Научная статья на тему 'Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки'

Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ / МОТОРНОЕ ТОПЛИВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арский А. А.

В статье обосновывается необходимость осуществления ло-гистического проектирования на основе использования математического аппарата различной степени точности. Аппроксимация расчетов стиму-лирует представителей бизнеса к планированию (проектированию) логи-стической системы собственной организации на научной основе с учетом различия стоимости моторного топлива не только в разных регионх России, но и в сравнении со странами, участвующими в развитии проекта автома-гистрали «Западная Европа Западный Китай»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аппроксимация расчетов стоимости логистических издержек при проектировании международной автомобильной перевозки»

УДК 338.5

АППРОКСИМАЦИЯ РАСЧЕТОВ СТОИМОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

А.А. Арский

Аннотация. В статье обосновывается необходимость осуществления логистического проектирования на основе использования математического аппарата различной степени точности. Аппроксимация расчетов стимулирует представителей бизнеса к планированию (проектированию) логистической системы собственной организации на научной основе с учетом различия стоимости моторного топлива не только в разных регионх России, но и в сравнении со странами, участвующими в развитии проекта автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай».

Ключевые слова: логистическое проектирование, логистические издержки, Западная Европа - Западный Китай, моторное топливо.

APPROXIMATION OF CALCULATIONS, LOGISTICS COSTS WHEN DESIGNING INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT

A.A. Arsky

Abstract. In the article the necessity of realization of logistical designing on the basis of use of the mathematical device of a various degree of accuracy is proved. Approximation of calculations stimulates business representatives to plan (design) the logistics system of their own organization on a scientific basis, taking into account the difference in the cost of motor fuel in comparison with not only between the regions of Russia, but also the countries participating in the development of the highway project «Western Europe - Western China».

Key words: logistics project, logistics costs, Western Europe - Western China, motor fuel.

Снижение логистических издержек является одной из самых важных задач при проектировании логистических систем, что, в свою очередь, определяет неизменную актуальность задачи поиска новых путей их снижения в динамической среде рынка. Логистические издержки следует подразделять на издержки времени и на финансовые (материальные) издержки.

Одним из действенных методов, применяемых при проектировании логистических систем, является метод сетевого планирования

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

и управления, Метод основан на поиске резервов времени в графике реализации логистического процесса и на использовании этих резервов для повышения экономической эффективности модели логистического процесса посредством ее модификации. Снижение материальных издержек позволяет снижать себестоимость логистического процесса, а следовательно, себестоимость товара или услуги, предоставляемой той или иной организацией. Снижение себестоимости, в свою очередь, позволяет организации получать конкурентное преимущество на рынке посредством возможного снижения стоимости услуги на величину снижения ее себестоимости. Глобализация логистических процессов, определяет актуальность использования теоритических подходов в определении рационального объема ресурсов, используемого при реализации логистического процесса [1, с. 5-8].

Одним из направлений развития российской экономики является развитие сегмента малого и среднего бизнеса как фактора, оказывающего положительное влияние на развитие сферы услуг и импортозамещения в области сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и потребительских товаров. В условиях развития международной торговли России в формате ЕАЭС и ВТО, а также при развитии инфраструктурных проектов, реализующих транзитный потенциал российских территорий, снижение логистических издержек является уже вопросом международной конкуренции.

Многие российские предприниматели, особенно в начале «делового пути», осуществляют логистическое планирование на основе делегирования полномочий по проведению логистического процесса логистическим организациям (логистический аутсорсинг), когда выбирается более низкая стоимость контракта из множества предложений, либо осуществляют проектирование логистического процесса на интуитивном уровне, без каких-либо расчетов, учитывающих влияние экономических факторов.

Данная ситуация приводит к увеличению стоимости издержек, которые компенсируются за счет конечного потребителя. При этом, как правило транслируется пресловутая поговорка «бензин подорожал», однако предприниматели не утруждают себя объяснениями, почему банка зеленого горошка дорожает на 1 руб. покрывая не только изменение стоимости литра моторного топлива, но и прохождение

Таблица 1

Аппроксимация расчетов объема моторного топлива

№ Расчетная формула Переменные Примечание

1 г="х т а - дистанция маршрута; п - количество литров топлива, расходуемого на 100 км пробега Базовая формула. Низкая точность планирования, учитывает расход по паспорту транспортного средства

2 ¥=с1>хт+^хт а] - дистанция маршрута от склада предприятия до точки распределения (склада партнера); п1 - количество литров топлива расходуемого на 100 км груженого пробега; а, - дистанция маршрута от точки распределения до склада предприятия; и, - количество литров топлива расходуемого на 100 км. порожнего пробега Формула, учитывающая изменение расхода топлива при движении порожнего транспорта или с учетом работы дополнительных агрегатов (рефрижератор)

3 ¥=с1'хюо+^хюо+х х - объем резерва моторного топлива, исчисляемый в процентах от общего объема или же представляющий собой фиксированную величину Формула, учитывающая изменение расхода топлива при снижении весовой нагрузки. Учитывает логистические риски

Таблица 1

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо в апреле 2017 г.

