УДК: 343.11 Юридические науки
Тимошина Наталья Владимировна, студентка экономического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия e-mail:[email protected] Комарова Ольга Витальевна, студентка экономического факультета, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия e-mail:olga-8-olga@yandex. ru
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ И КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВА В СВЕТЕ
НОВЕЛЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Аннотация: На основании изученных трудов российских ученых в сфере юридических наук, в статье рассмотрено содержание дефиниций «апелляция» и «кассация», выявлены значимые различия между рассматриваемыми категориями. Внесённая в законодательство новелла способствует изменению общих подходов законодателя к определению предмета и пределов проверки в судах апелляционной, кассационной инстанции, сроков и оснований подобного пересмотра.
Ключевые слова: апелляционное производство, кассационное производство; апелляционная и кассационная жалобы; апелляционные и кассационные суды.
Timoshina N.V., student of the faculty ofEconomics, National research Mordovia state University. N. P. Ogareva, Saransk, Russia
e-mail:[email protected] Komarova O.V., student of the faculty ofEconomics, national research Mordovia state University. N. P. Ogareva, Saransk, Russia e-mail:olga-8-olga@yandex. ru
APPELLATE AND CASSATION PROCEEDINGS IN THE LIGHT NOVELS OF THE FEDERAL LAW FROM 11.10.2018, NO. 361-FZ "ON AMENDMENTS TO THE CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE
RUSSIAN FEDERATION»
Annotation: On the basis of the studied works of Russian scientists in the field of legal sciences, the article discusses the content of the definitions of "appeal" and "cassation", identifies significant differences between the categories in question. The novella introduced in the legislation contributes to changing the general approaches of the legislator to the definition of the subject matter and the limits of verification in the courts of appeal, cassation instance, the timing and grounds for such a review.
Keywords: cassation proceedings, cassation proceedings; appeals and appeals; appeals and cassation courts.
Прежде чем перейти к анализу Федерального закона от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [3], целесообразно выявить особенности апелляционного и кассационного производства в российском уголовном процессе.
Институты апелляционного и кассационного производства, существующие в нашей стране на сегодняшний день, отличаются от классических форм апелляции и кассации, которые были в европейских странах. В Российской Федерации отсутствуют чистые формы апелляционного и кассационного производства, так как для апелляции отчасти свойственны черты кассации, а в кассации присутствуют элементы апелляционного производства.
По общему правилу, в чистой апелляции происходит повторное рассмотрение дела, порядок которого аналогичен процедуре пересмотра в суде первой инстанции. То есть в условиях чистой или классической
апелляции суд повторно рассматривает дело по существу, разрешает те же вопросы, что и суд первой инстанции, вызывает свидетелей, назначает экспертизы, исследует доказательства в условиях устности и непосредственности. Только по результатам оценки доказательств в двух инстанциях суд апелляционной инстанции либо оставляет приговор суда первой инстанции, который не вступил в законную силу, без изменений, либо полностью или в части отменяет его [6].
Из вышеизложенного следует, что суд апелляционной инстанции не должен пересматривать приговор суда первой инстанции, не вступивший в законную силу, с позиции его соответствия формальным требованиям УПК РФ. Апелляция пересматривает приговор в полном объеме, повторно рассматривая дело по существу. Это и является ключевым отличием апелляции от кассации в классических формах их существования.
Отметим, что в такой форме апелляция действовала в нашей стране после судебной реформы 1864 года до установления советской власти, где апелляционное производство в принципе отвергалось, как буржуазная форма осуществления правосудия и провозглашалась «советская кассация» [5].
На сегодняшний день согласно ст. 389.15 УПК РФ основанием для отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке является в частности существенное нарушение уголовно-процессуального закона, неправильное применение уголовного закона при вынесении решения судом первой инстанции.
Данные основания характеризуют приговор с точки зрения его соответствия формальным требованиям закона, нарушение которых является основанием для его отмены или изменения судом именно кассационной, а не апелляционной инстанции, как это закреплено в действующей редакции УПК РФ. Как ранее было указано, соответствие формальным требованиям закона правомочна проверять кассационная инстанция, однако в российском уголовном процессе данная функция присуща апелляции, что свидетельствует о ее смешанном характере.
Для кассационного производства характерна возможность пересмотра приговора, вступившего в законную силу относительно его соответствия формальным требованиям закона. В российском уголовном процессе кассации присущи черты не характерные для ее классической формы. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ суд кассационной инстанции может внести в приговор, определение, постановление суда изменения, что не приемлемо для «чистой кассации», которая по общему правилу может сохранить или отметить решение суда.
Согласно ч. 3 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции может смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, что также не присуще для классической формы кассации, которая не может оценивать доказательства, правильность их исследования, справедливость назначенного наказания. В связи с вышеизложенным, вывод об отсутствии в России классических форм апелляции и кассации в полной мере подтверждается положениями действующего уголовно-процессуального законодательства [5].
Учитывая положения Федерального закона от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которые вступят в силу не позднее 01.10.2019 г. относительно осуществления апелляционного и кассационного производства, отметим, что они были обусловлены принятием Федерального конституционного закона от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции», который отчасти реализовал положения концепции судебной реформы, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 г. №1801-1 [4].
В Концепции было предусмотрено образование кассационно-апелляционных окружных судов, дано понятие федерального окружного
суда. Только через 27 лет законодателем приняты соответствующие поправки, предусматривающие существование апелляционных окружных (апелляционные суды общей юрисдикции) и кассационных окружных судов (кассационные суды общей юрисдикции).
Анализ будущих изменений УПК РФ, предусмотренных Федеральным законом от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ возможен после изучения норм, затрагивающих положение кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, а также апелляционных и кассационных военных судов. Согласно ст. 23.10 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты Верховного суда республик, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционный окружной суд также является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа Верховным судам республик, краевым, областным и равным им судам.
