психики. Это значит, что первокурсники не умеют сосредотачиваться, переключаться и отвлекаться от тех или иных стимулов и раздражителей во время учебного процесса, следовательно, имеют сниженные адаптационные возможности. Изучение психофизиологических характеристик памяти и внимания выявило одну из причин плохой успеваемости студентов в процессе семестра в период адаптации их к обучению в вузе.
Список литературы / References
1. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн., 1996. Т. 17. № 4. С. 64-74.
2. Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации к обучению как критерий профессионального отбора. Матер. 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». Волгоград, 2010. С. 303-306.
3. Немов Р.С. Психофизиология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 1995. 496 с.
4. СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с. Ил.
5. Сальников В.А. Особенности межпризнаковых и межвозрастных связей показателей морфофункционального развития / В.А. Сальников // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: Сб. науч. труд. Омск: СибАДИ, 2010. 196 с.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ МАЛЬЧИКОВ-ПОДРОСТКОВ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Г. БИШКЕК Казакова Н.О.1, Ашымова Н.Ш.2 Email: Kazakova1789@scientifictext.ru
'Казакова Назгул Омурзаковна - магистр биологии;
2Ашымоова Нуриза Шаршенбековна — магистр биологии, кафедра общей биологии и технологии обучения, Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: подростковый возраст явялется одним из сложных этапов развития в жизни ребенка. Каждый возрастной период характеризуется количественно определенными морфологическими и физиологическими показателями. В настоящее время социально-экономические и экологические условия привели к снижению здоровья и физического развития детей. Антропометрические данные служат для показателей возрастных особенностей детей, чтобы рано их выявлять, фиксировать отклонения от нормы. Целью данной работы явилось изучение антропометрических показателей мальчиков-подростков средней общеобразовательной школы г. Бишкек. В данной работе использовали параметрический (сигмальный) метод оценки антропометрических данных. Ключевые слова: рост, масса тела, должная масса.
ANTHROPOMETRIC DATA MALCHIKOV-TEENAGE SECONDARY
SCHOOL BISHKEK Kazakova N.O.1, Ashymova N.Sh.2
'Kazakova Nazgul Omurzakovna - Master of Biology;
2Ashymova Nuriza Sharshenbekovna - Master of Biology, DEPARTMENT OF GENERAL BIOLOGY AND TECHNOLOGY OF ITS TRAINING KYRGYZ STATE UNIVERSITY I. ARABAEVA, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN
Abstract: adolescence is one of the most difficult stages of development in the child's life. Each age period is characterized by quantifiable morphological and physiological indicators. Currently, socioeconomic and environmental conditions have led to a decrease in health and physical development of children. Anthropometric data are indicators for age characteristics of children to early identify them, fix the deviation from the norm. The aim of this work was to study anthropometric indicators boys -
teenagers of secondary school in Bishkek. In this paper we used the parametric (sigmalnic) method of
anthropometric data evaluation.
Keywords: growth, body weight, needs weight.
УДК 57.2788
Важным является определение диагностических критериев изменения состояния организма под влиянием учебных нагрузок в разные периоды онтогенеза, особенно в подростковом возрасте, для которого характерны напряжение деятельности многих функциональных систем и механизмов регуляции ограниченная возможность адаптации к изменениям внешней и внутренней среды [1].
Темпы физического развития могут быть оценены с помощью антропометрических методик. Каждый возрастной период характеризуется количественно определенными морфологическими и физиологическими показателями [2]. В настоящее время на основании обследования большого количеств детей и подростков разработаны стандартные (оценочные) таблицы, отражающие нормальные показатели физического развития, пределы их колебаний и отклонения от нормы в ту или иную сторону. По ним проводится оценка физического развития каждого подростка, в соответствии с его средним показателем для данного возраста. Следует иметь в виду, что оценочные таблицы физического развития детей и подростков действительны лишь для климатологической и географической зоны, по материалам которой они разработаны. Следует учитывать, что все признаки физического развития взаимосвязаны, при изменении одного из них меняются величины других. Всякое существенное отклонение от средних данных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обследования детей и подростков позволяют не только определить степень физического созревания, но и дать общую оценку здоровья обследуемого ребенка [4].
