Научная статья на тему 'Антисоциальная направленность личности осужденных за дорожно-транспортные преступления'

Антисоциальная направленность личности осужденных за дорожно-транспортные преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ / ALCOHOLIC INTOXICATION / ДЕВИАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / DEVIANT PERSONALITY / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / TRAFFIC CRIME / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / TORTFEASOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красненкова С.А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности осужденных за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека. Предложена криминологическая и индивидуально-психологическая характеристика личности осужденных данной категории, отбывающих уголовное наказание в исправительном учреждении. Сделан вывод о том, что дорожно-транспортное преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, закономерное следствие поведения аварийщика-делинквента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antisocial orientation of the identity of the convicts of road traffic crimes

The author presents the results of empirical research of the features of the personality of the sentenced for the violations of the rules of traffic and operation of vehicles which entailed fatalities out of negligence. The author offers criminological and individual and psychological characteristics of the identity of the convicts of this category serving criminal penalty in correctional facility is offered. She concludes that the traffic crime committed in alcohol intoxication a natural consequence of the behavior of a tortfeasor.

Текст научной работы на тему «Антисоциальная направленность личности осужденных за дорожно-транспортные преступления»

С. А. КРАСНЕНКОВА S. A. KRASNENKOVA

начальник психологической службы отдела воспитательной работы с осужденными УФСИН России по Воронежской области, кандидат психологических наук, подполковник внутренней службы

Антисоциальная направленность личности осужденных за дорожно-транспортные преступления

Antisocial orientation of the identity of the convicts of road traffic crimes

#

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности осужденных за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека. Предложена криминологическая и индивидуально-психологическая характеристика личности осужденных данной категории, отбывающих уголовное наказание в исправительном учреждении. Сделан вывод о том, что дорожно-транспортное преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, - закономерное следствие поведения аварийщика-делинквента.

Ключевые слова: эмпирическое исследование, психодиагностическое обследование, индивидуально-психологические особенности, алкогольное опьянение, девиантная личность, делинквентность, дорожно-транспортное преступление, осужденный.

Abstract. The author presents the results of empirical research of the features of the personality of the sentenced for the violations of the rules of traffic and operation of vehicles which entailed fatalities out of negligence. The author offers criminological and individual and psychological characteristics of the identity of the convicts of this category serving criminal penalty in correctional facility is offered. She concludes that the traffic crime committed in alcohol intoxication - a natural consequence of the behavior of a tortfeasor.

Key words: features, alcoholic intoxication, deviant personality, traffic crime, convict, tortfeasor.

#

Повышенное внимание к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения имеет серьезные основания: российские показатели смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) находятся на неприемлемо высоком уровне.

08.06.2016 внесены поправки в Правила дорожного движения Российской Федерации (ПДД), предусматривающие введение в законодательство нового термина - «опасное вождение». Пункт 2.7 ПДД официально дополнен абзацем, запрещающим водителю совершать одно или несколько следующих друг за другом действий, заключающихся в нарушении норм и

правил дорожного движения, которые могут в конечном счете привести к ДТП.

Среди показателей состояния безопасности дорожного движения не снижается и количество дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями в состоянии опьянения. Не случайно в целях борьбы с нетрезвыми водителями с 01.07.2015 введено ужесточение наказания за повторную езду в пьяном виде. Это предусмотрено Федеральным законом от 31.12.2014 № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 18

в сфере безопасности дорожного движения». Уголовная ответственность следует, если водитель задержан госавтоинспектором во второй раз либо он повторно отказывается от мед-освидетельствования. Сумма штрафа возросла, а также в качестве наказания добавились обязательные работы сроком до 480 часов или принудительные работы сроком до 2 лет. Помимо вышеперечисленных мер пьяному водителю транспортного средства грозит лишение свободы на срок до 2 лет.

Кроме того, федеральным законом предусматривается увеличение минимального размера наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо смерть двух или более лиц. При одной человеческой жертве пьяный водитель может оказаться в местах лишения свободы на срок от 2 до 7 лет, а при нескольких жертвах лишение свободы составляет срок от 4 до 9 лет.

