Научная статья на тему 'Антирелигиозная пропаганда советской власти в 1917–1930 годах'

Антирелигиозная пропаганда советской власти в 1917–1930 годах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советская власть / антирелигиозная пропаганда / Коммунистический интернационал / Союз воинствующих безбожников / Русская православная церковь / Soviet power / anti-religious propaganda / Communist International / Union of Militant Atheists / Russian Orthodox Church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Егоров В.В.

В настоящей статье изучается советская антирелигиозная пропаганда в 1917–1930 гг. Особое внимание уделяется особенностям антирелигиозной пропаганды в образовании. Впервые в рамках заявленной темы изучаются статьи антирелигиозной направленности советских и зарубежных авторов, опубликованные в журнале «Коммунистического интернационала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-religious propaganda of the Soviet power in 1917–1930

This article studies Soviet anti-religious propaganda in 1917–1930. Particular attention is paid to the features of anti-religious propaganda in education. For the first time, within the framework of the stated topic, articles of an anti-religious orientation of Soviet and foreign authors published in the journal “Communist International” are studied.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозная пропаганда советской власти в 1917–1930 годах»

Егоров В.В.

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МАОУ) «Гимназия № 67» (г. Нижний Новгород).

Антирелигиозная пропаганда советской власти в 1917-1930 годах*

В 1917-1930 гг. советская власть проводила активную антирелигиозную пропаганду. Важным средством этой пропаганды выступало образование.

Декретом 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа от церкви1.

Советский партийный и государственный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики СССР Е.М. Ярославский считал, что школьные учителя должны были заниматься вопросами антирелигиозной пропаганды2. В связи с проведением советской властью политики ликвидации безграмотности в состав учащихся было введено большое количество взрослых крестьян. Без получения образования большинству населения невозможно было понять суть и смысл марксистско-ленинского учения.

Е.М. Ярославский возглавлял Антирелигиозную комиссию при ЦК партии и «Союз безбожников»3 (с июня 1929 г. - «Союз воинствующих безбожников»). Эта организация занималась пропагандой атеизма, созданием музеев и выставок, выпуском литературы (в т.ч. журналов «Безбожник», «Безбожник у станка» и др.), обучением и подготовкой атеистических кадров. Она организовывала антирелигиозные выставки4, областные съезды5 и конференции6.

1 Декрет СНК от 23 января 1918 г. Об отделении церкви от государства и школы от церкви // О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М: 1981. С. 114-116.

2 Ярославский Е.М. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. Доклад на курсах переподготовки сельского учительства Московск. губ. 24 июля 1924 года. М: 1925. С. 1.

3 Начало «безбожному» движению было положено ещё в 1921 г. созданием Воронежского общества атеистов. См.: Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 - конец 1930-х годов). СПб., 2003. С. 103.

4 Ковалёв Ф. «Церковь и революция» // Безбожник. 1926. № 2. С. 15.

5 Пролетарский путь. Вторник, 1 октября 1929 г., № 227 (2025). С. 2.

6 Безбожник. 1926 г. № 1. С. 13.

© Егоров В.В., 2022.

Ликвидацией безграмотности правительство решало достаточно важную задачу укрепления экономической, политической, культурной и военной мощи Советского Союза.

Историк Н.И. Костомаров указывал, что во время крещения Руси князь Владимир распространял книжное просвещение. Дети значимых домохозяев проходили обучение грамоте и участвовали в распространении религиозного образования7.

Теперь же советская власть пыталась изжить христианское учение из умов людей и воспитать их в духе новой советской морали. Советская власть ставила перед собой задачу воспитать поколение атеистов, которое должно было стать борцом за начала государственные и гражданские.

И.С. Дудина отмечает, что российские марксисты-радикалы видели ясный вектор в сторону коммунизма через перевоспитание личности и победу над старыми «предрассудками», отказ от старых форм мировоззрения, связанных с классовым «эксплуататорским» обществом (в первую очередь - религией)8.

