Научная статья на тему 'Антирелигиозная политика советского государства на примере борьбы с монастырями и монашеством на Западном Кавказе в 20 –30-х гг. ХХ в.'

Антирелигиозная политика советского государства на примере борьбы с монастырями и монашеством на Западном Кавказе в 20 –30-х гг. ХХ в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
монашество / Новый Афон / Псху / Западный Кавказ / классовая борьба / национализация / репрессии / monasticism / New Athos / Pskhu / Western Caucasus / class struggle / nationalization / repressions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костаненко Леонид

В работе исследуется один из ключевых аспектов антирелигиозной политики советского государства в 20–30 гг. ХХ в., отразившийся в повсеместном закрытии властями православных монастырей и борьбе с монашеством. Изучается история данных процессов на Западном Кавказе, где монашеская традиция продолжала активно существовать до нач. 30-х гг. Рассматриваются идеологические предпосылки и методы борьбы советской власти с монашеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Anti-Religious Policy of the Soviet State on the Example of the Fight Against Monasteries and Monasticism in the Western Caucasus in the 20 –30s. 20th Century

The paper examines one of the key aspects of the antireligious policy of the Soviet state in the 20–30s. XX century, reflected in the widespread closure of Orthodox monasteries by the authorities and the fight against monasticism. The history of these processes in the Western Caucasus is being studied, where the monastic tradition continued to actively exist until the beginning. 30s. The ideological prerequisites and methods of the struggle of the Soviet authorities against monasticism are considered.

Текст научной работы на тему «Антирелигиозная политика советского государства на примере борьбы с монастырями и монашеством на Западном Кавказе в 20 –30-х гг. ХХ в.»

УДК 93/94 Костаненко Леонид, иерей

преподаватель Кафедры Церковной истории ЕДС, Настоятель Храма святых равноапостольных Кирилла

и Мефодия станицы Убинсой

Антирелигиозная политика советского государства на примере борьбы с монастырями и монашеством на Западном Кавказе в 20-30-х гг. ХХ в.

Аннотация. В работе исследуется один из ключевых аспектов антирелигиозной политики советского государства в 20-30 гг. ХХ в., отразившийся в повсеместном закрытии властями православных монастырей и борьбе с монашеством. Изучается история данных процессов на Западном Кавказе, где монашеская традиция продолжала активно существовать до нач. 30-х гг. Рассматриваются идеологические предпосылки и методы борьбы советской власти с монашеством.

Ключевые слова: монашество, Новый Афон, Псху, Западный Кавказ, классовая борьба, национализация, репрессии.

Хрнзостом: HayHHO-npocBeTmenbCKHH ^ypHan EKarepHHogapcKoM gyxoBHoM ceMHHapHH. 2022. № 3(3)

Kostanenko Leonid, priest teacher of the Department of Church History of the EDC, Rector of the Church of Saints Cyril and Methodius Equal to the Apostles in the village of Ubinsoy

The Anti-Religious Policy of the Soviet State on the Example of the Fight Against Monasteries and Monasticism in the Western Caucasus in the 20-30s. 20th Century

Annotation. The paper examines one of the key aspects of the anti-religious policy of the Soviet state in the 20-30s. XX century, reflected in the widespread closure of Orthodox monasteries by the authorities and the fight against monasticism. The history of these processes in the Western Caucasus is being studied, where the monastic tradition continued to actively exist until the beginning. 30s. The ideological prerequisites and methods of the struggle of the Soviet authorities against monasticism are considered.

Key words: monasticism, New Athos, Pskhu, Western Caucasus, class struggle, nationalization, repressions.

В начале ХХ в. монастыри Западного Кавказа были наполнены насельниками. Наиболее крупные из них: Михайло-Афонская пустынь в Майкопском отделе Кубанской области и Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии насчитывали от 200 до 600 человек братии и представляли собой эталон благоустроенной монашеской жизни. В хозяйственной жизни этих обителей применялись новейшие достижения науки и техники своего времени.

Построенный под руководством архимандрита Иерона Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь имел собственную железную дорогу, гидроэлектростанцию, а также оливковые плантации, виноградники, обширные сады. Ежегодно саженцы разнообразных плодовых культур безвозмездно распределялись среди местных жителей, что стало основой для дальнейшего распространения в Абхазии крае лучших сортов плодовых деревьев. Кроме традиционных огородов и садов, где братия выращивала разнообразные овощи и фрукты, при монастыре был устроен дендрарий с редкими видами субтропических растений. Здесь, после окончательного закрытия Ново-Афонского монастыря в 1924 г., был создан один из крупнейших в СССР цитрусоводческих совхозов1.