В связи с этим важной задачей является научная оценка, анализ ситуации аварийности на дорогах, а также исследование индивидуально-психологических и криминологических особенностей виновников ДТП с целью разработки теоретических подходов к прогнозированию уровня аварийности и организации превентивных мероприятий, позволяющих повысить безопасность дорожного движения.

Уголовная ответственность по ст. 264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) наступает при причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо смерти человеку, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Специфика данной статьи состоит в том, что преступление предполагается неосторожным. И несмотря на то что порой последствием является смерть, общественная опасность его невелика. Соответственно, лица, совершившие дорожно-транспортные преступления, отнесены к категории неосторожных преступников.

Сохраняется мнение, что так называемые аварийщики, как и остальные лица, совершившие преступления по неосторожности,

являются социально интегрированными личностями, для которых не характерны дефекты правового и нравственного сознания. «Субъект неосторожного преступления, - пишет П. С. Дагель, - не сознает общественно-опасного характера деяния: он не только не желает (или не допускает) причинения вреда обществу, но либо вообще не предвидит возможности причинения этого вреда, либо уверен в его предотвращении» [1]. Отсюда вытекает особенность, характеризующая субъекты неосторожных преступлений: если субъекты умышленных преступлений прямо или косвенно противопоставляют свою волю интересам общества, то социально-психологической причиной неосторожных преступлений является невнимательность, безответственность. Высказаны мнения в отношении аварийщиков как особой, неиспорченной, всегда случайной категории преступников [2].

Видным российским криминологом Ю. М. Ан-тоняном выделены два типа личности неосторожных преступников, к которым ученый относит и аварийщиков: у одних в поведении превалируют самонадеянность и легкомыслие, им присущи авторитарность, самоуверенность, бравада, безапелляционность [3]. Второму типу присущи такие личностные свойства, как небрежность, стремление минимизировать собственные интеллектуальные, волевые и физические усилия в процессе жизнедеятельности. Ю. М. Антонян отмечает, что среди неосторожных преступников, включая совершивших дорожно-транспортные преступления, меньше лиц с типичными для преступников чертами. По мнению автора, неосторожным преступникам присущи такие фундаментальные черты личности, как склонность к возникновению тревоги, неуверенность в своих силах, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль.

По мнению ряда отечественных пенитенциарных психологов [4], лица, совершившие неосторожные преступления, являются по своим психологическим особенностям относительно однородной категорией. Их личностный профиль по тесту ММИЛ (прототип - ММР1) определяется выраженным пиком по шкале тревожности (7): фиксация тревоги и ограничительное поведение, при этом подъем по данной шкале свойственен практически каждому из неосторожных преступников. Повышение

профиля по 7-й шкале при нормативном разбросе выявляет преобладание пассивно-страдательной позиции. Сделан вывод, что такое психологическое качество, как тревожность, является фундаментальным и ведущим. Для таких людей характерны интрапунитивные реакции, то есть возложение вины за произошедшее на себя, неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль.

Многолетний опыт практической работы, связанный с изучением криминологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, предусмотренные ст. 264 УК РФ, позволяет отметить, что ДТП с тяжкими последствиями - не просто стечение различных неблагоприятных обстоятельств в жизни законопослушного гражданина. Совершенное аварийщиком в состоянии алкогольного опьянения преступление - закономерное следствие, итог формирования его личностной готовности, предрасположенности к нарушению закона, то есть криминальной предиспо-зиции [5].

Чтобы подтвердить данную гипотезу, в рамках исследовательской функции психологической службы УИС сотрудниками психологических лабораторий пенитенциарных учреждений Воронежской области проведено эмпирическое исследование личности осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ. Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-2, ИК-3, ИК-9, КП-10 УФСИН России по Воронежской области.

Контент-анализ материалов личных дел осужденных, сбор независимых характеристик, наблюдение, психодиагностическое изучение личностных качеств и степени криминальной зараженности, а также беседы в виде нестандартизированного интервью позволили нам подготовить портрет осужденного указанной категории.

