Антироссийские санкции и современное цифровое общество в Российской Федерации
Антипов Алексей Александрович
кандидат юридических наук, доцент, кафедра социальных отношений, рекламы и связей с общественностью, Московский технический университет связи и информатики, [email protected]
Артамонова Ярославна Сергеевна
доктор политических наук, профессор, кафедра социальных отношений, рекламы и связей с общественностью, Московский технический университет связи и информатики, [email protected]
В данной статье рассматриваются практико-ориентированные аспекты антироссийских санкций и реалии современного цифрового общества в Российской Федерации. В статье представлен анализ наиболее противоречивых особенностей и подходов к исследуемому явлению. В качестве основных задач, стоящих первостепенными в вопросе антироссийских санкций, находятся положения, направленные на изменение позиции России по ряду важных международных проблем, в том числе и ослабление экономики конкурентной страны. Соединенные Штаты Америки, и связанные с ними страны Европейского союза и ряда других государств вводят санкции в основном против России и ее граждан. В то же время, Россия быстро адаптируется к новой социально-политической, юридической и экономической ситуации, приспосабливается к уходу иностранных технологий и компаний, развивая Отечественные инфокоммуникации самостоятельно. В настоящее время цифровое общество ориентировано на людей, являющихся основным источником ресурсов, как в демографической, так и экономической сферах государства. Именно высококвалифицированные специалисты способны создавать новые цифровые технологии и совершенствовать уже существующие, что может позволить выйти российским инфокоммуникациям на высокий уровень и обрести независимость от других государств. Ключевые слова: антироссийские санкции, информационно-коммуникационные технологии, правовое регулирование, информация, импортозамещение.
(0 сч о сч
В современном мире под прикрытием демократии все чаще и чаще проводится политика ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета фактически размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются».
В международном праве санкция - это мера принудительного воздействия (военного, экономического, политического и др.), применяемая по отношению к государству, части его территории или определённых лиц, нарушающих международные соглашения и свои международные обязательства. В соответствии со статьей 39 главы VII Устава Организации объединённых наций (ООН) такие меры уполномочен принимать Совет Безопасности ООН. В статье 41 главы VII Устава ООН записано, что «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер.
Таким образом, санкции - это ограничительные меры (restrictive measures), которые одно государство вводит для того, чтобы обозначить свое отношение к действиям другого суверенного государства, а также заставить его изменить поведение. В этом смысле санкции - это не правовой институт, а политическое решение суверенного государства.
Санкции - это своего рода силовое воздействие. У них тем больше шансов достичь поставленной цели, чем больше политическая, военная и финансовая сила у того, кто их применяет, над силой того, к кому они применяются.
Использование инструментария санкций имеет давнюю историю. Правительство Соединённых Штатов Америки, например, прибегло к ним в 1807 г., приняв закон об эмбарго на торговлю сначала со всей Европой, а потом только с Францией и Англией. Применялись они и по отношению к нашей стране. С идеей введения санкций против России после Октябрьской революции 1917 г. выступил 42-й государственный секретарь США (1915-1920 гг.) Роберт Лансинг (Robert Lansing, 1864-1928).
К настоящему времени использование санкций к отдельным странам стало абсолютно привычным для Соединённых Штатов Америки видом воздействия на другие государства с целью их принуждения к исполнению их политической воли.
Традиционно США в санкции включают запреты на въезд на свою территорию, на посещение находящейся под санкциями страны гражданами США,
на экспорт и импорт, на инвестирование и предоставление кредитов, а также замораживание находящихся в юрисдикции США активов, счетов и операций установленного круга лиц и организаций, закрытие дипломатических представительств.
Разнообразные виды санкций оказывают влияние на разные сферы[6]:
• запреты на инвестиции, торговлю, приобретение недвижимости, развитие инфраструктуры и предоставление туристических услуг;
• ограничение въезда определенных граждан на территорию страны;
• замораживание активов, счетов и транзакций определенных лиц и организаций;
• запреты на экспорт и импорт, и другие.
Использование санкций в качестве средства политической, военной, финансово-экономической, научно-технологической, информационной и идеологической борьбы имеет давнюю историю, и Россия - далеко не первая страна, против которой их применяют.
