Научная статья на тему 'Антропоморфные личины из могильника Бедеревский Бор II'

Антропоморфные личины из могильника Бедеревский Бор II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЫМ / БЕДЕРЕВСКИЙ БОР II / СЕЛЬКУПЫ / АНТРОПОМОРФЫ / ЛИЧИНЫ / ИТТЕРМА / ДУХИ-ПОКРОВИТЕЛИ / TYM / BEDEREVSKY BOR II / SELKUPS / ANTHROPOMORPHS / MASKS / ITTERMA / PROTECTING SPIRITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боброва Анна Ивановна, Торощина Наталья Витальевна

Находки антропоморфных изображений в полный рост и личин большая редкость в археологических памятниках позднего средневековья. В Нарымском Приобье они обнаружены только в двух могильниках Тискинском и Бедеревский Бор II. Статья посвящена описанию и интерпретации металлических личин XVII первой половины XVIII в. с урочища Бедеревский Бор, расположенного в 15 км от пос. Напас, вверх по течению р. Тым, в Каргасокском районе Томской области. Могильник оставлен селькупами. Личины из погребения 19 могли иметь отношение к семейным или шаманским духам-покровителям. Куклу из погребения 43 можно рассматривать в качестве иттерма, временного вместилища души умершего человека, похороненной вместе с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Боброва Анна Ивановна, Торощина Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropomorphic masks from burial ground Bederevsky Bor II

Sculptural images of human figures and masks are very rarely found in late medieval monuments of the Narym Ob Region. However, several of them have been found in some necropolises. Due to their location in specific archeological sites, this group of objects can be classified as sacred/ritual ones; they reflect beliefs of the autochthonous population about death and links between the living and the dead. Metal anthropomorphic masks have been found in the natural landmark Bederevsky Bor (Kargasoksky District of the Tomsk Region) in 1989-1990. It is located in the right bank of the River Tym (right tributary of the River Ob). Three burial grounds were established in this place in the Middle Ages. Masks were found only in one of them in burial ground Bederevsky Bor II. Since XVII century this territory had been included in the area of settlement of the Selkup population. The monument is dated to XVII XVIII centuries. More than 60 sepulchral cavities were registered within its area. Masks were found in two of 52 excavated graves. The burial rites for these graves are identical and featured by ground burial, secondary placement of remains in a grave and non-anatomical position of the skeleton within the grave, equal depth of graves and modest grave goods. In both cases the masks were put with men of the same age group 40-50 years. The variation in location of the findings may reflect their special living status in the community, due to which they were entitled to some additional actions during the funeral. The presence of these masks in the necropolis demonstrates a special attitude to them as images of the dead an ordinary man or, possibly, an ancestor spirit or a shaman's spirit. For example, a doll from burial No. 43, as concluded by analogy with previous ethnographic materials, was designed by its authors as a receptacle for the soul of the dead man the so-called itterma. It was buried together with the deceased. A pair of masks from burial site No. 19 inserted to each other can be classified as shaman's protecting spirits. Variations in iconography of anthropomorphic faces made of tin may be associated with images of legendary ancestor heroes who are said to be featured by long sharp heads. Different designs of a head in the iconography of masks on tin plates may be attributed to gender differences. A living shaman was known to be able to take the appearance of a woman, which was associated with the common phenomenon of transvestism. When a shaman died, his spirit inherited this ability. Ethnography knows some cases of a special attitude to a dead man. If the dead was a shaman, an elder or a reputable old man, his itterma was ranked as family or ancestral protecting spirits. There is some evidence that a host and guardian of helping spirits left them on the sanctuary under the tree. Dolls that had left unattended for some reason were taken away to the forest. Masks from burial site No. 19 may be associated with such events.

Текст научной работы на тему «Антропоморфные личины из могильника Бедеревский Бор II»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №2 (22)

УДК 902-904+39(571.1)

А.И. Боброва, Н.В. Торощина АНТРОПОМОРФНЫЕ ЛИЧИНЫ ИЗ МОГИЛЬНИКА БЕДЕРЕВСКИЙ БОР II

Находки антропоморфных изображений в полный рост и личин - большая редкость в археологических памятниках позднего средневековья. В Нарымском Приобье они обнаружены только в двух могильниках - Тискинском и Бедеревский Бор II. Статья посвящена описанию и интерпретации металлических личин XVII - первой половины XVIII в. с урочища Бедеревский Бор, расположенного в 15 км от пос. Напас, вверх по течению р. Тым, в Каргасокском районе Томской области. Могильник оставлен селькупами. Личины из погребения 19 могли иметь отношение к семейным или шаманским духам-покровителям. Куклу из погребения 43 можно рассматривать в качестве иттерма, временного вместилища души умершего человека, похороненной вместе с ним.

