Научная статья на тему 'Аптечные сети'

Аптечные сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1805
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Мария

Приметой нашего времени в сфере лекарственного обращения ста-ло быстрое развитие аптечных сетей. Эта тема регулярно освещает-ся как в публикациях профессиональных изданий, так и в средствах массовой информации. Аптечные сети обсуждаются с разных пози-ций: с точки зрения органов государственной власти, статистики, бизнеса и т.д. Однако пока нет общепринятого определения поня-тия, что же такое аптечная сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечные сети»

ршшиим

июнь 2003

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

Мария ДЕНИСОВА

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

Приметой нашего времени в сфере лекарственного обращения стало быстрое развитие аптечных сетей. Эта тема регулярно освещается как в публикациях профессиональных изданий, так и в средствах массовой информации. Аптечные сети обсуждаются с разных позиций: с точки зрения органов государственной власти, статистики, бизнеса и т.д. Однако пока нет общепринятого определения понятия, что же такое аптечная сеть.

Нередко термином «аптечная сеть» называются абсолютно разные явления. Иногда так называют всю систему предприятий, занимающихся розничной торговлей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. В отчетах местных органов исполнительной власти под аптечной сетью понимают и рассматривают систему муниципальных предприятий. В таком случае, можно констатировать, что аптечная сеть России как система обеспечения населения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения представлена более 65 тыс. аптечных предприятий (аптек, киосков, пунктов, магазинов). Ежегодный прирост числа аптек, по данным Минздрава России, составляет 12—17%1.

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЛС И ИМН

В настоящее время сфера аптечных предприятий России претерпевает значительные изменения, которые являются следствием развития рынка в целом, в том числе фармацевтического сектора. В течение последних лет происходил значительный рост «мелкой розницы», предприятия которой уже существенно превысили по количеству торговых точек аптеки (рис. 1). Эта тенденция затронула все регионы России, однако наблюдается значительное различие плотности аптечной сети в территориальном разрезе. Так, в Ростовской области на 1 аптеку приходится 5,6 тыс.

1 Из доклада Н.И. Подгорбунских, Е.В. Толсто-вой, Управление организации фармацевтической деятельности, Второе всероссийское совещание по вопросам гос. регулирования в сфере обращения ЛС (Москва, 2001).

жителей, а в Орловской — 13,6; в Москве плотность мелкорозничной сети составляет 1 точку на 10 тыс. жителей, в Красноярском крае — 2,1.

Количественный рост предприятий аптечной сети больше затронул региональные центры, хотя, например, в Уфе и Челябинске плотность аптек ниже, чем в целом в этих регионах, а в Красноярске и Ростове-на-Дону плотность пунктов и киосков уступает показателям по этим регионам (рис. 2).

Другая немаловажная тенденция — рост доли частного сектора, хотя в большей степени это происходит за счет открытия новых частных киосков и пунктов, и в меньшей — за счет приватизации государственных/муниципальных торговых точек (рис. 3). Кроме того, в областях процесс приватизации и создания новых частных аптек идет более медленными темпами, чем в региональных центрах (рис. 4). Оказывает свое влияние меньшая, по сравнению с региональными центрами, привлекательность для частных инвесторов. Что касается крупных городов, то во многих из них частные торговые точки составляют не меньше половины от общего числа аптечных предприятий (рис. 5). Такова общая картина состояния системы предприятий лекарственного обеспечения населения (посредством розничной торговли).

АПТЕЧНАЯ СЕТЬ КАК ОСОБОЕ ЯВЛЕНИЕ

В то же время, нередко аптечными сетями называют различные совокупности аптечных предприятий — и общественные объединения аптечных организаций, и отдельные аптеки, работающие с одним

[ГЛАВНАЯ ТЕМА]

В РАЗДЕЛЕ

БОЛЕЕ 100 АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ РАБОТАЮТ В РОССИИ. ОНИ СПОСОБСТВУЮТ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В РОЗНИЧНЫЙ СЕКТОР В УКРАИНЕ В АПТЕЧНЫЕ СЕТИ ВХОДЯТ 17% ВСЕХ ТОЧЕК РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЛС АПТЕЧНЫЕ СЕТИ МОСКВЫ БОЛЬШЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ПО МАСШТАБАМ (ОТ 3 ДО 58), ТОРГОВЫМ ТОЧКАМ (ФАР-МАМАРКЕТЫ, КИОСКИ И ПР.), ЧЕМ ПО БРЭНД-ИМИДЖУ

