Научная статья на тему 'Антирелигиозная политика советской власти в северо-восточном Присурье'

Антирелигиозная политика советской власти в северо-восточном Присурье Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РПЦ / советская власть / атеизм / Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР / антирелигиозная политика / Вурнарский рик / Кошлаушский Александровский женский монастырь / Троицкая церковь с. Кошлауш / Russian Orthodox Church / Soviet power / atheism / Standing Commission on Cults under the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the USSR / anti-religious policy / Vurnarsky rik / Koshlausky Alexander Convent / Trinity Church p. Koslaus

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Егоров В.В.

Статья посвящена изучению взаимоотношений советской власти, Русской Православной Церкви и православных общин в Ядринском уезде Казанской губернии – Вурнарском районе Чувашской автономной советской социалистической республики (далее – ЧА ССР) в 1917–1932 годах. Эти территории расположены в северо-восточном Присурье. Настоящая тема малоизучена. Привлечение автором широкого круга не введённых ранее в научный оборот источников, обеспечили новизну исследования. Особое внимание в статье уделяется существованию и ликвидации в первые годы советской власти Кошлаушского женского монастыря в Ядринском уезде –Вурнарском районе. Отмечается, что этот монастырь был ликвидирован по решению местных органов советской власти по согласованию с центральными органами власти. Судьба Кошлаушского женского монастыря сопоставляется с судьбой Покровского женского монастыря, находящегося в Курмышском уезде Симбирской губернии – Пильнинском районе Нижегородского края, т.к. оба эти монастыря располагались на присурских территориях, недалеко друг от друга. Отдельное внимание в статье уделяется взаимоотношениям православных общин Ядринского уезда Казанской губернии – Вурнарского района ЧА ССР и советской власти. Положение этих православных общин сопоставляется с положением православных общин Пильнинского района Нижегородского края. Советская власть использовала совокупность методов, чтобы нейтрализовать влияние РПЦ на общество и исключить Православную Церковь из сферы государственно-властных отношений. Советы не утраивало то влияние, которое Церковь оказывала на общество, и большое значение РПЦ для населения. Советская власть опасалась, что Православная Церковь связана с бывшим царским режимом и может действовать против советов. Советская власть стремилась разорвать связь между РПЦ и обществом. Отношения, складывающиеся между советской властью и Православной Церковью в Ядринском уезде Казанской губернии – ЧА СССР, являются микромоделью отношений между властью и РПЦ в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-religious policy of the Soviet government in the north-eastern Prisurye

The article is devoted to the study of the relationship between the Soviet government, the Russian Orthodox Church and Orthodox communities in the Yadrinsky district of the Kazan province the Vurnarsky district of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic (hereinafter the Cha SSR) in 1917–1932. These territories are located in the north-eastern Prisurye. This topic has been little studied. The author’s involvement of a wide range of sources not previously introduced into scientific circulation ensured the novelty of the research. Particular attention is paid to the existence and liquidation of the Koshlaush convent in the Yadrinsky district Vurnarsky district in the first years of Soviet power. It is noted that this monastery was liquidated by decision of local Soviet authorities in agreement with the central authorities. The fate of the Koshlaushsky convent is compared with the fate of the Pokrovsky convent, located in the Kurmysh district of the Simbirsk province Pilninsky district of the Nizhny Novgorod region, because both of these monasteries were located in the Sursky territories, not far from each other. Special attention in the article is paid to the relationship between the Orthodox communities of the Yadrinsky district of the Kazan province the Vurnarsky district of the Chaos SSR and the Soviet government. The situation of these Orthodox communities is compared with the situation of the Orthodox communities of the Pilninsky district of the Nizhny Novgorod region. The Soviet government used a set of methods to neutralize the influence of the Russian Orthodox Church on society and exclude the Orthodox Church from the sphere of state-power relations. The Soviets did not lose sight of the influence that the Church had on society and the great importance of the Russian Orthodox Church for the population. The Soviet authorities feared that the Orthodox Church was connected with the former tsarist regime and could act against the Soviets. The Soviet government sought to break the connection between the Russian Orthodox Church and society. The relations developing between the Soviet government and the Orthodox Church in the Yadrinsky district of the Kazan province ChA USSR, are a micromodel of the relationship between the government and the Russian Orthodox Church in the country.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозная политика советской власти в северо-восточном Присурье»

Егоров В.В.

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева».

Антирелигиозная политика советской власти в северо-восточном Присурье*

История борьбы советской власти с РПЦ на территории Ядринского уезда Казанской губернии - Вурнарского района ЧА ССР в историографии продолжает оставаться малоизученной.

Из существующих трудов можно выделить исследование Ф.Н. Козлова «Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии)»1. Этот труд имеет важное значение для науки. На основании обширного архивного материала автор исследует взаимоотношения советского государства и РПЦ на территориях Чувашии в 1917-1940 годах сквозь призму государственной религиозной политики.

Значение и роль православия в его генезисе на территориях Казанской губернии помогли осознать труды профессора Л.А. Таймасова2. В этих работах автор характеризует особенности христианского просвещения и мис-сионерско-просветительского дела в Ядринском уезде Казанской губернии.

