Научная статья на тему 'Антропологические основания мифологемы картины социально-исторической реальности'

Антропологические основания мифологемы картины социально-исторической реальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIAL-СOGNITIVE FACTORS / NEED / ADAPTATION / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абруков Виктор Сергеевич, Михайлова Рената Васильевна, Степанов Алексей Георгиевич

Антропологические основания формирования картины социально-исторической реальности заключаются в имманентных природе человека началах рефлексии: мировоззрении, субъективности, эпистемологическом и когнитивном ресурсах. Способность к мифотворчеству неотъемлемый аспект деятельности сознания человека, который никогда не прекращает свое воздействие на форму организации знания и общей картины мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абруков Виктор Сергеевич, Михайлова Рената Васильевна, Степанов Алексей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANTHROPOLOGY BASIS MYTHOLOGEM OF THE FORMATION OF A PICTURE OF SOCIOHISTORICAL REALITY

The anthropological basis of the formation of a picture of socio-historical reality is inherent to the beginning of a rational reflection of human nature: outlook, subjectivity, social condition, and epistemological and cognitive resources. The ability of myth-creation is an integral aspect of the activity of a person's consciousness, which never stops influencing his organization of knowledge and general picture of the world.

Текст научной работы на тему «Антропологические основания мифологемы картины социально-исторической реальности»

УДК 130.122

В.С. АБРУКОВ, Р.В. МИХАЙЛОВА, А.Г. СТЕПАНОВ

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МИФОЛОГЕМЫ КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: потребность, адаптация, мировоззрение, социально-когнитивные факторы.

Антропологические основания формирования картины социально-исторической реальности заключаются в имманентных природе человека началах рефлексии: мировоззрении, субъективности, эпистемологическом и когнитивном ресурсах. Способность к мифотворчеству - неотъемлемый аспект деятельности сознания человека, который никогда не прекращает свое воздействие на форму организации знания и общей картины мира.

V.S. ABRUKOV, R.V. MIKHAYLOVA, A.G. STEPANOV THE ANTHROPOLOGY BASIS MYTHOLOGEM OF THE FORMATION OF A PICTURE OF SOCIOHISTORICAL REALITY

Key words: need, adaptation, outlook, вос1а1-содпШ¥е factors.

The anthropological basis of the formation of a picture of socio-historical reality is inherent to the beginning of a rational reflection of human nature: outlook, subjectivity, social condition, and epistemological and cognitive resources. The ability of myth-creation is an integral aspect of the activity of a person's consciousness, which never stops influencing his organization of knowledge and general picture of the world.

Исследовать сущностные основания человека в социально-философском ракурсе в рамках определения их значения в комплексе формирования мифологемы картины социально-исторической реальности представляется неизбежным прежде всего с позиции определения человека как связующего звена системы взаимодействия объективной и субъективных форм реальности. Мы исходим из концепции отнесения человека к классу универсальных адаптирующихся и адаптирующих систем. Согласно этому подходу жизнь человека имеет определённо приспособительный характер, а нормальная жизнедеятельность заключается в удовлетворении его потребностей, выступающих в качестве атрибутов человеческого существования [2. C. 131]. Природа самого потребностного состояния заключается в неизбежном стремлении человека к снятию противоречия между бытием и мышлением, существованием и сущностью, целью и результатом, возможностью и действительностью и потому скрыта в изначальной организации человека как адаптивно-адаптирующей системы.

Создание картины социально-исторической реальности как фактор приспособления к условиям социального существования в контексте повышения эффективности деятельности является для человека предельно насущной потребностью. Человек не только определяет наличие каких-то социальноисторических явлений, но и «видит» их в контексте системы мировоззренческой, социальной, когнитивной и иных структур собственной организации, вследствие чего событие истолковывается в контексте параметров непосредственного существования субъекта. На этой основе конституируются мифологемы картины социально-исторической реальности как неизбежные формы духовно-психологического опыта человека. Под мифологемой мы понимаем результат организации определенного видения действительности в контексте детерминирующего влияния структур социокультурной среды, опосредующих формирование картины действительности [5. С. 13].