Словом и делом свидетельствуя в среде автохтонных обитателей Западного Кавказа - абхазов, адыгов, карачаевцев и др. об Истине Евангельского Завета, монастыри Западного Кавказа приобщали эти народы к богатству русской православной культуры. В русских обителях местные жители имели возможность получить начальное образование, часто на родном языке. Здесь им помогали в решении различных насущных вопросов, предоставляли широкую социальную и материальную поддержку нуждающимся.

Однако, советская власть, опираясь на принципы классовой теории марксизма, рассматривала Русскую Церковь, в первую очередь, как непримиримого классового врага. Идея классовой борьбы,являлась одной из важнейших догм марксизма, была превращённая В. И. Ульяновым (Ленином) в один из главных мифов большевизма. Именно после октябрьского переворота и начала гражданской войны в России миф о классах и классовой борьбе получил новый импульс в своем развитии. Большевистская партия нуждалась в оправдании своей классовой политики, анализе расстановки классовых сил, в том, чтобы представить себя защитницей и проводником интересов тех классов, которые составляли большинство населения2.

Необходимость гражданской войны рассматривалась большевиками и их лидерами в контексте столкновения классов, обострения и усиления классовой борьбы. В. И. Ленин писал: «Все и всякие угнетающие классы,

1 Сикорская, Л. Е. Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 1920-1930-е годы / Л. Е. Сикорская. Москва: Братонеж, 2017. С. 19.

2 Розин, Э. Ленинская мифология государства / Э. Розин. Москва: Юристъ, 1996. С. 47.

нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных, поп должен рисовать им перспективы <.. .> смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решительность»3.

В результате спровоцированного марксистской идеологией большевистского террора, гонения Советской власти коснулись всех, без исключения, монастырей Кавказа, которые последовательно были закрыты в 1920-30 гг.

Однако, несмотря на очевидную угрозу, которую несла для Русской Православной Церкви новая политическая ситуация, одновременно с установлением в Абхазии советской власти в 1921 г. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь становится важнейшим центром православия на Кавказе. В Абхазию из Центральной России устремились от гонений лишенные советской властью и обновленцами своих монастырей и храмов верные патриарху Тихону священники и монахи. Многие насельники закрытых большевиками в Москве, Петрограде, одессе и других русских городах Афонских подворий также старались перебраться в новый Афон, в надежде, что сюда, в удел Божьей Матери, не дотянется рука «антихристова» порядка.

В обстановке, возникшей в Абхазии после крушения Российского государства и начала Гражданской войны, монахи Новоафонской обители в течение нескольких лет пытались сохранить свой монастырь от полного разорения. Сделать это было крайне непросто, в условиях революционной анархии и беззакония, а также, начавшейся в 1919 году грузинской оккупации края.

Тем не менее, уже в апреле 1921 г., через месяц после установления в Абхазии советской власти, правительство Абхазской советской социалистической республики национализировало монастырские земли НовоАфонского монастыря.

Несмотря на то, что де-факто вопрос о рассмотрении о федерации с РСФСР был отложен на неопределённый срок, в вопросе национализации монастырских земель Ревком Абхазии руководствовался директивами Кавбюро РКП(б), которым руководил лично В. И. Ульянов (Ленин), а председателем являлся С. Орджоникидзе. В связи с этим, директивные указания, поступавшие из центра, распространяли на территорию АбССР действие статей Конституции РСФСР 1918 г., которая, в свою очередь, лишала монашествующих избирательного права и запрещала им являться членами трудо-

3 Ленин, В. И. Соч., т. XVIII / В. И. Ленин. Москва, 1968. С. 259.

53

вых коммун и артелей. С этого момента местные советы должны были взять на учет все монастырские хозяйства4.

Однако, до 1920 г., аграрное законодательство РСФСР предполагало обработку национализированной земли самостоятельными трудовыми артелями. Участие в этих артелях не было ограничено вероисповеданием, полом или национальностью, что способствовало формированию религиозных хозяйств на базе бывших монастырей: «<...> Следует отметить, что существование монастырей в виде «трудовых коммун» стало возможным только в удаленных от городов местностях»5.

