УДК 16.167/168
ББК ОУИКОБ
Антиномично-истинные научные особенности русского М1ра
© П.В. Калитин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Раскрыт особый, антиномично-истинный научный характер русского М1ра в его ме-таисторической, и таинственно — органичности, в его постоянной креационисто-творческой: не-классически — динамике. Конкретно рассмотрен соответствующий противоречивый смысл ключевых понятий русского М1ра: синергичной свободы и победоносного кенозиса — оттеняется их диалектично-ложная взаимосвязь с оборот-ническими аналогами. Использованы работы И.А. Ильина, Г.П. Федотова, НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, А. С. Изгоева, Н.О. Лосского и др.
Ключевые слова: русский М1р, научный антиномизм, метаистория, свобода, кенозис, моноидеизм, диалектический синтез, русофобия
Опубликовано в авторской редакции.
«Живая тайна» — именно так И. А. Ильин определяет созерцательную: сердечно - метапредметность исторической России. «Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать» [1, с. 8, 13, 19].
Налицо - исключительно антиномическое: конкретно, и научно — понимание нашей исторической, и — сверх: исторической Родины, — словом, М1ра - во всей Его апофактически: экзистенциальной — непознаваемо: канонической — счастливо: улётно: безмолвной - просто Провиденциальной! — органичности. Налицо - особая духовная дуаль-усугублённость, и — целостность всегда акдуального русского Мра, и — Его исихия, которые взаимно обусловлены соткровенной (= сокровенной + откровенной): «картиной предельного драматического напряжения» во внешней (: военно-политической: социальной) и внутренней (нравственной: религиозной) сфере [1, с. 469-470].
Соответственно амбивалентно «и души наши (утверьдьительно! — П.К.) глубоки и буреломны, разливны и бездонны (безднумны (= бездонно + безумно + умны)! — П.К.), и научились во всём (жертвенно: пассионарно: торжествующе! — П.К.) идти до конца и не бояться смерти... Нам (неасуще (= несуще + насуще + суще)! — П.К.) открылся весь размах страстей и все крайности верха и низа, "самозабвенной мглы" и "бессмертного солнца ума" (Пушкин), сонной вялости и буйной одержимости, бесконечной преданности на смерть и неугасимой ненависти на всю жизнь. (Сугубо целостное! - П.К.) чувство
предельности, живой (намертво! — П.К.) опыт ночной (просветлённо! — П.К.) стихии (М1ра! - П.К.), дар пророческой (уже и по-
настоящему: оправданной! - П.К.) одержимости — дала нам наша Родина» [1, с. 12, 13]... Под Благодатной: Промыслительно, и — таинственно властью русского Бога. При постоянно-суровой, ура, и - спасительно! - отечественной мета: истории - во всей её эсхатологизирован-ной: повседневно - предметной непосредственности.
Триединый: безднумно - круг: русского Творца - русского М1ра -русской души - бесконечно, и - акдуально - замкнулся - во всей своей синергично-свободной: горе - Богочеловечески, и - антропоцентрично: долу! - тайне.
«Мы родимся в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы сугубо (н-естьнестьвенно (= неестественно + естественно!) — П. К.) — несём её в себе - и все её дары, и все её опасности: и дары её — способность из глубины (апофактически: всегда вдруг — креа-ционисто! — П.К.) творить, беззаветно любить и гореть в молитве, и опасности её — (нигилистическую! — П.К.) тягу к (однозначно-тотальному! - П.К.) безвластию, беззаконию, произволу и замешательству...» [1, с. 9].