Ключевые слова: Тым, Бедеревский Бор II, селькупы, антропоморфы, личины, иттерма, духи-покровители.

Находки антропоморфных изображений -большая редкость в памятниках позднего средневековья Западной Сибири. В Нарымском Приобье они обнаружены только в двух могильниках - Тискинском и Бедеревский Бор II. Работа посвящена интерпретации металлических личин с р. Тым из могильника Бедеревский Бор II. Урочище Бедеревский Бор находится в правобережье р. Тым, в 15 км выше по его течению от пос. Напас, на левом берегу рч. Могильной, правого притока р. Тым. В период средневековья здесь возникли три грунтовых могильника. Личины обнаружены только в одном из них - на могильнике XVII - первой половины XVIII в. [1. С. 26; 2. С. 11]. На площади этого некрополя зафиксировано более 60 могил. Их численность позволяет предполагать, что данный участок бора использовался в качестве места захоронения на протяжении трёх - четырёх поколений. Всего раскопано 52 погребения. Антропоморфные личины найдены в двух могилах - 19 и 43.

В могиле 19 похоронен мужчина около 50 лет. Его останки располагались двумя скоплениями. Череп и часть костей не были нарушены, остальные лежали беспорядочно. На могиле под дёрном обнаружены две металлические личины, вложенные одна в другую. Среди костей найден нож. Обе личины сделаны из жести. Верхняя, высотой до 10 см, имеет вытянутый подбородок и подтреугольной формы овал лица. От линии лба до макушки контуры головы оформлены в виде треугольника, вероятно, передающего форму головного убора. Нижняя личина, высотой 6,5 см, была подложена под верхнюю. Она отличалась овальными контурами лица, прямо срезанной верхней частью головы и подбородка, отсутствием изображений головного убора. При изготовлении

этих изображений использовались одинаковые приемы. На пластины путём чеканки были нанесены брови, близко посаженные глаза, длинный прямой нос, рот. Брови и нос выдавлены изнутри, глаза и рот выбиты с лицевой стороны. В могиле 43 зафиксированы останки мужчины 4050 лет в нарушенном состоянии. Рядом с черепом в пятне органики найдены: деревянная

оструганная палочка (длина 6 см, диаметр 0,71 см) и металлическая личина (3,5 х 2,5 см, толщина 0,7 мм). С погребённым обнаружены медные накладки, серьга «знак вопроса», нож с костяной рукоятью. Личина сделана из свинцовой пластины, наложенной в нагретом состоянии на деревянную основу. У неё выступающий лоб, длинный мясистый нос, щёки. Глаза и рот выполнены в той же манере и технике, что и на личинах из жести. Правая сторона загнута, левая обломана, возможно, намеренно. Анализ изображений позволяет сделать вывод о том, что пластины были наложены на деревянную основу, куклу (?), поэтому их края и оказались загнутыми.

При изготовлении тымских личин был использован металл белого цвета - железо и свинец. Для шаманского мировосприятия эти металлы, как и серебро, являлись символом среднего и нижнего миров, ночного светила и ночи. Известно, что железо получило широкое распространение в сакральной сфере у кетов, селькупов, якутов, бурят, эвенков, нганасан, долган, восточных ненцев [3. Т. 47. С. 74-77]. Ещё совсем недавно лица селькупских идолов высшего ранга покрывали жестью, а раньше серебром или белой бронзой [4. С. 79]. Светлый металл для лиц кукол использовало и население Обдорского Севера в XIX в.: вместо лица на деревянную основу кукол прикрепляли оловянные бляшки или пластины из жести [5. С. 66]. Иконография лиц на

пластинах из Бедеревского Бора II очень

характерна для изображений «иттерма», богов и духов самодийских и обско-угорских народов. При изготовлении таких изображений соблюдался определённый канон: лица выполнялись с

плоскими щеками, прямым носом, Т-образной линией надбровных дуг. Лица мужского пола обычно имели остроугольное оформление головы. Лица женщин и контуры головы делали

округлыми. Причём важнейший символ, связанный с образом божества и его рангом у коренных жителей тайги, заключался в оформлении верхней части головы идола.

«Остроголовость», как правило, символизировала воинский головной убор - шлем. Боевые сфероконические шлемы были принадлежностью профессиональных воинов-богатырей. Она являлась специфической чертой раннесредневековых антропоморфных личин, фольклорных героев и богатырей [6. С. 149; 4. 84-87].

