Научная статья на тему 'Апробация методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях'

Апробация методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях»

АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА КОМПЕТЕНЦИЯХ

ЗАБАВИНА Е.Г.

Развитие наукоёмких и высокотехнологичных производств требует обеспечения кадрами прак-тико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией и многофункциональными умениями. Модернизация образования предполагает изменения в содержании образования, в разработке интегрированных программ НПО-СПО, разработке стандартов нового поколения, существенных изменений в требованиях к организации процесса практического обучения при переходе на компетентностно - ориентированное образование, ведущая роль, в реализации которых принадлежит гибким образовательным технологиям. Одной из таких технологий является модульное обучение, основанное на компетенциях.

С 1 сентября 2007 года Колледж сферы услуг № 10 включен в состав городской инновационной сети учреждений СПО по проблеме «Практико-ориентированная образовательная среда: обобщение, модели и механизмы внедрения».

Прежде, чем приступить к апробации методики модульных программ, основанных на компетенциях, членам педагогического коллектива необходимо было пройти курсы обучения по данной теме, разобраться в понятийном аппарате (модуль обучения (основной, вспомогательный, сквозной), компетентность, компетенция (профиль и область компетенции), функциональная карта, «портфолио» и т.д.). С октября 2007 г. по январь 2008 года 6 заместителей директора Колледжа обучались на таких курсах.

Самостоятельно каждым членом экспериментальной площадки изучены и на заседаниях Совета ГЭП обсуждены: нормативно-правовая документация по вопросам обновления базового профессионального образования на основе компетентностного подхода, проект Федерального государственного образовательного Стандарта 3-го поколения, научная и учебно-методическая литература по вопросам модульного обучения.

Далее участниками эксперимента был проведён анализ требований работодателей к качеству подготовки наших выпускников по профессии «повар-кондитер» на основе анкетирования и собеседования (рестораны «Луснар», «Романов», «Бочка», «Маракеш», кафе «Таллин», АНО «Содействие», ООО «Оникс», ООО «Французская кондитерская», «Венская кондитерская», Дом предпринимателей, ООО «Базис», ООО «Шанс» и др.) Анализ показал, что уровень квалификации работающих кадров в основном соответствует уровню отечественного производства, часть работодателей хотели бы участвовать в оценке качества подготовки выпускников, они заинтересованы в приёме на производственную практику и на работу наших обучающихся.

Однако при детальном рассмотрении существа вопроса выяснилось, что существуют противоречия между требованием современного производства и содержанием учебного материала специальных дисциплин: в настоящее время значительно изменились требования к кухне (ассортимент и качество сырья, выход готовой продукции увеличился почти в два раза, изменились качественные характеристики готовой продукции), виды тепловой обработки, появилось новое оборудование: па-роконвектоматы, слайсеры, современные тестомесильные машины, жарочные шкафы, кондитерские аппараты. Даже посуда для сервировки стола и для отпуска блюд стала совсем другая. Из новых, экологически чистых материалов выпускается инвентарь и т.д. Надо отметить, что малые частные предприятия питания специализируются на какой-то одной кухне: итальянская, французская, японская, китайская, кавказская, европейская кухня, русская кухня.

Работодателям нужны специалисты разного уровня, они на первый план выдвигают следующие требования к выпускнику:

- профессиональные знания кулинарии, характеристики сырья, товароведения, технологии приготовления основных блюд;

- знание и умение работать на современном оборудовании;

- знание иностранного языка, владение культурой речи (деловой язык) - повар должен не только хорошо приготовить блюдо, но уметь подать его;

- навыки владения информационными технологиями.

Надо отметить, что у нас традицией стало ежегодное проведение внутриколледжных конкурсов профессионального мастерства с участием представителей работодателей (в этом году такие конкурсы состоялись 15 ноября - 3 курс, 19 марта - 2 курс). Такие конкурсы помогают формировать ключевые и профессиональные компетенции студентов и являются составляющей частью модульной программы.

Апробация методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях в нашем Колледже осуществлялась по следующим критериям:

- соответствие образовательным Стандартам 3-го поколения (полностью соответствует);

- логичность и последовательность в изложении (достаточно логично и последовательно дана структура модульной программы, чётко выделены все разделы);

- легко ли выделить модули, руководствуясь этой методикой, доступна ли она для понимания преподавателя (на наш взгляд, данная методика, скорее всего, адресована научным работникам, для преподавателей она сложна, перегружена повторяющимися терминами, вызывает затруднения выделение модулей и области компетенций. Наибольшую сложность представляет оценка уровня сформированности у обучающихся профессиональных компетенций);

- удобно ли пользоваться данной методикой преподавателям - разработчикам конкретной модульной программы;

Апробация методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях впервые проходила на примере составления модулей «Приготовление песочного теста и изделий из него» (Межегурская Е.А.) и «Приготовление дрожжевого теста и изделий из него» (Теплова Г.Б.).

На основе анализа потребности в знаниях и умениях члены экспериментальной площадки (Корнеева Л.Б., Теплова Г.Б., Брускова Л.А., Межегурская Е.А., Сидорова Н.Н.) попытались разработать набор необходимых профессиональных и базовых компетенций повара-кондитера. Это явилось одним из сложных моментов, т.к. пока нет научно обоснованных технологий определения состава компетенций, востребованных современным производством.

Следующим шагом по апробации методики разработки модульных программ стал отбор содержания материала, разработка структуры модульной программы обучения, а также спецификации модуля.

Обе модульные программы - первый шаг к освоению нашим коллективом методики разработки модульных программ, основанных на компетенциях. В процессе изучения и апробации методики появилось достаточно вопросов, на которые мы пока ответить не можем.

Считаем необходимым, прежде всего, организовать переподготовку мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин по вопросам разработки модульных программ, основанных на компетенциях. Причём обучение должно быть грамотным, доступным для понимания, конкретным.

Это могут быть совместные «круглые столы» с представителями Департамента потребительского рынка и услуг, сотрудниками НИИРПО, ФИРО, а также с теми педагогами, которые уже апробировали методику разработки модульных программ, основанных на компетенциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.