Так, с антиномично-тождественной: воистину! - методической последовательностью - И. А. Ильин уже в посмертно-опубликованной статье «О демонизме и сатанизме» выходит на ключевую проблему русского М1ра: появление в нём к 1917 году «цельных натур, без всякого раздвоения, которые просто наслаждаются злом», опять же «тотально»: заболев — «политическим честолюбием и властолюбием и повсюду [ломясь] к власти» и превратив «духовную бездну», точнее, внутренне-свободное: апофактически — всегда вдруг: креационисто — безднумие — в заведомо отрицательную: «антихристиански» — стихию — во всей её закоренело-греховной, разумеется, гедонистски — преисполненности и с(о)вершённости. Без всякой неасущей: преобра-зующе — противоречивости. Не в пример даже заядло: «самообожествлённому», но! — «романтически»-«привлекательному», но! — с «неукрощённым инстинктом»: любопытственной игры в добро и зло, — в конечном счёте, способной: «одуматься, раскаяться и обратиться», короче, не в пример — просто спонтанно соблазнённому: «демонизму» [1, с. 275, 278, 279, 276].
В работе «О России и русской душе», тоже изданной посмертно, И. А. Ильин уконкретизирует гносеологическую причину: вину! — этого исключидельно-тотального: сатанизма - как «чувство моноидеизма» — во всей его нигилистической сконцентрированности, интенсивности, энергичности [2, с. 81, 82].
Примечательно, и сотборно! — что весьма и весьма далёкий от ильинского сердечного созерцания Г.П. Федотов тоже принципиально и
в то же послереволюционное время отвергает «ложный монизм» — именно для адекватного и конгениального: научно — понимания рус-скости: ведь он «может быть явлен лишь в последней гармонии Царства Божия» — в истинном: лишь акультурно-исихастно! — свете [3, с. 172— 173, 183]...
Но нельзя не подчеркнуть, что ещё в сборнике «Вехи» (1909 г.) Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков проницательно уловили «какую-то болезненную навязчивую»: «мономанию», — или «подпольный»: «идейный монолит», не важно какого «самовернейшего способа спасения человечества» [4, с. 19; 5, с. 34, 46], который однозначно-буйно-одержимая: вне себя! — русская интеллигенция вслед за Ф.М. Достоевским — и связывала «беспочвенно» и «максималистически» — с самой сущностью русскости — во всём её пелагиански-хилиастском: «эсхатологически» — угаре, согласно опять Г.П. Федотову [3, с. 173].
Тем не менее, казалось бы, заведомо-отрицательная: «совершенно», если не «классически» — сатанинская бездна, по И. А. Ильину, вдруг «оборачивается», и антиномически: доподлинно - «несовместимо»! -«оборачивается» — божественно-действенным креационизмом, если воспользоваться адекватно: конгениальным выводом Ф.А. Степуна [6, с. 312-315]. В конце концов, «и бесы веруют, и трепещут» — «хорошо»: ради «единого» Бога [см.: Иак. 2-19]. Заметьте — не Триединого — не Богочеловеческого: с Его никейским и халкидонским: неасуще! — «безумием» и «соблазном» [см.: 1 Кор. 1-23]. Короче, не с конкретным: спасительно — безднумием... Увы, не исключающим, пусть, неслиян-но-абсурдно — и дьявольскую пропасть греха - со всем его «третье-римским», по Н.А. Бердяеву, «мессианством» большевиков, последовательно, и — страшстно (= страшно + страстно)! — выразившим как раз противоречивую природу «чисто религиозной формации»: да, всевозможной! — «русской души» — вследствие её сугубо «христианского воспитания», и — у тех, кто даже «тотально», точнее, тотаэлитварно (= тоталитарно + элитно + тварно), отказался в своём сознании от «всякого религиозного чувства» [7, с. 8-10, 117-118, 125-126, 138-139, 144].
