Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ "ВНЕЗЕМНОГО": ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНОГО В КИНОФАНТАСТИКЕ 70-90-Х ГГ'

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ "ВНЕЗЕМНОГО": ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНОГО В КИНОФАНТАСТИКЕ 70-90-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕЗЕМНОЕ / АНТРОПОМОРФИЗМ / ANTHROPOMORPHISM / ЗООМОРФИЗМ / ZOOMORPHISM / ИНОЕ / OTHER / SETI / КИНОФАНТАСТИКА / НАРРАТИВЫ / NARRATIVES / EXOLIFE / SCIENCE FICTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Верещагина Н.В.

Статья посвящена репрезентации образов «внеземной» жизни в американской кинофантастике 70-90-х гг. Рассматриваются представления об инопланетных существах в мифологии, науке и искусстве. В статье приведены результаты нарративного анализа кинофантастики указанного периода. В результате анализа были выделены конструктивные схемы образа «внеземной» жизни и сюжеты, выстраивающиеся вокруг контакта человека с ней. Автор рассматривает медийный образ инопланетного существа через призму дихотомии «свой-чужой» и феноменологическую концепцию Иного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

АNTHROPOLOGICAL NATURE OF EXOLIFE: MODELING EXPERIENCE OF THE OTHER IN SCIENCE FICTION OF THE 70-90S

The article is concerned with a problem of representation exolife in american science fiction of the 70-90s. Visions of alien civilization in mythology, science, art are discussed. Narrative analysis results of science fiction of the 70-90s are given in the article. From the analysis of narratives constructive schemes of the exolife image and scenarios of aliens meeting were highlighted. The author consider a media image of an alien creature from the perspective of «own-alien» dichotomy and phenomenological concept of the Other.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ "ВНЕЗЕМНОГО": ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНОГО В КИНОФАНТАСТИКЕ 70-90-Х ГГ»

УДК 141.333:85.37

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМЕРНОСТЬ «ВНЕЗЕМНОГО»: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ИНОГО В КИНОФАНТАСТИКЕ 70-90-х гг.

Н.В. Верещагина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Статья посвящена репрезентации образов «внеземной» жизни в американской кинофантастике 70-90-х гг. Рассматриваются представления об инопланетных существах в мифологии, науке и искусстве. В статье приведены результаты нарративного анализа кинофантастики указанного периода. В результате анализа были выделены конструктивные схемы образа «внеземной» жизни и сюжеты, выстраивающиеся вокруг контакта человека с ней. Автор рассматривает медийный образ инопланетного существа через призму дихотомии «свой-чужой» и феноменологическую концепцию Иного.

Ключевые слова: внеземное, антропоморфизм, зооморфизм, Иное, SETI, кинофантастика, нарративы.

Введение: мифология «внеземного»

Представления о пребывании существ за пределами земного пространства зародились задолго до дискуссий о наличии жизни на Марсе. Во многих мифологических традициях можно встретить упоминания о «внеземных формах жизни», к которым относились, например, боги, имеющие внеземное происхождение, или иные богоподобные существа.

«В Астральных мифах выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания» [5, с. 116]. Другим популярным мотивом является представление о людях, которые переместились или были перемещены на небо и стали там звездами или созвездиями

© Верещагина Н.В., 2017 41

[5, с. 117]. В древнекитайской мифологии есть упоминания, датируемые III в. н.э., о лунном зайце Юэ Ту1, который обитает на поверхности Луны под коричневым деревом и занимается тем, что готовит снадобье бессмертия [6, с. 680].

Интересно то, что «внеземная жизнь» в указанных случаях репрезентируется через знакомые зооморфные и антропоморфные образы2. «Внеземные существа» противопоставлены человеку, несмотря на схожесть, они выступают в качестве Иных, чья инаковость основана чаще всего на признаке «бессмертности», «неотнесенности» к земному порядку.

Однако эти Иные подчинены, если не земному, то мировому порядку, в который включен человек и его социальный мир. Согласно мифологическому мировоззрению, мир есть целостная система вещей, поэтому его образ строится на основе «превращения хаоса в космос» [4, с. 152]. По этой причине «внеземная жизнь» в мифологии прошлого конструируется на основе понятных и привычных образов. Иной не является ксеноморфом, а нарративы, выстраивающиеся вокруг него, отражают разного рода социальные взаимодействия или природные процессы.