Таким образом, после национализации земель Ново-Афонского монастыря в апреле 1921 г., на их базе был создан совхоз «Новый Афон» (впоследствии «Псырцха»), а из братии была организована «трудовая коммуна». За «контрреволюционную деятельность» на иноков была возложена «трудовая повинность» - работать в совхозе по восемь часов в день6.

На Кубани национализация монастырских имуществ также была проведена по окончания здесь Гражданской войны после 1920 года7. В результате данных событий часть братии монашеских обителей Западного Кавказа была вынуждена покинуть свои монастыри, рассеявшись по труднодоступным горным урочищам. В Ново-Афонском монастыре от многочисленного прежде братства осталось 250 человек.

В сентябре 1924 года Ново-Афонский монастырь по решению советской власти был полностью закрыт. Сохранившиеся свидетельства очевидцев этих событий уделяют особое внимание и сочувствие, с которым абхазы отнеслось к закрытию обители, долгие годы являвшейся духовной и материальной опорой местного населения. особое внимание обращает на себя позиция председателя Совнаркома Абхазии Нестора Лакоба, который, будучи сам выпускником монастырской школы для абхазских детей, лично прибыл объявить насельникам об окончательном закрытии монастыря, выражая при этом искреннее сожаление8.

На следующий день после закрытия обители были арестованы настоятель архимандрит Илларион и несколько монахов, препятствовавшие действиям властей.

4 Русская Православная Церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона; сост. А. В. Никольский. Москва: Изд-во Моск. Патриархии: Республика, 2001. С. 62.

5 Васильев А. прот. Попытки сохранения православных монастырей в первые годы советской власти (1917-1920-е гг.) / А. Васильев. - URL: https://bogoslov.ru/article/2868945.

6 Шумило, С. В. Мученники Ново-Афонские / С. В. Шумило. - URL: http://www.regels.org/ New-Aphon-Martyrs.htm.

7 Зыбковец, В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (19171922 гг.) / В. Ф. Зыбковец. Москва: Наука, 1975. С. 93.

8 Меркурий (Попов), монах. Записки монаха-исповедника. Москва: ПСТГУ, 2008. С. 30.

Оставшаяся братия Ново-Афонского монастыря, а также насельники других закрытых в Абхазии монашеских обителей, постепенно перешли на жительство в удалённое обширное горное урочище Псху, где ещё во времена управления Ново-Афонским монастырём, архимандритом Иероном было создано подворье. Географическая удалённость данного места послужила причиной формирования здесь крупнейшего нелегального монашеского центра в советской России.

Игумен Пётр (Пиголь) приводит материалы следственного дела № 2606 Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ, согласно которому в урочище Псху и окрестностях оз. Рица в нач. 1927 г. проживало ок. 400 монашествующих. В период с 1928-1930 гг., на Псху прибыло ещё 214 человек, из них 188 монахов. Иноки подвизались в скитах и келлиях располагавшихся труднодоступных местах9.

Пустынников на Псху признавали церковную юрисдикцию катакомб-ного епископа-исповедника Валаама (Лазаренко) Майкопский, тайно служившего в скиту в урочище Пеус, недалеко от Туапсе. На Псху тайно скрывался, сбежав в 1926 г. из ссылки, священномученик Аркадий (Остальский), епископ Лубенский10.

12 апреля 1930 г. в газете «Советская Абхазия» вышла заметка под заголовком «Во власти попов», в которой рассказывалось о существовании на Псху крупной монашеской общины. Автор заметки И. Половнёв писал: «<...> Мрачную почти фантастическую повесть можно было бы написать по поводу того, что происходило и происходит в этом забытом углу Сухумского уезда»11.

Данная заметка послужила сигналом начала кампании, направленной на уничтожение последнего очага духовного сопротивления безбожному режиму в СССР. Следом за статьёй в официальном органе компартии, на Псху была отправлена комиссия, в задачу которой входило проведение идеологической работы по дискредитации пустынножителей и оправдания дальнейших репрессивных действий органов ОГПУ.

Комиссия выехала из Сухума на Пасху, 20 апреля 1930 г. Одновременно Сухумский обком КП(б) направил на Псху отряд сотрудников ОГПУ в сопровождении пулемётного отделения красноармейцев. По прибытии чекистов на Псху начались массовые облавы, в результате которых большинство

9 Пётр (Пиголь), игумен,Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон Х1Х-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 647.

10 Шумило, С. В. Мученники Ново-Афонские / С. В. Шумило. - URL: http://www.regels.org/ New-Aphon-Martyrs.htm.

