Научная статья на тему 'Анжеро-Судженскому педагогическому колледжу - 50 лет!'

Анжеро-Судженскому педагогическому колледжу - 50 лет! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анжеро-Судженскому педагогическому колледжу - 50 лет!»

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ

50 ЛЕТ!

В. М. Ахтямова, директор ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» Н. М. Гумирова, канд. пед. наук, заместитель директора

По страницам истории

В 2012 году ГОУ СПО «Анжеро-Судженский педагогический колледж» отмечает свой пятидесятилетний юбилей. Первая запись на первой странице в истории колледжа сделана в 1962 году, 14 июня. В этот день был подписан приказ Министерства просвещения РСФСР № 111 о создании в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области педагогического училища. Так началась его история.

В разные годы возглавляли учебное заведение глубоко преданные своему делу, талантливые люди. Первый директор Р. П. Шевченко и её последователи Т. К. Ольхова, Л. В. Серебренникова, К. М. Марьина внесли свой, высоко ценимый нами, вклад в становление и развитие училища. Каждая из них оставила частицу своего сердца и души в сердцах и умах тех, с кем им пришлось работать.

Яркие двадцать лет коллектив педагогического колледжа возглавляла Ф. В. Константинова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ. Благодаря её эффективной управленческой, научной и педагогической деятельности в сложных экономических и социальных условиях 90-х годов, колледж не выживал, а интенсивно развивался. Об этом говорят следующие цифры и факты:

1992 год - училище работает в системе непрерывного образования с Новокузнецким педагогическим институтом и Томским государственным педагогическим университетом;

1995 год - началась подготовка по новой специальности «преподаватель в начальных классах»;

1998 год - училище - экспериментальная площадка Министерства образования Российской Федерации по внедрению специальности «специальное дошкольное образование»;

1999 год - училище получает статус колледжа;

2000 год - на базе колледжа открыто представительство Томского государственного педагогического университета;

2001 год - открыта ещё одна специальность «специальная педагогика в специальных (кор-рекционных) образовательных учреждениях».

В эти годы формировался коллектива специалистов, единомышленников, профессионалов, преданных делу среднего профессионального педагогического образования.

В настоящее время колледж возглавляет грамотный педагог, компетентный руководитель -Валентина Михайловна Ахтямова. Одной из основных задач своей профессиональной деятельности Валентина Михайловна считает создание в колледже эффективной системы управления качеством образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных, профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов.

Системообразующим элементом в её деятельности стало постоянное управление изменениями, включающее коллектив колледжа в инновационный режим развития. Анализ маркетинговых исследований позволил Валентине Михайловне увидеть необходимость изменений в отношениях с социальными партнёрами, учёта компетентностных запросов работодателей и разработки Программы развития социального партнёрства в колледже.

Валентина Михайловна умело формирует эффективную кадровую политику, владеет навыками деловой оценки работников, что помогает ей планировать карьеру своих сотрудников. Как результат - омоложение управленческого аппарата, поступление трёх педагогов в аспирантуру. Аналитическое мышление руководителя позволяет ей грамотно проектировать стратегические направления развития образовательного учреждения. Составленная под руководством Валентины Михайловны и при её непо-

средственном участии, реализуемая в настоящее время Программа развития колледжа на 2011-2015 годы представляет собой оптимальный для нашего образовательного учреждения вариант стратегии, учитывающий его реальные возможности. Сегодня колледж живёт интересной, насыщенной значимыми для каждого студента и преподавателя делами жизнью. Он развивается.

Всем известно, что славу педагогу и образовательному учреждению приносят его ученики. Поэтому следующая страница в истории колледжа посвящена его выпускникам.

За эти годы было выпущено около 8 тысяч специалистов, успешно работающих во всех городах области и за её пределами в качестве воспитателей, методистов (ныне старших воспитателей), заведующих дошкольными образовательными учреждениями, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования. Многие из выпускников работают музыкальными руководителями, руководителями физического воспитания, воспитателями групп детей с недостатками речевого развития, руководителями изобразительной деятельности, воспитателями детей в учреждениях компенсирующего типа. А в городе Анжеро-Судженске почти все руководители дошкольных образовательных учреждений и руководимые ими педагогические коллективы - это наши выпускники. Они являются нашими социальными партнёрами и создают прекрасную базу для организации педагогической практики.

