Научная статья на тему '«АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И.А. БУНИНА: АНАЛИЗИРУЕМ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА'

«АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И.А. БУНИНА: АНАЛИЗИРУЕМ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
381
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая личность автора / мыслительная деятельность / пространство / время / лексическая репрезентация / «Антоновские яблоки» / И.А. Бунин / linguistic personality of author / mental activity / space / time / lexical representation / “Antonovsky apples / ” I.A. Bunin

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.А. Дубова

Статья посвящена проблеме языковой личности и методике её описания на основе приемов лингвистического, лингвостилистического и лингвокогнитивного анализов рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Предлагается адаптированная для средней школы методика анализа, акцентирующая внимание на мыслительной деятельности автора и категориях пространства и времени. Объектом исследования является языковая личность автора, выявление и характеристика средств лексической репрезентации которой в рассказе И.А. Бунина определяет цель статьи. Исследование опирается на методы языковой выборки, наблюдения над особенностями стилистического функционирования и контекстуального употребления языковых единиц и их описания. В выводах обосновано, что языковая личность автора, структурирующая художественный текст, репрезентируется в произведении системой лексических средств, определяющих её индивидуальность и самобытность. Предлагаемый формат работы направлен на формирование у обучаемых алгоритма лингвистического анализа языковой личности. Материалы статьи могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русского языка, при углубленном изучении предмета и в формате работы с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“ANTONOVSKY APPLES” BY I.A. BUNIN: THE ANALYSIS OF THE AUTHOR’S LINGUISTIC PERSONALITY

The article raises a problem of linguistic personality and the methodology of its description based on the methods of linguistic, linguo-stylistic and linguo-cognitive analysis of I.A. Bunin “Antonovsky apples.” An analysis technique adapted for secondary school is proposed, focusing on the author’s mental activity and the categories of space and time. The object of the study is the linguistic personality of the author, the identification and characterization of the means of lexical representation of which in the story of I.A. Bunin defines the purpose of the article. The study is based on the methods of language sampling, observation of the features of the stylistic functioning and contextual use of language units and their description. The conclusions substantiate that the linguistic personality of the author, structuring the literary text, is represented in the work by a system of lexical means that determine its individuality and originality. The proposed format of work is aimed at developing an algorithm for the linguistic analysis of a linguistic personality among students. The materials of the article can find practical application in the school practice of teaching the Russian language, with an in-depth study of the subject and in the format of working with gifted children.

Текст научной работы на тему ««АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И.А. БУНИНА: АНАЛИЗИРУЕМ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА»

11. Какова должна быть направленность общественной деятельности? Должна быть общественно значимой и полезной - 400 (50%); должна соответствовать моим интересам - 387 (48,3%); должна приносить мне выгоду - 13 (1,6%)

12. Планируете ли вы вступить в организации (клубы), если не являетесь их членом? Да (указать название) - 368 (46%); нет - 432 (54%)

В выборке приняли участие 800 студентов в возрасте от 17 до 27 лет, студентов I—IV курсов Вятского государственного гуманитарного университета.

Согласно первому опросу, 437 (54,6%) чел. - члены общественных организаций (172 юноши и 265 девушек), а 363 (45,3%) (167 юношей и 196 девушек) не являются таковыми. Ответ на последний вопрос показал, что 368 (46%), не являющихся членами общественных организаций, хотят присоединиться к их рядам. В результате всего 603 учащихся (75,4%) имеют благоприятное отношение к общественным организациям. Студенты, которые не отличаются высокой энергичностью, тоже хотели бы принять участие в рабте общественных организаций [5].

Практика показывает, что студенческая молодежь нечасто нацелена на решение социальных задач. Мы решили узнать, в каких организациях задействованы наши студенты. Любая сфера деятельности студенческих коллективов должна отвечать за какую-либо функцию формирования личности студента. В результате нашего опроса оказалось, что студенты принимают активное участие в организациях с социальным характером. Интересом к коллективной деятельности и высокой инициативностью можно охарактеризовать студентов, так как большинство опрошенных выбрали такие организации. На первом месте среди студенческих организаций располагается студенческая профсоюзная организация (29%), немного уступает волонтерское движение (18%), и замыкают тройку творческие коллективы (11%), затем идут студенческие научные сообщества (12%), спортивный клуб вуза (10%) и студенческие добровольные отряды (9%). Организации, которые не имеют социальной ориентации, составили 11%.

Библиографический список

Профсоюзные организации играют огромную роль в формировании и воспитании гражданской активности, которая выступает в качестве эффективной движущей силы.

Второе место заслуженно занимает волонтерская деятельность. Волон-терство несет огромную пользу и имеет высокую значимость в обществе. Оно осуществляется безвозмездно и на добровольной основе. Волонтерская деятельность выражается во взаимопомощи, социальной активности, повышении качества жизни населения. С каждым годом волонтерство в нашей стране набирает все большие обороты и быстро развивается [4]. Увеличение работы волонтерских сообществ может привести к утверждению ценностей в обществе.

Большинство опрошенных на вопрос, решает ли ваша организация важные задачи для студенческой молодежи, ответили «да» - 672 (84%). Лишь маленькая часть студентов ответили «нет» - 104 (13%) и «затрудняюсь ответить» - 24 (3%). Подавляющее большинство респондентов считают, что ощущают пользу от работы этой организации: «да» - 729 (91,1%), «нет» -71 (8,8%). Студенческие сообщества играют немаловажную роль в жизни студенческой молодежи, тем самым формируя профессиональные компетенции для их будущей профессии, удовлетворяя потребность в самореализации.