июнь 2003

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

рисунок 1

Плотность аптечных торговых точек в регионах

1 23456789

| — Аптеки □ — Пункты и киоски

1 — Орловская

область

2 — Москва

3 — Алтайский

край

4 — Башкортостан

5 — Челябинская

область

6 — Санкт-Петербург

7 — Красноярский

край

8 — Пермская

область

9 — Ростовская

область

рисунок 2

Плотность торговых точек в региональных центрах

1 2 3 4 5 6

| — Аптеки □ — Пункты и киоски

1 — Уфа

2 — Москва

3 — Орел

4 — Челябинск

5 — Санкт-

Петербург

6 — Барнаул

7 — Пермь

8 — Красноярск

9 — Ростов-

на-Дону

рисунок 3

Доля частных торговых точек по типам (аптека, пункт или киоск) в городах

Щ — Доля частных аптек, % □ — Доля частных пунктов и киосков, %

1 — Ростов-

на-Дону

2 — Москва

3 — Санкт-

Петербург

4 — Уфа

5 — Барнаул

6 — Челябинск

7 — Пермь

8 — Красноярск

9 — Орел

рисунок 4

I Доля частных торговых точек в общем количестве

% 80 70 60 50 40 30 20 10 О

■ — Доля в региональном центре, % □ — Доля в области, %

1 — Ростовская

область

2 — Красноярский

край

3 — Челябинская

область

4 — Алтайский край

5 — Башкортостан

6 — Пермская

область

7 — Орловская

область

из дистрибьюторов, и «истинные» аптечные сети.

Итак, мы подошли к вопросу: что же такое аптечная сеть?

На наш взгляд, под аптечной сетью следует понимать совокупность аптечных организаций, занимающихся розничной торговлей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и товарами сопутствующего ассортимента с единым товарно-финансовым потоком, с централизованной системой управле-

мя являются плоть от плоти частного биз-

неса в современных условиях рыночной конкуренции.

ния, единой маркетинговой стратегией, единым имиджем (который включает в себя и фирменный стиль, и унифицированный подход к обслуживанию посетителей). Можно сказать, что советская система государственных аптек по сути являлась сетевой. И если эта единая государственная аптечная сеть была естественным инструментом централизованной системы лекарственного обеспечения в СССР, то аптечные сети в наше вре-

В дальнейшем анализе мы использовали статистические данные компании RMBC («Розничный Аудит ГЛС в РФ»™). Анализируя структуру распределения количества головных предприятий в зависимости от числа принадлежащих им торговых точек, можно сделать вывод о том, что в настоящее время преобладают малые аптечные сети. Увеличение количества торговых точек в крупных городах и регионах2 происходит, в том числе, и за счет бурного развития малых сетей3. Следуя примеру наших коллег с Украи-ны4, мы условно разделили аптечные сети на несколько категорий по числу торговых точек: + мелкие — до 5 точек; « средние — 6—10; « крупные — 11—25; Ф мегасети — более 25.

Для достижения однородности результатов, из анализа были исключены аптечные сети Москвы и Санкт-Петербурга, имеющие, в силу разницы в доходах населения, ярко выраженную специфику, нехарактерную для остальной России. Наибольшее количество сетей отмечается в классе «мелкие» (с числом точек до 5) — их общее количество в указанных регионах более 80. Следующий класс — «средние» — представлен примерно 35-ю сетями. Самый малочисленный класс — это крупные аптечные сети (11—25 аптечных организаций), их насчитывается около 30. Количество мега-сетей в исследуемых регионах около 25.

2 Для исследования использовали статистику Иркутска, Краснодарского края. Красноярского края. Новосибирской обл.. Нижегородской обл.. Омской обл., Перми, Татарстана, Самарской обл., Уфы, Ростовской обл.. Свердловской обл.

3 В данном случае учитывалась экспертная оценка.

4 Структура аптечных сетей Киева /еженедельник Аптека №41 от 21.10.02.