Антироссийские санкции, в основном, нацелены на изменение позиции России по важным международным вопросам и ослабление ее экономики. Основными инициаторами санкций против России выступают Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза и их союзники.
В марте 2014 г. Соединённые Штаты Америки и Великобритания без разрешения ООН инициировали очередной виток санкционной борьбы с Российской Федерацией. Эти санкции поддержали: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация североатлантического договора (НАТО), ряд стран Европы и Азии.
Примерами антироссийских санкций могут служить ограничения 2014 года и текущие меры на 2023 год. В общем, согласно международному праву, применение санкций к другой стране допускается лишь в ограниченных случаях, однако страны Европейского союза и Соединенные Штаты Америки осуществляют ограничения по своему усмотрению, что нарушает данное правило.
Может показаться, что санкции наносят значительный урон российской экономике, однако они также стимулируют развитие импортозамещения, делая страну более независимой от внешних поставщиков. Кроме того, Россия сделала определенные шаги по вводу ответных санкций. Руководством нашей страны были выведены [1]:
• ограничения или запрет на импорт сельскохозяйственной продукции;
• запрет на привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа;
• запрет на совершение сделок с лицами, подвергшимися санкциям;
• ограничение финансовых операций в пользу лиц, попавших под санкции;
• прекращение прав на товарные знаки для товаров, чьи правообладатели - граждане США;
• переход на оплату экспорта газа в национальной валюте в «недружественные страны».
Далее проанализируем позитивные и негативные последствия санкций по отношению к РОссии.
Санкции 2014 года повлекли за собой приостановку сотрудничества с банками США и Европы, что оказало значительное воздействие на российский бизнес. Поскольку эти банки предоставляли выгодные возможности для перекредитования, позволяя российским компаниям эффективно перераспределять ресурсы для погашения старых кредитов.
Не имея доступ к финансовым европейским ресурсам, Россия укрепила связи с азиатским финансовым рынком, что впоследствии оказалось стратегически правильным шагом.
Прямые потери в технологической сфере России, вызванные сокращением зарубежных инвестиций и прекращением программ партнерства в области инноваций, оказались сравнительно небольшими (около 50 миллионов долларов). Если сравнивать это с потерями в период глобального финансового кризиса, которые составили приблизительно 1 миллиард долларов, то данные финансовые потери оказались несущественными для нашей экономики.
В самом начале ввода антироссийских санкций наша страна столкнулась с приостановкой множества совместных проектов с компанией «RedHat», которая является важным разработчиком операционных систем «Linux» [5]. Еще одним примером компании, прекратившей сотрудничество с Россией, является «Microsoft». Это привело к прекращению разработки планшета, предназначенного для российских электронных учебников. Работа над ним велась совместно с российским издательством учебной и педагогической литературы «Просвещение».
Введение санкций и особенно угроза введения новых ограничений стали причиной уменьшения числа российских пользователей облачных технологий тех компаний, которые размещают свои вычислительные системы за пределами страны. Это стимулировало множество потребителей переключиться на использование российских data-центров.
Компании «Visa» и «MasterCard» прекратили сотрудничество с рядом российских банков, что создало угрозу их отключения от международной финансовой системы «SWIFT» [4]. Несмотря на то, что их карты все еще функционируют на территории страны, перевыпуск новых карт становится невозможным без восстановления сотрудничества. С 10 марта 2022 года транзакции по картам этих систем стали недоступны за границей, а карты, выпущенные за пределами России, перестали действовать в стране [8].
Помимо этого, крупные дебетовые платежные системы прекратили сотрудничество с Россией, что серьезно затрудняет для тех, кто ведет деловые сделки с иностранными партнерами.
Россия для обхода ограничений по банковским 3 операциям апустила национальную платежную си- к стему «Мир». Уход «Visa» и «MasterCard» из России о сильно повысил спрос на отечественную платежную | систему «Мир», а для международных платежей и стали использоваться карты «Мир UnionPay». л
Компании мирового уровня, такие как с «Microsoft», «HP», «Symantec», «Oracle», «Apple», Ь
(О
сч о сч
«IBM», «Intel» и «Cisco», прекратили сотрудничество с Россией, а также продажи своих технологий, что может привести к серьезным трудностям для предприятий, использующих продукты этих компаний в своей деятельности.
