Научная статья на тему 'АНТРОПОМОРФНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ СЮЖЕТЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КЕРАМИКЕ ШИРВАНА'

АНТРОПОМОРФНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ СЮЖЕТЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КЕРАМИКЕ ШИРВАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ШИРВАН / СРЕДНИЕ ВЕКА / КЕРАМИКА / АНТРОПОМОРФНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ СЮЖЕТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джафарова Э.Б.

В статье представлены антропоморфные и зооморфные изображения на средневековой керамике Ширван. Образцы керамики с антропоморфной и зооморфной символикой обнаружены при археологических раскопках в средневековых памятниках Шамахинского, Габалинского, Шабранского, Бакинского, Дербентского, Хачмазского районов. Антропоморфные сюжеты представлены в едином образе или профиле, а иногда выражают характерное движение. Зооморфные сюжеты с изображением рыб, птиц и животных более распространены в орнаментах средневековой керамики Ширвана. Зооморфные сюжетные композиции отличаются особенностями образов, с двойными, одиночными, подвижными сюжетами, а также с растительным орнаментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOMORPHIC AND ZOOMORPHIC PLOTS ON MEDIEVAL CERAMICS OF SHIRVAN

The article presents anthropomorphic and zoomorphic images on medieval ceramics of Shirvan. Symbolism with anthropomorphic and zoomorphic plots on ceramics was discovered during archaeological excavations at medieval monuments in Shamakhy, Gabala, Shabran, Baku, Derbent and Khachmaz. Anthropomorphic plots are represented by single images in full face or profile; sometimes they convey a characteristic movement. Zoomorphic plots depicting birds, animals and fish are more common in the ornamentation of medieval ceramics of Shirvan. The composition of zoomorphic plots by the nature of the images is divided into paired, single, transmitting movement, as well as made in combination with floral ornaments.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОМОРФНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ СЮЖЕТЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КЕРАМИКЕ ШИРВАНА»

HISTORICAL SCIENCES

АНТРОПОМОРФНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ СЮЖЕТЫ НА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КЕРАМИКЕ

ШИРВАНА

Джафарова Э.Б.

доктор философии по истории, доцент Национальная Академия Наук Азербайджана Институт

Археологии, Этнографии и Антропологии г. Баку, Азербайджан

ANTHROPOMORPHIC AND ZOOMORPHIC PLOTS ON MEDIEVAL CERAMICS OF SHIRVAN

Jafarova E.

PhD in History, Associate Professor Institute Archaeology, Ethnography and Anthropology National Academy of Sciences of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

АННОТАЦИЯ

В статье представлены антропоморфные и зооморфные изображения на средневековой керамике Ширван.

Образцы керамики с антропоморфной и зооморфной символикой обнаружены при археологических раскопках в средневековых памятниках Шамахинского, Габалинского, Шабранского, Бакинского, Дербентского, Хачмазского районов.

Антропоморфные сюжеты представлены в едином образе или профиле, а иногда выражают характерное движение.

Зооморфные сюжеты с изображением рыб, птиц и животных более распространены в орнаментах средневековой керамики Ширвана. Зооморфные сюжетные композиции отличаются особенностями образов, с двойными, одиночными, подвижными сюжетами, а также с растительным орнаментом.

ABSTRACT

The article presents anthropomorphic and zoomorphic images on medieval ceramics of Shirvan.

Symbolism with anthropomorphic and zoomorphic plots on ceramics was discovered during archaeological excavations at medieval monuments in Shamakhy, Gabala, Shabran, Baku, Derbent and Khachmaz.

Anthropomorphic plots are represented by single images in full face or profile; sometimes they convey a characteristic movement.

Zoomorphic plots depicting birds, animals and fish are more common in the ornamentation of medieval ceramics of Shirvan. The composition of zoomorphic plots by the nature of the images is divided into paired, single, transmitting movement, as well as made in combination with floral ornaments.

Ключевые слова: Ширван, средние века, керамика, антропоморфные и зооморфные сюжеты.

Keywords: Shirvan, medieval ages, ceramic, anthropomorphic and zoomorphic plots.

