2. Bakyrganyi S. Shigyrlar [Elektronnyi resurs]. URL:: https://kitaphane.tatarstan.ru (data obrashcheniia: 10.07.2024).
3. Bustanov A.K. Sufiiskie legendy ob islamizatcii Sibiri // Tiurkologicheskii sbornik. 2011. T. 2009-2010. S. 33-78. EDN OPHQYD.
4. Zaleman K.G. Legenda pro Khakim-ata // Izvestiia imperatorskoi akademii nauk. Sankt-Peterburg, 1898. Sentiabr. T. 9. № 2. S. 105-150.
5. Izmailov I.L. Etnososlovnaia struktura Kazanskogo khanstva// Srednevekovye tiurko-tatarskie gosudarstva. Vyp. 4. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2012. S. 62-68.
6. Istoriia tatar s drevneishikh vremen: v semi tomakh. Tom IV. Tatarskie gosudarstva XV-XVIII vv. Kazan: Institut istorii AN RT, 2014. 1080 s.
7. Istoriia tatar s drevneishikh vremen: v semi tomakh. Tom V. Tatarskii narod v sostave Rossiiskogo gosudarstva (vtoraia polovina XVI - XVIII vv.). Kazan: Institut istorii AN RT, 2014. 1032 s.
8. Katanov N.F. O nakazanii lenivykh bogomoltcev u tatar Kitaiskogo Turkestana // Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Imperatorskom Kazanskom universitete. 1894 god. Tom 12. Vyp.6. Kazan: Tipo-litografiia Imperatorskogo universiteta, 1895. S.577-593.
9.Kolyi MaYla. Shigyrlar. Khikmatlar [Elektronnyi resurs]. URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_26789.doc (data obrashcheniia: 10.07.2024).
10. Malov E.A. Akhyr zaman kitabi: Mukhammedanskoe uchenie o konchine mira. Kazan: tipo-lit. Imperatorskogo Un-ta, 1897. 96, IV s.
11. Saifullina G.R. Nasledie Iasaviia v Evraziiskom prostranstve: traditcii volzhskikh musulman // Ladovye kommunikatcii v evraziiskom muzykalnom prostranstve: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentcii, Kazan, 25-26 sentiabria 2013 goda. Kazan: Kazanskaia gosudarstvennaia konservatoriia (akademiia) im. N.G. Zhiganova, 2015. S. 49-59.
12. Khudiakov M. Ocherki po istorii Kazanskogo khanstva. Kazan: Gosudarstvennoe izdatelstvo, 1923. 302 s.
13. Iassavi, Khodzha Akhmed. Khikmety. Almaty: Daik-Press, 2004. 208 s.
14. Baltabayeva A. The Religious and Philosophical Creativity of Suleiman Bakyrgani // Bilimname. 2018. T. 2018. №. 36. R. 499-525.
15. Sever M. Ahmed Yesevî'nin III. halifesi Hakîm Süleymän Ata: Hikmetler ve kissalar. Ankara: Ahmet Yesevi Üniversitesi, 2017. 352 s.
УДК 130.2 EDN XDFUGC
А.Н. Яныкина
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ И. КАНТА И Ф. НИЦШЕ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
В статье автор обращается к скрытым философским смыслам романа «Мастер и Маргарита», в которых отражаются антропологические идеи немецких мыслителей И. Канта и Ф. Ницше. Противопоставление порядка, дисциплины, рационализма в философии И. Канта - хаосу, страстям, разрушению традиционного как утратившего ценность для человечества, иррационализму в философских воззрениях Ф. Ницше, обусловили сложность интерпретации характеров главных героев романа, мотивов их поступков. Проблема экзистенциального выбора человека рассматривается через гносеологическую схему И. Канта и аксиологический нигилизм Ф. Ницше. Через сложные переплетения сюжетных линий романа происходит столкновение героев с антиномиями разума в противостоянии сущности и существования, веры и безверия, свободы и предопределенности.
Ключевые слова: триада, антиномии, категорический императив, сверхчеловеческое, трансцендентальная субъективность
Для цитирования: Яныкина А.Н. Антропологические идеи И. Канта и Ф. Ницше в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.40-46. EDN XDFUGC.