8 9

%

3 4

8 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

РЕМШииМ июнь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

таблица 1| Сравнение ассортимента индивидуальных и сетевых предприятий (из расчета на одну точку)

Регион Число торговых наименований Число МНН Число групп (АТС кодов 3 уровня)*

индивидуальные сетевые индивидуальные сетевые индивидуальные сетевые

от до от до от до от до от до от до

Воронежская область 216 684 527 960 188 585 470 806 81 145 134 175

Красноярская область 281 1262 417 1267 232 1049 403 1045 96 179 116 182

Новосибирская область 225 973 132 1148 57 794 108 964 30 170 61 179

Омская область 627 1107 334 1291 520 966 297 1079 134 178 103 188

Самарская область 166 1327 572 1655 151 1163 499 1449 77 190 136 200

Татарстан 165 1360 167 1531 137 1140 150 1296 63 186 65 183

Челябинская область 123 1216 123 945 106 1064 116 837 57 188 59 171

* Количество символов в коде АТС равно четырем (например, А02В).

Причем надо отметить концентрацию мегасетей в крупных городах: Нижний Новгород, Уфа, Самара и т.д. Достаточно трудно определить территориальную принадлежность мегасети, так как чаще всего эти предприятия имеют тенденцию к широкому географическому охвату. Например, аптечная сеть «Фарм-лэнд» (Уфа) имеет торговые точки по всему Башкортостану, аптеки сети «Вита «Самара» работают в Самарской области, Пензе.

Естественно, принятое нами подразделение на категории-классы весьма условно. Тем не менее очевидно, что для создания аптечной мегасети нужны крупные инвестиции. Вряд ли прибыль какой-либо средней или крупной аптечной сети от розничной торговли ГЛС достаточна для инвестиции в создание мегасети из более чем 25 точек. Следовательно, можно предположить, что мегасети являются продуктом «расширения бизнеса» каких-либо предприятий, не специализирующихся на розничной торговле ГЛС. Например, источниками первоначального капитала для подобного рода инвестиций могут быть:

4 стратегический инвестор — крупная московская или санкт-петербургская аптечная сеть. Возможность прихода на рынок иностранной аптечной сети в бли-

жайшие 2—3 года считается маловероятным;

Ф финансовый инвестор — инвестиционная компания или банковский холдинг; Ф национальные дистрибьюторы, которые все более заинтересованы в расширении своего бизнеса и возможности получения дополнительной прибыли.

Хотя очевидно, что данный вопрос очень интересен и требует более внимательного рассмотрения, в данный момент проведение более полного анализа структуры розничных сетей России не представляется возможным из-за отсутствия пол-

ной и достоверной статистической информации.

Пока накоплено недостаточно данных и для выявления закономерностей и корреляционных связей. Так, доля аптечных сетей в объемах розничных продаж в разных регионах колеблется от 0,2 % до 23%. Разброс большой, и статистически значимой зависимости между количеством точек и долей в общем объеме не выявлено. Также не выявлено статистически значимой зависимости между количеством торговых точек и доходом на одну торговую точку, между площадью торговой точки и ее доходом.

АССОРТИМЕНТ: ОТЛИЧИЯ НЕ ЗНАЧИМЫ Н

Товарный ассортимент аптечного предприятия имеет важное социально-экономическое значение, так как он определяет степень удовлетворения спроса и качество обслуживания потребителя. Последнее, в свою очередь, влияет на качество жизни в целом.

В то же время нельзя не отметить, что основа конкурентоспособности аптеки, в отличие от других предприятий торговли, состоит не столько в увеличении числа групп реализуемых лекарственных средств, сколько в насыщенности этих

июнь 2003

РШШШМ

АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

таблица 2

| Сравнение розничной цены на препараты в сетевых и несетевых аптечных учреждениях, долл.

Вид аптечной организации Бисептол, 480 мг №20 Боярышника настойка, 100 мл Кавинтон, 5 мг №50 Компливит, №60 Корвалол, 25 мл Мезим форте, №20 Но-шпа, 40 мг №100 Фервекс, №8 Энап, 10 мг №20 Эссенциале Н,300 мг №30

