Научная статья на тему 'АНТИОХИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I В. Н.Э.'

АНТИОХИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I В. Н.Э. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антиохия / возникновение христианства / Иисус / Павел / евреи / Сирия / эллинистические и римские времена / Antioch / the emergence of Christianity / Jesus / Paul / Jews / the Hellenistic and Roman times

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаванд С., Кольцов П. М.

В этом исследовании рассматриваются четыре важных события, связанные друг с другом в возникновении христианства, произошедшие за короткий промежуток времени, между четвертым и восьмым десятилетием первого века н.э., а именно: возникновение христианской общины в Антиохии; основание христианского богословия апостолом Павлом; его апостольские походы; утверждение христианской религии в Антиохии. Последнее событие происходит на фоне ослабления тенденции к христианизации в Иерусалиме, где христианство походило на секту внутри самой еврейской религии, в рамках которой Иисус мог считаться тем самым ожидаемым еврейским Мессией. Для изучения распространения христианства в Антиохии необходимо в первую очередь рассмотреть различные особенности региона, которые и составляют исторический контекст произошедших событий. Именно на этот вопрос отвечает первая часть исследования, предоставляя обзор истории города и его стратегического положения, а также объяснение его политического, экономического, социального и культурного значения накануне появления христианства. Также затрагивается религиозная ситуация, сложившаяся в регионе в целом в тот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIOCH AND THE EMERGENCE OF CHRISTIANITY IN THE FIRST HALF OF THE 1st CENTURY AD

This research highlights four critical events related to each other in the emergence of Christianity. They occurred in a short period of time extending between the fourth decade and the eighth decade of the fi rst century AD. The authors mean the following events. The emergence of the Christian community in Antioch; the foundation of Christian theology there by Paul; his missionary journeys; the offi cial establishment of Christianity. The last event took place after an irreversible departure from the Jerusalem Christian movement, which was more like a new sect within the Jewish religion itself, considering that Jesus is the expected Jewish Messiah. But the question arises: What prompted all these events to happen specifi cally in Antioch and not in other cities? This is what the fi rst part of the research answers by providing an overview of the city’s history and its strategic location, and the explanation of its political, economic, social and cultural importance on the eve of the emergence of Christianity, and it explains the religious situation prevailing in the region in general during that period.

Текст научной работы на тему «АНТИОХИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I В. Н.Э.»

УДК 27:94(3) ББК Э371+Т3(0)3

DOI: 10.53315/1995-0713-2022-56-4-32-37

С. Лаванд, П.М. Кольцов

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

АНТИОХИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I В. Н.Э.

В этом исследовании рассматриваются четыре важных события, связанные друг с другом в возникновении христианства, произошедшие за короткий промежуток времени, между четвертым и восьмым десятилетием первого века н.э., а именно: возникновение христианской общины в Антиохии; основание христианского богословия апостолом Павлом; его апостольские походы; утверждение христианской религии в Антиохии. Последнее событие происходит на фоне ослабления тенденции к христианизации в Иерусалиме, где христианство походило на секту внутри самой еврейской религии, в рамках которой Иисус мог считаться тем самым ожидаемым еврейским Мессией.

Для изучения распространения христианства в Антиохии необходимо в первую очередь рассмотреть различные особенности региона, которые и составляют исторический контекст произошедших событий. Именно на этот вопрос отвечает первая часть исследования, предоставляя обзор истории города и его стратегического положения, а также объяснение его политического, экономического, социального и культурного значения накануне появления христианства. Также затрагивается религиозная ситуация, сложившаяся в регионе в целом в тот период.

Ключевые слова: Антиохия, возникновение христианства, Иисус, Павел, евреи, Сирия, эллинистические и римские времена.

S. Lawand, P.M. Koltsov

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

ANTIOCH AND THE EMERGENCE OF CHRISTIANITY IN THE FIRST HALF OF THE 1st CENTURY AD

This research highlights four critical events related to each other in the emergence of Christianity. They occurred in a short period of time extending between the fourth decade and the eighth decade of the first century AD. The authors mean the following events. The emergence of the Christian community in Antioch; the foundation of Christian theology there by Paul; his missionary journeys; the official establishment of Christianity. The last event took place after an irreversible departure from the Jerusalem Christian movement, which was more like a new sect within the Jewish religion itself, considering that Jesus is the expected Jewish Messiah.