Эта максималистично-объективизированная: православно, и - сатанински! - абиссия (= abyssus (: бездна (греч.) + bis (: дважды (лат.)))) — не могла органически не разверзнуть и тайную: по-русски — свободу — не только на-в её синергично-исихастную, и — нигилистическую крайность, но и на её столь же амбивалентный кенозис - во всём его собственно подвижническом: ортодоксалосно (= ортодоксально + салосно (: юродственно (букв.: потрясающе (греч.)))), и — собственно интеллигентском: героически — жертвоприношении: самоотвержении; во всей его смиренной: несовершенно-мучительно, и - гордынной: «совершен-но-спасающе» (по меньшей мере, русский народ) — самооценке, согласно С.Н. Булгакову [5, с. 36-38, 44-45, 53-62 и др.]. Во всём
кенотическом: н-естьнестьвенно — блаженстве, и — гедонизме — от своего Христова, и — оборотнического (с «верой»: моноидеистически — «наизнанку», вновь по С.Н. Булгакову [5, с. 38]!) — креста, и — кгрестха: ха (= креста + во грехе + (сугрубо) ха-ха!)...
Г. П. Федотов именно кенозис признавал отличительной особенностью нашего христианского типа, тоже видя в нём неизбежный соблазн или при «чистом»: однозначно — эросе, или при «чистом»: однозначно — агапе, — понятно, без их антиномично-истинной: научно - взаимодополнительности [3, с. 165, 174, 226-227]. Кстати, ему, добросовестному знатоку отечественной святости, охотно вторили Н.О. Лосский [8, с. 8] и о. Александр Шмеман [9, с. 344], сотборно: оттеняя — уничижительно-рабский «зрак» венценосного, и — Царски-Славного — Христа — в каждой действительно русской душе.
«Можно сказать, Россия находит слишком реальным и грубым самую земную (однозначно! — П.К.) жизнь Спасителя. Но вот Спаситель близится ко кресту; Россия страшно (страшстно! — П.К.) настораживается, ухо всё открыто, сердце бьётся. Христос умер - Россия в смятении! Для неё это — не история, а как бы наличный сейчас факт (неасущий! — П.К.). Она прошла со Христом невыразимую (: апофактически! — П.К.) муку Голгофы. Но и это ещё не всё, не главная "сущность русской веры". "Русская вера" чрезвычайно напоминает. заключительные главы Евангелия, бледные, не реальные, потусторонние (и — буквально! — П.К.). И русский человек не только глубоко постиг тайную красоту смерти и ползёт (? — П.К.) к этой странной и загадочной красоте: но он и в самом деле умеет с величием (победоносно! — П.К.) умирать, он сам становится прекраснее в болезнях, в страданиях, в испытаниях. И особенно — прямо перед гробом» — по конгениальному: воистину амбивалентно! — соткровению (= сокровенному + откровению)! — В.В. Розанова [10, с. 10-11; 11, с. 41-42, 47, 52; 12, с. 68-69, 74-75, 85, 109-110]. Ибо «значит, "бессмертие души" [в Церкви] так же несомненно, близко, осязательно, как булка в булочной», по его же — вновь противоречиво-истинному! — уточнению [13, с. 472].
«Фашистская партия резко отличается от других партий тем, что в основе её деятельности лежит принцип служения. Фашистская партия это не объединение политиканов, т.е. лиц, сделавших из политической деятельности себе профессию (что мы видим во всех других партиях), а объединение людей, поставивших себе целью жертвенное (выд. мной. — П.К.) служение национальному государству» — так строго-кенотически определял специфику — бывшего: в натуре! — русского фашизма — один из двух его вождей, К.В. Родзаевский [14, с. 404, 421].
Нельзя не отметить, что едва ли не единственный серьёзный исследователь русского фашизма Д. Стефан прямо обнаруживал «истинное
лицо» того же К.В. Родзаевского как религиозного «мечтателя-эгоиста, комичного в своём позёрстве, трогательного в своей беззащитности (выд. мной. — ПК), трагичного в своём стремлении к невозможному» (выд. мной. — П.К.) — что объективнейшим образом подкреплялось конкретным противостоянием ему «тоталитарного государства, оберегаемого вездесущими органами безопасности и крупнейшей в мире регулярной армией» — абсолютная не чета престарелому Гинден-бургу в преднацистской Германии [15, с. 78, 434-435, 436].
