Научная статья на тему 'АНТИЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773–1775 ГГ.'

АНТИЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773–1775 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Нижегородская епархия / приходское духовенство / Е. И. Пугачев / Крестьянская война 1773–1775 гг. / епископ Антоний (Зыбелин) / А. А. Ступишин / Центральный архив Нижегородской области. / Nizhny Novgorod eparchy / parish clergy / E. I. Pugachev / Peasant's war of 1773–1775 / Bishop Anthony (Zybelin) / A. A. Stupishin / Central Archive of the Nizhny Novgorod region.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дингес М. А.

В июле – августе 1774 г. по территории Среднего Поволжья прокатилась волна Пугачевского восстания. Одним из ее последствий стало массовое убийство новокрещенами приходских священников. Целью данной статьи является анализ причин, хода и последствий этих трагических событий на территории Нижегородской епархии. Исследование опирается на документы Центрального архива Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CHURCH MOVEMENT IN THE NIZHNY NOVGOROD DIOCESE DURING THE PEASANT WAR OF 1773-1775.

In July-August 1774 a wave of Pugachev's revolt swept across the Middle Volga region. One of its consequences was the mass murder of parish priests by the newly baptised. The purpose of this article is to analyse causes, course and consequences of these tragic events on the territory of the Nizhny Novgorod diocese. The study is based on the documents of the Central Archive of the Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «АНТИЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773–1775 ГГ.»

УДК 93; 281.93

АНТИЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 1773-1775 ГГ.

© 2024 М. А. Дингес

аспирант Института российской истории e-mail: Dingesm@mail.ru

Российская академия наук

В июле - августе 1774 г. по территории Среднего Поволжья прокатилась волна Пугачевского восстания. Одним из ее последствий стало массовое убийство новокрещенами приходских священников. Целью данной статьи является анализ причин, хода и последствий этих трагических событий на территории Нижегородской епархии. Исследование опирается на документы Центрального архива Нижегородской области.

Ключевые слова: Нижегородская епархия, приходское духовенство, Е. И. Пугачев, Крестьянская война 1773-1775 гг., епископ Антоний (Зыбелин), А. А. Ступишин, Центральный архив Нижегородской области.

ANTI-CHURCH MOVEMENT IN THE NIZHNY NOVGOROD DIOCESE DURING THE PEASANT WAR OF 1773-1775.

© 2024 M. A. Dinges

Postgraduate student of the Institute of Russian History e-mail: Dingesm@mail.ru

Russian Academy of Sciences

In July-August 1774 a wave of Pugachev's revolt swept across the Middle Volga region. One of its consequences was the mass murder of parish priests by the newly baptised. The purpose of this article is to analyse causes, course and consequences of these tragic events on the territory of the Nizhny Novgorod diocese. The study is based on the documents of the Central Archive of the Nizhny Novgorod region.

Keywords: Nizhny Novgorod eparchy, parish clergy, E. I. Pugachev, Peasant's war of 1773-1775, Bishop Anthony (Zybelin), A. A. Stupishin, Central Archive of the Nizhny Novgorod region.

Пугачевское восстание стало тяжелейшим испытанием для Российской империи. Накопившиеся социальные противоречия в регионах, затронутых Крестьянской войной, перешли в фазу кровавого конфликта. Одним из них стало антицерковное движение «новокрещен» - народов Поволжья, христианизированных в середине XVIII в. Православие приняли в этот период подавляющее большинство чувашей, марийцев и мордвы. Несмотря на внешний успех, эта политика положила начало острому конфликту недавних язычников с приходским духовенством, который вылился в массовые убийства новокрещенами представителей клира в июле - августе 1774 г. В рамках Нижегородской епархии эти события затронули территорию Ядринского, Курмышского и Алатырского уездов. По подсчетам В.М. Кабузана, в 1760-е гг. чуваши

составляли 93,9 % населения Ядринского уезда и 18,9 % - Курмышского уезда, мордва в 1780-е гг. составляла 19,1 % населения Алатырского уезда [3, с. 234, 245].

