Научная статья на тему 'Аппаратурно - алгоритмическая структура многопозиционной радиодальномерной навигационно-посадочной аэросистемы'

Аппаратурно - алгоритмическая структура многопозиционной радиодальномерной навигационно-посадочной аэросистемы Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
210
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПОЗИЦИОННАЯ ДАЛЬНОМЕРНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кондрашов Ярослав Викторович, Фиалкина Татьяна Станиславовна, Рябец Александр Петрович

Разработаны принципы формирования структуры и алгоритмов функционирования многопозиционной радиодальномерной системы наземного базирования для воздушных судов местных авиалиний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кондрашов Ярослав Викторович, Фиалкина Татьяна Станиславовна, Рябец Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPARATUS-ALGORITHMIC STRUCTURE OF MULTYPOSITIONAL RADIORANGEFINDING NAVIGATION-LANDING AEROSYSTEM

The principles of formation of the structure and functioning algorithms for multiposition radio rangefinding land-based system are developed for aircraft of local airlines.

Текст научной работы на тему «Аппаратурно - алгоритмическая структура многопозиционной радиодальномерной навигационно-посадочной аэросистемы»

УДК 621.396.933.23

АППАРАТУРНО - АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МНОГОПОЗИЦИОННОЙ РАДИОДАЛЬНОМЕРНОЙ НАВИГАЦИОННО-ПОСАДОЧНОЙ АЭРОСИСТЕМЫ

Я.В. КОНДРАШОВ, Т.С. ФИАЛКИНА, А.П. РЯБЕЦ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Логвиным А.И.

Разработаны принципы формирования структуры и алгоритмов функционирования многопозиционной ра-диодальномерной системы наземного базирования для воздушных судов местных авиалиний.

Ключевые слова: многопозиционная дальномерная система.

Введение

Актуальность. В настоящее время большинство трасс и маршрутов, значительная часть аэродромов и посадочных площадок воздушных судов ВС местных авиалиний МВЛ практически не оснащены радиотехническим навигационно-посадочным оборудованием. Внедрение такого оборудования ведет к существенному повышению безопасности и эффективности полетов ВС.

Новизна. До настоящего времени для выполнения операций привода, предпосадочного маневрирования и собственно посадки ВС не применялись принципы многопозиционности наземного оборудования. Радиотехническая навигационно-посадочная система НПС, основанная на таких принципах, за счет пространственной корреляции её сигналов имеет более высокий потенциал тактико-технических характеристик по сравнению с монопозиционными средствами.

Постановка задачи. Как было показано в [1], задачи навигации и посадки ВС МВЛ осуществляются с помощью бортовой и наземной аппаратуры, работающей в режиме запрос-ответ. Физической основой определения отклонений от опорных траекторий в горизонтальной и вертикальной плоскостях является измерение бортовым оборудованием ВС (табл. 1), как минимум, следующей координатной информации (рис. 1):

• двух курсовых углов КУ12 относительно двух (1, 2) радиолокационных маяков-ответчи-ков РЛМО, расположенных вблизи взлетно-посадочной полосы ВПП, и высоты Н полета ВС [2];

• двух (трех) наклонных дальностей Д12 (01;2,з) относительно двух 1, 2 (трех 1, 2, 3) РЛМО и высоты Н полета ВС [3].

Г

!\Н

^ 1 Изменяемые величины: £)ь £)2, КУЬ КУ2, Н\ + Д2) - 4 Ь2); 2 = -1- (Д2 + Д2);

вертикальная

плоскость

Рис. 1. Геометрические соотношения при посадочных операциях ВС в многопозиционной НПС

Таблица 1

Оснащение ВС МВЛ радиолокационно-навигационным оборудованием

Тип оборудования Тип ВС

Лн-24 Лн-28 Л-410 Як-40 Вертолеты класса M^8 Примечание

Радиолокаторы PСПН-2M POTH-3E Кон- тур Контур Гроза Контур Все ВС могут быть оснащены бортовым дальномером СД-75, DME/P MCD-2000, BHD

Радиовысотомеры PВУM A-037 PВ-5 PВ-3M PВ-3

Каждому варианту автоматического формирования координатной информации соответствует свой вариант построения бортовой аппаратуры на основе штатных бортовых радиотехнических устройств - радиолокатора РЛ, радиодальномера РД, радиовысотомера РВ. Возможно и комбинирование координатной информации, например, измерение как курсовых углов, так и дальностей относительно маяков-ответчиков. При этом возможен также учет дополнительных факторов, например, угла сноса при навигации и посадке ВС, что невозможно при измерении только курсовых углов.