Символика изображений на керамике из археологических памятников, несомненно, является носителем определенной информации. Богатый комплекс средневековой керамики с геометрическим и природным орнаментом был получен в ходе проведенных систематических археологических раскопок, также в период исследований отдельных средневековых памятников Шамахи, Габалы, Шабрана, Баку, Дербента, Хачмаза, Бяндована [1, с.108-109; 2, с.127-128; 9, с.46].

Среди множества сюжетов природного орнамента на средневековой керамике, встречаются антропоморфные и зооморфные изображения. Зооморфный сюжет в декоре средневековой керамики занимает больше места, в сравнении с редкими антропоморфными изображениями.

Изображения человека на средневековой керамике Ширвана характеризуются собственной художественной манерой передачи сюжета и значительно отличаются от раннесредневековых изображений, в основе которых лежал миниатюрный

стиль. Антропоморфные изображения на образцах керамики, в основном передают движение, некоторые представлены в анфас или профиль. Композиционный сюжет люстровой кясы из Баку содержит изображение человека, одетого в пышный халат, украшенный пятнышками (Таблица I, рис.10) [21, с.27].

Антропоморфный сюжет, передающий движение человека известен также из раскопок средневекового Баку [12, с.9; 22, с.17-108]. Сохранившаяся часть фрагмента содержит изображение человека, вероятно, танцующего, где правая нога, уперлась в пол, а левая была приподнята на уровень пояса и согнута в колене (Таблица II, рис.10). Вокруг изображения человека были сделаны коричневые побеги [12, с.9].

Антропоморфные изображения в профиль и анфас были обнаружены в средневековой Габале. На одном фрагменте керамики с изображением головы человека, лицо показано в овале, обрамлен-

ном зеленой каймой. Глаза, зрачки, брови и нос отмечены очень выразительно коричневым цветом на белом фоне, выполнены выемчатой техникой, в некоторых местах наблюдалось отсутствие гравировки. Головной убор украшал растительный орнамент, выполненный зеленой глазурью. Размеры фрагмента 4,5х9 см [16, с.103]. Похожие изображения известны из раскопок средневекового Бейла-

гана (Таблица I, рис.4). Антропоморфные изображения в анфас известны из археологических памятников Шамахи [13, с.90]. На одном фрагменте сосуда темно-коричневой поливой на белой глазури было изображено лицо девочки в анфас. Глаза были миндалевидные, брови дугообразные, кудрявые волосы были разделены по сторонам от середины лба (Таблица I, рис.5-6) [13, с.90].

11 ik^-* 12

Таблица I Антропоморфные и зооморфные изображения

Фрагмент из средневековой Габалы с изображением лица женщины составляет общность с сюжетами из Шамахи [7, с.152]. Изображение лица девочки на другом фрагменте керамики из Шамахи было выполнено горельефно, в анфас и покрыто поливой. Брови, глаза и волосы отмечены черной краской, выделены скулы, лоб и нос [13, с.90].

Некоторые образцы керамики средневекового Ширвана полностью представлены в антропоморфном типе. К таким изделиям относится сосуд из Краеведческого Музея Шамахи красноватого цвета обжига. Поверхность изделия была покрыта ангобом под сероватой поливой, имеет каблучковый

поддон, конусообразный корпус и узкое цилиндрическое горло [5, с.4]). Место перехода корпуса в шейку отмечено круглыми выступами (Таблица III, рис.11). Плечико сосуда, основание горла и место соединения круглого поддона с корпусом, опоясаны вдавленными полосками. Сосуд с длинной дугообразной ручкой из трех глиняных жгутов, скрученных в виде шнура (Таблица III, рис.11). На корпусе изделия горельефно в анфас изображены лица мужчины и женщины [5, с.48; 13, с.96]. Исследователи предполагают, что подобные образцы керамики связаны с распространением идей учения

хуруфизма в XIV-XV вв., что оказывало определенное влияние на процесс художественного восприятия и способствовало появлению антропоморфных сюжетов на памятниках и образцах материальной культуры Азербайджана данного периода.