Составляющей частью исследования стало углубленное изучение личностных особенностей осужденных по ст. 264 УК РФ - аварийщиков мужского пола со 100 %-м охватом испытуемых указанной категории в масштабе УИС Воронежской области.

При обследовании личности осужденных нами использовался краткий мужской вариант

стандартного опросника СМИЛ - стандартизированного многофакторного метода исследования личности (399 стимулов, 13 шкал, 3 варианта ответа; автор-разработчик и автор адаптации - Л. Н. Собчик; прототип - ММР1, СМИЛ [6]; направленность - интегральная, клиническая). Тест относится к категории вербальных количественных методов оценки параметров личности. Обоснованием выбора методов исследования явился факт возможности получить многогранную информацию об индивидуальности испытуемых. Процедура обследования носила стандартный характер. До участия в исследовании испытуемые опыта обследования по данному тесту не имели. Благодаря автоматизированному способу обработки данных и построения личностного профиля зависимость результатов обследования от субъективности и опыта экспериментатора была исключена.

Эмпирическую выборку составили 55 осужденных мужского пола, отбывающих наказание за совершение преступлений по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ (в состоянии опьянения). Объем выборки обусловлен исследовательскими задачами и количеством осужденных интересующей нас категории, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС Воронежской области. Пол испытуемых - с устойчивым неравным соотношением мужчин и женщин как среди водителей транспортных средств, так и осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ.

Типичный социально-психологический и криминологический портрет личности осужденного, отбывающего наказание за совершение преступлений по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, получился следующим.

Мужчина, совершивший преступление в возрасте от 20 до 50 лет, чаще - от 25 до 35 лет (56 %), с водительским стажем от 5 до 15 лет (47 %) либо более 15 лет (31 %).

Имеет относительно невысокий уровень образования, чаще среднее профессиональное (47 %) или среднее (34 %) образование. Занят низкоквалифицированным (водитель, слесарь, сантехник, токарь, механик, охранник) - 48 %, неквалифицированным (разнорабочий) - 19 % трудом либо рода занятий не имеет - 33 %.

Службу в Вооруженных Силах Российской Федерации проходили 60 % испытуемых, не проходили 40 %, из них по причине заболевания - 27 %.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

20

Семейное положение: 53 % осужденных в браке не состояли.

Анализ личных дел осужденных показал, что большинство испытуемых характеризовались по месту работы или жительства отрицательно (30 %) либо удовлетворительно (25 %).

Среди аварийщиков указанной категории все лица до осуждения за нарушение правил дорожного движения ранее привлекались к административной ответственности (100 %), из них были лишены права управления транспортным средством на срок от 2 до 3 лет 82 %, на срок от 1 года до 2 лет - 18 %. Ранее были осуждены, в том числе условно, 12 %.

Не имели права управлять транспортным средством 20 % по причине лишения (11 %) либо вообще отсутствия водительских прав.

Отношение к совершенному преступлению. В ходе судебного заседания вину признали 92 %, в содеянном раскаялись 96 %. В то же время часть осужденных недооценивают опасность содеянного, считают аварию случайностью, а себя невиновными или виновными не в полной мере, признавая вину частично (7 %), перекладывают вину на кого-то или какие-либо обстоятельства. Из лиц, признавших свою вину в ДТП, более 70 % называют его причиной личную самоуверенность, самонадеянность. И если, по приговору суда, раскаялись в содеянном 96 %, то во время беседы искреннее раскаяние подтвердили лишь 89 %, однако не осуждающих свое прошлое. Наказание считают несправедливым 60 %, в период пребывания в пенитенциарном учреждении они обратились в различные судебные инстанции с апелляцией.

На вопрос о возможных последствиях аварии в связи с нарушением правил дорожного движения % осужденных ответили, что об этом не задумывались, рассчитывали на авось и на то, что в ДТП не попадут. Большее число респондентов сожалеет о том, что причинили страдание собственной матери, половина сожалеет и о трагедии в семье потерпевшего. Однако, как нам представляется, действительно искренним сожаление было лишь у лиц, виновных в смерти собственных родственников, близких друзей, погибших в аварии. В остальных случаях сожаление на подсознательном уровне относилось к самим осужденным, неожиданному повороту собственной судьбы, пребыванию в местах лишения свободы.