Важную роль для развития и распространения православия в северовосточном Присурье принадлежала Кошлаушскому Александровскому женскому монастырю, который был основан в конце XIX века.

Советская власть не могла допустить существования Кошлаушского монастыря, т.к. поставила задачу постепенной ликвидации РПЦ. Советы взяли на себя сложную задачу одолеть Православную Церковь, которая была одной из наиболее влиятельных организаций страны. Как отмечает А.Р. Зенков, РПЦ - крупнейшая, как по числу последователей, так и по мас-

1 Козлов Ф.Н. Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии). - М.: 2017. 335 с.

2 Таймасов Л.А. Миссионерское просветительство в Казанском крае в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Регионология. № 3(44). 2003. С. 259-273. Он же. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары, 2004. 524 с.

© Егоров В.В., 2023.

штабам влияния религиозная организация3.

Советы устроили гонения на церковь. Многие священники, несогласные с политикой советской власти, были репрессированы. Советская власть изымала у церкви её имущество. Важнейшей причиной изъятия церковного имущества был голод 1922 г. Однако, по сути, советская власть сумела воспользоваться голодом, чтобы лишить церковь её имущества. Делалось это в соответствии с Декретом об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года. Как указывал советский государственный деятель М.И. Калинин, советская власть изымала церковные ценности с целью убить авторитет церкви4.

И. Г. Астапенко отмечает, что экспроприация веками хранившихся в храмах ценностей потребовала энергичных усилий всего карательного и политико-идеологического аппарата страны, повседневного руководства и корректирования со стороны Политбюро и непосредственно главных вождей5. Эти меры носили дискриминационный характер и способствовали ослаблению церкви6.

При этом советская власть не могла сразу же нарушить привычный для населения порядок вещей, и, хотя она изымала у церкви её имущество, но вынуждена была передавать это имущество православным общинам. Так было и в случае с Кошлаушским женским монастырём.

8 августа 1920 г. на основании Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви и постановления народного комиссариата Юстиции от 21 августа 1918 г. о порядке проведения в жизнь этого декрета, а также распоряжения губернской комиссии по отделению церкви от государства, опубликованном в № 101 газеты «Знамя Труда» от 8 мая 1920 г. был составлен акт о том, что «сего числа образовали из числа всех подписавшихся к сему акту приходскую общину для принятия в своё ведение и пользование по особому договору и по особой описи, нами заверенной от Ядринского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов, находящееся в Александровском женском монастыре имущество религиозного характера и колокола, имеющиеся до 28 января 1918 года, 2) для заявления Ядринской уездной комиссии от отделении церкви от государства,

3 Зенков А.Р. Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России (на примере Русской православной церкви): автореф. дис. ...канд. полит. наук. - М.: 2013. С. 3.

4 Калинин М.И. Избранные произведения: в 4 т. - М.: 1960. Т. 1. С. 364-365.

5 Астапенко И.Г. Политика советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской губернии в 1921-1925 гг. (на примере изъятия церковных ценностей) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2018. Вып. 2 (5). С. 133.

6 Егоров В.В. Меры советской власти по изъятию церковных ценностей в 1920-е годы // Роль инноваций в трансформации и устойчивом развитии современной науки: сб. ст. по итогам науч.-практ. конф. 24 апр. 2022 г. С. 89.

об организованной приходской общине и вообще для сношения с гражданской властью избрали из себя уполномоченных граждан: 51 человека». Все подписанты были женского пола. Скорее всего, это были монахини бывшего монастыря.

8 августа 1920 г. лица, проживавшие в монастыре, заключили договор с Ядринским уездным советом рабочих и крестьянских депутатов, в лице его полномочного представителя Председателя Уисполкома И.И. Илларионова, в том, что приняли от Ядринского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочное, безвозмездное пользование находящиеся в Александровском женском монастыре две церкви с богослужебными предметами «по особой, нами заверенной своими подписями, описи».

По указанной описи лица, проживавшие в монастыре, приняли храмы Во имя Святой мученицы царицы Александры и во имя Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Первый храм был деревянный на каменном фундаменте, длиной от алтаря до паперти II сажени. Ширина алтаря - III сажени. Ширина храма - V саженей. Однопрестольный храм в одной связи с колокольней, деревянною на каменном фундаменте. Паперть в длину 1й. Храм и колокольня крыты железом и окрашены медянкою, снаружи обшиты тёсом и окрашены охрой на масле, внутри храма выбелено на клею по дереву. Пол деревянный, выкрашенный охрою, всего окон 24, печей 3, дверей 4. В нём алтарный иконостас, деревянный. В нём 26 деревянных живописных икон. Царские врата. Престол и жертвенник деревянные, хоругви металлические, 7-свечник металлический. Подсвечники большого и малого размеров. В храме имелось и другое имущество.

