, как впадать в традиционную религиозность, которая призвана облегчить психический вес императива социального и семейного успеха.

Со времени получения независимости молодые арабы каждый раз соприкасаются с этим моментом самоутверждения, а потом и своего возвращения к традиционным семейным и социальным давлениям по причине экономических кризисов и войн. Этому содействовали усиление влияния национализма и поддержка определенного числа социальных структур (семейные предприятия, аграрная экономика, зависимость от государства, клиентелизм и патриархальность и т.д.).

Наконец, в профессиональной сфере те, кто получили место в публичной сфере, утратили занятость в частном секторе, снова вынуждены испытывать давление физическое и психологическое, что связано с растущей эксплуатацией лиц наемного труда в условиях совершенствования публичного менеджмента.

Падение рождаемости: добровольный выбор как символ эмансипации

Анализ причин снижения рождаемости является симптоматичным, если говорить о тенденции рассматривать культурные изменения арабских обществ как результат позитивной эволюции. Известный историк

Э. Тодд, например, считает, что «общество, которое контролирует рождаемость, это общество, в котором отношения между мужчинами и женщинами изменились» [5].

Экономисты Вивьен Леви-Гарбуа и Жерар Маарек, в свою очередь, утверждают: «Женщины научились читать, вошли на рынок труда. Они не приемлют более бремени повторяемой беременности, когда их партнеры принимают их эмансипацию. Именно этот феномен можно видеть сегодня в Северной Африке и Ближнем Востоке» [10].

Такое изменение отношения к беременности и рождаемости не является единственным. Правда, показатели этого изменения существенно различаются по разным территориям и социальным группам. В реальности продолженная добрачная жизнь мужчин и женщин является результа-

том «мальтузианской ловушки» 1 в условиях экономического кризиса и молодежной безработицы. В 2005 г. Доминик Табютэн и Бруно Шума-кер писали:

«Всего 30 лет назад средний возраст выхода замуж женщин был ранним - от 18 до 21 года в большинстве стран (за исключением Ливана, Израиля и Туниса, где он возрастал до 23 лет). За исключением Йемена, средний возраст вступления в брак составляет сегодня 22 года (Оман, Палестина, Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Турция) и около или более 27 лет (Алжир, Тунис, Египет, Ливия и Катар)» [11].

Увеличение возраста вступления в брак женщин началось в 1960-е гг. в Тунисе, а в 1970-е гг. в Алжире и Марокко. В 2011 г. в Алжире и Тунисе этот возраст один из самых высоких. В среднем возраст матримониальных союзов превышает уже 30 лет. И эти молодые люди живут в семье. Далеко не все они имеют работу, особенно женщины, и испытывают семейный контроль над интимными отношениями молодых людей.

Это ведет к снижению числа детей в семье. Хотя стремление иметь детей в арабском мире остается на высоком уровне, тем не менее, снижение числа детей в семье является отражением эмансипации женщин, а также своеобразным ответом на материальные трудности. И это, к слову сказать, не вписывается в патриархальные традиции.

Снижение числа детей в семье на одну женщину отражает тенденцию индивидуализма и своеобразный отказ от коммунитарной модели семьи, обреченной на сельский труд и передачу наследства мужчинам по старшинству, что в арабском мире стало рассматриваться как некий «негатив». Вопреки проявлениям индивидуального освобождения «мое тело мне принадлежит, и я делаю с ним то, что хочу» или «я выйду замуж, если я хочу, когда захочу и рассчитываю пользоваться жизнью», падение рождаемости еще и следствие бедности и безработицы.

Требования исламистской идентичности в наши дни во многом совпадают с теми требованиями того же рода, что выдвигались в 1968 г., например во Франции. Подъем арабских движений протеста отражает стремление достичь достойных материальных условий жизни. Причем это строится на основе отрицания во многом сложившихся традиций и норм. Однако было бы неверным отождествлять требования «красного мая» 1968 г. во Франции и «жаркой осени» 1969 г. в Италии с требованиями арабской весны. Демографические трансформации лишь только имитируют западное

1 Под «мальтузианской ловушкой» (Malthusian Trap) обычно понимается типичная для доиндустриальных обществ ситуация, когда рост производства средств к существованию не сопровождается в долгосрочной перспективе ростом производства на душу населения и улучшением условий существования подавляющего большинства населения, остающегося на уровне, близком к уровню голодного выживания.

демографическое поведение в силу того, что это поведение только наполовину является синонимом эмансипации.

Классовая борьба или борьба поколений?

