АПН РСФСР - АПН СССР - РАО - 70 лет!
В 2013 г. Российская академия образования отмечает 70-летие.
Академия педагогических наук РСФСР была создана в 1943 г., в 1966 г. она была преобразована в Академию педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР. Преемницей союзной академии в конце 1991 г. стала Российская академия образования.
70 лет назад создание Академии педагогических наук РСФСР как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее выдающихся ученых в области педагогических наук, явилось закономерным завершением процесса организации руководящего центра педагогической науки.
6 октября 1943 г. вышло Постановление СНК СССР «Об организации Академии педагогических наук РСФСР».
В обязанность Академии педагогических наук РСФСР вменялось осуществлять:
а) научную разработку вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах;
б) подготовку через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии.
Срок открытия академии был установлен 15 декабря 1943 г.
Академик Владимир Петрович Потемкин, первый президент АПН РСФСР
Первым президентом АПН РСФСР был утвержден известный историк рабочего движения, международных отношений и дипломатии, нарком просвещения В.П. Потемкин, который проводил работу по сохранению сети школ в годы Великой Отечественной войны, осуществлению в послевоенный период всеобщего 7-летнего образования, развитию школ рабочей и сельской молодёжи, созданию учебников для общеобразовательной школы.
Согласно Уставу, в действительные члены Академии могли избираться ученые, обогатившие педагогическую науку трудами особого научного значения; в члены-корреспонденты — учёные в области педагогических наук и вместе с тем деятели народного образования. Избранию подлежали лица, активно принимающие участие в научной деятельности Академии.
В первый состав Академии педагогических наук РСФСР вошло 26 известных ученых, представляющих различные области наук, и ученых-педагогов, внесших серьезный вклад в развитие отечественной школы и науки.
На 1 июня 1952 г. в составе Академии состояло 94 человека, из них действительных членов — 35.
В 1965 г. Академии было разрешено иметь 110 членов, из них 35 действительных и 75 членов-корреспондентов.
1 августа 1966 г. вышло Постановление № 596 ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР» в целях повышения роли педагогической науки.
19 декабря 1991 г. Академия педагогических наук СССР была переименована в Российскую академию образования (РАО).
В первые годы работы АПН РСФСР занималась только школой. Уже в союзной Академии было создано отделение профтехобразования, а сейчас объектом исследований является вся система непрерывного образования: от дошкольной педагогики до последипломного образования, образования взрослых и повышения квалификации.
Во все периоды развития Академии большое внимание уделялось воспитанию. Сначала эти исследования проводились в НИИ теории и истории педагогики, много позднее был создан НИИ общих проблем воспитания. Если брать самый последний период — уже РАО, — то проблемами воспитания в той или иной связи занимались Институт развития личности, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, Институт педагогических инноваций, Институт социальной педагогики и другие исследовательские учреждения.
Сейчас ведётся целенаправленная работа по созданию новых образовательных технологий, особенно в регионах. РАО всячески поддерживает такие серьезные начинания как конкурсы «Учитель года», конкурсы экспериментальных площадок, её сотрудники энергично работают над созданием региональных программ образования. Важным шагом стало создание в 2009 г. Института образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В Академии всегда занимались историей педагогики — и отечественной, и зарубежной.
Любая наука нацелена на инновации. В РАО эта нацеленность подчеркнута созданием сначала Центра, а позднее Института педагогических инноваций. Ведутся интересные исследования по созданию региональных систем образования, а также и по конкретным инновационным технологиям обучения и воспитания. Определенное продвижение есть в области образования и культуры. Если раньше речь шла только об эстетическом воспитании, сейчас вопрос стоит шире — о путях интеграции человека в мир культуры.
Участвуя в модернизации начального и среднего профессионального образования, Академия направ-
ляет усилия на научное обеспечение преемственности различных звеньев образования, разработку государственного образовательного стандарта; создание прогноза потребности в подготовке кадров.
РАО проведён цикл работ по проблемам высшего образования, по проектированию его содержания и инновационных технологий, разработке принципиально новых учебных курсов, выводящих на системный уровень познания научной картины мира. Важным направлением исследований Академии стало методическое обеспечение развития педагогического образования в России.
Психологи Академии исследовали реальную непрерывность процесса взросления на всей дистанции современного детства. Это дало возможность существенно дополнить имеющиеся представления об общих закономерностях психического развития детей.
Академия придает большое значение исследованиям проблем информатизации образования.
При этом план Академии предусматривает комплекс исследований, направленных на обеспечение информатизации образовательного процесса, введение новых педагогических обучающих систем, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Получили продолжение исследования в области сравнительной педагогики. Разработаны, в частности, теоретические основы интеграции систем образования в мировое образовательное пространство. Обоснованы методологические принципы формирования интегративных процессов на образовательном пространстве СНГ. За работы по сравнительной педагогике ученые Академии удостоены премии Президента.
Сегодня у Российской академии образования есть все основания с достаточной уверенностью смотреть в будущее. Академия была создана для того, чтобы выстроить прочный научный фундамент поступательного развития российской системы образования, развития, в основе которого — культура и достижения прошлого, успехи настоящего, четкое предвидение будущего. Работа Академии в условиях, стимулирующих её прочную связь с Правительством Российской Федерации, с Министерством образования и науки, со всеми ключевыми институтами образования в стране, и в будущем будет способствовать упрочению её авторитета, стимулировать обновление, ускорять темпы внедрения научных разработок в жизнь.
От всей души поздравляем Российскую академию образования с 70-летием!
Желаем членам РАО, коллективам академических учреждений дальнейших творческих успехов в своей благородной и очень важной для нашей страны деятельности!
Редакция журнала «История и педагогика естествознания»