Второй храм был однопрестольный на каменном фундаменте, деревянный, в одной связи с колокольней. Длина его 14 саженей, 1 аршин. Ширина 6 саженей. Снаружи обшит тёсом и окрашен белилами на масле, крыша покрыта железом и окрашена медянкою. Внутри храма штукатурено и выбелено белилами на клею, пол бетонный, окон в храме 24, печей 3, дверей 4.

В храме имелся предалтарный иконостас, деревянный, в нём 30 деревянных живописных икон. Святой престол и жертвенник деревянные. Запрестольных крестов 2 с тубами. Имелось и другое имущество. Капитал монастыря до января 1918 года составлял 12 470 рублей7. Таким образом, этот монастырь, как и другие монастыри России, не был беден.

Горьковский партийный деятель И.Г. Деревянкин отмечал, что к 1920 г. в советской России было ликвидировано 673 богатейших монастыря. Трудовому крестьянству было передано 827 540 десятин монастырской земли. Из монастырей было изъято в пользу государства капиталов на 4 млрд.

7 По ликвидации имущества б. Александровско-Кошлаушского женского монастыря // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 330. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-5.

248 млн. руб. Национализировано 84 монастырских завода, 436 молочных ферм, 602 скотных двора, 1112 доходных домов, 704 гостиниц и подворий8.

Советская власть отслеживала состояние имущества, переданного религиозной общине бывш. Кошлаушского монастыря. Так, 15 декабря 1925 г. был составлен акт в том, что комиссия под председательством С. Максимова на основании циркуляра Административного отдела Облисполкома от 17 июля 1925 года за № 20 и предписания Начальника Ядрин-ского Усов. милиции от 5 августа 1925 года № 5251 и согласно инструкции НКЮ от 24 августа 1918 г. произвела проверку церковного имущества по старой передаточной описи 1918 года.

20 декабря того же года комиссия под председательством П. Феоктистовой составила акт в том, что произвела «технический осмотр здания религиозного культа Александровской церкви бывш. монастыря волости Тойсин-ской, уезда Ядринского Чувашской Автономной ССР. Было установлено, что 1. здание годно к назначенной цели и не угрожает опасностью разрушения, но требует ремонта. 2. Здание требует ремонта, а именно: окраска крыши с наружной стороны всего здания, окраска пола, ремонт двух крылец и окраска внутренней стороны всего здания и ремонт трёх печей. 3. На производство ремонта требовалась сумма 2 900 руб. 4. Здание было возведено в 1898 г. по проекту Казанского Губернского инженера от 4 мая 1898 г. Оно не грозило опасностью разрушения. 5. Общая стоимость данного здания выражалась в сумме 18 000 золотых рублей. 6. Здание было застраховано на сумму 4656 рублей, страхование вносилось аккуратно. 7. Зданием религиозного культа пользовались поимённо 700 человек, вместимость же его была равна 400 человекам. 8. Расстояние от другого ближайшего здания религиозного культа равно 50 вёрст. 9. На производство ремонта данного здания израсходовано: в 1920-1925 годах - 0 руб».

В тот же день другая комиссия под председательством Зав. фин. налогов. частью Тойсинского ВИКа Максимова произвела технический осмотр здания религиозного культа Серафимовской церкви того же монастыря. При осмотре она нашла: «1. здание негодно к назначенной цели и угрожает опасностью разрушения, ввиду ветхости. 2. Здание требует ремонта, а именно: капитального ремонта всего здания. 3. На производство ремонта требуется сумма 10 800 руб. 4. Здание возведено в 1905 году по проекту Казанского губернского инженера от 2 августа. Грозит опасностью разрушения. 5. Общая стоимость данного здания выражается в сумме 16 000 золотых рублей. 6. Здание застраховано на сумму 7 648 руб., страхование вносится аккуратно. 7. Зданием религиозного культа пользуются поимённо 700 человек, вместимость же его равна 600 человек. 8. Расстояние от друго-

8 Деревянкин И.Г. Диверсанты в рясах // Диверсанты в рясах: сб. ст. Горький, 1938. С. 13.

го ближайшего здания религиозного культа равно 50 вёрстам. 9. На производство ремонта данного здания потрачено с 1920-1925 гг. - 0 руб.»9

Таким образом, советская власть не вкладывала денежных средств в ремонт монастырских зданий и поддержание их в надлежащем порядке. Хотя религиозная община бывш. монастыря систематически страховала переданное ей советской властью по договору монастырское имущество.

Советская власть не могла оставить монастырь в покое. Даже с учётом того, что монастырские здания были переданы религиозной общине, монастырь своим существованием всё равно представлял угрозу распространению советской атеистической идеологии.

Наркомвнутдел ЧА ССР Андреев обратился к начальнику Адм. Отдела Вурнарского РИКа: «препровождая при этом копию с копии отношения ВЦИК РСФСР от 2/УП с.г. за № 88746 и копию выписки из протокола №-14/38 заседания Президиума Чуваш. ЦИКа от 16 июня с.г. по вопросу закрытия Вурнарского монастыря, Наркомвнутдел ЧАССР предлагает немедленно исполнить постановление о закрытии означенного монастыря».