Наиболее интересными и важными проблемами студенты считают материальную и социальную помощь людям - 208 (26%), интересы студентов, защита прав и мероприятия - 200 (25%) и помощь в адаптации - 184 (23%). Проблемы поддержки студентов в области науки - 40 (5%) и уборка улиц - 8 (1%) респонденты считают менее интересными.

Направленность общественной деятельности, по мнению студентов, должна быть - общественно значимой и полезной - 400 (50%), а также соответствовать интересам - 387 (48,3%). Некоторые студенты хотят, чтобы организация принесла им некую выгоду - 13 (1,6%) опрошенных.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная активность является неотъемлемой частью формирования ценностных ориентаций студентов. Ценностные ориентации, занимающие важную позицию в формировании личности, оказывают существенное влияние на путь человека и структуру его социальной активности, отношения к окружающим, поступков и поведения [6].

Результаты данных анкетирования можно использовать как дальнейшую перспективу для обновления педагогических технологий, направленных на создание благоприятных условий развития ценностных ориентаций будущих специалистов в Вятском государственном университете [7].

1. Севастьина А.А., Осипова Л.Б. Социальная активность молодежи как условие динамичного развития общества. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-2: 677.

2. Ляхова Т.Ю. Творческое развитие личности студента в условиях реализации компетентного подхода в вузе. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. 2017; № 56-9: 103-109.

3. Кротов Д.В. Социальный капитал российской молодежи проблема воспроизводства. Автореферат диссертации ... доктора социологических наук. Ростов-на-Дону, 2009.

4. Соколова Е.С. Социальная активность современной российской молодежи. Знание. Понимание. Умение. 2011; № 1: 197-202.

5. Баженова Н.Г. Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015; № 177: 146-154.

6. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодежи в волонтерскую деятельность. Ученые записки педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010; № 1: 51-58.

7. Мерзлякова С.В. Психологические особенности ценностных ориентаций современных студентов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Астрахань, 2006.

References

1. Sevast'ina A.A., Osipova L.B. Social'naya aktivnost' molodezhi kak uslovie dinamichnogo razvitiya obschestva. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2015; № 2-2: 677.

2. Lyahova T.Yu. Tvorcheskoe razvitie lichnosti studenta v usloviyah realizacii kompetentnogo podhoda v vuze. Krymskij federal'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo. 2017; № 56-9: 103-109.

3. Krotov D.V. Social'nyjkapitalrossijskojmolodezhiproblema vosproizvodstva. Avtoreferat dissertacii ... doktora sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2009.

4. Sokolova E.S. Social'naya aktivnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011; № 1: 197-202.

5. Bazhenova N.G. Osobennosti social'noj aktivnosti studentov, vovlechennyh v obschestvennuyu deyatel'nost'. Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2015; № 177: 146-154.

6. Barhaev A.B. Social'no-psihologicheskie predposylki vovlecheniya studencheskoj molodezhi v volonterskuyu deyatel'nost'. Uchenye zapiski pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. Chernyshevskogo. Seriya: Psihologiya. Pedagogika. 2010; № 1: 51-58.

7. Merzlyakova S.V. Psihologicheskie osobennosticennostnyh orientacijsovremennyh studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Astrahan', 2006.

Статья поступила в редакцию 03.09.22

УДК 372.8

Dubova M.A., Doctor of Sciences (Philology), senior lecturer, State University of Humanities and Social Studies (Kolomna, Russia), E-mail: dubovama@rambler.ru

"ANTONOVSKY APPLES" BY I. A. BUNIN: THE ANALYSIS OF THE AUTHOR'S LINGUISTIC PERSONALITY. The article raises a problem of linguistic personality and the methodology of its description based on the methods of linguistic, linguo-stylistic and linguo-cognitive analysis of I.A. Bunin "Antonovsky apples." An analysis technique adapted for secondary school is proposed, focusing on the author's mental activity and the categories of space and time. The object of the study is the linguistic personality of the author, the identification and characterization of the means of lexical representation of which in the story of I.A. Bunin defines the purpose of the article. The study is based on the methods of language sampling, observation of the features of the stylistic functioning and contextual use of language units and their description. The conclusions substantiate that the linguistic personality of the author, structuring the literary text, is represented in the work by a system of lexical means that determine its individuality and originality. The proposed format of work is aimed at developing an algorithm for the linguistic analysis of a linguistic personality among students. The materials of the article can find practical application in the school practice of teaching the Russian language, with an in-depth study of the subject and in the format of working with gifted children.

Key words: linguistic personality of author, mental activity, space, time, lexical representation, "Antonovsky apples," I.A. Bunin.

М.А. Дубоеа, д-р филол. наук, доц., Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, E-mail: dubovama@rambler.ru

«АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ» И.А. БУНИНА: АНАЛИЗИРУЕМ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ АВТОРА

Статья посвящена проблеме языковой личности и методике её описания на основе приемов лингвистического, лингвостилистического и лингвоког-нитивного анализов рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки». Предлагается адаптированная для средней школы методика анализа, акцентирующая внимание на мыслительной деятельности автора и категориях пространства и времени. Объектом исследования является языковая личность автора, выявление и характеристика средств лексической репрезентации которой в рассказе И.А. Бунина определяет цель статьи. Исследование опирается на методы языковой выборки, наблюдения над особенностями стилистического функционирования и контекстуального употребления языковых единиц и их описания. В выводах обосновано, что языковая личность автора, структурирующая художественный текст, репрезентируется в произведении системой лексических средств, определяющих её индивидуальность и самобытность. Предлагаемый формат работы направлен на формирование у обучаемых алгоритма лингвистического анализа языковой личности. Материалы статьи могут найти практическое применение в школьной практике преподавания русского языка, при углубленном изучении предмета и в формате работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: языковая личность автора, мыслительная деятельность, пространство, время, лексическая репрезентация, «Антоновские яблоки», И.А. Бунин.

