Научная статья на тему 'АНТИНОМИЗМ И ОРГАНИКА ЖИЗНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Д.В. КРОТОВОЙ «ПОЭЗИЯ В. ШАЛАМОВА: ИДЕЙНО-ОБРАЗНЫЕ КОНСТАНТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ (МОДЕРНИСТСКИЙ АСПЕКТ)»'

АНТИНОМИЗМ И ОРГАНИКА ЖИЗНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Д.В. КРОТОВОЙ «ПОЭЗИЯ В. ШАЛАМОВА: ИДЕЙНО-ОБРАЗНЫЕ КОНСТАНТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ (МОДЕРНИСТСКИЙ АСПЕКТ)» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Litterarum
Scopus
ВАК
Ключевые слова
Шаламов / поэзия / эстетика / традиция / мотив / методология / антиномизм / Shalamov / poetry / aesthetics / tradition / motif / methodology / antinomianism

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Александр Георгиевич Коваленко, Надежда Михайловна Суздалова

В рецензии дается аналитическая оценка монографии доктора филологических наук Д.В. Кротовой, посвященной поэзии известного российского писателя В.Т. Шаламова. Отмечается масштабный характер подхода, актуальность и глубокая научная проработка темы. Показана методология единства синхронии и диахронии в раскрытии феномена Шаламова, нашедшей отражение в самой структуре труда: так, если в первой части предложен системный анализ основных мотивов лирики, то вторая часть посвящена рассмотрению духовных связей поэта с современниками. Последовательно аргументируется идея наследования поэтом традиций модернистской эстетики Серебряного века, в особенности акмеистической поэтики. Рецензенты также отмечают ценность принципа антиномизма, который обнаруживает себя в рассмотрении синтеза разнонаправленных векторов воплощения мотивов природы — камня, света, метели. Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается также в рассмотрении категории трагического у Шаламова: жизнь в стихотворении предстает как невыносимое испытание, как фатальное расчеловечивание, но при этом парадоксальным образом сосуществует с верой, с созидательным началом, с катарсисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTINOMIANISM AND ORGANIC OF LIFE. REVIEW ON THE MONOGRAPH “POETRY OF V. SHALAMOV: IDEOLOGICAL AND FIGURATIVE CONSTANTS AND ARTISTIC GENEALOGY (MODERNIST ASPECT)” BY D.V. KROTOVA

The review provides an analytical assessment of the monograph of D.V. Krotova, dedicated to V.T. Shalamov. It demonstrates the large-scale nature of the approach, relevance, and deep scientific study of the topic. The review shows the methodology of the unity of synchrony and diachrony in the disclosure of the Shalamov phenomenon, reflected in the very structure of the work. So, if in the first part, a systematic analysis of the crucial motifs of the lyrics is proposed, then the second part examines the poet’s spiritual ties with his contemporaries, whose creative principles somehow found their refraction in the poetics of Shalamov. The main thread in the research is the idea of inheriting the traditions of modernist aesthetics of the Silver Age, especially acmeistic poetics. The reviewers also note the value of the principle of antinomianism, which reveals itself in considering the synthesis of multidirectional vectors of the embodiment of the motifs of nature, such as stone, light, and snowstorm. Antinomianism as a methodological aspect of literary analysis also appears while considering the category of tragic in Shalamov’s work: life in the poem appears as an unbearable ordeal, as a fatal dehumanization, but at the same time paradoxically coexists with faith, with a creative principle, with catharsis. The book presents the poetic creativity of V. Shalamov in his systemic synchronous-diachronic integrity and unity. Referring to documents, letters, notes, and memories makes the study multifaceted and scientifically convincing.