Таким образом, особый русский кенотизм приобретает: н-естьнестьвенно! — действительно универсалистский: антиномично, и — таинственно-объективизированный — размах. Вплоть до фашистской — даже «невозможно»: закраинно! — самоотверженности. Вплоть до критериальной: сугрубо интеллигентски — «постоянной готовности умереть», или «крестной (: во кгрестхё: хё! — П.К.) жертвы» — вне её должно-ценностного интереса ни к «вопросам нравственности», ни к «вопросам творчества и философии самих по себе», по заключению ещё одного проницательного «веховца» А. С. Изгоева [16, с. 114-116].
Велик, и с лихвою! — соблазн: быть, казалось бы, спасительно, героически и даже красиво — доподлинно русским, но моно = диалек-дичьно и энтропийно-оборотнически: до полного абсурда! — смешиваясь-уравниваясь — с истинным, точнее, не-истовым (= неистовым + истовым ^ истым) кенозисом во Христе: по-Царски-Славном, и — венценосно-уничижительным, «разумеется», «тотально!» - смешиваясь-уравни-ваясь — с универсально-антиномической: воистину Богочело-вечески — синергично! — свободой и, бесконечно, с самим: всеотзыв-чиво-всевозможным! — безднумием — под всегда неасущей: долу — сенью Благодатно: Промыслительного, и — апофатически — русского Бога [17, с. 91-97].
И смешивалась: энтропийно — и сатанински: тотаэлитварно! — смешивалась в уконечно-нигилистическом счёте — наша ликхая: на убой! — наслажденческий — б-лажь-а-душа.
И смешивался: диалекдичьно — и сатанински: тотаэлитварно! — смешивался в уконечном нигилистическом счёте — наш самозванно-мессианствующий: страшно — морок-мирок... И до нынешнего русского: откровенно-демографического! — во грехе кайфоманном — креста. Уже однозначного: интеллигентски, да и фашистски! — просто вымирания — во всём его самопротиворечивом: самоотверженно — вне себя: «прекрасно»! — ^уть-нелепии.
Да, не соблюдали, и не соблюдаем — мы: естественно, и — сверхъестественно! — свято-иоаннов: разъединяющий — радикально! — завет «испытания духов» [см.: 1 Иоан. 4-1], «по-мирски» [см. там же: 4-5]: здравомысленно, и — действительно безумно! — нагнетая — (все)единые: «Христово» = антиХристски! — крайности — во всей их
доподлинно-антропоцентрической: гордынно, да и самобытно! — безысходности. Аккурат до адекватно-заслуженной: с синтезированно-гармонизйторным мир(о)ком — на смеш(х)ь — гуманусно (= гуманно + + гумусно + гнусно + с (моно)манией + манны)! — дегенерации, и тле-творно-могильно...
И М1р наш: синергично-распятый — для нас — гедонистски: законно — обветшало! — исчезает, и мы — для него [см.: Гал. 6-14] — целиком: вне себя — исчезаем — преисполняясь однозначно-самоубийственной: Западло! - волей к власти = бесвластию — и над = подл собою, по-ильински: заведомо стихийными, и лишь подлчистую «вечно-женственными» [2, с. 171, 172, 182-183 и др.]! — и над = подл
Г и Г Г / ,
хилиастной: краиски-вкрадчиво - в полный хламур (= хлам + гламур ^ ура + мура)! — по-иезуитски: просто трупной — анти = совково-стью...
И обуяло — с тем же тотаэлитварным, но «глобалистски» — абсурдом — как раз представительное: гуманусно — Западло — обуяло — ей-окей, неподкупно: дотстойной — могильнищуе^ки-отменно! — русодией (= к русским + odium (: ненависть (лат.))). Ведь даже убойно-нигилистическая: орган« чегоски! — бездна — чревата — опять же самобытно: снято — вопреки себе! — вдруг обратиться — в свою безднумную: креационисто — всегда «невозможно»: спасительную! — противоположность («ложность-ложность»! — уже русофобски-устрашающую: преползновенный — доподлинно — сторицей! — Западло-сатанизм)...
