Научная статья на тему 'АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА'

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
транспорт / железнодорожный транспорт / антитеррористическая защищенность / терроризм.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н.А. Галишевский

В статье рассматривается понятие «антитеррористическая защищенность объектов железнодорожного транспорта». Рассматриваются проблемы формирования понятийного аппарата в сфере прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА»

Н.А. Галишевский

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА

В статье рассматривается понятие «антитеррористическая защищенность объектов железнодорожного транспорта». Рассматриваются проблемы формирования понятийного аппарата в сфере прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте.

Ключевые слова: транспорт, железнодорожный транспорт, антитеррористическая защищенность, терроризм.

Для правильного определения сущности деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, очевидна необходимость обратиться к проблеме легальных и научных определений понятия «объект железнодорожного транспорта», «антитеррористическая защищенность объекта» и близких им категорий. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Сказанное относится прежде всего и к железнодорожному транспорту. Расположение объектов транспортной системы на огромной территории серьезно затрудняет процесс формирования эффективной системы защиты транспортной инфраструктуры от несанкционированного вмешательства, в том числе диверсионно-террористического характера. Сети железнодорожного сообщения образуют транспортные узлы, где на сравнительно небольших территориях сосредоточены жизненно важные объекты и сооружения, а в районах вокзалов сконцентрировано большое количество людей. Совокупность данных факторов делает объекты железнодорожного транспорта и более притягательными для террористов и позволяет отнести объекты транспортного комплекса к объектам наиболее вероятных террористических устремлений.

В ходе анализа Концепции можно прийти к выводу, что предупреждение (профилактика) терроризма на объектах железнодорожного транспорта осуществляется путем реализации мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» содержит легальное определение понятия «антитеррористическая защищенность объекта». Так, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - (от греч. «anti» - вместо, против, от латин. «terror» - страх ужас) состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Данное определение содержится в п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Вышеуказанное определение понятия «антитеррористическая защищенность объекта», впервые на законодательном уровне закреплено в 2013 году в Федеральном законе от 23.07.2013 № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов», которым внесены изменения в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Однако приведенное выше законодательное определение обладает рядом существенных недостатков. Во-первых, многие понятия, такие как объекты и места массового пребывания людей, крайне неопределенны и не имеют нормативного толкования, в результате чего могут быть истолкованы субъективно.

Во-вторых, понятие «антитеррористическая защищенность объекта» определяется через «состояние защищенности», что, на наш взгляд, является недостатком юридической техники и проработанности терминологии при подготовке проекта федерального закона. Также представляет научный интерес, определение антитеррористической защищенности объекта, данное Своде правил «Обеспечение антитеррористи-

© Н.А. Галишевский, 2022.

ческой защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования», - состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта. В этой связи, при определении понятия «антитеррористическая защищенность объекта» полагаем, что более обоснованным выглядело бы следующее определение. Антитеррористическая защищенность объекта - это состояние зданий, строений, сооружений, иных объекта, мест массового пребывания людей, при котором минимизированы угрозы совершения террористических актов путем внедрения организационных, административных, режимных, технических и иных мер защиты, а также принятия мер по надлежащему кадровому обеспечению.

Для правильного определения специфики предмета правоотношений, возникающих в связи с антитеррористической защищенностью объектов железнодорожного транспорта, что является необходимым условием для правильного определения предмета прокурорского надзора, постановки задач, которые призваны решать органы прокуратуры, попытаемся рассмотреть термин «объекты железнодорожного транспорта», основываясь на систематическом анализе законодательства Российской Федерации.

Объекты железнодорожного транспорта - это пути общего и необщего пользования, а также другие сооружения, железнодорожные станции, вокзалы, железнодорожный подвижной состав, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Подводя итог можно сформулировать понятие «антитеррористическая защищенность объектов железнодорожного транспорта», которое может быть определено как такое состояние технологического комплекса, включающего в себя железнодорожные пути общего и необщего пользования, а также другие сооружения, железнодорожные станции, вокзалы, железнодорожный подвижной состав, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, при котором минимизированы угрозы совершения террористических актов путем внедрения организационных, административных, режимных, технических и иных мер защиты, а также принятия мер по надлежащему кадровому обеспечению.

ГАЛИШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.