Иркутск сетевая 1,05 0,15 3,69 1,35 0,11 2,17 2,66 1,65 1,72 5,00

несетевая 1,07 0,11 3,83 1,31 0,11 2,18 3,00 1,82 1,67 4,89

Санкт-Петербург сетевая 1,00 0,20 3,00 1,00 0,12 2,00 2,00 2,00 2,00 6,00

несетевая 0,92 0,18 4,49 1,55 0,12 2,05 3,37 1,88 1,94 5,93

Москва сетевая 1,27 0,15 3,94 1,47 0,12 2,00 3,09 1,78 2,00 4,96

несетевая 1,00 0,20 5,00 2,00 0,12 2,00 3,00 2,00 1,83 6,00

Самара сетевая 1,29 0,19 3,95 1,61 0,12 1,09 3,39 1,58 1,92 5,85

несетевая 1,00 0,17 3,00 2,00 0,12 1,00 4,00 1,00 2,00 6,00

рисунок 5

| Доля частных торговых точек в общем количестве

60 59 59 —, ,_, ,_ 54

JJ_l_LJ_1—1—1_1-1-1_|_1_1_|_1_1_|_1_|_1—1—1_1-1

123456789

1 — Ростов-

на-Дону

2 — Санкт-

Петербург

3 — Уфа

4 — Москва

5 — Барнаул

6 — Челябинск

7 — Красноярск

8 — Пермь

9 — Орел

групп. Важность данного конкурентного преимущества нарастает с увеличением среднего социального класса — людей, которые в первую очередь ценят свое время, а значит, предпочтут аптеку, обеспечивающую более широкий ассортимент. Увеличение номенклатуры как таковой ведет к появлению препаратов, пользующихся эпизодическим спросом, что влечет за собой рост издержек по хранению, последующее снижение рентабельности и показателя ликвидности аптеки.

Сравнивая ассортимент ЛС индивидуальных и сетевых аптечных секторов, можно сделать вывод о том, что он не зависит от принадлежности к сети, и разница в ассортименте этих двух форм организаций зачастую не столь критична (табл. 1).

Однако необходимо отметить и некоторые преимущества аптечных сетей, в частности, работа в сети позволяет поддерживать более широкий ассортимент сопутствующих товаров по конкурентным ценам.

ВОПРОС ЦЕНЫ

Бытует мнение, что у аптечных сетей более выгодные цены для покупателей на ГЛС, и связывают это с тем, что у сетей есть возможность закупать большие партии (и, следовательно, получать скидки). Действительно, если предположить, что мы на цивилизованном рынке и вся торговля идет по классической схеме, то чем больше партия, тем выше скидка, и, следовательно, ниже закупочная цена. В этом

случае формирование розничной цены может идти двумя способами: предприятие оставляет розничную цену на уровне своего региона или оставляет наценку на уровне своего региона. В первом случае выигрывает предприятие, получая большую прибыль, во втором — потребитель (хотя это тоже еще вопрос, ведь психология потребителя такова, что он не всегда готов покупать по более низкой цене, отталкиваясь от постулата «дешево — значит подделка»). Чаще всего сетевые аптеки, как показал анализ, придерживаются первого варианта. Анализ и сравнение розничных цен «ТОП -10 по РФ, IV кв. 2002 г.» в индивидуальных и сетевых аптеках показал, что разница в цене не обусловлена формой организации (табл. 2). Таким образом, миф о более

76

72

65

51

17

РЕМШииМ июнь 2003

ГЛАВНАЯ ТЕМА: АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

выгодных ценах для покупателей в сетевой индивидуальной аптеке — всего лишь только миф.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В целом можно отметить следующие тенденции в развитии аптечных сетей. В настоящее время в России существую-ет уже более 100 аптечных сетей, среди которых имеются как мега- и крупные сети, так и средние и мелкие. Например, в Москве крупнейшими являются аптечная сеть «36 и 6», «Ригла», «Доктор Столетов», в Самаре — «Вита» и «Имплозия», в Татарстане — «Таттехмедфарм», в Омске — «Лекарства Сибири», в Иркутске — «Авиценна». В целом по стране в данный момент следует отметить преобладающую численность мелких аптечных сетей. Однако процессы концентрации капитала в аптечном сегменте, которые начались с Москвы и Санкт-Петербурга, уже охватили крупнейшие регионы России, а значит, есть несомненные перспективы развития в этом направлении в будущем.