В дальнейшем, благодаря развитию научного знания3, происходит осознание наличия области неизвестного, и в привычной мифологической системе происходит «надрыв», высвобождающий возможности представления неизвестного и фантазийные образы. В этой связи особый интерес представляют схемы конструирования облика космического Иного и нарративы, выстраивающиеся вокруг контакта с ним, т.к. Иной в комическом масштабе никогда не присутствовал в опыте человека (в отличие, например, от социального, гендерного или культурного иного/другого).

1 В 70-х гг. прошлого века были обнаружены изображения лунного зайца, стоящего на задних лапах с серпом луны, которые относят к периоду Западная Хань (206 г. до н.э. - 8 г. н.э.) [6, с. 680].

2 С одной стороны, мифологические образы китайского лунного зайца Юэ Ту и лунной жабы Чан-Э, египетского солнечного быка Аписа строятся на основе узнаваемых животных, с другой - они наделяются человеческими качествами и характерами.

3 Автор использует понятие в значении рефлексивного способа мышления.

В статье демонстрируются некоторые схемы репрезентации облика космического Иного и нарративы, выстраивающиеся вокруг контакта с ним на материале американской кинофантастики 70-90-х гг. Под обликом понимается не только внешний образ, но и совокупность поведенческих черт.

Научный поиск «внеземного»

Одним из первых научных проектов по установлению связи с внеземными цивилизациями стал проект Ф. Гаусса (1777-1855), который предлагал сделать заметный знак-иллюстрацию к теореме Пифагора, для этого необходимо было на большом участке леса вырубить деревья и засеять их пшеницей, это позволило бы создать контрастную картинку-знак, демонстрирующий разумность земных существ. Подобную идею выдвинул И. фон Литтров (1781-1840), предложивший вместо теоремы -геометрические фигуры, а вместо леса и пшеницы - вырытые в пустыне каналы, заполненные керосином.

Другим вариантом установления связи с внеземным разумом был специально разработанный язык (на основе математической логики), сообщения на котором должны были передаваться посредством световых сигналов. Идея не была востребована, однако, когда были открыты радиоволны, к ней вернулись [1, с. 494].

Надежды найти разумную жизнь не угасали, хотя в начале XX в. исследователи этого вопроса сошлись во мнении, что в пределах Солнечной системы разумных цивилизаций нет.

Впервые техническое задание на поиск внеземных цивилизаций появилось в конце 1950-х гг. Проблемой поиска занимались

4

многие видные ученые , попутно решающие другие научные вопросы и технические задачи. В 1961 г. состоялась конференция, центральной темой которой был вопрос внеземных цивилизаций [1, с. 495]. А в 1971 г. в Бюраканской обсерватории прошла первая в мире совместная советско-американская конференция CETI (Communication with Extraterrestrial Intelligence - связь с внеземным разумом)5 [1, с. 496].

4 Дж. Коккони и Ф. Моррисон, Ф. Дрейк, О. Струве и др.

5 Сейчас в обсуждении этого вопроса внеземных цивилизаций используются несколько терминов, о которых стоит упомянуть: «SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) - поиск внеземного разума, CETI (Communication with Extraterres-43

С 60-х гг. прошлого века по настоящий момент ведется непрерывный мониторинг космоса на предмет возможных сигналов, с 70-х гг. проведено множество экспериментов6 в этом направлении, в том числе с использованием космических аппаратов «Пионер» и «Вояджер», но ни следов, ни ответов пока не обнаружено.

Несмотря на отсутствие доказательств существования внеземного разума и каких-либо следов его деятельности, человеческая фантазия в различных мифологических и художественных формах живописно представляет картины встречи с ним, грозящие опасности, последствия контакта, а также внешний облик и модели поведения внеземного существа. Даже в самом научном сообществе первые попытки установить контакт носили мифологический характер, в них наблюдается перенесение человеческих качеств (разумность, способность расшифровать сигнал, знание математической логики и т.п.) на космического Иного. Как известно, перенос качеств с известного на неизвестное является одним из существенных принципов мифологии [4, с. 152].

Фантастические образы «внеземного»

К. Юнг в работе «Современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе», посвященной феномену НЛО, отмечает, что слухи об этом явлении начинают появляться в конце второй мировой войны, что обусловлено социально-психологическими проблемами, возникающими в кризисные периоды человеческой истории [8, с. 355-357]. Однако, как уже отмечалось ранее, образы

trial Intelligence) - связь с внеземным разумом, METI (Messaging to Extraterrestrial Intelligence) - передача сообщений внеземному разуму» [1, с. 484].