Одним из вариантов автоматического вычисления координатной информации является использование бортового радиолокатора типа «Гроза» или «Контур», выдающего информацию о дальности (курсового угла) до каждого РЛМО, и бортового радиовысотомера, на основании данных которых и определяется местоположение ВС бортовым вычислительным устройством [2].

Структура и алгоритмы работы системы

Другим вариантом автоматического вычисления координатной информации в таких системах [1] является использование серийного бортового дальномера (типа СД-75[4]), взаимодействующего в данном случае с наземными маяками-ответчиками МВЛ. Речь идет об “усеченном” варианте дальномера без пультов управления (ПУА, ПУР) и индикаторов (ИСД-1, ИСД-2), вместо которых должен быть разработан собственный пульт МВЛ. Поскольку масса всего комплекта бортовой аппаратуры дальномера ~ 16 кг, а усеченного комплекта еще меньше, то становится ясно, что использование в качестве источника координатной информации только запросчика DME (масса ~ 10кг) и сопрягаемой бортовой аппаратуры МВЛ (масса ~ 4кг) существенно упрощает установку данного оборудования на ВС МВЛ.

Кроме того, возможно использование внедряемых в настоящее время в серийное производство дальномера DME/P (предприятие «Радиоизмеритель», г. Киев), малогабаритных сканирующих дальномеров MCD-2000 (предприятие «Авиа-радиосервис», г. Киев) и BHD (предприятие ВНИИ РА «Навигатор», г. Санкт-Петербург, Россия), а также многочисленных модификаций других зарубежных малогабаритных дальномеров [5], имеющих характеристики, соответствующие рекомендациям Международной организации гражданской авиации ICAO.

При этом сохраняется как структура наземных маяков-ответчиков, так и структура бортовой аппаратуры по сравнению с вариантом системы РЛ-РЛМО [2]. Сохраняется также расположение маяков-ответчиков относительно ВПП или проекции линии заданного пути ЛЗП, представленное на рис. 1. Изменяется только техническая реализация РЛМО, работающего в данном случае в диапазоне частот DME (за исключением устройств шифрации и дешифрации), а также алгоритмы обработки информации.

В настоящей статье рассмотрен вариант определения местоположения ВС в обеих плоскостях методом трех дальностей [3] без использования высотомера.

Схема структурная бортовой аппаратуры воздушного судна ВС МВЛ представлена на рис. 2, а алгоритмы обработки информации в НПС - на рис. 3.

Пульт

управления

Управляющая

информация

Разрабатываемая

аппаратура

ДК, ДГ

на отображение

Устройство цифровой обработки

Сигналы

управления

шифратор

На

АФУ

Управление

модулятором

1

дешифратор

видео

Модулятор

Коды

дальности

видео

Приемник

Измеритель

дальности

Входное і 1 і 1 Дальномер

ЭМБ

і ’

Усилитель мощности ■*- Умножитель частоты <- Гетеродин

Рис. 2. Бортовая аппаратура НПС МВЛ при взаимодействии дальномера БМЕ с маяками-ответчиками

НПС ВС МВЛ при данной комплектации работает в следующем режиме. С пульта управления устанавливаются одноразовые команды, формируемые подачей потенциальных сигналов на устройство цифровой обработки. Эти команды устанавливают:

1. Режимы работы системы - «Контроль борта», «Навигация», «Посадка».

2. Номер программы кодовых комбинаций запросных и ответных импульсов.

3. Номер программы опорных траекторий посадки.

4. Номер программы размещения маяков-ответчиков.

Как видно, режимы работы НПС с использованием бортовых РД, рассматриваемые в настоящей работе, аналогичны режимам работы НПС с использованием бортовых РЛ [2].

Наличие 10 программ установки кодовых комбинаций дает возможность различать [6] маяки-ответчики как в одном, так и в соседних пунктах установки. В отличие от обычной работы БМЕ, НПС МВЛ функционирует на одной частоте, но с частотным разносом между каналами запроса и ответа из числа установленных для БМЕ. Поэтому число временных кодов должно быть больше, чем принято в системе БМЕ, хотя часть из них совпадает с регламентированными для системы БМЕ.

Программы опорных траекторий посадки в виде зависимостей е(Д) и КУ(П) по числу и форме программы размещения маяков-ответчиков также совпадают с изложенными в [2].