В современную эпоху глобализации и цифровизации общества перед школьными учителями стоит нелегкая задача - повысить эффективность учебного процесса в соответствии с требованиями современного научного знания, характеризующегося интегративным характером, формируя у обучаемых определяемые ФГОС универсальные учебные действия и компетенции. Обращение к одному из важнейших в современной лингвоперсонологии понятию языковой личности определяет актуальность предпринятого исследования, новизна которого состоит в разработке адаптированной для старшеклассников методике анализа авторской языковой личности на примере изучения конкретного программного произведения. Анализ языковой личности автора в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» позволяет сформировать у обучаемых представление о средствах её лексической репрезентации и таком понятии, как языковая картина мира, важное место в организации которой, кроме категорий пространства и времени, занимает звуковая, визуальная, сенсорно-перцептивная лексика. Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты при углубленном изучении русского языка в школе и в формате работы с одаренными детьми, что призвано расширить представления школьников о возможностях лингвистического анализа текста, выработать у них алгоритм анализа конкретной языковой личности с опорой на значимые в её структуре содержательные категории (мыслительная деятельность, пространство, время). Цель статьи состоит в выявлении и анализе средств лексической репрезентации языковой личности автора в «лирико-импрессионистическом этюде «Антоновские яблоки» (1901 г), написанном И.А. Буниным в начале ХХ века» [1, с. 39] и принесшим, как известно, его автору подлинное признание, и последовательно решается в ряде задач: сформулировать рабочее определение языковой личности, на основе которого и будет произведена её структуризация; выявить роль мыслительного дискурса в формировании авторской языковой личности и способы его лексической репрезентации; проанализировать время и пространство как компоненты авторской языковой личности с позиций способов их вербализации в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки»; разработать адаптированную для средней школы методику анализа языковой личности на материале программных произведений художественной литературы.

Лингвистический анализ этого произведения мы предлагаем построить с опорой на методику анализа художественного текста в рамках характеристики одного из базовых для когнитивной лингвистики понятий - «языковая личность». В рассказе на передний план выдвигается языковая личность автора, способы репрезентации которой мы и попытаемся выявить в ходе изучения произведения. Под языковой личностью нами понимается «любой конкретный носитель того или иного языка-культуры, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных строевых средств данного языка для отражения видения и оценки им окружающей действительности (картины мира)» [2, с. 671].

Как известно, «мыслительная деятельность является важным компонентом в характеристике языковой личности персонажа, так как именно мышление и память позволяют фиксировать и сохранять знания человека о мире, оценивать происходящие события на основе сложившейся системы ценностей» [3, с. 446]. Поскольку ведущим композиционным приемом построения произведения является «рассказ в рассказе», вследствие чего описываемые события представлены сквозь призму воспоминаний рассказчика, то основным способом их репрезентации выступают глаголы со значением памяти и воспоминаний. Поэтому первое, что предстоит сделать обучаемым, - это выявить данные глаголы, проанализировать их контекстуальное употребление и роль в реализации авторского замысла. Наиболее частотными по употреблению являются следующие глаголы:

- помнить в значении «сохранять, удерживать в памяти» [4, с. 483] и производные от него (причем употребленные в грамматической форме 1-го лица, ед. ч., наст. времени, изъявит. наклонения в односоставной определенно-личной конструкции, что само по себе, дистанцируя деятеля, переносит содержательный акцент на процесс воспоминаний, возрождающий в мыслях рассказчика дорогие

сердцу образы и предметы): Помню раннее, свежее, тихое утро [5, с. 107]; Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад [5, с. 107] и т. д.;

- вспомнить в значении «возобновить в своей памяти» [4, с. 91] и производные от него: Вспоминается мне ранняя погожая осень [5, с. 107]; Вспоминается мне урожайный год [5, с. 108] и под.

На первый взгляд, создается впечатление некой фрагментарности картин, всплывающих в памяти рассказчика (осень, утро, сад, с одной стороны, и сбор яблок, молотьба, охота - с другой), призванных в своей совокупности создать безвозвратно ушедший в прошлое образ дворянской и мелкопоместной жизни, «ностальгия о которой съедает его [И.А. Бунина] душу» [6, с. 42]. Однако, если вдуматься в смысл глубже, то мы увидим, как талантливо и ненавязчиво автор переходит к созданию целостной картины угасающего дворянского быта, олицетворением которого являются усадьбы и складывающийся десятилетиями, а теперь безвозвратно разрушенный образ жизни в них.

Мыслительную деятельность рассказчика также репрезентируют глаголы думать в значении «направлять мысли на кого, что-н., размышлять» [4, с. 156] и знать в значении «обладать знанием чего-н., иметь о ком-чем-н. понятие, представление» [4, с. 291]: ... думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне... [5, с. 109]; Крепостного права я не знал и не видел [5, с. 110] и под. Они единично встречаются в тексте произведения, вербализуя интеллектуальную деятельность рассказчика, объектами мыслей которого являются события и факты из прошлой дворянской жизни (труд, крепостное право и т. д.). Приведенные контексты целесообразно прокомментировать в составе более расширенных фрагментов рассказа, что даст возможность сделать более точные наблюдения и глубокие выводы о специфике авторских размышлений о судьбах родины, доминанту которых, как мы уже отмечали, составляет ностальгия по прошлому, пронизывающая мыслительный дискурс рассказчика. Проведенные лингвистические наблюдения позволяют сделать вывод о том, что особую семантическую нагрузку в репрезентации мыслительного дискурса рассказчика несет категория памяти, раскрывающая мыслительный процесс героя в формате воспоминаний о прошлом.