Текст научной работы на тему «АНТИНОМИЗМ И ОРГАНИКА ЖИЗНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Д.В. КРОТОВОЙ «ПОЭЗИЯ В. ШАЛАМОВА: ИДЕЙНО-ОБРАЗНЫЕ КОНСТАНТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ (МОДЕРНИСТСКИЙ АСПЕКТ)»»

АНТИНОМИЗМ И ОРГАНИКА ЖИЗНИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Д.В. КРОТОВОЙ «ПОЭЗИЯ В. ШАЛАМОВА: ИДЕЙНО-ОБРАЗНЫЕ КОНСТАНТЫ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ (МОДЕРНИСТСКИЙ АСПЕКТ)»

© 2024 г. А.Г. Коваленко, Н.М. Суздалова

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия Дата поступления статьи: 26 января 2024 г. Дата одобрения рецензентами: 27 февраля 2024 г. Дата публикации: 25 июня 2024 г. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371

Аннотация: В рецензии дается аналитическая оценка монографии доктора

филологических наук Д.В. Кротовой, посвященной поэзии известного российского писателя В.Т. Шаламова. Отмечается масштабный характер подхода, актуальность и глубокая научная проработка темы. Показана методология единства синхронии и диахронии в раскрытии феномена Шаламова, нашедшей отражение в самой структуре труда: так, если в первой части предложен системный анализ основных мотивов лирики, то вторая часть посвящена рассмотрению духовных связей поэта с современниками. Последовательно аргументируется идея наследования поэтом традиций модернистской эстетики Серебряного века, в особенности акмеистической поэтики. Рецензенты также отмечают ценность принципа антиномизма, который обнаруживает себя в рассмотрении синтеза разнонаправленных векторов воплощения мотивов природы — камня, света, метели. Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается также в рассмотрении категории трагического у Шаламова: жизнь в стихотворении предстает как невыносимое испытание, как фатальное расчеловечивание, но при этом парадоксальным образом сосуществует с верой, с созидательным началом, с катарсисом.

Ключевые слова: Шаламов, поэзия, эстетика, традиция, мотив, методология, антиномизм.

Информация об авторах: Александр Георгиевич Коваленко — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, д. 8, 117198 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-6747-285X E-mail: ak-taurus@mail.ru

Надежда Михайловна Суздалова — ассистент кафедры русской и зарубежной

литературы, Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, ул. Миклухо-Маклая, д. 8, 117198 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-4170-4376 E-mail: suzdalova-nm@rudn.ru

Для цитирования: Коваленко А.Г., Суздалова Н.М. Антиномизм и органика жизни. Рецензия на монографию Д.В. Кротовой «Поэзия В. Шаламова: идейно-образные константы и художественная генеалогия (модернистский аспект)» // Studia Litterarum. 2024. Т. 9, № 2. С. 362-371. https://d0i.0rg/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371

Рецензия на книгу / Book Review

https://elibrary.ru/QKVVIR УДК 821.161.1.0 ББК 8з.з(2Рос=Рус)6

ANTINOMIANISM AND ORGANIC OF LIFE. REVIEW ON THE MONOGRAPH "POETRY OF V. SHALAMOV: IDEOLOGICAL AND FIGURATIVE CONSTANTS AND ARTISTIC GENEALOGY (MODERNIST ASPECT)" BY D.V. KROTOVA

© 2024. Alexander G. Kovalenko, Nadezhda M. Suzdalova P. Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia Received: January 26, 2024 Approved after reviewing: February 27, 2024 Date of publication: June 25, 2024

