Научная статья на тему 'Антиномии культурной безопасности'

Антиномии культурной безопасности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
172
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЙ ИЗОЛЯЦИОНИЗМ / ЦИВИЛИЗАЦИОННОСТЬ / CULTURE / CULTUROLOGY / SECURITY / CULTURAL SECURITY / SOCIOLOGY OF CULTURE / CULTURAL ISOLATIONISM / CIVILIZATIONISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ширяев Вячеслав Петрович

В настоящей статье автор рассматривает основную антиномию культурной безопасности противоречие культурной «открытости» и сохранения своей культурной идентичности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers main antinomy of cultural security, which is the contradiction of cultural «openness» and preservation of its identity.

Текст научной работы на тему «Антиномии культурной безопасности»

Вячеслав ШИРЯЕВ

АНТИНОМИИ КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В настоящей статье автор рассматривает основную антиномию культурной безопасности - противоречие культурной «открытости» и сохранения своей культурной идентичности.

In the article the author considers main antinomy of cultural security, which is the contradiction of cultural «openness» and preservation of its identity.

Ключевые слова:

культура, культурология, безопасность, культурная безопасность, социология культуры, культурный изоляционизм, цивилизационность; culture, culturology, security, cultural security, sociology of culture, cultural isolationism, civilizationism.

Понятие «культурная безопасность» принадлежит к числу новейших в понятийном аппарате современной гуманита-ристики. При этом лишь понятие безопасности издавна было на слуху у специалистов по социальным проблемам. В наши дни, вероятно, трудно было бы отыскать образованного человека, не имеющего общего представления о том, что такое государственная безопасность, общественная безопасность или безопасность жизнедеятельности. Однако о том, что такое культурная безопасность, не знают многие из тех, кто в состоянии ответить на вопросы, скажем, о смысле слов «государственная безопасность» или «национальная безопасность». Почему?

Причины, лежащие на поверхности явлений, указать не трудно. В первую очередь, к числу таких причин принадлежит, безусловно, неотчётливое представление о смысле самого слова «культура». Можно даже предположить, что неотчётливость теоретического представления о культуре даёт себя знать, прежде всего, в самом таком атрибутивном использовании: если не ясно, что такое культура вообще, то и прилагательное «культурный» будет столь же неотчётливым и приблизительным, хотя и осмысленным на уровне интуиции.

Однако если это так, то возможно ли в быту общее понимание культуры именно между людьми различных культур? Может ли обсуждение, столь тесно связанное с ценностными ориентациями, вести к реалистическим предложениям о сбалансированных отношениях между обществами и культурами, тогда как глобализация создаёт новые подходы к взаимоотношениям между ними? Можем ли мы оценить должным образом экономическое измерение культуры и конкретные политические последствия, вытекающие из её фундаментальной роли для всех обществ? Может ли главный вызов глобализации привести к такой организации отношений в обществе, которая позволила бы определить эти отношения через различные культуры и другие различия, развивая культурные объекты параллельно существующим экономическим или межгосударственным структурам?

Я не собираюсь здесь решать эту массу вопросов или даже затрагивать всё это проблемное поле, но отмечу, что такие вопросы прямиком ведут к серьёзным антиномиям, которые, в отличие от кантовских трансцендентальных антиномий, приобретают измерение не столько абстрактно-эпистемологическое, сколько конкретносоциологическое. А такой подход сразу же обнаруживает свою недостаточность, феноменоцентристский — не касающийся сути

ШИРЯЕВ

Вячеслав Петрович — к.соц н., профессор ИГУПИТ

igupit zelenograd@mail.ru дела - аспект. Проблема противоречия в культуре, антиномично-

сти самой культуры при таком подходе просто не возникает. Вот характерный пример.

В наши дни А.С. Каплиев предлагает такое определение культуры в связи с понятием культурной безопасности: «Культура есть здравый смысл, ибо она — психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она — физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она — нравственное здоровье. А ещё культура — это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе, ибо сострадание есть отвага души. Значит, культура — это преданность всем своим истокам, словом, она есть любовь, она — здоровье, она — верность. Все эти слова равнозначны по смыслу. Нечистый воздух, грязная вода, отравленная почва — следствия того, что подлинная культура заменена как бы на чиновный “соцкультбыт”»1. Отдавая дань перестроечной публицистической страстности обличений, нельзя всё-таки отвлечься от того обстоятельства, что оба эти и множество других авторов в понимании культуры также идут по пути реализации «перечислительного определения» культуры, которого часто бывает достаточно для непосредственного сиюминутного прагматически ценного действия, но которое даёт сильные сбои, когда речь заходит о стратегических перспективах культурной безопасности. Отсюда присущая А.С. Каплиеву и часто у нас встречающаяся декларативность и риторика в случаях, когда речь заходит о проблемах культурных измерений социума. Так, А.С. Каплиев, видя цель своей работы в том, чтобы создать в итоге условия для «“культа безопасности” в современной России и обеспечения безопасности и конкурентоспособности отечественной культуры в мировом сообществе», заявляет: «Подлинная культура тяготеет не столько к образованию, сколько к воспитанию. Культура есть то, что не имеет специализации, не поддаётся подсчёту, неразложимо и чего нельзя приобрести с дипломом или степенью, а тем более с должностью. Культуре не учатся по книжке, ибо она вся в поступке, в действии, в живом слове»2. При этом автор не замечает разительного противоречия в своих рассуждениях: счи-

1 Каплиев А.С. Безопасность российской культуры в контексте геополитической стратегии России (история и современность) // ibci.ru/AGP/conferen-ма^а1уа18 .Мт

2 Каплиев А.С. Указ. соч.