В предшествующие десятилетию в Нижегородскую духовную консисторию поступало большое число жалоб на приходских священников от новокрещен: зачастую иереи смотрели на свое место как на источник обогащения, разоряли свою паству всевозможными поборами, взятками и вымогательствами, порой с применением насилия. В консистории провинившиеся священники редко наказывались, что порождало ощущение безнаказанности [12, с. 358]. Тяжелое положение народов Поволжья ярко описано в «Экстракте» А.И. Свечина, который в 1763-1765 гг. возглавлял Правительственную комиссию по ревизии дел Казанского адмиралтейства: в документе суммировано содержание 264 жалоб крестьян, поданных А. И. Свечину [7, с. 10-33; 10, с. 6]. Все это, конечно, не способствовало усвоению христианской веры недавними «язычниками».

Другим важным фактором стала непоследовательность политики христианизации. Уже в 1750-е гг. правительство, получив с мест доношения о крещении большей части «язычников», существенно урезало финансирование Новокрещенской конторы, новокрещенам уже не предоставлялись материальные льготы [12, с. 358]. В 1764 г. была упразднена Новокрещенская контора, вместо нее в епархиях должны были вести миссионерскую работу проповедники. С ликвидацией Новокрещенской конторы прекратились и выплаты священникам в новокрещенских селах: теперь их содержание ложилось на плечи самих новокрещен [6, с.97-98; 2, с. 258-260].

В результате народы Поволжья, придерживающиеся ранее «язычества», были формально крещены, но на деле они продолжали придерживаться старых верований. Священники постоянно направляли жалобы в консисторию: на проведение обрядов в священных рощах, на почитание «идолов» и т.д. [11, с. 58; 1, с. 78-80]. Из современников эту ситуацию ярко описал князь М.М. Щербатов: «...чуваши, черемисы, мордва и вотяки. были прежде погружены во мрак идолопоклонения, и хотя сколько увещеваниями, а более силою, и склонены приять христианский закон, но обращение их есть такое, какое может невольное быть, то есть, что они внутренно остаются по-прежнему идолопоклонниками. Да и быть им иноко не можно: ибо духовный Российский чин, отступая от правил Первенствующая церкви, не брал труда их сперва изучать, нижу знающих их язык к ним проповедников присылать, но токмо так как в баню, так и их к крещению водили.» [6, с. 109].

Таким образом, массовые убийства новокрещенами летом 1774 г. представителей духовенства были следствием накопившихся за предыдущие десятилетия социальных противоречий. Появление в регионе отряда Е. И. Пугачева стало детонатором, причиной перехода в «горячую» фазу тлеющего конфликта, ставшего очередным звеном Крестьянской войны. В донесении в Сенат от 18 июля 1774 г. нижегородский губернатор А. А. Ступишин сообщал о восстании чувашей, которые «истребляют священников, грабят церкви, колют образа, делают всякое беззаконие» [5, с. 35].

В Ядринском уезде было убито 38 представителей духовенства и членов их семей [4, с. 356, 394], в Курмышском уезде - 40, в Алатырском уезде - 9, всего по Нижегородской губернии - 87 [Там же, с. 394-396]. При этом собственно пугачевскими властями было убито 10 священно- и церковнослужителей, остальные 75 пали жертвой расправы новокрещен [Там же, с. 396]. Также, согласно доношению епископа Антония в Синод от 5 сентября 1774 г., в Саранском уезде, входившем в состав Симбирской губернии, было убито 7 человек — 6 священников и 1 дьячок [9, л. 1]. Таким образом, всего в Нижегородской епархии погибло 94 священно- и церковнослужителей, а также членов их семей.

В антицерковном движении народов Поволжья чуваши приняли более активное участие, нежели мордовское население. Во многом это объясняется дисперсным, «чересполосным» проживанием мордвы с другими народами [3, с. 233], преимущественно с русскими, наличием смешанных русско-мордовских поселений, в результате чего процесс христианизации протекал здесь быстрее [13, с. 96; 11, с. 59].

