Научная статья на тему 'АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОСЛЕ ГОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ'

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОСЛЕ ГОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНАЯ ГИМНАСТИКА / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ГИМНАСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова М.О., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Доронцева К.А.

Целью настоящего исследования было изучение влияния специфических занятий аэробной гимнастикой в течение одного года на отдельные антропометрические и двигательные параметры девочек 6-11 лет. В исследовании приняли участие 23 девочки (средний возраст на начало исследования 8,04±1,22 года), представляющие 2 различных спортивных клуба аэробной гимнастики в городе Астрахани. Отобранная группа завершила свои регулярные тренировки и соревнования сроком на один год. Измерения проводились в январе 2021 и январе 2022 года, в середине подготовительного периода. Нормальность распределения признаков проверяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Данные анализировали с использованием критерия знакового ранга Уилкоксона. С учетом антропометрических показателей отмечены достоверные изменения (p<0,01) роста, массы тела и ИМТ. Учитывая параметры двигателя, средние значения теста на выносливость в удержании с упором врозь и разгибании спины достоверно увеличились до уровня p<0,05. Средние значения челночного бега 4х10 м, прыжка в длину с места, модифицированных отжиманий, приседаний за 60 с достоверно увеличились до уровня p<0,01. Никаких существенных изменений не наблюдалось в тесте на вис на согнутых руках или сгибании колена в висе. С другой стороны, показатели стойки на 1 ноге с закрытыми глазами и 2-минутного челночного бега на выносливость снизились незначительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова М.О., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Доронцева К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOMETRIC AND MOTOR CHANGES OF GIRLS AFTER A YEAR OF AEROBIC GYMNASTICS TRAINING

The purpose of this research was to study the effect of specific aerobic gymnastics classes for one year on individual anthropometric and motor parameters of girls aged 6-11 years. The study involved 23 girls (the average age at the beginning of the study was 8.04±1.22 years) representing 2 different aerobic gymnastics sports clubs in the city of Astrakhan. The selected group has completed its regular training and competitions for a period of one year. The measurements were carried out in January 2021 and January 2022, in the middle of the preparatory period. The normality of the distribution of features was checked using the Shapiro-Wilk criterion. The data were analyzed using the Wilcoxon sign rank criterion. Taking into account anthropometric indicators, significant changes (p<0.01) in height, body weight and BMI were noted. Taking into account the engine parameters, the average values of the endurance test in holding apart and extending the back significantly increased to the level of p<0.05. The average values of the 4x10 m shuttle run, the long jump from a standing position, modified push-ups, squats in 60 seconds significantly increased to the level p< 0.01. No significant changes were observed in the hanging test on bent arms or knee flexion in the hanging test. On the other hand, the indicators of a 1-leg stand with closed eyes and a 2-minute endurance shuttle run decreased slightly.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОСЛЕ ГОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ»

REFERENCES

1. Casado, A., Hanley, B., Jimenez-Reyesc, P., Renfreed, A. (2021), "Pacing profiles and tactical behaviors of elite runners", Journal of Sport and Health Science, V. 10 (5), pp. 537-549.

2. Filipas, L. La Torre, A., Hanley, B. (2021), "Pacing profiles of Olympic and IAAF World Championship long-distance runners", The Journal of Strength & Conditioning Research, V. 35, pp. 11341140.

3. Hanley, B., Bissas, A., Merlino, S. (2017), IAAF World Championships London 2017. Time analysis for the 5000 m women's, Leeds Beckett University, IAAF.

4. Hettinga, F.J., Edwards, A.M., Hanley, B. (2019), "The science behind competition and winning in athletics: Using world-level competition data to explore pacing and tactics", Frontiers in Sports and Active Living, V. 1, pp. 1-11.