В связи с этим Федеральным законом от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения, которые вступят в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции - не позднее 01.10.2019 г.
Вышеназванным законом п. 3 ч. 2 статьи 389.3 УПК РФ, что изложен в новой редакции, исходя из содержания которой, определяется возможность подачи апелляционной жалобы на приговор или иное решение суда субъекта РФ - в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции. В действующей редакции УПК РФ на промежуточные решения
вышеназванных судов апелляционная жалоба подается в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего Верховного суда республик, краевого, областного и равным им судов.
Данная новелла кардинально меняет порядок принятия апелляционных жалоб на решения рассматриваемых судов. На аналогичные решения окружного (флотского) военного суда апелляционная жалоба подается в апелляционный военный суд. Его компетенция аналогична апелляционному суду общей юрисдикции, которая осуществляется в отношении окружного (флотского) военного суда. Эти изменения обеспечат более объективный пересмотр промежуточных судебных решений, так как исключат возможность Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов по проверки собственных судебных решений.
Согласно ст. 23.2 Федерального конституционного закона от 29.07.2018 г. №1-ФКЗ «кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами». Полномочия кассационного военного суда аналогичны, но их осуществление направлено в отношении решений, принимаемых окружным (флотским) военным судом. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом.
В соответствии Федеральному закону от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» к отличительным особенностям нового порядка подачи кассационных жалоб и представлений относится то, что они подаются в
коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции на приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда; приговор, определение и постановление Верховных судов республик, краевых, областных и равных судов, определение и постановление апелляционного суда общей юрисдикции, за исключением приговора или иного итогового судебного решения, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговора или иного итогового судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам пересмотра данного решения.
В действующей редакции УПК РФ согласно ст. 401.3 УПК РФ, кассационные жалобы и представления на приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения и постановления, а также промежуточные судебные решения подаются соответственно в президиум Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов. С момента начала функционирования кассационных судов общей юрисдикции президиум вышепредставленных судов в кассационном порядке пересмотра решений не участвует.
Во вторую кассацию, то есть в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ можно обратиться только после обжалования соответствующих решений в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, аналогичная ситуация складывается в действующей редакции УПК РФ, когда судебные решения обжалуются в президиум Верховного суда республик, краевого, областного и равных им судов. Напрямую в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ можно обжаловать лишь судебные решения, принятые Верховным судом республик, краевым, областным и равных им судов по первой инстанции или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенное по результатам
пересмотра такого решения; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции. В общем и целом, порядок обжалования во вторую кассацию не изменился.
Порядок кассационного обжалования решений военных судов в целом аналогичен с учетом их структуры и осуществляется в кассационный военный суд, а в последствие во вторую кассацию.
Также отличительной особенностью нового порядка подачи кассационных жалоб является то, что некоторые из них, например, на приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение Верховного суда республик, краевого, областного и равных им судов подаются через суд первой инстанции, если они обжалуются в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции или в кассационный военный суд.
Но сохранилась категория жалоб, которая подается непосредственно в суд кассационной инстанции, например, на итоговые решения Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов. В ныне действующей редакции УПК РФ все без исключения кассационные жалобы подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Увеличился срок для возвращения кассационных жалоб, который составляет 15 дней, в отличие от нынешних 10 дней.
Новеллой Федерального закона от 11.10.2018 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» является регламентирование порядка действия суда первой инстанции при поступлении кассационный жалобы, который извещает стороны о принесении кассационной жалобы, разъясняет им право подачи возражений на кассационную жалобу и выполняет иные действия, которые после вступления соответствующих изменений в силу будут предусмотрены в ст. 401.7 УПК РФ. В действующей редакции УПК РФ подобной нормы не предусмотрено, так как кассационные жалобы подаются непосредственно в
кассационную инстанцию. При непосредственной подаче жалобы в суд кассационной инстанции порядок ее действий аналогичен ныне предусмотренному ст. 401.8 УПК РФ.
Исходя из анализа изменений УПК РФ, которые должны вступить в силу не позднее 01.10.2019 г., можно сделать вывод о том, что новый порядок подачи апелляционных и кассационных жалоб призван, во-первых, разгрузить Верховный Суд РФ и соответствующие суды субъектов РФ, во-вторых, обеспечить более объективное рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб, за счет исключения участия Верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов в пересмотре собственных судебных решений.
Однако нельзя не отметить, что за счет увеличения некоторых сроков рассмотрения жалоб, направления соответствующих материалов в апелляционные и кассационные суды, которые располагаются в каком-либо городе федерального округа, увеличится общее время процедуры апелляционного и кассационного производства, что не может не сказаться на качестве защиты прав участников уголовного судопроизводства. Безусловно, нельзя не учитывать организационно-материальный фактор в части обеспечения функционирования соответствующих судов, что повлечет дополнительные затраты из федерального бюджета. Окончательный вывод об эффективности действия апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и соответствующих военных судов можно будет сделать лишь по истечении достаточного количества времени с момента их существования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации : фед. конст. закон от 29.07.2018 №1-ФКЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант плюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант плюс».
3. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : фед. закон от 11.10.2018 № 361-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
4. О Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант плюс».
5. Сухова О.А. Кассационное обжалование судебных решений в российском уголовном процессе. Монография / О.А. Сухова. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 365 с.
6. Сухова О. А. Сроки и субъекты апелляционного обжалования // Апелляционное производство в российском уголовном процессе: монография / Л. Д. Калинкина, Е. И. Шигурова, О. А. Сухова [и др.]; под общ. ред. Л.Д. Калинкиной. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - С. 54 - 74.