Научная статья на тему 'Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями'

Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
219
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНОСЕМАНТИКА / СИНЕСТЕЗИЯ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / PHONOSEMANTICS / SYNAESTHESIA / HEARING IMPAIRMENT / AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михальчи Екатерина Владимировна

В статье описана методика «Цветные буквы», разработанная на основе методов фоносемантики русского языка для обучения восприятию интонации в стихах и художественных текстах лиц с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная методика действует с учетом нейрофизиологического явления «синестезии», что позволяет эффективно применять ее в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В ходе апробации методики «Цветные буквы» появились сведения, что для детей с РАС ее применение в учебном процессе является эффективным инструментом формирования восприятия и воспроизведения интонации и должно реализовываться с учетом индивидуальной схемы цветовых ассоциаций букв русского языка. В обучении детей и подростков с нарушениями слуха в оформлении визуализированных стихов должны использоваться волны громкости, показывающие интонационные изменения тембра голоса при чтении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approbation of the method of forming the perception ofintonations in persons with psychophysical rejections

In the article describes the technique of "Colored letters", developed on the basis of the phonosemantics methods of the russian language for teaching the perception of intonation in verses and art texts of persons with hearing impairments and autism spectrum disorders (ASR). This technique is based on the neurophysiological phenomenon of "synaesthesia", which makes it possible to effectively apply it in the educational process for children with disabilities and disabilities. During the approbation of the technique "Colored letters" there appeared information that for children with ASR its application in the educational process is an effective tool for the formation of perception and reproduction of intonation and should be implemented taking into account the individual scheme of color associations of the letters of the russian language. In training children and adolescents with hearing impairment in the design of visualized verses, loudness waves should be used to show intonational changes in the timbre of the voice when reading.

Текст научной работы на тему «Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Дата публикации: 1.09.2017 № 4 (28). С. 47-52. УДК 81.23

Е. В. МихАльчи

Апробация методики формирования восприятия интонации у лиц с психофизическими отклонениями

В статье описана методика «Цветные буквы», разработанная на основе методов фоносемантики русского языка для обучения восприятию интонации в стихах и художественных текстах лиц с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра (РАС). Данная методика действует с учетом нейрофизиологического явления «синестезии», что позволяет эффективно применять ее в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В ходе апробации методики «Цветные буквы» появились сведения, что для детей с РАС ее применение в учебном процессе является эффективным инструментом формирования восприятия и воспроизведения интонации и должно реализовываться с учетом индивидуальной схемы цветовых ассоциаций букв русского языка. В обучении детей и подростков с нарушениями слуха в оформлении визуализированных стихов должны использоваться волны громкости, показывающие интонационные изменения тембра голоса при чтении.

Ключевые слова: фоносемантика, синестезия, нарушения слуха, расстройства аутистического спектра

Perspectives of Science & Education. 2017. 4 (28)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-04/ Accepted: 1 July 2017 Published: 1 Septemer 2017 No. 4 (28). pp. 47-52.

E . V. M i KHALCH i

Approbation of the method of forming the perception of intonations in persons with psychophysical rejections

In the article describes the technique of "Colored letters", developed on the basis of the phonosemantics methods of the russian language for teaching the perception of intonation in verses and art texts of persons with hearing impairments and autism spectrum disorders (ASR). This technique is based on the neurophysiological phenomenon of "synaesthesia", which makes it possible to effectively apply it in the educational process for children with disabilities and disabilities. During the approbation of the technique "Colored letters" there appeared information that for children with ASR its application in the educational process is an effective tool for the formation of perception and reproduction of intonation and should be implemented taking into account the individual scheme of color associations of the letters of the russian language. In training children and adolescents with hearing impairment in the design of visualized verses, loudness waves should be used to show intonational changes in the timbre of the voice when reading.

Keywords: phonosemantics, synaesthesia, hearing impairment, autism spectrum disorders

осприятие интонации речи и текстов является важной составляющей процесса коммуникации, отражающей в сознании индивидов основной контекст, эмоциональный окрас и подтекст передаваемого сообщения. Воспроизведение и восприятие речевых интонаций и других компонентов просодической системы языка (логического ударения, смысловых пауз, ритма и темпа речи) формируются у человека достаточно рано, еще в младенческом возрасте [1, с 85]. Это связано с потребностью выражения нужд и эмоций ребенка, а также в процессе взросления формирует его поведение через интериоризацию общественных норм и

правил, передаваемых посредством речевого воздействия. Процессы восприятия и продуцирования интонации развиваются не у всех детей в течение определенного возрастного этапа и в одинаковой мере. Одним из важных факторов, влияющим на это, является наличие психофизических отклонений у ребенка.