16 июня 1927 г. Президиум ЦИК Совета Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов ЧА ССР принял решение о закрытии монастыря. Президиум ВЦИК фактически не возражал по вопросу закрытия монастыря, о чём 2 июля 1927 г. член ВЦИК П. Смидович уведомлял руководство ЧА ССР10 (в дальнейшем П. Смидович возглавил комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР, о деятельности которой речь пойдёт ниже в настоящей статье).

Здесь уместно вспомнить о том, что советская власть отняла монастырь у РПЦ и ещё в 1920 г. передала монастырское имущество православной общине. Теперь же советская власть закрывала монастырь. Очевидно, это решение было связано с тем, что монастырь самим своим существованием продолжал оказывать влияние на местное население и представлял для этого населения важность.

Советская власть, навязывая населению атеистические убеждения, опасалась влияния монастыря. Советы боялись того, что православная идеология всё ещё ассоциировалась у населения с царским режимом. Ведь РПЦ до 1917 г. была крепкими узами связана с царской властью. Со времён Петра I император фактически возглавлял синод, управлявший церковью.

Теперь перед органами советской власти Чувашской республики встал вопрос о том, что делать с имуществом монастыря после его закрытия.

29 декабря 1927 г. райисполком ЧА ССР постановил организовать комиссию под председательством нач. адмотдела Адюкова, членов Райфо: Степанова, зав. Вурнарским сельтехникумом т. Леонтьева.

9 Там же. Л. 6-10.

10 Там же. Л. 11-13.

Комиссией было решено передать здание бывш. монастыря Вурнар-скому с/х техникуму. 25 марта 1928 г. комиссия под председательством Е.Ф. Адюкова передала в распоряжение с/х техникума предметы из имущества бывш. Кошлаушского Чувашского Александровского женского монастыря: шкафы, умывальники, шкафчик, железный лом и т.д.11

Закрытие этого монастыря стало серьёзным ударом по православию в Вурнарском районе ЧА ССР. К.В. Агаджанян отмечает, что основной удар атеисты Чувашии нанесли именно по монастырям12. Представляется, что такое направление деятельности было выбрано атеистами неслучайно. Монастыри были центрами распространения православия. Их культовое значение для населения было очень велико.

Женское монашество в России прошло сложный путь становления. Как отмечает О.В. Розина, «возникшее старчество и духовное наставничество позволили состояться женскому общинному движению, проделавшему духовный путь от богадельни, при каком-нибудь пригородном или сельском храме, до самой общины и, наконец, дорастать до крупного общежительного монастыря»13.

Судьбу Кошлаушского Александровского монастыря можно сравнить с судьбой Покровского женского монастыря, располагавшегося в с. Медяна Языковской волости Курмышского уезда Симбирской губернии14.

Этот монастырь также был богат. В 1920 г. у этого монастыря имелось много земли, сотни голов скота, большие запасы хлеба и денег15.

11 Там же. Л. 21-22, 27.

12 Агаджанян К.В. Русское православие в первые десятилетия советской власти (на примере епархий Среднего Поволжья). // URL: https://xn—8sbnlabhce1bwkeefm9e. xn--p1ai/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1 %81%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D 1%81% D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%-BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8---%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0% BC%D0%B5%D1%80%D0%B5-%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B9-%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%9F%D0%BE% D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D1%8C%D1%8F--1.html (Дата обращения: 06.10.2023).

13 Розина О.В. Женское монашество в духовной жизни России (конец XVIII-XIX вв.) // Девятнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, проводимой в рамках XVIII Международных научно-образовательных знаменских чтений «Духовные и светские основы в российском социокультурном пространстве». Курск, 2002. С. 170.

14 Курмышский уезд Симбирской губернии и Ядринский уезд Казанской губернии располагались близко друг к другу по берегам реки Суры - на территориях Нижнего Присурья.

15 История, легенды, люди Медянского края; ред.-сост. В.И. Мельникова. Сергач, 1999. С. 12.

В том же году на территории Покровского женского монастыря произошёл вооружённый мятеж против советской власти, организованный монахинями и офицерами царской армии16. Этот мятеж был подавлен советской властью.

Ликвидация Покровского женского монастыря проводилась Симбирским губисполкомом в хаотичном порядке17. Безусловно, она была связана с восстанием. В отличие от этого Кошлаушский Александровский женский монастырь был ликвидирован местными органами советской власти по согласованию с ВЦИК. Но в результате итог существования обоих монастырей был одним и тем же.

Православные общины обращались к советской власти с заявлениями и различными просьбами. С заявлением о проведении собрания уполномоченных от прихода по вопросу о топливе церкви обращался церковный совет Троицкой церкви с. Кошлауш18. Прихожане этой церкви обращались в Вурнарский рик с просьбой о проведении крестного хода. Жители с. Кук-шумы, Хори-Кукшумы, Чалым- Кукшумы, Малды-Кукшумы и Алгазино, состоявшие в приходе священника С. Сазанова, просили разрешить им провести крестный ход по домам прихожан с 19 по 29 января 1932 г. О выходе крестным ходом на воду и улицу к означенному рику обращались члены Яушевского религиозного общества. С подобными просьбами выступали также члены Нарусовского и Убеевского церковно-приходских советов. Члены малояушевского религиозного общества просили Вурнарский рик разрешить им 24 января 1932 года провести собрание с повесткой дня: «1) о выборе церковных советов 2) о выборе церковного председателя 3) о выборе церковного старосты 4) содержание попа 5) разное». Сугутская церковь просила Вурнарский рик разрешить содержание священника19. Вурнарский рик удовлетворил большинство просьб.

