Научная статья на тему 'АПОЛОГИЯ ВОИНА: АЛЬБОМ «WARRIORS OF THE WORLD» ГРУППЫ «MANOWAR» КАК МАНИФЕСТ'

АПОЛОГИЯ ВОИНА: АЛЬБОМ «WARRIORS OF THE WORLD» ГРУППЫ «MANOWAR» КАК МАНИФЕСТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЦИКЛИЗАЦИИ / ВОИНСКАЯ ТЕМАТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРИЗЫВ К ЕДИНСТВУ / ИДЕЯ СИНТЕЗА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ / РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ТЕКСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Третьяков Евгений Олегович

В статье представлен взгляд на девятый альбом американской heavy metal группы «MANOWAR» «Warriors of the World» (2002) как на идеологическое и художественное высказывание - при очевидной эстетической ограниченности такового. Интерпретация с позиций структурно-семиотического и мотивного анализа репрезентирует, что основой концепцией релиза является призыв к объединению во имя борьбы за свободу как высшую ценность, что утверждается в числе прочего обращением не только к злободневному политическому, но и к культурному и историческому контекстам. Но всё же ключевая роль в реализации авторского замысла принадлежит воплощению сакраментальной в творчестве группы скандинавской мифологии и воинской тематики в целом. Концептуальное музыкальное и текстуальное единство превращает «Warriors of the World» в манифестное заявление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APOLOGY FOR A WARRIOR: ALBUM “WARRIORS OF THE WORLD” BY “MANOWAR” AS A MANIFESTO

This article presents a look at “Warriors of the World” (2002), the ninth album by the American heavy metal band «MANOWAR», as an ideological and artistic statement - with its obvious aesthetic limitations. Interpretation from the standpoint of structural-semiotic and motivational analysis represents that the basis of the release concept is a call for unity in the name of the struggle for freedom as the highest value, which is affirmed, among other things, by addressing not only the topical political, but also cultural and historical contexts. But still, the key role in the implementation of the author’s intention belongs to the embodiment of the sacramental Scandinavian mythology in the group’s work and the military theme in general. This conceptual musical and textual unity makes “Warriors of the World” a manifest statement.

Текст научной работы на тему «АПОЛОГИЯ ВОИНА: АЛЬБОМ «WARRIORS OF THE WORLD» ГРУППЫ «MANOWAR» КАК МАНИФЕСТ»

УДК 821.111(73)-192:785 ББК Ш33(7Сое)64-45+Щ318.5 Код ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

Е. О. ТРЕТЬЯКОВ

Томск

АПОЛОГИЯ ВОИНА: АЛЬБОМ «WARRIORS OF THE WORLD» ГРУППЫ «MANOWAR» КАК МАНИФЕСТ

Аннотация. В статье представлен взгляд на девятый альбом американской heavy metal группы «MANOWAR» «Warriors of the World» (2002) как на идеологическое и художественное высказывание - при очевидной эстетической ограниченности такового. Интерпретация с позиций структурно-семиотического и мотивного анализа репрезентирует, что основой концепцией релиза является призыв к объединению во имя борьбы за свободу как высшую ценность, что утверждается в числе прочего обращением не только к злободневному политическому, но и к культурному и историческому контекстам. Но всё же ключевая роль в реализации авторского замысла принадлежит воплощению сакраментальной в творчестве группы скандинавской мифологии и воинской тематики в целом. Концептуальное музыкальное и текстуальное единство превращает «Warriors of the World» в манифестное заявление.