Единичные сюжеты на средневековой керамике отражали трансформацию изображений, как например, на фрагменте полихромного красногли-няного сосуда с мифическим изображением «птицы-девы» (сирены) из Шамахи (Таблица I, рис.3) (IX-XII вв.) [14, с.458]. Рисунок был нанесен коричневой, черной, зеленой и белой красками, покрытыми прозрачной свинцовой глазурью желтоватого оттенка. Птица была изображена в профиль, направлена вправо, голова дана в анфас. Фрагмент с изображением «птицы-девы» из Шамахи лицом, трактовкой волос и украшений, особенно, формой нимба отличается от изображений, найденных на других территориях. Некоторые образцы сочетали в себе антропоморфные и астральные сюжеты. Фрагмент днища фаянсовой чаши, найденный при исследовании поселения Салманбулагы в Хачмазе содержал изображение «девочки - солнца» и датирован XV в. (Таблица I, рис. 1) [6, с.238.].

Творчество средневековых мастеров создало новую трактовку анималистического орнамента, обогащенную характерным сюжетом и колоритом. Красочность, динамичность узоров зооморфных композиций характерна для художественной керамики Азербайджана. Зооморфный орнамент с определенными новшествами в линиях сюжета продолжил существование. В сравнении с ранним периодом, когда изображения животных не сливались с растительными и геометрическими формами в одно целое, в эпоху средневековья, некоторые фигуры животных в дополнение к ранним видам орнамен-

тации соединялись в единой композиции с формами листьев, ветвей, бутонов, геометрических линий и фигур, представляя единую линию сюжета [4, с.72]. В орнаментации средневековой керамики Азербайджана известны зооморфные сюжеты с изображением птиц, животных и рыбы (Таблица I, рис.8, Таблица II, рис.1-11, Таблица III, рис.1-10). Зооморфные сюжеты по характеру изображений можно разделить на парные, единичные, передающие движение - шествующие, бегущие, летающие, некоторые из них дополнены растительными мотивами. Для большинства изображений характерно наличие повторяющихся композиционных сюжетов, но есть и единичные экземпляры. Во многих орнитоморфных образцах четко определяется порода птиц, среди которых чаще всего встречается изображение голубя и павлина (Шабран, Баку, Бян-дован, Шамаха). Керамика с изображением птиц и животных встречается в культурных слоях XII-XIII веков средневековых городов Баку, Шамахи, Шабрана, Габалы, Дербента, Бяндована [1,с. 108; 9,с.46; 11,с.95; 12,с.59]. Среди подобных сюжетов можно отметить фрагмент из раскопок Баку, на котором гравировка изображения птицы представлена буро-фиолетовым, оранжевым и зелеными глазурями и датирован XII в. (AMEA Milli Tarix Muzeyinin Arxeologiya fondunun sahra qeydi kitabi, №12). Силуэтное изображение летящей птицы, нанесенное несколькими выразительными мазками кисти известно из образцов керамики Бяндована (Таблица III, рис.3) [18, с.57-59; 19, с.53]. Яркими изобразительными мотивами отличаются небольшие фрагменты глазурованной керамики из раскопок Баку, Шабрана и Бяндована с сохранившимся изображением головы птицы, четко выделяются линия глаз, клюв (Таблица II, рис.2,5-6, Таблица III рис.7,10) [17, с.175].

Таблица II. Зооморфные изображения

Композиции с зооморфными сюжетами в основном отличаются характерными деталями. Например, в ранний период птиц изображали со спокойно приподнятой головкой, обычной постановкой конечностей и раскрытым клювом, позже появились изображения хищных (Таблица II, рис.1,8) [12, с.59]. Образцом подобного типа является изображение птицы на части днища из раскопок средневекового Баку, которое имело розоватый черепок и под прозрачной глазурью белый ангоб [12,с.59]. Гравировка изделия сложная в виде перьев птицы, расцвеченной зеленой и оранжевой глазурями. Аналогичные изображения известны из археологических раскопок средневековой крепости Гюлистан (Шамаха), Габалы и Шабрана, Бяндована [4, с.72; 9, с.46; 1, с108; 16, с.101; AMEA Milli Tarix Muzeyinin Arxeologiya fondunun inventar kitabi № 20]. На днище глазурованной чаши из Габалы сохранилось изображение птицы, занимающее центральное место. Сюжет композиции дополняли элементы растительного орнамента (Таблица II,I рис.9). Изображение хищной птицы (предположительно сокола) на керамике, зафиксировано из раскопок средневекового Шабрана [15, с.202]. Композиция сюжета передает изображение хищной