11 Половнев, И. Страна Псху / И. Половнев. Сухум: АБГОСИЗДАТ, 1931. С. 3

проживавших здесь иноков были арестованы и 30 апреля отправлены под конвоем в Сухум.

В опубликованной в Сухуме, в том же году, документальной повести И. Половнёва под романтическим названием «Страна Псху» отмечалось, что за десять лет на Псху не вырос ни один комсомолец, ни один коммунист. Автор писал: «<...> Между более умной публикой: кулаками и контрреволюционными попами <...> прямо в реалистическом стиле говорится: в горах есть долина Псху, где нет советской власти..»12.

В книге И. Половнёва подробно описаны допросы некоторых монашествующих, приводится описание состоявшегося после отправки конвоя в Сухум первомайского «праздника», организованного комиссией для местной «бедноты». При этом ни слова не говорится о той страшной участи, которая ожидала арестованных на Псху монахов.

Следственные документы свидетельствуют о том, что ещё по дороге в Сухум чекистами было расстреляно ок. 150 монахов. На глазах у колонны арестантов убивали пожилых и немощных. Так казнили 72-х летняго иеро-схимонаха Дорофея (Резникова), монаха Макария (Благовидова) и др.13

В Сухуме арестованных разделили на две группы: из которых одна была отправлена в Новороссийск, а другая - в Тбилиси14. Сохранилось свидетельство, описывающее условия этапирования в Новороссийск: «Стариков и молодых, женщин и мужчин гнали через несколько перевалов с долины Псху и других мест и поселений. У моря всех погрузили на баржи, везли в невыносимой тесноте. Монахи плыли и пели молитвы»15.

Так как баржи шли с большим перегрузом, чекисты утопили часть арестованных. По прибытии в Новороссийск иноков поместили в застенки ОГПУ16. Здесь многие были приговорены к смертной казни и расстреляны в особом помещении тюрьмы, остальные получали по 10 лет исправительных лагерей17.

документально известны имена 21 насельника Ново-Афонского монастыря, проходивших в Новороссийске, по следственному делу № 2606 Секретного отделения Черноморского окружного отдела ОГПУ о т. н. «мо-

12 Половнев, И. Страна Псху / И. Половнев. Сухум: АБГОСИЗДАТ, 1931. С. 64.

13 Пётр (Пиголь), игумен. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон Х1Х-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 648.

14 В годы лихолетья // Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // К Свету. Москва, 1997. Вып. 16. С. 112.

15 Пришвина, В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) / В. Д. Пришвина // Человек. 1991, № 5. С. 112.

16 Шумило, С. В. Мученники Ново-Афонские / С. В. Шумило. - URL: http://www.regels.org/ New-Aphon-Martyrs.htm.

17 Меркурий (Попов), мон. Записки монаха-исповедника. Москва: ПСТГУ, 2008. С. 43-97.

нархической повстанческой организации, действовавшей в долине Псху и на оз. Рица с охватом территории Северного Кавказа»18.

8 октября 1930 г. Постановлением коллегии ОГПУ двенадцать человек из братии Ново-Афонского монастыря были приговорены к «высшей мере наказания» - расстрелу, по статье 58 пункты 10, 11 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и организационная деятельность, направленная на подготовку и совершение контрреволюционных преступлений)19.

26 октября 1930 г. монахов расстреляли на Косе, в семи километрах от Новороссийска20.

Двое из расстрелянных 26 сентября 1930 г. - схимонах Гедеон (Малышев) и схимонах Александр (Артемьев) причислены к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской21.

Дольше всех продержались монахи Свято-Михайловской Закубан-ской пустыни. Еще в начале 1920-х годов у них отобрали все земли и собственность, но разрешили оставаться на территории монастыря. Однако в конце 1928 г. все монахи, остававшиеся на территории монастыря, были изгнаны, и Михайловская пустынь окончательно ликвидирована22.

Материалы следственных дел 1929-1930 гг. содержат десятки имен монашествующих, подвизавшихся в Туапсинском и Сочинском районах23. Одно из самых известных дел касалось тайных монашеских общин руководимых епископом Майкопским Варлаамом (Лазаренко). Долгое время владыка Варлаам скрывался в лесу, в тайном скиту Двенадцати апостолов. Обитель располагалась вдали от населенных пунктов в урочище Заповедное. Рядом, чуть выше на горе, находился Троицкий скит иеромонаха Макария Олейникова.