Ключевые слова: принцип циклизации; воинская тематика; национальная идентичность; призыв к единству; идея синтеза; музыкальные альбомы; рок-поэзия; рок-тексты

Сведения об авторе: Третьяков Евгений Олегович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета. Контакты: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 34; shvarcengopf@mail.ru

E. O. TRETYAKOV

Tomsk

APOLOGY FOR A WARRIOR: ALBUM "WARRIORS OF THE WORLD" BY "MANOWAR" AS A MANIFESTO

Abstract. This article presents a look at "Warriors of the World" (2002), the ninth album by the American heavy metal band «MANOWAR», as an ideological and artistic statement - with its obvious aesthetic limitations. Interpretation from the standpoint of structural-semiotic and motivational analysis represents that the basis of the release concept is a call for unity in the name of the struggle for freedom as the highest value, which is affirmed, among other things, by addressing not only the topical political, but also cultural and historical contexts. But still, the key role in the implementation of the author's intention belongs to the embodiment of the sacramental Scandinavian mythology in the group's work and the military theme in general. This conceptual musical and textual unity makes "Warriors of the World" a manifest statement.

© Третьяков Е. О., 2022

Keywords: the principle of cyclization; military theme; national identity; a call for unity; idea of synthesis; music albums; rock poetry; rock lyrics

About the author: Tretyakov Evgeniy Olegovich, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature, Faculty of Philology, National Research Tomsk State University.

Американская группа «MANOWAR» вызывает к себе противоположное отношение в дискурсе heavy metal - от преклонения до пренебрежения; отсутствует лишь безразличие, ибо речь идёт об одном из признанных столпов жанра. Основанием такового положения является то, что «MANOWAR» можно назвать своего рода парадигмой heavy metal, сконцентрировавшей в себе как лучшие, так и негативные его ипостаси.

Иные альбомы группы по праву могут быть названы классическими образцами жанра, и среди них особняком стоит «Kings of Metal» (1988) -ключевой альбом в дискографии группы, справедливо включённый журналом «Metal Hammer» в список 200 лучших рок-альбомов всех времён [1]. Бесспорна продуманность стратегии автомифотворчества, восходящей к стремлению воплотить музыкальную инкарнацию образа Конана-варвара, в рамках которой воинская тематика композиций находит отражение и в подчёркнуто маскулинном своеобразии визуальной эстетики, и в оформлении и постановке концертных шоу. Скрупулезный подход к изданию релизов, обложки которых зачастую созданы выдающимся fantasy-художником Кеном Келли (Ken Kelly), профессионализм музыкантов, фанатичная преданность поклонников подчёркивают высокое положение «MANOWAR» на сцене heavy metal.

В то же время «MANOWAR» свойственна сосредоточенность на прямолинейной, пусть и отличающейся истовой эпичностью, музыке и заурядной текстовой наполняющей, представляющей собой рекомбинации слов «power», «blood», «fire», «steel», «battle», «death», «glory», «sword», «hand», «brother», «enemy», «hail», «kill», «die», «hell», «metal» и раскрывающей ратную тематику в различных ее ликах - воинов различных эпох, реальных и вымышленных (от Ахиллеса («Achilles, Agony and Ecstasy (in Eight Parts)») и вернувшегося из царства мёртвых Тёмного мстителя («Dark Avenger») до викингов («The Sons of Odin») и солдат, если не физически, то духовно гибнущих на Вьетнамской войне («Shell Shock»), что вкупе олицетворяется безликим Воином, присутствующим на обложках всех релизов группы начиная с 1988 г.), и примыкающих к ним по духу маргиналов - байкеров («Death Tone», «Return of the Warlord») и металлистов («Metal Warriors», «Manowarriors»), утверждающих свою внутреннюю свободу и не считающихся ни с чьим мнением. Это сополагается с агрессивным позиционированием группы, что воплотилось, например, в клеймении позором множества ансамблей, игравших, по мнению членов «MANOWAR», «false metal». Обвинения в адрес собратьев по «металлическому» цеху в коммерциализации противоречили собственным действиям

коллектива, очевидно направленным на снискание популярности и достижение той же цели. Почитание «MANOWAR» как не только апологетов true heavy metal, но и мироощущения, объективизацией которого служит музыка, в течение без малого последних двух десятилетий было изрядно подточено известной спорностью выходящих релизов. Это в настоящий момент привело к тому, что последний альбом группы, сертифицированный в качестве «золотого» в Германии, традиционно благосклонной к «тяжелой» музыке, - это «Warriors of the World» (2002).