птицы, в боевой позе, нанесенное тонкой врезной линией, грудь птицы выступает вперед, голова повернута назад, глаза широко раскрыты, выделяется длинный клюв и ноги. Расцветка птицы выполнена красками светло-коричневого и изумрудного цвета, весь фон был заполнен цветными кружочками [15, с.202]. На другом фрагменте чаши из Шабрана изображение птицы дано в профиль (Таблица II, рис.4). Композиция сюжета выполнена тонкой врезной линией, грудь выступает вперед, голова была приподнята, широко раскрытые круглые белые глаза с темными зрачками [15, с.203]. Птица раскрашена красками желтого и изумрудного цвета, а фон украшали элементы растительного орнамента «ислими». Все свободное поле чаши заполняли точки, сгруппированные по три-четыре. Изображения с похожей сюжетной композицией относят к XI - началу XIII вв. [1, с. 109; 15, с. 203].

Декор чаш с изображением хищной птицы из раскопок Баку датируется началом XIII века. Композиция сюжета также отражает широко раскрытые, почти круглые белые глаза птицы с коричневым зрачком. Головка птицы с полукруглым клювом устремлена вперед (перед броском). Полусогнутые мощные когти, вероятно, были

направлены на жертву (Таблица III, рис.11) [12, с.64].

Некоторые орнитоморфные сюжеты представлены яркими, красочными композициями с элементами растительного орнамента. Как например фрагмент чаши с изображением павлина из средневекового Шабрана и красочная композиция сидящей птицы из Баку. Изображение павлина было нанесено тонкой врезной линией, раскрашенной красками зеленого и охряно-золотистого цвета, на фоне гравированы распускающиеся бутоны, раскрашенные зеленым цветом (Таблица II, рис.3). Свободное поле заполнено точками, сгруппированными по три [15, с.201].

Следует отметить, что изображение птицы характерно не только для средневековой керамики Азербайджана, а также известно и в Средней Азии [23, с.37-40].

Среди зооморфных сюжетов можно выделить фрагменты чаш с изображением птицы из раскопок Бяндована. На одном фрагменте птица изображена в полный рост, четко выделялись очертание клюва, бровей и глазниц со зрачками, а также шейная часть и два опущенных крыла и ноги [9, с.46]. Сюжет композиции дополняли растительные узоры (Таблица III, рис.5). Второй фрагмент представляет фрагментарное изображение птицы, но по сюжету и расцветке составляет общность с первым изображением. Похожее изображение птицы известно из раскопок Баку [12, с.59].

На внутренней поверхности одной чаши из раскопок Баку зафиксирован фрагмент боковой стенки глазурованной чаши с графическим изображением петуха с полихромной расцветкой (Таблица I рис.9). Голова, шея, хохолок, клюв и часть перьев хвоста были выполнены подглазурной росписью марганцем на белом фоне [17, с.175].

Композиционный сюжет с парным изображением птиц представлен различными вариациями, где они следуют друг за другом, расположены друг напротив друга, некоторые были дополнены элементами растительного орнамента. На фрагменте чаши из Дербента тонкой гравировкой было нанесено изображение двух птиц, расположенных друг против друга. Наряду с графическим рисунком чаша украшена также зеленой растекающейся росписью, в основном не совпадающей с рисунком [20, с.79-81]. Исследователи определяют общность изображений с византийскими и среднеазиатскими мотивами. На поливной чаше из средневекового

Баку рисунки голубей, выполнены росписью цветным ангобом и гравировкой (Таблица I, рис.12). Движение голубей было представлено в направлении против часовой стрелки [10, с.18]. Образ голубя широко распространенный мотив в искусстве средних веков. Несмотря на различное символическое значение, изображение голубя в средневековом искусстве многих народов объясняется тем, что с глубокой древности эта птица считалась священной, символизирующей мир и благополучие.