5. Thiel, C., Foster, C., Banzer, W., De Koning, J. (2012), "Pacing in Olympic track races: Competitive tactics versus best performance strategy", Journal of Sports Sciences, V. 30, pp. 1107-1115.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.08.2022

УДК 796.011

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕВОЧЕК ПОСЛЕ ГОДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО АЭРОБНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Алевтина Павловна Ярошинская, доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева, Астрахань; Ксения Александровна Доронце-ва, студентка, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

Целью настоящего исследования было изучение влияния специфических занятий аэробной гимнастикой в течение одного года на отдельные антропометрические и двигательные параметры девочек 6-11 лет. В исследовании приняли участие 23 девочки (средний возраст на начало исследования 8,04±1,22 года), представляющие 2 различных спортивных клуба аэробной гимнастики в городе Астрахани. Отобранная группа завершила свои регулярные тренировки и соревнования сроком на один год. Измерения проводились в январе 2021 и январе 2022 года, в середине подготовительного периода. Нормальность распределения признаков проверяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Данные анализировали с использованием критерия знакового ранга Уилкоксона. С учетом антропометрических показателей отмечены достоверные изменения (p<0,01) роста, массы тела и ИМТ. Учитывая параметры двигателя, средние значения теста на выносливость в удержании с упором врозь и разгибании спины достоверно увеличились до уровня p<0,05. Средние значения челночного бега 4х10 м, прыжка в длину с места, модифицированных отжиманий, приседаний за 60 с достоверно увеличились до уровня p<0,01. Никаких существенных изменений не наблюдалось в тесте на вис на согнутых руках или сгибании колена в висе. С другой стороны, показатели стойки на 1 ноге с закрытыми глазами и 2-минутного челночного бега на выносливость снизились незначительно.

Ключевые слова: аэробная гимнастика, антропометрические изменения, двигательные изменения, двигательные способности, спортивная подготовка, юные гимнастки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p251-256

ANTHROPOMETRIC AND MOTOR CHANGES OF GIRLS AFTER A YEAR OF AEROBIC GYMNASTICS TRAINING

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University; Irina Evge-nievna Yankevich, the docent, Alevtina Pavlovna Yaroshinskaya, the doctor of biological sciences, professor, Astrakhan State University. V.N. Tatishchev; Ksenia Aleksandrovna Dorontse-va, the student, Astrakhan State Medical University

Abstract

The purpose of this research was to study the effect of specific aerobic gymnastics classes for one year on individual anthropometric and motor parameters of girls aged 6-11 years. The study involved 23 girls (the average age at the beginning of the study was 8.04±1.22 years) representing 2 different aerobic gymnastics sports clubs in the city of Astrakhan. The selected group has completed its regular training and competitions for a period of one year. The measurements were carried out in January 2021 and January 2022, in the middle of the preparatory period. The normality of the distribution of features was checked using the Shapiro-Wilk criterion. The data were analyzed using the Wilcoxon sign rank criterion. Taking into account anthropometric indicators, significant changes (p<0.01) in height, body weight and BMI were noted. Taking into account the engine parameters, the average values of the endurance test in holding apart and extending the back significantly increased to the level of p<0.05. The average values of the 4x10 m shuttle run, the long jump from a standing position, modified push-ups, squats in 60 seconds significantly increased to the level p< 0.01. No significant changes were observed in the hanging test on bent arms or knee flexion in the hanging test. On the other hand, the indicators of a 1-leg stand with closed eyes and a 2-minute endurance shuttle run decreased slightly.

Keywords: aerobic gymnastics, anthropometric changes, motor changes, motor abilities, sports training, young gymnasts.