Взаимодействие дальномера с маяками-ответчиками осуществляется следующим образом. В режиме «Навигация» или «Посадка» бортовой дальномер поочередно запрашивает каждый РЛМО с интервалом ~ 0,1 - 0,2 с. Затем производится прием ответных сигналов, дешифрация и прием измеренных кодов дальности Д1г, Д/, Д3к. Индексы 1, 2, 3 означают принадлежность сигналов РЛМО № 1-3, а индексы г, ],к - объем пачек ответных сигналов каждого маяка. Далее производится вычисление дальности до каждого маяка Д1, Д2, Д3 путем усреднения соответствующих кодов с привязкой к относительному времени. За начало отсчета по времени принимается момент вычисления первой информации по дальности, например, Д = Д1. Когда дальности до каждого РЛМО на момент времени I определены, можно вычислить местоположение ВС в системе координат ВПП (в режиме «Посадка») или курса полета ВС относительно направления на Север (в режиме «Навигация»). В последнем случае требуется ввод угла базы маяков относительно направления на Север. Программно это выполнить сложно ввиду большого числа вариантов размещения РЛМО, следовательно, как и в [2], пульт управления системы МВЛ должен иметь наборное поле ввода азимута базы маяков.

Когда местоположение ВС определено, траекторная обработка координатной информации вплоть до вычисления отклонений от опорных траекторий совпадает с изложенным в [2].

Темп обновления и выдачи выходной информации, как и для варианта взаимодействия РЛС-РЛМО, составляет 1-2 Гц.

Системная гибкость многопозиционной НПС (МПСП [1]) позволяет ее структурировать для различных условий её эксплуатации в обеспечении посадочных операций летательных аппаратов как самолетного (рис. 1), так и вертолетного типов, например рис. 4, где ХН - характеристика направленности приемо-излучающих антенн бортового радиодальномерного оборудо-

вания БО, основного радиомаяка-ответчика МО и ретрансляторов РТ\ 2, расположенных относительно ВПП соответственно в точках В, С, А.

С

Начало работы

з

г- 1

прием управляющей информации о режиме работы системы

прием управляющей информации о размещении РЛМО и кодовых комбинациях

прием управляющей информации об опорных траекториях

формирование сигналов поочередного управления шифратором и дешифратором

прием кодов дальности 01ь Б2р 03к и фиксация начала работы по времени

подсчет числа отметок дальности п1?п2, п3 на интервалах 1 Гц от момента начала

і— 7 ------------------------1--------------------------

усреднение координат D1, D2, D3 на интервалах 1 Гц с привязкой к относительному времени

«1 1 п2 ] п3 і

£ Ц, • -=^ £ Ц ;■ •-=Ц* £ в* ■-=Ц

і

3ср

Г- 8

экстраполяция координат Ц ср , Цср на момент _________________измерения ц13ср_____________

расчет величин D, КУ, є(Н) в системе координат ВПП относительно времени I

вычисление определителя Dопр Н = ;

Ц2 = [2 (ц+ц - 4Ц)]-( ЬвПП+ц) + Ьж1 ц _

4 (Ц + Цвпп + ЦЛМ ) 4 (Ц + Цвпп + ЦЛМ )

—ЦЛМ ( Цвпп + Ц )

КУ1 = агссоБ-. Н

Ц + т ( Ц + Цвпп + Ц ЛМ )

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

________2 ( + Цвпп + ЦЛМ )

л/ц2 — Н2

л

фильтр сглаженных на момент последнего

измерения значений Ц1сл, КУ^, е О» = £ Ц • ^ (,); КУсгл = £ КУ, • С); ^ = £ З • ^ С)

I— 13

выдача координат А^У, А є на отображение

фильтр экстраполированных значений КУ1Э , Ц , Є

Ц+=£ ц • ^Цэ (,); КУ;1 = £ ку • ^ (0; 4+1=% (,)

,=1

Рис. 3. Алгоритм обработки информации в бортовом оборудовании НПС при взаимодействии дальномера БМЕ с маяками-ответчиками

і— 12

сравнение с опорными значениями Ц , е , КУ

КУ1Сгл (Ц) — КУоп (Ц) = дку 1 е! (Ц) — Єоп (Ц) = Де1

2

3

4

6

і =1

і=1

і=1

Для такой конфигурации координаты ЛА вычисляются согласно с выражениями:

_ 2Я0 - я? - я22+2р\ у - я22.

х ~ . ; У ~ 7 ;

Рис. 4. Г еометрические соотношения в МПСП при посадочных операциях вертолетов

Соответствующим образом строятся и алгоритмы функционирования МПСП при неизменной аппаратурной базе (рис. 2).

