Научная статья на тему 'Апробация метода оценки эффективности использования обучающего Интернет-ресурса в учебном процессе'

Апробация метода оценки эффективности использования обучающего Интернет-ресурса в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипова Ольга Владимировна, Зацепина Е.А., Павлова О.Ю.

Целью работы является апробация методики оценки эффективности использования в учебном процессе образовательного Интернет-ресурса, который был разработан для обучения студентов проектированию сложных программных систем и повышения качества самого процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипова Ольга Владимировна, Зацепина Е.А., Павлова О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробация метода оценки эффективности использования обучающего Интернет-ресурса в учебном процессе»

Секция

«ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ»

УДК 004.588

О. В. Арипова, Е. А. Зацепина, О. Ю. Павлова Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербург

АПРОБАЦИЯ МЕТОДА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Целью работы является апробация методики оценки эффективности использования в учебном процессе образовательного Интернет-ресурса, который был разработан для обучения студентов проектированию сложных программных систем и повышения качества самого процесса обучения.

С 2008 года в учебном процессе кафедры «Информационные системы и компьютерные технологии» БГТУ «Военмех» имени Д. Ф. Устинова используется обучающая информационная система на основе Интернет-ресурса (ИР), размещенная в сети Интернет по адресу www.i5nfo.ru. ИР входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины «Основы программирования» и включает в себя: конспект лекций и практических занятий, варианты лабораторных работ, подсистемы опросов и голосований, гостевая книга и форум, подсистема тестирования, модуль администрирования и система управления, реализованная как мультиагентная экспертная система [1].

Для оценки использования ИР в учебном процессе была разработана методика [2] и алгоритм [3] оценки эффективности использования Интернет-ресурса в учебном процессе.

В соответствии с разработанной методикой апробация проводилась в несколько этапов (рис. 1). В данной работе будут рассмотрены результаты, получен-

ные в первом семестре 2012-2013 учебного года: этап «Предварительное тестирование» и этап «Экзамен».

Первый этап «Предварительное тестирование» позволил установить уровень знания каждого студента перед началом изучения учебной дисциплины «Основы программирования» [2]. Результаты тестирования разбили обучающихся на 3 контрольные группы. Группа К1 готовилась к занятиям с помощью ИР, группа К2 использовала материалы лекций, группа К3 изучала учебный материал по рекомендуемой в рабочей программе дисциплины литературе. Тест содержал N = 20 вопросов. Результаты приведены в табл. 1 и на рис. 2.

В течение первого семестра 2012-2013 учебного года обучающиеся выполняли контрольные мероприятия в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины в виде: лабораторных работ (8 шт.); домашних заданий (2 шт.); контрольных работ (2 шт.).

Итоговым мероприятием по окончанию первого семестра 2012-2013 учебного года был установлен экзамен, результаты представлены в табл. 2 и на рис. 3.

Предварительное тестирование Экзамен Промежуточное тестирование Итоговое тестирование Экзамен

сентябрь декабрь февраль май июнь

1 семестр (осенний) 2 семестр (весенний)

учебный год

Рис. 1. Временная шкала этапов проведения апробации методики оценки эффективности

Таблица 1

Результат разбиения обучающихся на контрольные группы

Контрольные группы

К1 - 15 человек К2 - 15 человек К3 - 16 человек

Средний балл за тест % Средний балл за тест % Средний балл за тест %

5.3 26 5.2 26 5.2 26

Таблица 2

Результаты обучения в контрольных группах за первый семестр учебного года

Контрольные группы

К1 К2 К3

Количество человек в группе 15 15 15

Количество допущенных до экзамена 10 7 6

Средний балл за экзамен 4.5 4.2 4.1

Секция «Информационно-управляющие системы»

Рис. 2. Результат разбиения на контрольные группы

Рис. 3. Результаты в контрольных группах за первый семестр учебного года

Результаты, полученные в первом семестре 20122013 учебного года, показали, что использование образовательного Интернет-ресурса, как дополнительного элемента учебного процесса, позволяет повысить качество процесса обучения.

Библиографические ссылки

1. Арипова О. В. Об использовании программных средств дистанционного образования для организации самостоятельной работы студентов : СПбНПК «Проблемы подготовки кадров в сфере инфокоммуникаци-онных технологий». СПб. : ООО «Политехника-

сервис», 2009. С. 29-32.

2. Арипова О. В., Зацепина Е. А., Охочинский М. Н. Оценка эффективности использования Интернет-ресурса в учебном процессе : Молодежь. Техника. Космос : тр. IV ОМНТК. СПб. : БГТУ, 2012. С. 355357.

3. Арипова О. В., Зацепина Е. А. Алгоритм оценки эффективности использования Интернет-ресурса в учебном процессе : ВМНТК «Космос-2012». Т. 3. Самара : СГАУ, 2012. С. 158-160.

© Арипова О. В., Зацепина Е. А., Павлова О. Ю., 2013

УДК 004.772

Е. С. Артеменко Научный руководитель - В. Д. Лаптенок Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СИСТЕМА СЛЕЖЕНИЯ ПО СТЫКУ СОЕДИНЕНИЯ ПРИ ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ СВАРКЕ

Установки для электронно-лучевой сварки представляет собой сложный комплекс, высокая скорость сварки и ограниченные возможности визуального наблюдения, создают большие трудности управления процессом. Поэтому актуальным вопросом является максимальная автоматизация процесса.

Для решения задач управления электроннолучевой сваркой используется система слежения по стыку с предварительной записью программы и обработкой информации, которая основана на методе синхронного детектирования.

При записи траектории на стыке могут встречаться различные препятствия, прихватки, царапины и прочее, которые влияют на характеристики, снимаемые датчиками. В результате записанная траектория может выглядеть как «кардиограмма» с провалами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.