И кгрестх наш, ей-окей, воочию: Богооставленный! — всё-таки ке-нозисно: распят, пусть, и в наслажденческом: хламурно — яога^стве (= богатство + по гадству точно: радостно) + адно + до дна) — но самоотрицательно: снят-свято! — с бе(с)зпредельной абиссией, и — вп(о)рок: всевозможно — да актуально! — во Христе, и — Царски-Славном.
И угораздились мы — с неудержимой: самодержавно, и — неасуще-голгофной — вдруг-возНИКновьённостью: воистину в n-ой степени — с 24 февраля 2022 года! — таинственно, и — намертво: вживаться! — в страшстно-венценосную: органически — н-есть (= несть + есть)! — своего воочию метаисторического: воск(г)рес(х)идёльнпо! — Мiра. И его синергично-свободное: Богочеловечески — безднумно — тверьдь-основьйние — триедино, и ортодоксалоснпо — разверзлось: замкнулось — на не-с(о)вершенно-множественный: пассионарно, и — героически! — Катехон — понятно, только с прогрессирующей адекватностью — расцеливая на бис! — и дотстойную: могильнищуегаки-отменно — русодию, и доподл(ИНН)о-оправданную: с лихвою демоно-крат«чуечкой (= демонической + моно[манной] + демократической + + yes + ss (^ $$))! — русофобию — гр(л)об-в-гр(л)об — на полный: сугрубо — гуманизец!..
Итак, мы безднумно: апофактически, и просто объективизирован-но — разверзнули — антиномично-истинные особенности русского М1ра — во всей его животворной: креационисто — всегда вдруг — воочию метаисторической: воск(г)рес(х)идёльнпо — предмет-орган« чн-ести! — во всей его методично-не-классической (= неклассической + классической): актуально и взаимодополнительно — научности — благодаря их синергично-свободной: Богочеловечески — творчески, и вп(о)рок: венценосно-победный! — тверьдь-основьанию. Это - во-первых.
И во-вторых, мы раскрыли: сугубо — ключевой: доподл(ИНН)о — соблазн — русского М1ра, соблазн — сатанински-диалекдичьной, и тотаэлитварно — цельности — при всём её самопротиворечиво-оборотническом: на убой наслажденчески — абсурде, и — внезапном: безднумно — преображении.
И Россия начала, начала — самобытно, и суверенпо — до кенозис-ной торжественности: во Христе — соткровенно: отрождаться! — сверх своего «совершенно»-«естественного»: обветшало! — морок-мир(о)ка.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. Кн. II. Москва, Русская книга,
1996, 672 с.
[2] Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 6. Кн. III. Москва, Русская книга,
1997, 560 с.
[3] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В кн.: Избранные работы по философии русской истории и культуры. В 2 т. Т. 2. Санкт-Петербург, София, 1992, 352 с.
[4] Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. В сб.: Вехи. Из глубины. Москва, Правда, 1991, 608 с.
[5] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. В сб.: Вехи. Из глубины. Москва, Правда, 1991, 608 с.
[6] Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. Москва, Астрель, 2008, 807 с.
[7] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Москва, Наука, 1990, 224 с.
[8] Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. I. Франкфурт-на-Майне, Посев, 1957, 64 с.
[9] Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. Нью-Йорк, Изд-во им. Чехова, 1954, 392 с.
[10] Розанов В.В. Собрание сочинений. В тёмных религиозных лучах. Москва, Республика, 1994, 476 с.
[11] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва, Прогресс, 1992, 528 с.
[12] Янкелевич В. Смерть. Москва, Изд-во Литературного института, 1999, 448 с.