В нашем распоряжении имеется не так много известий о «языческом» характере выступлений новокрещен: в чрезвычайной ситуации властей интересовали в первую очередь убийства и грабежи. Тем не менее некоторые сообщения содержат интересные сведения на этот счет, правда относящиеся к соседней Казанской епархии. Так, в с. Богоявленском (Большие Туваны), зайдя в шапках в церковь, «взяв стоящий за правым крылом крест, который с церкви вихрем сломило, ругаясь, били плетьми...» [4, с. 352]. Как ранее духовные власти вырубали священные для чуваш рощи и уничтожали их «идолов», так и они теперь хотели расквитаться с символами навязанного им христианства. Характерно и то, что они били именно тот крест, который был сбит с купола церкви вихрем: вероятно, в их глазах это было проявлением слабости христианского Бога, а порыв ветра - проявлением гнева их божества.

Другой случай произошел в с. Акрамова Чебоксарского уезда с дьяконом Егором Степановым: новокрещены сковали его с остальными членами причта, разграбили их дом. Через четыре дня двоих, отца и брата Егора Степанова, убили. Дьякон говорит: «А меня, именованного, бив разным дреколием немилосердно, по тому ж хотели умертвить, однако вместо того, ругаясь надо мною, остригши с малолетним моим братом Иваном на голове волосы по-чуваски и велели жить по своему нечестию», то есть, видимо, принимать участие в языческих обрядах. Спасли его казаки-пугачевцы, которые взяли дьякона с собой; он возил за ними мешки с награбленным, пока не сумел бежать [4, с. 235].

Для проповеди послушания светским и духовным властям епископ Нижегородский и Алатырский Антоний в конце августа 1774 г. направил в Алатырский и Курмышский уезды ученых нижегородских священников. Помощь им должен был оказывать проповедник Нижегородской епархии Ермей Иванович Рожанский [14, л. 5-5 об.], будущий автор ряда работ по истории и грамматике чувашского языке, автор первой книги на чувашском языке («Краткий катехизис»).

Ввиду возможной опасности со стороны восставших нижегородский губернатор А. А. Ступишин выделил солдат для охраны проповедников [Там же, л. 4]. На деле, если судить по их отчетам, новокрещены довольно спокойно восприняли проповедь: «. свидетельствовали пославшему нас преосвященному архипастырю свою простонародную, но, как видно, чистосердечную благодарность» [Там же, л. 26-27]. Вероятно, это связано с тем, что наиболее ненавистные им представители местного клира были уже убиты, равно как и наиболее активные участники восстания.

В Святейшем синоде оценили инициативу епископа Антония по направлению проповедников в охваченные антицерковным движением местности: 3 октября 1774 г. в Нижний Новгород был направлен указ Священного синода, в котором говорилось, что «сей преосвященнаго поступок яко с пастырскою ево должностию сходственной, находит достохвальным» [9, л. 2].

Усилия властей Нижегородской епархии были также направлены на заполнение мест при церквях, оказавшихся вакантными в результате трагических событий. 7 августа 1774 г. из консистории был направлен указ в духовные правления о присылке ведомостей о праздных местах церковных причтов, а также о праздных священно-и церковнослужителях [16, л. 1]. Во священники посвящались семинаристы, реже -церковнослужители. Были направлены просьбы в соседние епархии о присылке оттуда

семинаристов для заполнения вакантных мест при церквях «за недостатком в епархии. ученых людей» [15, л. 11-12].

Семьям убитых выделялась от епархии помощь пропитанием. Осиротевшие семинаристы, чтобы иметь возможность содержать семью, производились в священники или церковники - в соответствии с возрастом [Там же, л. 4].

