Научная статья на тему 'Антропологические аспекты права в ситуации современного культурного кризиса'

Антропологические аспекты права в ситуации современного культурного кризиса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / "АРХЕ" / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ / ПРАВО / 'ARCHE-' / CULTURE / DECONSTRUCTION / ANTHROPOLOGICAL TURNING POINT / LAW

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Выдрина Ольга Васильевна

Обосновывается тезис о том, что современные трансформации в стиле философского мышления корреспондируют с возможностью новых подходов к определению понятия права в юридической науке. Основное в этих изменениях антропологический поворот философской мысли. Автор приглашает к размышлению о том, как сказывается (и сказывается ли) это изменение на понятии права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author proves the thesis that modern transformations in the manner of philosophical thinking correspond to the new method of Taw' concept definition in juridical science. Anthropological turning point is the principal change in modern philosophy. The author invites to reflect how this transformation affects the definition of law

Текст научной работы на тему «Антропологические аспекты права в ситуации современного культурного кризиса»

№ 330

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Январь

2010

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 342.4

О.В. Выдрина

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВА В СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА

Обосновывается тезис о том, что современные трансформации в стиле философского мышления корреспондируют с возможностью новых подходов к определению понятия права в юридической науке. Основное в этих изменениях - антропологический поворот философской мысли. Автор приглашает к размышлению о том, как сказывается (и сказывается ли) это изменение на понятии права.

Ключевые слова: культура; деконструкция; «архе»; антропологический поворот; право.

Обновление, которое переживает философия в последние десятилетия, меняет её отношение к конкретным сферам современной социальной теории и практики. Реализуя себя, философия по-новому онтологизирует социальность, отказывается от единства её центрирующего начала, принимает идеи демократического видения и возможной плюрализации. Изменения являются следствием стилевых философских трансформаций (трансформаций в стиле мышления, предлагающем мыслить реальность в плане её центрации вокруг «архе»), связаны с переменой взгляда на мир и как следствие - с трансформациями его онтологических репрезентаций.

Названные стилевые изменения осуществили «переселение» философского знания на «края» и «периферию», заставили его отказаться от собственной властной силы, сынициировали его демократические встречи с жизненным содержанием социокультурной повседневности. Результат встречи философии и научного знания о социальности - появление частных методологий, тех самых «локалов», о которых говорит Ж. Деррида [1], философизация наук, приобретение ими специфически рефлексивных способов работы: ревизия философских основ предлагает им перенять способность осознавать методы собственной работы.

Науки о праве не находятся в изоляции от общей тенденции развития научного и философского знания. Замечая изменения в способах собственных концептуализаций, они не могут не рефлексировать по поводу новых подходов как к понятию права, так и ко всей проблематике правовых отношений, рационально оформляемых в юридической науке. Что в этом смысле можно было бы иметь в виду, когда сегодня объясняем возможность трансформаций понятий права и правовых отношений? Исходным основанием для ответа на этот вопрос является понимание возможностей, которые открывает стиль мышления современной философии в построении социальных онтологий.

Основное, на что обращается внимание в плане стилевых философских изменений, - это, во-первых, антропологический разворот философии, изменение всего круга проблем, связанных с бытием человека. Новому культурному состоянию должен соответствовать новый антропологический круг проблем и тот культурный герой, который бы обладал адекватным способом ориентации в нём. Во-вторых (и это является следстви-

ем первого), культура конца ХХ в. знает полисмысло-вое единство, культурное «многоголосье» как специфически бытийственное человеческое окружение. Поэтому предлагается новое видение социальных онтологий, которые выстраиваются теперь с учётом индивидуальности и уникальности человеческих культурных норм и ценностей. Поликультурное состояние в число легитимных для культуры проблем включает случайное и единичное, каждый раз уникальное бытие отдельного человека. И первое и второе направления изменений философии воздействуют на построение ею онтологий современного мира в необходимом ракурсе философской антропологии.

Но понимание права и онтология правовой реальности до сих пор базируются на основах классических форм концептуализации, предлагающих понятийное видение мира, возведение конкретных форм наличной множественности сущего к всеобщей сущности понятия. Проблема состоит не в том, чтобы скорейшим образом внедрить в практику социальной жизни (правовых отношений в том числе) все философские новации, но в необходимости рефлексивного отношения к ним, обсуждения практических следствий и возможностей самой «бесполезной», по словам ещё Аристотеля, науки - философии. Изживание прежних культурных образцов осуществляется раньше создания их как новых. В итоге современная философская рефлексия о бытии человека в культуре вообще и в культуре правовых отношений в частности не подкрепляется практическим поведением социокультурных институтов. Аристотель, говоря о «бесполезности» философии, опровергал этот тезис собственными открытиями в области философии (например, открытием науки логики), имеющими непосредственное значение для развития науки.