Выводы

1. Для построения навигационно-посадочной системы МВЛ в качестве источника информации необходимо оснащение ВС МВЛ либо штатными бортовыми радиолокаторами, либо штатными бортовыми радиодальномерами БМБ. Для определения местоположения ВС в вертикальной плоскости можно использовать информацию о высоте от радиолокационного высотомера. Для указанных двух вариантов комплектации структура построения бортового оборудования и алгоритмы работы во многом подобны [2], а структура маяков-ответчиков и их расположение относительно ВПП (ЛЗП) одинакова.

2. Бортовое оборудование для обоих вариантов комплектации содержит пульт управления и устройство цифровой обработки с электронными модулями сопряжения со штатными бортовыми устройствами. Маяк-ответчик содержит приемо-передатчик с устройствами дешифрации и шифрации соответственно.

3. Основной функцией бортового оборудования является автоматическое вычисление курсовых углов и дальностей, либо только дальностей до каждого маяка-ответчика, счисление высоты и программное определение на основе данной координатной информации отклонений местоположения ВС от опорных траекторий навигации или посадки.

4. Функции пульта управления:

- переключение режимов работы;

- выбор программы установки запросных и ответных кодов;

- выбор программы размещения маяков-ответчиков;

- установка программ опорных траекторий.

5. Выходная информация навигационно-посадочной системы МВЛ представляет собой аналоговые напряжения, пропорциональные отклонениям от опорных траекторий в вертикальной (только при посадке ВС) и горизонтальной плоскостях для отображения на штатном для ВС приборе типа ПНП. Темп обновления координатной информации 1-2 Гц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратов Я.В. Пути использования информации высотомерно-угломерно-дальномерных датчиков и вычислительных средств в системе с радиомаяками-ответчиками для целей посадки, ближней и межсамолетной навигации // Методы управления системной эффективностью функционирования электрофицированных пилотажнонавигационных комплексов: тезисы докладов междунар. научн.-техн. конф. Авионика 95. - Киев: 1995. - С.106 - 107.

2. K'oii.ipaiiioit B.^, K'oii.ipaiiioit Я^. Анализ путей использования штатных бортовых радиолокаторов в конфигурациях зон управления полетом воздушных судов применительно к условиям местных воздушных линий // Совершенствование электронных систем гражданской авиации и процессов их технической эксплуатации: межвуз. сб. научн. тр. - М.: МГТУ ГА, 1995. - С. 96 - 106.

3. K'oii.ipaiiioit Я^., Фиалкина Т.С. Мобильные многопозиционные дальномерные и разностно-дальномерные радиосистемы посадки летательных аппаратов // Журнал «Електроніка та системи управління». - Киев: НАУ. - № 2 (16). - 2008. - С. 77 - 84.

4. Руководство по технической эксплуатации дальномера СД-75 (1.247.221.РЭ). Казенное предприятие «Радиоизмеритель». - Киев, 1985.

5. Kondrashov Ya.V., Fialkina T.S., Ryabets O.P. Small-sized airborne radio rangefinders of navigation-landing systems of local airlines // Журнал «Електроніка та системи управління», № 2 (24). - Київ, 2010. - С. 66 - 69.

6. K'oiMpaiiioii Я^., Фиалкина Т.С. Идентификация маяков-ответчиков и посадочных площадок в частотном диапазоне работы мобильной многопозиционной радиодальномерной навигационно-посадочной системы // Системи управління, навігації та зв’язку. - Київ, 2010. - Вип. 4 (15). - С. 20 - 25.

APPARATUS-ALGORITHMIC STRUCTURE OF MULTYPOSITIONAL RADIORANGEFINDING NAVIGATION-LANDING AEROSYSTEM

Kondrashov Ja.V., Fialkina T.S., Ryabets A.P.

The principles of formation of the structure and functioning algorithms for multiposition radio rangefinding land-based system are developed for aircraft of local airlines.

Key words: many position distance system.

Сведения об авторах

^ндрашов Ярослав Bиктopoвич, 1970 г.р., окончил МАИ (1993), кандидат технических наук, член-корреспондент Аэрокосмической академии Украины, главный специалист Центра информационных технологий "Инфотех", автор более 70 научных работ, область научных интересов - радиолокация, радионавигация, управление воздушным движением.

Фиалкина Татьяна Станиславовна, окончила Национальный авиационный университет (2010), аспирантка НАУ, автор 15 научных работ, область научных интересов - навигация и управление воздушным движением, авиационные компьютерно-интегрированные комплексы.

Рябец Александр Петрович, 1989 г.р., окончил Национальный авиационный университет (2011), аспирант НАУ, автор 6 научных работ, область научных интересов - навигация и управление воздушным движением, системы автоматического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.