But the question arises: What prompted all these events to happen specifically in Antioch and not in other cities? This is what the first part of the research answers by providing an overview of the city's history and its strategic location, and the explanation of its political, economic, social and cultural importance on the eve of the emergence of Christianity, and it explains the religious situation prevailing in the region in general during that period.

Key words: Antioch, the emergence of Christianity, Jesus, Paul, Jews, the Hellenistic and Roman times.

После смерти Александра Македонского осталось огромное наследие - империя, которую его полководцы поделили между собой. Сирия досталась Селевку I Никатору [5, p. 286], который основал там новый город в 300 г. до н. э. и назвал Антиохией,

в честь своего отца Антиоха. Однако Антиохия стала столицей зарождающегося государства только после прихода Селевка II, который перенёс туда центр правления [19' ^ 67].

Антиохия была первой столицей Сирии, так как её цари Селевкиды известны как сирийские цари, и их войны с Птолемеями в Египте назывались Сирийскими войнами. Город оставался столицей около десяти веков, то есть с III в.до н. э. до VII в. н. э. Антиохия стала столицей подобно тому, как Дамаск стал столицей для государства Омейядов.

Поэтому Антиохию можно считать исторической столицей Сирии. Тем более, что на протяжении всей своей истории город сохранил древнюю культуру и сирийскую идентичность. Это был культурный центр, в котором нашли отражение все аспекты цивилизации, созданный культурой сирийского интеллектуального и религиозного плюрализма в эллинистическую эпоху, как глобальная всеобъемлющая культура [18].

Антиохия расположена на северо-западе Сирии, на южной окраине равнины Аль-Эмак. На востоке город граничит с горой Хабиба ан-Наджара (Silpius), которая является частью гор Джебель-эль-Акры, он ограничен на западе рекой Оронт, в 25 км от побережья Средиземного моря [22' ^ 166' 167].

Месторасположение Антиохии имеет большое стратегическое значение, это выразилось в одном из самых известных и важных сражений в древней истории - битве при Иссе в 333 году до н. э. [8, p. 238]. Это также выразилось в современной истории, в том большом внимании, которое уделяла городу Франция во время оккупации Сирии, поскольку эта территория имела выход к морю от города Алеппо. Из-за важности этого региона для Турции Франция отделила эту землю от Сирии и передала ее туркам в 1939 г. [34' ^ 189' 235].

Возвращаясь к периоду Селевкидов, мы отмечаем, что Антиохия имела большие достижения, в частности, в экономическом и культурном отношении во время правления Антиоха IV. И даже до этого, во время правления Антиоха III, несмотря на вступление его в проигрышную битву при Магнезии в 190 году до н. э. с римлянами в конце своего правления. За этим последовал Апамейский договор 188 г.до н. э., и это было отправной точкой римского влияния в Сирии после начала смещения глобального баланса сил в сторону Рима. Римляне не входили в город до 64 г.до н. э., вследствие чего Антиохия превратилась из столицы государства Селевкидов в столицу нового государства Сирия под руководством римской империи [3, p. 187, 197, 198].

Антиохию посещали многие императоры, начиная с Помпея, которые построили здесь целый ряд официальных и общественных объектов, таких как дворцы, стадионы, арки, храмы, башни и сады. Один из этих объектов -Базилика, построенная Юлием Цезарем в центре города. Она является самой старой базиликой на востоке. Снаружи главного зала стоят две статуи, одна из которых посвящена Цезарю, другая статуя - Риму, они придавали городу римские черты.

Август посетил город дважды. Здесь он провел местные Олимпийские игры, создал большую длинную мощеную улицу с кирпичными колоннами, бронзовыми статуями и много других объектов. Самые важные работы императора Тиберия - это постройка нескольких храмов и ремонт других, что значительно украсило окрестности города [19' ^ 101- 113].