С точки зрения советского государственного и партийного деятеля Бонч-Бруевича, всякая религия причиняла массовый вред и была антинаучна9.

Царская власть привычно основывалась на православных ценностных установках. Самодержавие отводило распространению православия и православной культуры большую роль даже во внешней политике. Профессор А.И. Миллер отмечает, что в царствование Александра III и Николая II строительство православных храмов велось в Софии, Копенгагене, Хельсинки, Варшаве, Риге, а также Вильне, Минске и ряде других мест10. Таким образом, получается, что распространение православия производилось царской властью, как в России, так и за рубежом.

Советская же власть основывалась совершенно на других ценностях, среди которых не было места религии. Как и царская власть, советская власть распространяла свою идеологию за рубеж. Но это было уже не православие, а коммунистическая идеология. Примером антирелигиозной агитации СССР на международном уровне являются публикации в «Коммунистическом Интернационале», в создании номеров которого

7 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М: 2016. С. 8.

8 Дудина И.С. Эволюция традиционной конфессиональной культуры Курского края в общественно-политических и культурных реалиях 1917-1964 гг.: дис.... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2017. С. 52.

9 В.Д. Бонч-Бруевич. Избранные атеистические произведения. М.: 1973. С. 54.

10 Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М.: 2006. С. 75.

лично принимали участие В.И. Ленин, И.В. Сталин (СССР), Куусинен, Сирола (Финляндия), Транмель, Шефло (Норвегия), Вейнкуп, Ревестейн (Голландия), В. Галлахер, Р. Пальм-Детта (Англия) и др., о чём сделаны записи в журналах.

Так, в «Коммунистическом Интернационале» за номерами 7-8 за 1919 г. деятель шведского коммунистического движения Цёт Хёглунд (в рус. интерпретации инициал его имени З.) указывал, что наивысшее и благороднейшее приобретение революции в том, что она, как это произошло в России, разбила духовные оковы народа и зажгла свет над страной, в которой прежде царили тьма и невежество11. Этот автор разделял идеи русской революции и в настоящих словах участвовал в советской антирелигиозной пропаганде.

В различных номерах «Коммунистического Интернационала» опубликованы программные документы и статьи зарубежных авторов, призывающих к разрушению церкви в их странах12. Таким образом, советская антирелигиозная пропаганда влияла на зарубежных коммунистических авторов и находила отклик в их публикациях.

В «Коммунистическом Интернационале» 1924 года за номером 8(37) в статье Н. Ленина13,14 отмечалось, что богачи подкупали целые церковные организации для одурманивая масс религиозным опиумом15.

Позиция советских государственных и партийных деятелей была поддержана далеко не всеми преподавателями. Так, в 1917 г. преподаватель средней школы С. Луначарская в своём обращении к наркому просвеще-

11 Хеглунд З. Когда мы, мёртвые, проснёмся... // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Вых. одноврем. на рус., франц., нем. и англ. яз. Ноябрь - Декабрь 1919 г. № 7-8. С. 952.

12 См.: Программная декларация Болгарской коммунистической партии (социалистов «тесняков» секции Коммунистического Интернационала) // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Вых. одноврем. на рус., франц. и нем. яз. Август 1919. № 4. С. 513.; Бошкович. Положение в Югославии // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Декабрь - 1924. № 8 (37). С. 153.; Пэдж Арнот и Мэрфи (Великобритания) Конгресс английских тред-юнионов в Борнемуте // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. 24 сентября 1926 г. № 2 (60). С. 11.

13 Н. Ленин - псевдоним В.И. Ленина, использовавшийся им за рубежом. Инициал Н. означал Николай, но никогда не расшифровывался ни в одной из прижизненных публикаций В.И. Ленина.

14 Хотя в то время лично В.И. Ленин вряд ли уже мог редактировать данный номер журнала по причине своей тяжёлой болезни. В этом номере журнала его фамилия приведена посмертно.