6 С 1973 г. обсерватория Огайского университета, используя радиотелескоп, проводит полный обзор неба на специальной частоте по программе SETI. В 1970-х гг. в СССР две группы радиоастрономов под руководством В. С. Троицкого и Н.С. Кардашева проводили эксперименты по поиску мощных импульсных сигналов. С 1990 г. в США специальная обсерватория Columbus Optical SETI Observatory непрерывно занимается поиском сигналов в оптическом диапазоне. 19 ноября 1962 г. в космос было отправлено первое радиопослание. 16 ноября 1974 г. было отослано еще одно радиопослание послание, направленное к шаровому скоплению М 13 в созвездии Геркулеса, которое, если достигнет адресата, способного его расшифровать и ответить на него, вернется с ответом через 50 тысяч лет на Землю [1, с. 505-516].

внеземных существ и описания встречи с ними задолго до этого начинают встречаться в культуре: астральные, солярные, лунар-ные мифы и т.п.

В художественных произведениях конца XIX - начала XX в. сюжет встречи с космическим Иным приобретает популярность, достаточно вспомнить фантастические произведения Г. Уэллса «Война миров» (1897) или «Первые люди на Луне» (1901), а в развивающемся кинематографе образы антропоморфных жителей Луны подхватывает Ж. Мельес, снявший один из первых фильмов в жанре научной фантастики «Путешествие на Луну» (1902).

В конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого века произошел значительный поворот в изучении SETI, о чем упоминалось выше. Подогреваемый интерес в области изучения внеземного разума нашел отражения в более широких кругах, а именно в кинофантастике этого периода, которая, опираясь на научно-популярные представления о космосе и художественные образы прошлого, конструировала собственные актуальные представления Иного и нарративы, с ним связанные.

В период с 70-х по 90-е г. в широкий прокат выходят множество фильмов освещающих тему встречи с Иным, среди которых можно отметить фильмы «Планета обезьян» («Planet of the Apes», Ф.Дж. Шаффнер, 1968) и следующие за ним части 197073 гг., «Штамм "Андромеда"» («The Andromeda Strain», Р. Уайз, 1971), «Человек, который упал на Землю» («The Man Who Fell to Earth», Н. Роуг, 1976), «Близкие контакты третьей степени» («Close Encounters of the Third Kind», С. Спилберг, 1977) и, конечно, знаковый фильм «Чужой» («Alien», Р. Скотт, 1979), получивший продолжение в последующих частях, выходивших в 1986, 1992 и 1997 гг.

В 80-е гг. можно отметить фильмы «Инопланетянин» («E.T. the Extra-Terrestrial», С. Спилберг, 1982), «Человек со звезды» («Starman», Дж. Карпентер, 1984), и культовый фильм в жанре боевик «Хищник» («Predator», Дж. МакТирнан, 1987), получивший продолжение в 1990, 2004 и 2007 гг.

В 90-х гг. кроме уже получивших признание фильмов о Чужом и Хищнике в прокат вышли «Особь» («Species», Р. Дональдсон, 1995), «Марс атакует!» («Mars Attacks!», Т. Бертон, 1996), «День независимости» («Independence Day»,

Р. Эммерих, 1996), «Звездный десант»7 («Starship Troopers», П. Верховен, 1997), «Пятый элемент» («The Fifth Element», Л. Бессон, 1997)и др.

В 70-90-х гг. оформились наиболее встречаемые фантастические репрезентации встречи человека с Иным. На основе качественного анализа можно выделить наиболее популярные нар-ративы:

1. «Посещение» (Иные «посещают» Землю):

a) «Угроза»: они представляют угрозу для жизни и безопасности человечества («Штамм "Андромеда"», «Марс атакует!», «День независимости»);

b) «Визит»: они прилетают с целью изучения или оказания помощи («Человек, который упал на Землю», «Инопланетянин»).

2. «Освоение» (Человек «осваивает» другие планеты):

a) «Колонизация»: человек захватывает чужую планету («Звездный десант», а позднее «Аватар»);

b) «Изучение»: человек исследует чужую планету («Планета обезьян»).

3. «Встреча»: столкновение человека с Иным на просторах космоса («Чужой»).

