Научная статья на тему 'Антирелигиозная пропаганда на примере советских праздников в Прикамье в 1920-е гг'

Антирелигиозная пропаганда на примере советских праздников в Прикамье в 1920-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК / ANTIRELIGIOUS HOLIDAY / АГИТАЦИЯ / AGITATION / КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА / KOMSOMOL EASTER / КОМСОМОЛЬСКАЯ УРАЗА-БАЙРАМ / KOMSOMOL EID AL-FITR / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / PERIODICALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушакова Жанна Николаевна

В статье рассматривается процесс идеологической борьбы с религиозными праздниками в Прикамье в 1920-е гг., попытка вытеснить церковные праздники новыми революционными. Рассматривается противоборство традиционных праздников Пасхи, Ураза-Байрам и других путем введения в обиход их коммунистических аналогов. Основной целью проводимой государством антирелигиозной политики являлось воспитание людей атеистического склада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA ON THE EXAMPLE OF SOVIET HOLIDAYS IN THE KAMA REGION IN THE 1920S

This article examines the process of ideological struggle with the religious holidays in the Kama region during the 1920s. an attempt to displace religious holidays new revolutionary. Examines the confrontation between the traditional holidays of Easter, Eid al-Fitr and the other by the introduction into the everyday life of their Communist counterparts. The main purpose of the government's anti-religious policy was the education of people of atheistic warehouse.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозная пропаганда на примере советских праздников в Прикамье в 1920-е гг»

3. Жирнов Е. Маневренная кампания против концессий // Коммерсант Властъ. 2016. № 5. С. 50-54.

4. Журина Е.Н. Концессионная политика советского государства и советско-американские производительные связи в 1926-1929 годах // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3. С. 57-61.

5. Кувшинова Н.А. Из истории становления и ликвидации иностранного концессионного предпринимательства в России и СССР в 1920-1930-е гг. // Вестник ВГУ. 2014. № 2. С. 216-219.

6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 43. X съезд РКП(б). URL: http://www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php (дата обращения: 14.02.2017).

7. Пусько А.В. Асбестовая концессия Хаммера // Историческая энциклопедия. URL: https://how-to-aП.com/значение:асбестовая%20концессия%20хаммера (дата обращения: 18.02.2017).

8. Труш М.И. Мы оптимисты: Вандердип, Хамид Саях, Яфталли, Хаммер, Сухе-Батор. URL: http://leninism.su/books/4277-my-optimisty.html?start=7 (дата обращения: 14.02.2017).

УДК 93/94

Ушакова Жанна Николаевна

магистрант II курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,

Россия, e-mail: cafedraninir@gmail.com

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПРОПАГАНДА НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В ПРИКАМЬЕ В 1920-Е ГГ.

Zhanna N. Ushakova

master second year of history faculty

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: cafedraninir@gmail.com

ANTI-RELIGIOUS PROPAGANDA ON THE EXAMPLE OF SOVIET HOLIDAYS IN THE KAMA REGION IN THE 1920S.

Аннотация. В статье рассматривается процесс идеологической борьбы с религиозными праздниками в Прикамье в 1920-е гг., попытка вытеснить церковные праздники новыми революционными. Рассматривается противоборство традиционных праздников Пасхи, Ураза-Байрам и других путем введения в обиход их коммунистических аналогов. Основной целью проводимой государством антирелигиозной политики являлось воспитание людей атеистического склада.

Ключевые слова: антирелигиозный праздник, агитация, Комсомольская Пасха, Комсомольская Ураза-Байрам, периодическая печать.

Abstract. this article examines the process of ideological struggle with the religious holidays in the Kama region during the 1920s. an attempt to displace religious holidays new revolutionary.

© Ушакова Ж.Н., 2017

Examines the confrontation between the traditional holidays of Easter, Eid al-Fitr and the other by the introduction into the everyday life of their Communist counterparts. The main purpose of the government's anti-religious policy was the education of people of atheistic warehouse.

Keywords: anti-religious holiday, agitation, Komsomol Easter, Komsomol Eid al-Fitr, periodicals.

Советские праздничные торжества, мероприятия, посвященные революционным событиям начала ХХ в., вызывают все больший интерес для углубленного исследования отечественными и зарубежными историками. Например, немецкий исследователь Мальте Рольф на основе сравнительного анализа рассматривал идеологические, культурно-эстетические стороны праздничной культуры в 1920-1930-е гг. в сопоставлении с дореволюционными государственными праздниками России, а также массовыми торжествами в европейских странах. Отечественный историк Е.И. Красильникова подвергла подробному рассмотрению тему празднеств через принципы коммеморативности (коммеморация - это сознательный акт передачи мировоззренчески значимой информации о прошлом путем увековечивания памяти об определенных лицах и событях) [2, с. 68-69], коллективной политики памяти.