15 Ленин Н. Против совестного признания диктатуры (Проект ответа немецким неза-висимцам) // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Декабрь - 1924. № 8 (37). С. 22.

ния А.В. Луначарскому сравнивала его с министрами просвещения правительства Российской империи, которые пытались закрыть рты учителям, рассказывавшим своим ученикам правду об отечественной истории16. Позиция С. Луначарской олицетворяла нежелание определённой части преподавателей принять идеологическую позицию соввласти.

Е.В. Хоменко указывает, что характерной особенностью развития советской системы управления образованием в первые месяцы являлись постепенность и осторожность, отсутствие коренных преобразований, вплоть до широкого использования дореволюционной системы управления образованием, в отличие от иных государственных органов, подвергнутых немедленному упразднению17.

Следует отметить, что в отношении РПЦ позиция советской власти была значительно жёстче. Церковь не была нужна новой власти. Что же касается образования, то именно через него советская власть стремилась передать населению знания по основам марксизма-ленинизма.

Важную роль в борьбе с религией играли союзы рабочей молодёжи. 29 октября 1918 г. открылся 1-й Всероссийский съезд союзов рабоче-крестьянской молодёжи, на котором было принято решение об объединении отдельных разрозненных союзов в общероссийскую организацию с единым центром, работающую под руководством Коммунистической партии большевиков, - Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ).

В июле 1924 г. РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина, и он стал называться Российским Ленинским коммунистическим союзом молодёжи (РЛКСМ). В связи с образованием Союза ССР в 1922 г. комсомол в марте 1926 г. был переименован во Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ)18.

Религия, как социально-массовое явление, мешала укреплению советской власти в обществе. Соввласть основывала своё влияние на фундаменте антирелигиозных идей, во многом ставших популярными ещё до прихода большевиков к власти в октябре 1917 г. Популярность этих идей была обусловлена усилением прогресса науки и техники, распространением просвещения, а также популярностью марксистских идей. Отчасти царская власть сама была виновата в том, что марксистские идеи приобрели большую популярность в российском обществе. Самодержавие не смогло

16 Известия армейского комитета 8-й армии. Понедельник, 20-го ноября 1917 года. № 184. С. 2.

17 Хоменко Е.В. Политико-правовое регулирование высшего образования в советском государстве (октябрь 1917 - конец 1920-х годов): автореф. дис. .. .канд. юр. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2006. С. 16.

18 Создан Российский Коммунистический Союз молодёжи (РКСМ). // URL: https:// www.prlib.ru/history/619673

решить проблемы бедности большинства населения страны, голода, коррупции чиновников и т.д. Осознавая безусловную роль церкви в распространении религии, советская власть пыталась ликвидировать церковь не только путём закрытия храмов и монастырей, как источников распространения религии, но и путём снижения влияния церкви на общество. А для этого использовалось образование. Отделив школу от церкви, советская власть стала навязывать учащимся антирелигиозные идеи. Советское правительство через органы международной печати стремилось усилить распространение коммунистических и атеистических идей за рубежом.

Библиографический список:

[1] Безбожник. 1926. № 1. С. 13.

[2] В.Д. Бонч-Бруевич. Избранные атеистические произведения. - М.: Мысль, 1973. 343 с.

[3] Декрет СНК от 23 января 1918 г. Об отделении церкви от государства и школы от церкви // О религии

и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М.: Изд-во полит. лит., 1981. С. 114-116.

[4] Дудина И.С. Эволюция традиционной конфессиональной культуры Курского края в общественно-по-

литических и культурных реалиях 1917-1964 гг.: дис.... канд. ист. наук: 07.00.02. - Курск, 2017. С. 52.

[5] Известия армейского комитета 8-й армии. Понедельник, 20-го ноября 1917 года. № 184. С. 2.

[6] Ковалёв Ф. «Церковь и революция» // Безбожник. 1926. № 2. С. 15.

[7] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. - М.:

Изд-во «Э», 2016. С. 8.