[13] Розанов В.В. О себе и жизни своей. Москва, Московский рабочий, 1990, 876 с.
[14] Родзаевский К.В. Завещание. Москва, ФЭРИ-В, 2001, 512 с.
[15] Стефан Д. Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции. 1925-1945. Москва, Слово, 1992, 441 с.
[16] Изгоев А.С. Об интеллигентной молодёжи. В сб.: Вехи. Из глубины. Москва, Правда, 1991, 608 с.
[17] Калитин П.В. Не-истовая типология двойственности. Москва, ИОИ, 2023, 260 с.
Статья поступила в редакцию 28.02.2024
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Калитин П.В. Антиномично-истинные научные особенности русского М1ра.
Гуманитарный вестник, 2024, вып. 3. ББМ РУИКЭ8
Калитин Петр Вячеславович — д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-таЛ: [email protected]
Antinomian-true scientific features of the Russian World
© P.V. Kalitin
Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia
The article shows the special, antinomically true character of the Russian World in its me-tahistorical and mysterious organicity, in its constant creationist-creative dynamics. Accordingly, the contradictory meaning of the key concepts of the Russian World — synergistic freedom and victorious kenosis — in their dialectically-false relationship with their werewolf counterparts is specifically considered. The author uses the works of I.A. Ilyin, G.P. Fedotov, N.A. Berdyaev, S.N. Bulgakov, A.S. Izgoev, N.O. Lossky and others.
Keywords: Russian World, metahistory, freedom, kenosis, monoideism, or dialectical synthesis, Russophobia
REFERENCES
[1] Ilyin I.A. Sobr. op. In 10 vols., vol. 6, BookII. Moscow, Russian Book Publ., 1996, 672 p.
[2] Ilyin I.A. Sobr. op. In 10 vols., vol. 6, BookIII. Moscow, Russian Book Publ., 1997, 560 p.
[3] Fedotov G.P. Fate and sins of Russia. Selected works on the philosophy of Russian history and culture. In 2 vols. Vol. 2. St. Petersburg, Sofia Publ., 1992, 352 p.
[4] Berdyaev N.A. Philosophical truth and intellectual truth. In: Milestones. From the depths. Moscow, Pravda Publ., 1991, 608 p.
[5] Bulgakov S.N. Heroism and asceticism. In: Milestones. From the depths. Moscow, Pravda Publ., 1991, 608 p.
[6] Stepun F.A. Life and creativity. Selected works. Moscow, Astrel Publ., 2008, 807 p.
[7] Berdyaev N.A. The origins and meaning of Russian communism. Moscow, Nauka Publ., 1990, 224 p.
[8] Lossky N.O. The character of the Russian people. Book I. Frankfurt am Main, Sowing Publ., 1957, 64 p.
[9] Prot. Alexander Schmeman. The historical path of Orthodoxy. New York, Chekhov Publishing House, 1954, 392 p.
[10] Rozanov V.V. Sobr. op. In the dark religious rays. Moscow, Republic Publ., 1994, 476 p.
[11] Arjes F. A man facing death. Moscow, Progress Publ., 1992, 528 p.
[12] Yankelevich V. Death. Moscow, Publishing House of the Literary Institute, 1999, 448 p.
[13] Rozanov V.V. About yourself and your life. Moscow, Moskovsky Rabochy Publ.,
1990, 876 p.
[14] Rodzaevsky K.V. Testament. Moscow, FAR-V Publ., 2001, 512 p.
[15] Stefan D. Russian fascists: Tragedy and farce in emigration. 1925-1945. Moscow, Slovo Publ., 1992, 441 p.
[16] Izgoev A.S. About intelligent youth / Milestones. From the depths. Moscow, Pravda,
1991, 608 p.
[17] Kalitin P.V. A non-genuine typology of duality. Moscow, IOI Publ., 2023, 260 p.
Kalitin P.V., Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Chair of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]