Одновременно с тем имеет место мнение, согласно которому группе во главе с её лидером не чужда и (само)ирония, и утрированное самовосхваление, достигающее апогея в гимноподобном «The Gods Made Heavy Metal», есть не что иное, как проявление таковой; ироническая, но не лишённая достоинства манера Эрика Адамса вести себя на сцене может рассматриваться как некое подтверждение этого суждения. Так или иначе, «MANOWAR» не только завоевали место в качестве мэтров heavy metal, но и стали культурным феноменом, что служит аргументацией правомерности обращения исследовательского внимания на творчество группы, представленное в настоящей статье одним из наиболее примечательных её альбомов - «Warriors of the World». Пожалуй, данная программная работа может быть названа манифестом «MANOWAR», и куда более зрелым, нежели максималистский в воплощении постулатов true metal «Kings of Metal».

По мнению Юрия Доманского, альбом в рок-культуре может считаться аналогом лирического цикла, поскольку «это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором» [2, с. 100]; несмотря на то, что исследователь говорит о русской рок-поэзии, все это в полной мере относится к «Warriors of the World», рассматриваемому в данной статье с позиций структурно-семиотического [3] и мотивного [4] анализа.

Выпущенный 4 июня 2002 г., за месяц до Дня независимости - национального праздника США, в 2002 г. имевшего особое значение для американцев, переживающих последствия трагических событий 11 сентября 2001 г., явившись утверждением несломленности национального духа, -альбом «Warriors of the World» стал субстанциальным мировоззренческим и художественным заявлением «MANOWAR». Одним из доказательств этого служит то, что вторая композиция на альбоме, «The Fight for Freedom», - «for those whom we lost on September 11, 2001 and for their families, a day we will never forgive or forget» (напомним, что каждая песня здесь в соответствии со сложившейся традицией имеет дедикацию). Неслучайно и традиционное посвящение альбома «всем нашим поклонникам во всех странах» («This CD is dedicated to all of our fans in all of the countries where we have toured»), что в данном случае может интерпретироваться в качестве призыва к консолидации не только фэнов группы, но и - благода-

ря контексту - всех тех, кто намерен защищать своё право на жизнь, обусловленную собственным выбором, при надобности применяя силу -единственную возможность заставить прислушаться к себе.

Призыв к оружию заявлен уже инициальной композицией, своего рода увертюрой к художественному единству альбома - «качающей» средне-темповой песней «Call to Arms», провозглашающей неизбежность победы над противниками («Now we will fight for the Kingdom fighting with steel / Kill all of them their blood is our seal / Fight till the last of the enemy is dead // Ride through their blood that we gladly have shed / I now issue the call are you ready to fight»1), что увенчивается знакомыми броскими фразами: «Fight for the kingdom bound for glory / Armed with a heart of steel / I swear by the brothers who stand before me / To no man shall I kneel / Their blood is upon my steel». Любопытно, что песня посвящена Джону Петтиграссу (John Pettigrass), бывшему ассоциативным продюсером двух предшествующих релизов группы и приложившему руку к технической составляющей как «The Triumph of Steel» (1992) и «Louder Than Hell» (1996), так и «Warriors of the World»; значит ли это, что в качестве брошенного клича должна выступать именно музыка и шире - искусство? Если так, почему сочинение снабжено дедикацией не музыканту (как, к примеру, седьмая композиция, инструментальный «The March», что «for Richard Wagner the father of Heavy Metal», о сущностном влиянии которого на творчество «MANOWAR» не раз говорил Де Майо), а продюсеру и техническому специалисту?.. Вероятно, чтобы зов был услышан, он должен быть аутентично донесён, и постпроизводство здесь крайне важно - пусть и уступает по степени значимости вдохновению; таким образом неявно выказывается мысль о сплоченности всех вовлечённых в творческий процесс, что коррелирует с основной идеей альбома.