Alla N. Yanykina ANTHROPOLOGICAL IDEAS OF I. KANT AND F. NIETZSCHE IN THE NOVEL OF M.A. BULGAKOV "THE MASTER AND MARGARITA"
In the article, the author addresses the hidden philosophical meanings of the novel "The Master and Margarita", which reflect the anthropological ideas of the German thinkers I. Kant and F. Nietzsche. The opposition of order, discipline, rationalism in the philosophy of I. Kant to chaos, passions, the destruction of the traditional as having lost its value for humanity, irrationalism in the philosophical views of F. Nietzsche, determined the complexity of interpreting the characters of the main characters of the novel, the motives of their actions. The problem of existential choice of man is considered through the epistemological scheme of I. Kant and the axiological nihilism of F. Nietzsche. Through the complex interweaving of the novel's plot lines, the heroes encounter antinomies of reason in the confrontation between essence and existence, faith and unbelief, freedom and predetermination.
Keywords: triad, antinomy, categorical imperative, superhuman, transcendental subjectivity
For citation: Yanykina A.N. Anthropological ideas of I. Kant and F. Nietzsche in the novel of M.A. Bulgakov " The Master and Margarita" // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.40-46. EDN XDFUGC.
Введение
Приблизиться к пониманию романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вне философских идей И. Канта и Ф. Ницше невозможно. Порядок и хаос, категорический императив и «мораль господ» - «мораль рабов», антропология безусловного и условного, «человек как цель» и «человек как средство» - все эти антитезы конструируют архитектонику романа. Многослойность и инвариантность, наполненность экзистенциальными смыслами актуализируют необходимость философского осмысления и применения герменевтической процедуры к толкованию романа как культурного текста.
Поиск философских идей при прочтении романа начинается с вопроса: о чём М.А. Булгаков написал роман? Ответов на данный вопрос столько же, сколько и читателей романа. Повествование в романе «Мастер и Маргарита» осуществляется как будто пунктиром, в виде намёков, скрытых смыслов и роль читателя становится основополагающей - именно читатель выстраивает по мере прочтения целостное представление о романе.
Роман «Мастер и Маргарита» глубоко философский, объединяющий в своей структуре две реальности - евангельскую и советскую реальность 20-30-х годов XX века. В свою очередь советская реальность в Москве расслаивается на уровень действительности и уровень мнений, представлений. Концептуальная схема романа может быть представлена тем кругом проблем, которые автор затрагивает по мере построения и объединения в конечном итоге этих реальностей.
Конформизм и свобода, добро и зло, любовь, вера в Бога, проблема выбора между «буквой закона» и справедливостью, предопределенность, трусость и предательство, власть, одиночество как цена за свободу, цена успеха, мистика, испытания, которые каждый герой романа проходит по-своему, ошибки, месть, безысходность, свобода воли, жертвенность - всё перечисленное, так или иначе, манифестируется в ходе развёртывания автором сюжетных линий. Обобщая и объединяя все грани романа, М.А. Булгаков попытался рассмотреть сквозь призму описываемых событий, по своей сути, одну глобальную фило-софско-антропологическую проблему - сущности и существования человека.
Материалы и методы
Смысловая вертикаль романа выстроена из антитез и предполагает активное включение
читателя в предлагаемую М.А. Булгаковым семантику, созданного им культурного текста. Отражая знаменитый тезис «смерть автора», роман «Мастер и Маргарита» не ограничивается постмодернизмом с его принципом деконструкции и функционированием параллельных реальностей. В романе затрагиваются вопросы гносеологии И. Канта и аксиологические конфигурации Ф. Ницше. Применение методов диалектической триады, герменевтической процедуры в рамках феноменологического и аксиологического подходов, раскрывают по-новому выбор человека: «существование предшествует сущности» или «сущность предшествует существованию».
Литературный обзор
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» относится к культурным текстам, которые составляют «интеллектуальное ядро» массовой культуры. Из-за неоднозначности интерпретаций, сверхпопулярности не только в России, но и в других странах мира, роман «Мастер и Маргарита» привлекает внимание не только исследователей самых разных направлений культуры и искусства. Не претендуя на статус философско-религиозного трактата, тем не менее, главы романа затрагивают вопросы веры, духовности и отражают антропологические идеи классической немецкой философии, представленной в работах её основоположника И. Канта, и идеи представителя философии жизни, сторонника иррацио-налистической традиции Ф. Ницше.