Необходимо отдать должное служителям культа Троицкой церкви с. Кошлауш, которые в условиях дискриминации церкви продолжали исполнять свои обязанности. Это были Леонид Александрович Лимонов, Фёдор Порфирьевич Девятов, Николай Александрович Архангельский. Членами Кошлаушского религиозного общества были 100 человек обоего

16 Егоров В.В. Взаимоотношения советской власти и Русской Православной церкви в 1917-1930 годах (на материалах территорий Нижнего Присурья): монография. Н. Новгород, 2023. С. 191.

17 Там же. С. 196.

18 Разрешением созыва церковно-приходских собраний верующих Кошлаушской церкви // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 445. Оп. 3. Д. 22. Л. 9.

19 Переписка о религиозных культах Кошлаушской церкви, инструкция о порядке устройства кладбищ // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 330. Оп. 2. Д. 3. Л. 1-20.

пола20. В трудных условиях эти прихожане храма также не отступили от своей веры.

На территории Вурнарского района ЧА ССР закрытие церквей и монастырей сопровождалось потоком жалоб верующих, членов религиозных советов в различные инстанции. Стали поступать заявления начальнику Адмотдела Адюкову от монахинь Александрийского женского монастыря о выдаче принадлежавших им вещей21.

Советская власть разрешила создать в селе Кошлауш религиозное общество. Это общество имело свой устав. В уставе говорилось о том, что само общество создаётся с целью объединить прихожан православного исповедания в православный приход села, управляет имуществом, полученным по «договору» от местных органов власти, заключает сделки частноправового характера, связанные с управлением культовым имуществом, участвует в съездах религиозных обществ, назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов. Членом Кошлаушского общества мог быть каждый гражданин, принадлежащий к данному культу. Списки членов «Общества» ежегодно представлялись в Отдел управления Казанского гу-бисполкома. Отдельные члены «Общества» или его уполномоченные могли собрать добровольное пожертвование для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом. Обязательность членских взносов на членов общества возложена быть не могла. «Все вопросы, возникающие в жизни, разрешаются на общих собраниях «Общества» голосованием однократным, простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных в пр. 5 и 11 Устава Общества, общие собрания общества проходят открыто. Устав «Общества» может быть изменён общим собранием «Общества», по предложению его членов, большинством голосов с последующим утверждением Отдела Управления, или по предложению надлежащих органов государственной власти». Общество могло быть закрыто: по постановлению соответствующего губиспокома, облисполкома, вследствие ареста членов «Общества», по постановлению общего собрания членов «Общества». В случае закрытия «Общества» всё имущество, находящееся в пользовании «Общества», возвращается «Совету» по инициативе ячейки специальных уполномоченных, избранных для сего ликвидационным собранием «Общества»22.

20 С договорами и списками членов культа и распоряжениями Правительства СССР // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 445. Оп. 3. Д. 24. Л. 1-5, 11-12.

21 Сентеру Суле. Вурнарская районная газета. К 90-летию Вурнарского района: из истории Александровской Кошлаушской женской обители. // URL: http://putpobedy.ru/v-ra-jone/188-k-90-letiyu-vurnarskogo-rajona-iz-istorii-aleksandrijskoj-koshloushskoj-zhenskoj-obiteli (Дата обращения: 30.09.2023)

22 Распоряжением и постановлением вышестоящих органов преимущественных слу-

Из текста устава общества следовало, что оно было подчинено советской власти. Устав не содержал информации о РПЦ. Таким образом, советская власть подчиняла себе религиозные общества и действовала в обход РПЦ.

Как указывает профессор О. Максимова, 26 марта 1928 г. имущество монастыря распродавалось советской властью на торгах. Оно приобреталось частными лицами для себя, представителями религиозных общин для церквей, для нужд религиозных организаций23.

В 1932 г. игуменья и насельницы монастыря были репрессированы24. Несмотря на все усилия советской власти нейтрализовать православие на территории Ядринского уезда Симбирской губернии - Вурнарского района ЧА СССР сделать это советы не смогли.

Как указывает профессор Л.А. Таймасов, утверждение православия на территориях Казанского края началось сразу же после покорения Казани в 1552 г.25 Уже в 1555 г. была утверждена особая Казанская епархия и главной целью православной церкви стало распространение православия среди местного населения26. Таким образом, советы просто не могли разрушить за 15 лет то, что создавалось веками.

Население в целом негативно реагировало на меры антирелигиозной политики советской власти. Ф.Н. Козлов отмечает, что в официальной антирелигиозной ячейке, созданной советской властью в Ядринском уезде, отсутствовал личный состав27.