Отвечая на вопросы, касающиеся вероятности амнистии и условно-досрочного освобождения, считали трудной свою ситуацию те, кто имеет решительных противников со стороны потерпевших, так как в соответствии с недавними изменениями в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации суд обязан извещать их о дате судебного рассмотрения ходатайства. Осужденные, имеющие непогашенные иски (60 %), желая быть освобожденными досрочно, в беседе говорили о том, что могли бы компенсировать причиненный вред, но гарантии освобождения нет, поэтому иск погашать не спешат. Важно, что во время судебного следствия большинство оспаривало сумму морального вреда или не соглашалось с ним. Это, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии раскаяния.

Несмотря на то что Уз респондентов считала причиной аварии собственное состояние опьянения («был пьяный за рулем», «отвлекся от дороги, расслабился» и проч.), остальные осужденные не рассматривали употребление алкоголя за рулем в небольших дозах как фактор риска, а около 10 % вообще не считали употребление алкоголя препятствием к управлению транспортом.

Таким образом, социально-демографические характеристики позволяют сделать вывод о том, что образ жизни аварийщиков, совершивших преступление в состоянии опьянения, нельзя назвать социально благополучным. Многолетнее систематическое правонаруша-ющее поведение, злостное нарушение правил дорожного движения, связанное с преступлением, свидетельствуют о том, что совершенное преступление вовсе не является случайным событием в жизни, а отрицание субъектом своей вины, поиск оправдывающих доказательств связаны с предумышленной мотивацией. При этом характер самоуверенного поведения близок к умышленному, поскольку виновниками признан факт нарушения норм и правил.

Особенности поведения в местах лишения свободы. Дисциплина неустойчивая: за добросовестное отношение к труду и хорошее поведение 50 % имеют поощрения, за нарушения установленного порядка отбывания наказания 50 % имеют взыскания; 13 % водворялись в запираемые помещения (штрафной изолятор). Большинство осужденных (80 %) обладают положительной социальной установкой, в то же

время 17 % обладают отрицательной социальной установкой без выраженных задатков лидерства.

Контроль эмоций и поведения в целом удовлетворительный, однако как поведенческий фактор риска отмечается повышенная импульсивность и эмоциональная несдержанность (у 15 %). Склонность к аутоагрессии не выявлена.

Психологические особенности личности. Усредненный профиль СМИЛ осужденных по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ расположен в пределах от 40 до 70 Т-баллов, отличается повышениями по шкалам 8 - «индивидуалистичность», 4 - «импульсивность», 2 - «пессимистичность».

При кодировании по Уэлшу профиль выглядит следующим образом: 84219-3675/0 : Б-ЬК/.

Усредненный профиль СМИЛ личности осужденных по ч. 2,4, 6 ст. 264 УК РФ

Типичными для личности аварийщиков, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, в наибольшей степени являются некая индивидуалистичность, своеобразие поступков, оригинальность суждений, субъективизм в оценке происходящего, противопоставление своих субъективных взглядов и суждений окружению, импульсивность, нетерпеливость, склонность к риску, легкость в принятии решений и непродуманность поступков.

Характерно сочетание разнонаправленных тенденций: высокой поисковой активности и динамичности процессов возбуждения, с одной стороны, и выраженной инертности и неустойчивости, с другой. Психологически это проявляется сочетанием высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истощаемостью, что при неблагоприятных социальных условиях стано-

вится почвой для алкоголизации личности и аддиктивного поведения.

Выявляется завышенная самооценка, склонность быстро принимать решение, порой не задумываясь о последствиях своих поступков, самоуверенность, эгоцентризм как неспособность индивида встать на чужую точку зрения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам. Гибкие установки по отношению к социальным нормам, низкое чувство вины, пренебрежение правилами, слабый интерес к общественным стандартам свидетельствуют о склонности к деструктивному поведению.