В Западносибирском регионе изготовление металлических личин и антропоморфных фигур практиковалось с раннего железного века и было связано с носителями кулайской культуры [7. С. 41-44, 74-76; 8. Рис. 31, 1-12, 21; 9. С. 125]. Продолжателем этой традиции стало население раннесредневековой рёлкинской культуры. Личины могильника Рёлка Л. А. Чиндина рассматривает как изображения героев-богатырей. Она считает, что в этом могильнике зафиксирован и обычай погребения кукол, а найденные антропоморфные личины были масками для кукол, которые, по-видимому, исполняли роль вместилищ души [10. С. 41-48; 11. С. 54-65]. В Сургутском Приобье деревянные куклы и куклы с металлическими личинами известны в памятниках VIII-IX вв. Куклы Сайгатинского могильника с остроголовыми личинами и косами Н.В. Черкасова интерпретировала как посмертные изображения предков-воинов - «тонгхов» [12. С. 24].

К.Г. Карачаров считает, что они могли знаменовать «смерть» самого изображения, олицетворяемой им души (духа) или человека. Поэтому среди кукол и личин он выделяет изображения умерших, живых людей и божков [13. С. 46-49]. В Нарымском Приобье личины и куклы обнаружены в Тискинском могильнике позднего средневековья. Куклы в берестяных свёртках А. И. Боброва интерпретирует как вместилища душ особо почитаемых предков и шаманов, похороненных на этом могильнике [14. С. 9-10]. Обычай делать после смерти родственника изображение умершего как временное вместилище одной из душ находит аналогии у многих сибирских народов - обских угров, самодийцев,

кетов [15. Т. 51. С. 117; 16. Т. 27. С. 213], селькупов - кэдо [17. С. 86], ненцев - сидрянг [18. Т. 27. С. 243], кетов - дангольс [19. Т. 27. С. 271].

В большинстве случаев эти изображения переходят в состав духов-предков, охраняющих семью. Однако есть сведения, что иттерма простого человека по прошествии трёх лет хоронят. Тазовские ненцы куклу делали спустя 7-10 лет после смерти человека и держали её вечно. У ненецких родов хантыйского происхождения после смерти человека старше 7-9 лет тоже делали изображение. Его вытёсывали из осины, вместо лица вставляли металлическую пластину. Спустя 3 года изображение хоронили отдельно от покойного, но вблизи его гроба. По данным обско-угорской этнографии известно, что изображения умерших после смерти последней представительницы семьи (хранительницы изображений) хоронили вместе с ней или сжигали. Иттерма молодых женщин, девушек и детей хоронили в могиле или в лесу. Изображения шамана, старейшего мужчины, уважаемого старика хранили в священном сундуке вместе с духами - покровителями семьи. После их смерти хозяин духов-помощников оставлял эти изображения под деревом на святилище в специальном амбар-чике или зарывал на кладбище [20. С. 59-60; 15. Т. 51. С. 213; 21. С. 91-98; 6. С. 179]. О существовании домашних «богов» или «болванов» в жилище северных остяков есть сведения в документе 1784 г. «Иноверцы Берёзовской округи болванов имеют деревянных из обрубка лесины разной величины, на оных вырезывают рожи, ...а другие свёртывают из платья и одевают в мужское и женское платье, а рожи приделывают высеченные на тонком железе, коих содержат в домах» [21. С. 91]. По материалам А.В. Бауло, в пос. Ханты-Мужи одна из деревянных фигур имела лицо, закрытое жестяной пластиной с выступающими вперёд линиями лба и носа. Деревянные фигуры духов с лицами, закрытыми железными масками, хранятся в пос. Зелёный Яр. Одна из них, с плоской головой, овальной формы, спереди охвачена железной «маской» [21. С. 93]. Эти описания по иконографии близки личинам с Бедеревского Бора II.

Обычай изготовления кукол простых людей, шаманов и духов существовал и у васюганских хантов. Их хранили в амбарчиках, держали в коробках. Изображения домашних духов делали из дерева, металла, иногда ими могли быть камни. Деревянные изображения вытёсывали как остроголовыми, так и круглоголовыми [22. С. 132-133. Рис. 31]. У нарымских селькупов тоже существовали подобные представления. Каждая селькупская семья имела домашних или семейных