В Пильнинском районе Нижегородского края (бывш. Курмышском уезде Симбирской губернии) в 1930-е годы православные общества вынуждены были починяться советской власти, которая носила светский характер28. Но в то же время эти члены этих общин, которые составляли подавляющее большинство населения края, не отказывались от православия.

Создание религиозных обществ разрешалось в соответствии с п. 3 По-

жителей культа // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 445. Оп. 3. Д. 20. Л. 15.

23 Максимова О. Александровский монастырь. // URL: https://gov.cap.ru/home/59/ xpam/monastr.html (Дата обращения: 30.09.2023)

24 Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Александровский Кошлаушский женский монастырь. // URL: https://www.pravenc.ru/ text/64466.html (Дата обращения: 30.09.2023)

25 Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары, 2004. С. 63.

26 Он же. Миссионерское просветительство в Казанском крае в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Регионология. 2003. № 3 (44). С. 259.

27 Козлов Ф.Н. Там же. С. 94.

28 Егоров В.В. Антирелигиозная политика советской власти в Курмышском уезде Симбирской губернии - Пильнинском районе Нижегородского края в 1918-1930 гг. // URL: https:// web.snauka.ru/issues/2021/11/96982 (Дата обращения: 06.08.2023)

становления ВЦИК «О религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозным обществом признавалось «местное объединение граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей»29.

С точки зрения А.А. Мухаметзянова, небольшой численный состав каждой ячейки способствовал увеличению числа мелких общин, что естественно облегчало советской власти борьбу с ними30.

С этим утверждением сложно не согласиться. Советская власть стремилась к дезорганизации жизни православной церкви и православных общин.

Официальная же позиция советской власти заключалась в том, что она не препятствовала гражданам СССР исповедовать любую религию по их выбору. Советский государственный деятель, академик, жена В.И. Ленина Н.К. Крупская указывала, что какую бы веру ни исповедовал человек - государства это не касается31.

Советские государственные деятели Н. Бухарин и Е. Преображенский отмечали, что церковь для коммунистов была обществом, живущим за счёт верующих и связанным с эксплуататорскими классами населения32.

Советская власть пыталась лишить РПЦ любых рычагов воздействия на общество. В начале 1930-х годов советская власть продолжила изъятие имущества у РПЦ. 16 октября 1931 г. Постоянная комиссия при Президиуме ВЦИК по вопросам культов33 под руководством П. Смидовича издала Инструкцию «О порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ и о порядке сноса надгробных памятников». В соответствии с п. 19 надмогильные памятники, надгробья, ограды (решётки) и т.д., построенные религиозными организациями, включались в общий фонд культового имущества34.

29 Распоряжением и постановлением вышестоящих органов преимущественных служителей культа // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 445. Оп. 3. Д. 20. Л. 14.

30 Мухаметзянов А.А. Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920-1930-е гг.): автореф. ...дис. канд. ист. наук. Казань, 2007. С. 19.

31 Крупская Н.К. Из атеистического наследия. - М.: 1964. С. 43.

32 Бухарин Н. и Преображенский Е. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской Коммунистической Партии Большевиков. Петербург, 1920. С. 196.

33 Само создание этой комиссии в 1929 году стало кульминацией и итогом предшествующего периода развития курса советской власти в отношении РПЦ (См.: Егоров В.В. Анализ деятельности Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в 1929-1930 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2022. № 2(52). С. 54). Эта комиссия разрабатывала новые инструкции и правила, нацеленные на регулирование положения РПЦ в СССР.

34 Переписка о религиозных культах Кошлаушской церкви, инструкция о порядке устройства кладбищ // Государственный исторический архив Чувашской республики (ГИА ЧР). Ф. 330. Оп. 2. Д. 3. Л. 34.

Ещё одним важным орудием советской власти против Православной Церкви было образование. Советы исключили преподавание Закона Божьего из школьного курса. Однако, как указывает Ф.Н. Козлов, проходивший в Казани 10-14 мая 1918 г. съезд чувашских учителей, учителей Ядрин-ского уезда, отстаивал преподавание в школе Закона Божьего35.

Советская власть использовала совокупность методов для того, чтобы нейтрализовать РПЦ. Советская власть стремилась максимально ослабить РПЦ и лишить её имущества. С точки зрения власти, бедная церковь не могла иметь решающего значения для граждан СССР. Религиозные общины во всём должны были подчиняться советской власти.

Советы стремились максимально снизить авторитет церкви среди населения. Уважительное отношение советских граждан к Церкви означало, что Православная Церковь могла бы пользоваться поддержкой со стороны граждан. Этого советы допустить не могли.

Кошлаушский Александровский женский монастырь представлял огромное духовное и культурно-просветительское значение для населения. Вопрос его ликвидации был, по сути, предрешён советской властью. Религиозная община этого монастыря не представляла угрозы для советской власти. В отличие от Покровского женского монастыря на территории Кошлаушского монастыря не возникло заговоров против советской власти. Монахини бывшего Кошлаушского монастыря не поднимали восстаний против советов. Однако в результате советская власть ликвидировала оба монастыря. Это свидетельствовало о том, что эти монастыри, как и само православие, не были нужны советской власти.

