Научная статья на тему 'Approximately results of the State program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2008-2012 and the future plan to 2020 in the agro-industrial complex of the Amur region'

Approximately results of the State program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2008-2012 and the future plan to 2020 in the agro-industrial complex of the Amur region Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
145
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Approximately results of the State program of agricultural development and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2008-2012 and the future plan to 2020 in the agro-industrial complex of the Amur region»

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE FAR EAST FEDERAL DISTRICT: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

631.145(571.6)

Казачанская О.Ф., Начальник управления экономических программ, анализа и малых форм хозяйствования министерства сельского хозяйства Амурской области ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2008-2012 ГОДЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Kazachanskaya O.F., Head of economic programs, analysis of small forms of management of the Ministry of Agriculture of the Amur region APPROXIMATELY RESULTS OF THE STATE PROGRAM OF AGRICULTURAL DEVELOPMENT AND REGULATION OF MARKETS FOR AGRICULTURAL PRODUCTS, RAW MATERIALS AND FOOD FOR 2008-2012 AND THE FUTURE PLAN TO 2020 IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE AMUR REGION

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» отчасти явилась дальнейшим развитием основных направлений государственной поддержки заложенных в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Аналогичная программа была разработана и принята в Амурской области, которая действовала с 2009 года.

В целях реализации Госпрограммы между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Амурской области было заключено соглашение о реализации мероприятий Государственной программы, в котором определены целевые индикато-

ры, динамика и прогноз развития сельского хозяйства области на 2008 - 2012 годы.

За период реализации на территории области долгосрочной целевой программы Развития сельского хозяйства до 2012 года объем сельскохозяйственного производства стабильно растет, улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

Объемы производства продукции сельского хозяйства за период 2008-2011 годов выросли в 1,9 раза (рис 1). По нашим прогнозам в 2012 году будет произведено сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 млрд. й.

2008 г 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. {ожил )

нпродукция растениеводства ^■Продукция животноводства

10

Ключевым звеном в реализации программы развития сельского хозяйства являлись мероприятия по устойчивому развитию растениеводства. На протяжении последних лет Амурская область сохраняет ведущие позиции по показателям развития этой отрасли в Дальневосточном регионе. В области сосредоточено около 40 процентов сельскохозяйственных угодий и свыше 50 процентов посевных площадей Дальневосточного региона, производится около 50% российской товарной сои, которая является основной сельскохозяйственной культурой Приамурья. В 2012 году по предварительным данным в области произведено 271 тыс. тонн зерна, 777,6 тыс. тонн сои.

Погодные условия, сложившиеся в прошедшем году не позволили превысить объемы производства сельскохозяйственных культур 2011 года.

Тем не менее, объем производства сои в области за последние пять лет увеличился в 2,5 раза, что является следствием реализации мероприятий по сохранению почвенного плодородия, техническому перевооружению, развитию элитного и репродукционного семеноводства.

Динамика поступления техники с 2008 по 2012 годы

Динамика производства зерновых культур за последние пять лет колеблется от 272 тыс. тонн (2008 год) до 338 тыс. тонн (2011 год) за исключением 2010 года, когда были не благоприятные условия для выращивания и производства данной культуры.

В последние годы активно реализуются мероприятия, направленные на техническое перевооружение отрасли. Одной из основных схем технического перевооружения АПК области стал сельскохозяйственный лизинг, как наиболее доступная форма приобретения техники большинством сельхозтоваропроизводителей области.

Благодаря этому за период 2008-2012 года приобретено560 тракторов и 940 зерноуборочных комбайнов (что составляет 44% парка), в том числе 584 комбайна амурской сборки (27,4% парка). Для дальнейшего обновления МТП области на машиностроительных предприятиях области планируется расширение линейки собираемых тракторов, организация сборки посевных универсальных машин и грузовых автомобилей.

Меры государственной поддержки по техническому перевооружению АПК позволили последние годы активно возвращать в оборот залежные земли. В этом году увеличили посевной клин на 150 тыс. га (прирост составил 19 %), на будущий год уже поднято 100 тыс. га залежных земель.

