Научная статья на тему 'Аппарат спирали Корню задач дифракции на интерактивной компьютерной модели'

Аппарат спирали Корню задач дифракции на интерактивной компьютерной модели Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
595
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФРАКЦИЯ / МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО СЛОЖЕНИЯ АМПЛИТУД / СПИРАЛЬ КОРНЮ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Баяндин Дмитрий Владиславович, Стволов Илья Сергеевич

Обсуждаются возможности наглядного представления для студентов сложных физических явлений, абстрактных понятий и принципов аппарата их математического описания с помощью интерактивных компьютерных моделей. В частности, речь идет об явлении дифракции Френеля, понятии зон Френеля (Шустера), методе графического сложения амплитуд, аппаратах спирали Френеля и спирали Корню. Указаны некоторые механизмы повышения эффективности самостоятельной работы студентов по соответствующим темам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аппарат спирали Корню задач дифракции на интерактивной компьютерной модели»

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ И МЕТОДИКА " * ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

УДК 004.9

Д.В. Баяндин, И.С. Стволов

АППАРАТ СПИРАЛИ КОРНЮ ЗАДАЧ ДИФРАКЦИИ НА ИНТЕРАКТИВНОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ

Обсуждаются возможности наглядного представления для студентов сложных физических явлений, абстрактных понятий и принципов аппарата их математического описания с помощью интерактивных компьютерных моделей. В частности, речь идет об явлении дифракции Френеля, понятии зон Френеля (Шустера), методе графического сложения амплитуд, аппаратах спирали Френеля и спирали Корню. Указаны некоторые механизмы повышения эффективности самостоятельной работы студентов по соответствующим темам.

Ключевые слова : дифракция, метод графического сложения амплитуд, спираль Корню, математическое моделирование, компьютерные технологии обучения.

Переход высшей школы на образовательные стандарты третьего поколения и сопутствующее сокращение объема аудиторных занятий привели к тому, что многие темы курса общей физики стали излагаться на лекциях не на строго математической основе, а лишь описательно. Стандарт подразумевает при этом более глубокое изучение материала в часы самостоятельной работы. Однако задача организации эффективной самостоятельной работы студентов применительно к естественнонаучным и математическим дисциплинам во многом остается не решенной. Среди причин этого выделим две: 1) сложность самостоятельного (при использовании учебно-методической литературы) восприятия студентами абстрактных понятий физики и самостоятельной интерпретации многих элементов используемого ею математического аппарата; 2) объективно низкая степень регламентированности самостоятельной работы и, как правило, слабая обратная связь студента с преподавателем в смысле возможности контроля и оценки качества этих занятий.

В частности, при изучении теории колебаний и волн традиционно сложно воспринимаются студентами метод векторных диаграмм и являющийся надстройкой над ним метод графического сложения амплитуд в теме дифракция волновой оптики, связанный с понятиями зон Френеля и Шустера. Для облегчения восприятия, улучшения понимания студентами как физической сути вышеназванных явлений, так и математического аппарата могут быть использованы интерактивные компьютерные модели и комплексы интерактивных задач и тренажеров (рис. 1-3).

= 15

© Баяндин Д.В., Стволов И.С. • 2014

Рис. 1. Представление на векторной диаграмме гармонических колебаний (модель из состава среды «Интер@ктивная физика») [1]

^ Гармонические колебания на векторных диаграммах. Задание 2

Тело совершает гармонические колебания, перемещаясь вдоль оси х. Изобразите на векторной диаграмме колебание, которое описывается уравнением

1

X = 4 COS (rat - — п ) см.

2

в момент времени t = — Г.

Вектор колебания при О (дан для удобства, необязателен для построения)

Вектор колебания в момент / (искомый)

Рис. 2. Задание по изображению на векторной диаграмме гармонических колебаний для разных моментов времени (из состава среды «Интер@ктивная физика») [1]

Рис. 3. Иллюстрация процедуры сложения колебаний с одинаковой частотой и различными фазами на модели (из состава среды «Интер@ктивная физика») [1]

На рис. 1 отображение гармонических колебаний по закону косинуса зрительно привязано к колебаниям горизонтального пружинного маятника; в состав среды [1] входит также модель, в которой колебания по закону синуса ассоциированы с колебаниями вертикального пружинного маятника. В обеих моделях пользователь может изменять амплитуду колебаний (длина вектора и радиус окружности) и частоту колебаний (скорость вращения вектора), а также - до начала расчета - начальную фазу. Визуально и численно отображаются мгновенные фаза (угол с полярной осью) и смещение тела (проекция вектора на ось). В среде [1] также имеется более формализованная модель, в которой одновременно представлены смещение, скорость и ускорение с их мгновенными и амплитудными значениями, мгновенными фазами и взаимными сдвигами фаз.

Понимание аппарата векторных диаграмм, умение студента изображать на них колебания самостоятельно при различных условиях и в различных деталях можно выработать с помощью интерактивных заданий, интерфейс одного из которых представлен на рис. 2. Экспертная система контролирует все параметры построения: положение точки начала вектора, его модуля и угла ориентации для заданных моментов времени.