На днище чаши из раскопок Шабрана, датируемой XI веком ангобом были нанесены изображения водоплавающих птиц (уток). Всю поверхность изделия покрывала зеленая полива, в центре фрагмента изображение утки, а вокруг нее на симметричном расстоянии восемь уток, образующих круг движущихся вокруг центральной фигуры [15, с.196]. Фрагмент керамики с единичным изображением утки в профиль известен из раскопок Бяндо-вана. Следует подчеркнуть, что в тюркском искусстве изображение водоплавающих птиц, является распространенным мотивом. В устном фольклоре утка образно олицетворяет сразу три стихии: воду, воздух и небо.

Сюжетные композиции с изображением рыбы известны из раскопок Баку, Шабрана, Дербента и средневековой крепости Гюлистан (Шамаха) (Таблица I, рис.8) [1, с.109; 4, с.72; §атах1 агхео^ ekspedisiyasmln materiaПarI 1958-1960, к11аЬ № 26]. Образцы керамики с изображением рыб в основном представлены в парной и единичной композициях в сочетании с элементами растительного и геометрического орнамента [10, с.18]. Изображение рыбы на керамике в Дербенте отмечено несколькими штрихами, передающими ее очертание, плавники и чешую с зеленой поливой внутри [20, с.107]. Изображение рыбы встречается и на образцах средневековой художественной керамики Средней Азии [24, с.51-53].

Необходимо отметить, что фрагменты изделий с изображением птиц и рыб характеризуются основным направлением сюжета композиции, среди которых выделяются фигуры, нанесенные не полностью, передают отдельные детали и относятся к К-Х векам, а также фрагменты сосудов с полным изображением фигур птиц и рыб, относящихся к XI-XШ векам. В сравнении с ранними периодами поливная керамика XIV-XV веков характерна единичными стилизованными изображениями животных и птиц (Таблица II, рис.1-2) [3, с.102].

Таблица III. Зооморфные и антропоморфные изображения

Зооморфные сюжеты, связанные с изображением животных в основном, передают движение или представлены в профиль. Хищные животные изображены чаще всего в геральдической позе, а не заняты каким-то определенным действием. Характерной особенностью зооморфных изображений является расположение сюжетов среди растительных мотивов. Больше всего встречается, композиция с контуром животного в сочетании с растительным орнаментом на фоне зеленых лент с нераскрывшимся бутоном цветка на конце. Подобное завершение побегов характерно для росписи изделий средневекового периода. Туловище животного раскрашивалось окисью железа, а горизонтально

отогнутые бортики чаш украшались врезными фестонами или традиционными треугольниками с марганцевыми точками между ними. Керамика Бяндована с изображением животных имеет аналогии с изделиями из средневековых городов Баку, Шамахи, Габалы, но отличается своеобразным изобразительным сюжетом [19, с.53]. На керамике из Бяндована I встречаются изображения гепардов, с загнутыми кверху хвостами, стилизованных под элемент орнамента буты (Таблица III, рис.2,4) [8, с.18; 18, с.58].

Среди сюжетной керамики с передающих движение животных можно выделить ангобированную полихромную чашу из средневекового Баку, с гравированным изображением бегущего зебу на белом

фоне растительных узоров, датируется XII - началом XIII вв. (Таблица I, рис.11) [21, с.27; 22, с.116]. Сюжетная композиция с профильным изображением головы лошади найдена при раскопках в Баку. Изображение прыжка скачущей лошади отмечено на фрагменте небольшой чаши, найденной во дворце Ширваншахов в Баку. Сюжетная композиция, определяет профильное изображение, крупные большие глаза с фиолетовыми зрачками заштрихованы и покрыты фиолетовой поливой [22, с.115-117]. К подобному типу относится и фрагмент керамики из Бяндована I, где запечатлено изображение лани в прыжке [8, с. 18]. В Ичери Ше-хер был обнаружен фрагмент донной части поливной чаши предположительно с изображением головы осла в профиль с глазом и ушами (Таблица II рис.7) [17, с.175]. Исследователи подчеркивают, что фрагмент с подобным изображением на керамике является единичным на территории Азербайджана. На одном фрагменте днища фаянсовой посуды изображен олень с разветвленными, наподобие ветки дерева, рогами [16, с.104]. Растительные мотивы изгибаются и извиваются в соответствии с движением животного, что создает единство сложной ритмической структуры орнамента.