Мировоззренческие основания мифологемы картины социально-исторической реальности неотделимы от субъективности как особой формы видения мира, содержание которой оказывает детерминирующее воздействие на весь комплекс институтов создания картины социально-исторической реальности. Проекцией содержания мировоззрения на систему объективных явлений, опре-

деляется форма существования картины социально-исторической реальности [1. С. 89-90]. Взгляды человека в контексте концептуального мировоззрения определяются субъектом как объективное (зеркальное) отражение действительности, не зависимое от реалий субъективных оценок. Образы социальноисторической реальности обусловлены мировоззренческой позицией человека, которая определяет уровень их субъективности. Типы и виды мировоззренческой рефлексии оказывают непосредственное субъективирующее воздействие на видение исторического процесса и включение его событий в образ картины социально-исторической реальности. Осмысление человеком образов социально-исторической реальности определяется не только качеством данности их содержания, но и мировоззренческим, субъективным «видением» этих образов.

Действительность представлена человеку не как «чистая» совокупность ощущений, образов, и т.д., а в контексте актуальной практической необходимости, т.е. субъективно. Под воздействием объективно существующего в сознании возникают образы предметов действительности, которые только в определённой степени соответствуют самой действительности. Субъективность, следовательно, определяется как форма организации субъектом реальности. Одно и то же социально-историческое событие разными людьми или одним человеком, но представленное в различных контекстах, воспринимается совершенно по-разному. Образы, полученные в процессе восприятия, проецируясь во внешний по отношению к субъекту мир, заслоняют от него действительную реальность. Человек «видит» событие не как оно есть, а как он его видит, потому что вместе с концептами сущности на предмет объективной реальности проецируются и общие знания, и эмоциональные компоненты. Акт отражения объекта субъектом не просто зеркальное воспроизведение объекта, он представляет собой систему его преобразования в рамках сложившейся социокультурной парадигмы. Субъективность представляет собой определённое, персонифицированное основание мифологемного аспекта познавательной деятельности, выраженное как форма «видения» действительности, организованная вследствие необходимости соотнесения системы качественной определённости комплекса информационной организации человека с информационной системой объекта исследования. Значение этого фактора в системе организации содержания мифологемного комплекса становится решающим в моменты полифуркационого выбора, когда складываются антиномичные по своему характеру возможности поступательного развития социально обусловленного знания, оформленного в науке как объективная сущность, что позволяет характеризовать субъективность как имманентной константы мифологемы познавательных отношений [3. С.172-177].

Картина исторической реальности выступает не столько как обособленный образ, направленный на безусловное отражение действительности, сколько как процесс, обусловленный социально детерминированной информационной системой, на который воздействует весь комплекс связей и отношений, составляющих наличное бытие. Сам процесс создания картины социально-исторической реальности определяется как реализация освоения человеком совокупности исторических событий в рамках определённых качеств социокультурной среды, в процессе чего человек, созданный этой средой, выступает в качестве активного инициатора данного процесса. События исторического процесса, определяемые нами в качестве фактов объективной реальности, по своей сути, есть концепты реальных событий, заданные в значительной мере самим социализированным человеком, который выбирает определённое сечение реальности и в этом смысле задает её.

Процесс воспроизведения картины социально -исторической реальности имеет однозначно социальный характер. Картина реальности события социальной истории предстает как исходная форма объективации информации в контексте социального запроса и, следовательно, реализуется только в контексте

конкретности содержания общественного сознания. Каждое общество содержит культурные комплексы, оказывающие специфическое влияние на механизмы формирования картины социально-исторической реальности, к ним относят системы материальных и духовных ценностей, язык, теоретико-методологический инструментарий, мировоззрение и т.д., которые в совокупности и образуют определённый парадигмальный фон реализации этого процесса. Историческая рефлексия, как и любая форма реализации деятельной активности по созданию картины реальности, возможна только в определённом социокультурном контексте, содержание которого определяет ресурсы инициатора создания определённого образа исторического события. В рамках этой системы находит выражение отношение человека как социального существа к действительности, что, в свою очередь, является основанием для формирования базы мифологемного комплекса картины социально-исторической реальности.

В процессе организации образа события человек не получает информацию, как она есть, он пропускает её через фильтр собственной познавательной системы, перерабатывает её и вновь возвращает вовне, проецируя созданный образ на действительность. На этой основе формируется действительность особого рода, представленная образами восприятия, понимания и интерпретации, отличная от объективной действительности, сочетающая в себе как реальные свойства события, так и качества, не имеющие к его свойствам никакого отношения, что и составляет основу мифологемы. Мифологема не репрезентирует реальность, она идентифицирует её с содержанием сознания, вследствие чего образ предстает не в смысле результата отражения реальности, мотивированной системой познания, а как сам объект во всём богатстве его свойств и качеств.