Антиохия отличалась уникальным и большим многообразием населения. Среди них можно назвать местных жителей (арамеи) [1, соч. XVI, II, 6], вавилонян и представителей восточного Евфрата, Малой Азии, персов, греков и македонцев. Здесь же проживали римляне и жители еврейской общины [11, p. 219].

В эллинистические и римские времена евреи представляли собой смешанные племена, но они считали себя одним народом, причем «богоизбранным», верили в

единого Бога и подчинялись абсолютному правилу Торы, которое регулировало их религиозную, социальную и политическую жизнь [16' ^ 17].

Антиохия значительно увеличилась в период «августовского мира» [2, р. 67]. Средний класс, владевший земельными участками средних размеров, был самым большим сегментом Антиохии, представляя 80% населения, а богатые и бедные составляли поровну остальные 20% [26' ^ 73]. Средний класс стал основой общества, они были заняты на текстильном производстве, шили изделия из кожи, создавали в ювелирных мастерских украшения из серебра и золота, производили продукцию парфюмерии и масла. Кроме того, город был центром транзитной торговли, в том числе сельскохозяйственными товарами. В течение первого столетия нашей эры Антиохия считалась третьим городом после Рима и Александрии, что значительно повышало ее статус в Римской империи.

В культурном плане город развивался быстрыми темпами, эллинистическая культура доминировала, причем в ней присутствовали как греческие, так и местные, сирийские традиции. Со смертью императора Тиберия эллинистическая Антиохия стала римско-греческим городом, посещаемым путешественниками со всего мира [9, р. 34; 17' ^ 235' 271' 283' 287]. В четвертом веке нашей эры об Антиохии писал знаменитый оратор Либаний. Он сказал: «можно простить тех, кто, поддавшись чарам этого города, забудет и о родителях, и о родной стране: ведь они увидели город, равного которому нет, и знают, что нигде не найдут ничего подобного ему» [23' ^ 154].

Однако римская социальная модель была основана на неравенстве, которое являлось основной причиной всех зол. Рабство было основой общества, женщины находились в подчиненном положении по отношению к мужчинам. Большие привилегии имел только римский гражданин (мужчина). Несмотря на торговые поездки, обмены и открытия, многие люди жили замкнуто в сельских округах в рамках своего этнического мира [29' ^ 99].

Народные слои Сирии общались по-прежнему на своем родном арамейском языке, а аристократический класс освоил греческий язык и культуру, искусство и общественная жизнь Греции распространились в нём [28' ^ 101].

Август был убежден, что реформа в социальной сфере должна была привести к религиозному возрождению. Он надеялся, что люди будут больше понимать и принимать его реформы в области политики, если она будет тесно связана с римскими богами, поэтому император сам возглавил движение за возрождение официальной римской религии, которая стала терять свою популярность в массах. Он работал над повышением статуса жреческих групп, увеличивал их богатство, вступая в их ряды, посещая собрания и участвуя в их ритуалах. Август разрешил религиозные свободы людей в провинциях, но, в свою очередь, запретил египетские и сирийские верования в Риме, исключая евреев из этого запрета [20' ^ 34'35].

Здесь мы должны рассматривать прямые корни, из которых официальная римская религия выводила свои доктрины, которые имели три основных источника: этрусский, греческий и местный итальянский. Латинские верования дали римлянам примитивных сельских божеств, магические ритуалы по повышению урожайности, ограниченные семейные богослужения. Этруски дали Риму более сложные божества восточного плодородия и сложные ритуалы, в то время как греки дали целый Пантеон богов. Римская религия была интегрирована в греческую форму верований, а затем стала ее наследницей. Это то, что мы ясно видим в сопоставлении римских олимпийских и греческих богов. В итоге, от греческой религии осталось только большое древо богов и громкие имена наиболее великих божеств.

Воскресение Лары (древнее римское божество, покровительствующее дому, семье и общине) и других древних богов, возобновление и расширение традиционных религиозных праздников и игр привелЬ к строительству Августом новых храмов, общее число которых только в Риме составило 82 храма. Все эти и другие вещи не принесли плодов и не достигли успехов, потому что эта политика была противоположна естественной эволюции истории. Древние боги Рима, которые отражали жизнь ограниченного города (полиса), не соответствовали новым требованиям в условиях обширной глобальной империи.