Зачастую в песнях «MANOWAR» устоявшиеся образы в своём сопряжении случайно формируют парадигматические связи, генерируя сюжет. В «Warriors of the World» иначе: основа композиции, выстроенной в альбоме, - принцип лейтмотивов, вариаций. Так, в приходящем на смену призыву марше «The Fight for Freedom» магистральная тема альбома -объединение во имя борьбы за свободу как высшую ценность - проговаривается напрямую: «To hear the sound of freedom many gave their lives / They fought for you and me / Those memories will always live inside us / Now it's our time to be free», и в результате кровью оплаченного освобождения «let freedom ring and every man be king / To live as one through the years"; но то, что обретается, снова утрачивается, и потому бой вечен, и «now's the time we all must stand together / So raise your hands show them we are strong / Side by side the fight goes on forever / Marching to the battle with this song». Лек-

1 Здесь и далее тексты песен, составляющих альбом «Warriors of the World», цитируются по буклету релиза, изданного лейблом «Nuclear Blast» в Германии, номер по каталогу NB 07152, 27361 67152, без указания страниц ввиду того, что собственно в буклете нумерации страниц нет.

сическим выражением призыва к единству является слово-образ «мы», музыкальным - маршеобразный ритм, соположенный с лиричностью звучания. Неудивительно ввиду этого и пронзительное посвящение композиции, и то, что с «An American Trilogy» она выходила синглом (наряду с «Warriors of the World United»), - все перечисленные песни с точки зрения как текстовой, так и музыкальной составляющих наиболее репрезентативны в отношении демонстрации основных мотивов альбома как художественного заявления.

Присущая «MANOWAR» лозунговость, отличающая первые две композиции, уступает место утонченному развитию темы арией Калафа «Nessun dorma» из последнего акта оперы «Turandot» Джакомо Пуччи-ни (Giacomo Puccini). Посвященная матери Эрика Адамса Лиллиан, скончавшейся во время записи альбома, но венчающаяся изъявлением убеждённости в торжестве на заре («All'alba vincero! Vincero! Vincero!»), каковое есть преодоление смерти, она становится утверждением внутреннего единства художников всех эпох как истинных «воинов мира», созидающих рубеж для неумолимо распространяющейся духовной энтропии и тем вступающих в противоборство с самой непреложностью гибели, ибо искусство дает жизнь ушедшему.

«Металлический» фальцет Эрика Адамса, которым вопреки исполнительскому канону завершается воззвание к бдительности («nessun dorma» в переводе с итальянского означает «пусть никто не спит», что точно вписывается в тематику и проблематику альбома, понимаемые уже в расширительно-метафорическом контексте), растворяется в лаконичном симфоническом этюде «Valhalla», служащем предварением баллады «Swords in the Wind». И в этой краткой зарисовке идея синтеза явлена довольно прозрачно: попавшие в небесный чертог Вальхаллы воители, принявшие доблестную смерть на поле брани, ведут героическое существование, днями напролёт сражаясь насмерть друг с другом, а после воскресая и пируя за общим столом в окружении валькирий. Непримиримая вражда и воинское товарищество, нескончаемые сражения и дружеское пиршество, день и ночь, жизнь и смерть, - всё это образует нерасторжимую «целокупность». Актуализируется установка на единство и композиционным решением: «Valhalla» смыкает классическую оперную арию и вполне «металлическую» балладу.