Библиографический список:

[1] Астапенко И.Г. Политика советского государства по отношению к религиозным организациям в Омской

губернии в 1921-1925 гг. (на примере изъятия церковных ценностей) // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2018. Вып. 2 (5). С. 132-146.

[2] Бухарин Н. и Преображенский Е. Азбука коммунизма: популярное объяснение программы Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммунистической Партии Большевиков. Петербург, 1920. 321 с.

[3] Деревянкин И.Г. Диверсанты в рясах // Диверсанты в рясах: сб. ст. Горький, 1938. С. 8-34.

[4] Егоров В.В. Анализ деятельности Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК в 1929-1930 гг.

// Вестник Брянского государственного университета. 2022. № 2 (52). С. 46-56.

[5] Егоров В.В. Взаимоотношения советской власти и Русской Православной церкви в 1917-1930 годах (на

материалах территорий Нижнего Присурья): монография. Н. Новгород, 2023. 266 с.

[6] Егоров В.В. Меры советской власти по изъятию церковных ценностей в 1920-е годы // Роль инноваций

в трансформации и устойчивом развитии современной науки: сб. ст. по итогам науч.-практ. конф. 24 апр. 2022. С. 87-89.

[7] Зенков А.Р. Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России (на примере

Русской православной церкви): автореф. дис. . ..канд. полит. наук: 07.00.02. - М.: 2013. 24 с.

[8] Калинин М.И. Избранные произведения: в 4 т. - М.: 1960. Т. 1. 641 с.

[9] Козлов Ф.Н. Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах

СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии). - М.: 2017. 335 с.

[10] Крупская Н.К. Из атеистического наследия. - М.: 1964. 306 с.

[11] Мухаметзянов А.А. Трансформация институтов мусульманской общины Татарстана (1920-1930-е гг.):

35 Козлов Ф.Н. Там же. С. 68.

автореф. ...дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Казань, 2007. 27 с.

[12] Розина О.В. Женское монашество в духовной жизни России (конец XVIII-XIX вв.) // Девятнадцатые Дамиановские чтения: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, проводимой в рамках

XVIII Международных научно-образовательных знаменских чтений «Духовные и светские основы в российском социокультурном пространстве». Курск, 2002. С. 170-178.

[13] Таймасов Л.А. Миссионерское просветительство в Казанском крае в конце XVIII - первой половине

XIX вв. // Регионология. № 3(44). 2003. С. 259-273.

[14] Таймасов Л.А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары, 2004. 524 с.

Reference

[1] Astapenko I.G. The policy of the Soviet state towards religious organizations in the Omsk province in

1921-1925. (using the example of confiscation of church valuables) // Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary. 2018. Vol. 2 (5). P. 132-146.

[2] Bukharin N. and Preobrazhensky E. The ABC of Communism: a popular explanation of the program of the

Russian Communist Bolshevik Party. Petersburg, 1920. 321 p.

[3] Derevyankin I.G. Saboteurs in cassocks // Saboteurs in cassocks: collection. Art. Gorky, 1938. P. 8-34.

[4] Egorov V.V. Analysis of the activities of the Commission on Cults under the Presidium of the All-Russian

Central Executive Committee in 1929-1930. // Bulletin of Bryansk State University. 2022. № 2 (52). P. 46-56.

[5] Egorov V.V. The relationship between Soviet power and the Russian Orthodox Church in 1917-1930 (based on

materials from the territories of the Lower Surye): monograph. N. Novgorod, 2023. 266 p.

[6] Egorov V.V. Measures of the Soviet government to confiscate church values in the 1920s // The role of inno-

vation in the transformation and sustainable development of modern science: collection. Art. based on the results of scientific and practical conf. 24 Apr 2022. P. 87-89.

[7] Zenkov A.R. Interaction of religious organizations and the state in modern Russia (using the example of the

Russian Orthodox Church): abstract. dis. ...cand. watered Sciences: 07.00.02. - M.: 2013. 24 p.

[8] Kalinin M.I. Selected works: in 4 volumes - M.: 1960. Vol. 1. 641 p.

[9] Kozlov F.N. State-church relations in 1917 - early 1940s. in the national regions of the USSR (using the example

of the republics of Mari El, Mordovia and Chuvashia). - M.: 2017. 335 p.

[10] Krupskaya N.K. From the atheistic heritage. - M.: 1964. 306 p.

[11] Mukhametzyanov A.A. Transformation of institutions of the Muslim community of Tatarstan (1920-1930s): abstract. ...dis. Ph.D. ist. Sciences: 07.00.02. Kazan, 2007. 27 p.

[12] Rozina O.V. Female monasticism in the spiritual life of Russia (late 18th-19th centuries) // Nineteenth Damian readings: Russian Orthodox Church and society in the history of Russia and the Kursk region. Materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference held within the framework of the XVIII International Scientific and Educational Znamensky Readings "Spiritual and secular foundations in the Russian sociocultural space." Kursk, 2002. P. 170-178.