Наиболее глубокое и всестороннее исследование творчества М.А. Булгакова, в том числе посвященное семиотическим, символическим аспектам, религиозно-философским идеям романа «Мастер и Маргарита» представлено в работах отечественных исследователей Л. Яновской, М. Чудаковой, В. Харченко, М. Лазаревой.
Литературная топография описанного, «точность в колорите времени и места» в романе «Мастер и Маргарита» анализируется в работах Б.С. Мягкова - одного из первых исследователей творческого наследия М.А. Булгакова.
Городская среда как важный атрибут советской действительности 20-30 годов XX века, главной целью которой является конструирование новых культурных форм и смыслов, представлена в монографиях Б. Соколова, Г. Лесскиса.
Традиции семиотической школы в исследовании культурных текстов, представлены в
монографии И. Белоборовцевой и С. Кульюс, которые «вскрывают» историко-культурные коды конструирования текста и раскрывают новые «семантические поля» описываемых в романе событий.
Научные публикации С.Д. Боброва, Т.Т. Давыдовой, Д.А. Щукиной, В.В. Колчанова, Е.Ю. Колышевой посвящены философским, культурологическим, литературоведческим аспектам романа «Мастер и Маргарита». Цель подобных исследований - сопоставление оценок и суждений о характерах и поступках героев, гипертекстуальности романа в русле аксиологической проблематики культуры XXI века.
Обсуждение
Концептуальная схема гносеологии И. Канта заключается в том, что согласно его гносеологическим построениям, мир может быть представлен в двух ипостасях: мир, как он есть сам по себе («вещь в себе»), и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. В мире трансцендентных предметов, лежащих за пределами нашего опыта, времени и пространства, как самостоятельных категорий, не существует. Они проявляют себя при структурировании «хаоса чувственных импульсов», воздействующих на наши органы чувств. Как априорные формы пространство и время носят трансцендентальный характер, то есть субъективны по отношению к человеческому роду, а не индивиду.
С точки зрения И. Канта, наше знание обусловливается не столько внешним материальным миром, сколько общими законами и приёмами нашего ума. Чтобы вообще могло состояться познание, не наши познавательные способности должны соответствовать миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями. Поэтому на первом уровне мы познаём не мир вещей в себе, а мир вещей для нас.
Каждая априорная составляющая чувственности, рассудка и разума в романе М.А. Булгакова подвергается всестороннему рассмотрению. В пространственном воображении писателя, как утверждает Л. Яновская, для времени и пространства характерна одна общая закономерность - быть одновременно бесконечными и стабильно устойчивыми в своей бесконечности [13]. Например, категории времени и пространства. Категория времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается с нескольких позиций:
- время историческое, которое проявляет себя как евангельское время - I век нашей эры (4 главы: глава 2 «Понтий Пилат», глава 16 «Казнь», глава 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду», глава 26 «Погребение») и как советское время - 20-30-е годы XX века в Советском Союзе (остальные главы);
- время физическое - действие романа происходит в течение 3 дней (с четверга по субботу);
- время как длительность или «проживание вечности», когда за мгновение можно прожить целую жизнь.
По мнению М. Лазаревой, философско-антропологический смысл категории времени проявляется в том, что «время в романе интересно не только в плане различия предметно-событийного интерьера далёких исторических эпох (I и XX вв.), но и в плане антропологического взгляда писателя на человека, который деградирует как высшее творение природы» [4, с.41].
Категория пространства в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» представлена двумя уровнями:
- уровень действительности - внешнее пространство, то есть историко-культурное пространство 20-30-х годов XX века, территориально охватывающее город Москву и его окрестности;
- уровень представлений - внутреннее пространство каждого человека, включая и религиозное (город Ершалаим, Гефсиманский сад, Лысая гора), и мистическое (в «нехорошей» квартире проходит «бал ста королей», лестница, по которой поднимается Маргарита, уходит далеко вверх, а Иван Бездомный не может поймать профессора Воланда, когда стремится бежать изо всех сил и не двигается с места).
Основа трансцендентальной философии И. Канта «трансцендентальная субъективность - интерсубьективность - объективность» представлена априорными идеями разума -идея мира, идея души или человека, идея Абсолюта или Бога. В романе «Мастер и Маргарита» данная триада рассматривается через проблему антиномий. «С антиномий и начинается философия Канта» - так говорил советский философ М.К. Мамардашвили. В учении об антиномиях или «ловушках разума» И. Кант утверждает, что не всякое противоречие является антиномией. И, если разум впадает в противоречие в каких-то вопросах, то эти противоречия способны разрушить сам разум.