«Swords in the Wind» закономерно продолжает предшествующую композицию, повествуя о викинге, гибнущем на поле боя с мечом в руке и взывающем к Одину с настоянием вознести его в Вальхаллу. То, что ранее прозревалось концептуально, ныне декларируется непосредственно: «Sons of Odin fight to die and live again», и столь же прямолинейно - в финале: «Let my spirit rise Valkiries carry me / Take me to Valhalla where my brothers wait for me / Fire burning to the sky my spirit will never die». Представляет интерес вокальная партия Эрика Адамса, в голосе которого звучат то нежные и проникновенные ноты, то жёсткие и напористые обертона.

Вновь синтез: это лирическая песня, но то лиризм воинственный, субъектом слова выступает прирождённый боец, ликующий от осознания того, сколько врагов пало от его длани прежде, чем сам он был готов отправиться во Дворец убитых: «Today the blood of battle upon my weapons will never dry / Many I' ll send into the ground laughing as they die».

По праву занимающая срединное положение в альбоме «An American Trilogy» действительно может быть названа его композиционным, идейным и художественным центром. Композиция представляет собой попурри из трёх американских песен времён Гражданской войны в США - неофициального гимна конфедератов «Dixie's Land», багамской колыбельной «All My Trials» и «The Battle Hymn of the Republic», маршевой песни Союза; замечательная находка её концепции - полёт музыкальных идей между окопами армий Юга и Севера, в который включается пронзительно-лирическое обращение к осиротевшему ребёнку, потерявшему отца на войне: «So hush little baby / Don't you cry / You know your daddy's bound to die / But all my trials Lord will soon be over». Тезис об определяющей роли единства приобретает здесь историософский масштаб, будучи эксплицирован на сакральную для американцев войну во имя свободы, приведшей в результате кровавого междоусобного конфликта к объединению нации (при всей упрощенности такового идеализированного понимания именно оно, освящённое культурной традицией, явно позиционируется Воинами). Колыбельная и марш, рознь и братство, частное и историческое, искусство и война, сон и смерть, свобода и гибель, - все изводы концепции «Warriors of the World» в качестве идеологического и художественного высказывания обретают в данной композиции, помещённой в контекст альбома, целостность и полноту выражения.

В первой половине и в смысловом, и в мелодическом отношении двухчастного релиза были означены аксиологические доминанты, за которые ведется вековечная борьба, вторая часть же есть музыкальное воплощение таковой борьбы. И потому совершенно закономерно начинается она полноценным, в отличие от выполняющей функцию концептуализации материала «Valhalla», инструментальным «The March», посвящённым Рихарду Вагнеру.

Сами Воины не то прямодушно, не то не без лукавства сосредоточились на продвижении стадионного гимна «Warriors of the World United», составившего основу как одноимённого сингла, так и эксклюзивного mini-DVD / CD релиза. Это типичная для «MANOWAR» композиция, чередующая патетичные и страстные воззвания «Brothers Everywhere / Raise your hands into the air / We're Warriors / Warriors of the World / Like thunder from the sky / Sworn to fight and die / We're Warriors / Warriors of the World» с высказыванием последней воли, обращённым к братьям по оружию, в сопровождении хрустального перебора гитары: «If I should fall in battle my brothers who fight by my side / Gather my horse and weapons tell my family how I died / Until then I will be strong I will fight for all that is real / All who stand in my way will die by

Steel». При этом текст не содержит описания сражения, в нём явлено время ожидания боя или время, «размыкающее» битву в бесконечность бытия, претворяющее её в субстанциальное начало самой жизни, и потому ей суждено вечное повторение во имя отстаивания того, что угрожает быть утраченным: «We said we would return and here we are again».

Самая схватка разражается в последних трёх песнях, хотя лирика вновь в подавляющем большинстве случаев оперирует глаголами в форме будущего времени, следуя логике предыдущей композиции, атмосфера же беспощадного побоища создаётся как свирепым, лишённым изысков характером текстов, так и тем, что «Hand of Doom», «House of Death» и «Fight Until We Die» выдержаны в быстром, характерном скорее для speed metal, темпе.