На керамике средневековой Габалы встречаются элементы растительного орнамента в сочетании с изображением мифического существа - грифона (Таблица III, рис.8) [11, с.95; 16, с.104].

Необходимо отметить, что вариации антропоморфных и зооморфных сюжетов встречаются в декоре архитектурных сооружений Ширван-апше-ронской школы зодчества и в отдельных образцах материальной культуры.

На протяжении веков историческая область Ширван была центром различных этно-культурных контактов, которые нашли отражение в символике средневековой керамики Азербайджана. Орнаменты нередко переплетались с религиозными культами, семантика которых сохранялась в период монотеистических религий. Несмотря на общность сюжетов, каждое изображение имеет локальные особенности.

Литература

1. Abbasova F. §abran. Baki:"Elm", 2002.

2. Azarbaycan arxeologiyasi (orta asrlar) alti cildda. VI cild, Baki:§arq-Qarb, 2008.

3. Cabiyev Q. Azarbaycan keramikasi. Baki:Elm, 2003.

4. Ciddi Н.Э. Gülüstan qalasi. Baki:Azarbaycan SSR Elmlar Akademiyasi Na§riyyati, 1967.

5. Ciddi H., Эliyev V. Nadir antropomorf ¡jirli gil qablar // Azarbaycan SSR Elmlar Akademiyasinin Maruzalari, XXXI cild, №11, 1975, s.46-50.

6. Dostiyev T. §imal-§argi Azarbaycan IX -XV asrlarda. Baki:Baki Universitetinin Na§riyyati, 2001.

7. Qaziyev S. Qabalada apanlmi§ arxeoloji kafyatlarin va qazintilarin ilk yekunkari // Azarbaycanin Maddi Madaniyyati, VI cild, Baki,1965, s.145-158.

8. Kvagidze V. Azarbaycanda sualti arxeoloji tadqiqatlar // Azarbaycan arxeologiyasi, №1-2,1999, s.17-19.

9. Квачидзе В. Каспийская атлантида (по материалам археологического фонда). Баку, 2009.

10. Farhad ibrahimov, Kamil Farhadoglu. Baki igari §ahar. Baki, 2002.

11. Ахмедов Г.М. Гала - центральная и самая многослойная часть городища Кабала // Археология и Эьнография Азербайджана, №2, 2003, s.82-105.

12. Ахмедов Р.Дж. Керамика Баку IX-XVII вв. Баку: Элм, 1992.

13. Джидди Г.А. Средневековый город Шемаха (IX-XVII века). Баку:«Элм», 1981.

14. Джидди Г.А. Раскопки Шемахи // Археологические открытия 1986 года, Москва: Наука, 1988, с.458-459.

15. Достиев Т.М. Поливная керамика средневекового города Шабрана (XI-XIII вв.) // Советская Археология, № 3, 1989, с.193-206.

16. Исмизаде О.Ш. О раскопках в Кабале на территории южной части городища в 1960 г. // Материальная Культура Азербайджана, Том V, 1964, с.68- 130.

17. Исмизаде О.Ш. О результатах археологического исследования территории «Ичари Шахар» в 1966 г. // Материальная Культура Азербайджана, Том VIII, 1973, с. 161-182.

18. Квачидзе В.А. Гидроархеологические работы на городище Бяндован // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане (1974), 1975, с.57-59.

19. Квачидзе В. Подводные археологические исследования музея истории Азербайджана (к 30 летию начала работ) // Музей Истории Азербай-джана-80. Баку, 2001, с.50-57.

20. Керамика Древнего и средневекового Дагестана. Махачкала, 1981.

21. Левиатов В.Н. К истории дворца ширваншахов в Баку // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР, №5, 1940, с. 21-30.

22. Наджафова Н. Поливная художественная бытовая керамика Азербайджана XII - XIII вв. // Известия Академии Наук Азербайджанской ССР (серия общественных наук), №6, 1961, с.107-122.

23. Шишкина Г.В. Глазурованная керамика Согда (II половина VIII - начало XIII вв.). Ташкент, 1986.

24. Шишкина Г.В. Стекло. Керамика II половина VIII - начало XIII вв. Ташкент, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.