Abstract: The review provides an analytical assessment of the monograph of D.V. Krotova, dedicated to V.T. Shalamov. It demonstrates the large-scale nature of the approach, relevance, and deep scientific study of the topic. The review shows the methodology of the unity of synchrony and diachrony in the disclosure of the Shalamov phenomenon, reflected in the very structure of the work. So, if in the first part, a systematic analysis of the crucial motifs of the lyrics is proposed, then the second part examines the poet's spiritual ties with his contemporaries, whose creative principles somehow found their refraction in the poetics of Shalamov. The main thread in the research is the idea of inheriting the traditions of modernist aesthetics of the Silver Age, especially acmeistic poetics. The reviewers also note the value of the principle of antinomianism, which reveals itself in considering the synthesis of multidirectional vectors of the embodiment of the motifs of nature, such as stone, light, and snowstorm. Antinomianism as a methodological aspect of literary analysis also appears while considering the category of tragic in Shalamov's work: life in the poem appears as an unbearable ordeal, as a fatal dehumanization, but at the same time paradoxically coexists with faith, with a creative principle, with catharsis. The book presents the poetic creativity of V. Shalamov in his systemic synchronous-diachronic integrity and unity. Referring to documents, letters, notes, and memories makes the study multifaceted and scientifically convincing. bywords: Shalamov, poetry, aesthetics, tradition, motif, methodology, antinomianism. Information about the authors: Alexander G. Kovalenko, DSc in Philology, Professor, Head of the Department of Russian and Foreign Literature, P. Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 8, 117198 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6747-285X E-mail: ak-taurus@mail.ru Nadezhda M. Suzdalova, Assistant of the Department of Russian and Foreign Literature, P. Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 8, 117198 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4170-4376 E-mail: suzdalova-nm@rudn.ru For citation: Kovalenko, A.G., Suzdalova, N.M. "Antinomianism and Organic of Life. Review on the Monograph 'Poetry of V. Shalamov: Ideological and Figurative Constants and Artistic Genealogy (Modernist Aspect)' by D.V. Krotova." Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024, pp. 362-371. (In Russ.) https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-362-371

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

Studia Litterarum, vol. 9, no. 2, 2024

Studia Litterarum /2024 том 9, № 2

Наиболее очевидным достоинством рецензируемого труда является его системность, которая обеспечена методологией, глубокой научной проработкой темы, серьезностью поставленной задачи, теоретическим обоснованием всех важнейших положений и выводов. Конечно, актуальности труду прибавляет то обстоятельство, что поэзия В. Шаламова представляет собой менее исследованный пласт его творчества в сравнении с прозой. Хотя и об этом написано уже немало и в России, и за рубежом. Исследованию поэтического наследия Шаламова посвящена монография Л.В. Жаравиной «Поэзия как судьба: мирообразы Варлама Шаламова», в которой затронуты в частности вопросы тематических и мотивных схождений поэзии В. Шаламова и А. Блока, логика нравственных «парадоксов» в творчестве В. Шаламова, А. Блока, А. Ахматовой, дан анализ стихотворений Шаламова в контексте «расширения кросс-культурных коммуникативных связей» [6, с. 208].

Вопрос о литературных традициях XIX в. в творчестве Шаламова, об аспектах влияния живописи на художественное мышление автора затрагивался в монографии И.А. Макевниной «Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика» [8]. И.В. Некрасова в статье «Теоретическое наследие Варла-ма Шаламова и его поэзия: опыт литературоведческого интегрирования» избирает стратегию рассмотрения поэтических произведений Шаламова с точки зрения теоретических воззрений автора [9]. Ряд исследовательских работ касался тех или иных граней поэтического мира В. Шаламова: звуковых особенностей его стиха [7], вопроса аллюзий и реминисценций, обращенных и к русской поэзии, и к пласту мировой культуры, анализировались отдельные поэтические произведения Шаламова [4; 1; 3; 11], значимые мотивы его стихотворений [2; 10; 5].

Эти и другие аспекты проведенных ранее различными авторами исследований так или иначе учтены и послужили ориентирами для выстраивания вектора масштабного подхода к изучению поэзии В. Шаламова.

Начать обоснование фундаментальности рецензируемого здесь объемного труда стоит с его структуры. Каждая из двух частей предлагает свой угол зрения и свой подход. Так, в первой части (главе) дается системный анализ основных мотивов, определяющих своеобразие поэзии В. Шаламова, предлагается «синхронный срез» его поэтики. Во второй части методологию анализа можно обозначить как диахронию, и здесь автора интересует проблема традиции, творчество писателя предстает в многообразии связей писателя с современниками, раскрывается место поэта в литературном процессе. Синхрония и диахрония позволяют в совокупности увидеть фигуру писателя в ее полноте и целостном виде, оценить его личность, его поэтику в стереоскопическом ракурсе.