В «Hand of Doom» недруг выступает в виктимной роли - ему судьбой предначертано стать жертвой, на которую начинает охоту жаждущий крови («High atop the mountain with Hammers in the wind / Lusting for blood and death again») герой: «I see the fear you have inside you can run but never hide /I will hunt you down and tare you limb from limb / Nothing shall remain not your memory, your name / It will be as though you never ever lived», подобный голодному волку - неслучайно «your bloods upon the soil your body fed to wolves». Бешеный шквал «House of Death» - самой «тяжёлой» и скоростной песни альбома, снабжённой бескомпромиссно жестоким текстом -демонстрирует, что герой ради разгрома врага готов бросить вызов небесам («Army of the heavens / My army waits in hell») и обречь свою душу на бесконечные адские мучения («No road back I never will return / Into the fire of hell I will burn and die»). Выжженный изнутри («Lightning flash, my body in flame»), чуждый сожалению («My path is set I live with no regret / I am sworn to kill never to forget», и далее: «Unto to the darkness / I commend my soul / Never shall I repent / Never shall I be saved»), он безжалостно мстит «for all the souls who fell», упиваясь резней: «I'll go into the house of death / Before my last breath / My enemies all shall die». Но это обесчеловечивание не приводит к потере себя, напротив, это - проявление философии неистового отстаивания своей воли - невзирая на нравственную цену, которой таковое требует. Наконец, в обуянной яростью «Fight Until We Die» амбас-садор Преисподней, борющийся за высокую ценность свободы как космоса человеческого бытия (что вновь совмещает противоположные категории, формируя дихотомическую картину мира, явленную в художественном пространстве альбома), ещё раз провозглашает незыблемую приверженность той стезе, что он некогда избрал («Raise your hands /Swords in the wind // Brothers of metal together again / With blood in our voices we ride / We'll fight till we win / Or we'll fight until we die»), и решимость при необходимости жизнью утвердить этот выбор («Sons of Demons I command you to fly / Ride up from hell into the sky / We'll fight until we die»). Принципиально значимо, что в финальной композиции злобно-амбициозное самоутверждение, пронизывающее «Hand of Doom» и «House of Death», сменя-

ется обретением своего места - пусть и лидирующего, как принято это в творчестве «MANOWAR» - среди других, и на место «я» снова приходит «мы». Последовательно проводимый авторский замысел единства в борьбе получает логическое завершение.

Творческая история «Warriors of the World», вышедшего после необычно продолжительного на тот момент перерыва в 6 лет, миновавших с выхода предшествующего альбома коллектива, «Louder Than Hell» (1996), та активность, с которой «MANOWAR» окружает его синглами, а в конце 2002 г. - и мини-альбомом «The Dawn of Battle», возвращение к нему в 2009 (когда вышла дополненная бонус-треками «I Believe» и «The Dawn of Battle» и видеоконтентом, включающим в себя клипы на композиции «Warriors of the World United» и «I Believe», версия, так называемая «Gold Edition») и 2013 (ознаменованном 10-летним юбилеем альбома, к которому была приурочена реализация подвергшегося ремастерингу издания с присовокуплённым концертным вариантом песни «House of Death») гг., - свидетельство того, что девятый альбом группы стал для неё поистине актом творческого самосознания.

И ничего подобного этому манифестному заявлению, в полной мере выразившему идеологию и эстетику группы, «MANOWAR» более не выпускали. Именно «Warriors of the World», появившемуся в кризисный период национальной истории США, предназначено было стать квинтэссенцией их творчества, подлинной апологией Воина.

Литература

1. 200 лучших альбомов. Размышления к двадцатилетию журнала Metal Hammer. - URL: https://www.guitarworld.ru/article/200_luchshikh_ albomov_razmyshleniya_k_dvadtsatiletiyu_zhurnala_metal_hammer/ (дата обращения: 20.01.2022).

2. Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 3. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000. - С. 99-122.

3. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семио-сфера - история / Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. -464 с.

4. Силантьев И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.