Обобщить результаты проведенного исследования целесообразно в формате таблицы, которая наглядно представит своеобразие мыслительного дискурса автора. В ней логично предложить такие столбцы для заполнения, как глаголы со значением мыслительной деятельности - объекты мыслительной деятельности - их характеристика. Например: помню - сад - золотой, подсохший и поредевший. На основе составленной таблицы можно сделать выводы о частеречном статусе лексем, репрезентирующих мыслительный процесс рассказчика и передающих индивидуальное своеобразие его мыслительного дискурса; объекты мыслительной деятельности номинируются именами существительными, атрибутивная характеристика которых, как правило, представлена именами прилагательными. Особенности мыслительной деятельности рассказчика отражают специфику его окружения, социально-экономические и культурно-исторические условия, о которых он повествует. Объектами мыслительного процесса выступают события (сбор яблок, молотьба, ярмарка, охота), топосы (сад, усадьба, Выселки), временные номинации (осень, урожайный год).

Объекты, на которые направлен мыслительный процесс автора, позволяют сделать вывод о том, что не менее важными компонентами характеристики его языковой личности выступают время и пространство, которые «обнаруживают её [языковой личности] знания о мире» [7, с. 54] и являются одновременно миро-моделирующими универсалиями авторской языковой картины мира, под которой традиционно понимается некоторая модель, формируемая в результате взаимодействия человека с миром, связанная со становлением его представлений о нём.

Напомним, что время в художественном тексте характеризует события, их развитие, последовательность протекания и т. п., вследствие чего оно имеет двойственную характеристику. С одной стороны, несет в себе семантику ограниченной длительности, различающей события, временные периоды и т. д., а с другой - оно включает семантику неограниченной длительности, временных

изменений от прошлого к настоящему и будущему, что находит отражение в соответствующей лексике.

Временной континуум в рассказе в первую очередь репрезентируется «лексемами со значением сезонности, выраженными именнымиформамисуществ и-тельных и прилагательных, а также наречиями, которые входят в цикл времён года» [8, с. 412]. Основное внимание автор, безуслиснм, ^^цннтр^е^т на осмнщ описанию которой и посвящено произведение (ранняя погожая осень [5, с. 107]; Осень - пора престольных праздников [5, с. 109] и т. д.), тогда как предшествующее ей уходящее лето и наступающая после неё звыа тоньку упоминаютсяи тексте. Осень же автор вспоминает до мельчайших подробностей и деталей, которыми отмечен каждый её месяц. Особым, индивимщапьны-нвтоискнм приёмом характеристики сезонного времени является введение в текст народных примет: Осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вРдатихаидождик[5, с. 107]; Много тенетника на бабье лето - осень ядреная [5, с. 107].

Выявив, что центральная лексема в характеристике сезон ного вр емдни-это осень, целесообразно предложить учащимся порассуждать о способах и средствах изображения этого времени года в тексте, о его атрибутивных характеристиках, наконец, об авторском отношении кэтоеу времени нодм и тесной связи темы произведения (умирание дворянских усадеб) с этой временной порой. Один из возможных алгоритмов анализа можетвмц-лмуеттсееемащим образом:

1. Слова каких частей речи конкретизируют образ осе нимкаксва иксы мантика? (имена прилагательные, дающие ей атрибутивную характеристику: со значением времени (ранняя, поздняя), качества (погомая,яО-еная),цёета (жпо-тая) и т. д. Статично или динамично описание осени? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

2. Что примечательного в описании каждого отинтигннеся^? Пыдтвееди-те свой ответ цитатами из текста.

3. Раскройте описание осени как «поры престольиьщырааРномора.Мофн какими событиями в памяти автора ассоциируется осень?

4. Объясните включение в описание осени язекомсх единиц инзничтнием цвета, запаха и звуков. Прокомментируйте их семантику с опорой на частеречную принадлежность этих лексем. Правомерно ли говорить о визуализации осени? С какой целью в описании осени автор использует народные приметы?

5. С какими пространственными ориентирами связаны описания осени (сад, усадьба тетушки, лес и т. д.)? Проанализируйте способы и приёмы их создания.

6. Прокомментируйте авторское отношение к этому времени года. Подтвердите ваши выводы цитатами из текста.

Большое внимание автор уделяет также суточному времени, описывая целые дни, сохранившиеся в памяти, посвященные сбору яблок, молотьбе, охоте и т. д. Здесь используются антонимические оппозиции «утро - вечер» (раннее, свежее, тихое утро [5, с. 107] - ... до вечеру в саду толпится народ [5, с. 108]) и «день - ночь»: ... дни стоят синеватые, пасмурные [5, с. 114] - ... к ночи становится холодно и росисто [5, с. 108] и под.

При том, что основной акцент в характеристике временного континуума автор делает на сезонное и суточное время, в рассказ органично введены и такие типы времени, как историческое и Вечность, средством репрезентации которых являются номинации престольных праздников и традиционные в литературе образы неба и звезд. Важно подчеркнуть, что одной из отличительных стилевых особенностей прозы И.А. Бунина, и «Антоновские яблоки» в этом тмытлене являются исключением, исследователи творчества писателя отмечают органичное сочетание сиюминутного, преходящего и Вечного, проступающего сквозь призму ежедневности.