Для изучения нарушений в отражении интонации в сознании лиц с психофизическими отклонениями и разработки методики по восприятию просодики художественных текстов и стихов были рассмотрены две группы подростков и взрослых: с нарушениями слуха и с расстройствами аутистического спектра (РАС) в формах РДА и

синдром Аспергера, численностью 7 и 14 человек соответственно, в возрасте от 15 до 65 лет.

Отечественными и зарубежными учеными были выявлены следующие нарушения и сложности восприятия интонации устной и письменной речи у представителей выбранных нозологических групп:

у лиц с нарушениями слуха (глухота и тугоухость): «более или менее выраженными оптически оказываются такие ее (просодики - Е.В.) средства, как распределение динамического ударения между словами фразы, темп произнесения слов и паузы. Зато совершенно выпадает важнейший компонент интонации - речевая мелодика» [2, с. 86]; «успешность идентификации типа интонации зависит от степени потери слуха. Наиболее выраженная зависимость отмечается при определении различий в синтагматическом членении и при оценке качества эмоций, трудности усиливаются также при определении места логического ударения»[3, с. 320]; на восприятие интонации влияет степень сохранности слуха у слабослышащих детей, которая «может быть использована при устранении недостатков произношения и недостатков интонационной стороны речи» [4, с. 90];

у лиц с расстройствами аутистического спектра в формах раннего детского аутизма, синдрома Аспергера и при других психических расстройствах: доступно восприятие «эмоционально насыщенной интонации взрослых» [5, с. 606-613], также они хорошо воспринимают стихи и тексты с выраженной интонацией и ритмическим строем; могут их повторять автоматически и монотонно; «некоторые люди в спектре аутизма не улавливают тон, интонацию или выражение голосом того, на чем следует сделать упор. Варьирование голосом часто подразумевает подтекст, который аутичный ребенок полностью пропустит, потому что не услышит выделение интонацией или смену тона»[6]; у лиц с расстройствами аутистического спектра часто встречаются выраженные нарушения речевого воспроизведения в формах «эхолаллии, вычурного, часто скандированного произношения, своеобразной интонации, характерных фонетических расстройств и нарушений голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы и слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице...» [7, с. 15]. В некоторых случаях лица с РАС не используют вербальную речь, заменяя ее различными вокализациями, «мычанием» и т.п.; «просодические особенности также являются наиболее распространенными коммуникационными проблемами у людей с РАС... Они используют «необычную» интонацию, включая неподходящее лексическое ударение и речевой резонанс, равно как и большую монотонность или, наоборот, певучесть» [8, с. 19].

У представителей этих групп в ходе реализации практической части исследования были вы-

явлены следующие сложности, обусловленные формами психофизических отклонений:

у лиц с нарушениями слуха чаще встречается «смазанное» восприятие интонации; ошибки в понимании смысла высказывания, если предложение имеет вопросительное или восклицательное значение; неточности в воспроизведении интонации при чтении в связи с ограниченной доступностью восприятия материала на слух;

нарушения восприятия речевой интонации приводит к затруднениям в понимании содержания и отражении интонации в текстах у лиц с РАС и РДА. Процесс чтения текстов и стихов часто им доступен и может начаться раньше, чем у сверстников. Однако тексты не имеют эмоционального отклика, подтекст в основном недоступен для восприятия, интонации героев произведений и авторов стихотворений не воспринимаются вообще или отражаются в сознании на минимальном уровне. Тексты и стихи воспринимаются как «пустые» и «серые», так как именно восприятие интонации в «художественно подготовленном тексте с таким же успехом доводит до читающего его глубокое аффективное содержание» [9, с. 106].