Другой особенностью системного взгляда является использование антиномического подхода. Так, отдельно взятые аспекты поэтики В. Ша-ламова, ее ключевые мотивы предстают в изложении автора как сложные и многовекторные литературные явления. Анализируя мотив камня, ученый находит в нем жизнеутверждающее начало и одновременно начало гибельное. То же самое внутреннее противоречие обнаруживается, например, в мотиве света.

Стремление показать явление сквозь призму принципа противоречивого единства характерно и для «персоналистических» глав: ученый стремится раскрыть духовные и творческие связи В. Шаламова с И. Анненским, А. Блоком, О. Мандельштамом, Б. Пастернаком, с поэтами-символистами в их сложном антиномическом взаимодействии. Отношение В. Шаламо-ва к поэтам не лишено естественного противоречия, анализ обнаруживает особенности, роднящие его с поэтами, близкими ему по вкусам, по духу и по мировоззрению. Но наряду с этим обнаруживается и то, что для поэта чуждо, с чем он полемизирует. Таким образом, анализ по принципу со-противопоставления дает возможноть увидеть поэта объективно, показать его во всем многообразии связей с жизнью и литературным процессом.

Облик поэта, его внутренний мир предстают в книге как порождение сложного времени. Ученый показывает, что многолетняя изоляция в колымских лагерях не только не отменила включенность В. Шаламова в лите-

ратуру, но, напротив, сформировала личность и образ поэта, совершившего гражданский подвиг, сумевшего выжить в нечеловеческих условиях Севера и проторившего свой собственный уникальный путь в русской литературе ХХ в.

Существенно важным для понимания феномена В. Шаламова, как явствует из исследования, является единство его мировоззренческой и эстетической составляющих. Вероятно, это утверждение верно по отношению к любому большому писателю, но для В. Шаламова, прошедшего муки колымского ада и воплотившего испытания на человечность в своем творчестве, это актуально вдвойне и имеет свою особую специфику. Развивая эту мысль, автор исследования следует логике противоречивого единства всего сущего. «Органика жизни» предполагает связь отдельного человека, его бытового и телесного начала с ритмами вселенной. Доказывается, что В. Шаламов воспринимает природу как живой организм, в котором красота и духовное начало сосуществуют с хаотическим и губительным. В подтверждение этой идеи автор приводит высказывание поэта о том, что «природа или за человека, или против человека». Она, подобно человеку, переживает эмоции, сходные с человеческими. Подобное единство природного и человеческого отражается в творчестве. Природа выступает у В. Шаламова, по справедливому утверждению автора, и как объект, и как субъект творчества.

Антиномизм как методологический аспект литературоведческого анализа обнаруживается в том параграфе монографии, где автор обращается к категории трагического у В. Шаламова. Показано, что здесь у поэта сосуществуют бок о бок две важные мысли. С одной стороны, жизнь предстает как невыносимое испытание, страдание, фатальная обреченность, вместилище пустоты и расчеловечивания. С другой, что парадоксально, эти испытания несут в себе «конструктивное», по словам автора, созидательное начало, воплощающееся в стихотворении и ведущее в итоге к катарсису.

Подобная диалектика созидательного и разрушительного присуща и раскрытию категории памяти и темы забвения в параграфе 4 первой главы.

Далее в монографии затронута тема любви в поэзии В. Шаламова, и здесь, может быть впервые в шаламоведении, эта сторона лирики находит свое поистине парадоксальное объяснение. Особенности лирики В. Ша-ламова раскрываются как «эфемерность и хрупкость связей», как мотив «невстречи» и мотив «грядущего надлома». Автор указывает здесь на тра-

дицию тютчевской и ахматовской лирики, но обнаруживает и свои уникальные особенности, продиктованные биографией поэта.

