Научная статья на тему 'Апробация программы "Проектирование" в профессиональном обучении технике нижнетагильской маховой росписи'

Апробация программы "Проектирование" в профессиональном обучении технике нижнетагильской маховой росписи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "ПРОЕКТИРОВАНИЕ" / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ МАХОВАЯ РОСПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева К. М.

В 2011 году на кафедру декоративной росписи ВШНИ был произведен первый набор студентов обучающихся по программам среднего профессионального образования (нижнетагильская маховая роспись). В данной статье будет представлена апробация программы «Проектирование» со студентами этой группы, период обучения которых составил 2 года 10 месяцев с 2011 по 2014 учебные года. В заключительной части статьи представлены итоговые квалификационные работы студентов с иллюстративным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация программы "Проектирование" в профессиональном обучении технике нижнетагильской маховой росписи»

К. М. Григорьева Высшая школа народных искусств (институт)

Апробация программы «Проектирование» в профессиональном обучении технике нижнетагильской маховой росписи

«Проектирование» как учебная дисциплина является основой профессионального образования для направления 072601 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). Вместе с тем, «Проектирование» - самостоятельная область обучения, отдельный вид графики, имеющий свой художественный язык, технические особенности и используемые материалы.

Обучение проектированию - неотъемлемая часть учебного процесса.

Главная цель дисциплины состоит в формировании понятий о свойствах и закономерностях объективной действительности, передаче этой действительности на изобразительной плоскости и создании оригинального художественного произведения. «Проектирование» воспитывает творческое мышление, развивает художественное видение, формирует профессионально-творческую психологию будущего художника народных художественных промыслов, способствует овладению творческим методам работы в различных видах искусств.

Задачи дисциплины «Проектирование»:

1. С помощью постепенного усложнения заданий дать научные основы

проектирования - закономерности декоративного оформления объемных

форм.

2. Освоение метода конструктивно-пространственного анализа предметов.

3. Изучение технологии материалов, графических возможностей и техники

нижнетагильской лаковой живописи.

В процессе обучения проектированию будущий художник не только

получает общехудожественную подготовку как основу для профессионального

самосовершенствования, но главное - практически овладевает знаниями, умениями

12

и навыками, что позволяет решать конкретные изобразительные задачи.

Знания по дисциплине «Проектирование» начинаются после завершения программы «Основы композиции». Знания, полученные обучающимися на этих занятиях, позволяют в полной мере освоить дисциплину «Проектирование». Дисциплина «Проектирование» осваивается обучающимися параллельно с дисциплинами профессионального модуля, что позволяет наиболее полно подготовить обучающихся к выполнению итоговой квалификационной работы.

Объем дисциплины составляет 390 академических часов, из них на второй семестр отводится 104 часа, на третий также 104 часа, на четвертый семестр 84 часа и на пятый семестр 98 академических часов.

Содержание дисциплины «Проектирование» включает в себя четыре раздела, рассмотрим каждый из них в отдельности.

Первый раздел «Изучение принципов построения нижнетагильского традиционного букета» включает три основных темы. В первой теме «Зарисовки вариантов нижнетагильского букета» выполняются основные цветочные букеты в творчестве народных художников города Нижнего Тагила. Изучаются варианты построения цветочного букета и основные колориты в традиционном промысле. Во второй теме «Изучение основ построения цветочного букета» рассматриваются композиции цветочных букетов на изделиях народных художественных промыслов Нижнего Тагила, Жостова и Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется различиям в построении букетов с одним, двумя и тремя главными цветами. Выполняются поисковые эскизы собственного варианта традиционного букета. В третьей теме «Построение собственного варианта нижнетагильского традиционного букета» создается композиция собственного варианта на основе выполненных зарисовок традиционных цветочных букетов, решается поиск колористического решения композиции и гармоничного расположения цветочного букета в ограниченной плоскости. Примеры данной итоговой работы эскиза росписи подноса представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Эскиз росписи подноса. Рисунок 2. Эскиз росписи подноса.