Определив круг проблем в восприятии интонации у лиц с нарушениями слуха и РАС на основе анализа ряда исследований других ученых и своих собственных наблюдений за обучением чтению стихов и художественных текстов детей с психофизическими нарушениями данных нозологических групп, обозначим цель данного прикладного исследования в разработке и внедрении в учебный процесс методики «Цветные буквы». Эта методика основана на положениях фоносемантики и направлена на повышение эффективности процесса восприятия интонации. Актуальность разработки и внедрения методики обусловлена тем, что фоносемантика как направление лингвистической науки основывается на нейрофизиологическом феномене «синестезии» или со-ощущение, развитие которого присуще лицам с нарушениями анализаторных систем и расстройствами аутистического спектра как компенсаторное. Как отмечает международный эксперт в области аутизма, к.ф.н. Богдаши-на О.Б., синестезия «присуща не только людям с РАС, но она, по-видимому, довольно распространена у отдельных людей с аутизмом» [10, с. 2131], в том числе в формах сенсорной (цветовой) и семантической. Однако, методик по развитию восприятия окружающей действительности и речевых сообщений, основанных на действии синестезии, для данных групп лиц с психофизическими отклонениями в настоящее время не разработано.

В научных источниках синестезия определяется как «возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя, совершенно другой модальности» [11]. Различные виды синестезии и ее проявления в

процессе коммуникации изучались в трудах таких отечественных психологов, нейропсихологов и психолингвистов, как Ананьев Б.Г., Зинченко В.П., Лурия А.Р., Леонтьев А.А., Журавлёв А.П., Ефименко Н.В. и других. Так как существует большое количество исследований разных форм и характеристик синестезии, то не будем подробно останавливаться на свойствах этого явления и рассмотрим значение синестезии только в фоно-семантических методах анализа слов и фраз.

В рамках психолингвистического подхода феномен синестезия рассматривается как «взаимосвязь восприятия отдельных понятий, слов, графем и фонем с некоторой чувственной составляющей, в том числе с цветом и тактильными ощущениями» [12, с. 132-134]. Ее изучением в рамках психолингвистического подхода на примере художественных текстов и стихов занимались представители психологической школы Леонтьева А.А., в частности Красникова Е.И. [13, с. 50-51]. Сопоставление фонетических единиц с цветами, которое является основой методики «Цветные буквы», были освещены в работе д.ф.н., профессора Журавлёва А.П. «Звук и смысл» и в других его публикациях [14]. В ходе ряда экспериментов он выявил цветовые соответствия для букв русского языка и провел первые исследования «стихоцветов», которые позволили установить звукоцветовые соответствия для поэтических произведений разных поэтов, ввел понятия «звукобукв» и «звукоцветовых соответствий». Рассмотренная методика фоносе-мантического анализа слов и фраз Журавлёва А.П. основана на психофизиологическом механизме функционирования головного мозга, при котором «влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно» [15, с. 320]. Таким образом, звукоцветовые соответствия как проявления синестезии возникают при прохождении нервных импульсов через близкорасположенные нейропроводящие пути. В некоторых случаях проявления синестезии при восприятии звуков и чтении слов могут быть связаны не только с отражением их цветов, но и температуры, яркости, жесткости, веса и других характеристик звукобукв, о которых можно узнать из научных трудов Журавлёва А.П. и других авторов.

При разработке методики «Цветные буквы» было предположено, что цветовые характеристики букв и слов смогут в какой-то степени передавать их эмоциональный окрас, способствовать определению логического ударения во фразе и улучшить восприятие мелодики стиха у лиц с психофизическими отклонениями.

Многие поэты создавали так называемые «окрашенные стихи», в которых через «цвето-

вые» эпитеты, употребляя определенные звуко-буквы, используя темп и ритм слов, они передавали свое настроение, восприятие и видение атмосферы и окружающих предметов. Используя ударение в словах и фразах, можно передать игру красок, цветовой фон произведения будет зажигаться то более резко, то более медленно, в зависимости от интонации и ощущений автора [14, с. 121]. В связи с этим верно предположение, что фоносемантический анализ стихотворных произведений направлен на изучение и отражение настроения, душевных переживаний и интонаций, заложенных в них поэтами.

Используя звукоцветовые соответствия или цветовые ассоциации звуков русского языка, полученные на основе исследований Журавлёва А.П., Ефименко Н.В., Прокофьевой Л.П. и других ученых-психолингвистов (табл.), мы попробовали «окрасить» слова в стихотворных произведениях в соответствующие им цвета. В схему также включены звукоцветовые соответствия, полученные в ходе исследования автором цветовых ассоциаций звуков русского языка у респондентов (N=200) в возрасте 15-65 лет (в повторном опросе приняли участие 81 респондент из общей выборки), проведенного в апреле 2017 г. в форме электронного опроса.