А.И. Боброва, Н.В. Торощина

духов/лозов - куклу («кулага»). Жизнь селькупа была тесно связана с его двойником-куклой -деревянной антропоморфной фигурой высотой от 5 до 30 см. Её кормили, одевали, меняли ей одежду. Изображения «кулага» хранили вместе со всеми домашними куклами в специальных туесках. Куклу возили с собой во время сезонных перекочёвок. Девушка, выходя замуж, забирала её с собой. Мужчина, уезжая надолго из дома, также забирал свою куклу. После смерти хозяина куклы её уничтожали. Одни полагали, что в старину такие фигурки сжигали, другие - что их бросали в воду. Кукол, оставшихся без хозяина-хранителя, которыми никто не занимался, уносили в лес или сжигали без соблюдения обрядов [17; 23. С. 5770]. В числе разновидностей селькупских домашних духов были и «кава лозы». В селькупском словаре есть несколько значений этого понятия: «кава лоз» - чёрт; идол из дерева; дух моего духа, «душа человека». Среди них

различают «кава лозы» простых людей и шаманов. Обычный «кава-лоз» - это изображение

покойника, сделанное после смерти человека. Из числа домашних духов они исключались. В священные амбары их не приносили. Скорее всего, кава лозы простых людей уничтожались [23. С. 60]. Возможно, у селькупов, как и у обских угров, по истечении срока траура изображения сжигали, бросали в могилу или хранили на чердаке дома [16. Т. 27. С. 231; 20. С. 142].

Изображения, вместилища душ старейших и уважаемых мужчин у селькупов р. Тым, становились предками-покровителями, их хранили в переднем углу дома. По данным Р.А. Ураева, духи особо почитаемых предков («кова лос») имели человеческий облик. Местом их обитания были родовые и семейные культовые амбарчики, которые имела каждая семья. Отцовских лоз, по утверждениям многих селькупов, держать было нельзя, потому что они приносили не пользу, а вред, поэтому их надо было бросать в лесу, в укромном месте или у могилы покойника [24. С. 77-79; 25. С. 143-147]. С учётом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обычай изготовления антропоморфных изображений и личин имеет в Приобье глубокие корни и возник ещё в эпоху раннего железного века. Истоки такого особого отношения к предметам, связанным с телом покойного и его душой, возможно, следует искать в культурах Южной Сибири. Так, изготовление куклы как вместилища души умершего проявилось в погребальной практике носителей таштыкской культуры. В 1-1У вв. они, наряду с кремацией отдельных лиц, широко

практиковали изготовление погребальных кукол, которые являлись заменителем тела покойного и, вполне вероятно, конкретным вместилищем его души [26. С. 21-31]. Разнообразие антропоморфных изображений, позволяющее по-разному их интерпретировать (изображения умерших, живых людей, духов и божков), и существующая разветвлённая, иерархическая система многочисленных духов не способствуют однозначному определению места металлических личин из могильника Бедеревский Бор II. Однако сам факт наличия их в некрополе свидетельствует об отношении к этим личинам как к изображениям умерших обычного человека и, возможно, духа-предка или шаманского духа. Так, кукла из могилы 43, по аналогиям с этнографическими материалами, скорее всего, представляла собой вместилище души умершего человека - иттерма и была похоронена вместе с покойным. Личины из могилы 19 могли относиться к категории шаманских духов-покровителей или же принадлежать «кава лозам» - помощникам шамана, захороненным после его смерти на родовом кладбище. Эту версию подтверждает наличие на этом некрополе шаманского погребения [27. Т. 1. С. 106-139].

Различия в иконографии личин, сделанных из жести, могли быть связаны с изображениями легендарных богатырей-предков, по преданию отличавшихся остроголовостью. В то же время круглоголовые фигуры рассматриваются специалистами как изображения духов-помощников главного божества культового места. Лица «помощников» часто покрывали металлом, своего рода маской. Разное оформление головы в иконографии личин с могилы 19 может объясняться и их гендерными различиями. В связи с распространённым явлением травестизма в сибирском шаманстве при жизни шаман обладал способностью принимать женский облик. Это свойство после его смерти мог сохранять его дух. Личинам из жести с Бедеревского Бора II по иконографии близки антропоморфные деревянные и металлические фигуры семейных и родовых духов тымских селькупов из Лымбельского и Ыйского культовых амбарчиков [28. С. 97-109]. Захоронения с антропоморфными личинами из Бедеревского Бора почти не различаются по обряду погребения, но есть различия в местонахождении находок - над погребением и внутри могилы вместе с покойным. Включение личин в предметный комплекс могло быть продиктовано личностными особенностями, профессиональными качествами покойных, иным

их социальным статусом, обстоятельствами или характером смерти. Этнографии известны случаи особого отношения к умершим шаманам, старейшим мужчинам или уважаемым старикам. Их иттерма причислялась к рангу семейных или родовых духов-покровителей. Хранитель духов-помощников оставлял их под деревом на святилище. Кукол, оставшихся без хранителя, уносили в лес. Не исключено, что личины из жести оказались на могиле 19 в результате потери своего хозяина-хранителя.