Альтернатива в виде загадочных восточных культов, мистических религий и эллинистической философии значительно подрывали доверие к официальной римской религии [30' ^ 103' 121' 124' 128]. Исходя из этого, христианство смогло найти свой путь. Но как это произошло?

Мы знаем, что евреи ограничивали всех, принимавших христианства, эллинское еврейско-христианское меньшинство стали преследовать, потому что они были менее консервативны и уважительно относились к поклонению в храме. Один из их членов, Стефанос, был забит камнями до смерти без приговора к смертной казни [15' ^ 44]. Это событие привело к побегу этого меньшинства из Иерусалима и рассеяло их в остальных городах Сирии, где люди стали принимать христианство, поэтому Евангелие больше не ограничивается евреями. Распространение христианства происходило в Тире, Касерии и в других городах. Но самым главным был город Антиохия, ставший отправной точкой для создания новой независимой религии, где христиане впервые в истории были названы этим именем, после прибытия туда человека по имени «Саул» для изучения Закона [12' ^ 367* 27' Ул^У 11/26].

Саул родился в городе Тарсус в Килекии. Он был греком по образованию, римлянином по гражданству, евреем по религии и фарисеем по секте [31' ^ 316.]. Саул не признавал Иисуса при жизни и был одним из самых ярых противников его последователей. Он был не только свидетелем забивания камнями Стефаноса, но и даже участвовал в этой расправе. Во время одной из поездок в город Дамаск в мировоззрении Саула произошли радикальные изменения, из яростного противника последователей Иисуса из Назарета он становится самым страстным сторонником этой веры. Саул, имя которого стало Павел, описывает это изменение как чудотворное событие [14' ^ 15].

Павел не только основал первую христианскую церковь в Антиохии [6, р. 2], но и сделал ее базой для своего миссионерского путешествия на запад для создания церквей и других христианских общин.

Его первая поездка была на Кипр и в Малую Азию, в Волгацию. Вторая поездка состоялась в Грецию, где самыми важными городами были Филипп, Салоники, Коринф и Афины. Его третье путешествие было похоже на второе, но оно было сосредоточено в городе Эфес, где Павел пробыл более двух лет. Однако Антиохия была тем местом, откуда Павел начинал свои путешествия [32' ^ 70' 71]. Однажды, когда Павел хотел посетить Иерусалим на обратном пути из своего последнего путешествия, он так и не смог осуществить задуманное и вернулся в Антиохию, потому что некоторые евреи попытались его убить. После многочисленных неудачных попыток покушения Павел чудом спасся с помощью римской армии и был депортирован в город Кесарии, чтобы предстать перед судом [21' ^ 70]. Однако, будучи римским гражданином, он потребовал, чтобы его дело было передано непосредственно Цезарю. Он отправился в Рим и был помещен под домашний арест на два года. С этого времени о нем не было известий.

Павел считался врагом иудаизма, потому что он призывал к освобождению от его закона [7, р. 126; 32' ^ 23' 71]. Он сказал: «.. .человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа...» [27' ¿У!^» 2/16].

И он также сказал: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я, Павел, говорю вам: если вы подвергаетесь обрезанию, не будет вам никакой пользы от Христа» [27' ¿Jl—^'i 5/1-2].

Таким образом, богословие Павла вызвало не только ненависть евреев, но и неизбежное противостояние «крещеных» евреев Иерусалимской церкви, которая заставляла проводить обрезание новых нееврейских новообращенных, а также мешала их участию в Евхаристии. Хотя Иерусалимский Синод был преисполнен решимости соблюдать только некоторые аспекты закона, а обрезание не было среди них, проблема оставалась нерешенной. Церковь Иерусалима по-прежнему неохотно относилась к христианам Антиохийской церкви как к равным по вере, а также не желала свободно общаться с ними [13' ^ 51]. Это то, что мы видим у самого Петра, который занимал промежуточное положение между двумя общинами [25' ^ 260]. Однако, когда он жил в Антиохии, то жил с христианами нееврейского происхождения, и сразу после прибытия в иерусалимскую общину он изменил свое мнение. За это Павел его сильно осуждал [13' ^ 53* 27£jl-V 2/11].