Современная философия, предлагая мыслить по-новому - вне метафизической силы центра, представила возможность новых способов научных теоретизаций и построения онтологий нового характера. Новизна, в первую очередь, коснулась онтологической стабильности. Во-первых, из устойчивых и абсолютных в «расколдовываниях» тайн природы, личности и общества они, потеряв силу «схватывания» абсолютных и устойчивых законов, приобрели характер вечного движения и становления, постоянство неустойчивости и перманентность изменений. В динамике онтологии

теряют предметность репрезентации, в постоянстве движения остаются лишь «разрывы» и «переходы». Это - внеосновные (без основы) онтологии. Во-вторых, в своей динамике они коммуницируют друг с другом, сталкиваются и пересекаются, сцепляются и переплетаются. Динамичный и коммуникативный характер онтологий санкционирует пограничные, междисциплинарные состояния. Человек сегодня формируется и живёт на границах-пересечениях различных онтологий, в общих коммуникативных зонах, в пространствах «между», в «переходе» [2]. В итоге и культура, и природа, и человек приобретают маргинальный, межпогранич-ный характер.

Динамика задаёт основание для понимания современной социальной реальности как реальности «хаоса» и «кризиса», которые невозможно квалифицировать как временные состояния. Напротив, они приобрели характер постоянства, репрезентируют современную социальную реальность, ибо отсутствие онтологического центра означает отсутствие культурной доминанты [3], которая бы диктовала необходимость единства и социокультурной устойчивости. Именно эта онтологическая и культурная специфика квалифицируется сегодня как задающая мотивы кризиса и нестабильности социальной реальности, что тоже стало не просто переходным периодом, который стоит претерпеть, подождать, чтобы всё пришло в норму. Культурный кризис сегодня - это и есть норма. Такую норму, очевидно, нельзя не иметь в виду при описании и изучении современной правовой субъективности и её правового поведения.

Маргинальная субъективность - это норма в мире онтологического хаоса. Для понимания права и характера правовых отношений важен вывод: маргинальность становится нормой существования. Понимание философских оснований нынешней культуры намечает план поиска путей развития правовой науки, которые видели бы личностное поведение в аспекте адекватности новому, т.е. маргинальному, кризисному характеру культурной онтологии и человеческой субъективности. Поворот в сторону изучения маргинальной субъективности - это адекватный антропологический поворот всех форм современного социокультурного и гуманитарного знания.

В этом смысле, может быть, институту научного знания и той его области, которая нас непосредственно интересует в данной работе - науке о праве, - следовало бы обратить внимание на философские предложения увидеть эти методы и способы. Они, конечно, предстанут не в обычной для классической позиции форме, но в форме, вполне адекватной современной неустойчивости, онтологической коммуникативности и маргиналь-ности. Видение маргинальной субъективности не может не повлиять на характер правового знания и законы юридической науки в целом. Что это значит?

Прежде всего, современное понятие маргинальности нельзя связывать только с девиантным поведением. Это понятие расширило своё категориальное значение и, следовательно, в таком более широком понимании входит в юридическую науку, что, безусловно, не может не иметь своих социально-правовых следствий. Один из аспектов маргинальной субъективности может быть показан на примере характерного для современной культуры антропологического типа игровой субъективности.

В культурфилософской и философско-антропологической литературе сегодня всё чаще говорится о новом антропологическом проекте и появлении нового культурно-антропологического типа личности. В этом смысле обнаруживает себя переоценка метафизического наследия классической философии в целом, предложившей логоцентристское мышление, зажатое в строгие рамки необходимой оппозиции «серьезное/игровое». Философская неклассика имеет интенцию к разрушению этих основ, ибо разрушает логику бинарных оппозиций, полагает возможность таких методов исследования, как «политическая технология тела» (М. Фуко) [4. С. 197-248], «символический обмен» (Ж. Бодрийяр) [5], «либидинальная экономия» [6], «грамматология» [7]. Все они инициируют возможность, конечно, нового антропологического проекта и допускают его базирование на новом типе субъективности. Версии анализа современного культурного состояния с игровых позиций имеют право на существование и требуют специального изучения. Характер и вектор этого изучения базируются на постметафизиче-ском способе понимания игры, основанном на стратегии видения социальной онтологии как онтологии становления, динамики, постоянного изменения.