Таблица

Цветовые ассоциации звуков русского языка (по Журавлёву А.П. [14, с. 102]*, Ефименко Н.В.

[16, с. 94]**, Михальчи Е.В.***)

Звуко-буква Соответствующий цвет

А Густо-красный*

Б Белый**

В Синий**

В' Голубой**

Г Синий**

Г' Серый (антрацит)**

Д Оранжевый***

Е Зеленый*

Ё Желто-зеленый*

Ж Желтый***

З Зеленый***

И Синий*

Й Синеватый*

К Красный**

К' Бордовый (красно-коричневый)**

Л Синий***

М Малиновый***

Н Сине-зеленый***

О Светло-желтый, белый*

П Серый (антрацит)**

П' Серый (антрацит)**

Р Красный***

С Синий**

С Бирюзовый (сине-желтый)**

Т Болотно-коричневый (кора старого дерева)**

г Серо-коричневый (кора молодого дерева)**

У Темно-синий, лиловый*

Ф Лиловый***

Х Серый (цвет мокрого асфальта)**

Ц Желтый**

Ч Черный***

Щ Коричневый, черный***

Ш Черный**

ы Темно-коричневый, черный*

Э Зеленоватый*

Ю Голубоватый, сиреневый*

Я Ярко-красный*

Заг ела з ка красная В не е теми -г лу м, П л са явилась яс ая ЁГсв м лескёТ л т м!

Лучи с лнышка выс к

тразили в не св(т. II рассыпали ь далек т них и вые в твет. Лучи ярк ï л тые

светили землю вдруг. Не еса у г лу ые

Расстилаются в кру .

Стихотворение «Восход солнца» Есенина С.А. дуализированное по методике «Цветные буквы»

¡аться для передачи высоты голоса при чтении хотворения, и опора в воспроизведении ин-1ации может приходиться только на цветовые эеходы в словах. Для лиц с РАС целесообразно юльзовать визуализированные стихи без волн 1мкости, так они отвлекают внимание читате-1 от основного текста и вызывают задержки осприятии контекста произведения. Для лиц арушениями слуха наличие волн громкости в хах и художественных текстах может быть ре-лендовано как дополнительное средство для :приятия и воспроизведения произведения. Методика «Цветные буквы», направленная на ¡уализацию стихов и художественных текстов основанная на методах фоносемантического илиза слов и фраз, может быть рекомендова-для обучения восприятию интонации и повы-нию эффективности этого процесса у лиц с на-иениями слуха и РАС. Она визуально передает :редством выделения цветов букв в стихах и тожественных текстах цветовые ассоциации в русского языка, в которых отражаются эмо-энальное состояние и интонации автора про-¡едения.

В ходе апробации данной методики «Цвете буквы» на лицах с нарушениями слуха и с :стройствами аутистического спектра приме-ны следующие методы исследования: беседа

об индивидуальных особенностях восприятия с каждым респондентом; активизирующая игра на определение цвета имен; наблюдение за процессом работы с визуализированными стихами; опрос мнения респондентов о работе с данными методическими материалами; заключительное тестирование на цветовые ассоциации букв и слов русского языка. Перед практической реализацией методики «Цветные буквы» все участники исследования получали подробные письменные инструкции по участию в данном тренинге. Апробация была проведена в форме предоставления респондентами сначала листов со стихами русских поэтов (Есенина С.А., Токмаковой И.П., Вертинского А.Н. и др.), напечатанными без дополнительной визуализации обычным шрифтом. Респонденты могли прочитать стихотворение себе в удобной для них форме, любое количество раз и в течение любого времени, в спокойной обстановке; и по желанию выступить перед аудиторией или прочитать произведение ведущему. Далее респондентам предоставлялись листы с другими визуализированными стихами, адаптированными под индивидуальные психофизические особенности человека, которые также было необходимо прочитать себе и по возможности представить аудитории и ведущим исследования наиболее удачный, по их мнению, вариант художественного чтения произведения. Ведущие исследования оценивали наличие интонации, логического ударения, воспроизведение ритма и темпа стиха при чтении в обоих случаях, спрашивали респондента о содержании стиха, понимании подтекста, отражении в сознании человека эмоций и цветовых ассоциаций после прочтения. Полученные данные заносились в отдельные протоколы для каждого участника исследования.