Иерусалимская церковь не избежала преследования со стороны еврейских властей. Считается, что преследование привело к аресту Петра, убийству Иакова (брата Иоанна) и побиванию камнями главного священника Иакова, главы этой церкви, известного как «брат Господа» в 62 году, чтобы удовлетворить саддукеев [15' ^ 47' 48]. Решающим фактором, который сохранял Иерусалимскую церковь от «гнетущих преследований», было соблюдение всех требований еврейского закона. А второй фактор заключался в том, что Иерусалимская церковь полагала, что эти крещёные евреи были последователями больше не существующего лидера и поэтому со временем потеряют свое влияние [25' ^ 260].

В 70 г. н. э. римляне уничтожили Иерусалим и его знаменитый Храм. Это произошло через четыре года после восстания евреев против них. Это привело к переселению крещёных евреев в другие города [10, с. 171]. Некоторые из них воссоединились с другими христианами, а другие остались замкнутой группой, выступающей против открытости христианской церкви. Эта категория верующих стала существовать вне основного курса, в котором формировалась христианская религия, а затем рассматривалась как ересь под названием «евионство» [14' ^ 19* 24' ^ 94].

Нет сомнения, что Иисус умер ещё до установления христианской религии в регионе и миссионерской деятельностью занимался Павел, первый богослов в христианстве, написавший 14 писем, которые являются самыми старыми записями в Новом Завете [14' ^ 14].

Павел установил основы новой доктрины, которая гармонично сливалась с идеями большинства религиозных и философских течений своего времени, чтобы обеспечить успех этой новой религии[31' ^ 317].

Богословие Павла проистекало из его духовного опыта, приобретенного по дороге в Дамаск. Этот город стал связующим звеном между двумя городами, в которых началось зарождение христианства в Сирии, сначала в Галилее, затем в Антиохии. Именно из Антиохии христианство стало распространяться по всему миру [33'^> 378].

Список литературы

1. Страбон. География Страбона. Пер. Ф. Г. Мищенко, К. Т Солдатенкова. Москва, 1879. - книга XVI - С.684-725.

2. Bouchier. E. S. Syria as A Roman province, Oxford, UK, 1916. - 326 с.

3. Bryce. T. Ancient Syria a three thousand year history, Oxford University Press,United Kingdom, 2014. - 400 p.

4. De Giorgi. A.U. Ancient Antioch from the Seleucid era to the Islamic conquest, Cambridge university press, 2016. - 226 p.

5. Gates. C. Ancient Cities The archaeology of urban life in the Ancient Near East and Egypt, Greece, and Rome, Routledge, New York, 2011. - 474 p.

6. Hill. R. C. Reading the old testament in Antioch, Leiden-Boston, 2005. - 236 p.

7. Humphries. M. Early Christianity, Routledge, New York, 2006. - 288 p.

8. Klengel. H. Syria: 3000 to 300 B.C, Akademie Verlag, Berlin, 1992. - 276 p.

9. Sandwell. I. Late antiquity (Greeks, Jews and Christians in Antioch), Cambridge university press, 2007. - 324 p.

10. Snyder. G. H. Ancient Mediterranean religions (early Christianity), edited by Spaeth. B. S. Cambridge university press, 2013.

11. Tarrn. W. W. Hellenistic civilization, revised by the author and Griffith. G. T. Cleveland, Third printing, 1964. - 372 p.

.461 ^-.1987 41.4j^AJ4j^MJ jlJ4^Lfr ^JlgJ I 4AJ±JJ] I jKfryijt^ha'uJ | ^jjlj*.^. JLJJ .12

.948 ^^ - .1984 4^ijjjj 4jjjJl ^¡Ijj^'uj^ 4JIJ^. ^¡jlaiiwl ¿A^SIUM AumS ¿j.jlJ' ^ .^IJJJJIJIJ .13 .327 ^ - .2004 4SJAIU I jlJ4j^& ^MUJ I ¿jiil I AJI^J JjAjaauX I j^i ¿M Aunj£J I ¿JJU . jjillj .14

