Научная статья на тему 'Антропоцентризм в культуре'

Антропоцентризм в культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5919
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ANTHROPOCENTRISM / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ЧЕЛОВЕК / HUMAN / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безрукова Н. В., Фомина Н. В.

Антропоцентризм и его отражение в культуре эпохи Возрождения и современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOCENTRICCULTURE

Anthropocentrism and itsreflection in the culture of the Renaissance and modern times.

Текст научной работы на тему «Антропоцентризм в культуре»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

УДК316.72

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ В КУЛЬТУРЕ

Н. В. Безрукова Научный руководитель - Н. В. Фомина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Антропоцентризм и его отражение в культуре эпохи Возрождения и современности.

Ключевые слова: антропоцентризм, гуманизм, человек, культура.

ANTHROPOCENTRICCULTURE

N. V. Bezrukova Scientific supervisor - N. V. Fomina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Anthropocentrism and itsreflection in the culture of the Renaissance and modern times.

Keywords: anthropocentrism, humanism, human, culture.

Антропоцентризмом называют воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. Антропоцентризм эпохи Возрождения выразился в гуманизме - это идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие «личность».

Влияние этого воззрения прослеживается во многих сферах культуры: от литературы до скульптуры и живописи.

Многие проблемы антропоцентризма были поставлены уже в философии Древнего общества, найдя свое логическое обоснование в сочинениях древнегреческих философов. Уже тогда Протаго-ром (V в. до н. э.) было сказано: «Человек есть мера всех вещей».

Далее этим воззрением интересовался Демокрит (V-IV вв. до н. э.): «Люди дают клятву богам только тогда, когда они находятся в безвыходном положении, когда же они от него избавились, все равно их не соблюдают». Таким образом, мы видим, что люди стали менее религиозными.

В эпоху Возрождения особо формируется взгляд на мир, вселенную. Если в средневековье центром все6ленной считалась неподвижная земля, то в эпоху Возрождения Коперник изменяет взгляд на эти представления. Он подчеркивает, что земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, движение звезд на небе. Он считал, что земля вращается вокруг солнца, которое является центром вселенной. Утверждал, что вселенная неизмерима и безгранична, подобно бесконечности и земля в ней исчезающе мала.

Также в эпоху возрождения Бокаччо в своем произведении «Декамерон» высмеивает духовенство и дворянство и прославляет человеческий разум, энергию и стремление к удовольствиям.

В произведении Шекспира «Гамлет» в главном герое столкнулись христианство средневековья и антропоцентризм Возрождения. Новое мышление Возрождения привело к анализу христианской веры и как результат к критическому отношению к ней, ее ослаблению и замене философией.

В эпоху Возрождения произошло «открытие мира и человека». Открытие связи человека с миром давало новые возможности для становления реализма в литературе и живописи. Новое понимание активности человека в мире развивало у художников Возрождения непринужденность образной системы, способствовало изображению человека в реальной линейной перспективе и во все более реальной обстановке. Одной из самых поразительных черт реализма Возрождения было смелое, одухотворенное, социально насыщенное и красочное воплощение полнокровных положительных образов, обрисовка гуманистических характеров, реабилитация чувственного начала наряду с возвышени-

Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»

ем свободной и нередко героической человеческой духовности, изображение гармонического человека и даже гармонического общества как чего-то вполне достижимого.

Витрувианский человек Леонардо да Винчи показывает нам совершенство человеческого тела и его «канонические пропорции».

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Многие экологи видят в антропоцентризме причину современного экологического кризиса, так как человек, считая себя вершиной развития биологических форм жизни, проявляет по отношению к природе и живым существам неоправданную дискриминацию считая, что нечеловеческие существа и окружающая среда имеют только инструментальную ценность. К счастью, с развитием современной науки к человечеству приходит понимание, что человек является лишь частью мира, а не его центром. Поэтому в настоящее время антропоцентризм в качестве формы мировоззрения начинает рассматриваться в более негативном ключе.

Библиографические ссылки

1. Колодин А. В. Антропоцентризм // Культура веры. Путеводитель сомневающихся.

2. Антропоцентризм [Электронный ресурс] // ООО «Группа Экоанализ». URL: http://www. ecoanaliz.ru/glossary/10-alph-01/165-antropotsentrisz.html (дата обращения: 24.03.2015).

3. Балашов Н. И., Брагинский И. С., Гринцер П. А. и др. Т. 3 // Институт мировой литературы им. А. М. Горького.

4. Козлова Г. Трагедия Шекспира «Гамлет» как отражение кризиса христианского сознания эпохи Возрождения // Русский литературный журнал «Молоко».

© Безрукова Н. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.