Интерактивные модели позволяют наглядно пояснить на векторных диаграммах закономерности сложения колебаний с одинаковыми (рис. 3) и разными частотами: различный мгновенный сдвиг фаз (угол между векторами) при неизменных амплитудах исходных колебаний дает для результирующего колебания (суммарного вектора) различную амплитуду (длину). Процедуры определения амплитуды и фазы результирующего колебания вновь можно отработать с помощью системы интерактивных заданий (рис. 4).

Рис. 4. Задание по графическому сложению гармонических колебаний на векторной диаграмме (из состава среды «Интер@ктивная физика») [1]

Заметим, что задания, представленные на рис. 2 и 4, являются в определенном смысле обратными друг другу: в первом случае вектор строится по описанию ситуации в форме закона движения, а во втором характеристики результирующего колебания определяются по изображению, полученному с помощью правила параллелограмма.

Уверенное владение методом векторных диаграмм необходимо для понимания студентами метода графического сложения амплитуд, широко используемого в волновой оптике при изложении вопросов многолучевой интерференции и дифракции Френеля. В дополнение к описанному выше здесь возникают специфические трудности интерпретации графических образов (спиралей Френеля и Корню), связанных с модельными представлениями о зонах Френеля для осесимметричных задач и зонах Шустера для плоских задач. Например, при дифракции на краю плоскости в зависимости от положения точки наблюдения (красная точка на рис. 5-7) в ней происходит суммирование волн, пришедших от различных частей волнового фронта: всех «правых» зон (имеющих большую, чем точка наблюдения, абсциссу) на рисунке 5; только части "правых" (другая их часть закрыта) на рис. 6; части левых и всех «правых» на рис. 7. При этом амплитуда и фаза волн, пришедших от различных зон, меняются по сложному закону.

Метод зон и иллюстрирующие его смысл спирали Френеля и Корню являются удобным инструментом решения задач дифракции, но требуют предварительного освоения этих не самых простых для восприятия моментов - из-за разнообразия форм представления графической информации - средств наглядности.

X

Рис. 5. Дифракция Френеля на краю плоскости: точка наблюдения под краем плоскости

х

Рис. 6. Дифракция Френеля на краю плоскости: точка наблюдения находится в области геометрической тени, часть «правых» зон закрыта

Рис. 7. Дифракция Френеля на краю плоскости: положение точки наблюдения соответствует первому дифракционному минимуму

В интерактивной модели для облегчения понимания «правил работы» метода зон и спирали Корню на экране представлены одновременно:

• физическая ситуация: падающая волна, препятствие, экран, положение точки наблюдения; при этом на экране средствами изменения интенсивности красного цвета изображены максимумы и минимумы дифракционной картины;

• спираль Корню с вектором суммарной амплитуды волны от всех открытых зон;

• график освещенности экрана в зависимости от координаты, ноль которой соответствует положению края плоскости;

• значения интенсивности в точке наблюдения и в самом выраженном дифракционном максимуме;

• формулы, описывающие параметрическим образом спираль Корню и дающие связь параметра с декартовой координатой точки наблюдения.

Одновременное отображение информации о дифракционной картине в различных формах, с использованием разных способов ее представления позволяет лучше уяснить их связь и взаимное соответствие, понять закономерности метода. Например, хорошо видно, с чем связано чередование минимумов и максимумов дифракции: первым соответствует положение начала вектора суммарной амплитуды на ближних к центру симметрии спирали сторонах ее витков (рис. 7), а второму - на удаленных (рис. 8).

Рассмотренная выше задача является однопараметрической. Еще более сложными для восприятия являются ситуации, когда имеется два независимых параметра, например,

Рис. 8. Дифракция Френеля на краю плоскости: положение точки наблюдения соответствует второму дифракционному максимуму

кроме положения точки наблюдения можно менять размеры объекта, на котором происходит дифракция - ширину щели или препятствия. В этом случае распределение освещенности на экране весьма прихотливо и без использования компьютерной модели может быть описано лишь качественно.

Как и в случае векторных диаграмм, усвоение информации, продемонстрированной на модели, может быть проверено с помощью разнообразных интерактивных заданий, в том числе и в ходе самостоятельной работы студентов. Оценку качества выполнения этих заданий легко формализовать и обеспечить тем самым обратную связь, о которой шла речь в начале статьи.

Список литературы

1. Интер@ктивная физика. Система активных обучающих сред для средней и высшей школы. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Д.В. Баяндин, Н.Н. Медведева, О.И. Мухин [и др.]. - Электрон. дан. (7,3Гб, 7,9 ГБ). - Пермь: ООО ИИТ, 2012. - 2 электрон. опт. диск (DVD-ROM). Систем. требования: Pentium 1.8 ГГц, HDD 8 Гб; RAM 2 Гб, операционная система: Windows 2000/XP/Vista/7/8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.