Кроме технического перевооружения добиться значительных результатов в растениеводстве позволяет постоянно растущий спрос на нашу фирменную культуру сою. В структуре посевных площадей области соя преобладает (около 68%) и введение в оборот залежных земель позволяет иметь повторные посевы сои. Для возвращения к севооборо-

11

там, последние годы при поддержке Правительства области на приобретение семян гибридов кукурузы, существенно стала увеличиваться площадь под кукурузой на зерно, так в 2011 году кукуруза занимала - 6 тыс. га, в 2012 - 16 тыс. га, в 2013 году площадь под кукурузой планируется довести до 30 тыс. га. Возделывание этой культуры, мы рассматриваем как одну из альтернатив низкорентабельным ранним зерновым культурам.

Ключевым звеном в реализации программы развития сельского хозяйства являлись мероприятия по устойчивому развитию животноводства.

Благодаря принимаемым мерам государственной поддержки нами много сделано, построено две мега - фермы на 1200 голов коров каждая, молочный комплекс на 700 голов коров, проведена реконструкция и модернизация действующих ферм, в область завезено 5,5 тыс. голов крупного рогатого скота мясных и молочных пород.

В 2012 году эта работа была усилена, в настоящее время произведен завоз в наш регион племенного молодняка крупного рогатого скота в количестве 4,5 тыс. голов, в том числе 3,9 тыс. голов скота мясного направления. В результате проведенной работы удельный вес численности племенного крупного рогатого скота увеличится с 7,8% в 2007 году и по итогам года составит 15,6%.

По итогам реализации действующей программы ожидается увеличение производства молока до 170,6 тыс. тонн (на 19,5% к 2008 году). Производство скота и птицы на убой (в живом весе) составит 47,6 тыс. тонн (на 10% к уровню 2008 г.), яиц на 248,6 млн. штук (на 0,4% к уровню 2008 г).

В рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства большое значение придается повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей путем реализации мер по их бюджетной и внебюджетной поддержке.

За 2008-2012 годы общий объем государственной поддержки составил 9,1 млрд. рублей, в т. ч. из областного бюджета - более 5,8 млрд. рублей. Предусмотренные Соглашением с Минсельхозом обязательства по софинансированию мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства в 2008-2010 годах областным выполнены в полном объеме.

За весь период реализации программы по сельскохозяйственным предприятиям области наблюдается положительная динамика роста чистой прибыли (в 2008 году прибыль 760,9 млн. рублей, 2009 год - 1177,1 млн. рублей,

2010 год - 1122,0 млн. рублей, 2011 год -1666,5 млн. рублей, ожидаемый результат 2012 года - 2162,7 млн. рублей).

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе в среднем за пять лет сложился на уровне 74%.

Среднемесячный объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена сельского домашнего хозяйства в 2012 году по прогнозу составит 15370 рублей, что выше уровня 2008 года в 1,5 раза.

Основные цели, намеченные Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Амурской области выполнены.

В настоявшее время на федеральном уровне принята Государственная программа развития сельского хозяйства до 2020 года, в которой определены цели, задачи и приоритетные направления развития агропромышленного комплекса страны с учетом вступления России в ВТО

В Амурской области принята долгосрочная целевая программа Развития сельского хозяйства до 2020 года.

Программа предусматривает реализацию около 40 мероприятий с объемом финансирования не менее 1,5 млрд. рублей ежегодно, из них 35 мероприятий требуют софинансирования с федеральным бюджетом с объемом финансовых средств свыше 1 млрд. рублей.

Ближайшие 2-3 года мы планируем ввести в оборот еще около 300 тыс. га и к 2020 году увеличитьваловое производство зерна до 650 тыс. тонн, в том числе зерна кукурузы до 150 тыс. тонн, сои до 994 тыс. тонн.

Благодаря вступлению России в ВТО, снижению вывозных пошлин на сою в ближайшие годы, постоянному спросу на соевые бобы со стороны Китая и других стран АТР, вывоз сои из области будет только расти. Но для сохранения положительной динамики и выполнения вышеобозначенных объемов в растениеводстве необходимо существенно увеличить спрос на потребление зерна как внутри области, так и в соседних регионах. Для этого приоритетом в государственной программе мы предусматриваем существенные поддержки на развитие мясного скотоводства и свиноводства.

Считаем, что для дальнейшего наращивания производства продукции растениеводства необходимо продолжить формирование высокоэффективной системы семеноводства путем оказания государственной поддержки: на приобретение элитных семян (включая оригинальные семена) и на приобретение репродукционных семян, используя средства федерального и

12

областного бюджета.

Государственной программой вводится новое направление поддержки, на наш взгляд, достаточно актуальное и перспективное «оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

В области будет продолжена работа по технической модернизации машинотракторного парка области.