Заключение.
Антироссийские санкции, введенные США, странами ЕС и другими государствами, с целью международной изоляции и ослабления экономики России, демонстрируют, что на практике такие меры воздействия оказывают отрицательное влияние не только на российскую экономику, но также на экономику стран-инициаторов санкций.
Мировая экономика продолжает нести ощутимые потери вследствие тотального сворачивания США и их союзниками торгово-экономических связей с Россией. Так, всё более очевидной становится тенденция деиндустриализации национального хозяйства Германии, а в Италии оказалась под ударом текстильная и мебельная промышленность. Увеличились расходы европейских и американских авиаперевозчиков - их рейсы в Азию становятся нерентабельными ввиду закрытия воздушного пространства России для транзитных перелетов.
Высокая инфляция привела к ужесточению кредитно-денежной политики во многих странах, продолжился рост внешней задолженности, усугубилась волатильность на валютных рынках. Блокировка части золотовалютных резервов России подтолкнула многие государства к переоценке своих накопительных стратегий. Значительно возрос спрос на золото со стороны национальных центро-банков. Наиболее активно пополняли свои резервы власти КНР, сокращая вместе с тем долю на рынке облигаций госзайма США.
Таким образом, США и страны Европейского союза испытывают значительные финансовые убытки в результате введения антироссийских санкций. Россия также сталкивается с определенными потерями из-за данных ограничительных мер, но наша страна демонстрирует способность быстро адаптироваться к уходу иностранных технологий и компаний, активно развивая свою собственную инфоком-муникационную сферу самостоятельно.
В условиях санкций в России повышается потребность в специалистах, способных создавать новые цифровые технологии и улучшать существующие. Эти специалисты приобретают высокую значимость как для сферы информационно-коммуникационных технологий, так и для всей экономики страны в целом.
Развитие в области технологий начинает протекать с гораздо более высокой скоростью, что дает Российской Федерации возможность не только сократить потери в период действия санкций, но и приобрести независимость от других государств. Этот переход к развитию собственных технологий и инфраструктуры позволяет нашей стране укрепить свою позицию на мировой арене и обеспечить более высокий экономический рост.
Литература
1. Антипов А.А. Влияние антироссийских санкций на инфокоммуникационную сферу России: положительные и отрицательные стороны// Экономика и качество систем связи, 2019. №-2(12). - С. 4952. [Электронный ресурс]. http://nirit.org/wp-content/uploads/2019/10/49-52.pdf (дата обращения: 03.08.23 г.)
2. Артамонова Я. С. Информационная безопасность российского общества: теоретические основания и практика политического обеспечения: дис.... д.полит.н. / М.: МГОУ, 2014. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=25552641 (дата обращения: 15.06.23 г.)
3. Громова В., Чебакова Д. Tele2 отказали в продлении лицензии на шведский бренд // Технологии и медиа . - 2022. [Электронный ресурс]. https://www.rbc.ru/technology_and_media/04/04/2022/ 624ae97f9a7947ef31 cb9bbe?ysclid=llpehyhr1y579532 090 (дата обращения: 22. 07.23 г.)
4. Заруцкая Н., Литова Е. Что будет с российскими картами Visa и Mastercard// Ведомости. -
2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.rU/finance/articles/2022/03/01/9 11509-visa-i-mastercard?ysclid=llpdenjkck507723776 (дата обращения: 09. 06.23 г.)
5. Капранов О. Linux отверг «Байкал»: изгонят ли Россию из сообщества свободного софта// DIGITAL. - 2023. [Электронный ресурс]. https://rg.ru/2023/03/23/linux-otverg-bajkal-izgoniat-li-rossiiu-iz-soobshchestva-svobodnogo-softa.html?ysclid=llpdt0doom901475666 (дата обращения: 25. 06.23 г.)