Конечно, сразу же возникает вопрос о возможности легализации игры в правовых отношениях и в науке о праве. Игра если и эксплицируется на разных уровнях культурной деятельности, то как это сделать по отношению к правовой науке и онтологии права? Допустимо ли включение в правовые отношения игровой субъективности? Не «устала» ли культура, позволившая постановку вопроса в такой форме? Вопросы встают в связи с тем, что традиционно игра утверждала такие бытийственные черты, как лёгкость, радость, свобода. Сегодня игра ассоциируется с понятием существования человека в мире динамики, постоянных переходов, кризиса - с понятиями «хаоса», который и есть «порядок», с «разрушением», которое одновременно и есть «созидание».

Игра - способ ориентации в хаотичном мире, распавшемся на децентрированные фрагменты. Многоуровневой, хаотичной действительности должен соответствовать человек, способный на общение в ситуации неопределён-ности, непрозрачности путей, непрогнозируемости последствий, открытости будущего. Современный человек ощущает себя не в действительности предметного мира, но в мире возможности, постоянного выбора в плюральном мире: он всегда «на распутье» и в «переходе». Современное бытие - система регулярных разрывов и нарушений логики. Оно полагает нониерархичнсть, фрагментарность, многомирность, полифонизм.

В таком мире человек всегда находит себя в игровой ситуации: он не может ставить чётких, рационально просчитанных целей, ему постоянно приходится идти на риск, он - в веере предлагаемых и равновозможных для выбора путей, в постоянной заботе вероятностного принятия решений, возможной ошибки, либо также возможной удачи. Игра становится формой бытия, сопряжённого с трудностями, преодолениями, постоянным распадением себя и собиранием себя в новую идентичность. Как научиться жить в игровом хаосе, играть со своими же «Я», со своими идентичностями? Как жить в мире, где легитимируется игра,

где стёрты границы нормы и анормального, где нет правил и гарантий и откуда ушла классически понимаемая серьёзность, а на смену труда пришли «новые симптомы»? «Вообразите себе на минуту такой сдвиг, когда великие цели, еще вчера придававшие ясную архитектонику нашему жизненному пространству, утратили свою четкость, притягательную силу и власть над нами, хотя то, что призвано их заменить, еще не достигло очевидности и необходимой убедительности. В подобную эпоху окружающее нас пространство чудится распавшимся, шатким, колышущимся вокруг индивида, шаги которого делаются тоже неуверенными, потому что поколеблены и размыты точки отсчета» [8. С. 203]. Как рационализировать правовой закон и отличить юридическую норму от девиантного беззакония, если игровой субъективности приходится постоянно быть в маске, а личностной уникальности противостоит «пустота персоны»? Где критерий нормного, если легитимирован конец единомыслия и ценностный плюрализм?

Гибкость и динамичность современной культуры принципиально не допускают возможности единственно верного определения культурной парадигмы. В культурном плюрализме устранены границы между высоким и низким, массовым и элитарным. И что? Действительно ли юридическая наука сегодня бессиль-

на, ибо потеряла, кажется, всякие критерии для определения правовых норм и законов?

Правда в том, что современность, действительно, ставит слишком много вопросов? И философия (в этом её специфика) замечает их и озвучивает, не давая категорических ответов (ибо в категорическом ответе сквозит пафос нефилософичности), но приглашая к размышлению. В нашем случае - в случае игровой субъективности, - очевидно, дело идёт не об упразднении культурной нормы, а о легитимации культурного многоголосия. Человеку надо учиться жить, самостоятельно выбирая нормный ориентир, выбирая норму и создавая себя. Культурный полифонизм - конструкция сложная, сопряжённая с трудностями решения и абсолютной личностной самостоятельности. Современная наука о праве имеет дело с новым культурноантропологическим типом - с игровой субъективностью, с «человеком возможности», с «человеком перехода», «человеком колеблющимся» и т.п. Замечая все новые онтологические и антропологические характеристики и объясняя их пафосом провозглашённой деконструкции, философия, однако, предупреждает, что в этом пафосе становятся мало различимы позитивные и негативные культурные доминанты. Но даёт ли это право сомневаться в их существовании?

ЛИТЕРАТУРА

1. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. 495 с.

2. Лехциер В. Феноменология «пере»: Введение в экзистенциальную аналитику переходности. Самара: Самар. ун-т, 2007. 332 с.

3. Университет как центр культурпорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский,

Л. А. Ященко, С.В. Костюкевич и др.; Под ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2004. 279 с.

4. Фуко М. Послушные тела // Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Маг§тет, 1999. С. 197-248.

5. Бодрийяр Ж. Символический обмен. М.: Добросвет, 2000. 387 с.

6. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998. 160 с.

7. Деррида Ж. Позиции: Пер. с фр. Киев, 1996. 192 с.

8. Ортега-и-ГассетХ. Новые симптомы // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 7 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.