На основе полученных результатов исследования можно заключить, что:

у лиц, получивших нарушение слуха в течение жизни и имеющих тугоухость, при прочтении визуализированных стихотворений улучшалось восприятие мелодики стиха, формировался навык постановки логического ударения в строках, улучшалось восприятие эмоциональной компоненты и содержания прочитанного произведения;

у лиц с расстройствами аутистического спектра (РДА и синдром Аспергера) результаты не были однозначными и зависели от индивидуальных особенностей респондентов данной группы.

Некоторые лица с РАС применяют свою схему цветовых ассоциаций букв, отличающуюся от традиционных авторских схем. В этом случае чтение визуализированных стихов и художественных текстов вызывало у них негативные эмоции, нежелание принимать участие в предложенной деятельности, напряжение и агрессию. Цветовые ассоциации у респондентов с РАС важно установить до начала работы с визуализирован-

ными стихами; в таком случае допускается замена цветов букв с учетом индивидуальной схемы звуковых ассоциаций букв.

Некоторые из участников исследования с расстройствами аутистического спектра объясняли, что им доступно восприятие стихов и рассказов в виде картинок. Добавление картинок на карточки с подписями ежедневных действий для лиц с аутизмом и в различные книги является распространенной методикой визуализации восприятия, к которой у представителей данной группы уже сформировалась привычка. В связи с этим, к стихам, визуализированным по методике «Цветные буквы» рисунки не добавлялись, чтобы не активизировать сложившиеся стереотипы восприятия.

Стоит отметить, что прочитав определенное количество визуализированных стихов и текстов, человек через какое-то время начинает воспринимать буквы цветными и в обычных текстах, происходит автоматизация процесса перцепции, которая имеет свойство угасать со временем без соответствующего подкрепления.

Чтение стихов и рассказов, визуализированных по методике «Цветные буквы», отобранных специально для группы участников с РАС (без сложного подтекста, скрытых эмоций, призывов, большого количества незнакомых слов и без волн громкости) способствовало восприятию интонации в строках и других компонентов просодики, а также улучшению воспроизведения мелодики, темпа и ритма стиха при его прочтении. Поэтому применение методики «Цветные буквы», учитывающей влияние синестезии на отражение звукобукв при чтении стихотворений и художественных текстов в сознании лиц с РАС, является эффективным.

Можно выделить следующие особенности методики «Цветные буквы»: она основана на положениях фоносемантики русского языка и проявлениях нейропсихологического феномена синестезии, однако имеет «обратное» действие. При реализации методики цвета букв выводятся из сознания человека по определенной схеме цветовых ассоциаций букв русского языка, что позволяет визуально воспринимать интонацию, эмоциональный окрас, логическое ударение, мелодику и темп стиха или художественного текста. В этом заключается отличие методики «Цветные буквы» от других методов фоносемантического анализа слова или фразы. К преимуществам методики «Цветные буквы» относится то, что она направлена на развитие перцепции интонации звукобукв в сознании индивидов и ее применение эффективно в процессе обучения лиц с нарушениями слуха и расстройствами аутистического спектра.

Методика «Цветные буквы» может быть использована для визуализации стихов, художественных текстов, объектов текстовой рекламы и т.п. Она может быть реализована на практи-

ке в обучении художественному чтению и восприятию интонации детей, подростков, лиц с психофизическими нарушениями различных нозологий. Дальнейшее направление развития методики «Цветные буквы» авторы видят в рас-

ширении методических и прикладных аспектов ее применения, в продолжение ее апробации и в издании пособия с визуализированными стихами и художественными произведениями для лиц с психофизическими отклонениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коэн Л. Удивительные истории о мозге или рекорды память коноплянки. - М.: Рипол классик, 2016 - с. 85

2. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М.: Педагогика, 1973. - с. 86

3. Ланг, Н.К., Иванина Т.В., Светлогорская И.Д. Восприятие и интерпретация различных интонаций речи детьми со сниженным слухом. // Сенсорные системы. - Т. 22, №4, 2008, с. 320

4. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. - М.: изд-ва Владос, 2001, - с. 90

5. Черепкова Н.В. Особенности психического и речевого развития детей с ранним детским аутизмом. // Science time. 2014, №4. с. 606-613

6. Айзекс П. Проблемы сенсорной обработки при аутизме. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aspergers.ru/ node/257/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бондаренко Т.В., Федосеев, Е.С Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. // Известия ВГПУ. 2015, с. 15

8. Виноградова К.Н. Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра. // Аутизм и нарушения развития. 2015, №2, с. 19

9. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования -М.: Академия, 2012 -с. 106

10. Богдашина, О.Б. Синестезия при аутизме. // Аутизм и нарушения развития. 2016, №3, С. 21-31

11. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: изд-во -Московского университета, 1973.