С целью систематизации результатов анализа временного континуума рассказа предлагаем составить таблицу, наглядно иллюнирттующию осоИеннонть авторского восприятия времени.

Проведенный анализ показывает, что лексические единицы с временной семантикой преимущественно представлены предложно-падежными формами имен существительных (см. примеры выше) и реже наречиями (наиболее частотные среди которых наречия со значением временной последовательности (Потом бабьим летом [5, с. 107]; Прежде такие усадьбы [5, с. 111]); временной протяженности (Долго прислушиваемся [5, с. 108]); неопределенного временного промежутка (... когда-то в дворянских усадьбах [5, с. 114]).

Подводя итоги анализу способов лексической репрезентации временного континуума в рассказе «Антоновские яблоки» с позиций его функций в создании языковой личности автора, подчеркнем, что основным способом его организации выступает система лексических средств, которые отобраны автором с учетом

специфики временного плана повествования и придают оригинальность изображаемой мдассказе киртвне аьра.

Важным компонентом характеристики авторской языковой личности вы-ттвьажс «риально втыимое тасикакчикнм» [9ып.1ММ]пимскраьстио, кпоыоНами репрезентации которого являются топонимы (Выселки, Красный Бугор, Гремячий ОытрокХ тpидлмжнo-иaдeжыыeфoрмlмcтLмeарвмтeлиыыx,иыммкиpыющиуито-странственные объекты (сад, деревня, усадьба тетки Анны Герасимовны); глагольные лексемы со значением перемещения в пространстве (ехать, мчаться, снттаться, пою^щатьня и т.^рнаржчные аксомысоонтчеоиеммртсфан-ственных ориентиров (всюду, оттуда, вдали).

Пртмечёёель но,ыоо сред и гыагоссвдвямесир, р^г^с^зовт^ьр^ящвх перямм-щения героя в пространстве, наиболее употребительными являются два: ехать и идти и производные от них, остальные глагольные лексемы встречаются единично:

-еаытьи пмоызворнын от нею...проезжад ын Выстпоам [р,с.109]; Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы [5, с. 110]; ... едешь на злом, сильном и приземистом «киргизе» [5, с. 112]. Безусловно, обращает на себя внимание гранмитныеикая Жормм гмaгoлыaЭмщи р-мли^ ед. с. саст.ьремнниитъувьр. накл., которая употреблена в синтаксической конструкции односоставного опре-дeцeнвы-шчнугы пынылтженил, актраыизирующего происходящее с героем действие, сохраненное памятью. Глаголы этой группы вербализуют направление движеыпяв лцФгщpансmоe,уцнфeтизиауеыне вопонимоад (Выаеоти, Ьианный Бор) и конкретными пространственными объектами (усадьба, двор);

- нНмчипртизводныеотнмго:Войдешанмомф, o110];6ыxoдummыm-ка [5, с. 110] и т. д. Эти глаголы употребляются реже и, как правило, применительно к субъекту действия, характеризуя его движение.

Mннысaнlвнтlюи тяпoищмнpеcжкaзaимlяюткяcaм,ycыеьыа/ moщщAнмы Герасимовны и Арсения Семеныча, Выселки, лес. Считаем целесообразным иppПлoщнть эм-аиви на coутоаlмииы ^гууьтпс мнсизтылнтpыльпыxтмиoылв произведения с опорой на лингвистический анализ текста. В качестве примера мужну уортсвытьукену анализа усадьбы Анны Герасимовны.

ПомоСный aпгyиитмьaглядныдыяyивтснpОeт вpинцппртp«крруизации пространственного объекта с учетом объема семантики создающих его лексем. Углубляя и расширяя языковые наблюдения, возможно предложить обучаемым втявмсь яиыкувые еаинвыы, харыгтермсующ ио мсновpыщтунyy ы прттзиедедир.к определить особенности этой характеристики. Предлагаем следующий алгоритм аитлиза

1. Выявить топос.

2. Проанализировать создающие его группы лексики со значением пространства, времени, запаха, цвета и звука.

3. Определить частеречную принадлежность значимых в характеристике топоса лексем. Какой части речи и почему отдает предпочтение автор?

4. Статично или динамично данное описание?

5. Можно ли выявить авторское отношение к данному топосу?

Так, например, один из ключевых в пространственной организации рассказа образ сада целесообразно проанализировать по месяцам: сад в сентябре, октябре и ноябре, выявив черты сходства и различия в его описании.

Важной пространственной скрепой в произведении является дорога, выполняющая функцию соединения различных топосов. Дорога проецирует мотив

№ Тип времени Способы репрезентации Характеристика

1. сезонное ранняя погожая осень [5,с. 100];ьб5у5тбыьс теплыми <1ж5ями[5, с. 107] ишнинмоии вимметнодд н месяиен

2. суточное ... прохладную тишину утра [5, с. 107]; ... вечером греется самовар [5, с. 107] номинации временных отрезков в пределах суток

3. историческое ... от екатерининской старины к романтичеиким сьемьнам [5, с. 113]; ... журналы с именами: Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина [5, с. 113] номинации исторических деятелей, философов, писателей и их произведений

4. Вечность ... смотреть в звездное небо [5, с. 107]; ... небо ... такое просторное и глубокое [5, с. 110]; ... закрывалось окошечко в голубое небо [5, с. 111] номинации неба и звезд как олицетворения Космоса, вечного пространства и времени

пути не только как способа передвижения в пространстве, но и в метафорическом плане как проекции судьбы самого рассказчика и шире - России, ностальгия о которой пронизывает повествование. Реально видимое пространство «дополняется пространством воображаемым» [9, с. 150]: «В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя.., чьи-то черные ... силуэты двигаются вокруг костра» [5, с. 108]. Средства репрезентации пространства отражают особенности восприятия этого феномена автором и объективируют его индивидуальную картину мира.