[13] Taimasov L.A. Missionary enlightenment in the Kazan region at the end of the 18th - first half of the 19th centuries. // Regionalology. № 3(44). 2003. P. 259-273.

[14] Taimasov L.A. The Orthodox Church and Christian education of the peoples of the Middle Volga region in the second half of the 19th - early 20th centuries. Cheboksary, 2004. 524 p.

Егоров В.В.

Учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 79 имени Николая Алексеевича Зайцева».

Антирелигиозная политика советской власти в северо-восточном Присурье Аннотация. Статья посвящена изучению взаимоотношений советской власти, Русской Православной Церкви и православных общин в Ядринском уезде Казанской губернии - Вурнарском районе Чувашской автономной советской социалистической республики (далее - ЧА ССР) в 1917-1932 годах. Эти территории расположены в северо-восточном Присурье. Настоящая тема малоизучена. Привлечение автором широкого круга не введённых ранее в научный оборот источников, обеспечили новизну исследования. Особое внимание в статье уделяется существованию и ликвидации в первые годы советской власти Кошлаушского женского монастыря в Ядринском уезде -Вурнарском районе. Отмечается, что этот монастырь был ликвидирован по решению местных органов советской власти по согласованию с центральными органами власти. Судьба Кошлаушского женского монастыря сопоставляется с судьбой Покровского женского монастыря, находящегося в Курмышском уезде Симбирской губернии - Пильнинском районе Нижегородского края, т.к. оба эти монастыря располагались на присурских территориях, недалеко друг от друга. Отдельное внимание в статье уделяется взаимоотношениям православных общин Ядринского уезда Казанской губернии - Вурнарского района ЧА ССР и советской власти. Положение этих православных общин сопоставляется с положением православных общин Пильнинского района Нижегородского края. Советская власть использовала совокупность методов, чтобы нейтрализовать влияние РПЦ на общество и исключить Православную Церковь из сферы государственно-властных отношений. Советы не утраивало то влияние, которое Церковь оказывала на общество, и большое значение РПЦ для населения. Советская власть опасалась, что Православная Церковь связана с бывшим царским режимом и может действовать против советов. Советская власть стремилась разорвать связь между РПЦ и обществом. Отношения, складывающиеся между советской властью и Православной Церковью в Ядринском уезде Казанской губернии - ЧА СССР, являются микромоделью отношений между властью и РПЦ в стране.

Ключевые слова: РПЦ, советская власть, атеизм, Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР, антирелигиозная политика, Вурнарский рик, Кошлаушский Александровский женский монастырь, Троицкая церковь с. Кошлауш.

Egorov V.V.

Teacher of history and social studies of the highest qualification category of the Municipal Autonomous Educational Institution "School № 79 named after. Nikolai Alekseevich Zaitsev".

Anti-religious policy of the Soviet government in the north-eastern Prisurye Abstract. The article is devoted to the study of the relationship between the Soviet government, the Russian Orthodox Church and Orthodox communities in the Yadrinsky district of the Kazan province - the Vurnarsky district of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic (hereinafter - the Cha SSR) in 1917-1932. These territories are located in the north-eastern Prisurye. This topic has been little studied. The author's involvement of a wide range of sources not previously introduced into scientific circulation ensured the novelty of the research. Particular attention is paid to the existence and liquidation of the Koshlaush convent in the Yadrinsky district - Vurnarsky district in the first years of Soviet power. It is noted that this monastery was liquidated by decision of local Soviet authorities in agreement with the central authorities. The fate of the Koshlaushsky convent is compared with the fate of the Pokrovsky convent, located in the Kurmysh district of the Simbirsk province - Pilninsky district of the Nizhny Novgorod region, because both of these monasteries were located in the Sursky territories, not far from each other. Special attention in the article is paid to the relationship between the Orthodox communities of the Yadrinsky district of the Kazan province - the Vurnarsky district of the Chaos SSR and the Soviet government. The situation of these Orthodox communities is compared with the situation of the Orthodox communities of the Pilninsky district of the Nizhny Novgorod region. The Soviet government used a set of methods to neutralize the influence of the Russian Orthodox Church on society and exclude the Orthodox Church from the sphere of state-power relations. The Soviets did not lose sight of the influence that the Church had on society and the great importance of the Russian Orthodox Church for the population. The Soviet authorities feared that the Orthodox Church was connected with the former tsarist regime and could act against the Soviets. The Soviet government sought to break the connection between the Russian Orthodox Church and society. The relations developing between the Soviet government and the Orthodox Church in the Yadrinsky district of the Kazan province - ChA USSR, are a micromodel of the relationship between the government and the Russian Orthodox Church in the country.

Key words: Russian Orthodox Church, Soviet power, atheism, Standing Commission on Cults under the Presidium of the All-Russian Central Executive Committee of the USSR, anti-religious policy, Vurnarsky rik, Koshlausky Alexander Convent, Trinity Church p. Koslaus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.