Как доношения направленных для увещевания проповедников, так и в целом документы консистории последней четверти XVIII в. рисуют картину затухания конфликта после его трагической кульминации. Вероятно, имело место своеобразное «выпускание пара», свойственное традиционному обществу разрешение социального конфликта посредством восстания и последующего относительного облегчения участи основной массы населения.

Конечно, при этом степень христианизации новокрещен оставляла желать лучшего. В консисторию продолжали поступать жалобы на языческие обряды и поклонение идолам. В 1785 г. епископ Дамаскин (Руднев) писал, что мордва, чуваши и марийцы «от прежних своих обычаев, нравов и суеверия не отвыкают; много еще от прародительского наречия, одеяния, обрядов и праздников удерживают» [1, с. 84]. Действительная их христианизация оказалась возможна лишь в последующей эпохе.

Таким образом, прохождение отряда Е. И. Пугачева через территорию Нижегородской епархии спровоцировало масштабное восстание новокрещен против приходского духовенства: 94 его представителя были убиты, многие церкви были разорены. При этом епископ Антоний (Зыбелин) показал себя талантливым и энергичным руководителем, приняв в чрезвычайной ситуации ряд необходимых мер: направление миссионеров для увещевания населения и организацию замещения вакантных мест и помощи семьям убитых.

Библиографический список

1. Голубин, Р. В. Межконфессиональные отношения в Нижегородском Поволжье (XVIII-XX вв.) / Р. В. Голубин, А. В. Морохин, В. А. Сомов. - Нижний Новгород, 2015. - 144 с.

2. Ислаев, Ф. Г. Религиозная политика Российского государства и ее реализация в Волго-Уральском регионе (XVIII в.): диссертация ... доктора исторических наук / Ф. Г. Ислаев. - Казань, 2005. - 368 с.

3. Кабузан, В. М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав / В. М. Кабузан. - Москва: Наука, 1990. - 256 с.

4. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Чувашии: сборник документов / составители П. Г. Григорьев, В. А. Нестеров; редактор В. А. Нестеров. - Чебоксары: Научно-исследовательский институт при Совете министров Чувашской АССР, 1972. - 528 с.

5. Курмачева, М. Д. Крестьянская война 1773-1775 гг. в Нижегородском крае / М. Д. Курмачева. - Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1975.

6. Можаровский, А. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. / А. Ф. Можаровский. - Москва, 1880.

7. Пугачевщина. Т. 2. Из следственных материалов и официальной переписки / Подготовлен к печати С. А. Голубцовым. - Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1929. - 495 с.

8. Российский государственный исторический архив. - Ф. 796. - Оп. 205. -

Д. 76.

9. РГИА. - Ф. 796. - Оп. 205. - Д. 77.

10. Саначин, С. П. Экспедиция сенатской Комиссии Александра Свечина в Казанское адмиралтейство 1763-1765 годов и ее последствия / С. П. Саначин. -Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. - 288 с.

11. Стрелкова, И. Х. Итоги деятельности Новокрещенской конторы на территории Нижегородской губернии (1740-1764 гг.) на примере татар и мордвы / И. Х. Стрелкова // Фаизхановские чтения: материалы четвертой ежегодной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Медина, 2007. - С. 57-60.

12. Стрелкова, И. Х. К вопросу об этноконфессиональной политике нижегородских властей в отношении новокрещенных жителей края в середине XVIII века / И. Х. Стрелкова // Человек в системе коммуникации: материалы VII международной научно-практической конференции по региональной культуре. Нижний Новгород. 6-8 июня 2006 г. - Нижний Новгород, 2006. - С. 356-359.

13. Таймасов Л. А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII -начале XX века: диссертация ... доктора исторических наук / Л. А. Таймасов. -Чебоксары, 2004. - 502 с.

14. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО). - Ф. 570. - Оп. 555. -1774 г. - Д. 21.

15. ЦАНО. - Ф. 570. - Оп. 555. - 1774 г. - Д. 41.

16. ЦАНО. - Ф. 570. - Оп. 555. - 1774 г. - Д. 278.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.