Новаторским можно считать системное рассмотрение поэтики В. Шаламова в контексте его связей с Серебряным веком. Идея наследования поэтом модернистской, особенно акмеистической традиции подтверждается логически выверенной аргументацией. Это касается не только анализа ключевых образов природы, света, камня, гастрономических мотивов. Последнее особенно интересно, учитывая, что лагерь и гастрономия — понятия несовместимые. И все-таки исследователь приводит здесь свои весьма тонкие наблюдения.

Нельзя не согласиться с автором монографии, что влияние символизма на В. Шаламова носило характер «художественного импульса», в то время как акмеизм ощутим как устойчивая художественная «традиция». Символ у В. Шаламова лишен мистического смысла, свободен от двоемирной компоненты. Наиболее подробно рассмотрены связи В. Шаламова с А. Блоком, который сыграл большую роль в жизни и творчестве В. Шаламова. Как отмечает исследователь, наиболее родственным стало напряженное ощущение соотнесенности собственной судьбы с трагическими изломами времени и ощущение своей миссии как свидетеля эпохи. Чрезвычайно интересен разбор образа метели, сходный и одновременно разный у двух поэтов. Образ метели у Шаламова несет в себе многовекторный антиномический заряд — он несет в себе гибель, но он есть и проявление природной мощи и красоты.

Наиболее глубоко и всесторонне рассмотрена акмеистическая традиция. И здесь автор идет по намеченному исследовательскому принципу, он стремится найти общее и различное у художников. Глубокая научная эрудиция и внимание к конкретным текстам позволяют это сделать. «Традиция акмеизма, — отмечается в работе, — сказалась в творчестве Шала-мова в том, что внутреннее в его художественном мире преломляется через внешнее, душевные переживания и сфера мыслимого раскрываются сквозь призму соответствий предметного плана» [12, с. 344].

Отмечая роль телесности в воплощении субстанционального мира, автор отмечает, что главное отличие ее от акмеистов в том, что она у В. Ша-ламова осмысливается сквозь призму боли.

Линии сходства и различия с каждым из поэтов имеют свои особенности. Так, развивая тему В. Шаламов и Н. Гумилев, Д.В. Кротова отмечает

разные способы воплощения темы экзотизма, южная экзотика Н. Гумилева и Север у Шаламова — это две географические полярности, диктующие и различие в интерпретациях. Крайний Север у В. Шаламова — это экстремальный мир между жизнью и смертью. Однако общим является наличие мужественного начала, преодоления и противостояния стихии.

Анализируя связь В. Шаламова с поэтикой О. Мандельштама, автор отмечает наличие мотива сохранения внутренней свободы даже в условиях самых тяжких ограничений, поэт сохраняет свое «я», себя как творческую личность. Выявлена общность в понимании и темы времени: если Мандельштам ощущает себя принадлежащим разным эпохам, то у В. Шаламова преобладает чувство причастности непосредственно своей эпохе, но при этом время и пространство его жизни разрушено.

В ходе аналитического сопоставления поэтики В. Шаламова и А. Ахматовой определяются наиболее важные общие темы. Так, существенно важной становится интерпретация понимания роли и функции поэтического творчества и поэтического слова. Если слову А. Ахматовой присуща религиозность, то мироощущение В. Шаламова лишено такой особенности, хотя в монографии утверждается одновременно мысль о «вере» в исключительную силу поэзии, которая сама приобретает значение религии.

В заключение еще раз отметим, что поэтическое творчество В. Ша-ламова в рецензируемой книге представлено в его системной синхрон-но-диахронной целостности и единстве, которые подтверждены анализом образной системы самой по себе и литературной генеалогии, где выявлены доминантные линии следования литературной традиции и ее дальнейшего развития поэтом. Многочисленные источники исследования — собственно лирика, проза В. Шаламова, обращения к письмам, заметкам, воспоминаниям, фактам биографии, — все это делает аргументацию и логику исследования убедительной, а самой работе придает многомерность и научную достоверность.