Данная статья посвящена рассмотрению методов, форм агитационно-пропагандистской работы органов власти в отношении религиозных торжеств в Прикамье в период 1920-х гг.

Немаловажно отметить, что события революций, события Гражданской войны оказали непосредственное влияние на праздничную культуру в России, и в Перми, в частности, на ее морально-этический аспект, идеологическую составляющую. Большевики, пришедшие к власти в 1917 г., стремились как можно оперативнее и углубленнее внедрить свои качественно новые политико-идеологические, духовно-нравственные представления в массовом сознании российского народа. Так, весьма открыто было заявлено о намерении разрушить имперские основы минувшей самодержавной власти, об абсолютном уничтожении религиозных устоев как опоры государства.

Тем не менее произошло фрагментарное преобразование сущности революционного праздника, его эмоционально-характерного наполнения. Идеологи большевизма осознанно отнеслись к феномену праздника, его значительной роли в легитимизации власти, особенно в условиях глубокого продовольственного, товарного, топливного кризиса, бушевавшего в стране начала 1920-х гг. [10, с. 45].

Исконные традиции российского народа к массовым народным гуляниям лидеры страны стремились интегрировать в новом пропагандистском контексте. Революционные праздники являлись важнейшим средством агитационно-пропагандистской работы Советов. А.В. Луначарский считал праздник «главным художественным порождением революции...» [3, с. 84], видел одну из его целей «распространять революционный образ мыслей, чувствований и действий во всей стране» [3, с. 84].

Одной из отличительных черт характера государственных праздников этого периода является образование новых форм революционных торжеств на основе прежних патриархальных элементов. Руководители страны не могли не принять во внимание тот факт, что 80 % населения в России являлись верующими. Ст. 2 Кодекса Законов о труде, принятом в декабре 1918 г., гласила, что накануне Рождества и Святой Троицы рабочий день заканчивался в 17 часов. В ст. 10 прописывалось, что 5 % праздников из 15 общегосударственных отводились именно праздникам религиозного характера [1, с. 53].

Такие примиренческие настроения власти можно объяснить не только временной политикой соглашательства и уступок, но и тем, что задача религиозных праздников в 1920-е гг. должна носить противоположный, а именно - антирелигиозный характер. В начале 1920-х гг. ЦК РКП(б) начинает активно внедрять такие праздничные мероприятия, как Пасха, Рождество и др. в сочетании с новым политическим «трендом»: «комсомольский». Ключевые привычные слова «Пасха», «Рождество» должны были приобрести концептуально новую ментальную оболочку, революционно-идеологическую «окраску».

В организацию и проведение этих общественных мероприятий включалась рабочая и крестьянская беспартийная молодежь, а также комсомольцы, совместно с партячейками. Таких вечеров в каждый праздник проводилось, как правило, два или три подряд, чтобы рабочие и сельчане могли подробно ознакомиться с историей религии, с историей Пасхи, где предлагалось взглянуть на эти явления с непривычного для обывателей ракурса [7, Л. 17]. В клубах молодежи, нардомах к церковным праздникам подбиралась необходимая литература. Например, для проведения Пасхи в Пермском уезде Укомолом рассылались такие печатные материалы, как пасхальный номер «На смену», в размере 60 экземпляров, выпуск стихотворений «Комсомольская Пасха» - 50 экземпляров [7, Л. 17].

Устраивались постановки театрализованных пьес с антирелигиозным содержанием.

В беседах, диспутах, проводимые политкружками, подробно рассказывалось о противоборстве, возникавшем в различные эпохи истории человечества между наукой и религией. Прежние представления о божественном происхождении человека, мира ставились в противовес современным научным утверждениям. Внимание участников политбесед заострялось на таких выдающихся деятелей науки, исследовательские изыскания которых шли в противоречие с «фактами и законами библейской сказки». Упоминались ученые с мировым именем, такие как Галилео Галилей, Джордано Бруно, Николай Коперник [4, Л. 145]. Составлялись инструктивные памятки, небольшие научные сообщения, повествующие об ученых и их открытиях в различных научных областях, таких как Р. Майер, Г. Гельмгольц и Дж. Джоуль (впервые сформулированный ими закон о сохранении энергии), А.Л. Лавуазье - основатель науки химии, Ч. Дарвин -основоположник эволюционного учения [5, Л. 27].