6. Лебедев А.С. Антироссийские санкции в глобальной экономической войне// Вестник МГИМО-университета, 2022. Том 15. № 6. - С. 26-35.
7. Лищенко Ю. Какие банки находятся под санкциями в 2023 году: полный список// Banki.ru. -
2023. [Электронный ресурс]. https://www.banki.ru/news/day-theme/?id=10965728&ysclid=llpecilc53969118593 (дата обращения: 22. 07.23 г.)
8. Шелудченко С., Заруцкая Н. Visa и Mastercard теперь бесполезны за границей: какие есть альтернативы// Ведомости. - 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/03/10/9 12994-visa-mastercard-
bespolezni?ysclid=llpdynt89e808991169 (дата обращения: 10. 06.23 г.)
Anti-Russian Sanctions and Modern Digital Society in the Russian Federation
Antipov A.A., Artamonova Ya.S.
Moscow Technical University of Communications and Informatics This article examines the practice-oriented aspects of anti-Russian sanctions and the realities of modern digital society in the Russian Federation. The article presents an analysis of the most controversial features and approaches to the phenomenon under study. As the main tasks that are paramount in the issue of anti-Russian sanctions, there are provisions aimed at changing Russia's position on a number of important international problems, including the weakening of the economy of a competitive country. The United States of America and related countries of the European Union and a number of other states impose sanctions mainly against Russia and its citizens. At the same time, Russia is rapidly adapting to the new sociopolitical, legal and economic situation, adapting to the departure of foreign
technologies and companies, developing domestic infocommunications independently. Currently, the digital society is focused on people who are the main source of resources, as in the demographic.
Keywords: anti-Russian sanctions, information and communication technologies, legal regulation, information, import substitution.
References
1. Antipov A.A. The impact of anti-Russian sanctions on the infocommunica-tion sphere of Russia: positive and negative sides// Economics and quality of communication systems, 2019. №-2(12). - Pp. 49-52. [electronic resource]. http://nirit.org/wp-content/uploads/2019/10/49-52.pdf (date of application: 03.08.23)
2. Artamonova Ya. S. Information security of the Russian society: theoretical foundations and practice of political support: dis.... D.polit.N. / M.: Moscow State University, 2014. [Electronic resource]. URL: https:// www.eli-brary.ru/item.asp?id=25552641 (date of application: 15.06.23).
3. Gromova V., Chebakova D. Tele2 refused to renew the license for the Swedish brand // Technologies and Media. - 2022. [electronic resource]. https://www.rbc.ru/technology_and_me-
dia/04/04/2022/624ae97f9a7947ef31cb9bbe?ysclid=llpehyhr1y57953209 0 (accessed date: 22. 07.23 g.)
4. Zarutskaya N., Litova E. What will happen to Russian Visa and Mastercard cards// Vedomosti. - 2022. [electronic resource]. URL: https://www.ve-domosti.ru/finance/articles/2022/03/01/911509-visa-i-master-card?ysclid=llpdenjkck507723776 (accessed: 09. 06.23)
5. Kapranov O. Linux rejected "Baikal": will Russia be expelled from the free software community// DIGITAL. - 2023. [Electronic resource]. https://rg.ru/2023/03/23/linux-otverg-bajkal-izgoniat-li-rossiiu-iz-soob-shchestva-svobodnogo-softa.html?ysclid=llpdt0doom901475666 (accessed date: 25. 06.23 g.)
6. Lebedev A.S. Anti-Russian sanctions in the global economic war// Bulletin of MGIMO University, 2022. Volume 15. No. 6. - pp. 26-35.
7. Lischenko Yu. Which banks are under sanctions in 2023: full list// Banki.ru . - 2023. [Electronic resource]. https://www.banki.ru/news/day-theme/?id=10965728&ysclid=llpecilc53969118593 (date of application: 22. 07.23 g.)
8. Sheludchenko S., Zarutskaya N. Visa and Mastercard are now useless abroad: what are the alternatives// Vedomosti. - 2022. [electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2022/03/10/912994-visa-mastercard-bespolezni?ysclid=llpdynt89e808991169 (accessed date: 10. 06.23 g.)
u
a) *
o x
00 a
a) o
T V