Второй раздел «Основы проектирования усложненной цветочной композиции» включает в себя три основных темы. В первой теме «Изучение принципов построения усложненной цветочной композиции» просматриваются иллюстрации традиционных нижнетагильских и жостовских подносов, а также подносов современных авторов. Изучаются основные схемы усложненных цветочных композиций (фронтальное расположение букета, венок и т.д.), различные формы цветов, отличительные особенности росписи на черном и цветном фоне. Во второй теме «Освоение способов проектирования усложненной цветочной композиции» рассматриваются линейные, тоновые и цветные зарисовки усложненных цветочных композиций. Выполняются зарисовки различных форм цветов и листьев, поисковые эскизы собственного варианта композиции и линейный рисунок композиции в натуральную величину. В третьей теме «Создание собственного варианта усложненной цветочной композиции» поэтапно выполняется роспись собственного проекта. Примеры данной итоговой работы эскиза росписи подноса представлены на рисунках 3 и 4.

Рисунок 3. Эскиз росписи подноса. Рисунок 4. Эскиз росписи подноса.

Третий раздел «Основы проектирования росписи секторного подноса», включает три основных темы. В первой теме «Зарисовки вариантов секторных композиций» выполняются исторические образцы нижнетагильских секторных подносов, линейные, тоновые и цветные зарисовки вариантов секторных композиций. Во второй теме «Поисковые эскизы оригинального варианта секторной композиции» выполняются линейные, тоновые и цветные поисковые эскизы секторных композиций росписи на основе зарисовок. Выбирается перспективный эскиз в плане длительной разработки, увеличивается до размера натуральной величины. В третьей теме «Создание оригинального проекта секторной композиции» поэтапно выполняется роспись собственного проекта. Примеры данной итоговой работы эскиза росписи подноса представлены на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. Эскиз росписи подноса. Рисунок 6. Эскиз росписи подноса.

Четвертый заключительный раздел «Изучение принципов создания росписи для комплекта изделий», включает четыре основные темы. В первой теме «Освоение принципов проектирования росписи для комплекта изделий» изучается понятие комплекта расписных изделий в традиционном прикладном искусстве, просматриваются репродукции с комплектами расписных изделий традиционного прикладного искусства. Анализируются композиции росписи на комплектах изделий традиционного прикладного искусства. Выполняются линейные зарисовки схем росписи комплектов изделий. Во второй теме «Поисковые эскизы вариантов росписи для комплекта изделий» выполняются собственные поисковые эскизы комплекта изделий, подбираются разнообразные композиционные и колористические решения комплекта. В третьей теме «Чертежи изделий и линейные рисунки росписи» выбирается перспективный эскиз в плане длительной разработки, выполняется чертеж комплекта изделий и линейный рисунок росписи в натуральную величину. В четвертой теме «Чистовой проект росписи комплекта изделий» поэтапно выполняется роспись собственного проекта комплекта. Пример данной итоговой работы эскиза росписи комплекта подносов «Краски лета» представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Эскиз росписи комплекта подносов «Краски лета».

Перед выполнением каждого нового задания преподавателю следует ознакомить обучающихся с исходным материалом и дать список предлагаемой литературы. От занятия к занятию должен происходить постепенный переход от простого к более сложному, от натуры к декоративному решению, от реального восприятия к фантазии.

Практическая работа представляет собой ряд занятий, выполненных в следующей последовательности: зарисовки произведений народного искусства, выбор темы, сбор материала к собственному проекту, черновые эскизы, дающие общее представление о композиции всего предмета, выполнение чистового проекта.

Для наилучшего освоения программы дисциплины «Проектирование», преподавателю необходимо руководствоваться следующими методами преподавания: наглядный, словесный, метод беседы, опрос.

После завершения изучения программы «Проектирование» студент подготовлен к проектированию итоговой квалификационной работы. Примеры данных итоговых работ росписи комплекта подносов представлены на рисунках 8, 9 и 10.

Рисунок 8. Дипломница со своей итоговой работой «Сказочный узор».

Рисунки 9, 10. Эскизы росписи комплекта подносов «Ажурный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.