Проблема антиномий в романе исследуются в контексте проблемы веры. В романе «Мастер и Маргарита» профессор Воланд в разговоре с Михаилом Александровичем Берлиозом и Иваном Бездомным упоминает немецкого философа Иммануила Канта, который полностью разрушил существующие пять доказательств бытия Бога (традиционные доказательства Фомы Аквинского), а потом приводит своё шестое, отвечая на во-прошание человека: «На что я могу надеяться?». Отдельно представлена в романе глава 3 «Седьмое доказательство», в которой добавляется словами профессора Воланда тезис, что сама реальность есть доказательство существования Бога [2].
Доказательство бытия Бога и вытекающее из него определение приводят И. Канта к выводу, что рассуждая о Боге, человечество не имеет права заявлять о наличии или отсутствии противоречия в понятии «Бог». С позиции аналитических рассуждений философы в большей степени рассуждают не о сущности и существовании Бога, а о слове «Бог», его значении и этимологии. Поэтому через понятие существования немецкий философ приходит к заключению, что Бог существует в онтологическом измерении, как необходимый продукт разума и в вопросе о его существовании нет никаких противоречий. И. Кант пытается представить Бога, основываясь на его атрибутивных свойствах. «Нечто существует безусловно необходимо. Это нечто единственно в своем существе, просто в своей субстанции, духовно по своей природе, вечно по длительности своего существования, неизменно по своему качеству, абсолютно самодовлеюще в отношении всего возможного и действительного. Это - Бог» [3].
И. Кант сравнивает нравственность и моральность человека с внутренней религией, верой в существование Бога - это то, что есть в сердце человека и проявляется в его нравственных поступках. Человек, по мнению философа, представляет собой посредника между сверхчувственным и чувственным миром, обладающего энергией деятельности, преобразования, со-творчества.
В философской антропологии И. Канта человек приближён к абсолютной ценности, и таким человеком хочется быть, стремиться к подобному восхождению мысли, к осмысленной жизни. Неслучайно, главные категории учения И. Канта - это порядок, дисциплина, система, критическое мышление, поиск «срединного пути» между догматизмом и скепти-
цизмом, разрушение традиционной метафизики и построение новой философской антропологии.
В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков предлагает свою интерпретацию ответов на предельные вопросы в русле концепций немецких мыслителей И. Канта и Ф. Ницше, показывая через действия главных персонажей (Иешуа Га-Ноцри, Воланда, Понтия Пилата, Мастера), что человеку важно понять: кто он, в каком мире живёт, кто устанавливает правила этого мира и как себя вести в этом мире. Кантианскую концепцию человека воплощает Мастер. Он переписывает Евангелие и выступает в роли соучастника, со-творца Бога. Завершая сюжет, освобождая Понтия Пилата от пребывания в небытии, Мастер предоставляет ему возможность быть главным собеседником Иешуа Га-Ноцри в Вечности.
Идеи Ф. Ницше также нашли своё воплощение на страницах романа «Мастер и Маргарита». Главный тезис философии Ф. Ницше -«Бог умер», констатирующий об освобождении от давления устаревших аксиологических моделей, об утверждении нигилизма в его полной и неполной версии как переоценке ценностей, о постоянстве и возрастании «воли к власти», и в то же время стремлении к «сверхчеловеческому» через преодоление «земного», человеческого. «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами - кто смоет с нас эту кровь?» [9, с. 88].
В романе Булгакова многие персонажи являются проводниками концепции «Бог мёртв!», прикрывая атеистическими лозунгами свою нравственную деградацию (Алоизий Магарыч, Степан Лиходеев, Никанор Иванович Босой, Михаил Александрович Берлиоз, литературные критики и даже Аннушка, которая «уже разлила масло»).
Ф. Ницше предоставляет человечеству авторскую интерпретацию концепта «Бог умер», которая означает:
- во-первых, что «сверхчувственный мир лишился своей действенной силы» - крушение эгалитаризма и демократии, ведущих к деградации человека;
- во-вторых, триумф «воли к власти» как стремление к личностному росту и самосовершенствованию;
- в-третьих, возможность найти своё предназначение через творчество [9, с. 90].