Также стоит подчеркнуть, что одной из задач таких праздников руководством ставилось массовое обращение молодежи и другого малограмотного населения к чтению, повышению качества образованности.

Здесь же можно проследить, как с помощью привычных для общества праздничных событий, как Пасха, Рождество, власть пытается манипулятивно воздействовать на уровень массовой идеологии.

Естественно, антирелигиозная кампания охватывала не только христианство, но и другие религии. Проводя агитационную работу на местах, в частности, в районах компактного проживания нерусских народов, можно отметить такие праздники, как Комсомольский Курбан-Байрам, Комсомольский Ураза-Байрам. В отчетах и докладах Пермского губкома РКСМ в 1922-1923 гг. как работа в «нацменшинствах» отмечается, что «для организации военной пропаганды среди молодежи» необходимо «татарский национальный праздник использовать как спорт-праздник, для пропаганды физического воспитания молодежи. Т/б (татаро-башкирские - авт.) ячейки должны взять на себя инициативу и руководство этим праздником, привлекая к участию и русские ячейки» [6, Л. 47].

Можно добавить, что такие религиозные праздники, как Ураза-Байрам и Пасха, по времени иногда совпадали с Первомаем. В обществе это вызывало всплески антирелигиозных реакций. В печати использовались агитационные воззвания, сравнительные характеристики этих праздников. Повсюду звучали призывы идти не в церковь, а в клубы. Сами праздники на официальном уровне стали обретать антирелигиозный характер. В переписке Пермского губкома РКСМ с укомами РКСМ об организационно-массовой работе отмечается, что поскольку «1 Мая совпадает с т/б «Уразой», использовать таковой для интернационального воспитания, а также антирелигиозной пропаганды» [6, Л. 47].

Таким образом, на протяжении 1920-х гг. в России активно проходили различного рода мероприятия, посвященные религиозным праздникам. В некоторых областях страны комсомольская работа по проведению православных праздников приобретала слишком эмоциональный, можно сказать, конфронтационный, характер. По свидетельству доктора исторических наук А.А. Слезина, в некоторых областях страны существовал риск перехода

таких праздников в разные формы агрессии, например, в еврейские погромы. Перед проведением Комсомольского Рождества на собраниях комсомольцев даже ставился вопрос о целесообразности наличия оружия. А поскольку наряду с антирелигиозной составляющей этих праздников повсеместно проходили еще и массовые изъятия церковной утвари и икон, то можно представить себе смятение и страх населения разных поколений, его противоречивые настроения

[11, с. 3].

Праздник в России, как правило, издавна сопровождался неумеренным употреблением горячительных напитков. Большевики в свое время рьяно убеждали, что пагубная привычка осталась от времен, когда водкой «трудящийся народ был вынужден заливать горечь царского бесправия» [12, с. 47], и с этим «наследием» вынуждены бороться и после революции. 19 декабря 1919 г. вступил в силу закон о запрете государственной продажи крепких спиртосодержащих напитков. В 1920-е гг. широко развернулась пропаганда против «неизжитого явления - пьянства» [8, Л. 14]. Допускалась покупка гражданами напитков до 25 градусов в частных и государственных пунктах кооперативной продажи. Поэтому в советской России «процветало кумышковарение»- самостоятельное изготовление в домашних условиях горячительных напитков, а также спекуляция, каравшаяся законом [9, с. 4]. В целях расширения карательных мер за подобные нарушения IV Сессией ВЦИКа от 22 ноября 1922 г. 140-й ст. Уголовного кодекса преследовалось изготовление с целью сбыта, хранение, а также за сбыт вин, водок без надлежащего разрешения или выше установленной законом крепости не меньше одного года с частичной конфискацией имущества [9, с. 4].

В плане работ 3-го отделения гормилиции в Перми за апрель 1928 г., ставилась необходимость «собрать сведения через имеющуюся осведомительную сеть о всех местах притонов, шинкарства и пивоварения с целью сбыта и проверить последних в первые же дни Пасхи» [5, Л. 9].

Со своей стороны, власть старалась отвлечь население от проведения праздников, в том числе церковных, с употреблением алкоголя. Одна из форм -проведение массовых спортивных мероприятий. В отчете от 1927 г. указано,

что в «проведении антирождественской кампании был организован общедоступный антирелигиозный вечер с участием до 800 человек, днем провели вылазку на лыжах с участием 40 человек и массовое катание на катке» [5, Л. 9].