По благословению епископа Варлаамома в урочище Канаш-Тапебыл основан женский Серафимо-Тихвинский скит, под руководством игуменьи Евфросиньи (Котловой). Здесь проживало 12 монахинь из г. Суздаль. Осенью 1928 г. скит был разгромлен чекистами.

18 Пётр (Пиголь), игумен. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон Х1Х-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С.649-652.

19 Там же.

20 Там же.

21 Русский Афонский Патерик // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон XIX-ХХ веков». Том 4. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015. С. 581-602.

22 Сикорская, Л. Е. Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 1920-1930-е годы / Л. Е. Сикорская. Москва: Братонеж, 2017. С. 42-43.

23 Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слёз / И. И. Осипова. Москва, 1998. С. 94-104.

Кроме того на Черноморском побережье известны: Михаило-Архан-гельский скит, под руководством иеромонаха Евтихия, находившийся близ горы Пеус; Скит во имя св. Иоанна Златоуста, под руководством иеромонаха Иоанна в селе Алмалук; Скит св. Николая Чудотворца в районе Красной Поляны. Здесь служили иеромонах Онисим и иеромонах Арсений (Корди); Краснополянский скит под руководством иеромонаха Авеля, Пустынно-Тихвинский скит, в котором настоятелем был монах Сергий (в миру Сингалевич Сергей Семенович); и др.

Монашеские обители существовали также в Майкопском и Арма-

24

вирском округах24.

В кон. 1920 - нач. 1930 гг. все монашеские обители на западном Кавказе были разгромлены чекистами, а их насельники приговорены или к высшей мере наказания, или к длительным срокам исправительных лагерей.

Таким образом, очевидно, что в 1920-30-х гг. советская власть последовательно боролась с монашеством, которое в представлении фанатичных адептов марксизма-ленинизма представлялось наиболее реакционным крылом их непримиримого классового врага - духовенства и Православной Церкви. В результате большинство монашеских обителей в Советской России было закрыто, а их насельники репрессированы и изгнаны. Дольше всех, в условиях беспрецедентных, в новейшей истории, гонений на Церковь продержались иноки, бежавшие от красного террора на Западный Кавказ. Однако и здесь, последовательно проводимая советской властью политика борьбы с религией, смогла достичь своих кровавых целей, уничтожая самую духовно-пассионарную русскую религиозную традицию - монашество.

Результаты этой борьбы очевидны: духовное обнищание и культурная деградация, как русского народа, так и в целом, советского общества, вынужденного создавать новую идентичность на руинах великой Российской империи.

Список использованных информационных ресурсов

1. Васильев, А., прот. Попытки сохранения православных монастырей в первые годы советской власти (1917-1920-е гг.) / А. Васильев. - URL: https://bogoslov.ru/ article/2868945.

2. Зыбковец, В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1922 гг.) / В. Ф. Зыбковец. Москва: Наука, 1975. 205 с.

3. Ленин, В. И. Соч., т. XVIII / В. И. Ленин. Москва, 1968. 525 с.

4. Меркурий (Попов), мон. Записки монаха-исповедника. Москва: ПСТГУ, 2008. 446 с.

24 Сикорская, Л. Е. Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 1920-1930-е годы / Л. Е. Сикорская. Москва: Братонеж, 2017. С. 112.

5. Осипова, И. И. Сквозь огнь мучений и воды слёз / И. И. Осипова. Москва, 1998. 432 с.

6. Пётр (Пиголь), игумен. В годы лихолетья // Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // К Свету. Москва, 1997. Вып. 16.

7. Пётр (Пиголь), игумен. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Издательская серия «Русский Афон Х1Х-ХХ веков». Том 5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015.

8. Половнев, И. Страна Псху / И. Половнев. Сухум: АБГОСИЗДАТ, 1931. 113 с.

9. Пришвина, В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) / В. Д. Пришвина // Человек. 1991, № 5.

10. Розин, Э. Ленинская мифология государства / Э. Розин. Москва: Юристъ, 1996. 320 с.

11. Русская Православная Церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / под общ. ред. Архиепископа Бронницкого Тихона; сост. А. В. Никольский. Москва: Изд-во Моск. Патриархии: Республика, 2001.

12. Русский Афонский Патерик // История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года. Издательская серия «Русский Афон Х1Х-ХХ веков», Т. IV. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015.

13. Сикорская, Л. Е. Исповеднический путь монашествующих на Кавказе: 19201930-е годы / Л. Е. Сикорская. Москва: Братонеж, 2017. 664 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.