В качестве замечания можно указать на одну особенность текста, которая касается терминологии. В тексте, кажется, ни разу не употребляется понятие конфликта или антиномии. Между тем оно многое объясняет в картине мира, созданной В. Шаламовым. Крайний Север чудовищно безжалостен к человеку в колымском аду и одновременно представляется красивым своей холодной красотой; камень обладает «душой», но он может

быть надгробием на могиле; свет прекрасен, но и обладает убийственной силой. Добро и зло, созидание и разрушение, любовь и страдание сосуществует в мире В. Шаламова в их парадоксальном антиномическом единстве и напряженности. Причастность ко времени сопрягается с ощущением утраченного времени. Напряжение антиномического сосуществования наследия поэтов и собственного уникального мироощущения обусловлено пережитой личной и общей трагедией. По Шаламову, литература бессмысленна в бесчеловечном мире, но она обретает смысл в устах «Плутона, поднявшегося из ада», и это уже другая литература. Такова важнейшая из антиномий писателя — эстетическая.

Список литературы Исследования

1 Асафьева Е., Болдырева Е. Формально-семантические инварианты в поэзии и прозе Варлама Шаламова и Бориса Пастернака // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 596-598.

2 Воронина Т.Н. «Домашней жизни чудеса» в лирике В.Т. Шаламова // Вестник Череповецкого государственного университета. Филологические науки. 2017. № 6. С. 53-59. DOI: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-7

3 Гончарова В. Лингвокультурологический анализ стихотворения В. Шаламова «Стихи в честь сосны» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2009. № 2 (135). С. 78-81.

4 Гофман Е. «Видны царапины рояля...». О четырех стихотворениях Варлама Шаламова на смерть Бориса Пастернака // Знамя. 2015. № 3. С. 198-207.

5 Де Понти А. Шаламов и Данте: о двух реминисценциях в «Колымских тетрадях» // Шаламов глазами молодых. Вологда: Сад-огород, 2021. С. 38-49.

6 Жаравина Л.В. Поэзия как судьба. Мирообразы Варлама Шаламова. М.: Флинта, 2019. 244 с.

7 Жаравина Л.В. «Секреты» мастерства: звукосемантика поэтических образов Варлама Шаламова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки. Филологические науки. 2019. № 5 (138). С. 219-226.

8 Макевнина И.А. Поэзия Варлама Шаламова: эстетика и поэтика. Волгоград: ВолгГТУ, 2017. 157 с.

9 Некрасова И.В. Теоретическое наследие Варлама Шаламова и его поэзия: опыт литературоведческого интегрирования // Поезд Шаламова. Проблемы россий-

ского самосознания: судьба и мировоззрение В.Т. Шаламова (к 110-летию со дня рождения). М.: Голос, 2017. C. 138-143.

10 Юргенсон Л. Шаламовский извод дантова ада. Райские мотивы в текстах Варлама Шаламова // Русская литература ХХ-ХХ1 века: направления и течения. Екатеринбург: Словесник, 2006. Вып. 9. C. 132-140.

11 Ясакова Е. Стихотворение Варлама Шаламова «Поэту» (Урок словесности в XI классе) // Русский язык в школе. 2017. № 12. С. 8-14.

Источники

12 Кротова Д.В. Поэзия В. Шаламова: идейно-образные константы и художественная генеалогия (модернистский аспект). М.: МАКС-Пресс, 2023. 576 с.

References

1 Asaf'eva, E., and E. Boldyreva. "Formal'no-semanticheskie invarianty v poezii i proze Varlama Shalamova i Borisa Pasternaka" ["Formal Semantic Invariants in Poetry and Prose by Varlam Shalamov and Boris Pasternak"]. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniia, no. 2 (81), 2020, pp. 596-598. (In Russ.)