(руб.) [7]

Регион Бензин автомобильный В том числе Дизельное топливо

марки А-76 (Л11-80) марки М1-92 (А11-93 и т.п.) марки М1-95 и выше

Российская Федерация 37,35 33,92 36,21 39,37 37,55

Центральный федеральный округ 37,27 32,84 36,02 39,44 37,07

С еверо-Западный федеральный округ 37,65 34,31 36,33 39,66 39,04

Южный федеральный округ 38,77 37,56 40,75 37,02

С еверо-Кавказский федеральный округ 38,04 36,88 39,74 34,31

Приволжский федеральный округ 37,14 33,76 36,05 39,08 37,44

Уральский федеральный округ 36,29 32,55 35,20 38,09 38,86

Сибирский федеральный округ 35,97 30,62 34,86 38,16 36,66

Дальневосточный федеральный округ 40,29 35,19 40,04 42,06 41,39

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

автофургоном 4 тыс. км - при условии, что она транспортирует 30 тыс. банок продукции. Подобная некомпетентность приводит к уходу таких предпринимателей с рынка вообще, что в итоге негативно отражается на удовлетворении потребительского спроса и на рынке труда.

В этой связи возникает закономерная проблема повышения качества логистического планирования субъектами малого бизнеса при расчете стоимости моторного топлива для принятия эффективных управленческих решений в формате выбора альтернативных маршрутов перевозки или аргументированного ценового торга с аутсорсерами на рынке логистических услуг.

Научная новизна изложенного ниже подхода к логистическому проектированию заключается в аппроксимации расчетов стоимости моторного топлива в различных вариантах детализации издержек проекта логистического процесса.

Предлагается производить расчеты объемов и стоимости моторного топлива на основании формул, обеспечивающих различную практическую точность. Алгоритм аппроксимации расчетов представлен в таблице 1.

Из данных таблицы 1 следует, что формула 3 обеспечивает не только учет полноты факторов формирующих риски (параметр х), но и снижение расхода топлива при движении порожнего автотранспорта. Стоит отметить важное значение стоимости литра моторного топлива при расчетах стоимости логистического процесса. Так, при проектировании маршрута по территории нескольких регионов России следует учитывать различную стоимость литра моторного топлива (таблица 2).

Анализируя изменения стоимости того или иного вида и типа моторного топлива в зависимости от региона России (таблица 2), можно сделать вывод о наличии более низких цен на моторное топливо в тех регионах, где развито производство светлых нефтепродуктов и существует конкуренция между логистическими аутсорсерами (транспортными компаниями).

Таким образом, аппроксимация расчетов объемов моторного топлива и учет стоимости моторного топлива на маршруте позволяет снизить величину логистических издержек по переменным материальным затратам за счет учета следующих факторов при проектировании логистического процесса:

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

- осуществление логистического проектирования на теоретической, а не интуитивной основе;

- расчет величины логистических издержек с различной точностью в зависимости от протяженности маршрута;

- учет разности региональных розничных цен при построении маршрута, пролегающего по территории двух и более регионов страны;

- переоценка эффективности содержания запасов товарно-материальных ценностей на складе при изменении эффективности транспортной перевозки [2, с. 36-47; 5, с. 58-71].

В вопросе развития транзитного потенциала России в контексте реализации инфраструктурного проекта автомагистрали «Западная Европа - Западный Китай» переоценить важность повышения точности расчетов при проектировании логистических систем невозможно. Более 2200 км из 8445 км данной магистрали проходят по территории России, что формирует перспективу развития не только транспортных, но и трансформационных логистических центров на территории России [2, с. 36-47]. Возникает необходимость учета особенностей логистических систем стран-партнеров, выполняющих общие задачи, но имеющих свою специфику в регионе, например, в части развития инфраструктуры и стоимости моторного топлива [3, с. 77-81]. Российские таможенные перевозчики имеют все шансы занять логистические ниши на данном маршруте, используя конкурентные преимущества стоимости моторного топлива. Так, стоимость дизельного топлива в Китае в пересчете на рубли составляет около 50 руб. за литр, а в странах ЕС - более 70 руб. за литр. Естественно, что пополнение запаса топлива доступно равно как китайским, так и европейским международным перевозчикам на территории России, однако лишь российские перевозчики (таможенные перевозчики) могут осуществлять здесь резервирование топлива непрерывно [5, с. 48-66; 6, с. 82-89].

Научное сообщество не должно оставаться в стороне от проблем эффективного логистического проектирования российского малого бизнеса. Рациональным представляется разработка и реализация на базе Московского финансово-юридического университета МФЮА программ повышения квалификации в области международной логистики и таможенного дела с привлечением теоретиков

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

и практиков к учебному процессу. Новизной разрабатываемых программ может служить использование как простых, так и сложных моделей при проектировании логистических систем и процессов в них. Отдельным направлением научно-практической и методической работы может стать анализ логистических рисков безопасности автотранспортных перевозок, что выводит данное мероприятие на экспертный уровень в области оценки рисков инфраструктурных проектов.

Библиографический список

1. Арский А.А. Применение формулы Харриса-Уилсона (Economic Order Quantity) в логистическом проектировании малого бизнеса // Маркетинг и логистика. 2016. № 2 (4).

2. Жильцова О.Н. Разработка комплекса маркетинга для транспортной компании, стартующей на рынке логистических услуг // Маркетинг и логистика. 2017. № 1 (9).

3. Тебекин А.В. Проект как базовая форма развития современной экономики // Маркетинг и логистика. 2016. № 4 (6).

4. Тебекин А.В. Методический подход к исследованию проблем развития внешнеэкономической деятельности на примере анализа процессов трансграничных автомобильных перевозок // Маркетинг и логистика. 2016. № 5 (7).

5. Худжатов М.Б. Ускорение таможенных операций при ввозе скоропортящихся товаров на таможенную территорию Таможенного союза // Маркетинг и логистика. 2016. № 3 (5).

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения: 27.06.2017).

А.А. Арский

кандидат экономических наук

доцент кафедры теории и практики таможенного дела Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.