Принимаемые программой мероприятия уже в рамках реализации программы до 2020 года позволят обновить парк зерноуборочных комбайнов на 100%, тракторов - на 50%, кормоуборочных комбайнов - на 85%.

При формировании основных направлений развития агропромышленного комплекса

области особый приоритет получает животноводство.

На период реализации программы по направлению развития молочного скотоводства планируется строительство новых животноводческих комплексов, проведение реконструкции и модернизации действующих животноводческих ферм на базе современных технологических решений, кроме этого, для комплектования будущих комплексов, и действующих ферм будет осуществляться завоз высокопродуктивного племенного маточного молодняка из других регионов и собственных племенных репродукторов.

В области будет продолжена работа по дальнейшему развитию мясного скотоводства.

В связи с этим в области разработан алгоритм развития мясного скотоводства до 2020 года, в рамках которого для повышения генетических и продуктивных качеств племенного скота предполагается организация в 2013 году первых в области и ДФО племенного завода по герефордской породе иселекционно-генетического центра, которые будут комплектовать племенными животными и биопродукцией собственные стада и стада территории

Дфо.

Кроме того предполагается дальнейшее развитие частно-государственного объединения (АКГ), которое в конечном итоге будет представлять собой предприятие с полным циклом производства с реализацией продукции через распределительный центр (с маркетин-

говой и логистической структурой). Наряду с этим данный проект будет носить социальную направленность - обеспечение диетической говядиной образовательных, лечебных и дошкольных учреждений области.

Не могу не затронуть вопрос о железнодорожных тарифах. Географическая удаленность нашего региона от основных потребителей и высокие железнодорожные тарифы на доставку снижают конкурентоспособность амурской продукции и тормозят ее продвижение на российском рынке. Успешная реализация программы напрямую зависит от государственной тарифной политики, способствующей выравниванию конкурентных условий для всех участников рынка. Для этого необходимо установить на долгосрочной основе режим

13

льготной тарификации железнодорожных перевозок продуктов переработки с территории

Дфо.

Очень перспективным рынком сбыта в частности для сои и продуктов ее переработки являются страны АТР. Для реализации экспортного потенциала необходимо создать на территории региона соответствующую инфраструктуру и сформировать экспорто ориенти-

щую поставки своей продукции в КНР в течение всего года. В этой связи возрастает актуальность строительства на территории Амурской области пограничного мостового перехода через р. Амур, что позволит создать международный транспортный коридор круглогодичного действия и повысит роль приграничных дальневосточных территорий в сотрудничестве России со странами АТР.

граммы является развитие жилищного строительства в сельской местности. Увеличение объемов строительства жилья в период до 2020 года обусловлена повышением инвестиционной активности и потребностью сельского производства в специалистах АПК и обеспечивает в комплексе с другими направлениями устойчивое развитие сельских территорий.

Хочу отметить, что в области представлены все уровни сельскохозяйственного образования, которые в настоящее время будут объединены многоуровневым учебным центром, выступающим координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня, научных центров и сельскохозяйственных предприятий.

Центром будет осуществляться информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения.

Реализация всех выше указанных мероприятий позволит усилить позиции Амурской области как одного из крупных регионов производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Дальневосточном Федеральном округе.

В 2020 году программой предусмотрено:

в растениеводстве:

- увеличение производства зерна до 604,0 тыс. т;

тыс. тонн;

- доведение обеспеченности всех участников зернового и масличного рынков современными зернохранилищами до 50%, производственными элеваторами - 43%, прирост современных мощностей единовременного хранения на 450 тыс. тонн.

в животноводстве:

- увеличение производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий до 65,7 тыс. тонн, в том числе высококачественной говядины до 5,5 тыс. тонн (в 2,3 раз);

- увеличение производства молока в хозяйствах всех категорий до 211,5 тыс. тонн;

- поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота полученного от скрещивания со специализированными мясными породами в 3,8 раза и составит 59,4 тыс. голов,

прочие мероприятия:

- приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями новых машин и оборудования для растениеводства, животноводства и кормопроизводства позволит обновить парк на: 2425 трактора, 1835 зерноуборочных комбайна.

- улучшат жилищные условия 3,4 тыс. сельских семей, в том числе 1,42 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

- увеличение дошкольных образовательных учреждений на 456 мест.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.