2 Voronina, T.N. "'Domashnei zhizni chudesa' v lirike V.T. Shalamova" ["'Miracles of Home Life' in the Lyrics by V.T. Shalamov"]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologicheskie nauki, no. 6, 2017, pp. 53-59.

DOI: 10.23859/1994-0637-2017-6-81-7 (In Russ.)

3 Goncharova, V. "Lingvokul'turologicheskii analiz stikhotvoreniia V. Shalamova 'Stikhi v chest' sosny'." ["Linguistic and Cultural Analysis of V. Shalamov's Poem 'Poems in Honor of a Pine Tree'."] Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Lingvistika, no. 2 (135), 2009, pp. 78-81. (In Russ.)

4 Gofman, E. "'Vidny tsarapiny roialia...' O chetyrekh stikhotvoreniiakh Varlama Shalamova na smert' Borisa Pasternaka" ["'The Scratches of the Piano are Visible...' About Four Poems by Varlam Shalamov on the Death of Boris Pasternak"]. Znamia, no. 3, 2015, pp. 198-207. (In Russ.)

5 De Ponti, A. "Shalamov i Dante: o dvukh reministsentsiiakh v 'Kolymskikh tetradiakh'." ["Shalamov and Dante: About Two Reminiscences in the 'Kolyma Notebooks'."] Shalamovglazami molodykh [Shalamov Through the Eyes of the Young]. Vologda, Sad-ogorod Publ., 2021, pp. 38-49. (In Russ.)

6 Zharavina, L.V. Poeziia kak sud'ba. Miroobrazy Varlama Shalamova [Poetry as Destiny. World Images of Varlam Shalamov]. Moscow, Flinta Publ., 2019. 244 p. (In Russ.)

7 Zharavina, L.V. "'Sekrety' masterstva: zvukosemantika poeticheskikh obrazov Varlama Shalamova" ["The 'Secrets' of Mastery: The Sound Semantics of Varlam Shalamov's Poetic Images"]. Izvestiia Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo

universiteta. Seriia: Pedagogicheskie nauki. Filohgicheskie nauki, no. 5 (138), 2019, pp. 219-226. (In Russ.)

8 Makevnina, I.A. Poeziia Varlama Shalamova: estetika ipoetika [Varlam Shalamov's Poetry: Aesthetics and Poetics]. Volgograd, Volgograd State Technical University Publ., 2017. 157 p. (In Russ.)

9 Nekrasova, I.V. "Teoreticheskoe nasledie Varlama Shalamova i ego poeziia: opyt literaturovedcheskogo integrirovaniia" ["The Theoretical Legacy of Varlam Shalamov and his Poetry: The Experience of Literary Integration"]. PoezdShalamova. Problemy rossiiskogo samosoznaniia: sud'ba i mirovozzrenie V.T. Shalamova (k 110-letiiu so dnia rozhdeniia) [Shalamov's Train. Problems of Russian Identity: The Fate and Worldview of V.T. Shalamov (On the 110th Anniversary of His Birth)]. Moscow, Golos Publ., 2017, pp. 138-143. (In Russ.)

10 Iurgenson, L. "Shalamovskii izvod dantova ada. Raiskie motivy v tekstakh Varlama Shalamova" ["Shalamov's Version of Dante's Hell. Paradisiacal Motifs in Varlam Shalamov's Texts"]. Russkaia literaturaХХ-ХХ1 veka: napravleniia i techeniia [Russian Literature of the 20th-2ist Centuries: Directions and Trends], vol. 9. Ekaterinburg, Slovesnik Publ., 2006, pp. 132-140. (In Russ.)

11 Iasakova, E. "Stikhotvorenie Varlama Shalamova 'Poetu' (Urok slovesnosti v XI klasse)" ["Varlam Shalamov's Poem 'To the Poet' (Literature Lesson in 11th Grade)"]. Russkii iazyk v shkole, no. 12, 2017, pp. 8-14. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.