В рамках политического подъема на волне революций арабская молодежь вела глубоко либеральную культурную борьбу, в основе которой лежали требования свободы «быть» и «иметь». Однако поле действия для такой свободы, конечно же, было ограниченным. И это связано с теми ограничениями, которые накладывают на поведение молодых людей, с одной стороны, семейные традиции, а с другой - мусульманство.

В идеологическом плане выбор для молодых людей является также ограниченным. Он как бы зажат между марксизмом-ленинизмом с остатками трайбализма и этатизма, ницшеанскими убеждениями левых и правых, исламом и его версиями, которые представляются в СМИ, и теологополитическими верованиями радикального толка, которые получили дополнительный импульс под воздействием войн против Ирака и его оккупации США и их союзниками.

Кроме того, у этой молодежи крупные трансформации поражают символическую и социоэкономическую ткань арабских обществ, что проявляется в смешении ролей мужчины и женщины и чувствах пауперизации и фрустрации, порождающей психологическую депрессию. Обозреватели отмечают, что в период экономического кризиса, который предшествовал революциям, получило распространение неуважение к страданиям других. Это неуважение призвано маскировать собственное страдание - форма банализации зла - и подчинение иерархии «стариков», менее образованных, связанные с «архаизмами» мысли и поведения. Это последнее является самым важным для понимания как фрустрации молодежи, так и ее революционной активности.

Для любого молодого человека нет ничего хуже, чем зависимость (финансовая или в вопросах занятости). Это чувство в сочетании с формой кризиса подростков выходит за рамки бунта. Это чувство отражает социальные, культурные и экономические трансформации общества. При этом молодежь арабского мира вынуждена терпеть геронтократию, что блокирует ее способность к персональной и профессиональной эмансипации.

Тем не менее, «новая» (читай: протестующая) арабская молодежь сильна численно. Однако она испытывает угрозу растущей пауперизации, к тому же не сильна она и в своих идеологических пристрастиях, а потому может становиться добычей авторитарных представлений старшего поколения.

Не удивительно, что многие представители бэби-бума встали на сторону арабской весны, как, например, профессор политических наук Каирского университета, который заявил, что «молодые люди за несколько не-

дель прошли такой же путь, как их родители - за 30 лет». И далее: «Если бы вы мне сказали несколько лет назад, что мои студенты станут мотором демократического изменения в Египте, я рассмеялся бы в ответ» [12].

Каково демографическое будущее арабской весны? Наверное, можно говорить о том, что «поколенческая революция», как иногда называют арабские революции, окажется успешной с точки зрения будущего молодых людей, если старшее поколение сможет быстро уступить свое место новому поколению. Правда, это время, судя по всему, еще не пришло, учитывая социологические характеристики политического персонала, оказавшегося в инстанциях транзита, например, в Египте и Тунисе.

1. Cf. Basbous A. Le tsunami arabe. - P., 2011. - P. 11.

2. Time Magazine. 17 fevrier 2011. URL: http://www.time.com/time/ magazine/article/0,9171,2050022,00.html.

3. Cf. Bechir Ayari M., Geisser V. Renaissances arabes. 7 questions cles sur des revolutions en marche. - P., 2011.

4. Khader Bichara. La jeunesse? Voteur des soulevement democratiques arabes. URL: http://www.medea.be/2011/05/la-jeunesse-moteur-dessoulevements-democratiques-arabes.

5. Todd E. Allah n’y est pour rien! Sur les revolutions arabes et quelques autres. - P., 2011.

6. Васильев А.М. Рецепты арабской весны: русская версия / А.М. Васильев. - М., 2012. - С. 98 - 109.

7. Fargues Ph. Un siecle de transition demographique en Afrique mediter-raneenne 1885 - 1985 // Population. - 1096. - № 2. - Vol. 41. - P. 205 - 232.

8. URL: http://donnees.banquemondiale.org/indeicateur/SE.ADT.LITR.ZS)/

9. Le Cafe pedagogique. 21 mars 2011.

10. Vivien Levy-Garboua, Gerard Maarek. «Printemps arabe» et transition demographique», Macropsychanalayse, 12 juin 2011. URL: http:// Ma-cropsychanalayse. Wordpress.com/2011/07/12/ printemps-arabe-et-transition-demographique.

11. Tabutin Dominique, Bruno Schoumaker. La democraphie du monde arabe et du Moyen Orient des annees 1950 aux annees 2000. Synthese des changements et bilan statistique // Population. - 2005. - Vol. 60. - P. 611 - 724.

12. Bobby Ghoch. Rap and Revolution: Inside the Arab Youth Quake // Time Magazine. 17 fevrier 2011. URL: http://www.time.com/time/magazine/ article/0,9171,2050022,00.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.