Особенностью изображения художественного пространства в произведении является его связь с категорией исторической памяти, выступающей важным компонентом мыслительного дискурса рассказчика, а также с категорией исторического времени, например, во фрагменте «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, - очень недавно, - имел много общего со складом богатой мужицкой жизни...» [5, с. 110]. Эта взаимосвязь индивидуализирует языковую личность автора, придавая ей самобытность и оригинальность.

Лексические единицы, входящие в лексико-семантические группы «пространство» и «время», позволяют определить категории пространства и времени в качестве моделируемых компонентов языковой личности рассказчика, средствами репрезентации которой в произведении выступают также лексемы со значением цвета, запаха и звуков. Таким образом, созданная в рассказе картина мира не только визуализируется, но и звучит, а также передает разнообразные запахи.

Группа слов со значением запаха представлена лексемами, относящимися преимущественно к именам существительным, значительно реже - к глагольной лексике и именам прилагательным. Доминирующий запах, сохраненный памятью автора, ассоциативно связанный с основным мотивом рассказа, его темой и проблемой, - это запах антоновских яблок, аккумулирующий несколько ключевых семантических пластов и символизирующий и осень, и усадебный быт, и счастливое прошлое, и сохранившуюся лишь в воспоминаниях Россию: Запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести [5, с. 107]. Однако кроме парящего над всем аромата антоновских яблок, автор акцентирует внимание на запахах, присущих человеческому жилью - запах дома, дыма, книг, домашних животных (... потянет из усадьбы запахом дыма, жилья [5, с. 114]; ... возвращались, ... пропахнув ... лошадиным потом, шерстью затравленного зверя [5, с. 112]) и запахах природы (... крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корой [5, с. 112]).

Тематическая группа цветообозначений представлена преимущественно именами прилагательными, гораздо реже глаголами и именами существительными. Цветовая лексика визуализирует в первую очередь мир природы, а также человеческий и вещный мир. В описании природного мира особое авторское внимание акцентируется на визуализации неба, широкая палитра цветов которого меняется от черного до голубого (Черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды [5, с. 108]; ... глядишь в его темно-синюю глубину [5, с. 108]; ... жидкое голубое небо [5, с. 111]); солнца (... пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца [5, с. 111]; ... солнечный свет ослепительно сверкал [5, с. 111]); тумана (... лиловатый туман [5, с. 108]); воды (Вода ... стала прозрачная [5, с. 109]); сада и деревьев (... на коралловых рябинах в чаще сада [5, с. 107]]); листвы (... по коврам ... черной, осыпавшейся листвы [5, с. 112]) и полей (... поля ... резко чернеют пашнями и ярко зеленеют... озимями [5, с. 111]). Как мы видим, сохранившийся в памяти автора пейзаж пронизан светом и блеском солнца, что подчеркивается соответствующей глагольной лексикой, образующей синонимический ряд (блестеть, сверкать, сиять), а также голубым и бирюзовым небом, на фоне которого по принципу контраста чернеют поздней осенью сад, листва деревьев, поля и пашни.

Мир людей, в свою очередь, визуализируется разноцветными красками их одежды (... понева - черно-лиловая с полосами кирпичного цвета [5, с. 107]; ... мальчишки в белыхзамашных рубашках [5, с. 107]); описанием их внешности (... старики и старухи ... большие и белые, как лунь [5, с. 109]); теней (... черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты [5, с. 108]). Вещный мир представлен описаниями домов (... по-черному дымятся избы [5, с. 108]; ... верхние стекла окон цветные: синие и лиловые [5, с. 110]), гумна (... на гумнах возвышается целый золотой город [5, с. 109]), костра (... пылает около шалаша багровое пламя [Бунин 2018: 108]), предметов (Два черных столба [5, с. 108]). Яркой чертой бунинского повествования является органичное сочетание бытовых и пейзажных описаний. Колоративная лексика визуализирует сохранившиеся в памяти рассказчика картины быта, в первую очередь дворянских усадеб, делая их зримыми и живыми, как будто всё, о чем вспоминается, было вчера. По частотности употребления лексем со значением цвета мы можем сделать выводы о том, какие образы прошлого являются доминирующими. Из природного мира это небо и солнце, из мира людей - одежда, из вещного мира -костер.

Считаем возможным предложить учащимся составить палитру важных для автора объектов (природного мира, мира человека). Подумав над семантикой используемых писателем цветов, можно связать выяренные в результнтв анапита цветообозначения с идейно-тематическим содержанием произведения.

Звуковая лексика, обширно представленная в нроузнеденаз, твкже ууа-ствует в создании авторской языковой картины мира. Считаем обоснованным классифицировать её на те же содержательные грунпы,птопаолоратиуную: гря-

рода, человек и мир вещей. Мир природы представлен разнообразными звуками леса, птиц, ветра: ... тишину утра ... нарушает сытое квохтанье дроздов [5, с. 107]; Ветер звонит и гудит в дуло ружья [5, с. 114].