Следует подчеркнуть, что во многих случаях объединение аптек еще нельзя назвать сетью в полном смысле этого слова, т.е. аптеками с едиными закупками, ассортиментом, ценами, фирменным стилем, услугами, технологией управления и т.д. Одним из основных вопросов будущего является — кто будет владеть крупнейшими аптечными сетями, поскольку несомненна их инвестиционная привлекательность по мере развития этого рынка розничными операторами. В этой связи возникает второй вопрос: как будет в дальнейшем развиваться законодательство в этой сфере5 и осуществляться ее регулирование. Эти вопросы носят вполне практический характер, поскольку неконтролируемая концентрация капитала в области розничной торговли ЛС теоретически может привести к монополизации сферы со всеми вытекающими негативными последствиями. Однако в настоящий момент начального, хотя и бурного развития сетей они способствуют структуризации розничной торговли, привлечению в нее инвестиций, развитию и внедрению прогрессивных маркетинговых технологий.

Тарас МАХРИНСКИЙ

СТРУКТУРА АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ УКРАИНЫ

И НЕМНОГО О РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ УКРАИНСКОГО ФАРМРЫНКА'

По данным ДП «БИИТ» на 1 июня 2002 г., розничную торговлю ЛС в Украине осуществляли около 4500 субъектов предпринимательской деятельности, которым принадлежали 9000 аптек, 5900 аптечных пунктов и 7700 аптечных киосков (всего — около 22 600 торговых точек). Для сравнения: по данным Государственного комитета статистики Украины (Госкомстата) на 1 января 2002 г. («Еженедельник АПТЕКА», №15 (336) от 15 апреля 2002 г.), в Украине функционировали 11 460 аптек и аптечных пунктов, а также 5780 аптечных киосков (всего — 17 240 торговых точек). Напомним, что в своей отчетности Госкомстат не разделяет аптеки и аптечные пункты. При подготовке настоящей публикации мы не учитывали различия между аптечными пунктами и аптечными киосками и рассматривали

их как торговые подразделения аптек2

На 9000 аптек приходится 13 600 торговых подразделений, или около 1,5 на 1 аптеку. Отметим, что в Киеве аналогичный показатель составляет 1,3. Ниже мы покажем, что этот показатель имеет определенное значение, несмотря на то, что количество подразделений в разных аптечных сетях может существенно различаться.

5 Известен тот факт, что в некоторых европейских странах, например, в Германии, создание аптечных сетей запрещено законом.

СТРУКТУРА СЕТЕЙ

Структура аптечных сетей рассматривалась на всем массиве данных. Напомним, что, на наш взгляд, следует различать аптечные сети «холдингового» и «централизованного» типа. Кроме того, существуют сети «смешанного» типа, в которых «холдинговая» структура сочетается с «централизованной». Как уже отмечалось, применяемая нами методика не позволяет проанализировать сети холдингового или смешанного типа в той части, где они работают как холдинговые. Таким образом, в настоящей статье дан анализ только централизованных сетей и сетей смешанного типа в той части, где они работают как централизованные. Представлено распределение организаций в зависимости от количества торговых точек, принадлежащих этим организациям.

Учитывая то, что количество мегасетей в Украине незначительно, часть графика, на котором отражены мегасети, не приводится ввиду его неинформативности. Однако необходимо отметить, что в Украине существуют чрезвычайно крупные аптечные сети, насчитывающие более 100 и даже более 500 торговых точек. Напомним, что ранее нами было предложено разделение аптечных сетей на 4 категории: малые розничные сети, в состав которых входит 1-5 торговых точек, средние (6-10), крупные (11-24) и «мегасети», включающие более 25 торговых точек. Если следовать этому принципу деления, то в настоящее время в Украине функционируют около 70 мегасетей, которые объединяют около 3800 торговых точек, то есть около 17% всех торговых точек. На территории страны наиболее крупные мегасети распределены неравномерно. Во-первых, 4 из 10 наиболее крупных ме-гасетей, которые объединяют около 1900

1 «Еженедельник АПТЕКА» №42 (363), 28.10.2002.

2 Данные, которые находятся в распоряжении операторов рынка, достаточно противоречивы, поэтому необходимость уточнения сведений о количественном и качественном составе аптечной сети очевидна для всех операторов. Методологические сложности при составлении базы данных торговых точек (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков) приводят к определенной погрешности. В настоящей статье для того, чтобы отразить эту погрешность, данные приводятся с точностью до двух знаков перед запятой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.