тая культуру на словах неразложимой, он тут же принимается на деле её... разлагать! Ещё характернее рядоположенность в тексте этого автора безопасности и. «конкурентоспособности» отечественной культуры. Безопасность культуры, таким образом, неотделима от конкуренции. Спрашивается — с кем или с чем?

Впрочем, такое «воинственное» понимание культуры и её безопасности — ещё не самое печальное следствие неотрефлек-тированности подходов к самой культуре. В наши дни именно в социологии получило распространение идущее от Тайлора «описательное» определение культуры, которое, по видимости, всех устраивает. Но зато сразу исчезает при этом момент динамики в самом культурном бытии, а значит, и в понимании культурной безопасности.

Совсем иными характеристиками культуры открывается небольшой очерк о культурной безопасности в брошюре А.Л. Маршака и В.В. Сергеева, посвященной, казалось бы, вполне локальным пробле-мам3. Между тем, эти авторы с самого начала дают понять, что антиномичность культуры как таковой от них не укрылась. В сердцевину проблематики попадает их спецификация каждой национальной культуры как характеризующейся «двумя противоположными тенденциями. Во-первых, национальная культура всегда в той или иной степени открыта для культурного обмена. И как бы она ни была уникальна, самобытна, она постоянно так или иначе связана с культурами других народов, с мировой культурой, обогащается сама их ценностями, опытом, идеями, инновациями... Во-вторых, культурный взаимообмен предполагает сохранение их уникальности, самостоятельности»4. Таким образом, можно спорить о путях разрешения указанной антиномии, но нельзя игнорировать, не замечать само наличие культурной антиномичности.

Именно такой почвой для споров об антиномичности культуры стали в наши дни постановка и решение проблемы культурной безопасности. Оставляя на время в стороне дефинитивные проблемы, связанные с культурной безопасностью и статусом соответствующей социокультурной

3 См.: Маршак А.Л., Сергеев В.В. Культурная безопасность московского мегаполиса. — М. : Серебряные нити, 2008.

4 Там же, стр. 4.

категории1, отмечу, что проблема культурной безопасности стала в некотором смысле предметом концептуальной и острой полемики на, так сказать, институциональном уровне.

Начало спору было положено серией выступлений на II Российском культурологическом конгрессе в Санкт-Петербурге, где проблемы культурной безопасности фигурировали как раз в социологическом одеянии — свой взгляд на культурную безопасность некоторые авторы пытались подтвердить данными социологических исследований. Эта точка зрения в изложении противника такого взгляда, известного российского культуролога и социолога Кирилла Разлогова получила следующее выражение: «Уважаемый доктор наук на основе собственных социологических исследований с удовлетворением отмечал, что значительный процент опрошенных (их всего было 850 человек, все с высшим образованием) поддерживает его основные тезисы: 50,5% считают, что культурная безопасность отстаивает чистоту национальной культуры; 26% отмечают, что культурная безопасность обеспечивает сохранение национальных традиций и преемственность поколений; 25% считают культурную безопасность эквивалентом национальной безопасности; для 16% культурная безопасность — основа государственной стабильности; 14% считают культурную безопасность обязательным фактором обеспечения консолидации общества. И так далее, вплоть до 0%, полагающих, что культурная безопасность служит укреплению прав и достоинств челове-ка»2.

К. Разлогов сразу же и комментирует эти данные: «С последним нельзя не согласиться — не укрепляет и не способствует.»3. В этом кратком комментарии — вся суть позиции К. Разлогова. С его точки зрения сама постановка вопроса о культурной безопасности идёт вразрез с реальным значением позитивных процессов в обществе, которые связываются с функционированием культурных механизмов. Последующие краткие, но энергичные

1 См. об этом нашу статью в сб. «Истина, история, идеология» (М., 2009).

2 Разлогов К. Культурная опасность // Компания (еженедельник). — М., 2008, 8 декабря.

3 Там же.

высказывания в короткой заметке К. Разлогова не оставляют сомнения в правильном понимании его исходных идей. «Автору даже не приходит в голову, — пишет К. Разлогов, — что гипертрофия культурной безопасности может обрушить престиж национальной культуры, способствовать изоляционизму от культуры мировой, разрушать основы диалога культур, подточить доверие между народами и конфессиями и т.д. и т.п. Даже если респонденты в этом убеждены, методика “исследования” не даёт им возможности в этом признаться».

Речь, таким образом, в первую очередь идёт о некорректности социологических методик, которыми исследователь пытается подтвердить свой, как представляется К. Разлогову, предвзятый взгляд. И в этом, по-видимому, немало верного, если также принять совершенно корректные замечания высококвалифицированного социолога, который вдобавок прекрасно знает, какими средствами в прежние времена добивались «подтверждения социологическими данными» генеральной линии партии. Не возразишь против того, что, как говорит К. Разлогов, «.главное в любом социальном анализе — выяснить реальное положение если не ситуации в обществе, то хотя бы убеждений и предпочтений людей».

Возникший спор появился не на пустом месте. Он — проявление давнего противостояния двух полярных (во многом, но не во всём) культурологических тенденций. Одна из них, так сказать цивилизационная, ориентированная на специфичность каждой культуры, другая — уни-версализационная, ориентированная на единство мировой культуры.

Отмечу только в заключение в порядке предварительного вывода, что методологически бесплодным и теоретически ошибочным было бы пытаться рассматривать проблему культурной безопасности как ложную и надуманную, равно как и делать вид, будто проблему культурной безопасности можно свести всего лишь к плоско прагматическому уровню, не пытаясь поставить её в контекст общего и, увы, отнюдь не завершённого в современной науке спора о категориальном статусе культуры и, следовательно, о научном статусе культурологии как науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.