Наши выпускники - гордость колледжа. Самые лучшие из них, построив в колледже фундамент педагогических знаний и получив основы мотивационно-ценностной ориентации на педагогическую деятельность, продолжают образование в высших учебных заведениях. Высокий профессионализм, ярко проявившиеся деловые и профессионально-личностные качества являются основанием для назначения их на должности разного уровня. Достаточно назвать следующие фамилии: Т. А. Яковенко, начальник управления образования администрации города Анжеро-Судженска; Г. В. Голдаева, И. А. Астанина, Л. И. Удалова, Г. И. Боровкова, в разное время занимавшие должности главного специалиста и инспектора по дошкольному образованию в том же управлении. В Мариинском педагогическом колледже работает в качестве заместителя директора по производственному обучению Т. В.Фёдорова. И. В. Гравова, кандидат педагогических наук, доцент, в настоящее время является деканом факультета педагогического образования в филиале Кемеровского государственно-

го университета в городе Анжеро-Судженске. В этом же образовательном учреждении возглавляет социально-воспитательный отдел кандидат педагогических наук Д. Ф. Ахмерова. Выпускница 1996 года Кранзеева Е. А. защитила кандидатскую диссертацию в области социологии, трудится в КемГУ. Там же продолжают свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей высшей школы наши выпускники Г. А. Грязнова и Е. М. Старикова.

За успехами в деле подготовки высококвалифицированных специалистов стоит напряжённый труд педагогического коллектива, который и снискал колледжу славу престижного учебного заведения. Поэтому на следующей странице истории колледжа имена тех, кем мы сегодня гордимся.

Это первые преподаватели - В. М. Кульбеда. Т. С.Зубова, Н. Л. Ворова, В. Т. Чередниченко, Э. И. Горюненко, Г. И. Арлакова, Л. В. Рыжова и др. Это выпускницы факультета дошкольного воспитания Кемеровского педагогического института С. К. Куренная, Л. П. Герасимчук и Л. В. Коняева, многое сделавшие для успешного развития в колледже новых специальностей и дополнительных квалификаций.

Мы гордимся В. П. Коломниковой и М. Д. Бесфамильной. Почти бессменно со дня основания училища они были первыми помощниками руководителей, замечательными организаторами системы учебной и учебно-производственной работы. Это благодаря их педагогической корректности, высокой культуре общения, умению понимать и ценить людей были установлены взаимовыгодные отношения социального партнёрства с разного уровня образовательными учреждениями. Эстафету данных направлений деятельности колледжа продолжали в разное время их преемники: достаточно зрелый и умудрённый опытом педагог А. А. Скрипченко и молодой, подающий надежды педагог, выпускница колледжа С. А. Вахранёва, творческая личность, заслуженный учитель РФ Л. С. Иванова. В настоящее время их последователи заместитель директора по учебной работе Н. П. Костенко и заместитель директора по производственному обучению Н. В. Гринцевич - компетентные специалисты, владеющие современными методами управления. Они ведут интенсивную работу по созданию учебно-программной документации, обеспечивающей успешность перехода колледжа на федеральный государственный стандарт нового поколения.

Это заведующие отделением А. А. Зайцева и А. И. Мосина, с любовью и большой ответственностью относившиеся к своему делу. Достойно

продолжают гуманистические традиции, заложенные Антониной Алексеевной и Антониной Ивановной во взаимоотношения со студентами, заведующие отделениями Т. В. Дмитрук и М. П. Михеева.

В разные годы в колледже плодотворно работали преподаватели А. А. Родина, Е. А. Киреева, Б. М. Питюков, В. Астрахаский, А. И. Шахно, И. И. Резинкин, П. Г. Цибина, Т. М. Швенк, Л. В. Михайлова, Л. Д. Миняйло, Г. Б. И. Арлаков, Т. Л. Волчкова, Г. Л. Сахарук, Р. П. Веселова, Л. Н. Загайнова, Г. И. Федосеева, М. М. Какунин, Л. В. Болтрушевич, Н. Д. Орынбаева, В. В. Про-хватилова, Н. С. Рейнгардт, О. Б. Микрюкова, Л. Л. Наруто, Т. Н. Радченко, Н. И. Захарова, Т. И. Александрова, Г. А. Жидиханова, С. Г. Пит-кевич, Л. Н. Лоскутникова, Т. В. Шаповалова, Г. И. Катанаков, Н. Е. Чеплыгин, С. Л. Лесик.

Невозможно забыть преподавателя музыки А. Ф. Бесфамильного, бессменного руководителя сводного студенческого и преподавательского хоров. Под его руководством успешно проходили творческие отчёты коллектива, неоднократно занимались призовые места в смотрах художественной самодеятельности.

Не первый десяток лет продолжают отдавать делу воспитания и образования молодёжи талантливые педагоги, энтузиасты, ветераны: Н. Н. Богомолова, Т. Н. Герасёва, Н. В. Гринцевич, Н. М. Ивченкова, А. Г. Пенькова, Р. И. Труханова, О. М. Фёдорова, Н. Л. Цветкова. Н. И. Митькина, Т.И. Дубиненко.

Особая гордость колледжа - это выпускники-преподаватели, и следующая страница в истории колледжа о них.