ВВЕДЕНИЕ

Аэробная гимнастика - один из видов гимнастики, признанный Международной федерацией гимнастики (FIG). Многочисленные исследование аэробной гимнастики показало, что систематические тренировки существенно повышают резервный потенциал жизненно важных систем организма [11]. Структура тренировочных занятий аэробной гимнастики характеризуется содержанием сложных координационных элементов и акробатических движений [10]. Результативность учебно-тренировочного каждого гимнаста во многом зависит от уровня физической подготовленности, его двигательных способностей [8]. Оценка уровня двигательных навыков требует использования объективных, количественных и качественных критериев [1]. Существует множество методов измерения двигательных способностей и общего уровня двигательной подготовленности [2]. Они служат не только для оценки текущего уровня двигательных способностей, но и для контроля совершенствования в процессе обучения (двигательного развития) [7]. При этом необходимо постоянно контролировать динамику результатов каждого спортсмена, чтобы обеспечить индивидуализацию тренировочных нагрузок [6]. Многие авторы сходятся во мнении, что раннее детство считается идеальным возрастом для развития фундаментальных двигательных навыков, еспортивная подготовка в целом положительно влияет на здоровье детей в плане физической подготовленности [3, 4, 9]. Гимнастика является одним из ключевых видов спорта, играющих важную роль в развитии детей, поскольку она предлагает широкий спектр двигательных, устойчивых и сложных движений тела, таких как переходы от динамических элементов к статическим и частые смены тела. положение в пространстве [5, 6]. Исходя из актуальности проблемы индивидуального применения средств и методов аэробной гимнастики было проведено исследование динамики антропометрических и двигательных показатели после годичных занятий аэробной гимнастикой девочек 6-11 лет [9].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследованную выборку составили 23 девочки, занимающиеся аэробной гимнастикой. Их средний возраст на начало исследования составил 8,04±1,22 года, среднеспортивный возраст 3,07±1,35 года, рост 130,21±9,21 см, масса 26,88±6,10 кг. Девочки посещали занятия по аэробной гимнастике в двух разных спортивных секциях и проходили регулярные тренировки и соревнования в течение одного года. Они тренировались в среднем 5,02±0,68 часа в неделю (кроме летних и зимних каникул) и участвовали в среднем в 4,26±2,36 соревнованиях в городе Астрахани и городе Москве. В целом наша тренировочная программа включала в себя общую физическую подготовку,

разучивание и выполнение упражнений и сложных элементов, а также специальную гимнастическую подготовку. Каждая тренировка также включает в себя упражнения на разминку и заминку. Измерения проводились в январе 2021 г. и январе 2022 г. в середине подготовительного периода (продолжающегося с начала декабря по конец февраля). Они состояли из антропометрических тестов (рост, телосложение, масса тела, ИМТ) и 10 стандартных тестов, выбранных из набора тестов, используемых Российской федерацией гимнастики для отбора национальной сборной. Комплекс упражнений включал следующие тесты:

1. Стойка на одной ноге с закрытыми глазами.

2. Челночный бег 4x10 м.

3. Прыжок в длину с места.

4. Вис на согнутых руках.

5. Удержание упора врозь.

6. Тест на выносливость в разгибании спины.

7. Сгибание коленей в висе.

8. Модифицированные отжимания.

9. Приседания за 60 с.

10. 2-минутный челночный бег на выносливость (7 м).

Нормальность распределения признаков проверяли с помощью критерия Шапиро-Уилка. Результаты показали, что переменные не имеют нормального распределения, поэтому для всех переменных использовался критерий знакового ранга Уилкоксона. Уровни значимости для всех статистических анализов считались р<0,05 и р <0,01.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После годичных занятий аэробной гимнастикой отмечены значительные изменения отдельных антропометрических показателей. Среднее значение роста тела увеличилось на 4,3% (р<0,01), масса тела увеличилась на 12,7% (р<0,01) и ИМТ увеличился на 4,5% (р<0,01). Подробные данные всех антропометрических параметров представлены в таблица.