Материалы и методы исследования: В эксперименте участвовало 27 мальчиков 13 - 14 лет общеобразовательной школы г. Бишкек. Антропометрические показатели мальчиков 13 - 14 лет обследуемой школы представлены в табл.. 1. Их рост варьирует в пределах 153 - 183 см, хотя данные, встречающиеся в литературе, упоминают колебания этого показателя в пределах 165 - 179 см [3]. Если даже сделать поправку на среднюю погрешность m нашего обследования, размах вариации показателей уменьшится до 154,5 - 181,5 см, что существенно превышает литературные данные со сдвигом в меньшую сторону. Принимая рост мальчиков в пределах 165 - 179 см за норму, провели сравнительный анализ обследуемой группы по данному показателю. 55,6% обследуемых мальчиков имеют нормальный рост, 40,7% - характеризуются ростом ниже нормы и 3,7% - выше нормы (табл. 1). При этом отклонения от нормы в ту или другую стороны очень высокие, т.к. средние квадратичные отклонение больше 38.
Вес/масса тела обследованных мальчиков колеблется от 42 до 66 кг, что отличается от литературных данных 60-65 кг [3] большим разбросом и смещением вариации в меньшую сторону. В обследованной нами группе наибольшая доля мальчиков, обладающих весом/массой тела ниже нормы - 66,7%, причем отклонения у отдельных лиц очень выраженные и достигают 28. Доля обследованных с весом/массой тела в пределах нормы составляет 29,6%. Несущественная доля мальчиков, чей вес незначительно превышает норму до 18, составляет 3,7% от общего числа обследованных соответствующего пола.
Подсчет должной массы тела по формуле M=0,83*L-75 показал, что она варьирует между 51 до 71 кг (табл. 1). Сравнение должной массы и реального веса мальчиков показало, что лишь у одного из обследованных вес тела соответствует росту (3,7%), тогда как остальные характеризуется недостаточным весом. При этом недостаток веса значительно ниже нормы, т.к. величина среднего квадратичного отклонения доходит до 38 (табл. 1).
№ Рост (см) Вес/масса тела (кг) Должная масса (кг)
1. 165 63 62
2. 163 47 60
3. 161 47 58
4. 158 42 56
5. 165 72 62
6. 160 42 57
7. 168 44 64
8. 165 50 62
9. 175 58 70
10. 158 44 56
11. 160 45 57
12. 177 66 72
13. 166 56 62
14. 164 54 61
15. 160 50 57
16. 165 51 62
17. 167 58 63
18. 158 46 56
19. 183 64 76
20. 172 60 67
21. 157 50 55
22. 167 60 63
23. 153 40 51
24. 156 35 54
25. 166 60 62
26. 170 53 66
27. 163 51 60
М±т 164,5±1,5 52±1,8 61±1,2
S 0,06 8,9 5,66
Выводы: Таким образом, на фоне сохранения основных закономерностей ростовых процессов нами выявлены негативные тенденции: астенизация и выраженная дисгармонизация развития школьников, особенно за счет увеличения числа детей с дефицитом массы тела, что свидетельствует об изменении процессов физического развития детей, как на уровне индивидуума, так и отдельных гендерных популяций. Отклонения в росте мальчиков наблюдаются в большой степени в сторону уменьшения и ярко выражены. У мальчиков преобладают лица с весом/массой тела ниже должной массой. Подобные негативные тенденции выявлены такими исследователями, как Антропова М.В. с соавт., 1995, 1998; Баранов A.A., 1999; Быков Е.В., 2002 и др.
Список литературы / References
1. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. Владос, 2000.
2. Кардашенко В.Н. Физическое развитие детей и подростков и охрана здоровья подрастающего поколения. // Вестник РАМН, 1993 J5. С. 25.
3. Кыдырова М.А. Физическое развитие, общефизическая подготовленность, полове созревание и функции ССС у подростков коренных жителей. Бишкек. Дисс. канд. биол. наук. Б. КГМА, 2002.
4. СапинМ.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М. Академия, 2000.