Полученные нами данные в корне не противоречат ранее проведенным исследованиям относительно характеристики личности осужденных интересующей нас категории, а представленный портрет отчасти согласуется с социально-психологическими характеристиками, составленными в разное время специалистами в области криминологии и юридической психологии [7, 8, 9]. Группа осужденных за убийство по неосторожности без агрессии, а к этой категории относятся и осужденные по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ, являются совершенно особым типом, хотя больше похожи на обычных убийц [10].

Действия водителей, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, часто не были обусловлены сложной обстановкой на дороге. Напротив, они ее формировали, то есть не ситуация вынуждала виновного к определенным действиям, а личность превалировала над ситуацией, что более характерно для умышленных преступлений [11].

Таким образом, указанные обстоятельства заставляют критически отнестись к высказанным в отношении аварийщиков мнениям как об особой, неиспорченной, всегда случайной категории преступников и позволяют сформулировать следующие выводы.

Аварийщиков, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, отличает антисоциальное поведение, типичное скорее для лиц, совершивших умышленные преступления с тяжкими последствиями. Для большинства обследованных нами осужденных ДТП стало закономерным следствием их жизнедеятельности, отражением личностных асоциальных ценностно-нормативных установок, что привело к нарушению закона и сви-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

22

детельствует о формировании криминальной предиспозиции. Криминальная предиспози-ция выражается:

- в доминировании над ситуацией, предшествующей ДТП;

- умышленном обострении этой ситуации и создании угрозы для жизни и здоровья людей;

- психофизиологическом состоянии водителя (алкогольное опьянение), при котором стала реальной возможность причинения вреда жизни и здоровью других лиц;

- правовом состоянии водителя, свидетельствующем о юридическом нигилизме (безразличном отношении к закону);

- индифферентном и даже пренебрежительном отношении к жизни и здоровью других людей.

Проведенное нами психологическое исследование позволило прийти к выводу о том, что ДТП с тяжкими последствиями - не просто стечение различных неблагоприятных обстоятельств в жизни человека, при исчезновении которых он перестает отличаться от большинства законопослушных граждан. Дорожно-транспортное преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, - закономерное следствие, итог формирования предрасположенности, личностной готовности к нарушению закона, антисоциальной направленности личности.

Проведенное исследование имеет прикладное значение. Его результаты, а также изучение следственно-судебной и пенитенциарной практики позволяют говорить о том, что случаи, когда виновный в ДТП водитель находился в состоянии опьянения, свидетельствуют не о преступном легкомыслии, а об убийстве общеопасным способом с косвенным неконкретизированным умыслом. В случае использования виновным транспортного средства в состоянии опьянения нельзя автоматически переводить вопрос уголовно-правовой оценки содеянного в

плоскость ДТП и расценивать как деяние, совершенное по неосторожности.

Надеемся, что представленный материал поможет разобраться в причинах и условиях, способствующих совершению ДТП, дать принципиальную и объективную оценку виновным, и особенно лицам, совершившим преступление в нетрезвом состоянии, а также принять исчерпывающие меры по предупреждению происшествий, связанных с гибелью граждан. ^

1. Дагель П. С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М. : Юрид. лит., 1977. С. 8.

2. Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб. : Юр. центр «Пресс», 2003. С. 325.

3. Антонян Ю. М. Криминология : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. С. 488.

4. Рабочая книга пенитенциарного психолога : пособие / под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева,

A. В. Шамиса. М. : ВНИИ МВД России ; ГУИН МВД России, 1997. С. 155.

5. Красненкова С. А. Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 111-117.

6. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М. : ИПП-ИСП, 2000. С. 72-125.

7. Иванова В. В. Предупреждение уголовно-наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 144.

8. Вишки Л. Транспортные преступления и криминологические теории личности. М. : Фонд ВНИИ БД МВД России. СР-775. С. 36.

9. Чучаев А. И. Транспортные преступления : проблемы квалификации и наказания : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 24-25.

10. Щелкушкина Е. А. Психодинамика личности осужденных за убийство : дис. . канд. психол. наук. Рязань, 2011. С. 118.

11. Механизм преступного поведения / под ред.

B. Н. Кудрявцева. М. : Наука, 1981. С. 193. Усредненный профиль СМИЛ личности осужденных по ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.