Таблица - Антропометрические и физические показатели подготовленности девочек 6-11 лет

Параметры Начало эксперимента Конец эксперимента

(П!=12) | (П2=11) (П!=12) | (П2=11)

Антропометрические параметры

Рост тела (см) 130.21 9.21 135.86** 9.41

Масса тела (кг) 26.88 6.10 30.30** 5.96

ИМТ 15,59 1,57 16,29** 1,51

Тестовые задания

Стойка на одной ноге с закрытыми глазами (с) 32,00 18,81 27,2 20,97

Челночный бег 4x10 м (с) 12,78 0,67 12,02** 0,77

Прыжок в длину с места (см) 142,78 16,38 153,96** 19,51

Вис на согнутых руках (с) 36,10 19,77 38,87 23,32

Удержание упора врозь (с) 13,58 8,81 19,54* 10,23

Тест на выносливость в разгибании спины (количество) 36,87 10,55 45,83* 25,58

Сгибание коленей в висе (количество) 14,22 5,70 15,48 7,43

Модифицированные отжимания (количество) 17,70 3,67 21,35** 4,50

Приседания за 60 с 39,43 4,94 43,87** 7,32

2-минутный челночный бег на выносливость 8,48 2,19 18,22 1,93

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01.

Средние значения следующих двигательных тестов значительно увеличились на уровне р<0,05: тест на выносливость с опорой врозь и разгибание спины. Следующие тесты значительно увеличились на уровне р<0,01: челночный бег 4x10 м, прыжок в длину с места, модифицированные отжимания и приседания за 60 с. Достоверных изменений не

наблюдалось в следующих тестах: в висе на согнутых руках и в сгибании коленей в висе. С другой стороны, значения 1 ноги стоят с закрытыми глазами 2-минутный челночный бег на выносливость снизился незначительно.

ОБСУЖДЕНИЕ

В результате исследования выявлено, что в исследуемой группе девушек значительно улучшились показатели по большинству изучаемых параметров, что позволяет сделать вывод о благотворном влиянии занятий аэробной гимнастикой на развитие двигательных способностей у детей 6-11 лет. Общеизвестно, что физическое и моторное развитие детей еще больше улучшается, когда они растут в благоприятной среде, которая предлагает множество подходящих для развития занятий. С другой стороны, положительные эффекты самих занятий гимнастикой несомненны и могут быть замечены во многих других результатах исследований. Аэробная гимнастика, как один из видов гимнастики, предлагающий широкий комплекс сложных движений, играет важную роль в развитии двигательных способностей. Аэробные гимнасты характеризуются невероятными нервно-мышечными связями и высоким уровнем силы, мощности, гибкости и мышечной выносливости, а также скорости и координации. Для выполнения аэробной гимнастики характерны частые смены положения тела в пространстве, переходы от статических элементов к динамическим и наоборот. Однако некоторые авторы заявляют, что невозможно установить влияние тренировок на результаты в гимнастике из-за таких факторов, как ограниченность имеющихся данных. Удивительно, но наше исследование показало, что показатели исследуемой группы в тесте на постуральную стабильность снизились, что противоречит выводам других исследователей. изучали динамические балансовые способности юных художественных гимнасток в течение 2-х лет. Они отметили, что их способность поддерживать динамическое равновесие увеличивалась по мере того, как они прогрессировали в своих тренировках. В исследовании достоверные изменения в тесте статического равновесия у девочек 7 лет после завершения 12-месячной специальной спортивной гимнастики. Проанализировали влияние 12-недельных занятий гимнастикой на детей дошкольного возраста и отметили также положительное влияние на развитие способностей равновесия. У нас нет объяснения снижению способностей к равновесию в нашей исследовательской группе; однако это могло быть результатом резких изменений в контроле осанки, которые могут произойти примерно на восьмом году жизни. Еще одно снижение производительности наблюдалось в 2-минутном челночном беге на выносливость. Этот конкретный тест используется для оценки уровня аэробной подготовленности; однако на оценку могут сильно влиять уровни практики и мотивации. По этой причине оценка может быть субъективной и не обязательно должна отражать снижение уровня успеваемости группы. Также произошли значительные изменения в антропометрических параметрах, таких как масса тела, рост и ИМТ. Эти результаты были ожидаемыми и могут быть связаны с процессом биологического созревания в течение одного года исследования. По данным, динамика роста детей школьного возраста (6-11 лет) характеризуется ежегодным приростом 5 см. Однако следует отметить, что увеличение массы тела может иметь негативное влияние на результаты в эстетических видах спорта, так как соотношение мощности и массы тела высокое.