^WJM AX^JJ j ^jjJ^Jl j^*Jl) ^WV l JS IJJJW AJOJJJI '¿ball .^i.4_iajjl£ j ^.JJJJU£JJ .15

.140 ^ - .1996 41^ 4j^MJ 4J>VlU AJJ^JV l 4^jjiJl ^UJ

.195 ^^ - .1998 4^jjjj jlJ ^JUJ. .16

¿luaj .A.jMJiill A£1XA1I .jlwj ^JMJUJI jjj IM ^JJA! l ^jjuJl ¿jjlill <^llxxl| .jiaJl .17

.384 ^ - .1999 41. 4^JJJJ 4£jjji!lj j^il 4jJxSxi]| JIJAJIAUIWJM 4jjjS AjalijJl j Ajajjlil l lj.jjw Ax^lfr AjSlkjl .fjl^ .18

URL: http://https://www.ahewar.org/debat/show.art.asp?aid=352155(2021.02.01 SjaUSxJI ¿jjU)

.424 ^ - .1967 4SJA13JI 4A^$jJl jlJ ^JAIJJI A^J' 4AxJJSJI AjSlkii .^jlJ .19

4jljJj JxaM Ax^jj 4(AjjlMjjJl j| ^juxllj J^ajS :jLxJ.Vl j^^) Sjl^aJl A^a . j . j .^lj|jjj.J .20

.408 ^ - .1988 4^JJJJ 4jj^Jl jlJ 43^ 43^

.560 ^^ - .2003 4 6jAliJl ¿i^-ljUH ^jj^jlA cAjaj^xii ¿JJIJ jajM .21

.472 - .2005 - 2004 4 j^MJ A^^l^ ^IJJAJM 4 AAIW^SJI jj^ll l ¿JJU' ^ .Sjlw .22

41—lU&Il A.jjull AMUJI AiigJl ^iljj^jM 4ljjjJ I Jxa^ Axajj' 4AJ£JW^£J| jj^*Jl A.jjw .jJ'jlw .23

.203 ^ - .20084j^

I JjjlaM ¿luA, Ax^JJ 4jjj£l I ljli^. AjjbljJ I A.jjL IJJMVIJ J ljVI jjjajuxlI .^J .j .ljKuHu'niu, .24

.354 ^ - .2007 42L 4j^J 4jjjJ I fr^fr j I J

j I J I ^¿iM JjxaAj I ^ IjjJ I Jifr Ax^JJ 4^1MIAJ I ^'li^JI 4jlpVI ¿jjlj AfrjWJM I Jul I .25

.400^ - .2017 4jjjSil I

.272 ^^ - .1987 j^Mj 4jawI ¿luaa I ^jjuJ I ^xi^xlI . I .^jl^qjui .26

.1994 43L 4^JJJJ I j I j I I .27

^ilwI jj AI^M I I ¿jl I ^ijj*ii] I AJ IJJ f001 I Jj^ .^j I .28

.140 -89 ^.2012 4j^Mj 4118 j 117 j IJJ^J I 4Ajij.jlj' 4 4^1jjjj ^¿Jaixl| JJJ^JI ^ >lj<lI j I J 4ftjjj£ ^jj^ A^J' 4AJJLMJ^JJI Aj.jjL I JJMV I .jj^ .29

.721 ^ - .2008

.392 ^ - .2005 4jlXfr 4jjjAll jlJ 4AJJIMJJJI .^j^lxll .30

41.L 4CIJJJJ - JIJJI 4^JJ*JI ^alijll jSj^ll jillj jj^ill jljjl jjj '¿J jSa^ll AalaJl ^¿S .^J^l^ll .31

.384 ^ - .2014

.165 ^^ - .2007 41. 4jlXfr 4J^JJI j AfrLkil jjSjl :AjajuxlI ¿jjljj I ^ I ^^I .j^jM Afrjx^^ .32

.180 ^ - .1996 4 1. 4j^MJ 4 AJJ^JV l 'Ajajuxil Ajjl^jSJ l J^V l .33

.246 ^^ - .1956 4jJjlj jlw l A^JUM 4jj^«J l jfr Aj<lUjI ¿jl^^ . j .Jjj .34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.