Специфика организации мифологемного комплекса картины социальноисторической реальности в контексте реализации социально-когнитивных ресурсов человека состоит в том, что основания исторической рефлексии ориентированы не столько на отражение действительности, но определённо реализуются как манифестация первоначального образа организации мыслей, знаний, установок, систем подражания и внушения человека. Мифологема картины социальноисторической реальности предстаёт в качестве предельно общей системы выражения социально-когнитивных стереотипов конкретного общественно развитого человека, результат воздействия на него базовых мировоззренческих, научнометодологических констант доминирующей общественной системы. Мифологема картины социально-исторической реальности возникает как специфическая духовно-практическая связь между человеком, его внутренним и внешним миром, обусловленная определённым отношением к ценностям социально-исторической действительности, которые признаются в качестве необходимых для достижения согласованного непротиворечия в рамках установленной системы знаний.

Мифологема - это результат избирательного получения, дифференциации и хранения актуальных для адаптационных ресурсов человека аспектов мировоззренческого обеспечения картины социально-исторической реальности. Мифологема заключает в себе чувство единства, связывающее человека с миром исторической действительности, где реальное взаимодействие структурных подразделений действительности заменяется объективацией потреб-ностных состояний человека, а действительное содержание свойств и качеств событий истории обусловливается субъективными образами реальности. Способность к мифотворчеству - неотъемлемый аспект деятельности сознания человека, который никогда не прекращает свое воздействие на форму организации знания и общей картины мира. Человек, повествуя о прошлом в системе социокультурного ореола настоящего, на самом деле деисторизирует событие, лишая его временного исторического колорита, в результате миф становится историей, а история - мифом. Мифология истории как результат

социокультурной рефлексии - это история, адаптированная к социальной культуре, это обобщенное отражение исторической эпохи в системе приоритетов мира современной науки. Как и любая форма когнитивной активности сознания, мифологическая составляющая картины социально-исторической реальности направляется целями обеспечения жизнедеятельности его носителя.

Литература

1. Кульков Ю.П. Мировоззрение в познании природы / Марийский гос. техн. ун-т. Йошкар-Ола, 2005. 180 с.

2. Сильвестрова Т.Я. Генезис и сущность общественных потребностей: дис. ... докт. фи-лос. наук. Чебоксары, 2006. 325 с.

3. Степанов А.Г. Субъективность в системе факторов организации мифологемы социально-гуманитарного знания // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 172-177.

5. Юнг К., Кереньи К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Совершенство; Киев: Порт-Рояль, 1997. 383 с.

АБРУКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ. См. с. 124.

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и права, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ^а1ех73@Ьк.ги).

MIKHAYLOVA REnAtA VASILEVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy, History and Lаw, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 124.

УДК 130.122

С.И. АРСЕНТЬЕВА, М.П. ЖЕЛТОВ, А.Г. СТЕПАНОВ

КОМПЛЕКСЫ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова: восприятие, мышление, познание.

Изучена специфика систем восприятия и мышления как базовых факторов рациональной рефлексии. Работа механизма созидания знания в сфере рационального познания осуществляется в рамках определенной модальности содержания структур восприятия и мышления, которые осуществляют дифференцирующую обработку поступающей информации в контексте их ассимиляции культурнопознавательной парадигме субъекта.

S.I. ARSENTEVA, M.P. ZHELTOV, A.G. STEPANOV PERCEPTION AND THINKING COMPLEXES AS FACTORS OF KNOWLEGE REALIZATION

Key words: perception, thinking, knowledge.

There is a marked specificity in systems of perception and thought as basic factors of rational reflection. In this regard, the work of a knowledge-creation mechanism in the sphere of rational knowledge is carried out within the limits of a specific modality supporting structures of perception and thought, which carry out differentiating processing of information in the context of their assimilation to a cultural-informative paradigm of the subject.

Проблемная специфика философского ракурса исследования системы познавательных отношений заключается в определении содержания отражения действительности в сознании. Познание, в основе которого находится восприятие вещи в определённой совокупности её свойств и отношений, по определению начинается одновременно как с различения и обособления вещей, так и со связыванием их в континууме предметов, находящихся вне «Я» познающего субъекта. Системная целостность восприятия подразумевает синтетическое единство активных разнонаправленных процессов, что позволяет обеспечить выделение предмета из общего фона ощущений в качестве чётко определённой отграниченной целостности с отображением его формы, величины, фактуры. Восприятие предметов, явлений и процессов социальноисторической действительности реализуется, прежде всего, как отражение их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.