ВЫВОД

Положительные эффекты годичных занятий аэробной гимнастикой в группе девочек 6-11 лет прослеживались по большинству исследованных показателей. С учетом антропометрических показателей средние значения роста, массы тела и ИМТ достоверно увеличились на уровне р<0,01. С учетом двигательных параметров существенные изменения на уровнер<0,05 наблюдались в следующих тестах: удержание с упором врозь и тест на выносливость при разгибании спины. Достоверные изменения на уровне

р<0,01наблюдались в следующих тестах: челночный бег 4х10 м, прыжок в длину с места, модифицированные отжимания, приседания за 60 с. Положительные, но незначительные изменения наблюдались в следующих тестах: в висе на согнутых руках и в висе на коленях. Показатели стойки на 1 ноге с закрытыми глазами и 2-минутного челночного бега на выносливость снизились незначительно. Важно отметить, что тренеры специально не обращали внимания на улучшение результатов в выбранных тестах в период годичного обучения. Гимнастки завершили регулярные тренировки и соревнования, включавшие общефизическую подготовку, выполнение упражнений и элементов сложности аэробной гимнастики.

1. Рост, масса тела и ИМТ исследуемой группы значительно увеличился.

2. Годовая аэробная гимнастика Тренировка оказала положительное влияние на развитие взрывной силы нижних конечностей, взрывной силы мышц спины, взрывной силы верхних конечностей, скорости и динамической и статической силы мышц живота.

3. Тренеры должны уделять больше внимания развитию статической силы верхних конечностей, балансовых способностей и аэробной подготовленности.

4. Дополнительные исследования, касающиеся влияние занятий аэробной гимнастикой на двигательные способности необходимо для расширения знаний в этой конкретной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзятуллова Г.Р. Совершенствование физико-технической подготовленности высококвалифицированных акробатов при обучении статодинамическим поддержкам / Г.Р. Айзятуллова, Т.К. Сахарнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VIII Всерос. научно-практической конф. с междунар. участием. - Нижневартовск, 2018. - С. 811.

2. Гаранин С.А. Особенности стран, развивающих дисциплину «Индивидуальные прыжки на батуте» / С.А. Гаранин, Ю.Ю. Кусков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2020. - № 3 (181). - С. 93-97.

3. Гаранин С.А. Прыжки на батуте: учебное пособие для студентов факультета физической культуры / С.А. Гаранин. - Уссурийск : [б. и.], 2007. - 272 с.

4. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста / А.В. Доронцев, А.А. Светличкина // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 135-141.

5. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза. / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

6. Strengthening the General Functional Capabilities of the Body in the Conditions of a Feasible Increase in Muscle Activity after Intervention on the Heart / S.Yu. Zavalishina, D.M. Pravdov, E.D. Bakulina, M.V. Eremin, O.G. Rysakova, A.V. Dorontsev // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2020. - No. 13(2). -P. 597-602.

7. Караваева И.В. Теория и практика системы подготовки спортсменов в прыжках на батуте / И.В. Караваева, А.Н. Москаленко, Н.Н Пилюк // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2008. - № 2. - С. 16-20.

8. Karpov V.Yu, Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball / V.Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V. Dorontsev // Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - Vol. 14 (1). - P. 99-103.

9. The physiological response of the body to low temperatures / V.Yu Karpov., S.Y Zavalishina, E.D. Bakulina, A.V. Dorontsev, A.V., Gusev, T.Y. Fedorova, V.A. Okolelova // J Biochem Technol, - 2021.-Vol. 12 (1). - P. 27-31.

10. Касаткина Н.А. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике / Н.А. Касаткина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2 (35). - С. 46-53.

11. Техническая подготовка спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивной акробатике / Н.Н. Пилюк, Л.В. Жигайлова, С.В. Шукшов, В.В. Тронев // Материалы научной и научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского гос. ун-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.