[8] Ленин Н. Против совестного признания диктатуры (Проект ответа немецким независимцам) // Комму-

нистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Декабрь, 1924. № 8 (37). С. 22.

[9] Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования /

Миллер. - М.: Новое лит. обозрение, 2006. С. 75.

[10] Н. Ленин - псевдоним В.И. Ленина, использовавшийся им за рубежом. Инициал Н. означал Николай, но никогда не расшифровывался ни в одной из прижизненных публикаций В.И. Ленина.

[11] Начало «безбожному» движению было положено ещё в 1921 г. созданием Воронежского общества атеистов. См.: Крапивин М.Ю., Лейкин А.Я., Далгатов А.Г. Судьбы христианского сектантства в Советской России (1917 - конец 1930-х годов) / М.Ю. Крапивин, А.Я. Лейкин, А.Г. Далгатов. - СПб.: Изд-во с-петерб. ун-та, 2003. С. 103.

[12] Пролетарский путь. Вторник, 1 октября 1929 г. № 227 (2025). С. 2.

[13] Создан Российский Коммунистический Союз молодёжи (РКСМ). // URL: https://www.prlib.ru/histo-ry/619673

[14] Программная декларация Болгарской коммунистической партии (социалистов «тесняков» секции Коммунистического Интернационала) // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Август, 1919. № 4. С. 513.

[15] Бошкович. Положение в Югославии // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Вых. одноврем. на рус., франц. и нем. яз. Декабрь, 1924. № 8 (37). С. 153.

[16] Пэдж Арнот и Мэрфи (Великобритания) Конгресс английских тред-юнионов в Борнемуте // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Вых. одноврем. на рус., франц. и нем. яз. 24 сентября, 1926. № 2 (60). С. 11.

[17] Хеглунд З. Когда мы, мёртвые, проснёмся. // Коммунистический интернационал. Орган исполнительного комитета Коммунистического интернационала. Вых. одноврем. на рус., франц., нем. и англ. яз. Ноябрь - Декабрь 1919 г. № 7-8. С. 952.

[18] Хоменко Е.В. Политико-правовое регулирование высшего образования в советском государстве (октябрь

1917 - конец 1920-х годов): автореф. дис. .канд. юр. наук: 12.00.01. - Нижний Новгород, 2006. 27 с.

[19] Хотя в то время лично В.И. Ленин вряд ли уже мог редактировать данный номер журнала по причине своей тяжёлой болезни. В этом номере журнала его фамилия приведена посмертно.

[20] Ярославский Е.М. Задачи и методы антирелигиозной пропаганды. Доклад на курсах переподготовки сельского учительства Московск. губ. 24 июля 1924 года / Я.М. Ярославский. - М.: Изд-во газеты «Безбожник», 1925. 35 с.

References

[1] Atheist. 1926. № 1. P. 13.

[2] V.D. Bonch-Bruevich. Selected Atheistic Works. - M.: Thought, 1973. 343 p.

[3] Decree of the Council of People's Commissars of January 23, 1918 On the separation of the church from the

state and the school from the church // On religion and the church. Collection of sayings of the classics of Marxism-Leninism, documents of the CPSU and the Soviet state. - M.: Publishing house polit. lit., 1981. P. 114-116.

[4] Dudina I.S. Evolution of the Traditional Confessional Culture of the Kursk Region in the Socio-Political and

Cultural Realities of 1917-1964: Dissertation.... cand. ist. Sciences: 07.00.02. - Kursk, 2017. P. 52.

[5] News of the Army Committee of the 8th Army. Monday, November 20th, 1917 № 184. P. 2.

[6] Kovalev F. "Church and Revolution" // Bezbozhnik. 1926. № 2. P. 15.

[7] Kostomarov N.I. Russian history in the biographies of its main figures / N.I. Kostomarov. - M.: Publishing house

"E", 2016. P. 8.