Человек у Ф. Ницше тоже выступает в роли посредника, но только как средства, «канат над пропастью», абсолютно не обладающего той субъектностью, которой наделяет человечество И. Кант. Ницшеанское представление о человеке выражается в соединении противоположностей «тварной природы» и божественного начала. «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть также и творец, ваятель, твёрдость молота, божественный зритель и седьмой день - понимаете ли вы это противоречие?» [7, с. 32].
В одной из поздних своих статей «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» И. Кант, давая характеристику разуму, определяет его свойства как «способность расширять за пределы природного инстинкта правила и цели приложения всех его сил: замыслам его нет границ» [3,с. 14]. Бог вложил в нас нечто, что способно прорываться в вечность.
Концепция человека, по И. Канту, в чём-то согласуется с концепцией Ф. Ницше. Некоторые предположения и догадки И. Канта можно назвать «прото-ницшеанскими». Не вызывает сомнений тот факт, что Ф. Ницше был осведомлен о философских идеях И. Канта не только из первоисточников, но и из работ А. Шопенгауэра. В первом издании «Критики чистого разума» И. Канта встречается много идей, на которые в своё время обратил внимание А. Шопенгауэр, так как высоко ценил гениальные философские построения кёнигс-бергского мыслителя. Интерес вызывает вопрос: как И. Кант смог предвосхитить идеи Ф. Ницше?
И. Кант считал, что цивилизация или культура - это дисциплинирование инстинктов, борьба разума с инстинктами. По мнению философа, «сам разум не действует инстинктивно, а нуждается в испытании, упражнении и обучении, дабы постепенно продвигаться от одной ступени проницательности к другой» [3, с. 14].
Человек, по Канту, - «антагонистическое существо», которое стремится к гармонии, согласию и в то же время его природное начало побуждает к раздорам, конфликтам, зависти, неуживчивости, желанию властвовать. Необходимо быть благодарными природе за то, что она «погружает» человечество в состояние напряженности и «заставляет» человека работать над собой. Подобная деятельность является важнейшим условием преодоления
деградации и вырождения человечества. Каждому представителю человеческого рода важно реализовать свой потенциал, но для этого человек должен находиться в состоянии постоянного становления и роста.
В русле подобных рассуждений и некоторые положения философии Ф. Ницше, которые прекрасно интегрируются в пространство философских построений И. Канта. Несмотря на то, что ницшеанская философия не имеет рамочных ограничений, и если воспринимать идеи философа дословно, то можно попасть в «ловушку», которая деструктивна по своей природе и способна разрушить внутренний мир человека. Ф. Ницше призывает изменить систему нравственных координат и произвести переоценку ценностей. В работах «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» рассуждает, в первую очередь, о смерти традиционной системы ценностей, которая, по мнению философа, транслируется христианством. Критикуя традиционные ценности, Ф. Ницше интуитивно понимал, что человечество находится в таких условиях существования, в которых создание новых аксиологических систем, кардинально отличающихся от общепринятых, практических невозможно.
Позитивная направленность на хаос рассматривается Ф. Ницше в работе «Так говорил Заратустра» как основание для становления сверхчеловека, как творческое начало. «Я говорю вам: нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду» [7, с.19]. В то же время философ предупреждает о разрушительной силе хаоса, если он присутствует у «последнего человека»: «Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя»[3, с.19].
Один из центральных вопросов в философии И. Канта и Ф. Ницше - соотношение свободы и предопределенности. В романе «Мастер и Маргарита» демонстрируется две позиции по этому вопросу - в диалогах между профессором Воландом и Иваном Бездомным в советской реальности и Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом в евангельской реальности.
В первом диалоге демонстрируется вера в самостоятельность и независимость человека, его способность самому творить свою судьбу и себя самого.
«Воланд:
- ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
Бездомный:
- сам человек и управляет»[2, с.15-16].
Во втором диалоге раскрывается предопределенность и наличие плана мироздания, который известен трансцендентальному субъекту и в котором каждому определено своё место и время «земного пребывания» в мире.
«Иешуа:
- чем хочешь, чтобы я поклялся?
Пилат:
- ну, хотя бы, жизнью твоею. Ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
Иешуа:
-не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? Если это так, ты очень ошибаешься.