В облике инопланетного существа в этот период в качестве внешней формы выбирается зооморфная форма, например, насекомого («Вторжение гигантских пауков», «Звездный десант» и т.п.) [2, с. 92]. Бывают задействованы и другие животные: обезьяны, моллюски и др. Используются не только их внешние черты, но модели поведения. В третьем фильме из серии «Чужой», инопланетное существо получает технику движения собаки [9, p. 132], а в первых фильмах повадки и социальное устройство «Чужого» были позаимствованы у земных колониальных насекомых.

В зависимости от жанра фильма инопланетянин получает привлекательные или отталкивающие черты. Если в сюжете развивается тема «визита» или «колонизации», то Иной приобретает приятные черты, а тема «угрозы» означает встречу с отталкивающим существом.

Фильм снят по мотивам романа Р. Хайнлайна «Starship Troopers».

Кроме смешения зооморфных черт для создания образа ксе-номорфа используются антропологические признаки, не только прямохождение, но разумность, способность к обучению, навыки общения, сопереживания и т.п.

Можно предположить, что как и в ранней мифологической традиции образ космического Иного репрезентируется в кинофантастике 70-90-х гг. через знакомые зооморфные и антропоморфные образы с некоторыми изменениями.

Однако результаты анализа нарративов, формирующихся вокруг этих образов, указывают на то, что образ Иного подвижен, динамичен. Для мифологического мировоззрения чужим (иным) становится то, что приходит из далекого (края, земли, культуры и т.п.) [3, с. 26], то, что не вписывается в структуры своего мира, поэтому космические Иные не относятся в собственном смысле к иному миру.

Так, в случае с конструированием образов 70-90-х гг., обнаруживается феноменологическое понимание Иного как интен-ционального сбоя (А. Щюц, Б. Вальденфельс). Таким образом, Иной высвечивается тогда, когда повседневный, мир смыслов, позволяющих действовать автоматически, обнаруживает дефект [3, с. 27]. Иное - сам моментом сбоя, который нарушает уклад жизненного мира8, т.е. оно не является конкретным предметом [3, с. 27]. При этом Свое не предшествует Иному, они являются одновременно, они связаны, но не смешаны, как и нет абсолютного сходства и абсолютной чуждости. Антропологическая размерность «внеземного» используется для упрочнения связи между Свои и Чужим, с одной стороны, и усиления эффекта сбоя - с другой.

Библиографический список

1. Астрономия: век XXI / ред.-сост. В.Г. Сурдин. Фрязино: Век 2, 2007. 608 с.

8 «Пожалуй, в самой травматичной сцене в фильме Ридли Скотта «Чужой» (1979), во время ужина команды астронавтов, которые вот-вот успокоились после дневного происшествия, происходит вторжение Чужого в буквальном и переносном смысле в размеренный рутинный порядок совместной трапезы. У одного из астронавтов начинаются приступы, а потом его тело разрывает ксе-номорф, исчезающий где-то на космическом корабле. За обедом знакомое и привычное становится Чужим» [7, с. 121]. 47

2. Бугаева Л.Д. Насекомое: динамика кинематографического образа // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 2.

C. 89-93.

3. Довгополова О.А. Амбивалентность как характеристика образа чужого // Международный журнал исследований культуры. 2011.

№ 1. С. 26-31.

4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Академ. проект, 2012. 336 с.

5. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1 671 с.

6. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2 719 с.

7. Сивков Д.Ю. Коммуникации технонауки и фантастики: освоение Луны в кинематографе до реализации программы «Аполлон» // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 2.

С. 121-132.

8. Юнг К.Г. Современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе // Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Харвест, 2003.

С. 249-493.

9. Ewing J.A., Decker K.S. Alien and Philosophy: I Infest, Therefore I Am. Oxford: Wiley-Blackwell, 2017. 240 р.

АЭТИК0Р0Ш01СЛЬ NATURE OF EXOLIFE: MODELING EXPERIENCE OF THE OTHER IN SCIENCE FICTION OF THE 70-90s

N.V. Vereshchagina

Perm National Research Polytechnic University

The article is concerned with a problem of representation exolife in american science fiction of the 70-90s. Visions of alien civilization in mythology, science, art are discussed. Narrative analysis results of science fiction of the 70-90s are given in the article. From the analysis of narratives constructive schemes of the exolife image and scenarios of aliens meeting were highlighted. The author consider a media image of an alien creature from the perspective of «own-alien» dichotomy and phenomenological concept of the Other.

Keywords: exolife, anthropomorphism, zoomorphism, the other, SETI, science fiction, narratives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.