Получив высшее педагогическое образование, в разные годы вернулись в родные стены и гармонично влились в преподавательский состав Н. И. Косенкова, Т. А. Нагорная, Л. С. Иванова, Г. И. Шушакова, Л. П. Васильева, Л. Н. Степанова, А. Г. Пенькова, Н. М. Гумирова, Т. Б. Ви-довская, Л. А. Еловикова, Г. В. Степаненко, Е. Б, Нечаева, Н. П. Костенко, С. Л, Ахметова, О. А. Горбатых, М. Н. Усольцева, Н. В. Карташо-ва, С. А. Чеченина, О. В. Миронова. Успешно сочетают выполнение профессиональных обязанностей делопроизводителя и социального педагога с преподавательской деятельностью выпускницы Н. Ю. Головина и О. А. Перемышлен-никова.

Значительной в развитии колледжа была и является деятельность заведующего методическим кабинетом (Л. Г. Петровой, В. Я. Цвецых, Т. В. Шмидт). Это благодаря их кропотливой, неустанной работе создана блочно-модульная система обработки, хранения и использования ме-

тодических материалов. Сегодня запущен в действие электронный методический кабинет, представляющий собой современную, достаточно эффективную информационно-методическая среду, обеспечивающую комфортность работы преподавателей.

Молодые педагоги достойно продолжают традиции, начатые ветеранами. Выпускница колледжа, заместитель директора по воспитательной работе С. Ю. Максимова и преподаватель Н. Л. Цветкова организуют работу по развитию музея истории колледжа, которую в своё время начала тоже выпускница училища В. Я. Цвецых.

Следующая страница в истории колледжа -это его сегодняшний день. Педагогический коллектив ведёт активную работу по совершенствованию образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО нового поколения. Составлены рабочие учебные планы, разработаны программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, создаётся учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ по специальностям:

- 050144 «Дошкольное образование»;

- 050710 «Специальное дошкольное образование»;

- 050146 «Преподавание в начальных классах».

- 050148 «Педагогика дополнительного образования».

Одним из направлений развития колледжа является совершенствование механизмов государственно-частного партнёрства. Сотрудничество с социальными партнёрами - работодателями - осуществляется на договорной основе через реализацию таких форм, как практическое обучение студентов в образовательных учреждениях, проведение занятий для студентов педагогами образовательных учреждений, совместные семинары, научно-практические конференции, участие работодателей в разработке и оценке учебно-программной документации, в анализе и оценке качества подготовки специалистов, в экспертизе методических пособий; заключение договоров о трудоустройстве молодых специалистов с управлениями образования и региональными службами занятости населения, установление контактов с потенциальными заказчиками специалистов.

Взаимодействие колледжа с научным учреждением ИРОС РАО в г. Томске, образовательными учреждениями-работодателями городов и районов севера Кемеровской области обеспечивает фундаментальную базу практической подготовки студентов и научную поддержку преподавателей. Педагоги и студенты приняли активное участие в двух научно-практических семина-

рах для воспитателей дошкольных учреждений по проблемам инклюзивного воспитания детей с отклонениями в развитии в г. Томске.

Методическая служба колледжа постоянно оказывает методическую помощь образовательным учреждениям через проведение индивидуальных консультаций, экспертизы программно-методических продуктов, созданных педагогическими работниками образовательных учреждений города. Проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации для специалистов образовательных учреждений города. Как показал опыт, реализация Программы социального партнёрства усиливает ориентацию образовательного процесса на реальные условия профессиональной деятельности будущего педагога, позволяет учитывать региональные особенности.

В колледже получили поддержку инновации в области информатизации и информационно-коммуникационных технологий: колледж подключён к сети Интернет, функционируют два компьютерных класса, информационно-компьютерный и библиотечно-ком-пьютерный центры. Презентуя себя как образовательное учреждение, работающее в режиме инноваций, колледж принял участие в областном конкурсе «Лучший сайт образовательных учреждений НПО и СПО области». Жюри признало сайт как использующий современные тенденции в оформлении и представлении информации и имеющий большой потенциал развития. В течение двух лет работала творческая группа «Информационная культура студента как составляющая его инновационного поведения в образовании». Результат работы этой группы был наглядно представлен её руководителем Т. В. Шмидт в областном конкурсе «Преподаватель года - 2009», где она успешно защитила одноимённый образовательный проект как одно из инновационных направлений деятельности колледжа и вышла в финал конкурса.

Проведённые внутриколледжные конкурсы «Лучший мультимедийный ресурс, созданный на основе компьютерных технологий», «Лучший

электронный УМК», «Лучший электронный учебный кабинет» продемонстрировали рост профессионального мастерства преподавателей в области использования современных информационно-компьютерных технологий. В апреле 2012 года колледж получил диплом победителя областной выставки-ярмарки научно-методических материалов в номинации «Использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».

Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются преподавателями при подготовке к занятиям со студентами и на занятиях для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к экзамену. Постепенно увеличивается объём трафика, потребляемого колледжем. Преподаватели и студенты посещают порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой

коллекции цифровых образовательных ресурсов. Востребованными являются аналогичные коллекции цифровых образовательных ресурсов, расположенных на сайте ГОУ «КРИРПО» Кемеровской области.

Большое внимание уделяется разработке и внедрению здоро-вьесберегающих образовательных технологий, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, охране здоровья и жизнедеятельности такими преподавателями, как

A. Г. Пенькова, О. В. Лобанова, А. А. Подзоров, Л. А. Еловикова, заместителем директора по БЖ

B. И. Рудковским.

Для успешного освоения профессиональной образовательной программы преподаватели используют новые образовательные технологии, ориентированные на диалоговый режим работы со студентами. Получили широкое распространение наиболее адаптированные к системе среднего педагогического образования формы и методы работы, отражающие контекстный подход в обучении: курсовое, дипломное проектирование, организационно-деятельностные игры, педагогические мастерские, развивающая пси-

ходиагностика, кейс-метод, направляющие тексты и др.

Всё это позволяет коллективу эффективно преодолевать противоречие между массовым характером обучения и потребностями развития у каждого обучаемого самостоятельности, индивидуального профессионального почерка, способствует развёртыванию образовательной рефлексии.

Показателем работы преподавателей по совершенствованию методологической культуры студентов являются успешные выступления наших студентов на научно-практических конференциях разного уровня, результаты конкурсов творческих, научно-исследовательских работ студентов на федеральном и региональном уровнях. Так, в 2012 году на областной научно-практической конференции в г. Новокузнецке наши студенты получили два призовых места из 13 возможных. На городской научно-практической совместной с педагогическими работниками образовательных учреждений города конференции студенты получили дипломы первой, второй и третьей степени.

В колледже широко используется неформальное повышение квалификации преподавателей, основанное на постоянном стремлении их к самообразованию и самосовершенствованию, проявляемое через реализацию индивидуальных планов по методической теме.

В условиях введения ФГОС СПО востребованной остаётся деятельность преподавателей по созданию методических пособий, обеспечивающих организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся: рекомендаций, сборников, рабочих тетрадей. За 2011/2012 учебный год прошли экспертизу и получили гриф НМС по СППО УМО по ППО РФ 8 печатных изданий объемом 18,5 печатных листа. Методическое пособие «Путеводитель по методике изобразительной деятельности» с электронной хрестоматией, созданный преподавателем Г. В. Сте-паненко и программистом Н. В. Дегтерёвой, получило диплом первой степени в номинации «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса» в конкурсе методических материалов в г. Новокузнецке.

Подготовкой специалистов занимается высококвалифицированный работоспособный педагогический коллектив. Из 43 педагогов 41 имеют высшую и первую квалификационные категории. Один педагог - кандидат педагогических наук, три - соискатели ученой степени кандидата педагогических наук.

Многие преподаватели имеют профессиональные награды, из них 39 награждены ведомственными: значком «Отличник народного образования», значком «Почётный работник среднего профессионального образования», почётными грамотами Министерства образования РФ и Департамента образования и науки Кемеровской области.

Обновился управленческий корпус колледжа, средний возраст составляет 45 лет. Помолодел педагогический коллектив, сегодня средний возраст преподавательского состава - 37 лет.

Следующая страница истории колледжа -перспективы его дальнейшего развития.

Они раскрыты в документе, регламентирующем его деятельность в изменившихся условиях: Программе развития на период 2011-2015 годы:

- создание модели колледжа, функционирующего в инновационном режиме развития, обеспечивающего полноценное развитие психологического потенциала каждого обучающегося, реализацию его потребности в самоизменении, самоопределении, самоосуществлении и самоактуализации и подготовку на этой основе квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста;

- повышение качества образовательных услуг за счёт совершенствования системы управления качеством образования;

- формирование творческого педагогического коллектива, обладающего высокой профессионально-педагогической компетентностью, инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями, обеспечивающего своей деятельностью дальнейшее непрерывное развитие колледжа;

- укрепление имиджа педагогического колледжа, повышение его инвестиционной привлекательности;

- расширение спектра образовательных услуг, удовлетворяющих запросам потребителей.

Многое сделано коллективом колледжа за 50 лет его развития, но ещё больше предстоит сделать. Сегодня главной задачей является постоянное совершенствование стратегии развития колледжа, освоение и внедрение инновационного содержания и эффективных технологий образования студентов. Коллектив ясно осознаёт стоящие перед ним задачи, имеет потенциальный резерв сил и готов к новым творческим победам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.