Пилат:
- я могу перерезать этот волосок.
Иешуа:
- и в этом ты ошибаешься. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?» [2, с.32].
Но, по мнению М.А. Булгакова, чем больше человек достигает признания, самореализации, тем более одиноким он становится. Практически все главные герои романа - Ие-шуа Га-Ноцри, Левий Матфей, Мастер, Понтий Пилат, Маргарита, Иван Бездомный, профессор Воланд - свободны и одиноки одновременно. Свобода сопряжена с одиночеством, с отрешенностью, с отдаленностью от других людей.
В книге «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ф. Ницше рассуждает о свободе как о том, «что имеешь волю к собственной ответственности. Что сохраняешь дистанцию, которая нас разделяет. Что становишься равнодушным к тягостям, суровости, лишениям, даже жизни. Что готов жертвовать за свое дело людьми, не исключая самого себя» [9, с.15]. Согласуются с идеями И. Канта и представления об одиночестве как о следствии творчества, самосовершенствования и достижения мастерства. «О, одиночество! Ты, отчизна моя, одиночество! Как блаженно и нежно говорит мне твой голос! Мы не спрашиваем друг друга, мы не жалуемся друг другу, мы открыто идём вместе в открытые двери» [7, с.177].
Результаты
Гносеологические построения И. Канта в размышлениях главных героев романа позволяют рассматривать процесс познания не только как способ накопления знаний и интеллектуальной мощи, но и как возможность свободно мыслить, отстаивать свои принци-
пы и убеждения. Не тождественность интеллекта и разума, отличие истинной природы человека от искусственно-созданной антропоморфной среды побуждает к глубокой рефлексии над проблемой сущности и существования человека и не в пространстве реальностей романа, а в современном «цифровом мире».
Концепции человека, по И. Канту и по Ф. Ницше, не являются в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» антагонистическими, скорее комплементарны и согласуются между собой в вопросах достижения целостности, гармонии с миром за счет постоянного самопознания и самосовершенствования. И. Кант и Ф. Ницше не сомневаются в том, что человек должен принимать и отвечать на вызовы мира, чтобы не утратить свою уникальность как мыслящего, творческого существа.
Кризисы систем ценностей, которые в своих учениях раскрывают И. Кант и Ф. Ницше, представлены в романе для того, чтобы человечество осознало, что истинный прогресс достигается не односторонним доминированием науки и технологий в нашей жизни, а ориентированностью на универсальную этику (категорический императив) и способность сохранить «человеческое в человеке», руководствуясь разумом.
Выводы
Идеи И. Канта и Ф. Ницше в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» помогают осознать предназначение человека в условиях «цифрового общества», когда «обычные» поведенческие стратегии - конформизм («делай то, что другие делают») и тоталитаризм («делай то, что хотят другие») приводят только к утрате «воли к жизни», потере осмысленности человеческого бытия. Мистификация теневых процессов, которые существовали в период становления советского государства, помогла М.А. Булгакову «по умолчанию» донести до читателей деструктивность, абсурдность деятельности некоторых «творцов» пролетарской культуры.
Как культурный текст роман «Мастер и Маргарита» остаётся предметом многочисленных литературоведческих, конспирологи-ческих, политических, эзотерических, религиозных и философских интерпретаций. В русле ностальгических настроений по советскому прошлому, которые ярко проявляются в культуре XXI века, роман «Мастер и Маргарита» помогает преодолеть неосознанную идеализацию культуры советской эпохи, отражая её характерные конфликты и противоречия.
Заключение
Неустойчивость аксиологических установок в цифровой культуре, размытость морально-нравственных границ, отсутствие критериев различения «того, что имеет цену и того, что не имеет цены», обусловливают поиск всевозможных вариантов построения системы ценностей и методов преодоления того «вакуума бессмысленности», в котором
оказалось человечество в XXI веке. Ответы на данные вопросы можно найти в философской антропологии И. Канта и идеях Ф. Ницше сквозь призму романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», что в значительной степени придаёт актуальность философским идеям немецких мыслителей для жизни человека в современном глобальном мире.
Литература
1. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий. Москва: Книжный Клуб 36.6, 2007. 496 с.
2. Булгаков М. A. Мастер и Маргарита. Москва: ACT, 2016. 512 с.
3. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. I Иммануил Кант, под общ. ред. проф. A. В. Гулыги. Москва: Издательство «ЧОРО», 1994. Т. 8. 720с.
4. Лазарева М. Пространство и время как художественные координаты онтологического сознания писателя: МА Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита» II Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 4 С. 3954.
5. Лесскис Г. Путеводитель по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» I Г. Лесскис. Москва: Радуга, 2007. 517 с.
6. Мягков Б.С Булгаков на Патриарших. Москва: Aлгоритм, 2007. 215 с.
7. Ницше Ф. В. Так говорил Заратустра: [перевод с немецкого] I Фридрих Ницше. Москва: издательство «Э», 2016. 320с.
8. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: диалог с современностью: коллективная монография I сост. и отв. ред. О. В. Богданова. СПб.: Изд-во РXГA, 2020. 653 с.
9. Сверхчеловек или симулякр. Aнтология философии от Ницше до Бодрийяра I Ф. Ницше, М. Xайдеггер, A. Камю, К. Ясперс, Э. Канетт, С. Московичи, Ж. Бодрийяр, Э. Сиоран, З. Фрейд, К. Юнг, A. Aдлер, Э. Фромм, К. Xорни. Москва: Родина, 2023. 672 с.
10. Соколов Б. Энциклопедия булгаковская. Москва: ЛокидМиф, 2000. 586 с.
11. Xарченко В. Континуальность пространства и времени в романе МА Булгакова «Мастер и Маргарита». Москва: ЛИБРО-КОМ, 2012. 198 с.
12. Чудакова М. Иисус и Иешуа в «Мастере и Маргарите» 11 Дружба народов. 1991. № 7. С. 136-141.
13. Яновская Л. Горизонтали и вертикали Ершалаима в романе «Мастер и Маргарита» II Вопросы литературы. 2002. № 2. С. 291-303.
References
1. Belobrovceva I., Kul'jus S. Roman M. Bulgakova «Master i Margarita». Kommentarij. Moskva: Knizhnyj Klub 36.6, 2007. 496 s.
2. Bulgakov M. A. Master i Margarita. Moskva: AST, 2016. 512 s.
3. Kant I. Sobranie sochinenij v 8 t. / Immanuil Kant, pod obshh. red. prof. A. V. Gulygi. Moskva: Izdatel'stvo «ChORO», 1994. T. 8. 720s.
4. Lazareva M. Prostranstvo i vremja kak hudozhestvennye koordinaty ontologicheskogo soznanija pisatelja: M.A. Bulgakov i ego roman «Master i Margarita» 11 Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 9. Filologija. 2009. № 4 S. 39-54.
5.Lesskis G. Putevoditel' po romanu Mihaila Bulgakova «Master i Margarita» I G. Lesskis. Moskva: Raduga, 2007. 517 s.
6. Mjagkov B.C. Bulgakov na Patriarshih. Moskva: Algoritm, 2007. 215 s.
7. Nicshe F. V. Tak govoril Zaratustra: [perevod s nemeckogo] I Fridrih Nicshe. Moskva: izdatel'stvo «Je», 2016. 320s.
8.Roman M. Bulgakova «Master i Margarita»: dialog s sovremennost'ju: kollektivnaja monografija I sost. i otv. red. O. V. Bogdanova. SPb.: Izd-vo RHGA, 2020. 653 s.
9. Sverhchelovek ili simuljakr. Antologija filosofii ot Nicshe do Bodrijjara / F. Nicshe, M. Hajdegger, A. Kamju, K. Jaspers, Je. Kanett, S. Moskovichi, Zh. Bodrijjar, Je. Sioran, Z. Frejd, K. Jung, A. Adler, Je. Fromm, K. Horni. Moskva: Rodina, 2023. 672 s.
10. Sokolov B. Jenciklopedija bulgakovskaja. Moskva: LokidMif, 2000. 586 s.
11. Harchenko V. Kontinual'nost' prostranstva i vremeni v romane M.A. Bulgakova «Master i Margarita». Moskva: LIBRO-KOM, 2012. 198 s.
12. Chudakova M. Iisus i Ieshua v «Mastere i Margarite» II Druzhba narodov. 1991. № 7. S. 136-141.
13. Janovskaja L. Gorizontali i vertikali Ershalaima v romane «Master i Margarita» 11 Voprosy literatury. 2002. № 2. S. 291-303.