[8] Lenin N. Against the conscientious recognition of dictatorship (Draft response to German independents) //

Communist International. Organ of the executive committee of the Communist International. December, 1924. № 8 (37). P. 22.

[9] Miller A.I. The Romanov Empire and Nationalism: An Essay on the Methodology of Historical Research / Mill-

er. - M.: New lit. Review, 2006. P. 75.

[10] N. Lenin is the pseudonym of V.I. Lenin, which he used abroad. The initial N. meant Nikolai, but was never deciphered in any of V.I.'s lifetime publications. Lenin.

[11] The beginning of the "godless" movement was laid back in 1921 by the creation of the Voronezh Society of Atheists. See: Krapivin M.Yu., Leikin A.Ya., Dalgatov A.G. The fate of Christian sectarianism in Soviet Russia (1917 - the end of the 1930s) / M.Yu. Krapivin, A.Ya. Leikin, A.G. Dalgatov. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. un-ta, 2003. P. 103.

[12] Proletarian way. Tuesday 1 October 1929 № 227 (2025). P. 2.

[13] The Russian Communist Youth Union (RKSM) was created. // URL: https://www.prlib.ru/history/619673

[14] Program Declaration of the Bulgarian Communist Party (Socialists "Tesnyakov" of the section of the Communist International) // Communist International. Organ of the executive committee of the Communist International. August, 1919. № 4. P. 513.

[15] Boskovic. Situation in Yugoslavia // Communist International. Organ of the executive committee of the Communist International. Ex. at the same time in Russian, French and German. lang. December, 1924. № 8 (37). P. 153.

[16] Page Arnot and Murphy (Great Britain) English Trade Union Congress in Bournemouth // Communist International. Organ of the executive committee of the Communist International. Ex. at the same time in Russian, French and German. lang. September 24, 1926. № 2 (60). P. 11.

[17] Heglund Z. When we, the dead, wake up. // Communist International. Organ of the executive committee of the Communist International. Ex. at the same time in Russian, French, German and English. lang. November-December 1919 № 7-8. P. 952.

[18] Khomenko E.V. Political and legal regulation of higher education in the Soviet state (October 1917 - late 1920s): author. dis. .cand. legal Sciences: 12.00.01. - Nizhny Novgorod, 2006. - 27 p.

[19] Although at that time V.I. Lenin could hardly have edited this issue of the journal because of his serious illness. In this issue of the magazine, his name is given posthumously.

[20] Yaroslavsky E.M. Tasks and methods of anti-religious propaganda. Report on retraining courses for rural teachers in Moscow. lips. July 24, 1924 / Ya.M. Yaroslavsky. - M.: Publishing house of the newspaper "Bez-bozhnik", 1925. 35 p.

Егоров В.В.

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МАОУ) «Гимназия № 67» (г. Нижний Новгород).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Антирелигиозная пропаганда советской власти в 1917-1930 годах Abstract. В настоящей статье изучается советская антирелигиозная пропаганда в 1917-1930 гг. Особое внимание уделяется особенностям антирелигиозной пропаганды в образовании. Впервые в рамках заявленной темы изучаются статьи антирелигиозной направленности советских и зарубежных авторов, опубликованные в журнале «Коммунистического интернационала».

Ключевые слова: Советская власть, антирелигиозная пропаганда, Коммунистический интернационал, Союз воинствующих безбожников, Русская православная церковь.

Egorov V.V.

Teacher of history and social science of the highest qualification category of the Municipal Autonomous General Educational Institution "Gymnasium No. 67".

Anti-religious propaganda of the Soviet power in 1917-1930 Abstract. This article studies Soviet anti-religious propaganda in 1917-1930. Particular attention is paid to the features of anti-religious propaganda in education. For the first time, within the framework of the stated topic, articles of an anti-religious orientation of Soviet and foreign authors published in the journal "Communist International" are studied.

Key words: Soviet power, anti-religious propaganda, Communist International, Union of Militant Atheists, Russian Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.