12. Стороженко Т.И. Взаимосвязь форм синестезии с точки зрения психолингвистики. // Молодежь в науке: новые аргументы. Липецк: «Научное партнерство «Аргумент»», 2015. С. 132-134

13. Красных В.В. Основы психолингвистики. - М.: Гнозис. 2012 - с. 50-51

14. Журавлев А.П. Звук и смысл. Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Изд. 2-е. - М.: изд-во «Просвещение». 1991.

15. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб: Питер. 2006 - с. 320

16. Ефименко Н.В. Моделирование цветового образа слова и текста. // Вестник челябинского государственного университета. 2011, № 20, с. 94

17. Есенин С.А. Избранное. - М.: Славянский дом книги, 2015 - с. 320

REFERENCES

1. Kojen L. Udivitel'nye istorii o mozge ili rekordy pamjat' konopljanki. - M.: Ripol klassik, 2016 - c. 85

2. Rau F.F. Ustnaja rech' gluhih. - M.: Pedagogika, 1973. - s. 86

3. Lang, N.K., Ivanina T.V., Svetlogorskaja I.D. Vosprijatie i interpretacija razlichnyh intonacij rechi det'mi so snizhennym sluhom. // Sensornye sistemy. - T. 22, №4, 2008, c. 320

4. Nejman L.V., Bogomil'skij M.R. Anatomija, fiziologija i patologija organov sluha i rechi. - M.: izd-va Vlados, 2001, - s. 90

5. Cherepkova N.V. Osobennosti psihicheskogo i rechevogo razvitija detej s rannim detskim autizmom. // Science time. 2014, №4. s. 606-613

6. Ajzeks P. Problemy sensornoj obrabotki pri autizme. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.aspergers.ru/node/257/

7. Bondarenko T.V., Fedoseev, E.S Formirovanie kommunikativnyh navykov u detej s rasstrojstvami autisticheskogo spektra. // Izvestija VGPU. 2015, c. 15

8. Vinogradova K.N. Rech' i kommunikacija pri rasstrojstvah autisticheskogo spektra. // Autizm i narushenija razvitija. 2015, №2, s. 19

9. Lurija, A.R. Pis'mo i rech'. Nejrolingvisticheskie issledovanija -M.: Akademija, 2012 -c. 106

10. Bogdashina, O.B. Sinestezija pri autizme. // Autizm i narushenija razvitija. 2016, №3, S. 21-31

11. Velichkovskij B.M., Zinchenko V.P., Lurija A.R. Psihologija vosprijatija. - M.: izd-vo -Moskovskogo universiteta, 1973.

12. Storozhenko T.I. Vzaimosvjaz' form sinestezii s tochki zrenija psiholingvistiki. // Molodezh' v nauke: novye argumenty. Lipeck: «Nauchnoe partnerstvo «Argument»», 2015. S. 132-134

13. Krasnyh V.V. Osnovy psiholingvistiki. - M.: Gnozis. 2012 - c. 50-51

14. Zhuravlev A.P. Zvuk i smysl. Kniga dlja vneklassnogo chtenija uchashhihsja starshih klassov. Izd. 2-e. - M.: izd-vo «Prosveshhenie». 1991.

15. Lurija A.R. Lekcii po obshhej psihologii. - SPb: Piter. 2006 - s. 320

16. Efimenko N.V. Modelirovanie cvetovogo obraza slova i teksta. // Vestnik cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011, № 20, c. 94

17. Esenin S.A. Izbrannoe. - M.: Slavjanskij dom knigi, 2015 - s. 320

Информация об авторе Information about the author

Михальчи Екатерина Владимировна Mikhalchi Ekaterina Vladimirovna

(Россия, Москва) (Russia, Moscow)

старший преподаватель Института бизнеса и Senior lecturer, Institute of business administration

делового администрирования State budgetary educational institution of the Russian

ФБГОУ ВО РАНХиГС Academy

E-mail: missi-ice@rambler.ru E-mail: missi-ice@rambler.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.