Само празднование Пасхи также проводилось под контролем правоохранительных органов. В плане работы 3-го отделения гормилиции в 1928 г. прописан подробный инструктаж охраны правопорядка на период Пасхи. Среди прочих пунктов указано об особых правилах несения постовой службы во время праздника, порядке смены дежурных на постах, количества задействованных милиционеров и сотрудников уголовного розыска в каждом отделении. Все это проводилось с целью обеспечения общественной безопасности в Перми и Мотовилихе, а также борьбы с пьянством и хулиганством. Для этого, в том числе, необходимо было «собрать сведения через имеющуюся осведомительную сеть обо всех местах притонов, шинкарства и пивоварения с целью сбыта и проверить последних в первые же дни Пасхи» [5, Л. 9].

Под особым вниманием властей находились и отдельные представители правоохранительных органов милиции. В частности, на общем собрании ячейки ВКП(б) при Мотовилихинском РИКе от 6 июня 1927 г. рассмотрено личное «дело т. Гаврюшенко». Ему вменялось появление в Пасху в милицейской форме, будучи в нетрезвом состоянии, разъезжающего на лошади со словами: «И на нашей улице будет праздник», и другие нетактичные выходки, за что Гаврюшенко первоначально исключили из рядов, но затем «оставили в рядах ВКП(б) и дали строгий выговор» [4, Л. 73].

Подводя итоги, следует сказать, что в массовом сознании народа обозначился определенный идейный раскол, необходимый для партийных лидеров, который впоследствии смог повлечь за собой основательную дискредитацию религии, отправления религиозных обрядов, празднеств.

Советской власти необходимо было перекинуть некий идейный «мостик» из патриархального традиционного общества в качественно новую создаваемую советскую действительность, который позволил бы обывателю «осмыслить» и «принять» новые, интенсивно насаждаемые, ориентиры будущего социалистического общества.

Список литературы

1. Бравина М.А. Трансформация культуры праздника в контексте государственных преобразований советской власти // Материалы Всероссийской науч. конф. ПГГПУ. Пермь, 2013. С. 51-58.

2. Красильникова Е.И. Коммеморативный аспект октябрьских торжеств в западносибирских городах 1920-х гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 68-71.

3. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981. 135 с.

4. Пермский архив новейшей истории (ПГАНИ). Ф. 248. Оп. 1.Д.1.

5. ПГАНИ. Ф. 248. Оп. 1.Д. 2.

6. ПГАНИ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 51.

7. ПГАНИ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 196.

8. ПГАНИ. Ф.174. Оп. 1 Д.76.

9. В суде // Звезда. № 464. 11 ноября 1923 г. С. 4.

10. Рольф М. Советские массовые праздники [пер. с нем. В. Т. Алтухова]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. 437 с.

11. Слезин А.А. Антирелигиозные настроения в 1920-е гг. [Электронный ресурс] URL: http://historical-articles.blogspot.ru/2011/07/1920.html (дата обращения: 01.12.2017).

12. Ярославский Е.М. Два праздника // О религии. М.: Политиздат, 1958. С. 89.

УДК 94.470

Гилева Ульяна Андреевна

студентка I курса направления «История» социально-гуманитарного факультета

Пермский филиал «Национальный исследовательский университет «Высшая

школа экономики» Пермь, Россия, e-mail:gilieva98@mail.ru

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ И «ОБЩЕПИТ» КАК ОСНОВА ПИТАНИЯ ТРУЖЕНИКОВ Г. МОЛОТОВА

Ulyana A.Gileva

student of a I year educational program history

National Research University "Higher School of Economics", Perm, Russia, e-mail: gilieva98@mail.ru

FOOD RESOURCES AND "PUBLIC CATERING" AS THE BASIS FOR THE FOOD OF THE WORKERS OF THE CITY OF MOLOTOV

Аннотация. Рассмотрена проблема продовольственного снабжения работающего населения города Молотова в годы Великой Отечественной войны. Автором статьи выявлены и проанализированы основные проблемы, связанные с продовольственным обеспечением. В статье уделяется внимание малоизвестным, но важным фактам из жизни тружеников города Молотова на предприятиях, а также раскрываются особенности питания рабочих в указанный период.

Ключевые слова: повседневность, продовольственное снабжение, карточная система, общественное питание, ОРС.

© Гилева У.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.