Наиболее разнообразно озвучена жизнь людей. Звуки конкретизируют их образ жизни, работу и отдых. Это в первую очередь голоса, говор, крик и смех персонажей, топот пляски и треск съедаемых яблок: ... по всему саду раздаются голоса и скрип телег [5, с. 107]; ... слышится смех и говор, а иногда и топот пляски [5, с. 108] и т. д. Как мы видим, звуковая семантика репрезентируется глагольными лексемами (слышится, завопить, смеется и т. п.) и отглагольными существительными (голоса, говор, крик, лай, топот, скрип, треск и т. п.).

Особое внимание следует обратить на звуки дома, которые характеризуют как мир людей (сопровождают их жизнедеятельность), так и вещный мир: . скрип ворот [5, с. 108]; Слышно,... как дрова трещат и стреляют [5, с. 113]. Мир людей характеризуется также через звуки домашних животных: . кричат петухи [5, с. 108]; Тявкнула где-то вдалеке собака [5, с. 112]. Как мы видим, дом в воспоминаниях рассказчика предстает как живое существо. Он живет своей жизнью, олицетворением которой являются звуки населяющих его людей, домашних животных и предметного мира.

Особым аспектом характеристики человеческого мира являются звуки, иллюстрирующие разнообразные виды хозяйственных работ: . девки дружно ру-бяткапусту, мелькают сечки.., я слушаю их дробный, дружный стук [5, с. 114]; ... в риге начинается молотьба. ... гудит барабан молотилки [5, с. 115].

В звуковом оформлении вещного мира особая роль принадлежит лексике, репрезентирующей звуки выстрелов как олицетворения охоты: . с маху выстрелишь. Багровое пламя с ослепительным треском блеснет в небо.., а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится [5, с. 108]; поезда (... дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, . выбивают шумный такт колеса, громыхая и стуча, несется поезд [5, с. 108]); обоза (... слушать, как осторожно поскрипывает... длинный обоз [5, с. 107]).

Примечательно, что разнообразные звуки характеризуют дневной мир и противопоставлены тишине ночи, реализуя антитезу «многоголосие дня - тишина ночи».

Таким образом языковая картина мира автора визуализируется колоратив-ной лексикой, наполняется звуками и запахами, что придает ей жизненность и реалистичность.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что предлагаемый формат работы по анализу средств лексической репрезентации языковой личности автора в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки», безусловно, объемен и продолжителен, требует значительных временных затрат и внимательного исследования текста, так как все формулируемые выводы основываются на наблюдениях над языковыми единицами, раскрывающими тот или иной аспект авторской языковой личности, и особенностями их стилистического функционирования. Предложенный алгоритм предполагает в первую очередь формирование навыков сбора, классификации и описания лингвистических единиц, что заставляет вдумчиво читать текст, постигая семантику и содержательную нагрузку слов. Объединяя лексемы в лексико-семантические группы в соответствии с их ролью в формировании таких содержательных компонентов языковой личности, как мыслительная деятельность, категории пространства и времени, формирующих в своей совокупности её индивидуальное своеобразие, старшеклассники овладевают алгоритмом анализа конкретной языковой личности, которая может быть структурирована в виде следующей схемы:

Таким образом, проведенный анализ авторской языковой личности «по-звалеетраофдтдвожпледс еахярактернетнк (ожнолявиы ндеНжтвательдоснид людям, эмоциональный и оценочный статус, интересы), составляющих её праг-матиноеи опрадееяющит тезннрдскакндбоп ключеоыхсарр.прпоазеднющие категориальное значение в тексте» [10, с. 430]. В свою очередь, категории вре-пенн и пвожранст-р, па^едсуавл^н^епа вндивнднапьадлисоедствнми выражения, создают неповторимое своеобразие языковой личности автора в рассказе И.А. Бт-ита «Аныонев с ыиасбиокт».

Библиографический список

1. Михайлова М.В. И.А. Бунин. Русская литература XIX-XX веков: в 2 т. Русская литература XX века. Литературоведческий словарь. Москва: Издательство Московского университета, 2010; Т. 2: 38-92.

2. Караулов Ю.Н. Языковая личность. Русский язык. Энциклопедия. Москва: Большая российская энциклопедия; Дрофа, 1997: 671-672.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дубова М.А. Концепт «мыслительная деятельность» как способ характеристики языковой личности героя в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева). Неофилология. 2021; Т. 7, № 27: 444-452.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: Около 57 ООО слов. Москва: Русский язык, 1986.

5. Бунин И.А. Антоновские яблоки. Полное собрание рассказов в одном томе. Москва: Издательство «АЛЬФА-КНИГА», 2018: 107-115.

6. Михеева Л.Н. С думой о России, о человеке (страницы творчества А.И. Куприна, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева). Москва: НИИ ОСО АПН РФ, 1992.

7. Казарин Ю.В., Бабенко Л.Г Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум. Москва: Флинта: Наука, 2009.

8. Дубова М.А., Саркисян О.Б. Концепт «время» в авторской языковой картине мира (на материале повести И.А. Бунина «Деревня». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 411-413.

9. Николина Н.А. Филологический анализ текста. Москва: Издательский центр «Академия», 2014.

10. Дубова М.А., Ларина Н.А. Языковая личность героя в рассказе В. Брюсова «В башне». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 429-431. References

1. Mihajlova M.V. I.A. Bunin. Russkaya literatura XIX-XX vekov: v 2 t. Russkaya literatura XX veka. LiteraturovedcheskiJ slovar'. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2010; T. 2: 38-92.