Таким образом, материалы из могильника Бедеревский Бор II свидетельствуют о том, что в погребальной практике предков тымских селькупов в XVII-XVIII вв. нашли отражение представления о душе умершего и духах-помощниках, наиболее близкие обско-угорскому миру. Наличие изображений человеческих личин у нарымских селькупов свидетельствует о существовании на протяжении длительного времени и сохранении вплоть до этнографической современности общего мировоззренческого пласта в культуре таёжных жителей Приобья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва А.И. Отчёт о полевых исследованиях Среднеобского отряда АЭ ТГУ на р. Тым в Каргасокском районе Томской области в 1989 г. // Архив Музея археол. и этногр. Сибири Том. гос. ун-та. Д. № 1057. 48 л. 121 рис.

2. Боброва А.И. Отчёт о стационарных работах Тымской экспедиции ТГУ в 1990 г. в Каргасокском районе Томской области // Архив МАЭС ТГУ. Д. № 1162. 42 л. 94 рис.

3. Павлинская Л.Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и духовная культуры народов Сибири: сб. МАЭ. Т. 47. Л., 1988. С. 71-85.

4. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьёв А.И. Легенды и были таёжного края. Новосибирск: Наука, 1989. 176 с.

5. Мурашко О.А., Кренке Н.А. Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке. М.: Наука, 2001. 155 с.

6. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос. Новосибирск: Наука, 1990. 232 с.

7. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. 254 с.

8. Плетнёва Л.М. Томское Приобье в конце VIII - III в. до н.э. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 108 с.

9. Яковлев Я.А. Иллюстрации к ненаписанным книгам: Са-ровское культовое место. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 274 с.

10. Чиндина Л.А. Могильник Релка на Средней Оби. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 193 с.

11. Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. 184 с.

12. Черкасова Н.В. Средневековые тонгхи Западной Сибири // Духовная культура Урала: тез. докл. науч. конф. Свердловск, 1987. С. 22-25.

13. Карачаров К.Г. Антропоморфные куклы с личинами УШ-1Х вв. из окрестностей Сургута // Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 26-52.

14. Боброва А.И. Берестяные свертки с куклами из Тис-кинского могильника // Пространство культуры в археологоэтнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории: матер. XII Зап.-Сиб. арх.-этнограф. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 9-10.

15. Чернецов В.Н. Представления о душе у обских угров // Труды Ин-та этнографии АН СССР. Нов. сер. М.: Наука, 1959. Т. 51. С. 114-156.

16. Соколова З.П. Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири XIX - начале XX века: сб. МАЭ. Т. 27. Л.: Наука, 1971. С. 239-247.

17. Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972. 424 с.

18. Хомич Л.В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // Религиозные представления и обряды народов Сибири XIX - начале XX века: сб. МАЭ. Т. 27. Л.: Наука, 1971. С. 239-247.

19. Алексеенко Е.А. Домашние покровители у кетов // Религиозные представления и обряды народов Сибири XIX -начале XX века: сб. МАЭ. Т. 27. Л.: Наука, 1971. С. 263-274.

20. Соколова З.П. Иттерма. Мифология манси. (Энциклопедия уральских мифологий. Т. 2). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2001. С. 59-60.

21. Бауло А.В. Домашние (семейные) святилища северных

хантов // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии

СО РАН, 2004. № 1 (17). С. 89-101.

22. Кулемзин В.М., Лукина Н.М. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX - начале XX в.: этнографические очерки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 226 с.

23. Пелих Г.И. Материалы по селькупскому шаманству // Этнография Северной Азии. Новосибирск, 1980. С. 5-70.

24. Ураев Р.А. Материалы к шаманизму тымских селькупов (по данным экспедиции 1956 года) // Памятники истории, археологии и архитектуры Сибири: сб. науч. трудов. Новосибирск: Наука, 1988. Сер. истории, археологии и архитектуры Сибири. Новосибирск: Наука, 1988. С. 73-85.

25. Ким А.А. Духи и души тымских селькупов (по заметкам этнографа Р.А. Ураева) // Земля каргасокская: сб. науч.-поп. очерков. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. С. 140-147.

26. Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1999. 440 с.

27. Боброва А.И, Максимова И.Е., Торощина Н.В. Погребение с шаманским комплексом вещей на р. Тым // Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринско-го Томского государственного университета. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. Т. 1. С. 106-139.

28. Селькупская этнографическая коллекция Колпашев-ского краеведческого музея: Каталог / авт.-сост. А.А. Пихнов-ская. Томск: Ветер, 2007. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.