2. Karaulov Yu.N. Yazykovaya lichnost'. Russkijyazyk. 'Enciklopediya. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya; Drofa, 1997: 671-672.

3. Dubova M.A. Koncept «myslitel'naya deyatel'nost'» kak sposob harakteristiki yazykovoj lichnosti geroya v romane I.A. Bunina «Zhizn' Arsen'eva). Neofilologiya. 2021; T. 7, № 27: 444-452.

4. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Slovar'russkogoyazyka: Okolo 57ООО slov. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

5. Bunin I.A. Antonovskie yabloki. Polnoe sobranie rasskazov v odnom tome. Moskva: Izdatel'stvo «AL''FA-KNIGA», 2018: 107-115.

6. Miheeva L.N. S dumoJ o Rossii, o cheloveke (stranicy tvorchestva A.I. Kuprina, I.A. Bunina, L.N. Andreeva). Moskva: NII OSO APN RF, 1992.

7. Kazarin Yu.V., Babenko L.G. Lingvisticheskij analiz hudozhestvennogo teksta. Teoriya ipraktika: uchebnik; praktikum. Moskva: Flinta: Nauka, 2009.

8. Dubova M.A., Sarkisyan O.B. Koncept «vremya» v avtorskoj yazykovoj kartine mira (na materiale povesti I.A. Bunina «Derevnya». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 411-413.

9. Nikolina N.A. Filologicheskij analiz teksta. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2014.

10. Dubova M.A., Larina N.A. Yazykovaya lichnost' geroya v rasskaze V. Bryusova «V bashne». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 429-431.

Статья поступила в редакцию О4.О8.22

УДК 372.8

Abieva N.M., senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: aceloti@yandex.ru

Kayuda E.N., senior teacher, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: kayuda.lena@yandex.ru

ORGANIZATION OF OUT-OF-CLASSROOM READING IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE AT A MEDICAL UNIVERSITY. The article is dedicated to a problem of increasing the level of communication skills of students of a medical university, which is relevant for the methodology of teaching Russian as a foreign language. Reading as a type of speech activity, according to the authors of the article, is one of the aspects that requires increased attention from the teacher, since the period of distance learning revealed a decrease in the quality of mastering reading skills. The organization of extracurricular reading is an effective way to improve the quality of education and student motivation to learn the Russian language. The article substantiates the expediency of extracurricular reading as a form of independent work of a student, analyzes textbooks for foreign students majoring in Medicine, gives recommendations on working with texts. This form of work allows optimizing the process of mastering reading skills, increase the efficiency of working with texts in Russian language classes.

Key words: Russian as a foreign language, competence, communication, extracurricular reading, medical text, types of speech activity, reading.

Н.М. Абиееа. доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: aceloti@yandex.ru

Е.Н. Каюда, ст. преп., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: kayuda.lena@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной для методики преподавания русского языка как иностранного проблеме повышения уровня коммуникативных навыков студентов медицинского вуза. Чтение как вид речевой деятельности, по мнению авторов статьи, - один из аспектов, который требует повышенного внимания со стороны преподавателя, поскольку период дистанционного формата обучения выявил снижение качества овладения навыками чтения. Организация внеаудиторного чтения - эффективный способ, способствующий повышению качества образования и мотивации студента к изучению русского языка. В статье обосновывается целесообразность внеаудиторного чтения как формы самостоятельной работы студента, анализируются учебные пособия для иностранных студентов специализации «Лечебное дело», даются рекомендации по работе с текстами.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, компетенция, коммуникация, внеаудиторное чтение, медицинский текст, виды речевой деятельности, чтение.

Период пандемии СОУЮ - 2019 наложил заметный отпечаток на уровень подготовки обучающихся вузов. Эти изменения имели как положительные стороны, так и отрицательные. На результаты обучения русскому языку как иностранному (далее - РКИ) в медицинском вузе также повлиял режим дистанционного формата обучения: возвращение к традиционной аудиторной форме занятий показало, что студенты испытывают ряд трудностей при продолжении изучения языка. Эти проблемы говорят о необходимости актуализации методических приемов на занятиях по РКИ в иностранной аудитории.

Методико-педагогические статьи последних лет посвящены разработке средств обучения, которые направлены на повышение уровня коммуникативной компетенции, что является весьма важным аспектом в условиях дистанта. К таким средствам относятся языковые клубы [1], использование инфографики [2], аутентичных текстов [3], а также применение методики пресс-конференции и мн. др.

Актуальность темы вызвана, с одной стороны, повышением спроса среди иностранных студентов-медиков на изучение русского языка с целью овладения уровнем, позволяющим осуществлять учебную деятельность в русскоязыч-

ном вузе, проходить клиническую практику в учреждениях российского здравоохранения, с другой стороны, сложившейся проблемой снижения уровня всех видов речевой деятельности в целом и чтения в частности, а именно - трудности понимания при чтении текста, снижение скорости чтения, фонетические проблемы и др.

Целью исследования является выявление приемов и методов работы с текстом при организации внеаудиторного чтения, позволяющих оптимизировать процесс овладения навыками чтения, повысить эффективность работы с текстом на занятиях по РКИ.

Задачи исследования: обосновать методическую целесообразность применения внеаудиторного чтения; проанализировать существующие учебные пособия для иностранных студентов-медиков; на примере отобранного текстового материала продемонстрировать приемы работы с текстом, формы контроля и организации самостоятельной работы студентов-медиков.

Научная новизна состоит в том, что авторами предпринята попытка разработки методических материалов, способствующих повышению качества образования и мотивации студента к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.